Короткометражка зеркалка о чем

Обновлено: 10.05.2024

Зачем мне это? Во-первых, чтобы поделиться опытом. Мне кажется, чем больше людей сделают шаг к тому, чтобы создать что-то своими руками, тем круче. Мне этого опыта хватило, чтобы понять: кино при всех его трудностях не является чем-то недостижимым. Во-вторых, чтобы структурировать эту историю для себя самого и закрепить пройденное, потому что ошибок мы наделали много. Надеюсь, что написанное поможет кому-то наломать чуть меньше дров, чем мы.

Рассказ будет построен следующим образом: по очереди пройдусь по всем этапам от сценария до монтажа, и в конце каждого этапа буду рассказывать о том, что понял.

С чего это началось у нас? С моего рассказа годичной давности о том, как потерявший всё человек встречается с Удачей в человеческом обличье. В том рассказе был номер отеля, трое омоновцев, не было героя-Корысти, но были всякие сверхъестественные фишки. Всё было сложнее, дороже и эпичней. Откопав свой файлик, я решил переписать его в формате сценария.

Я показал готовые восемь страниц друзьям, и они помогли мне отсеять всё лишнее. Комната в отеле превратилась в машину. Омоновцы слились в одного убийцу, а пистолет превратился в нож. И тут я понял: это то, что мы можем снять своими силами. Ведь получилась простая история на четверых актёров, на две локации и всего на семь минут, а, значит, можно уложиться в один съемочный день. Ну что ж, ищем актеров?

Что следует учесть на момент написания сценария:

1. Упрощайте. Чем проще, тем больше шансов, что вы справитесь. Совмещайте локации, избавляйтесь от ненужных реплик, сцен и персонажей.

3. Не рассказывайте, а показывайте, если есть возможность. Но если демонстрация некоторых явлений требует кучи ресурсов, то диалог — это хороший способ их сэкономить.

4. Помните, что сценарий — это живой организм. Если вы не планируете быть диктатором, то готовьтесь к тому, что сценарий будет меняться вплоть до монтажа. И, скорее всего, это пойдет ему на пользу.

Тут у меня всё просто. Я решил снять кино со своими друзьями. Да, вдохновлялся Кевином Смитом из тех времен, когда у него окончательно не съехала крыша.

Здесь пришлось встретиться лицом к лицо с трудностью — в моём кругу общения не было нужных типажей. Но это не проблема. Главным при распределении ролей я сделал не типаж, а органичность каких-то эмоций и поступков.

Например, мой друг Андрей стал Пашей. Почему? Потому что Паша по сценарию психованный, взвинченный человек. Мне хватило одной поездки с Андреем на машине, чтобы понять, что ярость и раздражение он отыграет хорошо.

После того, как мы выложили фильм, на Антона обрушилось больше всего критики. И это не удивительно, ведь у него была самая трудная роль, которую нужно играть не на эмоциях, а на их оттенках. И для парня, который не испугался, который впервые встал перед камерой и был готов работать и трудиться, он справился отлично.

Корыстью стал Лёша. Он всегда любил интриги, всегда был умнее многих своих собеседников, поэтому я посчитал это отличным попаданием в персонажа, который ведёт свою собственную игру.

Это самая субъективная часть нашей работы, поэтому скажу одно: не мечтайте о дрим-касте, а ищите тех, кто подходит своим нутром, органикой. И будет круто.

Перед съёмками мы провели четыре репетиции — по три часа каждая. Да, ради семи страниц сценария, пяти минут экранного времени нужно двенадцать часов репетиций. И этого всё равно было мало.

Смиритесь с тем, что кино — плод коллективного труда. Именно на репетициях у нас решились вопросы интонаций, жестов, взглядов. Опять был переписан сценарий. В общем, готовитесь снимать — закладывайте минимум десять часов репетиций. А лучше двадцать. А лучше столько, сколько потребуется, без дедлайнов.

Где мы облажались? По неопытности мы оттачивали только эмоции и реплики. В итоге, движения персонажей, их какие-то действия остались неотработанными.

Основной трудностью для нас в техническом плане была проработка драки и ножевого ранения главного героя. И если с кровотечением мы разобрались довольно быстро — купили бутафорскую кровь и залили ее в вакуумный пакетик — то с ножом дела шли не так гладко.

Сперва мы купили бутафорский нож, лезвие которого заезжало в рукоять при ударе. Он оказался неудачным: мелкий, пластиковый, с облезшей краской и сломался на первой же репетиции.

Затем мы довольно быстро нашли оператора — в нашем круге общения оказался Серёга, который работает оператором на телевидении. Он снимал репортажи и интервью, поэтому съёмки чего-то сюжетого были для него интересной задачей. Да и идея вроде как ему приглянулась.

После этого мы начали поиск локаций. Я вспомнил одну из улочек своего района, но оказалось, что реальность разнится с моими воспоминаниями. За последние несколько лет она превратилась в оживленный проезд.

Благо Андрей, вспомнил, что на мосту неподалеку есть крутой съезд, где как раз никого обычно по ночам нет. Итак, с этим определились.

Что мы вынесли из этого?

1. Если ваша работа предполагает реквизит, проработайте его основательно. Причём не только техническую часть работы, но и то, как актёры будут с ним работать. С нами это сыграло злую шутку.

2. Старайтесь писать сценарий под реальные локации. Если вы напишите сцену, происходящую, допустим, в аэропорту, едва ли кто-то даст вам разрешение на съёмки. Вообще, начинать надо либо с натуры, либо с общедоступных мест, где разрешение для съёмок не требуется.

3. Не бойтесь нехватки оборудования. Да, нам повезло с оператором, но аренда камеры стоит не так дорого. Да и вообще, я был готов снимать на смартфон, если бы Серёга отказался. Благо, до этого не дошло.

Я был режиссёром. И я был очень плохим режиссёром. Нет, поймите, восемь часов съёмок — очень крутой опыт. Но я даже подумать не мог, сколько вещей я должен держать в голове. Но обо всём по порядку.

Во-вторых, убедитесь, что все актёры знают, что говорят, куда смотрят, пока говорят и так далее. Если вы не будете за этим следить, то замучаетесь с монтажом.

В-третьих, работайте с актёрами. Я взаимодействовал с друзьями, и мне было проще — я мог просто показывать на себе, как надо сыграть, мог ругаться матом или приводить в пример реплики из фильмов, которые все мы смотрели.

В-пятых, следите за временем. Составьте план съемок, что в какое время вы снимаете, и старайтесь его придерживаться. Все равно не получится, но приучит вас держаться заданных рамок.

Как это прошло у нас? Круто. Было очень много ярких моментов, когда я горел от счастья. Когда казалось, что вот оно — всё сложилось, и ребята сделали все идеально. У вас тоже будет такое чувство. Не верьте ему. Понравился дубль? Пересмотрите его трижды, а затем всё равно переснимите еще раз. Получится уже лучше.

Серёга показал себя как настоящий профи. Стоило мне предложить ракурс, он предлагал новый — почти такой же, но более крутой. Ребята выкладывались на полную. Я очень боялся, что в кругу друзей будет трудно раскрыть эмоции, чувства. Нет. Они справились.

Но вот, четыре часа утра. Мы церемониально отметили завершение съёмок, у меня на ноуте лежало 13 ГБ отснятого материала, и я с чистой душой шёл домой отсыпаться. Думаете, дальше всё просто? Как бы не так.

Монтаж отнял у меня суммарно 25 часов. И вот на этом этапе всплыли все наши косяки. Вышеупомянутая петличка оказалась неисправной - звук был в одном канале, а на части записи были ужасные артефакты. Половина дублей с одного ракурса не клеилась со второй половиной, снятой с другого. Одним из главных разочарований на этапе монтажа стало понимание того, что круто отзвучавшие в живую диалоги на экране выглядят тараторкой. Во время съёмок, я глядел либо со стороны, либо через маленький дисплейчик камеры через плечо оператора. Цельной картины это дать не могло. И я не учёл, что в кино нужно больше пауз, взглядов и тишины. За это и поплатился.

Помните, я сказал, что с ножом всё вышло не так гладко? Вот кадр, как мы снимали попадание ножа в тело. Герои стоят далеко друг от друга, куртку специально придерживают. Ужас. В итоге несколько часов стараний Леши (Корысть), который отвечал за ножи, пошли коту под хвост.

Монтировал я в Final Cut. Повезло, что эта программа хранилась на компьютере года три, с тех пор, как я пробовал делать обзоры на видеоигры для одного сайта. Но задачу это не облегчило.

За первые десять часов я сделал черновой монтаж, попросту расположив удачные дубли в правильной последовательности. Я думал, что от финала меня отделяет пара часов.

Я никогда так не ошибался.

Ещё часов пять ушло на то, чтобы где-то срезать звуковые артефакты и подкладывать звук из бесплатных каталогов там, где он не записался. Например, звук дворников я скачал из открытой библиотеки. Он не подходил по таймингу, и пришлось нарезать и вставлять вручную под каждое движение. Но звук — самая слабая часть нашей работы. Мне не хватило навыков и времени, чтобы выровнять его и починить все те дефекты, которые пришли с неисправной петличкой.

Затем десять часов я устранял неудачные склейки. Доходило до того, что реплики с одного дубля я укладывал в картинку из других дублей. Не то чтобы это нереально, но весьма трудоемко. В итоге почти везде получилось создать ощущение непрерывности.

Итого, для монтажа будьте готовы потратить много часов. Уделяйте внимание деталям. И, если понимаете, что взгляд замылился, остановитесь. Отбросьте всё и вернитесь к материалу на следующий день.

Нам, увы, очень не хватало времени. Поэтому работа осталась без цветокора и с так себе звуком.

Кино — это очень круто.

Кино — это очень трудно.

Кино с друзьями — это ещё круче. Но будьте уверены, что ребята готовы выкладываться. Мне с этим повезло.

Бюджет — не главное. Понятно, если вы грезите о фильме-катастрофе, то деньги нужны. Но мне короткометражка встала где-то восемь тысяч рублей, включая перекус для всей команды. Мало денег? Придумайте историю для одной комнаты, и всё встанет на свои места.

Если что-то получилось, то молодцы все. Актёр, оператор… Все. Если что-то не получилось, виноват один режиссёр. Держите это в голове.

Не думайте, что я говорю с позиций гуру, который постиг все за одни съёмки. Я просто настолько протащился с процесса, что мне хочется делиться и делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Как я оцениваю итоговый результат? Так себе. Трудно оценивать самого себя, но некоторые диалоги слились в тараторку, звук подкачал, паузы не выверены. Так себе. Но я всё равно счастлив.

В конкурсе участвуют студии, которые поставляют контент федеральным каналам, и даже Фёдор Бондарчук (ну куда ж без Феди). На фоне этого мы, шестеро ребят из спального района, которые просто сняли первую короткометражку, выглядим не так уж мощно. Но я уверен, что у нас получилось неплохо. Если короткометражка понравилась вам, то не поленитесь, пройдите по ссылке и проголосуйте за нас и четыре любых других проекта, которые так же сняты не студиями, а простыми ребятами с горящими глазами.

Вот ссылка на конкурс:

Порой небольшой десятиминутный фильм способен напугать, увлечь или заставить задуматься о главном в разы сильнее, чем растянутый на несколько часов блокбастер. Мы решили воспользоваться случаем и познакомить тебя с несколькими качественными короткометражками, сюжет которых достоин полного метра.

Что может быть страшнее для любящих родителей, чем потерять своего единственного ребенка? Быть может, только обрести надежду на его возвращение.

В отчаянии скорбящие родители обращаются за помощью к так называемому Кукольнику. Мужчина просит у матери нестираные вещи сына, прядь его волос и любимую игрушку и убеждает родителей, что еще никто не просил его вернуть деньги назад.

Выдавая заказ, Кукольник предупреждает пару: с их сыном отныне нельзя проводить больше времени, чем один оборот песочных часов. Как только истечет положенный срок, кукла должна вернуться в свой ящик на сутки. Но смогут ли родители придерживаться этого правила и чем закончится история о воссоединении семьи — предлагаем тебе узнать самому. Спойлер: концовка будет опустошающей.

Действие разворачивается в горнодобывающей компании, где один из членов команды решил поиграть в Бога и создал чудовище. Сшивая части тел, ученый породил монстра, который беспощадно уничтожает всё на своем пути, имея доступ к разуму каждого, кто его видел. Героине придется быть на шаг впереди существа, чтобы выбраться из закрытой станции и рассказать человечеству о том, что случилось.

Эта австралийская короткометражка — тот самый случай, когда зритель не получает ровным счетом никакой информации о происходящем, и именно от этого становится не по себе.

Девушка приходит в себя от того, что чуть не соскальзывает с изгиба стены неизвестного сооружения.
Единственное, что она может видеть, — это небо сверху и пропасть внизу. Не понимая, как она здесь оказалась и как ей отсюда выбраться, героиня прикладывает все силы для того, чтобы не сорваться вниз. Но сделать это очень сложно: ее руки изодраны до крови, поверхность слишком гладкая, изгиб крутой, а над головой, кажется, собираются тучи.

День рождения Эмили собрал за одним столом всех ее многочисленных родственников. Девушка с первой секунды ощущает, что этот праздник должен быть особенным, и вовсе не потому, что она наконец стала совершеннолетней. Семья Эмили рассказывает ей об особом даре, который многие поколения помогал им добиваться успеха во всех начинаниях и который девушка получит с минуты на минуту, в 9.30, точное время ее появления на свет.

Эмили интересуется, где тот самый дар, о котором все говорят, и мама с широкой улыбкой отвечает дочери, что только она может его увидеть. Когда девушка решает, что весь этот разговор — шутка, и никакого подарка на совершеннолетие не будет, родственники предлагают ей выглянуть в окно. В то же время с улицы начинают доноситься странные звуки.

Шестеро друзей решают, что поиграться с колдовской доской — отличная идея, для того чтобы избавиться от скуки и весело провести время. Но как известно, шутки с потусторонним миром плохи, и ребята вызывают ужасающего демона прямиком из глубин ада. Он глух и слеп, но это не мешает ему мгновенно расправляться с каждым, кто шелохнется.

Главная героиня этой короткометражки — Анна — молодая девушка, недавно переехавшая в Вену, которая ищет квартиру подешевле. И вот ей подворачивается неплохой вариант — колоритная квартира в центре, да еще и по смешной цене. Только вот предыдущая владелица — женщина преклонного возраста — торопит девушку с принятием решения и буквально убегает из квартиры, даже не попрощавшись, после того как Анна подписывает договор.

С самого момента ее заселения с квартирой начинает твориться что-то странное: все выброшенные вещи внезапно оказываются на своих местах, буквально на следующий день после уборки все поверхности вновь покрыты толстым слоем пыли. Да и сама героиня начинает чувствовать себя как-то странно: синяки под глазами, седые волосы и дряблая кожа — как будто ее жизненные силы на исходе. Пока врачи списывают все симптомы на возраст или стресс, Анна недоумевает: как ее отражение в зеркале могло превратиться в такой кошмар?

Эта короткометражка для тех, кто любит рассматривать окна чужих квартир по ночам. Главный герой тоже грешил этим занятием, но однажды в окне дома напротив он увидел то, что видеть ему не стоило. Мальчик испугался до чертиков, притаившись за балконом и радуясь, что он в безопасности. Однако замеченный объект не захочет оставлять свидетелей в живых, и в скором времени самый страшный кошмар парня воплотится в реальность.

Дженнифер — доктор в психиатрической больнице — встречает крайне странного пациента Артура. Говорят, что он удивительный художник, пытавшийся покончить жизнь самоубийством, но причин мужчина сообщать не хочет, предпочитая всё время молчать.

Дженнифер пытается установить контакт с новым пациентом, используя привычные для него методы — рисование. Правда, Артур снова и снова рисует один и тот же рисунок — комнату на чердаке с зеркалом посередине в черно-белой палитре, — твердя о том, что из-за цвета случаются плохие вещи. Однажды в зеркале появляется отражение, и девушка решает во что бы то ни стало найти изображенную комнату и разобраться в кошмаре своего пациента.

По стечению обстоятельств мужчина оказывается зараженным, но не сдается, зная, где находится ближайшее убежище людей. Он сажает свою дочь за спину, привязывает перед собой палку и вешает на ее край пакет с плотью, чтобы не терять мотивацию двигаться вперед.

Невероятно атмосферный короткий метр из Великобритании расскажет о том, каким пугающим может быть симбиоз природы и магии.

Обычный школьник, уставший от нападок одноклассников, решает дать отпор своим обидчикам. Для этого он вызывает на защиту древнее существо из книги, передающейся по наследству. Насколько ужасной будет месть отчаявшегося парня и что случится с теми, кто не давал ему спокойно жить, — известно только его защитнице.

Каждый год многие фотографы задаются вопросом, что лучше: зеркальная камера или беззеркальная. Удивительно, но каждый год ответ будет разным. Сегодня зеркальные фотоаппараты становятся все более и более элитным сегментом, фокусируясь на своих сильных сторонах, а беззеркалки завоевывают широкий рынок и народную любовь. Давайте посмотрим на камерах Nikon, какой выбор будет самым актуальным в 2021 году.

Размер

Зеркалки обычно значительно больше, чем беззеркалки. Виной тому конструкция камер с использованием зеркала, с которого изображение попадает на матрицу устройства. Плюс такого формата в том, что зеркальные камеры удобнее в работе с крупными телеобъективами. Кроме того, как правило, у них более удобная эргономика — в них более комфортный хват.

Беззеркальные фотоаппараты работают по иному принципу, и поэтому они более компактные. Их удобно брать с собой в поездки и на выездные съёмки. Обратная сторона медали в том, что лёгкий корпус не поддержит большой объектив без качественного штатива.

При этом нельзя сказать, что абсолютно все беззеркалки компактные, а зеркалки — громоздкие. Nikon D3500 — удачный пример небольшой зеркальной камеры, которая подходит для начинающих фотографов и отличается малым размером. Камера весит 415 г. Правда, камера заточена на фото, в ней нет съёмки 4К и тачскрина. Но есть APS-C матрица с разрешением 24.2 Мп.

Беззеркальная камера с аналогичной по размеру матрицей Nikon Z50 стоит почти в два раза больше, хотя предлагает съёмку 4К и тачскрин.

Победитель: Беззеркальные камеры

Выбор объективов

Мы привыкли считать, что у беззеркальных камер меньше выбор объективов, но за последние годы этот отрыв сократился. Для зеркалок всё ещё разработано больше разных стёкол от оригинальных и сторонних производителей, но с ростом популярности беззеркальных камер у компаний появился повод и стимул создавать для них аксессуары. Если пропустили, почитайте наш обзор на компактный широкоугольник для беззеркалок Nikon Z 14-24mm f/2.8 S.

Кроме того, объективы для зеркальных камер можно использовать и с беззеркалками — нужен только адаптер.

Но если выбирать фотоаппарат по доступности линейки объективов, лучшим выбором станет зеркальный фотоаппарат от Nikon. Помимо стёкол разного оптического и ценового диапазона от производителя, можно найти альтернативные варианты от Sigma и Tamron, которые, кстати, стоят на порядок дешевле.

Nikon D7500 — это быстрая и точная камера. Её размер позволяет использовать как крупные, так и небольшие объективы.

Победитель: Зеркальные камеры

Батарея

У зеркальных камер есть одно существенное преимущество, которое пока точно недостижимо для беззеркалок — это выносливость батареи. В среднем батареи зеркальной камеры хватает на 600-800 кадров, а у флагманских профессиональных камер эта цифра может достигать 1000-2000 на одном заряде.

Компактные беззеркалки оснащены менее мощными аккумуляторами, кроме того, энергия расходуется на экран Live View и электронный видоискатель. Заряда обычно хватает на 300-400 кадров. Для долгих фотосессий потребуется либо подзарядка, либо дополнительный батарейный блок.

Впрочем, разработчики работают над этим параметром, и производительность продвинутых моделей достигает 600-700 кадров.

Наш фаворит — батарея камеры Nikon D850, которая способна обеспечить 3300 кадров. Это один из самых высоких показателей среди зеркалок. Это премиальная камера с мощной полнокадровой матрицей на 45.7 Мп и записью 4К.

Победитель: Зеркальные камеры

Видоискатель

Зеркальные камеры оснащены оптическим видоискателем. Многие фотографы предпочитают оптику за естественность передачи света и цвета. К тому же оптический видоискатель не может заглючить, как электроника, и лучше при съёмке в темноте. Но оптический видоискатель сложнее адаптировать под слабое зрение. Если у вас минус, то нередко настраивать фокус приходится почти вслепую, особенно на старых камерах.

Современные электронные видоискатели заметно преуспели, они не менее естественно передают сцену и анализируют параметры, выводя данные на дисплей. С электронными видоискателями легче работать и настраивать камеру. Но они есть не на всех беззеркальных камерах, а на многих использован просто Live-View — цифровой экран. Он отлично подходит для фокусировки и съёмки видео, не требуя постоянного заглядывания в окошко видоискателя.

Nikon Z5 — это беззеркальная камера топ-класса со сменным объективом и электронным видоискателем. В серии Z видоискатель захватывает почти 100% сцены примерно с 37-градусным углом обзора. Видоискатель выводит данные на экран для упрощения процесса съёмки.

Победитель: Беззеркальные камеры

Автофокус

В 2021 году ситуация сильно отличается от того, что было на рынке несколько лет назад. Раньше у зеркалок было существенное преимущество, и они считались более подходящими для съёмки объектов в движении.

Сейчас большинство беззеркальных фотоаппаратов оснащены гибридными и фазовыми системами автофокуса, что делает их лучше и совершеннее для съёмки движущихся объектов. Кроме того, режим серийной съёмки, который используется, например, для съёмки спортивных событий, на беззеркальных камерах тоже работает быстрее.

У Nikon Z6 II гибридный автофокус с 273 точками фокусировки, подсветкой, распознаванием лиц и дальномером. Это современная система, которая определяет сцену съёмки и подстраивает фокус для фото или видео.

Победитель: Беззеркальные камеры

Видео

В съёмке видео беззеркалки однозначно дают фору своим зеркальным коллегам. Во-первых, производители намеренно делали упор на видеовозможности этих фотоаппаратов. У беззеркалок удобный режим автофокуса, они лёгкие — их можно брать с собой для съёмки влогов, автофокус быстрый и шустро ловит перемещения в кадре. Почти все беззеркалки снимают видео в высоком разрешении и с хорошей частотой кадров в секунду.

У зеркалок есть несколько недостатков, касающихся видео. Стартовые камеры для новичков не могут предложить достаточно высокого разрешения, а видео снимается с кроп-фактором. Если на камере нет режима Live View или экран камеры не откидной, то для съёмки влога понадобится оператор. Большинство зеркалок снимают только Full HD, в то время как стандартным форматом уже считается 4К.

Почти любая беззеркалка Nikon сейчас снимает в 4К формате с минимальной частотой 30 кадров в секунду. Флагманы, например, Nikon Z7, которые снимают плавные видео до 120 кадров в секунду.

Победитель: Беззеркальные камеры

Что же из камер Nikon лучше выбрать в 2021 году? В большинстве из категорий, которые мы рассматривали, победили беззеркалки. Но значит ли это, что выбор очевиден? Не совсем.

Перед тем, как окончательно принимать решение, обязательно определите свою цель. Для профессионалов фотографии лучше подойдёт зеркальная камера. Зеркалка с кроп-фактором станет хорошим стартовым вариантом для новичка.

Если же вы снимаете видео или динамичные кадры, много путешествуете и ищете современное многофункциональное устройство, то беззеркалка — идеальное решение ваших проблем.

Зеркальные фотоаппараты против беззеркальных: что лучше?

Появление зеркального фотоаппарата — это вполне закономерное развитие технологий в попытке облегчить жизнь фотографам. Если взглянуть на фотокамеры далекого прошлого, то можно увидеть как огромные камеры большого формата, так и среднеформатные двухобъективные фотоаппараты. Они пытались решить проблему визирования разными способами, пока их не потеснили компактные однообъективные зеркальные фотоаппараты, и это стало огромным прорывом в развитии фототехники. При создании первых цифровых фотоаппаратов производители по сути просто заменили пленку на цифровой задник.

Зеркальные фотоаппараты

В зеркальном фотоаппарате видоискатель основан на зеркале, которое расположено за объективом под углом 45°. Визироваться — выстраивать границы кадра — можно, глядя в видоискатель. Но задача зеркала — не только визирование, но и фокусировка. Часть светового потока зеркало отражает на датчики фокусировки, благодаря чему и работает фазовый автофокус в зеркальных камерах.

При съемке зеркало поднимается с характерным шлепком, который также может давать небольшую вибрацию, хотя обычно она не сказывается на итоговом кадре. Для исключения влияния вибрации при подъеме зеркала во многих камерах предусмотрена специальная функция — предподъем зеркала.

Важно помнить, что зеркало — это механический элемент, и чем выше скорострельность камеры, тем большим нагрузкам оно подвергается. Поломка зеркала — одна из причин выхода из строя зеркальных камер, но случается это только на больших пробегах.

Плюсы

Стоимость. Стоимость системы (камера + объективы) может оказаться ниже, чем стоимость беззеркальной системы. За долгие годы производства зеркалок все существующие технологии отбили затраты на разработку, а, значит, меньше издержки. Огромное количество объективов, в том числе еще с пленочных времен, также значительно снижают цену системы.

Высокая скорость автофокусировки. Фазовый метод автофокусировки позволяет практически моментально определить направление и величину сдвига блока линз для фокусировки на заданную область.

Минусы

Плавающее качество объективов. Большое количество объективов просто перекочевало на цифровые зеркалки с пленочных времен. Но требования к качеству объективов для цифровых матриц выше, чем для пленки. Есть множество нюансов, из-за которых качество картинки подобных объективов может не удовлетворять требовательных клиентов.


Точность фокусировки. Фазовый автофокус не может похвастаться стабильной и высокой точностью. Любому зеркальщику известны такие понятия, как фронт-фокус и бэк-фокус. Причем подобные проблемы могут проявляться только на отдельных объективах, а с остальными камера работает нормально. Некоторые современные зеркалки способны вводить индивидуальные поправки для определенных объективов, устраняя этот недостаток. Кроме того, при использовании сверхсветосильных объективов вы неизбежно столкнетесь с высоким процентом брака фокусировки как раз из-за низкой точности автофокуса.

Также можно привести в пример электронный затвор, который появился в последних моделях зеркальных камер, например, в Nikon D850. Но его использование также несет ограничения и дискомфорт — задержки в съемке и невозможность использовать его со вспышками. В то время как беззеркальные камеры, например, Olympus OM-D E-M10 MarkIII, подобными недостатками не обладают.

Ограниченное количество датчиков фокусировки. Кроме этого, существуют еще и разные типы датчиков/групп датчиков фокусировки. А, значит, вы не сможете выбрать нужную вам область для фокусировки, и придётся перестраивать кадр. Это занимает время, иногда драгоценное. Пока вы настраиваетесь, объекта съемки может уже запросто выйти из области резкости. Например, модель среднего ценового сегмента Canon EOS 800D оснащена 49 точками фокусировки, причем разной чувствительности.

Беззеркальные камеры

Беззеркальные камеры, как не сложно догадаться, это цифровые фотоаппараты, у которых блок с зеркалом был удален. А функции, которые раньше возлагались на зеркало, теперь выполняют другие элементы. Так, например, визирование осуществляется либо по дисплею камеры, либо с использованием цифрового видоискателя, информация на который подается напрямую с матрицы.


Изначально фокусировка в беззеркальных камерах производилась исключительно контрастным методом, который в большинстве моделей до сих пор остается единственным возможным. Он основан на анализе картинки, получаемой с матрицы, и поиске контрастного изображения. Так полностью уходят ошибки системы автофокусировки наподобие бэк-фокуса и фронт-фокуса.

Но развитие технологий позволило встроить датчики фазовой фокусировки в матрицу фотоаппарата, и мы получили новый вид фокусировки — гибридная. Подобная система применяется в фотоаппаратах FujiFilm X-T30, Sony Alpha ILCE-7M3K.

При гибридной фокусировке фазовые датчики быстро ориентируют направление движения блока линз, а финишная точная наводка на зону фокусировки производится контрастным методом. Тем самым мы получаем плюсы от каждого из способов и практически полностью устраняем минусы каждого из них. Справедливости ради стоит отметь, что некоторые современные зеркалки также оснащены гибридным методом фокусировки.

Новые объективы

Практически все производители беззеркалок оснастили свои системы новым байонетом, попутно уменьшив рабочий отрезок оптики. С одной стороны, возросло качество объективов, разрабатываемых без оглядки на пленочное прошлое, а уменьшение рабочего отрезка позволило создать более компактные экземпляры. Но при этом весь парк оптики создается с нуля, а, значит, разнообразие доступных объективов намного ниже. На цифру можно навесить объектив от зеркальной системы через соответствующий переходник, но вот практически все плюсы беззеркальных систем в части скорости и компактности тут же теряются.


Справедливости ради, нужно отметить, что производители фототехники, вышедшие на беззеркальный рынок раньше остальных, все-таки уже успели выпустить немало разнообразных объективов на любой вкус.

Плюсы

Фокусировка. Зоной фокусировки может сталь любая область кадра, также можно изменять размер, объединять несколько зон вместе и многое другое. А гибридный метод все это делает еще и быстро. Тут же и все прелести продвинутых функций фокусировки — автоматическое определение лиц и глаз, интеллектуальный выбор объектов для фокусировки.

Современные опции

В беззеркалках больше возможностей построения кадра с нестандартными ракурсами. В зеркалках вы привязаны к видоискателю, и сделать кадр от земли или с верхнего ракурса хоть и возможно, но трудно. Беззеркалки с откидными экранами в этом плане дают значительно больше свободы действий. А если сюда добавить комфортную съемку с управлением через Wi-Fi, то даже в привычных сценариях съемки можно делать новые и интересные кадры. Примеры подобных камер: Panasonic Lumix DMC- G80, FujiFilm X-T30. Да, и среди зеркалок есть камеры с откидными экранами, но фокусировка в режиме LiveView в этом случае будет некомфортной.

Если съемка таймлапса не является чем-то необычным и была доступна в том числе и на зеркалках, то функции вроде LiveComposite в камерах Olympus являются эксклюзивными. Она незаменима при съемке фризлайта, треков звезд и много другого. Также стоит отметить съемку в высоком разрешении, которая значительно повышает детализацию кадра. Она основана на съемке нескольких кадров со смещением матрицы и последующей склейке в один кадр. Подобная опция появилась, например, в Olympus OM-D E-M5 MarkII и Sony Alpha a7R IV.

Фокус-брекетинг (автоматическое смещение точки фокусировки) и фокус-стекинг (автоматическое склеивание итогового кадра из множества кадров после фокус-брекетинга) значительно облегчают предметную съемку и макро.

Габариты

Беззеркальные камеры намного легче и компактнее своих оппонентов. В части объективов, конечно, не все так просто, но даже тут сравнение будет в пользу беззеркальных систем.

Минусы

Стоимость. Если рассматривать стоимость новых объективов, то тут примерный паритет, но при этом качество сопоставимых объективов у беззеркальных камер выше. Но, как мы уже говорили, объективы для зеркалок выпускаются давно, есть большой рынок б/у техники, и зеркальная система может стоить намного ниже, чем цифровая.

Скорость автофокуса в сложных условиях у камер первых поколений оставляет желать лучшего. Зачастую ими бывает проблематично снять быстро двигающиеся объекты. Но развитие технологий и увеличение производительности процессоров камер свели данный минус практически на нет, и актуальные модели беззеркальных камер обладают высокой скоростью автофокуса.

Выводы

Беззеркальные камеры идут на смену любительским зеркалкам и уже завоевали значительную часть рынка. В профессиональном сегменте не все так однозначно — тут позиции зеркалок сильны, а оппоненты только-только начинают выпускать цифру, ориентированную на профессионалов: Olympus E-M1x, Sony Alpha A9, Fujifilm X-H1.

Что выбрать — решать только вам. На стороне зеркалок будет огромный штат объективов, что в среднем позволяет сэкономить на покупке всей системы. Но беззеркальные камеры способны предоставить высокое качество картинки и продвинутые программные функции, которые сильно упрощают процесс съемки и сокращают время на получение идеального кадра. Также не стоит забывать о габаритах и весе камер. Причем в данном случае меньше не всегда лучше — придите в магазин и подержите камеру в руках, проверьте, удобно ли вам нажимать кнопки и изменять настройки. Например, обладателям больших кистей маленькие цифровые камеры могут оказаться неудобны.

Читайте также: