Регулятор оборотов вентилятора 220в схема

Обновлено: 10.05.2024

Данный регулятор оборотов электродвигателя 220в позволяет изменять частоту оборотов вращения вентилятора либо электродвигателя, рассчитанных на работу от сети 220 вольт.

Достаточно популярным регулятором оборотов для электродвигателей на 220 вольт переменного тока является схема на тиристорах. Типовой схемой является подключение электродвигателя или вентилятора в разрыв анодной цепи тиристора.

Одно не маловажное условие при использовании подобных регуляторов, это надежный контакт во всей цепи. Что нельзя сказать про коллекторные электродвигатели, поскольку у них механизм щеток создает кратковременные обрывы электроцепи. Это существенно влияет на качество работы регулятора.

Описание работы схемы регулятора оборотов

Приведенная ниже схема тиристорного регулятора оборотов, как раз разработана для изменения частоты вращения коллекторных электродвигателей (электродрель, фрезер, вентилятор). Первое, что следует отметить, это то, что двигатель вместе с силовым тиристором VS2 подсоединен в одну из диагоналей диодного моста VD3, на другую же подается сетевое напряжение 220 вольт.

Помимо этого, данный тиристор контролируется достаточно широкими импульсами, благодаря которым, непродолжительные отключения активной нагрузки, которыми характеризуется работа коллекторного двигателя, не влияют на устойчивую работу данной схемы.

Для управления тиристором VS1 на транзисторе VT1, собран генератор импульсов. Питание данного генератор осуществляется трапециевидным напряжением, создающимся в результате ограничения положительных полуволн стабилитроном VD1 имеющих частоту 100 Гц. Конденсатор С1 разряжается через сопротивления R1, R2, R3. Резистором R1 осуществляется скорость разряда данного конденсатора.

При достижении на конденсаторе напряжения достаточного для открывания транзистора VT1, на управляющий вывод VS1 поступает положительный импульс. Тиристор открывается и теперь уже на управляющем выводе VS2 появляется длительный импульс управления. И уже с данного тиристора напряжение, которое фактически и влияет на величину оборотов, подается на двигатель.

Частоту оборотов вращения электродвигателя регулируют резистором R1. Так как в цепь VS2 подключена индуктивная нагрузка, то возможно спонтанное отпирание тиристора, даже при отсутствии управляющего сигнала. Поэтому для предотвращения данного нежелательного эффекта, в схему добавлен диод VD2 который подключается параллельно обмотке возбуждения L1 электродвигателя.

Детали регулятора оборотов вентилятора и электродвигателя

Стабилитрон – можно заменить на другой с напряжением стабилизации в районе 27 – 36В. Тиристоры VS1 – любой маломощный с прямым напряжением более 100 вольт, VS2 — возможно поставить КУ201К, КУ201Л, КУ202М. Диод VD2 – с обратным напряжением не меньше 400 вольт и прямым током более 0,3А. Конденсатор C1 – КМ-6.

Изменение оборотов асинхронного двигателя

Однофазные асинхронные двигатели питаются от обычной сети переменного напряжения 220 В.

Наиболее распространённая конструкция таких двигателей содержит две (или более) обмотки - рабочую и фазосдвигающую. Рабочая питается напрямую, а дополнительная через конденсатор, который сдвигает фазу на 90 градусов, что создаёт вращающееся магнитное поле. Поэтому такие двигатели ещё называют двухфазные или конденсаторные.

Схема обмоток конденсаторного электромотора
Конденсаторный двигатель с фазосдвигающей обмоткой

Регулировать скорость вращения таких двигателей необходимо, например, для:

  • изменения расхода воздуха в системе вентиляции
  • регулирования производительности насосов
  • изменения скорости движущихся деталей, например в станках, конвеерах

В системах вентиляции это позволяет экономить электроэнергию, снизить уровень акустического шума установки, установить необходимую производительность.

Способы регулирования

Рассматривать механические способы изменения скорости вращения, например редукторы, муфты, шестерёнчатые трансмиссии мы не будем. Также не затронем способ изменения количества полюсов обмоток.

Рассмотрим способы с изменением электрических параметров:

  • изменение напряжения питания двигателя
  • изменение частоты питающего напряжения

Регулирование напряжением

Регулирование скорости этим способом связано с изменением, так называемого, скольжения двигателя - разностью между скоростью вращения магнитного поля, создаваемого неподвижным статором двигателя и его движущимся ротором:

n1 - скорость вращения магнитного поля

n2 - скорость вращения ротора

При этом обязательно выделяется энергия скольжения - из-за чего сильнее нагреваются обмотки двигателя.

Данный способ имеет небольшой диапазон регулирования, примерно 2:1, а также может осуществляться только вниз - то есть, снижением питающего напряжения.

При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности.

Но несмотря на это, этот способ используется довольно часто для двигателей небольшой мощности с вентиляторной нагрузкой.

На практике для этого применяют различные схемы регуляторов.

Автотрансформаторное регулирование напряжения

Автотрансформатор - это обычный трансформатор, но с одной обмоткой и с отводами от части витков. При этом нет гальванической развязки от сети, но она в данном случае и не нужна, поэтому получается экономия из-за отсутствия вторичной обмотки.

Регулировка скорости асинхронного двигателя

На схеме изображён автотрансформатор T1, переключатель SW1, на который приходят отводы с разным напряжением, и двигатель М1.

Регулировка получается ступенчатой, обычно используют не более 5 ступеней регулирования.


Преимущества данной схемы:

      • неискажённая форма выходного напряжения (чистая синусоида)
      • хорошая перегрузочная способность трансформатора


      Недостатки:

          • большая масса и габариты трансформатора (зависят от мощности нагрузочного мотора)
          • все недостатки присущие регулировке напряжением

          Регулирование напряжением скорости вращения двигателя
          Управление скоростью двигателя трансформатором

          Тиристорный регулятор оборотов двигателя

          В данной схеме используются ключи - два тиристора, включённых встречно-параллельно (напряжение переменное, поэтому каждый тиристор пропускает свою полуволну напряжения) или симистор.

          Принципиальная электронная схема регулятора оборотов двигателя вентилятора

          Схема управления регулирует момент открытия и закрытия тиристоров относительно фазового перехода через ноль, соответственно "отрезается" кусок вначале или, реже в конце волны напряжения.


          Таким образом изменяется среднеквадратичное значение напряжения.

          Данная схема довольно широко используется для регулирования активной нагрузки - ламп накаливания и всевозможных нагревательных приборов (так называемые диммеры).

          Ещё один способ регулирования - пропуск полупериодов волны напряжения, но при частоте в сети 50 Гц для двигателя это будет заметно - шумы и рывки при работе.

          Для управления двигателями регуляторы модифицируют из-за особенностей индуктивной нагрузки:

          • устанавливают защитные LRC-цепи для защиты силового ключа (конденсаторы, резисторы, дроссели)
          • добавляют на выходе конденсатор для корректировки формы волны напряжения
          • ограничивают минимальную мощность регулирования напряжения - для гарантированного старта двигателя
          • используют тиристоры с током в несколько раз превышающим ток электромотора


          Достоинства тиристорных регуляторов:


          Недостатки:

              • можно использовать для двигателей небольшой мощности
              • при работе возможен шум, треск, рывки двигателя
              • при использовании симисторов на двигатель попадает постоянное напряжение
              • все недостатки регулирования напряжением

              Используется для изменения оборотов вентилятора
              Устройство тиристорного регулятора

              Стоит отметить, что в большинстве современных кондиционеров среднего и высшего уровня скорость вентилятора регулируется именно таким способом.

              Транзисторный регулятор напряжения

              Как называет его сам производитель - электронный автотрансформатор или ШИМ-регулятор.

              Электронный трансформатор для двигателя вентилятора

              Изменение напряжения осуществляется по принципу ШИМ (широтно-импульсная модуляция), а в выходном каскаде используются транзисторы - полевые или биполярные с изолированным затвором (IGBT).

              Электронная схема трансформатора регулировки вращения двигателя

              Выходные транзисторы коммутируются с высокой частотой (около 50 кГц), если при этом изменить ширину импульсов и пауз между ними, то изменится и результирующее напряжение на нагрузке. Чем короче импульс и длиннее паузы между ними, тем меньше в итоге напряжение и подводимая мощность.

              Для двигателя, на частоте в несколько десятков кГц, изменение ширины импульсов равносильно изменению напряжения.

              Выходной каскад такой же как и у частотного преобразователя, только для одной фазы - диодный выпрямитель и два транзистора вместо шести, а схема управления изменяет выходное напряжение.


              Плюсы электронного автотрансформатора:

                    • Небольшие габариты и масса прибора
                    • Невысокая стоимость
                    • Чистая, неискажённая форма выходного тока
                    • Отсутствует гул на низких оборотах
                    • Управление сигналом 0-10 Вольт


                    Слабые стороны:

                          • Расстояние от прибора до двигателя не более 5 метров (этот недостаток устраняется при использовании дистанционного регулятора)
                          • Все недостатки регулировки напряжением

                          Частотное регулирование

                          Ещё совсем недавно (10 лет назад) частотных регуляторов скорости двигателей на рынке было ограниченное количество, и стоили они довольно дорого. Причина - не было дешёвых силовых высоковольтных транзисторов и модулей.

                          Но разработки в области твердотельной электроники позволили вывести на рынок силовые IGBT-модули. Как следствие - массовое появление на рынке инверторных кондиционеров, сварочных инверторов, преобразователей частоты.

                          На данный момент частотное преобразование - основной способ регулирования мощности, производительности, скорости всех устройств и механизмов приводом в которых является электродвигатель.

                          Однако, преобразователи частоты предназначены для управления трёхфазными электродвигателями.

                          Однофазные двигатели могут управляться:

                          • специализированными однофазными ПЧ
                          • трёхфазными ПЧ с исключением конденсатора

                          Преобразователи для однофазных двигателей

                          В настоящее время только один производитель заявляет о серийном выпуске специализированного ПЧ для конденсаторных двигателей - INVERTEK DRIVES.

                          Это модель Optidrive E2

                          Частотный преобразователь для однофазных двигателей

                          Для стабильного запуска и работы двигателя используются специальные алгоритмы.

                          При этом регулировка частоты возможна и вверх, но в ограниченном диапазоне частот, этому мешает конденсатор установленный в цепи фазосдвигающей обмотки, так как его сопротивление напрямую зависит от частоты тока:

                          f - частота тока

                          С - ёмкость конденсатора

                          В выходном каскаде используется мостовая схема с четырьмя выходными IGBT транзисторами:

                          Преобразователь частоты для однофазного двигателя

                          Optidrive E2 позволяет управлять двигателем без исключения из схемы конденсатора, то есть без изменения конструкции двигателя - в некоторых моделях это сделать довольно сложно.


                          Преимущества специализированного частотного преобразователя:

                                • интеллектуальное управление двигателем
                                • стабильно устойчивая работа двигателя
                                • огромные возможности современных ПЧ:
                                  • возможность управлять работой двигателя для поддержания определённых характеристик (давления воды, расхода воздуха, скорости при изменяющейся нагрузке)
                                  • многочисленные защиты (двигателя и самого прибора)
                                  • входы для датчиков (цифровые и аналоговые)
                                  • различные выходы
                                  • коммуникационный интерфейс (для управления, мониторинга)
                                  • предустановленные скорости
                                  • ПИД-регулятор


                                  Минусы использования однофазного ПЧ:

                                        • ограниченное управление частотой
                                        • высокая стоимость

                                        Использование ЧП для трёхфазных двигателей

                                        Частотный преобразователь Тошиба

                                        Стандартный частотник имеет на выходе трёхфазное напряжение. При подключении к ему однофазного двигателя из него извлекают конденсатор и соединяют по приведённой ниже схеме:

                                        Из однофазного двигателя удаляют конденсатор

                                        Геометрическое расположение обмоток друг относительно друга в статоре асинхронного двигателя составляет 90°:

                                        Расположение обмоток

                                        Фазовый сдвиг трёхфазного напряжения -120°, как следствие этого - магнитное поле будет не круговое , а пульсирующее и его уровень будет меньше чем при питании со сдвигом в 90°.

                                        В некоторых конденсаторных двигателях дополнительная обмотка выполняется более тонким проводом и соответственно имеет более высокое сопротивление.

                                        При работе без конденсатора это приведёт к:

                                        • более сильному нагреву обмотки (срок службы сокращается, возможны кз и межвитковые замыкания)
                                        • разному току в обмотках

                                        Многие ПЧ имеют защиту от асимметрии токов в обмотках, при невозможности отключить эту функцию в приборе работа по данной схеме будет невозможна


                                        Преимущества:

                                                • более низкая стоимость по сравнению со специализированными ПЧ
                                                • огромный выбор по мощности и производителям
                                                • более широкий диапазон регулирования частоты
                                                • все преимущества ПЧ (входы/выходы, интеллектуальные алгоритмы работы, коммуникационные интерфейсы)


                                                Недостатки метода:


                                                Есть сразу несколько причин, чтобы задуматься, как сделать регуляторы скорости кулера своими руками. Чаще всего – это шум этого самого вентилятора и таким способом можно от него если не избавиться совсем, то сделать значительно тише это точно. Дальше расскажу, что и как я делал, чтобы добиться поставленной цели.

                                                Сборка регуляторов вращения кулера

                                                Сегодня мы рассмотрим три интересные схемы для регулятора скорости вентилятора – одна обычная, вторая с термодатчиком и третья для уменьшения шума.

                                                Не будем томить и сразу приступим к делу.

                                                Обычная схема для регулятора оборотов кулера

                                                Эта схема обеспечивает регулировку скорости вентилятора без контроля оборотов.

                                                Схема размещается прямо внутри блока питания и имеет дополнительные посадочные места для подключения внешних датчиков, также есть возможность добавить стабилитрон, что будет ограничивать минимальное напряжение вентилятора.

                                                Вот все комплектующие, что вам понадобятся для сборки этой схемы:

                                                • Биполярные транзисторы;
                                                • Стабилитрон;
                                                • Диод;
                                                • Электролитический конденсатор;
                                                • 8 резисторов;
                                                • Терморезистор;
                                                • Сам вентилятор;

                                                А вот и сама схема:

                                                Схема регулятора оборотов кулера с термодатчиков

                                                Вентилятор в блоках питания вращается с постоянной скоростью, она не зависит от температуры высоковольтных резисторов, что вентилятор должен охлаждать.

                                                Как правило, блок питания всегда подаёт на вентилятор мощность, необходимую для поддержания этой скорости.

                                                Блоки питания, что ставятся в компьютеры, выбираются с запасом даже при максимуме энергопотребления. Соответственно, блок питания работает не на всю и высоковольтные резисторы не сильно нагреваются.

                                                Поэтому кулер впустую гоняет воздух и поднимает пыль внутри компьютера.

                                                Решить эту проблему поможет автоматический регулятор частоты оборотов вентилятора с термодатчиком, чья схема располагается ниже.

                                                Список радиодеталей, что понадобится вам при сборке:

                                                • Два биполярных транзистора;
                                                • Четыре диода;
                                                • Два резистора;
                                                • Ну и сам вентилятор;

                                                Датчиком в этом регуляторе служат германиевые диоды VD1-VD4.

                                                Этот выбор обусловлен рядом плюсов германиевых диодов перед терморезисторами. Во-первых, зависимость обратного тока у них более выражена, чем у тех же терморезисторов, а во-вторых, стеклянный корпус диодов позволяет обойтись без диэлектрических прокладок.

                                                Резистор R1 нужен для исключения возможности поломки транзисторов VT1 и VT2, в случае теплового пробоя диодов. Сопротивление резистора выбирается из максимально допустимого значения тока базы VT1.

                                                Резистор R2 в свою очередь определяет порог, когда вентилятор должен сработать.

                                                Устройство вставляется напрямую в блок питания.

                                                Выводы диодов спаиваются вместе, после чего приклеиваются к теплоотводу высоковольтных транзисторов с обратной стороны. К выводам транзистора VT2 припаиваются резисторы R1 и R2, а также транзистор VT1.

                                                При настройке регулятора, что происходит в основном в подстройке резистора R2 и выбору подходящего количества диодов.

                                                Настраивая резистор R2, вам необходимо подобрать сопротивление введенной части, чтобы при номинальной нагрузке кулер крутился с небольшой скоростью.

                                                Также вам нужно добиться, чтобы при подаче питания вентилятор вращался с небольшой частотой (если слишком быстро вращается – уменьшите количество диодов, если не вращается – увеличьте).

                                                Рекомендую следующее видео, в котором автор самостоятельно изготавливает регулятор скорости вращения компьютерного вентилятора:

                                                Что в итоге.

                                                Сегодня мы рассмотрели то, как своими руками собрать обычный регулятор частоты оборотов компьютерного вентилятора и регулятор скорости вращения вентилятора с термодатчиком.

                                                Для понимания того, как мы их собирали, воспользуйтесь схемами, что находятся выше.

                                                Напишите в комментариях то, как думаете – стоит ли изготавливать и устанавливать подобные регуляторы или вентилятор и без них нормально работает?


                                                Качественный и надёжный контроллер скорости вращения для однофазных коллекторных электродвигателей можно сделать на распространённых деталях буквально за 1 вечер. Эта схема имеет встроенный модуль обнаружения перегрузки, обеспечивает мягкий пуск управляемого двигателя и стабилизатор скорости вращения мотора. Работает такой блок с напряжением как 220, так и 110 вольт.

                                                Технические параметры регулятора

                                                • напряжение питания: 230 вольт переменного тока
                                                • диапазон регулирования: 5…99%
                                                • напряжение нагрузки: 230 В / 12 А (2,5 кВт с радиатором)
                                                • максимальная мощность без радиатора 300 Вт
                                                • низкий уровень шума
                                                • стабилизация оборотов
                                                • мягкий старт
                                                • размеры платы: 50×60 мм

                                                Принципиальная электросхема

                                                Регулятор оборотов электродвигателя 220В

                                                Схема регулятор мотора на симисторе и U2008

                                                Схема модуля системы регулирования основана на генераторе ШИМ импульсов и симисторе управления мотором – классическая схемотехника для подобных устройств. Элементы D1 и R1 обеспечивают ограничение величины напряжения питания до значения безопасной для питания микросхемы генератора. Конденсатор C1 отвечает за фильтрацию напряжения питания. Элементы R3, R5 и P1 являются делителем напряжения с возможностью его регулирования, который используется для задания величины мощности, подаваемой в нагрузку. Благодаря применению резистора R2, непосредственно входящего в цепь поступления на м/с фазы, внутренние блоки синхронизированы с симистором ВТ139.

                                                Регулятор оборотов электродвигателя 220В

                                                Печатная плата

                                                На следующем рисунке показано расположение элементов на печатной плате. Во время монтажа и запуска следует обратить внимание на обеспечение условий безопасной работы – регулятор имеет питание от сети 220В и его элементы непосредственно подключены к фазе.

                                                Увеличение мощности регулятора

                                                В испытательном варианте был применен симистор BT138/800 с максимальным током 12 А, что дает возможность управления нагрузкой более 2 кВт. Если необходимо управление ещё большими токами нагрузки – советуем тиристор установить за пределами платы на большом радиаторе. Также следует помнить о правильном выборе предохранителя FUSE в зависимости от нагрузки.

                                                Регулятор оборотов электродвигателя 220В

                                                Кроме управления оборотами электромоторов, можно без каких-либо переделок использовать схему для регулировки яркости ламп.


                                                Есть сразу несколько причин, чтобы задуматься, как сделать регуляторы скорости кулера своими руками. Чаще всего – это шум этого самого вентилятора и таким способом можно от него если не избавиться совсем, то сделать значительно тише это точно. Дальше расскажу, что и как я делал, чтобы добиться поставленной цели.

                                                Сборка регуляторов вращения кулера

                                                Сегодня мы рассмотрим три интересные схемы для регулятора скорости вентилятора – одна обычная, вторая с термодатчиком и третья для уменьшения шума.

                                                Не будем томить и сразу приступим к делу.

                                                Обычная схема для регулятора оборотов кулера

                                                Эта схема обеспечивает регулировку скорости вентилятора без контроля оборотов.

                                                Схема размещается прямо внутри блока питания и имеет дополнительные посадочные места для подключения внешних датчиков, также есть возможность добавить стабилитрон, что будет ограничивать минимальное напряжение вентилятора.

                                                Вот все комплектующие, что вам понадобятся для сборки этой схемы:

                                                • Биполярные транзисторы;
                                                • Стабилитрон;
                                                • Диод;
                                                • Электролитический конденсатор;
                                                • 8 резисторов;
                                                • Терморезистор;
                                                • Сам вентилятор;

                                                А вот и сама схема:

                                                Схема регулятора оборотов кулера с термодатчиков

                                                Вентилятор в блоках питания вращается с постоянной скоростью, она не зависит от температуры высоковольтных резисторов, что вентилятор должен охлаждать.

                                                Как правило, блок питания всегда подаёт на вентилятор мощность, необходимую для поддержания этой скорости.

                                                Блоки питания, что ставятся в компьютеры, выбираются с запасом даже при максимуме энергопотребления. Соответственно, блок питания работает не на всю и высоковольтные резисторы не сильно нагреваются.

                                                Поэтому кулер впустую гоняет воздух и поднимает пыль внутри компьютера.

                                                Решить эту проблему поможет автоматический регулятор частоты оборотов вентилятора с термодатчиком, чья схема располагается ниже.

                                                Список радиодеталей, что понадобится вам при сборке:

                                                • Два биполярных транзистора;
                                                • Четыре диода;
                                                • Два резистора;
                                                • Ну и сам вентилятор;

                                                Датчиком в этом регуляторе служат германиевые диоды VD1-VD4.

                                                Этот выбор обусловлен рядом плюсов германиевых диодов перед терморезисторами. Во-первых, зависимость обратного тока у них более выражена, чем у тех же терморезисторов, а во-вторых, стеклянный корпус диодов позволяет обойтись без диэлектрических прокладок.

                                                Резистор R1 нужен для исключения возможности поломки транзисторов VT1 и VT2, в случае теплового пробоя диодов. Сопротивление резистора выбирается из максимально допустимого значения тока базы VT1.

                                                Резистор R2 в свою очередь определяет порог, когда вентилятор должен сработать.

                                                Устройство вставляется напрямую в блок питания.

                                                Выводы диодов спаиваются вместе, после чего приклеиваются к теплоотводу высоковольтных транзисторов с обратной стороны. К выводам транзистора VT2 припаиваются резисторы R1 и R2, а также транзистор VT1.

                                                При настройке регулятора, что происходит в основном в подстройке резистора R2 и выбору подходящего количества диодов.

                                                Настраивая резистор R2, вам необходимо подобрать сопротивление введенной части, чтобы при номинальной нагрузке кулер крутился с небольшой скоростью.

                                                Также вам нужно добиться, чтобы при подаче питания вентилятор вращался с небольшой частотой (если слишком быстро вращается – уменьшите количество диодов, если не вращается – увеличьте).

                                                Рекомендую следующее видео, в котором автор самостоятельно изготавливает регулятор скорости вращения компьютерного вентилятора:

                                                Что в итоге.

                                                Сегодня мы рассмотрели то, как своими руками собрать обычный регулятор частоты оборотов компьютерного вентилятора и регулятор скорости вращения вентилятора с термодатчиком.

                                                Для понимания того, как мы их собирали, воспользуйтесь схемами, что находятся выше.

                                                Напишите в комментариях то, как думаете – стоит ли изготавливать и устанавливать подобные регуляторы или вентилятор и без них нормально работает?

                                                Читайте также: