При замыкании контактов вентилятор не включается

Обновлено: 02.05.2024

Греется (вентиляторы не включаются) ⇐ Boxer 1,2. Система охлаждения

Модератор: romatrush

Ребят зиму проездил в норме , а щас менял нижний патрубок и слил антифриз , без фриза машину заводил на 5 секунд чтобы на яму заехать.Вообщем зимой видел вентиляторы включались, а щас температура растет до последней риски белой дальше красная риска, и вентиляторы не включаются ))
Вопрос что могло случиться? Я отсоеденял только от радиатора синий разъем .

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

На радиаторе стоит терморегулятор, фишку с которого ты снимал ( справа внизу) , он управляет вентиляторами! Так что может в нём дело!
Греется в пробках? На скорости не должен он так греться, даже при неработающих вентиляторах!

Вопрос кстаит такой у меня приборка с тахометром и сколько градусов когда стрелка стоит на самой центральной толстой риске?)))))))
на скорости вообще не греется иногда чуток выше на мм середины))а вот за 40 минут просто стояния на ХХ поднялась до последней риски белой а вентеляторы молчат))
и где искать причину хотя ещё в конце февраля они жужали))
Кстати температура так и должна скакать чуток с середины на пару мм вниз или ввверх?)

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

Чтобы проверить можно снять ту фишку и замкнуть контакты между собой ( там их 3 ( 1 - приходящий "-", два других - это "минусы" идущие к вентиляторам)).Если при замыкании вентиляторы зажужат - смотри терморегулятор!

Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:
Жирная середина - должно быть 90 градусов, как на старой панели, но нужно смотреть мануал!

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

вообщем снял я этот разъм замыкал все провода ноль внимания))вообще не крутятся , в чем может быть ещё причина если буквально месяц назад они работали сами)))и мотор не грелся на ХХ , а щас видно перегревается из за отого что его не остужают моторы.
Внизу у меня правда ужасно с проводкой все в грязи весит прям над дорогой))окисленное)
есть схемка вообще проводов куда куакой идет от винтиляторов

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

У меня книга была , в ней схемы были!
Постараюсь вспомнить по памяти!
1.Проверь приходит ли "+" на вентиляторы ( он должен постоянно висеть).
2.Проверь приходит ли "-" на фишку урадиатора!

так а + на вентиляторы проверить это вверху в вентилятор левый вставлена фишка с красным и ещё каким то толстым проводом?)

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

В вентиляторах только по одному разъёму - так что не промахнёшься!

Добавлено спустя 9 минут 36 секунд:

Вообщем сходил нету плюса на проводе на левом вентиляторе))где то обрыв значит?)))))))
вопрос где может быть обрыв?)я как раз трогал проводку та что у правого колеса там куча всего))))

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

А на правом есть?

Добавлено спустя 2 минуты 1 секунду:
Может и обрыв, но для начала необходимо проверить предохранители!Только где они не помню! Как вариант проверить все! В панели под перчаточным ящиком и возле АКБ!

не долез ))))он там внизу вставлен в темноте не увижу)))но я думаю тоже нет + ибо месяц назад они оба работали а щас оба не работают)))
За это время я только снимал патрубки и всю проводку что там есть справа перед радиатором ( она болталась аж до земли свисала))))Я её заталкал вверх , вот думаю могло что то отвалиться)). у меня висит там провод обрезанный тонкий 1 от датчика давления масла наверное ибо он не горит ))И от накала свечейт наверное или от дросселя где тросик газа)
А возле АКБ там же только РЕЛЕ я там предохранители не видел )а в ящике все в норме все живые)

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.

Поищи визуально обрыв, если не поможет необходимо брать схему и разбираться!
У меня был обрыв , и я прокладывал новый провод( одну жилу), но без схемы - это проблематично!!

Добавлено спустя 5 минут 11 секунд:
хотя можно и без схемы! необходимо проследить куда идут провода от вентилятора, "плюс" на оба должен приходить один. Раскрутишь жгут ( он вроде уходит вниз, а потом идёт в район АКБ - это не точно) и найдёшь где собака порылась!

ок, спс завтра буду разбинраться)))
раз уж ты тут можно ещё пару вопросов
1. как самому поменять пережние Амморты (они прикручены изнутри болтами)
2.как поменять гура ремень ? там как натянуть его ))
3.как поменять ремень генератора )))
И к датчику давления масла подходит 1 провод?))))как и везде?)
извиняйте за кучу вопросов)))дизель ещё не моя стихия)

Каждый что-то потерял-жизнь продолжается.
В серых буднях сентября- жизнь продолжается.
Ты рождена не для меня-жизнь продолжается. С тобой или без тебя- жизнь продолжается.


Начните проверку с электродвигателя. Для этого отсоедините от него электрические провода, и подключите его напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор не включился – проблема именно в нем. Если же он заработал, нужно искать другую причину.

Проверьте все контакты на разъемах, а после реле и предохранитель. Они расположены в дополнительном монтажном блоке, который находится справа от панели приборов возле нижнего воздуховода печки.

Предохранитель (50 А) можно проверить тестером, реле лучше взять заведомо рабочее, и установить его в соответствующее гнездо. Если проблема не решилась, идем дальше.

Проверяем датчик температуры. Для этого прогрейте

Проверяем датчик температуры. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите его и отключите датчик. Он расположен сверху на корпусе термостата. При отключенном датчике контроллер самостоятельно должен запустить вентилятор на постоянную работу.

Заведите двигатель и дождитесь, пока включится вентилятор. Если температура охлаждающей жидкости достигла критического показателя, а вентилятор не включился, нужно искать обрыв в электропроводке.

Нужно ли менять вентилятор

Нужно ли менять вентилятор

Если вы установили, что проблема в самом вентиляторе, вернее в его электродвигателе, можно попытаться его отремонтировать. Чаще всего он перестает работать из-за выхода из строя щеток, или же из-за проблем с подшипниками ротора. Реже приходит в негодность коллектор или возникает обрыв в обмотке.

В случае если вентилятор не подлежит ремонту, его

В случае если вентилятор не подлежит ремонту, его нужно заменить.

Ни в коем случае не следует ездить на автомобиле с неработающим вентилятором. Перегрев двигателя неминуемо приведет к разрушению резиновых шлангов системы охлаждения, прокладок, а также грозит выходом из строя деталей поршневой группы.

Видео

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 100 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического показателя, но при этом не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла проблема. Наша с вами задача — найти ее и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не срабатывает вентилятор охлаждения. Их не так уж и много.


  1. Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электромотор или подключающей датчик включения вентилятора.
  3. Ненадежный контакт в разъемах электродвигателя или датчика.
  4. Перегорел предохранитель вентилятора охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Смена предохранительного клапана

Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.

Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.

Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.

Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:

 освободить радиатор от жидкости;

отключить клемму с АКБ;

 отсоединить два провода, которые подключены

освободить радиатор от жидкости;

 нанести на новый датчик герметик и установит

отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;

 не нужно затягивать датчик слишком сильно;

нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;

 залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока те

не нужно затягивать датчик слишком сильно;

Если все действия сделаны правильно, то процедура

залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.

Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.


Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Объект проверки Метод
Вентилятор Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять
Датчик вентилятора Включив зажигание, замкните контакты датчика отверткой. В норме при замыкании вентилятор должен начать крутиться, а если разомкнули, то остановиться. Учтите, разные типы датчиков имеют определенную температуру срабатывания — от 87 до 90 градусов и более


Датчик

Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

  • Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.

Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

(433 голос., средний: 4,58 из 5)

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора


На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Не включается вентилятор радиатора охлаждения — причины, поиск неисправностей


Замена вентилятора охлаждения Лада Калина

Для замены вентилятора охлаждения необязательно обращаться на станцию техобслуживания. Сделать это без особого труда можно и своими силами.

  • головка с трещоткой или накидной ключ на 10;
  • накидной или рожковый ключ на 8;
  • отвертка с крестовой битой;
  • пассатижи.

Порядок работ

Не включается вентилятор — причины

  • Моторчик. Проблемы с электродвигателем, который приводит в движение вентилятор — одна из возможных проблем. Такая поломка полностью обездвижит лопасти и охлаждение мотора будет нарушено. Проверить работу электродвигателя можно подключив его напрямую к питанию АКБ, в обход бортовой сети. Если после подачи питания напрямую вентилятор обездвижен — скорее всего электромотор вышел из строя и требует замены.
  • Датчик. Если с электромотором все гуд, но вентилятор не крутит, нужно проверить датчик температуры ОЖ (ДТОЖ). Причина может заключаться в том, что датчик неисправен и не сообщает в ЭБУ температуру ОЖ или подает неправильную информацию. Следует проверить ДТОЖ и при необходимости заменить его.
  • Нет питания, обрыв цепи, предохранители. Если вентилятор охлаждения не вращается, проблема может заключаться в банальном обрыве цепи или плохом контакте. Проверьте проводку и контакты, возможно проблема в этом. Также проверьте предохранители, которые имеют отношение к данному узлу.

Как работает

Если в вашей системе охлаждения используется электрический вентилятор, скорее всего, у вас установлен поперечный (сбоку) двигатель. Тем не менее, некоторые продольные (спереди назад) двигатели также используют электрический, но обычно у них есть охлаждающий вентилятор с приводом от двигателя.

Электрический вентилятор охлаждения использует электрический двигатель постоянного тока (DC) с термовыключателем, модулем или компьютерным управлением, чтобы включать или выключать его, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или условий работы переменного тока.

В старых цепях термостатический выключатель подключается к аккумулятору с одной стороны и к двигателю вентилятора с другой. Тем не менее, на большинстве моделей 90-х и новее управление передавалось на автомобильный компьютер или выделенный модуль. Например, когда температура охлаждающей жидкости изменяется, термопереключатель сообщает об этом изменении компьютеру через сигнал напряжения, который компьютер или модуль использует для активации охлаждения через реле вентилятора.


Электрический охлаждающий вентилятор не только помогает экономить энергию, работая только тогда, когда системе необходимо отводить избыточное тепло от двигателя, но также помогает защитить другие чувствительные цепи и электронные компоненты от теплового повреждения. В зимние месяцы ваш радиатор экономит еще больше энергии, когда через радиатор на шоссе проходит достаточно прохладного воздуха.

Даже если у вашего охлаждения нет сложной схемы, вам все равно нужно знать, где искать, когда он работает не так, как ожидалось. Далее приведены некоторые ключевые моменты, которые необходимо проверить при диагностике проблем с электрическим вентилятором охлаждения.

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Людмила Автоинструктор Алексей Автоинструктор Екатерина Автоинструктор Яков Автоинструктор Светлана Автоинструктор Елена Автоинструктор Михаил Автоинструктор Марина Автоинструктор Юлия Автоинструктор Светлана Автоинструктор Дмитрий Автоинструктор Дмитрий


Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

  • Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.

Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

(433 голос., средний: 4,58 из 5)

Похожие записи
Как открутить болт шкива коленвала
Как проверить свечи накала дизельного мотора

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Устранение неисправностей

Устранение неполадок, связанных с неработающим охлаждающим вентилятором, может быть довольно простой задачей. Обычно проблема заключается в самом двигателе, термовыключателе, реле, проводе или (реже) компьютере или самом модуле.

  1. Действительно ли неисправен охлаждающий

На многих современных автомобилях, если вы хотите проверить, работает ли ваш охлаждающий вентилятор, вы можете запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу. Установите для кондиционера значение MAX и включите его. Охлаждающий вентилятор должен включиться немедленно или в течение следующих нескольких минут. На более старых моделях автомобилей подождите около 15–20 минут, чтобы двигатель достиг рабочей температуры. Затем он должен включиться.

  • Если он включается, когда переменный ток работает на MAX, но не работает, когда двигатель горячий, проверьте датчик температуры или переключатель, который посылает сигнал на компьютер или модуль для работы вентилятора. На современных автомобилях плохой датчик обычно вызывает свечение значка Check Engine на панели приборов. При необходимости проверьте компьютер на наличие кодов неисправности.
  • Если он не включается, сначала проверьте, не перегорел ли предохранитель или не сработал ли предохранитель. На старых моделях транспортных средств у вас может быть плавкий предохранитель. Это кусок проволоки внутри изолированного резинового блока. Вы не пропустите это. Возьмите концы плавкой вставки и попытайтесь ее растянуть. Если он растягивается, связь может быть нарушена. Замени это.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если перегорел предохранитель или плавкая вставка или сработал прерыватель, возможно, сам двигатель вентилятора неисправен и может и дальше вызывать перегорание предохранителей – например, из-за короткого замыкание в обмотке самого двигателя вентилятора. Замените плавкий предохранитель или плавкую вставку, или перезапустите автоматический выключатель и снова проверьте двигатель вентилятора. Если возникает та же проблема, и нет провода, вызывающего короткое замыкание, замените двигатель вентилятора.

ПРИМЕЧАНИЕ: если охлаждающий вентилятор не включается при работе двигателя в течение 20 минут или более, убедитесь, что охлаждающая жидкость достигает рабочей температуры, около 220 ° F (104 ° C). Вы можете иметь дело с закрытым термостатом. Проверьте температуру блока цилиндров и бака радиатора (который соединяется с двигателем с помощью верхнего шланга радиатора) с помощью кухонного термометра, убедитесь, что температура двигателя достигает примерно 220 ° F (104 ° C) и температура бака радиатора соответственно повышается (это означает, что горячая охлаждающая жидкость передается в радиатор). Если температура остается довольно стабильной около 200 ° F (93 ° C) или ниже, температурный выключатель или датчик могут не вызвать включение вентилятора радиатора.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора


На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Сгорели дорожки монтажного блока

Монтажный блок уязвим перед влагой и грязью. Его расположение постоянно приводит к окислению контактов внутри корпуса. Часто это становится причиной сгорания контактных дорожек.



Проблема решается либо полной заменой блока, либо перепайкой дорожек. При отсутствии опыта провернуть эту работу самостоятельно сложно, поэтому следует точно понять, в чем причина неработающего элемента охлаждения.

Проверка электропроводки

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Объект проверки Метод
Вентилятор Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять
Датчик вентилятора Включив зажигание, замкните контакты датчика отверткой. В норме при замыкании вентилятор должен начать крутиться, а если разомкнули, то остановиться. Учтите, разные типы датчиков имеют определенную температуру срабатывания — от 87 до 90 градусов и более

Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Признаками неисправного датчика может выступать отказ от включения при высокой температуре ОЖ или его включение на холодном двигателе.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Замена датчика

Поменять датчик достаточно просто:

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.

Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

FakeHeader

В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В ноутбуках большая часть тепла выделяется процессором, в проекторе — источником света. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня.

Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход вентилятора из строя.

Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов на одной машине, конечно, устанавливается только один из них : механический, гидромеханический или электрический. Но есть и минусы у нее.

Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Первый способ — наиболее идеологически правильный и наименее затратный.

Выше представлена схема для авто ВАЗ , , , но после г. Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.

Что мы имеем ввиду, когда говорим, что компьютер не включается

кнопка включения компьютера

Когда кто-то говорит, что у него не включается компьютер, знайте, что под этой жалобой владелец может подразумевать следующее:

  • ПК действительно не включается: реакция на нажатие нажатие кнопки питания отсутствует полностью.
  • ПК включается, но не до конца: иногда это ограничивается включением индикаторов на системном блоке и клавиатуре, иногда — звуками системного динамика, иногда при нажатии кнопки питания начинают работать вентиляторы, а дальше ничего не происходит. Общая деталь одна — экран остается черным.
  • ПК включается и сразу выключается или уходит в бесконечную перезагрузку до появления картинки на экране.
  • ПК включается и работает, но на нем не запускается операционная система.

Первые 3 ситуации имеют аппаратное происхождение, то есть связаны с неисправностью или некорректным подключением оборудования. Последняя — чаще всего вызвана ошибками операционной системы, возникшими, например, из-за неудачного обновления Windows 7 до Windows 10, а также сбоями драйверов устройств. В случае с драйверами запуск Windows обычно прерывается синим экраном смерти — BSOD.

В более редких случаях невозможность загрузки ОС тоже связана с проблемами железа — как правило, оперативной памяти или жесткого диска.

Причины истинного невключения

Поскольку сбои загрузки операционных систем — отдельная большая тема, подробно останавливаться на них не будем. Рассмотрим причины первых трех ситуаций и в дополнение к ним — еще одной: включения компьютера не с первого раза, а после многократных нажатий на кнопку питания. Итак…

биос на материнской плате

Компьютер не реагирует на кнопку запуска

  • Нет питания от электросети (не работает розетка или устройство, через которое компьютер подключен к источнику тока — ИБП или сетевой фильтр). Единственная причина, не связанная с неисправностью ПК.

Компьютер включается не полностью (нет инициализации)

  • Неисправны элементы подсистемы видео (видеокарта, монитор, видеокабель). Отсутствие изображения на мониторе, даже если всё, кроме видео, работает, в глазах пользователя выглядит как невключение компьютера.
  • Слетела прошивка BIOS (на некоторых ноутбуках слет BIOS проявляется полным отсутствием реакции на кнопку включения).
  • На плату установлен неисправный или неподдерживаемый процессор.
  • Неисправна система питания процессора (VRM).
  • Неисправна оперативная память или элементы ее питания.
  • На старых материнских платах — вышел из строя северный мост или питание моста.

Компьютер выключается сразу после включения или циклически перезагружается на раннем этапе запуска

  • Слет BIOS.
  • Перегрев.
  • Дефекты оперативной памяти.
  • Те же причины, что и при полном отсутствии реакции на кнопку.

Компьютер включается только после многократных нажатий на кнопку

  • Если машина старше 5-7 лет — выработка ресурса электролитических конденсаторов в блоке питания, на материнской плате или подключенных к ней устройствах.
  • Неисправна кнопка включения (отходят контакты).
  • Неисправны элементы цепи запуска платы или питания высоконагруженных узлов.

Диагностика в домашних условиях

У домашних пользователей, как правило, нет оборудования, которое могло бы облегчить поиск неисправности, поэтому им остается задействовать органы чувств и запасные, заведомо исправные детали.

Перед началом диагностики важно вспомнить, что предшествовало возникновению проблемы и что могло бы ее вызвать. Например, компьютер внезапно выключился во время грозы и больше не включается. Причина — выжигание сетевого контроллера высоковольтным зарядом молнии через витую пару. Если он перестал включаться после каких-то манипуляций в системном блоке — подключения нового устройства, чистки от пыли и т. п., причина, скорее всего, в неправильной сборке или нарушении контактов устройств.

повреждение сетевого контроллера

Если явной причинно-следственной связи не прослеживается, например, вчера вы выключили компьютер как обычно, а сегодня он не включился, начните проверку с внешних контактов — шнура блока питания, монитора и остального, что находится снаружи. В подобных случаях часто помогает и такой прием: выключите машину из розетки или клавишей на блоке питания (т. е. отключите от источника тока) и 20-30 секунд удерживайте нажатой кнопку питания на системном блоке. Это уберет скопившийся внутри статический заряд, который иногда блокирует запуск.

  • Осмотрите системный блок и все его соединения снаружи. Отключите необязательную для старта периферию и всё, что подключено к USB, кроме клавиатуры и мыши.
  • Снимите крышку системного блока, убедитесь в надежности внутренних соединений. Если есть скопления пыли, уберите их. Если материнская плата старше 3-5 лет, замените батарейку BIOS (марка CR-2032, продается в киосках).

батарейка биос

кулер на процессоре

  • Если нет признаков короткого замыкания (когда они есть, дальнейшую диагностику следует продолжать только после его устранения), выключите питание компьютера и сбросьте настройки BIOS на умолчания.

Если приведенный выше алгоритм не прояснил ситуацию, дальнейшую диагностику удобнее продолжить на стенде, собранном на столе.

Собираем стенд

Перед извлечением комплектующих из корпуса не забудьте обесточить и системный блок, и монитор — отключите сетевой фильтр или выдерните шнуры из розетки. Если компьютер питается от ИБП, просто отсоединить последний от розетки недостаточно, так как в аккумуляторах всё равно есть заряд.

Следом подготовьте рабочее место. Стол, на котором вы будете собирать стенд, должен быть сухим и чистым. Использовать специальные антистатические коврики необязательно, достаточно, чтобы на столе не было ничего металлического. Чтобы не повредить электронные компоненты статикой с вашего тела, желательно надеть на руку антистатический браслет. Если его нет, ничего страшного: просто коснитесь руками любой неокрашенной части корпуса ПК.

Доставая каждую деталь, осмотрите ее на предмет:

  • сколов элементов;
  • целостности контактных групп (наличия сломанных и гнутых контактов, оплавленных или потемневших от перегрева пластиковых колодок);
  • деформированных и дефектных компонентов (вздутых конденсаторов, следов вытекшего из них электролита, микросхем с пятнами, а тем более дырками от прогара);
  • потемнений на текстолите (с обратной стороны платы под сильно нагревающимися элементами часто появляются желтые или коричневые пятна).
  • царапин (если царапина находится над дорожками, рассмотрите ее под лупой с максимальным увеличением, чтобы убедиться, что дорожки целы).

Любой из перечисленных дефектов может быть причиной неработоспособности ПК.

На машинах, которые включаются слишком долго, через раз или после многократных перезагрузок, особое внимание обратите на конденсаторы и состояние текстолита под ними. Так, отжившие свой срок электролиты могут выглядеть нормально, выдавая неисправность лишь небольшим темным пятнышком на обороте платы.

старые конденсаторы на материнской плате

При любом подозрении на негодность электролитических конденсаторов их следует заменять на новые, причем не только явно дефектные, а все, которые стоят в одной цепи с ними.

Закончив с осмотром устройств, соберите на столе стенд в минимальной комплектации. Для тестового запуска достаточно материнской платы с процессором и кулером, одного модуля памяти, блока питания, клавиатуры и видеокарты (если вы используете дискретную, а процессор либо плата имеет встроенное видео, подключите монитор к последнему).

Во время сборки стенда не помешает почистить контактные гребни оперативки и плат расширения школьной стирательной резинкой. Это уберет с них оксидный налет, который ухудшает контакт в разъемах.

Во избежание электротравмы не вскрывайте блок питания, даже если он выключен. Емкости в высоковольтной части его схемы могут сохранять заряд довольно долго.

  • Запустите стенд (не забыв вернуть на место рабочий блок питания). На этот раз не с кнопки включения, а замыканием контактов, к которым ее провода подсоединяются на плате. Если на экране появилась картинка (компьютер заработал), причина неполадки — в устройствах, которые сейчас не подключены к стенду. Если же заведомо исправный монитор так и не включается, сбой возникает по вине одного из задействованных устройств.

Как по косвенным признакам выявить проблемный узел

установка оперативной памяти комьютера

Что делать с устройством, которое стало причиной сбоя? Выбор небольшой: заменить на новое или отнести в сервис на ремонт.

Спасибо! Очень полезная статья!

Спасибо Вам огромное за статью.
Сегодня компьютер не включился, но после применения Вашего совета об удержании кнопки питания в течение 20 секунд при выключенном сетевом фильтре — включился ! СПАСИБО. Всего Вам самого доброго.

День добрый выключил комп на следующий день он перестал включаться. Замкнул провода на подаюшей питание шине и он запустился все заработало. Как только перемычку выдергиваю он глохнет а включаю кнопку и некакой реакции нет. Какая проблема может быть.?

Проверьте, есть ли контакт в разъеме atx. Когда вы замыкаете провода перемычкой, возможно, вы их вдавливаете и контакт восстанавливается, а когда убираете перемычку, происходит размыкание.

Спасибо за совет,тоже статический разряд мешал включению пк

Спасибо. Замена блока питания оживила комп. Хотя и так думал что это он но некоторые ваши советы убедили меня ещё сильнее, а поход на Будённовский компьютерный рынок с тестированием моего блока питания бесплатно- убедил ещё сильней. Результатом стала покупка блока питания б.у за 800 рублей. Новый стоил 1500 руб но сам комп стоит не более 3000 , поэтому 800 туда самое оно. Кстати всем совет. На компьютерных рынках если вы сомневаетесь всё-таки всегда можно в нескольких точках протестировать вашу деталь бесплатно.

На блоке питания лучше не экономить.

Здравствуйте. У меня такая проблема. После сборки нового компьютера со всеми новыми комплектующими компьютер нормально отработал сутки. После очередного его включения, компьютер проработал несколько секунд и самопроизвольно выключился. При повторном включении компьютера, сигнала на мониторе не появилось. Изображения на мониторе не появилось. Лампочка на мониторе продолжала мигать. В компьютерном блоке все вентиляторы работали (и в видеокарте, и для процессора). При включении компьютера красный индикатор, на секунду загорается и тут же гаснет. Но никакой реакции на мониторе нет. Все комплектующие совершенно новые. И системный блок тоже новый. В чём может быть проблема? Ведь целые сутки всё работало идеально.

Проблема может быть в чем угодно: в составе сборки есть изначально неисправное устройство, что-то вышло из строя из-за неправильного подключения, неэффективного охлаждения и т. д.

Соберите на столе стенд в минимальной комплектации и подключайте поочередно остальное. Блок питания желательно использовать заведомо исправный.

Здравствуйте! Заменил кулер на процессоре и решил заодно очистить от пыли системный блок. В результате компьютер перестал работать. После нажатия кнопки питания на системном блоке она загорается и крутится кулер процессора, однако изображения на мониторе нет. Чистил пылесосом со щёткой-насадкой, в том числе материнскую плату и опер. память, естественно при отключенном питании. Теперь понимаю, что возможно так не надо было делать из-за статического электричества. Хотя сейчас лето и практически нет статики. Вот зимой, когда включено отопление и очень сухой воздух, от статики бывает вырубается компьютер. Проверил все соединения, чистил контакты опер. памяти ластиком, вынимал батарейку, сбрасывал CMOS, ничего не помогло. И вот ещё что: планка опер. памяти не фиксируется в слоте, ни в первом, ни во втором (всего их 2). Т.е. она вставляется, но зажимы её не держат. Опер. память вынимал первый раз с момента покупки ПК, слоты при чистке повредить не мог никак. Включал ПК, придерживая планку в слоте рукой, но и это не помогло. Не представляю, как компьютер проработал так уже почти 4 года. Системный блок DEXP, материнская плата ESC, т.е. железо так себе(((. Никаких подгораний, вздувшихся конденсаторов и пр. на мат. плате нет. Подскажите, пожалуйста, в чём может быть причина.

Внешне эти состояния различаются тем, что при выходе из строя только видео все остальные устройства работают нормально — кулер меняет скорость в зависимости от температуры ЦП, клавиатура реагирует на нажатие клавиш (например, при нажатии caps lock загорается ее индикатор), мигает светодиод активности диска, проигрывается звук загрузки Windows и т. п.

При отсутствии инициализации работают только те устройства, которым для запуска достаточно подачи питания: вентиляторы внутри ПК крутится, но скорость не меняют, т. к. ими ничто не управляет. Индикаторы на клавиатуре могут гореть или не гореть, но на нажатие клавиш она не реагирует. Может запуститься двигатель жесткого диска, но сам диск не активен, т к не получает никаких сигналов, windows не загружается и т. д. Такая картина бывает и при снятой или неправильно установленной оперативной памяти.

Если память никогда не извлекалась, она может устанавливаться туго. Вставлять ее нужно до упора с некоторым усилием. Правильно установленная память не должна легко выниматься из гнезда, а пазы на ее боковых сторонах должны быть на одном уровне с креплениями на разъемах (крепления должны свободно входить в пазы и выходить их них).
___________

Видеокарта и ее слот часто выходят из строя, когда при разборке ПК и вынимании видеокарты монитор остается включенным в розетку. При отсоединении видеокабеля при включенном мониторе могут выйти из строя гнезда видеокарты и монитора.

Чтобы проверить версию выхода из строя видео, для начала установите видеокарту в другой разъем (если есть) и соедините с монитором (вЫключенным!) по другому интерфейсу. Если это не даст результата, попробуйте подключить другую видеокарту.

Если придете к заключению, что причина не в видео и не в неправильно установленной памяти, то с большой долей вероятности из строя вышла м. плата.

Здравствуйте. Компьютер самопроизвольно выключился, при попытке включения, заметил, что дергаются вентиляторы, но такое происходит только после отключения и нового подключения к сети, на дальнейшие нажатия ноль реакции. На материнке есть дежурное питание. При подключении шнура к блоку питания слышен треск. Манипуляции в системном блоке проводились давно.

Читайте также: