На сколько ампер предохранитель на вентилятор

Обновлено: 25.04.2024

3. Есть ли какое то правило выбора установки проводов и предохранителей сверх (с запасом) номинального значения потребителя? И нужно ли оно?

Нужно чтоб предохранитель сгорел раньше, чем сгорит провод который он защищает. именно в этом его преднозначение. А сколько ватт потребляет нагрузка это уже к сечению провода имеет отношение, а не к предохранителю. Т.е. по потреблению выбираем сечение провода и защищаем цепь предохранителем, который не даст проводу сгореть огнем и поджечь машину.

1. Ватты делим на вольты, получаем амперы Подбор сечения провода по току уже обсуждался не раз. Таблицы приводились. Покури поиск.
2. Можно и так, только в УАЗике и так все примерно понятно.
3. Наверняка есть такое правило, можно, к примеру, тут почитать, но я не стал мудрствовать и применял предохранители из расчета I(потребл.)+50%.
По поводу проводов: лучше перебдеть, чем недобдеть. Да и собирать проводку так гораздо проще: запастись добрым проводом, да установить по кругу, а не подбирать индивидуальное сечение для каждой цепи. Гораздо важнее обратить внимание на места контактов, сочленений и коммутацию, чтоб на них потери (соответственно нагрева) не было.

Всё это примерно понятно. Но не один же я чайник в электрике, поэтому хотелось бы БОЛЕЕ ГРАМОТНОГО решения проблемы - примером. Может проще нагляднее сделать расчёт ну хотя бы;
1. Лампочки в 55- 60 Ватт ( провод + предохранитель).
2. Простой управляющей цепи с переключателей на обмотку катушки релюшки, ампер на 30-40 (может из-за того что она мощнее и катушка больше берёт) .
3. Печки?

Всё это примерно понятно. Но не один же я чайник в электрике, поэтому хотелось бы БОЛЕЕ ГРАМОТНОГО решения проблемы - примером. Может проще нагляднее сделать расчёт ну хотя бы;
1. Лампочки в 55- 60 Ватт ( провод + предохранитель).
2. Простой управляющей цепи с переключателей на обмотку катушки релюшки, ампер на 30-40 (может из-за того что она мощнее и катушка больше берёт) .
3. Печки?

Пункт первый. 60 ватт / 12 вольт = 5 ампер (P=U*I). Провод 0,5 кв.мм (лучше 0,75 кв.мм) и предохранитель 7,5А (10А).

Еще про длину не забываем: при увеличении длины, увеличиваем калибр. Тут можно посмотреть, в самом низу. И тут тожно табличка

Еще про длину не забываем: при увеличении длины, увеличиваем калибр. Тут можно посмотреть, в самом низу. И тут тожно табличка

Прикольная таблица. Ее составитель не думая башкой просто взял поправки из ПУЭ для силовых цепей и поделил их на 220/12, "выведя коэффициент" типа для авто.

При 20 амперах (4 фары по 60 ватт) таблица велит применять 16 кв.мм. при длине 5,5 метра. Хотел бы я посмотреть на подключающего "люстру" таким слоновым кабелем.

Пункт первый. 60 ватт / 12 вольт = 5 ампер (P=U*I). Провод 0,5 кв.мм (лучше 0,75 кв.мм) и предохранитель 7,5А (10А).

Я уже писал в ветке про самодельную проводку, что эти таблицы и графики взяты непонятно из какого места. Судя по приведенным тобой расчетам на реле, которые врубают ближний или дальний свет должен идти провод в 1-1,5 кв.мм (т.к. две лампочки по 55 Ватт). Однако на штатной проводке для этих целей используется провод в 0,75 кв.мм. При этом он не греется при длительной работе фар. Как объяснить этот феномен я не знаю. Пусть те, кто составлял эти таблицы объясняет.

Я уже писал в ветке про самодельную проводку, что эти таблицы и графики взяты непонятно из какого места. Судя по приведенным тобой расчетам на реле, которые врубают ближний или дальний свет должен идти провод в 1-1,5 кв.мм (т.к. две лампочки по 55 Ватт). Однако на штатной проводке для этих целей используется провод в 0,75 кв.мм. При этом он не греется при длительной работе фар. Как объяснить этот феномен я не знаю. Пусть те, кто составлял эти таблицы объясняет.

Я и написал 0,5 кв.мм на одну лампочку. Можна на 2 лампочки 0,75 засандалить, я указал 10А для этого сечения. По нормальным таблицам 0,75 ровно 10А держит. Но это тютелька-в тютельку. Если есть желание иметь проводку в стиле "шаг вправо, шаг влево - расстрел", то можно и не заморачиваться, купить заводскую и все. Она на самый голодный минимум и рассчитана. Но обычно люди переделывают именно тогда, когда им хочется иметь запас прочности. Вот с запасом я и написал.

маркировка термопредохранителя

Термопредохранитель, как и обычный предохранитель призван защищать электронику от выхода из строя. Основное отличие от обычного предохранителя — прерывание питающей цепи по повышению температуры. Температура срабатывания защиты выбирается производителем электроники, соответсвенно замена сработавшего термопредохранителя возможна на такой же (с теми же параметрами). Параметры пишутся на корпусе. Помимо температуры, важна токовая характеристика:

Термопредохранители бывают двух видов: многоразовые (восстанавливаются после срабатывания) и одноразовые (становятся полностью не работоспособными после превышения температурного порога).

Как подобрать понятно, а как быть, если ехать за новым термопредохранителем далеко или ночь (магазины не работают, а вышел из строя тепловентилятор)? Можно ли чем то его заменить временно или постоянно? Таким вопросом задаются владельцы мультиварок, термопотов, водонагревателей, утюгов, микроволновок и т.п. техники.

Прежде всего убедитесь, что причиной отключения прибора стал именно термопредохранитель:

Существует несколько методов замены. Но только один верный и надежный — замена на такой же термопредохранитель.

Замена на обычный предохранитель

Термопредохранитель, временно можно заменить на обычный предохранитель с подходящими амперами. Данный метод позволит определить исправна ли цепь. Если не перегорит плавкий предохранитель, то все исправно — можно пользоваться прибором. Но, как можно скорее заменить обычный предохранитель на термо.

Проволокой

Если нет обычных предохранителей, можно восстановить цепь медной или алюминиевой проволокой. Проволоку следует подобрать из токовых характеристик меди: току в 1 Ампер соответствует проволока диаметром 0,04мм:

На фотографии приведен пример, замены термопредохранителя проволокой в тепловом вентиляторе:

замена термопредохранителя на проволоку

Красным — проволока (выбрана не правильно). Зеленым — сгоревший предохранитель.

Владимир

Не рекомендую менять вышедший из строя термопредохранитель на что-то иное. Правильное решение - только замена на такой же по характеристикам.
Цена вопроса - около 30 рублей.
Термопредохранитель защищает от перегрева и возможного воспламенения электроприбора.

Как заменить, можно паять или нет

Надеюсь, вы осознали — лучше менять на новый и не выдумывать замены на что-то. Но не спешите доставать паяльник! Ведь это же ТЕРМОпредохранитель и он перегорает от повышения температуры.

При сборке устройств, термопредохранитель ставят на клепки, точечной сваркой или методом обжатия.

В домашних условиях можно прибегнуть к наматыванию концов предохранителя (полярности и направления нет, соединять модно любыми концами) на провода цепи, обжатия или же припаять. Да, припаять можно. Но нужна осторожность и позаботиться об отводе тепла от корпуса.

Как отвести тепло при пайке в видео ролике:

Многоразовые термопредохранители можно менять любым удобным способом. Пайка им не вредна.

ОТ ЧЕГО ЗАЩИЩАЮТ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Как вы, наверное, уже поняли, задача предохранителя – разомкнуть цепь в критической ситуации, то есть такой, когда существует риск нагрева проводов, их оплавления и возгорания, что очень опасно, поскольку автомобиль насыщен горючими жидкостями и материалами. Ситуациями такими являются:

повышение силы тока в цепи на величину выше номинала предохранителя;

подключение потребителя, мощность которого превышает расчетную для данного участка сети.

Последнее особенно касается цепи прикуривателя и аналогичных бортовых розеток автомобиля (расположенных в багажниках, бардачках). Ведь согласно закону Ома, для того, чтобы запитать прибор, мощность (а значит, и сопротивление) которого велико, при фиксированном напряжении нужно повысить силу тока. А провода могут быть на это не рассчитаны – не иметь нужного сечения, соответственно, начнут нагреваться. Это можно заметить и в штатном режиме, потрогав, например, после работы вилку особо производительного компрессора для шин или автопылесоса.

Но пока сила тока не превышает ту, на которую рассчитан предохранитель, ситуация у него под контролем, и ограничивается легким нагревом изоляции, не переходя к ее оплавлению. Как только сила тока переходит критическую отметку (в том числе, и из-за того, что сопротивление нагревшегося потребителя увеличивается), тонкий металлический проводник, сердечник предохранителя, перегорает.

ИСТОРИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

Как проверить предохранители в автомобиле? - Руководства по ремонту - Progiavto.ru

Считается, что плавкий предохранитель придумал Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник… и часовщик – внук того самого Абрахама-Луи Бреге, который основал компанию Breguet. Семья вообще дала миру много изобретателей: внук самого электротехника, Луи Шарль, в начале ХХ века создаст первый в мире цельнометаллический самолет. А пока, в 1847-м, Луи Франсуа Клеман в ходе ряда экспериментов выяснил, что вставки из проволоки определенной толщины способны перегорать при увеличении силы тока в цепи на величину, пропорциональную сечению.

Так продолжалось аж до 60-70-х годов прошлого века. Потом в автомобилестроение пришли стеклянные плавкие вставки (или аналогичные им по размерам керамические) с проволокой внутри, знакомые многим по бытовой аппаратуре, но широкого распространения не получили по причине своей хрупкости. В настоящее время они устанавливаются разве что на дополнительные цепи – чаще для музыкальной аппаратуры или сигнализаций, а также присутствуют в автомобильных аксессуарах.

Сегодня наиболее широкое распространение имеют ножевые предохранители (Blade type fuses, они же штыревые или флажковые). Представляют собой деталь П-образной формы, внутри полупрозрачного пластмассового корпуса которой расположен плавкий элемент, а наружу выступают два контакта, вставляющиеся в гнездо. Монтируются и демонтируются ножевые предохранители при помощи пластикового пинцета, идущего в комплекте с автомобилем или запасным набором.

Окончательно закрепилась цветовая иерархия плавких вставок, благодаря которой номинал предохранителя теперь безошибочно могут определить даже люди со слабым зрением.

Типы и расшифровка маркировки плавких предохранителей

Плавкий предохранитель — компонент силовой электроники одноразового действия, выполняющий защитную функцию. Плавкий предохранитель является самым слабым участком защищаемой электрической цепи, срабатывающим в аварийном режиме, тем самым разрывая цепь и предотвращая последующее разрушение более ценных элементов электрической цепи высокой температурой, вызванной чрезмерными значениями силы тока.

В электрической цепи плавкий предохранитель является слабым участком электрической цепи, сгорающий в аварийном режиме, тем самым разрывая цепь и предотвращая последующее разрушение высокой температурой.

Плавкие предохранители делятся на следующие типы:

1. слаботочные вставки (для защиты небольших электроприборов до 6 ампер)

  • 3х15 (первая цифра означает внешний диаметр, вторая — длину вставки)
  • 4х15
  • 5x20
  • 6x32
  • 7х15
  • 10х30

2. вилочные (для защиты электрических цепей автомобилей)

3. пробковые (встречаются в жилом секторе, до 63 ампер)

  • DIAZED (самые распространённые в СССР)
  • NEOZED

4. ножевые (до 1250 ампер)

  • типоразмер 000 (до 100 ампер)
  • типоразмер 00 (до 160 ампер)
  • типоразмер 0 (до 250 ампер)
  • типоразмер 1 (до 355 ампер)
  • типоразмер 2 (до 500 ампер)
  • типоразмер 3 (до 800 ампер)
  • типоразмер 4а (до 1250 ампер)

5. кварцевые

6. газогенерирующие

Типы плавких предохранителей

Так же плавкие предохранители различаются по характеристике срабатывания относительно номинального тока. Из-за инертности срабатывания плавких предохранителей, в профессиональной среде электриков они довольно часто используются в качестве селективной защиты в паре с автоматическими выключателями. Селективности между самими плавкими вставками добиваются соотношением 1:1,6 [там же], время-токовая характеристика плавких предохранителей устанавливается зависимостью соответственно I²t ; ПУЭ регулирует защиту воздушных проводящих линий таким образом, чтобы предохранитель срабатывал за 15 секунд (ток короткого замыкания в конце линии должен быть равен трём номинальным токам предохранителя). Существенной величиной является время, за которое происходит разрушение проводника при превышении установленного тока. С целью уменьшения этого времени некоторые плавкие предохранители содержат пружину предварительного натяжения. Эта пружина также разводит концы разрушенного проводника, предотвращая возникновение дуги.

Конструкция плавкого предохранителя

40-амперные предохранители с характеристикой срабатывания "gG", равносильные советской характеристике "ППН"

  • плавкая вставка — элемент содержащий разрывную часть электрической цепи (например проволоку, перегорающую при превышении определённого уровня тока)
  • механизм крепления плавкой вставки к контактам, обеспечивающим включение предохранителя в электрическую цепь и монтаж предохранителя в целом.

Корпуса плавких предохранителей обычно изготавливаются из высокопрочных сортов специальной керамики (фарфор, стеатит или корундо-муллитовая керамика). Для корпусов предохранителей с малыми номинальными токами используются специальные стекла. Корпус плавкой вставки обычно выполняет роль базовой детали, на которой укреплен плавкий элемент с контактами плавкой вставки, указатель срабатывания, свободные контакты, устройства для оперирования плавкой вставкой и табличка с номинальными данными. Одновременно корпус выполняет функции камеры гашения электрической дуги.


Несмотря на изобретение разного рода автоматически восстанавливающихся предохранителей – пружинных, биметаллических, полупроводниковых – самый обычный одноразовый плавкий предохранитель Луи Бреге до сих пор является наиболее распространенным и эффективным устройством защиты электроцепей в любом автомобиле от токовой перегрузки и короткого замыкания.


И в бюджетном, и в премиальном автомобиле практически все электрические потребители защищены плавкими предохранителями. И в мануале к любому авто, а тем более – в руководстве по обслуживанию и ремонту, обязательно есть такая (или очень похожая) фраза:

Запрещается даже временно устанавливать проволочные перемычки вместо соответствующих предохранителей, так как это может привести к повреждению электрической проводки и возникновению пожара!

Сказано правильно, и спорить с этим мы не намерены. Однако отметим, что обстоятельства бывают всякие, в том числе и не вполне рядовые. И любой владелец немолодого и повидавшего жизнь автомобиля может оказаться в ситуации, когда какой-то важный для движения предохранитель сгорел – в цепи бензонасоса, зажигания, стеклоочистителей в дождь, фар ночью и т. п, а заменить его нечем. Произойти подобное может не только в городе, где полно автомагазинов, отзывчивых граждан, а также автосервисов и эвакуаторов, наконец, а в глуши, когда запасных предохранителей в загашнике не оказалось, магазинов и просто добрых людей поблизости нет, а ехать-таки нужно…


Молодые автовладельцы хорошо знакомы с современными П-образными ножевыми предохранителями, и, как правило, знакомы с их предшественниками, распространенными на советских машинах – предохранителями стержневого типа с их вечно паршивым контактом. А вот что было ЕЩЕ РАНЬШЕ, скорее всего, уже не помнят…

А вот до 70-х годов в автомобилях (кстати, не только в советских!) применялись предохранители, как раз очень похожие на современные П-образные ножевые. Представляли они собой текстолитовую пластинку с приклепанными пружинящими ножками-контактами и намотанными на нее 15-20 сантиметрами запасной проволочки. Если проволочка между контактами сгорала (предохранитель срабатывал), водитель просто отматывал с мотовильца несколько сантиметров и соединял ей контакты заново. Предохранитель восстанавливал свои свойства!


Диаметр провода и ток сгорания

А вот для этого существует специальная расчетная формула. Но чаще для простоты используется заполненная по этой формуле справочная таблица! В свое время, когда развлечением считалось техническое творчество, а не деградация в соцсетях, эту табличку знал каждый школьник, посещающий радиокружок. Ибо изготовить своими руками предохранитель для самодельной конструкции было нормой! В справочной табличке для удобства сечение одножильного медного провода уже конвертировано в диаметр.

Для наиболее распространенных номиналов автомобильных предохранителей таблица выглядит так. Если же интересны иные значения токов (а эти таблицы обычно включают в себя диаметры провода для изготовления предохранителей от 0,5 ампер до 200-300 ампер), то нагуглить полную версию будет несложно.



Измеряем провод без штангенциркуля и микрометра

Но как понять, на какой ток рассчитан провод, если мы не знаем его диаметр? Ведь на глаз определить толщину нереально! А ни штангенциркуля, ни микрометра в багажнике, как правило, нет… И опять на помощь придут дедовские приемчики – простые, но надежные.

Берем любой цилиндрический предмет – карандаш, отвертку, спичку, веточку – и наматываем на нее провод плотно виток к витку. Чем больше витков – тем выше будет точность измерения, но обычно достаточно 15-20 витков. Намотали – измеряем общую длину намотки линейкой и делим полученное число миллиметров на количество витков. Результат – диаметр провода!


…ну и последний шаг – если провод найден, диаметр его измерен, и он нам подходит. Плотно и туго наматываем отрезок медной жилки на ножки сгоревшего предохранителя и вставляем его на место. Готово!


Читайте также: