Каким является двигатель бытового вентилятора технология 6 класс

Обновлено: 16.05.2024

Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техни­ческом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.

ВложениеРазмер
6_klass_sostavnye_chasti_mashiny.rar 35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дата : План- конспект урока технологии
6 класс

Тема: Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
Преподаватель : Корниенко Марина Александровна.

Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.

Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.

Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели урока.

- Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина

Человек использует много разных машин.

Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информации. Машины бывают рабочие и энергетические .

Среди рабочих машин различают технологические , транспортные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).

Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине ) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.

Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).

Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.

Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.

Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Учитель: Сегодня мы с вами расширим свои познания об устройстве машин, ознакомившись с их новыми составными частями.

В зависимости от сложности станка (машины) в нем могут быть и другие механизмы:

- подачи и передачи движения;

Механизмы передачи движения состоят из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек, цепных передач.

Мы рассмотрели различные передаточные механизмы. Кто из вас может вспомнить, где вы встречали какие-либо из передач ( Велосипед, мопед, мотоцикл, двигатели автомобиля)

Звено передающее движение называется ведущим , а получающее движение – ведомым.

Все колеса, шкивы, шестерни, звездочки насаживаются на валы так, чтобы они не проворачивались, и соединяются с валом посредством шпонки и шлицов

Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.

В механизме различают ведущую и ведомую детали.

Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.

Механизмы, предназначенные для передачи движения, называются механизмами передачи движения . На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов. Зубчатые механизмы бывают цилиндрические и конические (состоящие из цилиндрических и конических колес).

Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача , состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.

Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.

Отношение диаметра D 2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом

В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.

Шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.

Рис.1. Виды передач.

Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.

Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.

Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:

  • Двигатель.
  • Передаточный механизм.
  • Механизм подачи.
  • Механизм контроля и управления.

В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.

Бытовые электродвигатели сегодня заслуженно считаются практически базовым компонентом бытовых электроприборов. Так как бытовые электромашины и приборы отличаются по своим функциональным и мощностным возможностям, то и конструкции электродвигателей обладают существенными различиями. Бытовые электродвигатели, согласно основной классификации, делятся на электродвигатели для бытовой техники постоянного и переменного тока.

Так, асинхронные электродвигатели переменного тока используются при производстве холодильников, вентиляторов, стиральных машин и проигрывателей. А коллекторные электродвигатели переменного тока, имеющие более сложную структуру, используются при производстве кофемолок, пылесосов, электроплит, миксеров, дрелей, перфораторов и прочих машин, которые должны обладать высокой частотой вращения.

Принцип работы асинхронного электродвигателя

Современные электродвигатели для бытовой техники обычно обладают сходной структурой: ротором, который связан с механизмом, и статором, на котором находится обмотка возбуждения. Бытовые электродвигатели переменного тока, используемые при производстве бытовой техники, бывают асинхронные и синхронные. Структура асинхронного двигателя предполагает подачу энергии к ротору с помощью электромагнитной индукции. Такие двигатели отличает высокая надежность работы и дешевизна. Что касается основных компонентов этой разновидности двигателей, то основными частями является статор и ротор. Статор представляет собой электрический компонент, собранный из железных пластин, которые образуют группы электромагнитов, расположенных таким образом, что получается цилиндр. Хотя бы один плюс такого магнита располагается по направлению к центру. Магнитные полюса реализованы посредством намотки по часовой и против часовой стрелки медного провода. В результате получаются катушки — северный и южный полюс. А ротор является вращающимся элементом, состоящим из группы электромагнитов, которые находятся вокруг цилиндра с плюсом. Ротор обращен к статору и находится внутри статора. В результате магнитное поле статора движется под влиянием источника питания переменного тока, а индуцированное магнитное поле ротора следует за вращением поля статора.

Электродвигатели серии КД

Электродвигатели серии КД являются разновидностью асинхронных электродвигателей переменного тока. В их обмотку включены конденсаторы, которые и определяют фазу сдвига тока. Электродвигатели серии КД подключаются в однофазную сеть с помощью специальных микросхем. Данная разновидность бытовых электродвигателей подразделяется на трехфазные и двухфазные, которые определяются по способу схемы подключения.

Применяются электродвигатели серии КД при производстве бытовой техники небольших мощностей (магнитофоны, проигрыватели, циркуляционные насосы водных и отопительных систем, воздуходувках, дымососы отопительных систем и пр.).


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что называется двигателем?

  • устройство преобразующее виртуальную энергии в механическую работу.
  • устройство преобразующее какой либо вид энергии в механическую работу.
  • устройство преобразующее электрическую энергию в термоядерную энергию.
Вопрос 2

От чего может быть получена механическая энергия?

  • От ротора
  • от поршня
  • Природного источника или аппарата
  • от струи жидкости или газа
  • все выше изложенное верно
Вопрос 3

В каком веке на смену водным и ветряным колёсам пришёл паровой двигатель?

  • в 21 веке
  • в 19 веке
  • в 20 веке
  • в 18 веке
Вопрос 4

В двигателе внутреннего сгорания энергия сгоревшего топлива преобразуется в.

  • химическую энергию
  • механическую энергию
  • атомную энергию
Вопрос 5

В каком веке стали применяться реактивные и ракетные двигатели?

  • в 20 веке
  • в 21 веке
  • в 19 веке
  • в 18 веке
Вопрос 6

Какие двигатели установлены на бытовых приборах в вашем доме?

  • двигатели внутреннего сгорания
  • электрические двигатели
  • реактивные двигатели
  • ракетные двигатели.
Вопрос 7

С помощью какого устройства получается механическая энергия в двигателе внутреннего сгорания?

  • поршня
  • ротора
  • природного аппарата
Вопрос 8

Какую энергию преобразовывали первые двигатели созданные людьми?

  • электрическую
  • химическую
  • кинетическую
Вопрос 9

За счёт чего обеспечивается поступательное движение ракеты?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: научить определять передаточное отношение механической передачи, распознавать ведущее и ведомое звено в механической передаче.

Оборудование: образцы механизмов и соединений, столярный верстак, компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задачи: добиться усвоения изученного материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое машина? (Ответ: это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой).

2.Что такое механизм? (Ответ: это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенья выполняют определённые согласованные движения).

3.Какие виды механизмов (передач) вы знаете? (Ответ: винтовой механизм, фрикционный механизм, ремённая передача).

4.Какие виды соединения деталей вам известны? (Ответ: подвижные и неподвижные).

5.Приведите примеры простых и сложных деталей. (Ответ: например, простые детали – болт, гайка, шайба; сложные детали – станина, зубчатое колесо).

3.Изучение нового учебного материала.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; теоретически подготовить к работе по определению передаточного отношения механической передачи, распознаванию ведущего и ведомого звеньев в механической передаче.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, механизмов, соединений, беседа, рассказ, работа с книгой.

Учитель: Важнейшая особенность каждой машины – наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа. [Л4]

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы. [Л4]

Далее учитель может наглядно продемонстрировать обучающимся основные части машины – токарного станка СТД-120М (при его наличии в мастерской) или любого имеющегося станка (например, настольного сверлильного станка). При отсутствии последних, можно воспользоваться плакатами, слайдами или фотографиями.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Учитель: Основные части машины – токарный станок СТД-120М:

1.двигатель (показывает двигатель станка);

2.ремённая передача (это передаточный механизм; учитель показывает его, предварительно сняв защитный кожух);

3.шпиндель (исполнительный орган станка СТД-120М).

Учитель: В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения – винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный. [Л4]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек. [Л4]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

С помощью цепной передачи движутся ступени эскалаторов в метро и больших магазинах. [Л1]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестерней. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели). [Л4]

Далее учитель может продемонстрировать механизм ручной дрели (при её наличии).

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

В реечном механизме при вращении зубчатого колеса рейка перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки колесо вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённой на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно. [Л4]

Далее учитель может продемонстрировать работу реечного механизма настольного сверлильного станка (при его наличии).

Затем обучающиеся самостоятельно изучают таблицу 9 на странице 97 [Л4].

Далее можно провести физкультминутку для снятия умственного напряжения и усталости.

Учитель: В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой. [Л4]

Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:


где D1 – диаметр ведущего колеса;

D2 – диаметр ведомого колеса. [Л4]

Учитель: Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а [Л4]). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку – небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.

Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б [Л4]). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы – шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка. [Л4]

4.Закрепление учебного материала.

Цели: формирование навыков определения передаточного отношения механической передачи; развитие технологической грамотности и культуры обучающихся, устной технологической речи, внимания, памяти, технико-технологического мышления; воспитание дисциплинированности и аккуратности.

Задачи: научить определять передаточное отношение механической передачи, распознавать ведущее и ведомое звено в механической передаче.

Методы обучения: Практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 13 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 31 и выполняют задание 13 (1, 2, 3, 4).

Задание 13 №1 (приложение 2).

Задание 13 №2 (приложение 3).

Задание 13 №3 (приложение 4).

(Ответы: звёздочка, двигатель, шестерня, педаль, шпонка)

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Задание 13 №4. В данных словах буквы перепутаны. Напишите слова правильно:

тельдвига, нихамезм, тершесня, печареда, канопш, шилц, нозев, лекосо.

(Ответы: двигатель, механизм, шестерня, передача, шпонка, шлиц, звено, колесо).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

5.Задание на дом.

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 13 учебника, ответить на вопросы 1-4, с.99 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах информацию, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 13;

2.правильные ответы на вопросы 1-4, с.99 учебника;

3.нахождение интересного познавательного материала о механизмах, применяемых в современных машинах.

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Список использованных печатных источников.

1.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

4.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.

Читайте также: