Реле щелкает вентилятор не включается

Обновлено: 14.05.2024

Такая ситуация. Ездил незамечал, а сейчас жара и как-то бросилось в глаза. Когда завожу машину (неважно холодный двигатель или гарячий) включаются оба вентилятора, мин 2-3 работают и все, потом вообще невключаются, вчера позавчера довольно долго ездил по жаре (32-35 градусов) вентиляторы не включаются, термометр указывает температуру 90-92, выше не ползет, но поидее все равно должны включаться по такой жаре. Позвонил знакомому автомастеру, у него место аж в субботу. Он говорит пока до субботы осторожно можешь ездить, мол там система продуманная для этого двигателя (1,9 tdi) главное в пробках долго не стоятю

Netrope

Участник

Доброго времени суток. В наличии гольф 3 95г.в. универсал agg 2.0 инж с кондеем (который не работал ещё до меня, в мою бытность обошёл ремнём компрессор т.к. запищал в оном подшипник). Не включается вентиль. Проверял замкнув контакты на разъёме датчика в радиаторе - работает только медленная скорость, при замыкании контактов второй скорости (только на включённом зажигании) щёлкает реле под капотом в каком-то блоке (находится между блоком абс и салоном). Уже и не вспомню включался ли радиатор при нажатии на кнопку кондея, сейчас - нет. Афтеран работал, но сейчас точно нет. Имеет ли смысл сейчас заменить датчик в радиаторе (более года езжу с говногерметиком радиатора, пол-года лежит ваговская банка ож в гараже). Может прокипятить чудоочистителями систем ож и всё будет ок?! - Не верю. Кстати кипятил при смене радиатора 80тыщ назад систему Лавром, кто, что посоветует. Спасибо.

S@ymon Gr@pes

Гоняющий по просторам. Тусуюсь и на Драйве.

Доброго времени суток. В наличии гольф 3 95г.в. универсал agg 2.0 инж с кондеем (который не работал ещё до меня, в мою бытность обошёл ремнём компрессор т.к. запищал в оном подшипник). Не включается вентиль. Проверял замкнув контакты на разъёме датчика в радиаторе - работает только медленная скорость, при замыкании контактов второй скорости (только на включённом зажигании) щёлкает реле под капотом в каком-то блоке (находится между блоком абс и салоном). Уже и не вспомню включался ли радиатор при нажатии на кнопку кондея, сейчас - нет. Афтеран работал, но сейчас точно нет. Имеет ли смысл сейчас заменить датчик в радиаторе (более года езжу с говногерметиком радиатора, пол-года лежит ваговская банка ож в гараже). Может прокипятить чудоочистителями систем ож и всё будет ок?! - Не верю. Кстати кипятил при смене радиатора 80тыщ назад систему Лавром, кто, что посоветует. Спасибо.


Щёлкает реле в блоке управления вентиляторами. Раз щёлкает, значит сам блок жив (по крайней мере, исполнительная электроника блока). Либо провод от\к реле оборван где-то либо предохранитель сгорел силовой (на некоторых блоках он сразу на корпусе). На этом блоке есть разъём большой. Два толстых провода - вторая скорость вентиляторов. Если их замкнуть и вентиляторы закрутились - проблема в блоке: подгорел контакт реле или дорожка либо предохранитель на блоке. Если не крутятся - ищем разрыв в питании. Один толстый провод идет с аккума, а другой - на вентилятор. Прозванивай и выявляй повреждённый провод\цепь.

на прямую от аккума работает при замыкании просто реле щелкает

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:

а причем датчик темпера

На сколько помню из опыта владения классикой, у карбюраторных стоит на вентелятор перемычка. Если же стоит реле, посмотри его, замени на заведомо целое(от света например). Датчик судя по всему не причем(если говоришь реле щелкает,значит срабатывает). Смотри блок предохранителей, может обрыв дорожки. Реле может и срабатывает, а после нее значит не идет напряжение. Либо проводку смотри. Попрбуй контролькой проверить напряжение на штекере который подключается к вентилятору, там видимо оно должно быть при срабатывании датчика.

Если замкнул провода на датчике не сработал, значит прозвони провод,если купил новый блок предохронителей , там может и небыть перемычки ,а стоять реле дак реле убераеш и ставиш перемычку. и смотри предохронители они могут плохо контачить .А лудше сьездий автоэлектрику, быстее будет.

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:

дак и перемычку ставил толку нет все предохранители поменял на новые все равно не работает даже незнаю чего может быть

У парня на работе семен, у него контакты окислелись в разьемах предохронителей и небыло света, почистил, зараборало

Добавлено спустя 3 минуты 15 секунд:

Датчик перемыкал который на радеаторе стоит? на него должно подоватся 12 вольт с одной стороны, с другой на вентилятор.

Letush73 , выучи пожалуйста русский язык

b4t0n , если карлсон говоришь на прямую к аккуму подключить, то работает?

Тогда смотри либо реле, если оно щелкает, это не значит что оно контакты замыкает. Либо саму проводку, в колодке например контакт отпал.

Датчик на радиаторе говоришь тоже пробовал искусственно замыкать?

Добавлено спустя 1 минуту 13 секунд:

Ага, а еще на семерке сцепление гидравлическое и она бибикать умеет

на прямую от акумма мотор карлсона работает?
ну уж если не работает, то помер брат МитькО)
зы. а там отдельно не стоит пред на карлсона- люминиевый, как на волгах?

b4t0n , там куча проблем может быть,надоест искать, к автоэлектрику. а так мануал в нети найди,с цветными картинками,чтоб спроводами легчи было поцветам.могут не совподать.

Добавлено спустя 15 минут 12 секунд:

А если нет возможности сьездить автоэлектрику. Береш провод цепляеш один канец к акамулятору + клейме, второй цепляеш на датчик (температуры, он сробатывает гдето 94 градуса). При этом эзалируеш тот провод каторый отклучишь. Вот и получилосьвсе просто - корпус ветилятора ,+Вентилятор , провод, т.р, провод , акамулятор, клейма +.ВРЕМЕННО не значит постоянно.До лудших времен.

При работе двигателя температура в камерах сгорания достигает порядка 1500-2000 градусов Цельсия. Если не отбирать тепло от стенок цилиндров, то неизбежен перегрев мотора и, как следствие, дорогостоящий ремонт или замена.

Вентилятор охлаждения

Вентилятор охлаждения

Для поддержания рабочего теплового режима двигателя (+90 градусов) в любых условиях эксплуатации предусмотрена система охлаждения. Она включает в себя следующие элементы:

• Радиатор;
• Расширительный бачок;
• Помпу;
• Термостат;
• Вентилятор;
• Датчики температуры и включения вентилятора;
• Набор соединительных патрубков;
• Радиатор печки;
• Антифриз.

Устройство системы охлаждения

Устройство системы охлаждения

Пока термостат закрыт рабочая жидкость с помощью помпы циркулирует по так называемому малому кругу, охлаждая блок цилиндров и головку блока, отводя часть тепловой энергии. При открытии термостата поток жидкости начинает двигаться по большому кругу, попадая в радиатор охлаждения.

Система охлаждения

Система охлаждения

Во время движения поверхность радиатора продувается потоком встречного воздуха, снижая температуру рабочей жидкости. Однако предотвратить перегрев жидкости сам радиатор не в состоянии, например, когда авто стоит в пробках или движется длительное время с небольшой скоростью.

В помощь радиатору в систему охлаждения силовой установки и встроен вентилятор, являясь одним из ее главных исполнительных элементов, и при его отказе может возникнуть ряд нежелательных проблем.

Как работает вентилятор

На машинах старшего поколения вентилятор работал принудительно, то есть работал всегда, пока запущен двигатель, путем приводного ремня. Обычно сам вентилятор крепился на шкив помпы, связанной ремнем со шкивом генератора.

В большинстве же современных автомобилей применяется электровентилятор, либо привод с вискомуфтой (вязкостная муфта), где его срабатывание происходит автоматически от датчика включения (тарирован отдельно для каждого двигателя).

Вентилятор радиатора

Вентилятор радиатора

Вентилятор, это простой электродвигатель на 12В, работающий от сети авто. На его валу установлена крыльчатка, для создания потока воздуха направленного на соты радиатора. Сам вентилятор имеет крепежную рамку для соединения с радиатором.

За его срабатывание, в свою очередь, отвечает датчик включения, расположенный в одном из бачков радиатора. Он устанавливается в разрыв проводов питания электродвигателя вентилятора.

Включение вентилятора

elektro-ventilyator

Датчик включения вентилятора запрограммирован на определённый предел температуры, при которой происходит срабатывание его контактов, посылая питания на реле, замыкающее цепь питания вентилятора, и он начинает работать.

vent

Вентилятор на этих машинах включается через блок управления. Контроллер получает данные с датчика, далее передавая ее на реле включения электродвигателя.

Возможные причины отказа вентилятора

В случаях, когда температура антифриза резко пошла вверх, а вентилятор на радиаторе не сработал, то, следовательно, где появилась проблема. Автомобиль необходимо остановить и устранить неисправность, чтобы не допустить перегрева и сохранить двигатель от дорогостоящего ремонта.

Неисправности

• Отказ датчика включения;

• Разрыв или короткое замыкание в цепи питания электродвигателя;

• Плохой контакт в соединении или окисление контактов в цепи вентилятора;

• Отказ реле включения;

• Неисправность предохранительного клапана в расширительном бачке.

Проверка

- предохранитель перегорает от какой-либо неисправности в защищаемой им цепи и перед заменой, необходимо найти причину его срабатывания;

- при отказе датчика включения, питающие провода соединяют между собой и если вентилятор сработал, то датчик неисправен и требует замены. Добраться до СТО или гаража, можно оставив провода соединенными, при этом вентилятор будет постоянно в работе, но зато двигатель будет защищен от перегрева;

- цепь питания проверяется тестером на предмет целостности и отсутствия короткого замыкания;

Проверка тестером

Проверка тестером

- при отказе двигателя вентилятора, для проверки разъединяется фишка питания и с помощью двух проводом подается питания с батареи. Если вентилятор не запустился, следовательно, он неисправен (износ щеток, коллектора или проблемы с обмотками якоря и статора) и требует замены;

- при подозрении на ненадежный контакт в разъеме вентилятора, фишка снимается, контакты зачищаются от пыли и грязи и возможных окислений;

- неисправное реле можно временно заменить соседним, при совпадении его параметров;

Реле вентилятора ВАЗ 2114

Реле вентилятора ВАЗ 2114

- когда при полностью исправных элементах в цепи вентилятора, он не срабатывает при наборе температуры выше нормы, то рекомендуется проверить клапан в крышке расширительного бачка.

Клапан удерживает давления в системы свыше атмосферного, не допуская закипания воды, имеющейся в составе рабочей жидкости, при достижении 100 градусов. Если же клапан неисправен, то давление уравнивается с атмосферным и жидкость закипит уже при 100 градусах.

Сам же датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Получится, что жидкость уже кипит, а вентилятор еще не срабатывает. Крышку с клапаном необходимо заменить.

Несколько советов

• Периодически отслеживайте температуру ОЖ и проверяйте срабатывание вентилятора при входе в опасную зону на указателе прибора;

• Проверяйте уровень жидкости в бачке и восполняйте при необходимости;

• Контролируйте систему на предмет возможной утечки жидкости;

• При превышении рабочей температуры, остановитесь, найдите и устраните причину;

• Сезонно возьмите за правило промывать под давлением воды крышку расширительного бачка, что поможет содержать предохранительный клапан в чистоте;

• На моторах, где вентилятор работает принудительно, периодически проверяйте натяжение его приводного ремня.

Вентилятор

Независимо от конструкции ДВС, этот важный элемент автомобиля нуждается в тщательном охлаждении, чтобы избежать перегрева и вследствие чего поломки подвижных конструкций. ДВС современного типа оснащены ОЖ (охлаждающей жидкостью), циркулирующей посредством водяного насоса. Чтобы она не закипала применяется специальный радиатор, состоящий из нескольких тонких трубочек и ламелей.

В процессе перемещения воздух попадает на металлическую поверхность и проходит между ламелями, что помогает охладить металл. В результате температура жидкости постепенно снижается. Чтобы не допустить возникновения критической ситуации, важно оперативно определить локализацию поломки и узнать, по каким причинам не работает вентилятор охлаждения.

Общее представление о вентиляторе охлаждения

Конструкция представлена в виде обыкновенного электрического двигателя, который питается 12В от бортовой сети. Вал имеет специальную крыльчатку, посредством которой формируется воздушный поток, направляющийся к поверхности радиатора. Вентилятор крепится к передней части станины, а с обратной стороны прикрывается радиаторной решеткой.

На примере ВАЗа стоит отметить, что чаще всего в системе работает один вентилятор, но встречаются и исключения среди отечественного автопрома , а также иномарок. Так, например, НИВА оснащена крыльчаткой с двумя независимыми электромоторами. Подобная конструкция способствует увеличению скорости охлаждения жидкости, что является дополнительной гарантией сохранности двигателя.

Как активизируется устройство

Активация работы охлаждающего вентилятора может осуществляться несколькими способами. Все зависит от марки и конфигурации транспортного средства. Если машина имеет карбюраторный двигатель, то температура жидкости должна достичь диапазона 105-107 градусов. Тогда автоматически включается датчик, отправляющий сигнал на реле. Оно в свою очередь подает питание на электрический мотор, замыкает цепь.

Машины, оснащенные инжектором, имеют несколько другую систему охлаждения и работу вентилятора. Все процессы запускает электронный блок управления. Первоначально информация с датчика обрабатывается контроллером, а потом передается на реле.

Причины возникновения неисправности

Принцип работы вентилятора охлаждения

Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:

электрический двигатель вентилятора перестал работать;

нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;

контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;

предохранитель перегорел;

реле вентилятора оказалось неисправным;

сломался датчик;

предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.

Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.

Если сломался электродвигатель вентилятора

Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую. Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.

Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов.

Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:

щетки износились;

коллектор разрушился;

обмотка ротора замкнулась.

Проверка проводки

Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.

Проверка предохранителя и реле вентилятора

Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.

В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.

Тест датчика включения

Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.

Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.

Снять реле вентилятора

Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры.

Смена предохранительного клапана

Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.

Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.

Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.

Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:

отключить клемму с АКБ;

освободить радиатор от жидкости;

отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;

нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;

не нужно затягивать датчик слишком сильно;

залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.

Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.

Несколько полезных советов

Ряд эффективных советов поможет сократить риск возникновения неисправности вентилятора, а если это произошло, то минимизировать потери:

периодически нужно контролировать работу отдельных элементов системы охлаждения. Обязательно проверять температуру охлаждающей жидкости. Показатель отображается на панели приборов. Можно прислушиваться к характерному звуку;

контролировать уровень охлаждающей жидкости, своевременно производить замену;

как минимум один раз в год требуется промывать крышку в расширительном бачке. Достаточно использовать обыкновенную воду. Легкая процедура поможет продлить эксплуатацию предохранительного клапана;

если обнаружен хотя бы небольшой сбой в системе охлаждения, нужно прекратить эксплуатацию автомобиля как можно быстрее и начать исправлять ситуацию в зависимости от локализации поломки.

Нередко происходит ситуация, когда вентилятор перестает работать конкретно из-за выхода из строя какого-то механизма. Например: реле, электропривода или датчика. Тогда нужно отключить инжектор или подключить электропривод к бортовой сети. Это поможет добраться до ближайшего сервиса без возникновения перегрева двигателя.

Читайте также: