Как снимать сверху со штатива

Обновлено: 01.05.2024

Предметная фотография по-своему сложный жанр. В нём много нюансов различных приёмов и стилей съёмки. Создать качественное фото в предметке, как и в любом другом жанре, невозможно без специальных инструментов. Первостепенную важность, конечно же, имеет камера и объектив.

Для работы понадобится хороший фотоаппарат любительского или профессионального класса. Мыльницей тоже можно сделать хорошее фото, но исключительно для себя или для друзей. Для коммерческой работы компакты не подойдут. Необходимо устройство как минимум с 1-дюймовой или MFT-матрицей. В идеале надо использовать APS-C или полнокадровую камеру.

После подготовки камеры и оптики для крупных планов предметной фотографии, нужно подумать о штативе, потому что без него ничего хорошего не получится. Выбрать штатив для фотоаппарата не сложно. Выбор зависит от конкретных задач, а в предметной фотографии они специфические. Вам нужно иметь возможность размещать камеру не только перед предметным столом, но и над ним, а сделать это можно только при помощи поворотной штанги. С этим определились. Отбрасываем все штативы без поворотной штанги. При этом вы сможете использовать такую модель для любой другой съёмки, так что он достаточно универсален.

Использование штатива в предметной съемке

Далее при выборе штатива нужно обратить внимание на головку. Их бывает множество видов в зависимости от назначения и ценовой категории. Тут уж нужно выбирать исходя из бюджета, выделенного на организацию предметной съёмки. Шаровая голова вряд ли будет удобнее обычной, так как во время изменения ракурса не нужно будет выполнять наклоны влево и вправо. Как правило, предметы снимают с соблюдением горизонтального положения камеры. Голову берём обычную, но достаточно прочную, чтобы она выдержала вашу камеру с большой оптикой и удобно управлялась.

Использование штатива в предметной съемке

Также штатив для камеры должен быть достаточно тяжёлым. Это придаст ему устойчивости. При создании нескольких снимков с различной экспозицией и работе с макрорельсами. Выбирайте максимально прочный и тяжёлый штатив.

Использование штатива в предметной съемке

Раз уж мы упомянули макрорельсы, то вкратце рассмотрим, что это такое. При съёмке мелких объектов фокусироваться приходится на очень близком расстоянии. Из-за этого глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) становится очень маленькой и весь объект не может оказаться в фокусе. Камера фокусируется только на небольшой его части. Чтобы расширить зону резкости делают несколько кадров с фокусировкой на различных частях, а потом объединяют снимки в графическом редакторе. Казалось бы, можно просто слегка смещать фокус вращая кольцо фокусировки, но при этом изменяется перспектива и полученные кадры плохо стыкуются, создавая артефакты и нерезкие зоны. Поэтому смещать положение фокусировочной группы в объективе нельзя. Нужно смещать саму камеру. И тут на помощь приходят макрорельсы. Они оборудованы специальными рукоятками, вращение которых позволяет сместить камеру на миллиметры. Макрорельсы по сути являются одним из типов голов или дополнением к головке для штатива.

Использование штатива в предметной съемке

Также в предметной фотографии играет большую роль освещение. Можно обойтись светом из окна и отражателями, но это приемлемо если вы снимаете натюрморт или что-то в этом стиле. При работе с мелкими объектами будет удобно снимать в лайткубе, но универсальным решением является использование вспышек. Как минимум одна внешняя вспышка и отражатель позволят создать приемлемое освещение для сцены, но вспышку следует крепить не на камеру. Схему освещения могут быть различными и тут также поможет штатив. Для вспышки не обязательно использовать специальные стойки. Вспышка совершенно неподвижна во время съёмки и будет стоять так, как вы её установите.

Использование штатива в предметной съемке

Существуют варианты штативов с крюком между ног. На него можно повесить свой рюкзак или любой утяжелитель, который добавит устойчивости вашей установке.

Имея всё необходимое нужно организовать пространство для съёмки. Определитесь с фоном. Если нужен только объект съёмки на нейтральном фоне, используйте плотную белую бумагу формата А1 или специальные фоны для фотосъёмки. Постройте схему освещения. Пробуйте разные варианты, даже самое неординарно решение может оказаться идеальным именно для вашего объекта съёмки. Закрепите камеру на штативе и выберите ракурс, работая наклоном головки и штанги штатива. Определитесь с тем, насколько должен быть крупный план. Если вы выполняете работу для заказчика, то следует уточнить этот нюанс у него. Вы должны чётко знать, как именно фотографировать. Попросите показать примеры фотографий, на которые вы будите ровняться. Так будет проще найти общий язык.

Использование штатива в предметной съемке

Если вам нужно сделать фотографии объекта с разных сторон, постарайтесь использовать поворотный стол. Так вы сэкономите много времени. Вам не придётся выполнять фокусировку после каждого поворота. Снимки получатся более качественными и стабильными, что будет свидетельствовать о профессиональном подходе.

Использование штатива в предметной съемке

В заключении отметим, что, если вы хотите заняться предметной фотографией, покупайте как можно более качественное оборудование в рамках своего бюджета. Это утверждение актуально для всех жанров, но в предметке вы особенно зависите от устойчивости штатива и его функциональности. Вы можете использовать естественный свет или свет от ламп накаливания, исключив вспышку, можете сделать макрообъектив из любой своей оптики, но фотографировать мелкие объекты и получать наилучшую резкость снимая с рук не получится, поэтому штатив и головка играют большую роль в этом жанре.

Начнем с конца: как снимаются вот такие пейзажи?

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Короче говоря, крепление полнокадрового фотоаппарата с тяжелым шириком в горизонтальной позиции проблем не вызывает, так как вес распределен равномерно, ближе к центральной штанге штатива. Проблема появляется, когда мы поворачиваем камеру для съемки вертикальных кадров (например, панорамы фотографируют чаще всего в такой позиции, поскольку потом их легче сшивать из-за меньших геометрических искажений).

Чтобы продемонстрировать фотосъемку с кронштейном L-Plate, я приехал после работы домой, схватил свой фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW со всем комплектом фототехники (полнокадровый Nikon D610, Nikon 24-70mm f/2.8G, Nikon 70-200mm f/2.8G, Samyang 14mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya Pro 1 Digital Circular Polarizer), штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, кропнутый Nikon D5100 со светосильным зумом Nikon 17-55mm f/2.8G) и помчался в соседний с Екатеринбургом город Среднеуральск, чтобы отснять для этого обзора иллюстрации.

Итак, случай №1 – съемка пейзажа на камеру Никон Д610 с тяжелым объективом Никон 24-70/2.8 при установки её на карбоновый штатив в горизонтальном положении. Фотографируем 3 кадра с разной экспозицией, чтобы получить HDR.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

В горизонтальном положении голова Siru G-20KX нормально держит даже тяжелую систему из полного кадра, телеконвертера Nikon TC-14E II и телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G. Общий вес такого комплекта составляет 2,5 килограмма (0,76+0,2+1,54 кг).

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Обратите внимание на фото выше: сбоку головы имеется специальная прорезь для поворота камеры в вертикальное положение. Когда мне нужно снять фото вертикально, просто отвинчиваю зажимную рукоятку и ставлю фотоаппарат под нужным углом.

Здесь возможны три проблемы. Во-первых, прорезь не позволяет повернуть голову больше, чем на 90 градусов, а это бывает нужно при съемке, например, на склоне горы. Во-вторых, тяжелый комплект (типа показанного выше полного кадра Nikon D610 и телевика с большим весом) головка с диаметром шара 38 мм держит плохо, как бы сильно ты ни зажимал её. Возможно, помогла бы голова с шаром D=54 мм, но весит она почти в два раза больше, что не очень удобно в путешествиях. Да и крепление тяжелого объектива под углом грозит выломать байонет в вашей тушке.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Перед покупкой меня мучил вопрос, не будет ли такой кронштейн мешать держать камеру в руках; не придется ли его без конца откручивать и прикручивать обратно. В реальности я его не замечаю, и не снимаю с тушки – будто все три года владения полным кадром Никон Д610 им всегда и пользовался, не мучаясь с установкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 или Samyang 14mm f/2.8 в вертикальное положение.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Посмотрите видео с обзором, зачем фотографу нужен крепежный кронштейн L-bracket. Оно на английском языке, но все и так понятно.

Obzor moego karbonovogo shtativa Sirui T-2204X s golovoi G-20KX Poiasnenie chem otlichaiutsia modeli dannogo proizvoditelia Tablitsa kharakteristik ego zhe shtativnykh golovok.

Obzor aljuminievogo shtativa R-2004 s golovkoj G20-KX


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

комментария 34

И от моей жены подарок: как снимались иллюстрации к этому обзору L-plate с советами, как крепить тяжелую фототехнику вертикально.

Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.

Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.

Ага, Среднеуральск был, а заката не было?

Что-то подобное купил и Павел Кравченко. Пользуемся вместе. Удобно, что говорить. Хоть и нет таких мощных объективов.


У площадки L-Plate две функции: правильно распределять нагрузку на штативную головку и быстро менять ориентацию кадра с горизонтальной на вертикальную. Поэтому и с более легким фотоаппаратом я тоже её взял бы сейчас.

ну… вообще то эта площадка позиционируется не только для малогабаритных камер… достаточная жесткость позволяет фиксировать в произвольном положении и достаточно тяжелые зеркальные камеры… При первой же возможности могу предоставить ее на испытание 🙂

Посмотрю… Мне твой кронштейн L-Plate больше подходит по функционалу. Куплю себе такой тоже.

а на сколько это принципиально? при переходе с горизонтального на вертикальный кадр так или иначе придется менять кадрировку… именно поэтому я отказался от приобретения данной штуковины…

Павел, о твоей головке для штатива Z type я раньше не слышал, пока не протестируем, не скажу, что удобнее. В кронштейне L-bracket если не обеспечить угол 90 градусов, наверное, крепить к камере будет неудобно.

Пока, в связи с разъездами, встретиться для теста Z type не смогу. В июне теперь только, наверное.

Интересная штуковина, прочитал и заказал себе такую же с Ebay, 279 рублей с доставкой обошлось…

Привет, Андрей. Я много раз говорил, что мой блог читать — одни расходы. 🙂 На самом деле, эта L-bracket — простое и недорогое приспособление, повышающее удобство съемки. Думаю, пригодится в работе.

да ладно… когда присматривал для себя (вернее для своей соньки) она стоила от 1.5 до 2 т.р.

Павел, некоторые из гостей сайта после моих статей не то, что L-plate покупали, но полный кадр или дорогие обьективы. Я этот момент имел ввиду. 🙂

Для сонек за них так и просят, там форма немного другая )))

Посмотрел видео и прикинул, что L-plate, возможно, и для меня будет не лишним.

Миша, по идее, такой кронштейн не помешает любому фотографу, кто пытается снимать серьезно, так как во многих случаях он будет использовать штатив. А на нем — штативная головка, которую вместе с быстросъемной площадкой не очень удобно крепить в вертикальном положении.

L-plate — отличная и нужная приблуда. Для меня у нее один небольшой недостаток: при просмотра будущего кадра в видоискатель, нос попадает на эту железку 🙂 (наверное, проблема в моем носе и моей камере). Летом не замечал, а этой зимой, снимая при температуре ниже -25, обморозил кончик носа (увлекшись, не обратил внимание). После чего стал больше пользоваться liveview (хотя видоискатель все равно привычнее) и стал надевать какую-то горнолыжную эластичную тряпку, закрывающую нос и рот.

Какая драматическая история с Вами произошла! 🙂 Жаль, что не написали модель фотоаппарата (заодно, и объектива) — чтобы такие же владельцы сразу обматывали свой кронштейн для крепления камеры вертикально изолентой. 🙂

Странно, на Никон Д610 у меня L-bracket не вылазит снизу и сбоку за пределы тушки. Там можно только обморозить пальцы зимой, но не нос.

Камера Nikon D7100, объектив не имеет значения. L-plate заказывал на ebay (не универсальный, а под свою модель, чтобы не перекрывались разные накамерные отсеки). За пределы тушки он тоже не вылазит, просто нижняя часть камеры приходится примерно в районе носа и иногда нос (видимо) попадает на L-plate.

Спасибо за полезную статью! Не знал о таком кронштейне, а самому делать сложно.

Добрый день, Алексей. Рад, что информация пригодилась. Всем фотографам, у кого есть тяжелые объективы, такая L-plate облегчит процесс съемки, а значит шедевры гарантируются. 🙂

Ну, я писал, что вертикально закрепить тяжелый фотоаппарат и объектив не получится даже с крепкой головой, так как прокручивается быстросъемная площадка. И угольник L-Plate — отличное решение, так как центр тяжести находится сверху, а не сбоку от головы. Обязательно приобретите.

Ни разу об этой торговой марке не слышал. Посмотрел фотографии — и кронштейн L-Plate, и другие фотографические аксессуары выглядят весьма добротно. Прямо захотелось купить и себе тоже. 🙂

Ваш L-Plate, конечно, более функциональный: и проушину для переноски камеры можно прикрутить, и выносной держатель под видеосвет. Хорошая штука. Поздравляю.

Своей L-Plate доволен, штативом, в принципе, тоже. Следующий трипод, наверное, буду рассматривать не этой фирмы.

Кронштейн L-Plate марки 3 Legged Thing

И все таки… для себя я сделал вывод, что более актуально иметь возможность поворота камеры вокруг оптической оси. Что-то типа штативного кольца для объектива. Кронштейн L-Plate эту задачу не решает.

L-Plate, служит, вроде, для других целей. В моем случае кронштейн с фотоаппаратом вращется в яблоковидной головке. Если надо точно по оптической оси вращать, то другие решения используют и с другой ценой. Если вспомню, найду ссылку на такой девайс — недавно смотрел.

Что-то вроде Fluid Gimbal Heads, но снимать только через Live-view, но аппарат все равно через площадку L-Plate (или простую площадку) прикручен.

Fluid Gimbal Heads, скорее, для видеосъемки, нежели для фотографии… Он компенсирует вибрации и обеспечивает баланс…

Давно бы купил, но минимальный внутренний диаметр 65 мм, мне нужно 60 мм. Пока не нашел.

Павел, каждый инструмент удобен для своих целей. То, что ты показал — это хомут для крепления телеобъектива. У меня такой идет штатным для Nikon 70-200mm f/2.8G — это и на фотографиях в статье видно. Тот, что показал Вацлав (Gimbal Head), используется для удержания очень тяжелых объективов: например, Canon EF 600mm f/4L IS II USM.

Кронштейн L-plate удобен для среднетяжелых объективов, как мой Nikon 24-70mm f/2.8G или Samyang 14mm f/2.8 на полном кадре. Недавно фотографировал на КРОПнутую Fujifilm X-T10 со светосильным штатником Fujinon XF 16-55mm F2.8 R LM WR — в вертикальном положении тоже проворачивается штативная площадка.

Кронштейн-угольник удобнее хомута тем, что его не чувствуешь в руках и снимать/одевать камеру получается очень быстро. Кроме того, на таких объективах, как упомянутый Fujinon XF 16-55mm F2.8 R LM WR, мало места под хомутик.

Поэтому, если на свою Sony A6000 ты соберешься прицепить старинный, но качественный телевик Canon FDn 600mm f/4.5 для фотоохоты, придется искать что-то типа Gimbal Head. А если соберешься пользоваться Sony FE 85mm f/1.8, то L-Plate будет удобнее.

Еще, конечно, нужно смотреть, чтобы байонет камеры ведержал вес объектива, не вырвал с корнем. Тогда L-Plate не подойдет.

Сергей, я вот нашел недостаток моей L-Plate: не могу пользоваться экраном, мешает полному открытию. Т.е. открыть развернуть — это пожалуста, но если надо открыть на 180 градусов, то уже нет.

Как установить штатив для любого вида съемки

Итак, вы купили новый штатив с особенностями, которые вам хорошо знакомы или, возможно, он обладает не привычными для вас спецификациями? Если вы не знаете, как манипулировать, к примеру, центральной колонной с поворотным механизмом и различными угловыми положениями ног, то краткое руководство, которое мы для вас подобрали, позволит вам в кратчайшие сроки освоить это устройство.

Канули в лету те времена, когда штатив имел всего три ноги с головкой для крепления камеры на своей вершине. Многие из последних моделей имеют большое количество функций, которые на первый взгляд могут показаться немного запутанными.

Однако, использование штатива может добавить огромную гибкость для съемки, и позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся требования к настройкам.

Штативы Manfrotto часто имеют поворотную центральную колонну, которую можно использовать в вертикальной ориентации или в виде горизонтальной стрелы.

А такие производители, как Benro, Giottos и Vanguard предлагают поворот на полных 180 °, так что вы можете использовать центральную колонку почти под любым углом.

Советы для использования штатива:

How to set up a tripod tips DCM121.advisor.tripod walk1

1. Преодоление препятствий

Способность штатива устанавливать ноги под различным углом очень пригодиться на неровной поверхности или вокруг препятствий. Также их удобно использовать для съемки с низкого уровня.

How to set up a tripod tips DCM121.advisor.tripod walk2

2. Широкоугольная съемка

При использовании ультра-широкоугольного объектива ножки штатива легко могут попасть в кадр. Поверните центральный столбец в обратную сторону таким образом, чтобы он оказался между ног фотографа.

How to set up a tripod tips DCM121.advisor.tripod walk3

3. Макросъемка

Для съемки крупным планом больше всего подходит штатив, у которого центральная колонка может принимать горизонтальное положение. Вы можете уравновесить штатив, чтобы предотвратить его опрокидывание.

How to set up a tripod tips DCM121.advisor.tripod walk4

4. Получить заземление

Онлайн школа и мастер-классы неразрывно связаны, не так ли? Причем, МК могут быть любыми: от фотообзора до крутого видео и вебинаров. Сегодня поговорим о том, как снять видео мастер-класс по рукоделию в домашних условиях, что, кстати, актуально для многих, не только для рукодельниц. Статья для тех, кто планирует снимать не разово, для пробы, а постоянно заниматься этим процессом.

Как снять мастер класс на видео в домашних условиях

Кроме непосредственно аппаратуры (видеокамеры, фотоаппарата или телефона), вам для съемок видео мастер-класса потребуются:

  • тренога для видео камеры и/или фотоаппарата,
  • держатель для телефона,
  • отражатели для лучшего освещения,
  • фон, на котором будут идти съемки,
  • микрофон, диктофон (можно записывать на телефон).

Треноги, штативы и держатели

Для камеры и для телефонов штативы-держатели разные.

Штатив гибкий телефон

Удобна палка-селфи, которая может служить и треногой для телефона, хотя и очень неустойчивая и хрупкая, будьте осторожны при работе.

палка селфи тренога

Штатив для фотоаппарата и видео

Для съемок сверху треноги не подойдут, об этом читайте ниже.

Как снять МК без штатива — чем заменить держатели камеры и телефона

Пока нет аппаратуры, можете воспользоваться подручными средствами, таким как перечисленные ниже.

крепление телефона в мешочке с крупой

  • Стопка книг позволит приподнять вышеописанный мешочек.
  • Проволока, скотч и прочие аналоги для крепления можно, конечно, использовать, но, если вы хотите нормально работать и снимать часто, то это не выход.
  • Две стопки книг и перекладина — для вертикальных съемок — абсолютно безопасная и бесплатная конструкция!

Отражатели света

Отражатели нужны для лучшей освещенности. Обязательно используйте их в своей работе! С их применением кадры будут выглядеть более профессионально, без резких теней. Сравните три кадра ниже:

  1. первый без отражателей и без подсветки (только дневной свет от окна),
  2. второй с отражателем,
  3. третий — с отражателями и подсветкой сверху.

Вот именно отражатели для домашних съемок не обязательно покупать, гораздо проще сделать самому. Обтяните белой тканью, бумагой или фольгой большой лист картона – вот, собственно, и вся премудрость. У меня несколько окрашенных белой краской листов пластика и картона.

Отражатель света своими руками фольга

На фото ниже (из интернета) пример отражателей, которые легко конструируются в домашних условиях.

Фон для мастер-класса

Какого фона нужно избегать

Яркого, многоцветного, заполненного мелкими ненужными предметами и т.д. Забудьте о съемках на фоне скатерти или на кухонном столе – будьте профессионалами! Время домашнего видео в халате прошло.

Какой фон использовать

Для качественных съемок рукоделия желательно подготовить однотонный фон, лучше (не обязательно), если он будет белым или пастельных оттенков без какого-либо рисунка.

Помните, что желтый оттенок фона будет давать желтизну и на всех предметах в кадре, поэтому я бы рекомендовала для фона выбирать холодные оттенки: голубой, серый, мятный и т.д.

Однако, зависит еще и от того, что предполагается показать в кадре.

пастельные тона фона 01

пастельные тона фона 02

пастельные тона фона

Фон для съемок своими руками

Сделать фон своими руками не сложно. Я окрасила белой краской лист пластика, оставшийся от ремонта в ванной. Размер вполне подходящий – примерно 50 на 50 см. Как выглядит в кадре, смотрите видео. Эти же листы я использую и как отражатели света (читайте выше).

Микрофоны, диктофоны

У меня лучшим вариантом стал диктофон смартфона – именно на него я в последнее время пишу голос (озвучку мастер-классов), скидываю звуковые файлы на компьютер и уже в программе для монтажа накладываю на видео.

Напомню, что звуковую дорожку, также, как и видео, можно редактировать – вырезать ненужное, делать тише и т.д.

Как снимать МК по рукоделию при естественном и искусственном освещении

Если используете искусственный свет, то время абсолютно не важно.

Съемка при естественном освещении

Место днем — у окна. Для лучшей освещенности процесса используйте отражатели. Или, если таковых не сделали, во избежание резких теней рядом стоящие предметы накройте белой тканью, например, простынями. В кадр они не войдут, но качество видео улучшат, я вас уверяю. Но об отражателях позаботьтесь!

Пример съемок МК при дневном освещении

Съемка при искусственном освещении

Если используете искусственный свет, то время абсолютно не важно. А место нужно подготовить более тщательно – это касается освещения. Дополнительные лампы, отражатели придутся в самый раз.

Лайтбокс удобен для фотосъемки, но редко подходит для видео – слишком ограничено пространство, с руками в него не поместиться.

Пример съемок МК с искусственным освещением и отражателями

Как снимать мастер-классы сверху

Для съемки мастер-класса сверху (вертикальная съемка) вам потребуется дополнительно укрепить камеру, так как с треноги такое видео не получится.

В остальном все требования те же самые – хороший свет, ничего лишнего в кадре, однотонный фон. Современная аппаратура позволяет сделать вполне приличные кадры без применения дополнительных объективов для макросъемки.

В идеале – сделать конструкцию, совмещающую освещение, камеру и рабочий стол. Минимально-необходимое оборудование – планка (досочка) для камеры или телефона. Ее необходимо закрепить над происходящим, положив, например, на стопки книг по бокам от места действия.

Пример конструкции для съемки сверху мастер-класса по рукоделию в домашних условиях

На фото ниже моя личная конструкция:

  • разборный кронштейн для одежды,
  • в нижней части — столешница-фон,
  • сверху лампа для подсветки и коробка с отверстием для камеры или телефона.

Отражатели, в данном случае белые пенопластовые листы, устанавливаются по бокам. Все легко разбирается и упаковывается в коробку. Высота кронштейна регулируется, поэтому можно и расстояние от объектива менять на свое усмотрение.

Вы и ваши руки в кадре

Как снять мастер-класс на телефон

Телефоны становятся все круче, встроенные в них видеокамеры позволяют снимать качественные фото и видео мастер-классы. Что нужно учитывать? Каковы особенности съемки МК на телефон?

Поймите, что нет особых отдельных правил о том, как снимать мастер-классы на телефон. Пользуйтесь всеми рекомендациями для видеосъемок – и все получится. Больше тестируйте, проверяйте.

Монтаж видео мастер-класса

На компьютере чаще всего используют Sony Vegas, Camtasia или идущую в пакете Office Киностудия Windows (Movie Maker). Выбор за вами. На моем сайте есть подробное описание, как работать с Камтазией – от установки до размещения на YouTube.

Краткие советы как правильно снимать мастер-класс по рукоделию и получить хороший результат

Хорошая подготовка – отличный результат!

  • Обязательно напишите сценарий (статья о содержании МК). Хотя бы краткий. И проверяйте его, просматривайте, когда снимаете. Так вы избежите ненужных кадров и не забудете то, что необходимо показать.
  • Делайте несколько дублей, если это возможно. Для монтажа красивого мк это просто необходимо – съемки с разных ракурсов сделаю ваш МК более интересным и привлекательным. Понятным.
  • Проверяйте настройки аппаратуры перед съемкой – обязательно!

Успешной вам съемки и продвижения онлайн школы!

В следующей статье я расскажу, как снять и смонтировать мастер-класс для инстаграм.

Читайте также: