Как снять вентилятор с кулера

Обновлено: 17.05.2024

Всем привет! Сегодня меня окончательно достал визг вентилятора на кулере A8N-SLI. Материнке уже больше трех с половиной лет, но этот зверь на чипсете проснулся буквально месяц назад. Сначала изредка посвистывал и успокаивался, потом его приходилось притормаживать пальцем, после чего все становилось тихо и спокойно. Но сегодня, включив компьютер, никакие уговоры с моей стороны так и не смогли заглушить этот звук. Значит, надо переходить к хирургическому вмешательству , тоесть разборке и смазке вентилятора.

Сказано - сделано! Достав материнку из корпуса и почистив от пыли, я стал изучать крепление кулера. Две пластиковые защелки, что может быть проще. Снимаю. А этот кусочек алюминия даже не пошевелился. Проб.

Всем привет! Сегодня меня окончательно достал визг вентилятора на кулере A8N-SLI. Материнке уже больше трех с половиной лет, но этот зверь на чипсете проснулся буквально месяц назад. Сначала изредка посвистывал и успокаивался, потом его приходилось притормаживать пальцем, после чего все становилось тихо и спокойно. Но сегодня, включив компьютер, никакие уговоры с моей стороны так и не смогли заглушить этот звук. Значит, надо переходить к хирургическому вмешательству , тоесть разборке и смазке вентилятора.

Сказано - сделано! Достав материнку из корпуса и почистив от пыли, я стал изучать крепление кулера. Две пластиковые защелки, что может быть проще. Снимаю. А этот кусочек алюминия даже не пошевелился. Пробую отклеить радиатор, прикладывая довольно приличное усилие, но с места сдвинуть его так и не удалось. Хороший термоклей попался. Включаю компьютер, чтоб прогреть чипсет, может быть температура размягчит клей. Никакого эффекта. Что делать? Нет желания отдирать радиатор, прикладывая еще больше силы, так можно и с куском чипсета снять . Значит, надо снимать только вентилятор. Выкручиваю три самореза, наконец-то, он почти в моих руках, осталось только преодолеть верхнюю часть радиатора (с круглым вырезом). И тут замечаю, что она держится на четырех саморезах, вкрученных снизу этого алюминиевого полета китайской инженерной мысли!



Крепление верхней части радиатора

Несколько секунд глубоких раздумий. В мыслях этот жуткий звук при работе вентилятора. Гарантия на плату закончилась. Взгляд скользит по столу и останавливается на кусачках . Перекусываю мягкий алюминий, оставляя в двух противоположных местах рамки прорези, через которые без проблем достаю вентилятор. Разборка, чистка, смазка, установка на место. Вот как выглядит кулер в итоге успешно перенесенной операции:



Модифицированный кулер

Понятно, что вентилятор свой ресурс уже отработал и смазка надолго не поможет. У нас в городе найти в продаже хоть какой-то кулер для чипсета или видеокарты большая проблема. А отклеивать так или иначе когда-нибудь придется

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news - это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.

Я не совру, если скажу, что в наше время компьютер дома есть у огромного количества людей. И в каждом из этих компьютеров над охлаждением часами трудятся кулеры.

Как и любая техника, они нуждаются в периодическом обслуживании, которое обеспечит им более длительный срок службы, а также стабильную и тихую работу.

В чём же заключается обслуживание? Всё просто: в чистке от пыли и смазке двигающихся частей.

Пыль и не только оседает на лопастях и корпусе, она также проникает в пространство между ротором и статором , что приводит к появлению вибрации и шума.

Для того, чтобы почистить и смазать кулер, нужно снять с него крыльчатку. Делается это следующим образом:

1. Отклеиваем на задней части корпуса по центру наклейку

Под ней чаще всего можно сразу увидеть круглую пластиковую или металлическую запорную шайбу, удерживающую крыльчатку в корпусе. Иногда там есть дополнительная резиновая заглушка - как на фото.

Если отверстия нет - его придётся сделать, чтобы добраться до этой шайбы. Вам в этом поможет сверло диаметром от 8 мм. Сверлите аккуратно, чтобы не повредить запорную шайбу и крепление крыльчатки.

2. Аккуратно поддеваем и снимаем шайбу. На ней всегда есть разрез для возможности снятия/надевания

Не повредите шайбу, если она перестанет держаться на стержне крыльчатки - вентилятор работать уже не сможет. Я обычно "подсекаю" её чем-то типа иголки и подхватываю пинцетом.

3. После того, как снимите её - крыльчатку можно вынуть.

В зависимости от конструкции кулера, под шайбой можно увидеть пружину, подшипники или резиновые уплотнительные кольца. Всё это снимаем и стараемся не потерять.

4. Нужно тщательно вытереть всю пыль и старую смазку с ротора и паза для крепления крыльчатки. По возможности - обезжирить.

5. Как будете уверены в том, что все соприкасающиеся и движущиеся части очищены - нужно смазать их.

Рекомендуется использовать густую смазку, чтобы она как можно дольше оставалась на деталях, но можно обойтись и другими вариантами: я, например, капаю пару капель машинного масла через шприц.

Если уже занимались подобной процедурой, какую смазку посоветовали бы вы?

Много смазки лить или мазать не стоит - ничего хорошего из этого не выйдет - только запачкает всю конструкцию.

Затем собираем строго в обратном порядке. Как наденете обратно запорную шайбу - на неё тоже стоит капнуть одну-две капли смазки.

6. Отверстие необходимо заклеить

Если не сохранили наклейку - воспользуйтесь монтажным скотчем или аналогом. Если этого не сделать - в конструкцию довольно быстро проникнет пыль и придется вскоре повторять процедуру.

Таким образом можно обслуживать не только корпусные кулеры ПК, принцип работы многих вентиляторов точно такой же. Время от времени повторяя эту несложную процедуру, вы обеспечите своей технике условия для тихой, стабильной и долгой работы.

Прошу помощи знающих людей. Нужно как то снять крыльчатку с кулера ноутбука MSI CX500DX Фотки прилагаю.
Крыльчатка обычно снимается просто, но в моем случае она нифига не поддается сьему, под наклейкой впресованная типа шайба латунная, т.е. смазать как обычно не получится.
Фото 1
Фото 2

Что сподвигло на это действо? Давно бросил это неблагодарное занятие - никогда не помогало, все равно приходится покупать новый(650р).

Если потянуть за крыльчатку то она не снимается. Вывод - все таки конструкция довольно банальна, но как на обычных кулерах для стационарников под наклейкой пробочка и дырка со стопорным кольцом, то здесь эта пробка латунная и запресованна в корпус. Итог всетаки кулер не разборный. Но надежда его разобрать еще немного тлеет. (возможно прийдется высверлить эту пробку и заменить наклейку на свою)
P.S. Когда пытаюсь потянуть за крыльчатку то чувствуется что чтото твердо мешает ей сняться, пробовал тянуть сильней (намного), боюсб напрочь разломать корпус кулера.
P.S.S. Это не первый мой ремонт кулера, я их уже десятками перемазал перечистил, поменял, такая проблема/необходимость у меня впервые.

Это, скорее всего, сам подшипник.

Но ведь буржуинцы как-то засунули ось в подшипник? Там, наверное, пружинное кольцо.
Вот еще статья: Ремонт: неразборный кулер ноутбука HP Pavilion dv6-2110er и чел тоже пишет, что просто снял крыльчатку.
Третья: Как разобрать ноутбук Acer 5520G.

Блин ну везде, везде где ни читал, указано что крыльчатка именно легко снимается, а моя зараза сидит мертво, только пластмасса гнется от прилагаемого усилия а ось и не собирается сдвигаться на миллиметр.

У меня получилось наконецто. Пришлось прилично и аккуратно придавить, соскочило со стопорного кольца. Сотруднику правда попался хлипковатый кулер (другой не разборный) - сломал. Вобщем этот кулер можно разобрать силой.

насчет разборки кулеров от ноутбуков с латунной втулкой ,а в нее впресованной железной заглушкой,так вот толщина этой заглушки (в моем случае,черного цвета- а при сверлении,оказалась она из металла) равна 3,5 мм.Вал крыльчатки кулера входит в эту латунную втулку,фиксируется пластмассовой шайбой полукольцом (как в обычных кулерах на больших "машинах"),так что снять крыльчатку просто вытянув,не получиться (да и сломать её очень легко).На разборку убитого кулера ушел 1$ и немного крови,поранил слегка палец,но зато точно "расколол" кулер этого типа.Конструкция неразборная,НО. если просверлить отверстие 1-1,5 мм прямо по центру(или не поцентру,ну что бы вал кулера не мешал заливке масла), втулки заранее прокернив его и что интересно надо быть крайне осторожным имея ввиду то что отверстие которое собираемся сверлить будет сосна валу кулера,в смысле что бы не убить его,(вал) ограничив кончик сверла что бы не просверлить ниже 3,5 мм (а то легко повредить вал),то получим отверстие для смазывания вала кулера.На далее и коту понятно берем медицинсикй шприц и смазываем.Главное не перемудрить количеством масла,а то зальется электроника и кулер может сдохнуть.Мало-ли вдруг масло имеет примеси токопроводящие.

Вобщем тот кулер я всетаки разобрал, приложив силу к основанию крыльчатки двумя широкими отвертками, выскочил вал из стопорного кольца. Но вот мой друг таким же образом разломил кулер, оказалось там основание тоньше. Так что случаи бывают разные. Смотрите внимательно, пробуйте. Возможно таки да, лучше просверлить отверстие в заглушке. ХЗ, буду пробовать если еще такой случай представится.

Подтверждаю- разбирается. Использовал 2 скальпеля(цельнометаллические) - у них толщина какраз подходит. Небольшое усилие и крыльчатка соскакивает.

Решено! Ничего сверлить не надо,это бред! Слегка нажимаете на сам вентилятор,у вас он вдавится слегка,там пластинка изогнутая стоит,и с обратной стороны тоненькой отвёрткой поддеваете маленькое штопорное колечко,и вытаскивается и вентилятор,и 2 подшипника,с одной и с другой стороны! Сфотографировал грязный,извините! )))

Прикрепленное изображение

baly84
Если обратишь внимание, то в теме обсуждается, как разобрать бучный кулер. И да, как в твоем случае, с десктопным - ничего сверлить не надо. Спасибо, кэп! )

Добрый день. Сегодня хочу вкратце поделиться своим личным кустарным опытом обслуживания и ремонта (реставрации) кулеров, слаботочных двигателей. В частности устранения дребезжания не новых вентиляторов, которое возникает по причине неравномерного загрязнения лопастей и реже выработки-износа втулки, создающих естественный спонтанный дисбаланс вращения лопастей вентилятора, приводящего к шуму, гулу и препятствованию спокойного досуга. 🙂 Обзор будет состоять из двух частей:

  1. Отмывание, чистка.
  2. Изготовление пластиковых шайб, для устранения “рычания” вентилятора, смазка, сборка и проверка.

Перво-наперво очищаем вентилятор и лопасти от пыльных лохмотев и грязи.

Снимаем наклейку, видим заглушку, вынимаем и её.



Видим клипсу которую предстоит снять, не потеряв её! Которая имеет обыкновение выстреливать и улетать в неизвестном направлении, на всегда. Будьте внимательны, так как иначе придётся изготавливать подобную клипсу вручную. И не факт что первая самодельная будет удачной, т.е. придётся попотеть.

Снимаем клипсу двумя тонкими острыми инструментами. В моём случае часовыми отвёртками.


Вентилятор после разборки

Готовим ветошь для чистки, заготавливая оную из лоскутка чистой хлопковой ткани, с острыми углами, дабы придать ей удобную форму для очистки втулки изнутри (скручиваем в трубочку).


Предварительно смочив ветошь спиртом, водкой, запихиваем её аккуратно в отверстие, часовой отвёрткой в моём случае или подобным инструментом – НЕ ПОЦАРАПАВ ВТУЛКУ ВНУТРИ – вынимаем отвёртку, прокручивая ветошь по оси и ёрзая ей вперед-назад.


Впечатляемся вынутой грязи и облегчённо выдыхаем с надеждой на благополучный исход затеянного нами мероприятия.


Далее чистим ротор от грязи и старого отработанного масла.


Теперь приступаем к устранению биения. Делаем копию клипсы маркером, на пластике от обычной пластиковой бутылки, предварительно её раскроив.


Заготавливаем таких несколько штук. Такие и подобные мелкие детали имеют свойство исчезать, улетать, смахиваться случайно рукой под стол и т.д., создавая массу неудобств и отвлекая от важного сконцентрированного процесса.


Работаем лезвием от строительного ножа, ювелирно вырезая нужное нам внутренее круглое отверстие по намеченной линии. Предварительно обмотав его изолентой, дабы не поранить пальцы. Применяем ножницы, для обрезки шайб по периметру.

Получаем результат “ксерокопии” клипсы.



Заготовил с запасом, так как придётся укладывать в статор несколько шайб, дабы устранить биение ротора из-за износа и изначально слегка излишне свободного заводского хода вала по вертикали, в моём случае. А так же про запас. Проверяем каждую шайбочку на валу, чтобы они свободно ходили, это важно. В противном случае применяем круглый надфиль, расширяя отверстие шайбы, до умеренно свободного хода на валу.

Продолжаем чистку, смазку. Применяем относительно густую смазку, в моём случае “Литол”.


Не применяем непонятную, дешёвую (не соответствующуя предназначению) сильно жидкую машинную смазку. Она имеет свойство нагреваться и испаряться от нагрева, оставляя за собой закоксовавшуюся грязь, металлическую выработку, подобную образиву во втулке. Действующую словно наждачная бумага и впоследствии приводящая к вибрации вала. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ РАСТИТЕЛЬНО МАСЛО. Оно имеет свойство становиться густым, превращаться в олифу, подобную резиновому клею “Момент”. И приводящее к заклиниванию двигателя и его сгоранию! Превращая вас в глазах других в неопытного неудачника, лузера, краснеющего перед другими и перед самим собой.


Смазываем обыльно ротор.

Смазываем внутреннюю часть втулки у горловины.

Аккуратно вставляем ротор в статор, прокручивая. Смазываем внешнее дно втулки, применяя по желанию, себе в помощь, обычный медицинский шприц, набитый тем же маслом. Нанизываем первую шайбу и укладываем на дно. Далее снова смазка. Далее снова нанизываем следующую шайбу. Поступаем аналогично и с последующимими, если в таковых возникнет необходимость. Суть метода в том чтобы устанить болтанку (“рычание”) ротора, создав “сендвич” из новоиспечённых прокладок и масла, до необходимого предела. Т.е. “не под завязку”, а чтобы ротор всё же совсем чуток ходил вверх вниз по оси втулки. Устранив таким образом ненормальное резонансное биение вала, по вертикали и горизонтали оси втулки.

Устанавливаем на место клипсу

Устанавливаем на место клипсу, памятуя что она может выстрелить в далеко в сторону! Наносим слегка на неё, а по сторонам от неё масла по более, забивая масло по углам отверстия, создавая воронку из масла, с тем условием чтобы масло расширяясь при нагреве, не выдавилось бы из под заглушки. Для этого то верхнюю середину отверстия и оставляем без масла, создавая воздушную прослойку. Т.е. как показано на фото. Пробуем пальцами прокрутить вентилятор. Должен свободно крутиться и слегка (не так как до ремонта) ходить вверх-вниз по оси.

Устанавливаем на место заглушку. Предварительно очищаем от смазки поверхность у отверстия ротора, на простарнстве для на клейки, чтобы исключить отклеивание липкой наклейки-шильдика, из-за масла под ней в процессе эксплуатации.

Читайте также: