Почему закрепленная в лапке пробирка должна свободно поворачиваться штатива сравнительно

Обновлено: 14.05.2024

Оборудование: спиртовка, спички, лабораторный штатив, набор химической посуды.

1. Правила безопасности

2. Ознакомление с лабораторной посудой

1. Рассмотрите выданную вам лабораторную посуду, вспомните название и назначение каждого предмета.

2. Назовите химическую посуду, которую используют для нагревания реактивов и для измерения объемов жидкостей.

3. Используя соответствующую посуду и реактивы, выполните следующие действия: в пробирку насыпьте шпателем небольшое количество соли, влейте в нее небольшое количество дистиллированной воды и слегка встряхивайте пробирку до полного растворения соли.

3. Работа с лабораторным штативом

Стержневой лабораторный штатив (рис. 14, с. 20) состоит из тяжелой подставки и вертикального стержня, к которому при помощи зажимов крепятся лапки и кольца. Штатив предназначен для собирания различных установок и закрепления приборов. При помощи лапок на штативе крепятся пробирки, колбы, холодильники. На кольцо помещаются воронки, колбы и фарфоровые чашки.


Рис. 25. Разные способы закрепления предметов на штативе с помощью кольца


Рис. 26. Нагревание колбы горелкой на металлической сетке


Рис. 27. Закрепление колбы в лапке: а — правильно; б — неправильно

1. Закрепите на стержне штатива кольцо. Кольцо используют для помещения на него предметов с неплоским дном. Закрепите на кольце воронку или фарфоровую чашку, как показано на рисунке 25а, б. Для некоторых экспериментов предметы в кольце можно закреплять другим способом (рис. 25в).

2. Положите на кольцо металлическую сетку, а на нее поставьте плоскодонную колбу, как показано на рисунке 26. Так можно нагревать колбу горелкой. Благодаря металлической сетке при нагревании пламя горелки не касается стенок колбы. Между пламенем и колбой возникает прослойка из горячего воздуха — так называемая воздушная баня. Это способствует более равномерному прогреванию стеклянной посуды. Керамическая посуда (фарфоровая чашка, фарфоровый тигель) более устойчива к нагреванию, поэтому ее устанавливают без сетки.

3. Закрепите лапку на штативе при помощи зажима. Закрепите в лапке штатива пробирку или колбу.

Пробирку нужно зажимать так, чтобы ее можно было провернуть с небольшим усилием. Сильно зажимать пробирку нельзя, поскольку она может лопнуть. Лучше всего при закреплении пробирки сначала сжать лапку пальцами, а потом завинтить на ней винт, пока он не перестанет свободно поворачиваться.

Пробирки и колбы зажимают в лапке около отверстия, но не очень близко к нему (рис. 27). Поворачивая зажим в муфте, можно по-разному ориентировать колбу в зависимости от необходимой конструкции устройства (рис. 28, с. 32).


Рис. 28. Закрепленную колбу можна устанавливать по-разному, поворачивая зажим в муфте

4. Зарисуйте в тетради собранные вами устройства, подпишите детали на рисунках.

4. Строение лабораторной спиртовки

Спиртовка (рис. 18, с. 22) — это нагревательный прибор, который чаще всего используется в школе. Она состоит из толстостенного стеклянного резервуара, заполненного спиртом, и колпачка. В спирт погружается фитиль, изготовленный из витых нитей. Фитиль удерживается в отверстии резервуара специальной трубкой с диском. Иногда у спиртовки имеется специальная подставка из толстой проволоки.

Спирт пропитывает фитиль, поднимается по нему вверх и испаряется с его конца. Испарения спирта можно поджечь спичкой или лучиной (рис. 29). Ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку от пламени другой спиртовки, так как в этом случае спирт может пролиться и вспыхнуть! Для того чтобы погасить спиртовку, нужно надеть на нее колпачок, который перекрывает доступ воздуха. Дуть на пламя спиртовки нельзя!

Спиртовка должна быть заполнена спиртом не менее чем на две трети своего объема. Если пламя уменьшается, а фитиль начинает тлеть, нужно погасить спиртовку и долить спирт.

Если горящая спиртовка упала и разбилась, а разлившийся спирт продолжает гореть, пламя нужно потушить, накрыв плотной тканью или засыпав песком.


Рис. 29. Как правильно зажечь спиртовку

Зарисуйте в тетради спиртовку и подпишите ее составные части.

5. Строение пламени

1. Зажгите спиртовку (или сухое горючее, или свечу) спичкой. Для этого поднесите зажженную спичку к фитилю.

2. Рассмотрите пламя, найдите в нем разные зоны (рис. 20, с. 23). В какой зоне температура самая высокая?

3. Зарисуйте строение пламени в тетради, обозначьте его зоны.

4. Внесите в пламя одновременно две лучины: одну — в нижнюю часть, другую — в верхнюю. В каком случае лучина загорелась быстрее? Почему?

5. Погасите спиртовку, накрыв ее колпачком.

6. Формулировка выводов

По результатам практической работы сделайте выводы.

При формулировке выводов используйте ответы на вопросы:

1. Какое вещество горит в спиртовке?

2. Горит ли в спиртовке фитиль и какова его роль?

3. Почему нельзя наклонять спиртовку при поджигании?

4. Почему нельзя поджигать спиртовку от другой, уже подожженной?

5. В какой части пламени необходимо помещать предмет, который нужно нагреть? Почему?

6. Почему нельзя дотрагиваться дном пробирки до фитиля спиртовки?

7. Для чего применяют муфту, зажим, кольцо?

8. Чем грозит слишком сильное и слишком слабое зажатие колбы в зажиме?

9. Почему при нагревании стеклянных емкостей горелкой необходимо использовать металлическую сетку?

Почему пробирку со смесью необходимо укрепить в лапки штатива, наклонно в сторону отверстия.


Чтобы не получить химический ожог и могущая пролиться смесь веществ потекла не на исследователя, а на пол.


Почему стержни лапок и колец располагаются сверху муфты?

Почему стержни лапок и колец располагаются сверху муфты?

Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться ?


Получение, собирание и распознавание этилена?

Получение, собирание и распознавание этилена.

В пробирку поместили несколько кусочков полиэтилена.

Закрыли пробиркой с газоотводной трубкой и закрепили прибор в лапке штатива.

Пропустили полученный газ через подкисленный раствор перманганата калия.

(мне нужно написать : наблюдение, признаки реакции, Вывод и уравнение реакции).


Почему категорически запрещается при перемешивании веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем?

Почему категорически запрещается при перемешивании веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем?

Пожалуйста, срочно ответьте.


Для чего может быть использована лапка штатива, кольцо штатива?

Для чего может быть использована лапка штатива, кольцо штатива?


Почему при получении водорода и собирания его в пробирках необходимо соблюдать осторожность?

Почему при получении водорода и собирания его в пробирках необходимо соблюдать осторожность?


1. Почему нельзя низко наклоняться над пламенем?

1. Почему нельзя низко наклоняться над пламенем?

2. Зачем при нагревании пробирки с раствором её сначала необходимо прогреть?

3. Почему отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа?

4. При выполнении работы ученик нарушил правила техники безопасности и оставил склянку с реактивом (например, раствором кислоты) открытой.

Что может произойти в данной ситуации?

5. Закрепляя пробирку или колбу в лапке штатива, ученик нарушил правила монтажа и пробирка (колба) лопнула.

Как ученик должен поступить в этой ситуации?

6. В процессе нагревания пробирка с реакционной смесью лопнула.

Почему это могло произойти?

Что ученик должен предпринять?


Почему кислород можно собрать, вытесняя воздух из пробирки, расположенной отверстием вверх?

Почему кислород можно собрать, вытесняя воздух из пробирки, расположенной отверстием вверх?


Как необходимо держать пробирку наполненную водородом?

Как необходимо держать пробирку наполненную водородом?

Как можно установить присутствие водорода в пробирке?

Как горит чистый водород?


Как нагревать вещество в пробирке на пробиркодержателе (штативе)?

Как нагревать вещество в пробирке на пробиркодержателе (штативе).


Для чего штативу служит Лапка и кольцо?

Для чего штативу служит Лапка и кольцо.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Почему пробирку со смесью необходимо укрепить в лапки штатива, наклонно в сторону отверстия?, относящийся к категории Химия. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


MgCl2 + 2KOH - > Mg(OH)2↓ + 2KCl Mg( + 2) + 2Cl( - ) + 2K( + ) + 2OH( - ) - > Mg(OH)2↓ + 2K( + ) + 2Cl( - ) Mg( + 2) + 2OH( - ) - > Mg(OH)2↓.


N(Cr2S3) = m / M = 110 г / (52 * 2 + 32 * 3) г / моль = 110 г / 200 г / моль = 0. 55 моль.


Такого вещества не существует, так как углерод всегда четырехвалентен и радикал уже лишний. Либо вы напутали порядок двойных связей.


Молекулярной называется решетка, в узлах которой расположены молекулы. В отличие от ионной решетки молекулярная очень непрочная, так как между молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Примеры : H2O ; H2SO4 ; СН3ОН ; СН4.


В узлах молекулярной кристаллической решетки находятся молекулы, которые поддерживаются межмолекулярными силами : ван - дер - ваальсовые и водородные. Эти силы слабые, поэтому температуры кипения и кристаллизации очень низкие по сравнению с ионными ..


Ответ на картинке с объяснением удачи.


Сероводород - запах тухлых яиц аммиак - резкий, удушающий запах эфиры и эфирные масла уксусная кислота хлор - газ с удушающим запахом.


Дано : V(H2) = 1, 12 л Найти : m(Na) - ? 2Na + H2O = Na2O + H2 1)n(H2) = V / Vm Vm = 22. 4 л / моль n(H2) = 1. 12 л / 22, 4 л / моль = 0, 05 моль n(H2) = 0. 05 моль n(Na) 0. 05моль = 2 1 n(Na) = 0. 05 моль * 2 = 0, 1 моль n(Na) = 0, 1 моль m(Na..


РАЗБАВЛЕННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА H₂SO₄ + 2Na = Na₂SO₄ + H₂ ( так со всеми металлами) КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА 5H₂SO₄ + 4Ca = 4CaSO₄ + H₂S + 4H₂O 4H₂SO₄ + 3Mg = 3MgSO₄ + S + 4H₂O 4H₂SO₄ + 3Zn = 3ZnSO₄ + S + 4H₂O 2H₂SO₄ + Pb = PbSO₄ + SO₂ + 2H₂O 2H₂..

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).


Рис. 115.
Ознакомление с запахом вещества

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива. Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).


Рис. 116.
Лабораторный штатив

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива. Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую — лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

3. Приёмы работы со спиртовкой (газовой горелкой). Спиртовка (рис. 117) состоит из сосуда (резервуара) (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (7). Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.



Рис. 117. Спиртовка

Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать её от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

4. Строение пламени. Зажгите ещё раз спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Пламя (см. рис. 117) имеет три зоны. Тёмная зона (4) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (5). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура — в зоне 6. Эта зона находится в верхней трети пламени спиртовки.

Чтобы убедиться в том, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно поставить следующий опыт. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через зону 4. Через некоторое время мы увидим, что там, где лучина пересекла зоны 5 и 6, она обуглилась сильнее. Следовательно, пламя в этих зонах горячее.

Наблюдение показывает, что для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (в). В неё и помещают нагреваемый предмет.

5. Посуда. Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах (рис. 118). Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.



Рис. 118. Образцы химической посуды: а — пробирка; б — химический стакан; в — колба

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Во-первых, попадание любых количеств химических реактивов на кожу опасно; во-вторых, при этом в пробирку могут попасть загрязнения, и опыт не получится.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), как показано на рисунке 119. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане — стеклянной палочкой, надев на её конец отрезок резиновой трубки, чтобы не повредить стенку стакана.


Рис. 119.
Перемешивание растворов в пробирке

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки (рис. 120). Их используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.


Рис. 120.
Химическая воронка

Сначала фильтровальную бумагу надо сложить и обрезать, как показано на рисунке 121, а затем вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитал фильтруемую жидкость (если её мало, то можно вовсе не получить фильтрата).


Рис. 121.
Последовательность изготовления бумажного фильтра

При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Для выпаривания используют фарфоровые чашки (рис. 122).


Рис. 122.
Фарфоровая чашка для выпаривания

Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворённое вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор так, чтобы он занимал не более 1/3 объёма чашки. Устанавливают чашку на кольце штатива и нагревают на открытом пламени при постоянном помешивании, чтобы выпаривание шло равномерно.


Рис. 123.
Прибор для получения газов

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками (рис. 123), или аппарат Кирюшкина (рис. 124).


Рис. 124.
Аппарат Кирюшкина

Прибор, собранный для получения газов, всегда вначале проверяют на герметичность (рис. 125). Для этого кончик газоотводной трубки опускают в стакан с водой, а колбу или пробирку плотно обхватывают ладонью.


Рис. 125.
Проверка на герметичность прибора для получения газов

От тёплой ладони воздух в сосуде для получения газа расширяется, и, если прибор собран герметично, из газоотводной трубки выходят пузырьки воздуха.

Сборку штатива проводят в следующем порядке (рис. 34.):

сначала ввинчивают стержень в подставку; нужно следить за тем, чтобы стержень был до отказа ввинчен в подставку ;

затем закрепляют на стержне зажимы (муфты);

затем присоединяют лапки и кольца; обратите внимание на правильное положение лапки или кольца в зажиме (муфте) (рис. 35); также следите за тем, чтобы зажимы прочно удерживали лапки и кольца: иначе при проведении опыта стеклянный прибор может разбиться;

после закрепления лапки (или кольца) в зажиме можно приступать к укреплению пробирки или другого стеклянного прибора.





Рис. 34. Приемы обращения с лабораторным штативом:

1– ввинчивание стержня; 2 – закрепление зажима на стержне;

3 – закрепление лапки в зажиме; 4 – закрепление пробирки в лапке.

Рис. 35. Крепление лапки или кольца в зажиме: а – правильное; б – неправильное.

При закреплении пробирки в лапке штатива следует соблюдать следующие правила:

пробирку зажимают около отверстия, а не на середине (рис. 36), чтобы можно было нагревать ее поверхность по всей длине;

пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала из лапки и вместе с тем ее можно было передвигать (крепко зажатая пробирка может лопнуть).




Рис. 36. Крепление пробирки в лапке: а – вертикально; б – горизонтально.

Рис. 37 . Крепление колбы в лапке

Для укрепления в стакане на кольцо штатива кладут специальную асбестированную сетку, а на нее ставят стакан. Фарфоровую чашку можно помещать на кольцо штатива без сетки.

Правила обращения с реактивами.




Рис. 38. Склянки с этикетками.

Некоторые реактивы, изменяющиеся под действием света, хранят в склянках из оранжевого или темного стекла, дополнительно эти склянки также оборачивают черной бумагой. Есть реактивы, которые нельзя хранить в стеклянной посуде, например, плавиковую кислоту, которая вступает во взаимодействие со стеклом. Такие реактивы хранят в полиэтиленовой таре.


Запомните!

Насыпать или наливать вещества можно только над специальным подносом.

Для опыта брать только указанное количество вещества; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 см 3

Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью шпателя, ложечки, пробирки, но не руками (рис. 39).

Рис. 39. Взятие пробы сухого вещества: а – шпателем; б – пробиркой.

Нельзя использовать один и тот же шпатель или одну и ту же пипетку для отбора проб разных веществ.

Ошибочно взятый излишек реактива нельзя высыпать (или выливать) обратно в склянку.

При отборе пробы растворов или жидких веществ, чтобы не испортить этикетку, склянку держать так, чтобы этикетка была закрыта ладонью (рис. 40).


Рис. 40. Положение склянки с реактивом в руке при отборе пробы.


Рис. 41. Ознакомление с запахом вещества.

Пробки от склянок нужно класть на стол широкой частью вниз. Чтобы не перепутать пробки, нельзя открывать одновременно несколько склянок.

Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика (рис. 42).

При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их большим количеством холодной проточной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ыми раствором уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.

ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРЫХ РАБОТ

Для измельчения веществ чаще всего используют ступки. Перед измельчением веществ под ступку кладут чистый лист бумаги, для того чтобы сохранить вещество, если оно случайно рассыплется.

В ступку насыпают небольшое количество вещества и растирают его круговыми движениями пестика. Бить пестиком по веществу недопустимо и опасно : можно разбить ступку и осколки вещества могут попасть в глаза.


Рис. 42. Растирание твердого вещества в ступке.

Для того чтобы добиться наибольшего измельчения, вещество следует брать маленькими порциями. Время от времени надо снимать растертое вещество со стенок ступки с помощью шпателя и после этого продолжать растирание.

Для взвешивания в школьных химических лабораториях, как правило, используют аптекарские весы (рис. 43), технические (рис. 44) или электронные (рис. 45).



Рис. 43. Аптекарские весы с разновесами.

Рис. 44. Технические весы с разновесами.



Рис. 45. Электронные весы.

Аптекарские весы имеют точность взвешивания до 0,05 г, технические – до 0,01 г. Каждые весы имеют свой разновес, т.е. набор гирь (рис. 46). На каждой гире разновеса указана ее номинальная масса, т.е. масса, которой гиря должна соответствовать. Разновесы обычно изготовляют из металлов или их сплавов (алюминия, платины, латуни, нейзильбера).



Рис. 46. Разновесы. Рис. 47. Приемы обращения с разновесами.

В школьном наборе разновесов есть гири массой 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 граммов. Для измерения масс меньше 1г используют разновесы в виде пластин с отогнутым у одного угла краем массой 500, 200, 100, 50, 20 и 10 мг. Разновесы хранятся в специальном ящике, каждая гирька в своем гнезде (рис. 46). При взвешивании категорически запрещается брать руками разновесы любой массы! Чтобы извлечь разновес из ящика (или футляра), пользуются специальным пинцетом, который хранится в ящике с разновесами. Разновесы от 1г и более берут за удлиненную верхнюю часть, разновесы менее 1г – за отогнутый угол (рис. 47). После взвешивания разновесы кладут обратно в ящик (или футляр) обязательно в те же гнезда, в которых они находились.

При определении массы образца вещества следует соблюдать следующие правила.

Правила взвешивания на аптекарских весах

при определении массы образца вещества.

Перед началом взвешивания проверьте, находятся ли весы в равновесии и в порядке ли разновесы.

Нельзя ставить на чашки весов горячие, мокрые или грязные предметы.

Нельзя помещать взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Для этого можно использовать часовое стекло, бюкс, стакан.

Часовое стекло, бюкс или стакан помещают на левую чашку весов (если вы левша – то на правую) и уравновешивают весы, насыпая на правую чашку дробь (для левши соответственно – на левую).

На часовое стекло, в бюкс или стакан поместите взвешиваемое вещество. На правую чашку весов помещают разновесы, начиная с ближайшего значения к предполагаемой массе взвешиваемого вещества.

Помещая вещество или разновесы на чашку весов, придерживайте ее, чтобы избежать резких качаний весов. Придерживать весы за стрелку нельзя! ( Так можно сломать весы.)

Разновесы берут только пинцетом. Снимая разновесы с чашки весов, сразу ставьте их в гнезда ящика, но не на стол.

Разновесы следует ставить на чашку весов по порядку от большей массы к меньшей. Если масса разновесов превышает массу вещества, то последнюю в ряду разновеску нужно заменить следующей меньшей. Если же масса разновесов меньше массы вещества, то, ничего не снимая, добавьте следующую меньшую.

После того, как будет достигнуто равновесие, запишите результаты взвешивания.

Например, в ящике с разновесами пустыми являются гнезда: 20; 10; 2; 0,5; 0,1; 0,02 г (если в гнезде нет разновеса, значит он находится на чашке весов). Выпишите в столбик значения разновесов и сложите их: 20,00 + 10,00 + 2,00 + 0,50 + 0,10 + 0,02 = 32,62 г.

Часто в химической лаборатории приходится сталкиваться с другой задачей: взвесить образец вещества определенной массы , например при приготовлении растворов заданной концентрации. В этом случае порядок действий немного изменится:

На правую чашку весов положите часовое стекло или поставьте бюкс (стакан).

Уравновесьте весы с помощью дроби, насыпая ее на левую чашку весов.

Поставьте разновесы нужной массы на правую чашку весов.

С помощью шпателя или специальной ложечки аккуратно добавляйте отвешиваемое вещество до наступления состояния равновесия. Будьте внимательны и аккуратны, следите за тем, чтобы вещество не просыпалось на чашку весов. Помните о том, что избыток вещества нельзя возвращать в банку, из которой его взяли.

Многие химические опыты выполняют при нагревании. Для этого в химической лаборатории используют различные нагревательные приборы: спиртовки, газовые горелки, электронагреватели, электроплиты, колбонагреватели, водяные бани, муфельные печи (рис 54).








Рис. 54. Нагревательные приборы: а – спиртовка; б – электроплиты; в – колбонагреватель; г – пробирконагреватель; д – водяная баня, е – муфельная печь.

Нагревание жидкостей и твердых веществ можно проводить в тонкостенной стеклянной, фарфоровой или металлической посуде. Нагревать вещества в посуде из толстого стекла нельзя – стекло треснет. При использовании стеклянной или фарфоровой посуды следует обращать внимание на состояние наружных стенок. Они обязательно должны быть сухими, так как даже незначительные капельки воды на внешней стенке пробирки или колбы приведут к неравномерному нагреванию стекла и, как следствие, к его растрескиванию.

Круглодонные пробирки и фарфоровые чашки можно нагревать на открытом огне, а химические стаканы и колбы нагревают через асбестированную сетку или на водяной бане (рис. 55).


Спиртовка состоит из резервуара (обычно стеклянного), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка (рис. 56).


Рис. 56. Спиртовка: 1 – резервуар; 2 – спирт; 3 – фитиль; 4 – трубка с диском; 5 – колпачек.

Спиртовку заправляют в следующем порядке (рис. 57): в резервуар через воронку наливают спирт (не более 2/3 объема спиртовки); в металлическую трубку вставляют фитиль из хлопчатобумажных нитей так, чтобы он входил не слишком плотно, но вместе с тем не выпадал из трубки. Конец фитиля обрезают ножницами. Чтобы предотвратить испарение спирта, сверху спиртовку закрывают стеклянным притертым колпачком. (На лабораторных и практических занятиях вы всегда будете получать заправленную спиртовку.)



Похожие документы:

1 физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и взрослого населения, проживающих в различных экосредах

. – 224 с. 3. Практикум по дисциплине «Спортивные . химического . наук / И.О. Комлев. – Краснодар, 2008. – 24 с. . для учащихся I–IV классов, четырех часов для учащихся V–IX классов и пяти часов для учащихся X–XI классов . , медико-биологические, педагогические .

Учебное пособие для вузов (4)

. Медико-педагогический . физической и химической терморегуляции, особенности . «Семинар-практикум для воспитателей . М., 2001. Змановский Ю.Ф. Биологические ритмы и воспитание здоровья детей// . . – Краснодар, 1997. . учащихся по образованию (9 или 11 классов .

КъБР-м и къэрал лъэпкъ библиотэкэ Кабардино-Балкарской Республики КъБР-м И ПЕЧАТЫМ И ТХЫДЭ КъМР-ни БАСМА ЛЕТОПИСИ Къэрал библиографическэ указатель

. П., Баскаев А. Г. Практикум по зоологии беспозвоночных: ( . 70д]. 28 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 28.2 Основные . 41.7 Медико-биологические дисциплины К . Сборник диктантов и изложений для учащихся 2 – 4-х классов. – Кабард. 81.2 . . очерки. – Краснодар, 1989. – .

Книга-почтой для инженеров и технологов

. биологически активные добавки, медико-биологические . химических загрязнителей, суперэкотоксикантов, других ксенобиотиков, пищвых и биологически активных добавок, представляющих возможную опасность для . Рекомендуется для учащихся и практических .

Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7

. 74 3.7. Биологическая теория эмоций . Практикум . (химический, . классы; II - средние классы; III - старшие классы . медиков . Для учащихся . и общения. - Краснодар, 1983. - .

Читайте также: