Как снять вентилятор ивеко стралис

Обновлено: 17.04.2024


Поломку турбины, ее износ или неправильную работу всегда можно узнать по основному симптому, который выражается в потере мощности двигателя.

Соответственно, потеря мощности приводит к повышенному расходу топлива, вплоть до уровня 34-40 литров на 100 км.

Необходимо отметить, что автомобили марки Ивеко с двигателем Курсор – одни из немногих грузовых автомобилей, на которые устанавливается турбина с механизмом изменяемой геометрии. Это положительно сказывается на внешних скоростных характеристиках, на приемистости автомобиля в груженом состоянии. Однако в то же время в ходе эксплуатации это приводит к удорожанию обслуживания автомобиля.

С учетом нашего многолетнего опыта мы можем с уверенностью сказать, что основные причины неисправностей турбин с механизмом изменяемой геометрии для двигателя Курсор напрямую коррелируют с такими факторами, как:

  • условия эксплуатации;
  • частота и качество технического обслуживания;
  • состояние и пробег двигателя.

Рассмотрим всё по порядку и очень подробно.

Масляная система двигателя


В процессе влияния масляной системы на состояние двигателя и самого турбокомпрессора (и, как следствие, срок его эксплуатации) необходимо обращать внимание на качество топлива.

К основным причинам появления дефектов турбокомпрессора относятся:

  • применение низкокачественных масел;
  • использование масел и фильтров с нарушением положенных для них норм замены, и как следствие –
  • отложения на стенках масляных магистралей двигателя и в корпусе подшипников ТКР.


Хочется заметить , что невнимательное отношение к нормам использования масел и фильтров негативно отражается на работе турбины. А именно: при затягивании сроков ТО забиваются элементы, фильтрующие масло двигателя, что выводит двигатель из нормального режима работы и в первую очередь вызывает износ турбины. При этом автовладелец может ошибочно думать, что уже пришёл срок замены турбины из-за её естественного износа, или, что хуже, заблуждаться, что при установке реставрированной или новой турбины износ происходит очень быстро.

Все перечисленное оказывает влияние на скорость износа таких деталей и узлов турбины, как

  • подшипники и уплотнительные кольца ТКР;
  • корпус подшипников ТКР;
  • ротор (вал) турбины.

Наш более чем 20-летний (. ) опыт работы в сфере ремонта турбокомпрессоров позволяет нам дать ценный совет, но для этого нужно рассмотреть два варианта замены масел и фильтров.

1 ВАРИАНТ замены масел и фильтров


Производитель масла (ГСМ) для двигателей в своих рекомендациях по использованию масла указывает пробег на своем продукте до следующей замены порядка 80 тыс. км. (для легковых а/м эта цифра в разы меньше). В этом случае эту цифру следует разделить на два, т. е. реальный пробег на таком масле должен составлять 40 тыс. км. Именно это значение соответствует комфортной и безопасной работе турбированного двигателя и, разумеется, в первую очередь самого турбокомпрессора.

Для более точного расчета реального рекомендуемого пробега по заявленному производителем масла необходимо учитывать немало факторов:

Однако используя упомянутый выше способ (деление заявленного пробега надвое) вы в любом случае обезопасите свой турбированный двигатель.

Откладывание по срокам (в данном случае по пробегу) замены масел и фильтров, в том числе фильтра сапуна (. ) способно очень сильно отразиться на сроках службы турбины. Вплоть до таких различий в эксплуатации грузовых турбин: 200 тыс. км пробег при несоблюдении сроков или 1 млн. км (и даже более) без ремонта в случае ответственного отношения. Учитывая, что турбокомпрессор на ИВЕКО является одним из самых дорогих в обслуживании, и его ремонт может обойтись в 900-1000 дол. США, есть все основания бережно относиться к турбине и не экономить на замене масла и фильтров.

2 ВАРИАНТ замены масел и фильтров

Это ситуация, когда замена масла и фильтров производится владельцем строго по регламенту завода-производителя автомобиля и при этом используются масла и фильтры соответствующего качества. Этот подход имеет полное право на существование и очень часто встречается на практике. Однако владельцам автомобилей необходимо обязательно принимать во внимание состояние двигателя, пробег и условия эксплуатации автомобиля, так как нормы касаются в первую очередь новых авто, с небольшим пробегом и ситуации, когда эти замены производятся по регламенту с момента выпуска автомобиля.

Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на такую проблему, как присутствие в масляной системе двигателя антифриза. Это часто обнаруживается специалистами при разборке турбокомпрессора. Если периодически наблюдается понижение уровня антифриза в системе охлаждения двигателя и возникает необходимость его доливки, владельцу автомобиля необходимо обратить на это внимание и сообщить об этом при ремонте турбины, а также при демонтаже ТКР. Хочется заметить, что при этом эмульсии в масле не обнаружится, и все же описанная проблема является первой причиной быстрого износа подшипников ТКР с последующим износом и поломкой всей турбины. Отдельно подчеркнем, что это далеко не редкое явление. Детально осветить остальные подробности описанной ситуации мы готовы только при обращении к нам, так как далеко не все специалисты определяют эту проблему и указывают на необходимость ее устранения, тем самым обрекая турбину на быстрый износ и повторную поломку.

Отрыв кольца геометрии

Частичный (неполный) отрыв кольца геометрии почти гарантировано приводит к повреждению колеса турбины (газовой лопасти — вала ТКР) вследствие истирания. Этот процесс можно часто распознать по постороннему звуку легкого трения металла о металл, который присутствует постоянно при работе двигателя.


Полный отрыв кольца геометрии часто имеет такие последствия, как:

  • сильное повреждение всего механизма геометрии, которая является самым дорогим узлом турбины;
  • сильное повреждение колеса турбины (газовой лопасти – вала ТКР);
  • заклинивание штока клапана управления геометрией (иногда).

Такая серьезная поломка происходит по следующим причинам:

  1. При отрыве кольца геометрии отламывается кусок от самого кольца геометрии. Именно он в последствии ломает почти всё.
  2. Возникает ситуация, при которой на выхлоп летят продукты разрушения двигателя. В этом случае они попадают в геометрию и тоже ломают всё (это поломка всего механизма изменяемой геометрии, сильное повреждение, или поломка ротора (вала) ТКР и повреждение корпуса подшипников ТКР).

Износ и нерабочее состояние актуатора (клапана) управления механизмом изменяемой геометрии

Диагностировать неисправность этого клапана можно также иногда по такому признаку: при движении автомобиля, когда педаль газа зафиксирована в одном положении, наблюдается работа двигателя “волнами”.

При проблемах клапана необходимо помнить про износ штока управления геометрией в месте, где надевается клапан с последующей фиксацией замком, установкой защитного экрана и маслёнки. Следует отметить, что до 2004 года этот шток в турбинах этих автомобилей не предусматривал установки маслёнки, и выпущенные после 2004 года и до 2006 года автомобили тоже не всегда предусматривали ее установку. Самостоятельная установка масленки не приносила нужного эффекта, так как в конструкции не предусматривалось выходное отверстие для смазки в месте трения (вместо него было просто прямое сквозное отверстие).

Уже с 2006 года с появлением турбин Евро 5, масленка для шприцевания появилась на каждой турбине, и владельцам автомобилей осталось лишь регулярно прошприцовывать смазкой.

Мы осуществляем БЕСПЛАТНУЮ замену описанного комплекта для турбин, где не предусмотрена масленка, когда производим крупный ремонт такой турбины. Если заказывать эту процедуру отдельно, она будет стоить около 60 — 70 долларов США (с полным комплектом запчастей).

Кроме того, шток управления геометрией часто изнашивается и в месте другого трения, в гильзах корпуса подшипников ТКР . Здесь на выходе предусмотрено наличие сальников (они же манжеты), которые также служат для уплотнения. Их необходимо заменять практически при каждом ремонте ТКР. Отдельно хотим отметить, что не следует винить износ штока и сальников в проблемах с турбиной, если присутствует течь или масляное запотевание в области их размещения. Основная причина этого (95% случаев) – это принудительное выдавливание масла от избыточного картерного давления. При этом, чем больше течь, тем больше картерное давление. Необходимо установить причину такого избытка картерного давления, при котором выдавливание масла происходит через уплотнения турбины. Зачастую причина – это крайняя степень износа двигателя (или другие причины, при которых это происходит – читайте ниже). Заметим, уплотнения турбины не предназначены удерживать давление масла, а сбивают только лишь масло и масляную пыль, а уплотнительные кольца по газовой части ротора ТКР ещё и препятствуют попаданию в корпус подшипников потока выхлопных газов.

Избыточное картерное давление

Вот мы и вышли на немаловажную тему и коснемся одной из важных причин, которая ускоряет износ ТКР, – это избыточное картерное давление, т. е. принудительное выдавливание масла из всех сочленений узлов турбины, где есть уплотнения, удерживающие масло и масляную пыль. Эта течь происходит чаще на холостых оборотах двигателя и наблюдается на интеркулер и по газовой части, а иногда и из-под крепления датчика оборотов ротора ТКР и в месте уплотнения штока управления геометрией.

Избыточное картерное давление может наблюдаться:

  1. При износе цилиндро-поршневой группы (не забывать про возможный износ направл. втулок клапанов).
  2. При забитом фильтре сапуна, или его неправильной установке.
  3. При отключении шланга от сапуна к воздуховоду и его вывод в атмосферу (это ошибочные и нежелательные действия).
  4. При засорённой, или забитой трубке слива масла из турбины в поддон.

Попадание посторонних предметов в корпус компрессора ТКР


В роли посторонних предметов может выступать грязный воздух, пыль, песок или камни из-под колёс. Попадая в воздушную улитку через повреждённый воздуховод, или повреждённый воздушный фильтр, или корпус воздушного фильтра, они могут вызвать износ, поломку ТКР и даже износ всего двигателя! Внимание: это не редкое явление. Бывает и забытая при ремонте тряпка или гайка и другие предметы.

По вышеперечисленным причинам происходит повреждение или сильное повреждение колеса компрессора (воздушной лопасти), что может часто сопровождаться изгибом или поломкой ротора ТКР с полным выходом из строя турбокомпрессора. В этом случае очень важно понимать, что грязный воздух, последовательно повреждает воздушную лопасть ТКР, проходя через интеркулер поршневую группу двигателя, загрязняет масляную систему двигателя, фильтрующий элемент, сам двигатель и турбину, повреждая и изнашивая подшипники и все места трения.




Повреждение колеса турбины из-за ударов по лопастям продуктов разрушения двигателя


1. Часто бывает, что при износе, или резком разрушении двигателя кусок клапана, седла или направляющей клапана, или другие продукты разрушения повреждают или ломают колесо турбины (лопасть по газовой части – вал) и соответственно, механизм изменяемой геометрии.

2. Так-же, такое может произойти, если на двигателе проводились работы по его ремонту и возможно, со съёмом выпускного коллектора и по невнимательности или разрушению что-то попало в коллектор, или камеры сгорания.

3. Более редкая причина такой поломки – это так называемый отрыв от колеса турбины части лопасти (от центробежных сил. Это происходит редко и в основном в той части колеса турбины, которая идёт на выхлоп и она не попадает в механизм геометрии.


При детальном осмотре по характеру повреждения колеса турбины настоящему специалисту не сложно установить причину его повреждения. Такую проблему очень сложно заметить, если ротор ТКР не ломает, а геометрию при поломке заклинивает в определённом положении, когда наддув сохраняется. Это зачастую не отражается на работе двигателя, проблемы не слышно и не видно. Найти ее можно, только разобрав двигатель, или проанализировать, какие работы проводились по двигателю, которые могли послужить сложившейся ситуации, не забывая про разрушение свеч накала на ряде двигателей. При этом такая ситуация представляет большую опасность для установки и работы следующей турбины и требует устранения. Определение такой неисправности сможет установить только профессионал высокого уровня, так как для этого требуется большой опыт. Если проблема по двигателю не будет установлена, или будет не замечена, то повторная поломка новой или реставрированной турбины неизбежна.


Поломка будет, в большинстве случаев, сопровождаться выходом из строя всего ТКР, что гарантирует необходимость крупного ремонта турбины, которая еще недавно работала, а единственным симптомом неисправности был лишь увеличенный расход топлива. Расход может доходить до 35-38 литров на 100 км для двигателя Курсор, в зависимости от положения, в котором заклинит механизм геометрии. С описанной проблемой турбина ещё может некоторое время работать несмотря на повреждённый вал и геометрию. Это легко объясняется тем, что турбина уже не способна выйти на максимальные и выше средних обороты, на которых обычно и происходит поломка от дисбаланса.

Износ корпуса компрессора (воздушной улитки) в месте крепления на интеркулер

Выбирайте профессионалов.

Крайне важно, внимательно относиться к выбору специалиста по ремонту этих турбокомпрессоров и обращаться только к профессионалам с большим опытом, которых непосредственно в Минске найдутся лишь единицы.

Опыт ремонта и эксплуатации автомобилей ИВЕКО СТРАЛИС показывает, что работа двигателя на холостом ходу в течение более 15–30 мин приводит часто к нежелательным последствиям. При этом коленвал турбосистемы вращается с такой частотой, что воспроизводится невысокое давление системы наддува, а так-же на холостых оборотах при неправильной работе сапуна и изношенной поршневой группе, происходит скопление картерного давления, соответственно затрудняется слив масла из корпуса подшипников турбины, что провоцирует течь масла сквозь сочленения турбины наружу. Для элементов турбокомпрессора это не несет серьезной опасности, но может ускорять износ уплотнительных колец по газовой части и далее всей турбины. Внешне это может проявляться в виде течи масла на холостых оборотах и выхлопа дыма сине-белого оттенка при начальном разгоне а/м.

При работе двигателя Курсор в некорректном для него режиме первой из строя с наибольшей вероятностью выйдет именно турбокомпрессор. Именно поэтому, состояние турбины является индикатором состояния всего двигателя, а характер выхода из строя ТКР может многое рассказать для настоящего специалиста о работе всех узлов мотора.

Мы располагаем огромным опытом в области ремонта таких турбин (наш опыт начался почти с момента выпуска этих а/м, а производились они с конца 1999 -начала 2000 года) и гарантируем обширную консультацию по их демонтажу/монтажу, эксплуатации, причинам выхода из строя. Каждому нашему клиенту мы даем индивидуальные рекомендации, изложенные в устном и письменном виде, которые позволят продлить жизнь двигателя и турбины, или предупредить дальнейшую поломку.

Даже в такой большой и детальной статье мы не описываем некоторые нюансы и подробности, касающиеся этих индивидуальных турбин, так как они не известны в полном объёме многим организациям по ремонту турбокомпрессоров, а приходят исключительно с опытом. Знание этих практических нюансов – одно из наших преимуществ в отношении большинства организаций по ремонту этих ТКР.

Незнание этих нюансов не позволяет осуществить действительно качественный ремонт этой турбины и принесёт только нервные, временные и финансовые расходы для обеих сторон. Профессионалы нас поймут.

Желаем Вам не ошибиться в выборе ремонтной организации. Компетентными в этом вопросе являемся не только мы одни, но настоящих специалистов единицы.

Мы профессионалы со стажем и опытом в этой сфере более 25 лет!



Всегда будем рады оказать Вам квалифицированную помощь, если произошла поломка!

Читайте также: