Как списать воду для кулера на предприятии

Обновлено: 28.04.2024

Как часто бывает, с самыми обыкновенными вещами в учете возникают проблемы. Казалось бы, вода. Чего уж проще? Но вопросов – море!

Бухгалтерский учет

Приобретение кулера

В бухгалтерском учете есть, пожалуй, только один серьезный вопрос для бухгалтера. Как квалифицировать кулер? Как основное средство или материальный запас? Ответ зависит от цены кулера и ценового критерия, установленного для основных средств в учетной политике вашей организации. Напомню, что согласно ПБУ 6/01, лимит стоимости отнесения актива к материально-производственным запаса - не более 20000 рублей. То есть лимит может быть ниже 20 000 или отсутствовать вовсе.

Дебет 10 Кредит 60 (76)

6000 руб. - приобретен кулер

Дебет 19 Кредит 60 (76)

1080 руб. – учтен входящий НДС

Дебет 26 (44) Кредит 10

6000 руб. – списана стоимость кулера при вводе в эксплуатацию

Аренда кулера

Как и обычная аренда, аренда кулера идет в дебет затратных счетов (26,44) и кредит счетов учета задолженности перед поставщиками (60,76)

Дебет 26(44) Кредит 60 (76)

200 руб. – аренда кулера за сентябрь 2010 года

Дебет 19 Кредит 60 (76)

36 руб. – учтен входящий НДС по аренде кулера.

Безвозмездное пользование кулером или ответственное хранение

Учитываем кулер на забалансовом 001 счете.

Забалансовые счета не имеют двойной записи. Поэтому наша проводка будет выглядеть так:

Д001 - 6000 руб. учтен кулер

Приобретение воды

Чаще всего делают проводки:

Дебет 10 Кредит 60

1000 руб. – приобретено 5 бутылей воды

Дебет 19 Кредит 60

180 руб. – учтен входящий НДС

А далее постепенно списывают в затраты

Дебет 26 Кредит 10

По проведению воды в офис у бухгалтеров есть несколько мнений. Некоторые списывают воду не в затраты, а например в оплату труда сотрудников, считая сумму за воду – доходом сотрудника с соответствующим начислением и уплатой НДФЛ и взносов. Эту позицию обосновывают тем, что вода в данном случае является натуральной формой оплаты труда.

Мне такой подход видится неверным. Во-первых, приобретение воды в офис относится к созданию нормальных условий труда. А, во вторых, интересно как именно выделяется при таком учете количество выпитой воды конкретным сотрудником?

Налоговый учет

По логике вещей, приобретение чистой питьевой воды для своих сотрудников - это создание нормальных условий труда. Тех самых условий, на которых настаивает Трудовой кодекс, в частности ст. 163 ТК РФ. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности можно учесть при налогообложении прибыли (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Исходя из этого, организация может включить воду и сопутствующие затраты в налогооблагаемую базу по прибыли. Это по логике. А по факту никто из моих знакомых бухгалтеров не включает, потому что это любимая придирка налоговой при проверке. Их аргументы:

Во-первых, расходы на воду не поименованы в ст. 163 ТК РФ ( Письма УФНС по г. Москве от 20.03.2002 № 26-12/12511, от 29.09.2003 № 26-12/54118).

Во-вторых, пейте воду из под крана. Она соответствует всем нормам и является питьевой водой. Данная позиция представлена в Письмах ФНС России от 10.03.2005 № 02-1-08/46@ и Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/1/408. Позиция подтверждается арбитражными судами в Постановлениях ФАС СЗО от 12.04.2007 № А13-441/2005-21, ФАС ПО от 10.06.2008 № А65-28948/2007, ФАС МО от 26.06.2007 № КА-А40/4983-07-07.

С точки зрения налоговой безопасности я предпочитаю не принимать расходы на кулер и воду в расходы по прибыли.

Защищаем свои права

И в качестве аргументации, помните, что

• В статье 163 Трудового кодекса РФ содержится фраза ". к таким условиям, в частности, относятся", а значит, данный перечень является открытым и в него может входить обеспечение водного режима. Будет лучше, если такое обеспечение вы пропишите в трудовых договорах, в коллективном трудовом договоре или хотя бы в локальном акте (например, приказ по организации).

• В Налоговом кодексе, в частности в ст. 264 нет ни единого слова про требование заключения из СЭСа и вообще про какие-либо экспертизы. Пока я не знаю ни единого случая, чтобы СЭС дало заключение о непригодности воды из под крана к питью. Но можно подстраховаться результатами независимой экспертизы. Соотнесите стоимость затрат на экспертизу и налоговую выгоду.

• Налогоплательщик может включить условие о снабжении работников питьевой водой в коллективный (или в локальный нормативный) акт.

• Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой страх и риск, и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Читайте также: