Как снять реле вентилятора

Обновлено: 01.05.2024


Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

  • Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.

Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

(433 голос., средний: 4,58 из 5)

Похожие записи
Вода в бензобаке: как избавиться, диагностировать, к чему может привести
Дергает автомат при переключении передач: причины, что делать

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Вентилятор радиатора работает постоянно

Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться. Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат. Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство. Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Как узнать, что не включается вентилятор?

Прежде всего, следует прогреть мотор до рабочей температуры, затем открыть капот и обратить внимание на переднюю часть радиатора, там вы увидите вентиляторы, которые должны вращаться при условии, что они исправны. Кстати, вращающиеся вентиляторы сложно увидеть, из-за быстрого их вращения они практически незаметны.

Второй признак, что вентиляторы работают — звук работы мотора, он меняется, когда в работу включаются вентиляторы.

Узнать, что не включается вентилятор можно и не выходя из авто. Если стрелка температуры ОЖ поднимается в красную зону, то, скорее всего, у вас проблемы с системой охлаждения, как вариант это может быть неисправный вентилятор охлаждения.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.









Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Не срабатывает вентилятор охлаждения

Проверка электропроводки

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

Вентилятор охлаждения Нива

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Конструкция



Схема системы охлаждения
В состав системы охлаждения входит множество компонентов. Среди интересующих нас сегодня, которые могут вызвать неполадки вентилятора радиатора, отметим:

  • Электрический вентилятор. Данный агрегат включается в работу, когда температура охлаждающей жидкости достигает отметки в 100-105 градусов по Цельсию;
  • Датчик включения вентилятора. Он настроен срабатывать именно в диапазоне указанных температур. Располагается датчик на входном патрубке блока цилиндров (маркировка с завода датчика — LS0112);
  • Предохранитель с маркировкой F7. Он находится в монтажном блоке;
  • Реле вентилятор. Этот агрегат вы найдете уже в салоне, под правой панелью передней консоли.

Если на вашем ВАЗ 2110 не работает вентилятор радиатора, причину неисправности следует искать как раз в указанных выше элементах системы. Хотя может иметь место одна ситуация, при которой электрическая схема не имеет никакого отношения к неисправности.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Полезные советы


Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.


Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств

На самом деле ответ на него очень прост.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Вентилятор →

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.


Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).


Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.


Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.


Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).


При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.









Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

  • Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.

Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

(433 голос., средний: 4,58 из 5)

Похожие записи
Прокладка сливной пробки поддона двигателя
Как правильно заменить свечи зажигания

Проверка электропроводки

Кулеры видеокарты

Причины, по которым перестала работать система охлаждения GPU, в целом подобны таковым для ранее рассмотренного случая, однако в подавляющем большинстве это говорит о поломке устройства. Более подробно об источниках и вариантах устранения проблемы можно узнать из следующей статьи.

Подробнее: Неисправность вентилятора на видеокарте

Устранить неисправность вентилятора на видеокарте, если в компьютере не работают вентиляторы

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них







Кулер центрального процессора

Наиболее часто рассматриваемая проблема наблюдается у вентилятора CPU, поэтому прежде всего рассмотрим самые распространённые причины и методы их устранения. Чаще всего дело может быть в том, что ваш процессор банально не греется до температур, при которых требуется активное охлаждение: к примеру, многие бюджетные решения даже в относительно сложных задачах могут не греться выше 40-50 градусов, и это в принципе нормально. Если же мы говорим о профессиональных или игровых решениях, то тут приемлемы значения и свыше 60 в простое или при небольшой нагрузке. Чтобы узнать точно, рекомендуется проверить текущее специальным мониторинговым ПО, например, AIDA64, и только при обнаружении проблемы можно приступать к активным действиям.

Проверить температуры процессора, если в компьютере не работают вентиляторы

Получение сведений о модели процессора процессора, если в компьютере не работают вентиляторы

Поиск стоковых температур процессора, если в компьютере не работают вентиляторы

Способ 1: Проверка параметров BIOS

Для начала стоит убедиться, что микропрограмма платы корректно настроена, и только затем переходить к более сложным случаям.

    Войдите в BIOS/UEFI – для выполнения этой операции доступно несколько методов, описанных в руководстве далее.
    Подробнее: Как зайти в БИОС компьютера

Открыть BIOS, если в компьютере не работают вентиляторы

Настройка режимов работы кулера в зависимости от температуры, если в компьютере не работают вентиляторы

Точечная настройка температур в BIOS, если в компьютере не работают вентиляторы

Сохранение внесённых изменений в BIOS, если в компьютере не работают вентиляторы

Стоит также иметь в виду, что далеко не все BIOS позволяют самостоятельно настраивать температуры и количество оборотов, поэтому если вы не находите подобных опций в своём варианте, причина в чём-то другом.

Способ 2: Настройка скорости вращения кулеров

Подробнее: Настройка работы кулеров в программах SpeedFan и AMD OverDrive

Настроить кулеры в программе AMD Overdrive, если в компьютере не работают вентиляторы

Способ 3: Устранение аппаратных проблем

Последняя, и к сожалению, достаточно частая причина – физические неполадки с вентиляторами охлаждения.

Очистка корпуса устройства от пыли, если в компьютере не работают вентиляторы

К сожалению, аппаратные поломки – причина достаточно частая, поэтому нужно быть готовым к приобретению нового охлаждения.

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).


Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.


Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.


Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.


Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.


Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.


Отказ от постоянного вращения вентилятора с помощью ременного привода позволил сократить время прогрева двигателя. Электрический привод, который состоит из мотора, реле, датчика включения и аккумулятора, позволяет включать вентилятор лишь тогда, когда температура двигателя превышает оптимальное значение. Благодаря такому подходу система охлаждения двигателей внутреннего сгорания стала более эффективной. Периодическое включение вентилятора позволило снизить расход топлива, ведь сократилось время прогрева мотора и исчезли потери мощности на постоянное вращение лопастей.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.


Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик включения вентилятора

Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).


Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.

Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.

С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.

Видео – Замена и диагностика датчика включения вентилятора

При включении кондиционера не работают? Почему грешите на реле, может и датчик(рядом с термостатом) помереть, проверяется простым замыканием контактов.

Да, предохранителей по схеме целых три: один общий на оба вентилятора № 17 (7,5а), №57 (20а)на вентилятор радиатора, №56 (20а) на вентилятор конденсатора, а так же по одному реле на каждый моторчик.

Забыл сказать RD-1 1996 г. По мануалу предохранитель в главном блоке предохранителей (№15 подписан как вентилятор системы охлаждения двигателя), реле там тоже рядом – второе справа сверху. Что то других не нашел.

Под капотом в блоке реле два предохранителя №11 и 12 по 20 А каждый на вентиляторы радиаторов и один в салоне на 7.5 А под №17, хотя в разных источниках информация отличается.

К делу относятся предохранители под капотом №41 (ну это общий 100А), затем №42 (40А, но это тоже общий на кучу всего), №57 (20А – вот это основной для вентиллятора охлаждения ДВС), и предохранитель под рулем №17 (7,5А на реле вентиллятора).
Собственно само реле расположено в блоке под капотом, зовется RADIATOR FAN RELAY.
Проверку я бы начал примерно так: если в машине кондиционер то включил бы его – вентилляторы должны завращаться оба. Если кондиционера нет тогда закорачиваем на корпус датчик температуры отвечающий за вентиллятор (два похожих, вроде под трамблером и ближе к радиатору расположен, нужно отыскать тот к которому подходит зеленый и черный провода, коротить зеленый на корпус или просто провода друг на друга). Если пропеллер не крутится послушать щелкает ли реле. Если реле щелкает, но пропеллер не крутится тогда ощупываем предохранитель №57. Если целый, реле щелкает, но не крутится тогда проверяем напряжение на клеммах вентиллятора. Если нет – тогда проводка и само реле (можно выдернуть его и перемычкой проверить или поставить временно с другого гнезда). Если напряжение подается, а не крутится – разбирать вентиллятор и смотреть щетки и т.п.

Да, кстати нумерация может отличаться предохранителей – верно замечено. Я беру из сервисного мануала под американки, но с моей европейкой совпадает.

Последний раз редактировалось Advik_78; 08.03.2011 в 10:34 .

Проверил. При нажатии кнопки кондиционера никакой реакции (но вроде и не должно при отрицательной температуре).
На датчик температуры приходит один провод вроде, а не два (или я не на тот датчик думаю – вроде под трамблером ближний к радиатору, похож на картинку в мануале ?). Коротить не стал т.к. температуру двигателя на панели показывает правильно (или там разные датчики?).
Оба предохранителя и в салоне (F17) и под капотом целые, реле вытащил, проверил – работает.

Датчик на корпусе термостата 2-х контактный, ищи по патрубку нижнему от радиатора, где подходит к движку там и термостат с датчиком.

у меня вообще чудеса начались.

Всем привет.
Обнаружил несколько дней назад, открыв капот, что вентеляторы охлаждения работают рывками. Т.е. работет не равномерно, выкл/выкл и еще с разными скоростями. Причем не важно, горячий двигатель или холодный.
Глушу двигатель, вентеляторы работают ещё сек 10, потом выкл. Так и должно быть.
Кондер вкл – все работает равномерно, хорошо. Выкл – опять начинаются чудеса.
Подскажите, что происходит? Что смотреть.
Машина не греется, пока, но боюсь, что проработает вся это система, в таком режиме, не долго.

Сигнал от датчика температуры идет на модуль управления вентиляторов, далее через реле на моторчик. Копать бы начал с реле. имхо.

К делу относятся предохранители под капотом №41 (ну это общий 100А), затем №42 (40А, но это тоже общий на кучу всего), №57 (20А – вот это основной для вентиллятора охлаждения ДВС), и предохранитель под рулем №17 (7,5А на реле вентиллятора).
Собственно само реле расположено в блоке под капотом, зовется RADIATOR FAN RELAY.
Проверку я бы начал примерно так: если в машине кондиционер то включил бы его – вентилляторы должны завращаться оба. Если кондиционера нет тогда закорачиваем на корпус датчик температуры отвечающий за вентиллятор (два похожих, вроде под трамблером и ближе к радиатору расположен, нужно отыскать тот к которому подходит зеленый и черный провода, коротить зеленый на корпус или просто провода друг на друга). Если пропеллер не крутится послушать щелкает ли реле. Если реле щелкает, но пропеллер не крутится тогда ощупываем предохранитель №57. Если целый, реле щелкает, но не крутится тогда проверяем напряжение на клеммах вентиллятора. Если нет – тогда проводка и само реле (можно выдернуть его и перемычкой проверить или поставить временно с другого гнезда). Если напряжение подается, а не крутится – разбирать вентиллятор и смотреть щетки и т.п.

Да, кстати нумерация может отличаться предохранителей – верно замечено. Я беру из сервисного мануала под американки, но с моей европейкой совпадает.

у меня тоже проблема!
вентики не включаются. но когда вкл кондей работают. все предохранители целые, как релюху проверить?

Схема Подключения Вентилятора Охлаждения

В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления; комбинацией параллельного и последовательного включения. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.


Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков чя родного который должен быть на авто
Как подключить вентилятор охлаждения через кнопку в салоне
В 3-х проводных вентиляторах добавляется тахометрический выход.

Но есть и минусы у нее.

Для решения данной проблемы, необходимо периодически включать вентилятор на такой отрезок времени, который позволит получить несколько достоверных циклов тахосигнала.

Для получения низких оборотов напряжение уменьшается, для получения высоких увеличивается. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок.

Применение полупроводников

Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков чя родного который должен быть на авто В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Вот такие полезные мелочи стоит добавить в свой автомобиль, чтобы выход из строя датчика вентилятора ВАЗ не застал вас врасплох.

Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.

Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе.

Схема подключения вентилятора с питанием от 12 вольт.

Присоединяйте силовые провода к АКБ проводами с сечением не меньше чем у проводов вентиляторов. Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис.

Во втором случае, освещение и вытяжная система работают параллельно. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе.

Сегодня рассмотрим причины, по которым не происходит включение вентилятора ВАЗ в автоматическом режиме, замену термодатчика, а также составим небольшую схему принудительного запуска обдува. Это тепло необходимо бесшумно и эффективно удалять из системы.
Вентилятор системы охлаждения не включается. В чём причина.

Использование электромагнитного реле

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ или аналогичные ему.

Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс. Установка и подключение вентилятора Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства.

Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля и сместите ее в сторону. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.

Тем не менее только в последние годы технологии управления вентиляторами стали значительно развиваться. Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Источник fornk. Реле удобно разместить на боковой поверхности кузова за правой фарой, ближе к АКБ.



Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте. Режимы работы Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима.

Конечно, есть определенные границы изменения напряжения питания. Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.

Применение полупроводников Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. В колодке применены маленькие разъемы мама 2,8 поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький папа 2,8 на другом мама 6,3 используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам.
Подключение вентилятора

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).


Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.


Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.


Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.


Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.


Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.


Отказ от постоянного вращения вентилятора с помощью ременного привода позволил сократить время прогрева двигателя. Электрический привод, который состоит из мотора, реле, датчика включения и аккумулятора, позволяет включать вентилятор лишь тогда, когда температура двигателя превышает оптимальное значение. Благодаря такому подходу система охлаждения двигателей внутреннего сгорания стала более эффективной. Периодическое включение вентилятора позволило снизить расход топлива, ведь сократилось время прогрева мотора и исчезли потери мощности на постоянное вращение лопастей.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.


Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик включения вентилятора

Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).


Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.

Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.

С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.

Видео – Замена и диагностика датчика включения вентилятора

При включении кондиционера не работают? Почему грешите на реле, может и датчик(рядом с термостатом) помереть, проверяется простым замыканием контактов.

Да, предохранителей по схеме целых три: один общий на оба вентилятора № 17 (7,5а), №57 (20а)на вентилятор радиатора, №56 (20а) на вентилятор конденсатора, а так же по одному реле на каждый моторчик.

Забыл сказать RD-1 1996 г. По мануалу предохранитель в главном блоке предохранителей (№15 подписан как вентилятор системы охлаждения двигателя), реле там тоже рядом – второе справа сверху. Что то других не нашел.

Под капотом в блоке реле два предохранителя №11 и 12 по 20 А каждый на вентиляторы радиаторов и один в салоне на 7.5 А под №17, хотя в разных источниках информация отличается.

К делу относятся предохранители под капотом №41 (ну это общий 100А), затем №42 (40А, но это тоже общий на кучу всего), №57 (20А – вот это основной для вентиллятора охлаждения ДВС), и предохранитель под рулем №17 (7,5А на реле вентиллятора).
Собственно само реле расположено в блоке под капотом, зовется RADIATOR FAN RELAY.
Проверку я бы начал примерно так: если в машине кондиционер то включил бы его – вентилляторы должны завращаться оба. Если кондиционера нет тогда закорачиваем на корпус датчик температуры отвечающий за вентиллятор (два похожих, вроде под трамблером и ближе к радиатору расположен, нужно отыскать тот к которому подходит зеленый и черный провода, коротить зеленый на корпус или просто провода друг на друга). Если пропеллер не крутится послушать щелкает ли реле. Если реле щелкает, но пропеллер не крутится тогда ощупываем предохранитель №57. Если целый, реле щелкает, но не крутится тогда проверяем напряжение на клеммах вентиллятора. Если нет – тогда проводка и само реле (можно выдернуть его и перемычкой проверить или поставить временно с другого гнезда). Если напряжение подается, а не крутится – разбирать вентиллятор и смотреть щетки и т.п.

Да, кстати нумерация может отличаться предохранителей – верно замечено. Я беру из сервисного мануала под американки, но с моей европейкой совпадает.

Последний раз редактировалось Advik_78; 08.03.2011 в 10:34 .

Проверил. При нажатии кнопки кондиционера никакой реакции (но вроде и не должно при отрицательной температуре).
На датчик температуры приходит один провод вроде, а не два (или я не на тот датчик думаю – вроде под трамблером ближний к радиатору, похож на картинку в мануале ?). Коротить не стал т.к. температуру двигателя на панели показывает правильно (или там разные датчики?).
Оба предохранителя и в салоне (F17) и под капотом целые, реле вытащил, проверил – работает.

Датчик на корпусе термостата 2-х контактный, ищи по патрубку нижнему от радиатора, где подходит к движку там и термостат с датчиком.

у меня вообще чудеса начались.

Всем привет.
Обнаружил несколько дней назад, открыв капот, что вентеляторы охлаждения работают рывками. Т.е. работет не равномерно, выкл/выкл и еще с разными скоростями. Причем не важно, горячий двигатель или холодный.
Глушу двигатель, вентеляторы работают ещё сек 10, потом выкл. Так и должно быть.
Кондер вкл – все работает равномерно, хорошо. Выкл – опять начинаются чудеса.
Подскажите, что происходит? Что смотреть.
Машина не греется, пока, но боюсь, что проработает вся это система, в таком режиме, не долго.

Сигнал от датчика температуры идет на модуль управления вентиляторов, далее через реле на моторчик. Копать бы начал с реле. имхо.

К делу относятся предохранители под капотом №41 (ну это общий 100А), затем №42 (40А, но это тоже общий на кучу всего), №57 (20А – вот это основной для вентиллятора охлаждения ДВС), и предохранитель под рулем №17 (7,5А на реле вентиллятора).
Собственно само реле расположено в блоке под капотом, зовется RADIATOR FAN RELAY.
Проверку я бы начал примерно так: если в машине кондиционер то включил бы его – вентилляторы должны завращаться оба. Если кондиционера нет тогда закорачиваем на корпус датчик температуры отвечающий за вентиллятор (два похожих, вроде под трамблером и ближе к радиатору расположен, нужно отыскать тот к которому подходит зеленый и черный провода, коротить зеленый на корпус или просто провода друг на друга). Если пропеллер не крутится послушать щелкает ли реле. Если реле щелкает, но пропеллер не крутится тогда ощупываем предохранитель №57. Если целый, реле щелкает, но не крутится тогда проверяем напряжение на клеммах вентиллятора. Если нет – тогда проводка и само реле (можно выдернуть его и перемычкой проверить или поставить временно с другого гнезда). Если напряжение подается, а не крутится – разбирать вентиллятор и смотреть щетки и т.п.

Да, кстати нумерация может отличаться предохранителей – верно замечено. Я беру из сервисного мануала под американки, но с моей европейкой совпадает.

у меня тоже проблема!
вентики не включаются. но когда вкл кондей работают. все предохранители целые, как релюху проверить?

Схема Подключения Вентилятора Охлаждения

В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления; комбинацией параллельного и последовательного включения. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.


Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков чя родного который должен быть на авто
Как подключить вентилятор охлаждения через кнопку в салоне
В 3-х проводных вентиляторах добавляется тахометрический выход.

Но есть и минусы у нее.

Для решения данной проблемы, необходимо периодически включать вентилятор на такой отрезок времени, который позволит получить несколько достоверных циклов тахосигнала.

Для получения низких оборотов напряжение уменьшается, для получения высоких увеличивается. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок.

Применение полупроводников

Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков чя родного который должен быть на авто В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Вот такие полезные мелочи стоит добавить в свой автомобиль, чтобы выход из строя датчика вентилятора ВАЗ не застал вас врасплох.

Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.

Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе.

Схема подключения вентилятора с питанием от 12 вольт.

Присоединяйте силовые провода к АКБ проводами с сечением не меньше чем у проводов вентиляторов. Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис.

Во втором случае, освещение и вытяжная система работают параллельно. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе.

Сегодня рассмотрим причины, по которым не происходит включение вентилятора ВАЗ в автоматическом режиме, замену термодатчика, а также составим небольшую схему принудительного запуска обдува. Это тепло необходимо бесшумно и эффективно удалять из системы.
Вентилятор системы охлаждения не включается. В чём причина.

Использование электромагнитного реле

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ или аналогичные ему.

Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс. Установка и подключение вентилятора Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства.

Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля и сместите ее в сторону. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.

Тем не менее только в последние годы технологии управления вентиляторами стали значительно развиваться. Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Источник fornk. Реле удобно разместить на боковой поверхности кузова за правой фарой, ближе к АКБ.



Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте. Режимы работы Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима.

Конечно, есть определенные границы изменения напряжения питания. Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.

Применение полупроводников Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. В колодке применены маленькие разъемы мама 2,8 поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький папа 2,8 на другом мама 6,3 используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам.
Подключение вентилятора

Читайте также: