Какой штатив лучше деревянный или алюминиевый

Обновлено: 03.05.2024

Такой высокоточный инженерный прибор как нивелир не может правильно работать без качественного, надёжного штатива. В этой статье сайт RMNT выяснит, какими бывают штативы для лазерных уровней, какими критериями нужно руководствоваться, выбирая это полезное оборудование.


Выбираем штатив для нивелира

Выбираем штатив для нивелира

Выбираем штатив для нивелира

Начнём с материала, из которого может быть изготовлен штатив для нивелира:

  • древесина
  • сплавы на основе алюминия
  • сталь

Деревянные треноги специалисты называют самими практичными и востребованными. Они не будут мешать замерам лазерными лучами даже на участке под жарким летним солнцем и при повышенной температуре.

Важно! Если замеры проводятся в условиях повышенной сложности, алюминиевые штативы использовать не стоит. Они могут исказить результаты измерений при тепловом расширении.

Стальные штативы очень надёжные, но при этом весят немало, что может усложнять работу с оборудованием.

Выбираем штатив для нивелира

Существует три основных вида штативов для лазерных уровней:

  1. Геодезический универсальный. Сверху есть резьба, чтобы зафиксировать нивелир. К достоинства такого оборудования относятся универсальность использования, обширная рабочая площадка, возможность построить чёткие линии и получить точные измерения. С универсальными геодезическими штативами можно работать и внутри дома, и на участке.
  2. Элевационный. Предназначается для нивелиров с большим весом. У таких штативов есть кривошипная стойка с ручкой, которая даёт возможность точно настроить высоту устройства.
  3. Фотоштатив. Самый лёгкий вид такого оборудования, может использоваться и с дальномерами, и с нивелирами. Весит мало, мобильный, простой в использовании, можно корректировать угол наклона. При этом на улице фотоштативы применять не рекомендуется — у них на ножках есть несъёмные резиновые накладки, а небольшой вес приводит к слабой устойчивости на ветру.

Важно! Альтернативой нивелиру на штативе может стать штанга, но применять её можно только внутри помещений.

Выбираем штатив для нивелира

Выбирая штатив для лазерного уровня, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Высота и возможность её регулировать. Наиболее востребованы устройства высотой 1 и 1,5 метра. Отдельные элевационные штативы позволяют поднять нивелир на высоту до 3,5 метра, что может потребоваться при замерах потолка в высоком помещении.
  • Наличие кейса и чехла с ремнем, чтобы штатив было легко перемещать и удобно хранить.
  • Наличие дополнительных резиновых накладок на ножки, чтобы надевать во время использования в помещении. И острых наконечников, чтобы зафиксировать штатив в грунте, во время работ на участке.
  • Вес изделия. Самые лёгкие модели весят до 4 килограммов, но это непрофессиональные штативы, могут быть неустойчивыми, имеют ограниченную сферу использования. Универсальные модели весят от 5 до 7,5 килограмма, они наиболее востребованы.

Выбираем штатив для нивелира

Выбираем штатив для нивелира

Констатируем: домашнего мастера, решившего своими руками сделать ремонт, вполне устроят лёгкие деревянные и алюминиевые штативы с клипсами. Для профессионалов подходит устойчивое, тяжёлое оборудование. Если у нивелира есть компенсатор, его можно будет установить на любой штатив.

Выбор штатива для фотоаппарата

Итак, вы приобрели фотокамеру, купили отличные объективы и морально подготовились к работе. Все вроде бы уже готово, но чего-то не хватает. не хватает штатива. Допустим, вы были бы не против, попробовать себя в макросъемке, или при фотографировании с большой выдержкой в условиях низкой освещенности, а может быть, у вас есть объектив с 50-ти кратным зумом, при съемке с которым, для лучшей устойчивости необходима дополнительная опора. Но какой штатив выбрать? Каждый фотограф хочет, что бы он был надежным, удобным, недорогим и прослужил долгие годы.

За хороший и надежный штатив, такой как Vanguard Alta Pro 263AT, вам придется выложить около 200 $, некоторые могут сказать, что это слишком много за хороший штатив, но если вы действительно пытаетесь найти надежную модель, которая будет служить долгие годы, то это не так уж и дорого. К приличным бюджетным вариантам относится Slik Sprint Pro II , стоимость которого составляет 90 $.

Как определить хороший штатив

Начнем с самого важного - из какого материала должен быть изготовлен хороший штатив? Пластиковые модели, являются очень популярными и дешевыми, но они не надежные. Среди достойных вариантов чаще всего встречаются штативы из алюминия, углеродного волокна, и, что несколько удивительно, - из дерева. Основными факторами, определяющими надежность штатива, является удачное сочетание веса, цены и демпфирование (подавление) вибраций.

Древесина очень хорошо поглощает вибрации и является довольно доступной, но весит чрезвычайно много. Углеродное волокно легкое и устойчивое, но позволить его себе сможет не каждый. Алюминий является доступным, и довольно легким, но не всегда идеально поглощает вибрации.

Итак, сначала давайте поговорим о штативах из углеродного волокна. На сегодняшний день, это одни из самых популярных и доступных штативов. Алюминиевые модели значительно дороже пластиковых, но все же, их могут позволить себе большинство мастеров. Если средства для вас не являются проблемой, и наличие надежного штатива является крайне важной задачей, то рассмотрите вариант приобретения модели от Thom Hogan. Стоимость такого штатива составит примерно 1000 $. Согласитесь, что для штатива это слишком огромная цена, ведь не каждый наш читатель может позволить себе даже камеру за такие деньги, но он стоит внимания, если деньги для вас не проблема. В дальнейшем мы будем рекомендовать только модели, цена которых не превышает 250 $.

2

Что касается штативов из углеродного волокна, то они очень хрупкие. Это прекрасные модели для путешествий и съемок, которые отлично поглощают вибрации, но тем ни менее, по сравнению со многими другими, это хрупкие штативы. Там где на штативе из алюминия появится вмятина или сгиб, модель из углеродного волокна просто сломается. Кроме того, легкость такого штатива не всегда является преимуществом, так как это делает его менее устойчивым.

Обсуждать деревянные штативы мы не будем, потому что они слишком тяжелые для повседневного использования.

Не забывайте о штативной головке

Помните - сама по себе тренога ничего не значит, важнейшей частью штатива является штативная головка, которая зачастую продается отдельно. Покупая головку отдельно, вы можете выбрать такую, которая бы больше всего соответствовала требованиям. Технически, есть способ, с помощью которого, вы можете прикрепить камеру непосредственно на штативе с помощью крепежного болта, но так потеряется подвижность, и камера будет двигаться только по одной оси.

Что должно быть в штативе

В первую очередь, стоит проверить, насколько высоким может быть штатив. Большинство штативов могут выдвигаться в центре, с помощью специальной колонны, минимальная высота это высота штатива, когда все ножки собраны на минимальное расстояние. Стоит так же задуматься и о величине штатива тогда, когда он будет полностью разложенным. Наличие большего количества сегментов ножек, может означать, что по высоте штатив будет не таким уже и высоким, но на установку уйдет больше времени. Вес штатива так же определяет уровень комфортности его использования в повседневной съемке. Особенно если приходится отправляться с ним в пешие прогулки или брать с собой в отпуск.

Выбирая штатив, так же стоит обратить внимание на наличие крючка, находящегося под выдвижной колонной. Этот крючок очень важен и полезен во время работы, на него вы сможете повесить дополнительный грузик, который сможет гарантировать дополнительную стабильность, к тому же, вы всегда можете убрать крючок, когда он не используется. В некоторых моделях, центральная колонна может двигаться вверх и вниз, таким образом можно снимать и при очень низком положении к земле, получая необычные оригинальные точки зрения.

3

Есть большое количество дополнительных возможностей и аксессуаров, которые дополнят ваш штатив, но их наличие, или отсутствие сводится к личным предпочтениям.

Особенности штативов

Предлагаем вашему вниманию штатив Vanguard Alta Pro 263AT , стоимость которого составляет 135 $, или 210 вместе со штативной головкой. В этой модели есть все, что может понадобиться в работе со штативом.

Высота модели при полном выдвижении всех секторов ножки составляет 130 см, а с выдвижением центральной колонны – 162,5 см. рост треноги достаточно внушительный, что касается веса, то он составляет 2,2 кг. Данный штатив отлично сочетает в себе хорошую высоту и вес, который с одной стороны, не очень большой, а с другой, достаточен для хорошей стабилизации.

Модель имеет выдвижной крючок в нижней части крепления стабилизирующего вес. Центральная колонна легко смещается, так что вы можете легко перемещать её и наклонять почти под любым углом в диапазоне 180 °. Ножки штатива состоят из трех секций, которые, как правило, более устойчивы, чем ножки, состоящие из четырех секций. Минимальная высота штатива, при которой вы можете фотографировать, составляет 16 см от земли, тренога может выдержать до 7 кг дополнительного груза. Для сравнения, зеркалка с большим объективом весит около 1,5 кг. Чаще всего тренога поставляется с сумкой, которая позволяет носить его ссобой повсюду.

6

Штатив получил премию TIPA, как лучший аксессуар в 2009 года. Когда 263AT дебютировал несколько лет назад, он сразу же был принят фотографическим сообществом на ура, и премия TIPA 2009 стала вполне заслуженным символом признания. Это было справедливое решение несколько лет назад, но и сегодня штатив не перестает радовать своей функциональностью. Кстати, победителем этой же премии в 2012 году был еще один продукт Vanguard, штатив Ballhead стоимость которого составляет 200$.

Доступной альтернативой, которая поможет вам сэкономить деньги может быть штатив Slik Sprint Pro II Tripod. Эта тренога намного легче, и гораздо менее устойчива, но все равно хороша для начинающих фотографов. Стоимость модели составляет 90$.

Если речь идет о профессиональном оборудовании для фотографов, то затраты могут быть слишком высоки. Настоящее мастера не экономят на своей технике, поэтому цена 210 $ для комплекта из треноги и головы, как правило, никого не испугает. Штатив Slik Sprint Pro II больше предназначен для новичков и мастеров среднего класса, которые планируют потратить на штатив не более чем 100 $. Не смотря на свою простоту, штатив все-таки достаточно надежен.

Маленький штатив

Если вы фотографируете с небольшой камерой, то вам понадобится миниатюрный штатив, который гармонично сочетался бы с вашим фотоаппаратом. Рекомендуем присмотреться к треноге Joby Gorillapod , цена за такой штатив составит 20$ - 80$, в зависимости от размера. Такие штативы отличаются хорошей устойчивостью, не смотря на небольшой размер и легкость конструкции. Эта модель отлично подходит для использования в любых необычных ситуациях.

5

Дорогие модели

Допустим, вы хотите приобрести по-настоящему дорогой и надежный штатив, и при этом, высокая цена вас не пугает. Идеальным штативом для такого фотографа станет Gitzo , стоимость которого может доходить до 1000 $. Треноги данной марки изготавливаются из углеродного волокна. Для такой мощной треноги требуется и соответствующая голова, например, вариант от BH-55 , за который придется выложить еще 500 $. Учтите, только что речь шла о лидерах отрасли, а значит о самых дорогих вариантах.

Ножки из углеродного волокна обеспечивает лучшее гашение вибраций, чем алюминиевые аналоги. Не смотря на то, что углеродные треноги так хорошо справляются с основными задачами штатива - подавлением вибраций, такие модели весят намного меньше чем алюминиевые. Пользователи фото и видеокамер по достоинству оценят существенную экономию веса.

У штатива высокого класса Ballhead есть значительные и ощутимые преимущества. Работает он плавно, стоит на земле надежнее и прослужит своему обладателю значительно дольше.

Многие производители создают одни и те же модели в разных вариантах – алюминиевых и штативы из углеродного волокна. Каждый фотограф может выбрать понравившийся штатив, произведенный из того, или иного материала, в зависимости от возможностей бюджета.

Удобная конструкция

Трудно выбрать среди модельного ряда хороших треног среднего уровня. Честно говоря, есть около десятка очень похожих моделей, все они отлично выполняют свою работу. В конце концов, все сводится к наличию тех или иных дополнительных функций, ведь, в простом виде, это только ножки из алюминия или углеродного волокна.

Manfrotto 055XPROB очень популярен, но ему не хватает некоторых особенностей Vanguard. Его центральная колонна не устанавливается под разными углами, и ему не хватает крючка в центре. 055XPROBs являются одними из самых распространенных треног, цена на такую модель может достигать 140 $. Важным преимуществом является максимальная высота, которая достигает 175 см, а весит тренога 5,3 кг.

Серьезным конкурентом такой модели будет Benro A2970F, цена треноги составляет 150 $, крючок в центре колонны может выдержать вес около 9,5 кг. Такой штатив точно выдержит любой фотоаппарат с объективом и даже сумку. Центральная колонна штатива поворачивается в разные стороны.

Стоит обратить внимание на модель молодой британской компании, которая построена из углеродного волокна, есть так же несколько вариантов из магниевого сплава. Модели X1.1 Adrian и X4 Jack являются самыми популярными из возможных вариантов компании. Треноги отличаются оригинальными цветами и стилем.

7

Хорошей и недорогой моделью является Slik 700DX , стоимость которой составляет 100 $. В треноге нет ничего сверхъестественного, колонна может поворачиваться и наклоняться в разные стороны. Небольшим недостатком штатива является большой вес - почти 3 кг. Тем ни менее, за 100 $ вы получаете невероятно хороший, очень простой и устойчивый штатив. Тренога имеет большую максимальную высоту, равную 175 см.

Еще одним вариантом, над приобретением которого стоит задуматься, является Oben AC-2320LA , или более ранняя модель AC-2320L . Информации о штативе как таковой нет, но пользователи им довольны.

Еще один штатив, достойный вашего внимания Giottos MTL9360B/MT9360 . Giottos MT поставляется с чехлом. Штатив отличается устойчивостью и надежностью. Giottos и Vanguard чрезвычайно похожи. Эти модели практически идентичные по своим функциональным возможностям. Оба имеют крючок и регулируемую центральную колонну. Giottos поставляется с более надежным чехлом и специальными креплениями внизу ножек, для большей устойчивости. Ножки с шипами от Giottos помогают прочно удерживать конструкцию на земле.

Основным отличием между Giottos и Vanguard является то, что Vanguard более устойчивый, а Giottos стоит на 40 $ меньше. В целом, ножки Vanguard более простые в обращении, да и сам штатив более удобный в управлении. Очень просто и без лишних усилий регулируется центральная колонка.

На самом деле, выбор между двумя моделями треног сводится к личным предпочтениям. Было бы хорошо испробовать каждый из вариантов в магазине и решить, выбрав более удобную в использовании, треногу. Особенно, если 40 долларов разницы для вас не проблема. Учтите, что все штативы, о которых мы говорили ранее, будут не плохими помощниками в работе фотографов разного уровня мастерства и достатка.

Штативная головка

Давайте усложним вашу жизнь еще больше. До сих пор мы говорили только ножках треноги, но головка имеет не менее важное значение. Найти отзывы об этой части штатива гораздо сложнее, чем о ножках. В принципе, вы можете выбрать головку той же фирмы, что бы облегчить выбор. Но мы поговорим о разных вариантов всевозможных брендов.

4

Можем порекомендовать вам головку SBH-100 , которая идет в комплекте со штативом Vanguard Pro 263AT. Вместе это отличное сочетание. Стоимость комплекта составит около 220 $. На некоторых ресурсах сообщается, что можно сэкономить до 20 $ покупая части штатива отдельно, но это зависит от магазина, где вы совершаете покупку.

Всего можно отметить несколько типов штативных головок. Есть головки для панорамирования, они наклоняются в разные стороны и могут двигаться по одной оси. Такие головки более доступные, но громоздкие и маломаневренные. Есть шаровые головки, которые являются более предпочтительными для большинства мастеров. Они немного дороже, но двигаются быстрее. Эту головку можно плавно и с легкостью перемещать. Есть еще курковая головка, которая позволяет еще быстрее управлять штативом, но они не так популярны, как два других типа, в силу большего веса и сложности точной настройки.

SBH-100 относится к шаровым головкам, вот почему эта модель такая удобная и маневренная. Пользователи могут вращать камеру по горизонтали, или зафиксировать её в одном положении. Кроме того, эта головка относительно легкая.

Можно найти несколько отзывов по поводу SBH-100, так же свое мнение по поводу этой головки выражали некоторые фотографы на своих сайтах. Профессиональный пейзажный фотограф дикой природы Кирк Норбери похвалил головку за прочность и плавность движения, и это при том, что пейзажные фотографы используют огромные объективы, стабилизировать которые не просто. Коммерческий фотограф Дэвид Флит был впечатлен тем, как хорошо эта головка держит камеру в одном положении.

В соотношении цены и качества SBH-100 выходит на первое место. По такой же цене, можно приобрести и Manfrotto, который к сожалению не имеет показателя уровня и весит намного меньше.

Чего ожидать в дальнейшем

Рынок по производству штативов движется черепашьими темпами по сравнению со смартфонами или планшетами. Новые материалы и конструкции, как правило, появляются где-то раз в год или около того, но хороший штатив имеет исключительно долгий срок службы. Giottos только что объявил о появлении новой линейки штативов, в которой будет изменена центральная колонна, что должно привести к уменьшению веса. Изменение центральной колонны так же позволит уменьшить вес штатива в целом. Детальной информации о новых штативах нет, но можно предположить, что такая инновационная модель будет стоить дороже среднестатистических треног. Так же не известны основные функциональные возможности треноги и её дизайн. Стоит следить за отзывами и реакцией фотографов на новый аксессуар, и уже потом делать какие-то выводы.

В любом случае, частота появления новинок не будет вас беспокоить, если вы один раз купите достойный штатив. Таким надежным и долговечным штативом может быть Vanguard, который гарантировано, прослужит долгие годы, и вряд ли заставит усомниться в правильности выбора. Возможно, придется отдать за него целых 200 долларов, но эта сумма окупится за те года, что вам прослужит эта тренога.

Заключение

Выбирая штатив для регулярной и плодотворной работы, помните об основных качествах, которыми он должен обладать. Тренога должна быть надежной, устойчивой и, что немало важно, не дорогой. Все эти качества есть у комплекта из треноги Vanguard Alta Pro 263AT и штативной головки SBH- 100 Ballhead. Этот штатив обладает фантастическим набором функций, включая чудесную центральную колонну, способную поворачиваться под различными углами и наличие крючка для дополнительного груза. К тому же, тренога вместе с головкой обойдется вам чуть больше чем 200$.

Покупать недорогие лёгкие штативы смысла нет. Во-первых, они не будут гасить вибрации, во-вторых, быстро сломаются. В продаже можно найти недорогой устойчивый штатив, но он будет тяжёлым. Хороший, прочный, лёгкий штатив не может стоить дёшево.

В продаже встречаются штативы, под марками известных фирм, производящих фотокамеры. Например, Canon, Nikon, Sony. Такие штативы производятся на стороне (промышленный аутсорсинг), качество их не выше, а зачастую ниже, чем у фирм, специализирующихся на производстве штативов и штативных головок, а цена завышена.

Штатив состоит из следующих основных частей:

1. Ноги, как правило, телескопические. Чем больше диаметр ног, тем лучше. Как сверху, так и снизу.

2. Шипы, лапки или копыта на концах ног. Шипы я считаю обязательным.

Ноги штатива Gitzo. Шипы находятся под съёмными резиновыми накладками.

3. Центральная штанга, вертикальная, на некоторых моделях её можно установить в горизонтальное или наклонное положение для макросъёмки и т.п. Её наличие нежелательно.

5. Пузырьковый уровень. Для панорам и специальной съёмки.

6. Основание штатива. К нему крепятся ноги и голова или штанга.

Основание штатива Gitzo серии Systematic с пузырьковым уровнем

7. Штативная голова. Камеру можно прикрутить непосредственно к основанию штатива. Крепление будет жёстче. Ещё вместо головы можно использовать Leveling Base, он ограничен в подвижках, но зато лёгкий и отлично держит камеру.

Каким образом следует минимизировать вибрации камеры при съёмке?

Вибрации лучше всего гасит тяжёлый штатив, изготовленный из материала, колебания в котором быстро гаснут. Самый простой способ оценить вибрации штатива состоит в следующем: установить штатив на пол, одну руку поставить на основание штатива, а другой постучать по ноге. Будет сразу ясно, как передаются вибрации и насколько быстро они затухают. Для проверки штатива вместе с камерой и объективом можно провести тестовую съёмку на разных выдержках. Выдержки, при которых больше всего проявляются недостатки опоры, находятся в диапазоне 1/30 с. — 1 с. С телеобъективами можно получить брак и на 1/60-1/125, а с сверхширокоугольными объективами возможны выдержки 1/15-1/8. На выдержках более 1 секунды время вибраций от затвора составляет незначительную часть, особенно быстро вибрации затухают у деревянных и карбоновых штативов. В то же время, при фотосъёмке на длинных выдержках могут сказаться вибрации от ног топающих рядом людей, животных, проезжающего транспорта и т. п. Ещё к объективу можно прикрепить фонарик с лазерным лучом и посмотреть, как дрожит пятно на расстоянии 5-10 от камеры при фотосъёмке.

На практике фотографу штатив приходится таскать с собой, поэтому применяют лёгкие материалы и дополнительные приспособления, гасящие вибрации. Дерево является хорошим материалом для изготовления штатива, к недостаткам его относятся относительно большой вес и незначительное изменение размеров деревянных деталей с изменением влажности и температуры. Можно приобрести недорогой деревянный геодезический штатив, например ADA Lightwood S, но он не очень удобен для некоторых видов съёмок. Профессиональные фотоштативы из ясеня производит немецкая фирма Berlebach. В Москве их продаёт магазин Prograf. Ещё высококачественные деревянные штативы производит американская фирма RIES.

Алюминиевые штативы самые распространённые. Есть как из недорогих алюминиевых трубок, так и из сплавов алюминия, содержащие магний, титан. Штатив из хорошего сплава легче и прочнее. Достоинством металлического штатива является прочность к ударам, тяжёлые алюминиевые штативы хорошо противостоят ветру. Главным недостатком является то, что металл плохо гасит вибрации. На морозе металлические штативы меняют размер и ими неудобно пользоваться.

Карбоновый штатив является наиболее предпочтительным. Он лёгкий, к тому же хорошо гасит вибрации. Алюминиевый штатив весом 2 кг. выдержит нагрузку около 4 кг, карбоновый штатив такой же высоты весом 1,5 кг. выдержит около 12 кг. Недостатком карбона является хрупкость, если колено переломится, его необходимо заменить. И всё же для того, чтобы сломать такой штатив, нужно приложить немалое усилие.

Конструкция штатива также влияет на вибрации. Все сочленения являются слабым местом конструкции. Лучше 3-х коленный штатив. Центральная штанга, выдвинутая полностью, существенно снижает жёсткость крепления камеры. Лучше всего выбирать штатив без колонны, когда штативная голова крепится непосредственно к основанию штатива или к полусфере. На концах ног должны быть шипы, смысл их в том, что связь штатива с землёй жёстче, вибрации будут гаситься основой, на которой стоит штатив. Для установки на снегу используются кольца, как у лыжных палок. Очень хорошо, если есть крюк в основании штатива снизу. К нему можно прикрепить стремя (фотографы делают его сами, используют резиновую верёвку и отрезок алюминиевой трубки), которое ногой прижимают к земле. Подвес груза к крюку — неверное решение, так как груз, раскачиваясь, только добавит вибрации. Если крюка нет, основание можно обмотать стременем вокруг.

Некоторые рекомендации по выбору штатива.

Ориентировочная высота штатива — рост фотографа минус 20 см.
Нежелательно, если центральная колонна выдвигается при съёмке полностью. В этом случае жёсткость сильно снижается. Лучше, чтобы не выдвигалась вовсе или компромисс — наполовину. В этом случае общая высота штатива с колонной оказывается чуть меньше роста фотографа. Когда штатив низкий, утомительно нагибаться. Иногда при съёмке картин невозможно поднять камеру до уровня глаз из-за ограничения в высоте мольберта. После такой съёмки устает спина. Если фотосъёмка ведётся с поворотным экраном или шахтой — штатив может быть ниже.
Если критичен вес (в поход) то тогда можно пойти на компромисс и купить пониже. Но я думаю, что в походе можно обойтись моноподом.

Для регулировки выдвижения ног лучше всего кольца из рифлёной резины. Цанговые зажимы (защёлки) хуже: они менее надёжны, на холоде уменьшаются в размере, могут повредить колено или сломаться. Если штатив с зажимами, то они обязательно должны регулироваться винтами.

Штативы Gitzo из углепластика являются одними из лучших в мире. Существуют 2 варианта: из карбона и менее дорогого 6-слойного материала (серия basalt). Разница в цене невелика, я считаю, что карбон лучше. В обозначении модели GT означает трипод, первая цифра в номере обозначает серию. L в конце кода означает, что штатив имеет большую высоту. Для серьёзной фотосъёмки имеет смысл рассматривать серии, начиная со второй, есть много хороших моделей в 3 серии, 4 и 5 серии предназначены для среднеформатных камер с телеобъективами и для форматных камер. Бескомпромиссным является штатив Gitzo GT5532LS. Высокий штатив Gitzo GT2942L, с ним можно комфортно снимать, не выдвигая центральную колонну — устойчивость будет максимальной.
Gitzo 2931 привлекает низкой ценой. Если снимать, выдвинув колонну наполовину, то получится, что высота с учетом высоты головки будет около 158 см.
Гицо 1830 полегче, но менее устойчивый. В сравнении с 2931 и 2942L раза в два.

Gitzo 2531 серии, есть разные его варианты, с 3-4 коленами, лучше 3, с уровнем и без, с наклонной колонной.
Есть ещё Gitzo GT3541XLS, отличный штатив, высотой почти 2 метра: для очень высоких фотографов и когда нужно поставить камеру высоко.

Производят на фирме Gitzo штативы из алюминиевого сплава (дорогие, я бы рекомендовал выбрать хорошую модель других производителей).
На мой взгляд, изделия этой фирмы есть смысл покупать на распродаже, за приемлемую цену. В иных случаях можно найти менее дорогие аналоги.

Итальянская фирма Manfrotto тесно связана с фирмой Gitzo. Производство занимает одно здание. Удачными являются штативы Manfrotto серий 055 и 190 (ей на смену выпущена серия 290), но можно найти менее дорогие аналоги других фирм, ничуть не хуже.

Фирма Velbon производит как дешёвые хлипкие изделия, так и весьма неплохие углепластиковые штативы. Насколько я помню, не предусмотрено крепление шипов, что является недостатком.

Фирма Giottos, недаром имеет созвучное название с Гицо. Многие её модели являются копиями известной фирмы. Есть и оригинальные разработки. Что касается качества, то среди дорогих моделей есть хорошие. Но какой смысл брать дорогую копию, когда можно постараться найти и купить подешевле оригинал, что всё равно лучше?

Хорошего качества углепластиковые штативы, а также из сплава алюминия магния и титана фирмы Slik (професcиональных серий). На некоторых моделях можно установить шипы. У меня давно есть штатив Slik Pro 500DX. Штатив сделан хорошо. Но, в сравнении с углепластиковым триподом Фейсоль, он в 2 раза тяжелее и хуже гасит вибрации.

Выбор штативной головы

Наиболее удобной, лёгкой и прочной является шаровая голова. Что касается крепления камеры, то предпочтительнее челюсти, совместимые с системой Arca-Swiss. Это самая распространённая система, головы и штативные площадки, совместимые с ней, производит множество фирм. Для лёгких зеркальных камер достаточен диаметр шара 30-35 мм., для 35 мм. камер с объективом до 250 мм. (но не очень тяжёлым) и лёгких среднеформатных камер достаточно шара около 40 мм., для среднеформатных камер с телеобъективами и форматных камер необходим диаметр шара от 48 мм. Для съёмки с тяжёлыми телеобъективами хороши специальные съёмные площадки, к ним крепятся одновременно камера и объектив.

Оригинальная шаровая голова Arca-Swiss Monoball Z1 стоит около 400 долларов. Указано, что она выдерживается нагрузку 60 кг. Естественно, что никто такую тяжёлую камеру ставить не будет. Эта цифра подразумевает максимальный вес, под которым изделие не сломается. Что касается камеры, то максимальная масса выдерживаемой камеры будет около 10 кг., что очень даже хорошо. Некоторые производители указывают вес камеры, которую можно ставить.

Площадка для крепления камеры должна быть металлической. Всякие резиновые, кожаные или пробковые прокладки будут только способствовать появлению вибраций камеры. В некоторых моделях имеются резиновые подкладки, которые утапливаются вниз, например у Бенро. Если это действительно так, то такая площадка годится. Есть универсальные площадки, существуют также площадки, разработанные специально для некоторых распространённых моделей фотокамер. Площадка, предназначенная для конкретной модели фотокамеры, является лучшим решением. Площадки для штативных головок фирм Manfrotto, Slik, Velbon и других имеют существенный недостаток: они не обеспечивают жёсткого крепления камеры из-за резиновых (или других) прокладок.

Для видеосъёмки шаровые головы неудобны, лучше специальные видеоголовы. Обычно они с индексом fluid. Хорошими считаются от фирмы Манфротто.
Голова должна двигаться плавно, без рывков.

Покупать недорогие лёгкие штативы смысла нет. Во-первых, они не будут гасить вибрации, во-вторых, быстро сломаются. В продаже можно найти недорогой устойчивый штатив, но он будет тяжёлым. Хороший, прочный, лёгкий штатив не может стоить дёшево.

В продаже встречаются штативы, под марками известных фирм, производящих фотокамеры. Например, Canon, Nikon, Sony. Такие штативы производятся на стороне (промышленный аутсорсинг), качество их не выше, а зачастую ниже, чем у фирм, специализирующихся на производстве штативов и штативных головок, а цена завышена.

Штатив состоит из следующих основных частей:

1. Ноги, как правило, телескопические. Чем больше диаметр ног, тем лучше. Как сверху, так и снизу.

2. Шипы, лапки или копыта на концах ног. Шипы я считаю обязательным.

Ноги штатива Gitzo. Шипы находятся под съёмными резиновыми накладками.

3. Центральная штанга, вертикальная, на некоторых моделях её можно установить в горизонтальное или наклонное положение для макросъёмки и т.п. Её наличие нежелательно.

5. Пузырьковый уровень. Для панорам и специальной съёмки.

6. Основание штатива. К нему крепятся ноги и голова или штанга.

Основание штатива Gitzo серии Systematic с пузырьковым уровнем

7. Штативная голова. Камеру можно прикрутить непосредственно к основанию штатива. Крепление будет жёстче. Ещё вместо головы можно использовать Leveling Base, он ограничен в подвижках, но зато лёгкий и отлично держит камеру.

Каким образом следует минимизировать вибрации камеры при съёмке?

Вибрации лучше всего гасит тяжёлый штатив, изготовленный из материала, колебания в котором быстро гаснут. Самый простой способ оценить вибрации штатива состоит в следующем: установить штатив на пол, одну руку поставить на основание штатива, а другой постучать по ноге. Будет сразу ясно, как передаются вибрации и насколько быстро они затухают. Для проверки штатива вместе с камерой и объективом можно провести тестовую съёмку на разных выдержках. Выдержки, при которых больше всего проявляются недостатки опоры, находятся в диапазоне 1/30 с. — 1 с. С телеобъективами можно получить брак и на 1/60-1/125, а с сверхширокоугольными объективами возможны выдержки 1/15-1/8. На выдержках более 1 секунды время вибраций от затвора составляет незначительную часть, особенно быстро вибрации затухают у деревянных и карбоновых штативов. В то же время, при фотосъёмке на длинных выдержках могут сказаться вибрации от ног топающих рядом людей, животных, проезжающего транспорта и т. п. Ещё к объективу можно прикрепить фонарик с лазерным лучом и посмотреть, как дрожит пятно на расстоянии 5-10 от камеры при фотосъёмке.

На практике фотографу штатив приходится таскать с собой, поэтому применяют лёгкие материалы и дополнительные приспособления, гасящие вибрации. Дерево является хорошим материалом для изготовления штатива, к недостаткам его относятся относительно большой вес и незначительное изменение размеров деревянных деталей с изменением влажности и температуры. Можно приобрести недорогой деревянный геодезический штатив, например ADA Lightwood S, но он не очень удобен для некоторых видов съёмок. Профессиональные фотоштативы из ясеня производит немецкая фирма Berlebach. В Москве их продаёт магазин Prograf. Ещё высококачественные деревянные штативы производит американская фирма RIES.

Алюминиевые штативы самые распространённые. Есть как из недорогих алюминиевых трубок, так и из сплавов алюминия, содержащие магний, титан. Штатив из хорошего сплава легче и прочнее. Достоинством металлического штатива является прочность к ударам, тяжёлые алюминиевые штативы хорошо противостоят ветру. Главным недостатком является то, что металл плохо гасит вибрации. На морозе металлические штативы меняют размер и ими неудобно пользоваться.

Карбоновый штатив является наиболее предпочтительным. Он лёгкий, к тому же хорошо гасит вибрации. Алюминиевый штатив весом 2 кг. выдержит нагрузку около 4 кг, карбоновый штатив такой же высоты весом 1,5 кг. выдержит около 12 кг. Недостатком карбона является хрупкость, если колено переломится, его необходимо заменить. И всё же для того, чтобы сломать такой штатив, нужно приложить немалое усилие.

Конструкция штатива также влияет на вибрации. Все сочленения являются слабым местом конструкции. Лучше 3-х коленный штатив. Центральная штанга, выдвинутая полностью, существенно снижает жёсткость крепления камеры. Лучше всего выбирать штатив без колонны, когда штативная голова крепится непосредственно к основанию штатива или к полусфере. На концах ног должны быть шипы, смысл их в том, что связь штатива с землёй жёстче, вибрации будут гаситься основой, на которой стоит штатив. Для установки на снегу используются кольца, как у лыжных палок. Очень хорошо, если есть крюк в основании штатива снизу. К нему можно прикрепить стремя (фотографы делают его сами, используют резиновую верёвку и отрезок алюминиевой трубки), которое ногой прижимают к земле. Подвес груза к крюку — неверное решение, так как груз, раскачиваясь, только добавит вибрации. Если крюка нет, основание можно обмотать стременем вокруг.

Некоторые рекомендации по выбору штатива.

Ориентировочная высота штатива — рост фотографа минус 20 см.
Нежелательно, если центральная колонна выдвигается при съёмке полностью. В этом случае жёсткость сильно снижается. Лучше, чтобы не выдвигалась вовсе или компромисс — наполовину. В этом случае общая высота штатива с колонной оказывается чуть меньше роста фотографа. Когда штатив низкий, утомительно нагибаться. Иногда при съёмке картин невозможно поднять камеру до уровня глаз из-за ограничения в высоте мольберта. После такой съёмки устает спина. Если фотосъёмка ведётся с поворотным экраном или шахтой — штатив может быть ниже.
Если критичен вес (в поход) то тогда можно пойти на компромисс и купить пониже. Но я думаю, что в походе можно обойтись моноподом.

Для регулировки выдвижения ног лучше всего кольца из рифлёной резины. Цанговые зажимы (защёлки) хуже: они менее надёжны, на холоде уменьшаются в размере, могут повредить колено или сломаться. Если штатив с зажимами, то они обязательно должны регулироваться винтами.

Штативы Gitzo из углепластика являются одними из лучших в мире. Существуют 2 варианта: из карбона и менее дорогого 6-слойного материала (серия basalt). Разница в цене невелика, я считаю, что карбон лучше. В обозначении модели GT означает трипод, первая цифра в номере обозначает серию. L в конце кода означает, что штатив имеет большую высоту. Для серьёзной фотосъёмки имеет смысл рассматривать серии, начиная со второй, есть много хороших моделей в 3 серии, 4 и 5 серии предназначены для среднеформатных камер с телеобъективами и для форматных камер. Бескомпромиссным является штатив Gitzo GT5532LS. Высокий штатив Gitzo GT2942L, с ним можно комфортно снимать, не выдвигая центральную колонну — устойчивость будет максимальной.
Gitzo 2931 привлекает низкой ценой. Если снимать, выдвинув колонну наполовину, то получится, что высота с учетом высоты головки будет около 158 см.
Гицо 1830 полегче, но менее устойчивый. В сравнении с 2931 и 2942L раза в два.

Gitzo 2531 серии, есть разные его варианты, с 3-4 коленами, лучше 3, с уровнем и без, с наклонной колонной.
Есть ещё Gitzo GT3541XLS, отличный штатив, высотой почти 2 метра: для очень высоких фотографов и когда нужно поставить камеру высоко.

Производят на фирме Gitzo штативы из алюминиевого сплава (дорогие, я бы рекомендовал выбрать хорошую модель других производителей).
На мой взгляд, изделия этой фирмы есть смысл покупать на распродаже, за приемлемую цену. В иных случаях можно найти менее дорогие аналоги.

Итальянская фирма Manfrotto тесно связана с фирмой Gitzo. Производство занимает одно здание. Удачными являются штативы Manfrotto серий 055 и 190 (ей на смену выпущена серия 290), но можно найти менее дорогие аналоги других фирм, ничуть не хуже.

Фирма Velbon производит как дешёвые хлипкие изделия, так и весьма неплохие углепластиковые штативы. Насколько я помню, не предусмотрено крепление шипов, что является недостатком.

Фирма Giottos, недаром имеет созвучное название с Гицо. Многие её модели являются копиями известной фирмы. Есть и оригинальные разработки. Что касается качества, то среди дорогих моделей есть хорошие. Но какой смысл брать дорогую копию, когда можно постараться найти и купить подешевле оригинал, что всё равно лучше?

Хорошего качества углепластиковые штативы, а также из сплава алюминия магния и титана фирмы Slik (професcиональных серий). На некоторых моделях можно установить шипы. У меня давно есть штатив Slik Pro 500DX. Штатив сделан хорошо. Но, в сравнении с углепластиковым триподом Фейсоль, он в 2 раза тяжелее и хуже гасит вибрации.

Выбор штативной головы

Наиболее удобной, лёгкой и прочной является шаровая голова. Что касается крепления камеры, то предпочтительнее челюсти, совместимые с системой Arca-Swiss. Это самая распространённая система, головы и штативные площадки, совместимые с ней, производит множество фирм. Для лёгких зеркальных камер достаточен диаметр шара 30-35 мм., для 35 мм. камер с объективом до 250 мм. (но не очень тяжёлым) и лёгких среднеформатных камер достаточно шара около 40 мм., для среднеформатных камер с телеобъективами и форматных камер необходим диаметр шара от 48 мм. Для съёмки с тяжёлыми телеобъективами хороши специальные съёмные площадки, к ним крепятся одновременно камера и объектив.

Оригинальная шаровая голова Arca-Swiss Monoball Z1 стоит около 400 долларов. Указано, что она выдерживается нагрузку 60 кг. Естественно, что никто такую тяжёлую камеру ставить не будет. Эта цифра подразумевает максимальный вес, под которым изделие не сломается. Что касается камеры, то максимальная масса выдерживаемой камеры будет около 10 кг., что очень даже хорошо. Некоторые производители указывают вес камеры, которую можно ставить.

Площадка для крепления камеры должна быть металлической. Всякие резиновые, кожаные или пробковые прокладки будут только способствовать появлению вибраций камеры. В некоторых моделях имеются резиновые подкладки, которые утапливаются вниз, например у Бенро. Если это действительно так, то такая площадка годится. Есть универсальные площадки, существуют также площадки, разработанные специально для некоторых распространённых моделей фотокамер. Площадка, предназначенная для конкретной модели фотокамеры, является лучшим решением. Площадки для штативных головок фирм Manfrotto, Slik, Velbon и других имеют существенный недостаток: они не обеспечивают жёсткого крепления камеры из-за резиновых (или других) прокладок.

Для видеосъёмки шаровые головы неудобны, лучше специальные видеоголовы. Обычно они с индексом fluid. Хорошими считаются от фирмы Манфротто.
Голова должна двигаться плавно, без рывков.

Читайте также: