Как снять вентилятор охлаждения

Обновлено: 16.05.2024


ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:

К публикации допускаются только тематические статьи с тегом "Ремонт техники".

В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:

В остальном действуют базовые правила Пикабу.

Если тема охлаждения интересна, могу замутить видосик по восстановлению самой СО и замене теплоотводных трубок.

Вчера разбирал увлажнитель воздуха, кулер гудеть стал. Достал кулер, он не разборный, я тупо заебенил его ВД40 ;) Собрал - кулер не гудит )

Собирается в обратном порядке.
срезанные крепления паяльником садятся на место.
таким же образом и клавиатуры меняются, которые также запаяны.
Не поленился автор, респект!

если это не maglev, то там подшипник скольжения. Он со временем стирается и вал просто скакать там начинает. Смазывать такое особо смысла нет, потому что это ненадолго. Как временная мера - может быть, пока новые не приедут

я феном эти крепления грел на 150С примерно, ножичком поддевал крышку и снимал

ну все, можно увольняться, теперь все профилактику будут делать сами

У меня в ноутбуке вот такие вентиляторы, это разборные или нет? Последнее время на низких оборотах тарахтит немного.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

50 на 50 что снимите аккуратно и наденете обратно.

Второй получился условно неразборный. Вот еще два, у одного вынулся подшипник вместе с контрящей шайбой, второй вынулся из корпуса, дальнейшие попытки разборки которого приведут к повреждению проводов обмоток. Попробовал на других убитых неразборных - некоторые удалось разобрать, в основном первого типа что вынимаются с подшипником и контрящей шайбой. Хотя у одно вытащилось вместе с обмоткой.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

А я думал там стопорное кольцо как на всех других вентиляторах. Которое под наклейкой обычно находится.

А нафига его разбирать?


ThinkPad T420 fan error - решено/исправлено/solved

ThinkPad T420 fan error - решено/исправлено/solved Без рейтинга, Ремонт ноутбуков, Вентилятор, Thinkpad, Решение проблемы, Длиннопост

Спасибо всем участвовавшим в обсуждениях, особенно @sjhgtjhgep, за пытливость.
После неудачных попыток, я полез курить интернеты в 10 раз, открыл видосы на Ютубе, где индусы запускают кулеры отвёртками, и предположил, что и вправду купил поделку и нужно взбодрить старый.

Попытался его разобрать пинцетом, поддев снизу, но он сопротивлялся, чутка потыкав - решил в очередной раз проверить старт и О, чудо! Он закрутился.

Тут я окончательно убедился, что имеет смысл действовать. Быстро нашел дрель, сверло и сделал отверстие вдоль оси.
Обильно надул туда силиконовой смазки из аэрозольного балона ииии-и-и уже неделю полет нормальный!

1. Установите автомобиль на эстакаду или другое возвышение.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

2. Поднимите крышку капота и зафиксируйте ее упором.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

3. Чтобы сбросить давление в системе охлаждения, медленно поверните крышку радиатора против часовой стрелки.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

4. Снимите крышку.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

5. Открутите и снимите крышку расширительного бачка.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

6. Спуститесь под автомобиль. Плоской отверткой вытяните пистоны и снимите защиту.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

7. Подставьте емкость под кран сливного отверстия радиатора охлаждения.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

8. Крестовой отверткой выверните сливной болт на радиаторе.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

9. Дождитесь полного слива антифриза.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

10. Замените резиновую прокладку на сливном болте и заверните болт обратно.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

Снятие воздуховода Ниссан Х-Трейл

1. Подденьте плоской отверткой фиксаторы 3-х держателей воздуховода.

Снятие воздуховода на Ниссан Х-Трейл

2. Снимите заглушку с двумя держателями, и вытяните 3-й фиксатор.

Снятие воздуховода на Ниссан Х-Трейл

3. Выведите нижний патрубок воздуховода из зацепления с воздуховодом нижнего ресивера, и задний патрубок из зацепления с корпусом воздушного фильтра.

Снятие воздуховода на Ниссан Х-Трейл

4. Потяните воздуховод вверх, на себя и снимите.

Снятие воздуховода на Ниссан Х-Трейл

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл

1. Сожмите пассатижами пружинный хомут и отсоедините от радиатора охлаждения верхний шланг.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

2. Таким самым способом отсоедините от заливной горловины радиатора шланг расширительного бачка.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

3. Нажмите на фиксаторы и отсоедините от вентиляторов 2 колодки проводов.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

4. Отсоедините от вентилятора охлаждения Ниссан Х-Трейл жгут проводов и шланг расширительного бачка.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

5. Торцевым ключом на 10 мм выверните 2 болта крепления электровентилятора.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

6. Снимите вентилятор радиатора Ниссан Х-Трейл в сборе с кожухом.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

7. Промойте вентилятор.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

8. Если вентилятор не рабочий, замените его на новый.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

9. Установите вентилятор охлаждения двигателя Ниссан Х-Трейл в порядке, обратном снятию.

Снятие вентилятора радиатора охлаждения Ниссан Х-Трейл 2007 - 2014

10. Установите воздуховод в порядке, обратном снятию.

Снятие воздуховода на Ниссан Х-Трейл

11. Заполните систему охлаждения двигателя, медленно заливая охлаждающую жидкость в радиатор до уровня пароотводной трубки.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

Примечание:

Чтобы не образовались воздушные пробки, заливать антифриз в радиатор следует очень медленно (скорость залива не должна превышать 2 литра в минуту).

12. Плотно закройте крышку горловины радиатора.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

Примечание:

При работающем двигателе система охлаждения находится под давлением, по­этому из-под слабо завернутой пробки может потечь охлаждающая жидкость либо пробку может сорвать.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

Примечание:

Не наливайте жидкость в бачок выше отметки МАХ, так как при работе двигателя ее объем увеличиться.

14. Плотно заверните крышку бачка. Если антифриз пролился на провода, окрашенные или пластмассовые детали кузова, сразу же протрите их чистой ветошью.

Замена охлаждающей жидкости Ниссан Х-Трейл

15. Прогрейте двигатель до рабочей температуры (вениляторы охлаждения Ниссан Х-Трейл должны включиться не менее 2-х раз) и остановите. Когда двигатель остынет, проверьте уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости, доведите его до нормы.

Внимание! Во избежание травм не прикасайтесь к лопастям вентилятора – вентилятор может запуститься в любой момент.

2 Отсоедините разъем проводки от блока вентиляторов (см. рис. 4.2).


Рис. 4.2. Отсоедините разъем проводки от блока вентиляторов

3 На моделях выпуска до 2000 года вентилятор конденсатора крепится к радиатору одним болтом сверху и двумя болтами снизу, вентилятор системы охлаждения крепится к радиатору двумя болтами сверху и двумя болтами снизу. На моделях выпуска, начиная с 2С01 года, вентилятор конденсатора крепится к радиатору двумя болтами сверху и одним болтом снизу, вентилятор системы охлаждения крепится к радиатору двумя болтами сверху и двумя лепестками снизу.

4 Поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и установите его на страховочные опоры. Действуя снизу автомобиля, снимите нижние защитные кожухи двигателя и отверните нижний болт крепления вентилятора конденсатора. Действуя сверху в моторном отсеке, отверните верхние крепления блока вентилятора к радиатору и выньте поочередно каждый узел вентилятора из моторного отсека вверх (см. рис. 4.4,а-в).


Рис. 4.4,а. Нижний болт крепления вентилятора конденсатора (показан стрелкой) – показана модель выпуска с 2001 года, на моделях до 2000 года вентилятор крепится двумя нижними болтами


Рис. 4.4,б. Верхние болты крепления вентилятора системы охлаждения; отвернув их, поднимите вентилятор вверх, снимая его с установочных выступов в нижней части радиатора (модели выпуска с 2001 года). На моделях до 2000 года вентилятор крепится к радиатору двумя болтами


Рис. 4.4,в. Верхние болты крепления вентилятора конденсатора (показаны стрелками) – показана модель выпуска с 2001 года. На моделях до 2000 года выпуска вентилятор конденсатора крепится в верхней части одним болтом

5 Удерживая крыльчатку, отверните винты или гайку, крепящие крыльчатку к валу мотора вентилятора (см. рис. 4.5).


Рис. 4.5. Снимите крыльчатку вентилятора с вала мотора

Примечание. Крыльчатка вентилятора системы охлаждения крепится к валу мотора гайкой, крыльчатка вентилятора конденсатора крепится тремя винтами.

6 Отверните крепления и выньте мотор вентилятора из корпуса (см. рис. 4.6).


Рис. 4.6. Отверните винты крепления и выньте мотор вентилятора из корпуса

Контроллер управляет блоком реле включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. Электровентилятор включается и выключается в зависимости от температуры двигателя.


Рис. 2.19. Вентилятор радиатора системы охлаждения (вид со стороны моторного отсека): 1 - блок дополнительных сопротивлений; 2, б - верхняя опора кожуха; 3 - разъём электродвигателя вентилятора; 4,8 - нижняя опора кожуха; 5 - кожух вентилятора; 7 - электродвигатель

Электровентилятор работает в двух режимах - с максимальной скоростью и с пониженной скоростью.

Пониженная скорость электровентилятора включается при температуре охлаждающей жидкости выше 102 °C, а также при наличии в памяти контроллера кодов неисправностей ДТОЖ или при работающем кондиционере. При этом управление блоком реле электровентилятора осуществляется с контакта "Х1.1/Н2" контроллера.

Пониженная скорость электровентилятора выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 98 °C.

Максимальная производительность электровентилятора включается при температуре охлаждающей жидкости выше 103 °C, а также при высоком давлении хладагента в магистрали как при работающем кондиционере, так и неработающем кондиционере. При этом управление блоком реле электровентилятора осуществляется с контакта "Х1.1/НЗ" контроллера.

Максимальная производительность электровентилятора выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 98 °C.

электросхема вентилятора радиатора

Рис. 1.4-01. Электрическая цепь вентилятора системы охлаждения двигателя автомобилей семейства LADA VESTA

Замена

Некоторые операции для наглядности показаны на снятом радиаторе.

1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

3. Снимите брызговик двигателя.



4. Снимите глушитель шума впуска. (см. тут)

5. Отсоедините от блока 1 (рис. 2.19) дополнительных сопротивлений колодку управляющих проводов.


б. Сдвиньте вниз фиксатор (желтого цвета).


7. . и отсоедините от блока дополнительных сопротивлений колодку силовых проводов.


8. Отсоедините колодку жгута проводов от разъёма 3 электродвигателя вентилятора.


9. Отожмите фиксатор правой нижней опоры 8 кожуха вентилятора.


10. Сдвиньте опору назад.


11. . и немного приподнимите правую сторону кожуха вентилятора.

Вставьте распорку (деревянную палочку, лезвие отвертки) в образовавшийся зазор между опорой кожуха и кронштейном на бачке радиатора: это предотвратит обратную фиксацию правой опоры в то время, когда вы будете отсоединять левую опору.


12. Аналогично отсоедините от кронштейна левую нижнюю опору 4 кожуха.

13. Равномерно, без перекосов, сдвиньте весь кожух вентилятора вверх до момента полного отсоединения всех четырех опор кожуха от кронштейнов на бачках радиатора.


14. Снимите кожух в сборе с вентилятором, вынимая его из моторного отсека вниз. Действуйте осторожно, чтобы не повредить соты радиатора.


15. При необходимости отожмите два пластиковых фиксатора, сдвиньте в пазах.


16. . и снимите блок дополнительных сопротивлений.


17. Установите вентилятор в порядке, обратном снятию.

18. Убедитесь в исправности электродвигателя вентилятора. Пустите двигатель и дайте ему прогреться до температуры 102 °С, вентилятор при этом должен включиться на малой скорости.

Видео

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Читайте также: