Вентилятор в лифте для чего нужен

Обновлено: 24.04.2024

В лифтостроительной терминологии часто встречается такое понятие, как купе кабины лифта. Это помещение в самой кабине, предназначенное для нахождения в нем людей. То есть это именно то, что мы видим, когда открываются двери лифта и мы делаем шаг вперед. Купе кабины лифта имеет множество характеристик, требований и видов.

Требования к купе кабины лифта

Так как купе предназначено в первую очередь для людей (в грузовых лифтах – для грузов, однако вносят туда их тоже люди), то к нему выдвигаются требования безопасности, комфорта и надежности. Итак, любое купе пассажирского лифта должно иметь:

  • освещение;
  • вентиляцию;
  • панель управления кабиной лифта;
  • безопасные стены и пол;
  • средства связи с оператором ремонтной или спасательной службы.

Стоит добавить, что все вышеперечисленное должно быть максимально закреплено, а все элементы питания и контроля по возможности спрятаны внутри стен кабины. Нужно это для того, чтобы никто, кроме мастеров обслуживающей или ремонтной компании, не имел к ним доступа.

Освещение и вентиляция

В пассажирских лифтах освещение и вентиляция являются необходимыми элементами. Кроме того, за их наличием и качеством функционирования постоянно следит комиссия ЛифтНадзора, руководствуясь при этом массой законодательных актов.

Освещение в купе лифтовых кабин может быть самым разнообразным, начиная от обычных флуоресцентных ламп дневного света, скрытых панелями плексигласа или пластика с особыми свойствами, и заканчивая точечным диодным освещением. Естественно, это сказывается на цене. Для увеличения эстетических свойств могут применяться и специальные неоновые трубки или светодиодные ленты.

Вентиляция в целом делится на две больших категории:

  • пассивную – просто отверстия, связанные небольшими каналами с общей системой вентиляции шахты;
  • активную – один или несколько вентиляторов, скрытых под обшивкой стен или потолка. Они могут иметь разную мощность и уровень шума. Активная вентиляция чаще всего применяется в грузовых лифтах с высоким уровнем пыли. Также такая система вентиляции может выступать и в виде полноценных кондиционеров – в офисных и коттеджных лифтах.

Стены купе

В настоящее время стены купе кабины лифта чаще всего делают из нескольких горизонтальных или вертикальных металлических панелей. В качестве материала выступает нержавеющая или порошковая сталь, а также различные сплавы, включающие в себя алюминий. Между собой панели закрепляются с помощью обычных заклепок или специальных пазов сложной конструкции со специальными замками. Последние исключают возможность их расцепления. Такое устройство стен значительно облегчает монтаж лифтов, если он производится непосредственно на мете или в самой шахте.

В настоящее время в кабинах лифтов используются два вида устройства пола:

Что касается покрытия, то оно может быть абсолютно любым. Линолеум, ДСП или даже паркет – вполне выполнимые варианты.

Элементы управления

К элементам управления в купе кабины лифта можно отнести панель с кнопками выбора нужного этажа. Кроме того, на ней часто присутствует кнопка закрывания и открывания дверей. Некоторые модели также оборудованы цифровым табло, показывающим, на каком этаже в данный момент находится кабина.

Кнопки управления, изначально пластиковые, в настоящее время уже заменяются сенсорными или стильными металлическими с подсветкой по ее ободу. Кроме того, в целях борьбы с вандализмом в лифтах устанавливают особо прочные металлические кнопки, устойчивые ко всем видам повреждений.

Вы в лифте — а он останавливается и не едет. Не часто, но бывает. Чтобы не паниковать и сохранить спокойствие в такой ситуации, запомните правила — как вести себя в застрявшем лифте и чего категорически нельзя делать. И как быть, если долгосрочное заточение в лифте причинило вам физический или моральный вред?

✋ Что делать можно и нужно

Аварийная остановка лифта всегда неожиданна. Существуют общепринятые правила безопасного поведения в застрявшем лифте:

По нормативам освобождение должно произойти в течение 30 минут.

⛔ Категорические запреты

  1. Беспорядочно нажимать на все кнопки на лифтовой панели.
  2. Пытаться самостоятельно выбраться из кабины, раздвигать двери.
  3. Прыгать в лифте, пытаясь привести его в движение.

💁‍♀️ Получение компенсации за физический или моральный вред

Если в результате внезапной остановки лифта был причинён моральный или физический вред, пассажир может подать в суд на управляющую компанию, организующую обслуживание и корректную работу лифта. К исковому заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, например, справку об ухудшении физического или психического здоровья в результате долговременного нахождения в лифтовой кабине.

При подаче заявления пассажир вправе рассчитать свои материальные убытки и оценить причинённый моральный вред. Суд может принять решение о полном или частичном возмещении убытков гражданина, либо — при недостаточности доказательной базы — отказать в удовлетворении требований истца.

Перед подачей искового заявления в суд можно обратиться непосредственно в управляющую компанию для попытки урегулирования ситуации в досудебном порядке с претензией.

Для подачи искового заявления можно воспользоваться стандартным образцом с требованиями о возмещении морального вреда.

Как обезопасить себя от утечки газа в квартире. Памятка по безопасному использованию газового оборудования

Судебная практика. Пример из жизни

Житель многоквартирного дома в Орловской области застрял в лифте. Мужчина попытался связаться с диспетчером, но кнопка вызова не работала. На крики мужчины обратили внимание соседи, которые позвонили в управляющую компанию. Мужчину удалось освободить только через час. Понадобилась скорая медицинская помощь — из-за длительного нахождения в закрытом тёмном помещении и испытанного стресса у мужчины повысилось давление.

В данной ситуации налицо нарушение норм:

Гражданин обратился в суд с требованием о возмещении вреда. Согласно ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, именно управляющая организация ответственна за поддержание лифта в качественном техническом состоянии и своевременное устранение неисправностей. На заседании врач-терапевт, оказывающий помощь после вызволения мужчины, подтвердил ухудшение здоровья вследствие долгого нахождения в кабине. В исковом заявлении мужчина потребовал компенсировать ему 50 000 рублей за причинённый вред.

✨ Резюме

  1. При аварийной остановке лифта нельзя самостоятельно пытаться выбраться из него. Необходимо связаться с диспетчером, управляющей компанией и дождаться компетентных сотрудников.
  2. Нахождение людей в застрявшем лифте более 30 минут — нарушение.
  3. Если в результате долгого нахождения в лифте пассажиру был причинён вред, можно подать на управляющую компанию в суд, приложив подтверждающие документы.

❓ Часто задаваемые вопросы

Есть какое-то время по закону, в течение которого аварийная бригада должна освободить застрявшего в лифте?

Да, максимальное время — 30 минут.

Кто компенсирует моральный вред, если человек застрял в лифте — управляющая компания или специализированная фирма, которая занимается обслуживанием и ремонтом лифтов?

Ответственность несёт управляющая компания, так как именно она получает плату за коммунальные услуги. В свою очередь, если суд обязал управляющую компанию возместить убытки пассажиру, она может подать в суд на фирму, обслуживающую лифт.

Да. Лифт с неисправной кнопкой вызова диспетчера нельзя эксплуатировать.

Точную цифру назвать не представляется возможным. Возмещение вреда зависит от ущерба, причинённого пассажиру. Суд определит размер компенсации, исходя из вины управляющей компании, характера морального ущерба и учёта обстоятельств причинения вреда, но с соблюдением требований разумности и справедливости.

В этой статье мы с вами узнаем, для чего нужен подпор воздуха при пожаре, и как работает дымоудаляющая система.

Разберемся, какие трудности возникают в работе комплекса,

и что получается в случае превышения порога избыточного давления в эвакуационных помещениях.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Скажем просто о том, что такое подпор воздуха.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Во многих случаях, на лестничной площадке либо в другом специально отведенном месте ставится вентилятор. При пожаре он срабатывает от АПС, забирает приток с улицы и направляет его в здание, т.е. повышает давление внутри.

Это и есть подпор воздуха.

Главная цель этого оборудования – образовывать давление в эвакуационных коридорах большее, чем в других местах сооружения.

Это препятствует проникновению дымовой примеси в места эвакуации и позволяет персоналу безопасно покинуть горящее здание.

При этом всегда рассматривается худший сценарий: возгорание идет

при большой скорости ветра, а в самом строении открыты все двери, лифтовые шахты и разрушены все окна.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Вентилятор подпора воздуха обычно имеет большую мощь и рассчитан на продолжительную работу.

В процессе монтажа системы подпора воздуха учитываются следующие факторы.

  • Гидросопротивление.
  • Место размещения (самая верхняя часть стены строения либо лестничной площадки).
  • Нижняя граница избыточного давления не меньше 20 Па.
  • Верхний порог избыточного давления в эвакуационных местах не выше 150 Па (позволяет нормально открывать двери).
  • Место забора воздуха всегда выбирают с подветренной стороны сооружения.

Подпор и вентиляция дымоудаления обязательно должны компенсировать друг друга.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Избыточное и минимальное давление не может выходить за границы установленных норм.

Другими словами, подпор воздуха это забор воздушной массы с улицы и ее доставка в горящее строение.

Такая система обычно отключается дистанционно.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Кроме вентиляторов, приточная система включает в себя магистраль воздуховодов, а также клапан подпора воздуха.

Куда идет свежий воздух

Настолько важна, друзья, эта система!

По статистике при возгорании многие люди погибают по причине отравления угарным газом или от удушья.

В этой безвыходной ситуации нам и приходят на помощь системы дымоудаления и подпора воздуха при пожаре.

Благодаря им люди беспрепятственно эвакуируются из строения, не получив отравление, и не задохнувшись от недостатка кислорода.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Согласно нормативно-правовым документам 123-ФЗ и СП 7.13130.2013, система подпора воздуха и дымоудаления непременно устанавливается во всех эвакуационных путях и зонах без естественного освещения.

Это, например, следующие типы помещений.

  • Подпор воздуха в шахту лифта. Также предусматривается для работы пожарных бригад.
  • Подпор воздуха в тамбур шлюз. Это специальные помещения, перекрывающие воздушные потоки с продуктами горения.
  • Подпор воздуха в коридор. Используется как для наиболее распространенного места эвакуации.
  • Подпор воздуха в лестничную клетку. Эта зона тоже удобна для эвакуации рабочего персонала.

Помимо этого, свежим воздухом необходимо снабжать и так называемые безопасные зоны,

куда могут эвакуироваться инвалиды и другие люди для сохранения жизни.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

На основании п. 7.1 из СП 7.13130.2013, подпор воздуха и дымоудаление

блокируют либо ограничивают распространение продуктов горения

по эвакуационным проходам и в помещения зон безопасности.

Кроме того, приточка должна использоваться только вкупе с вытяжкой (!). Иначе приточную противодымную вентиляцию использовать запрещено.

Из этого положения СП 7, мы видим, что подпор воздуха в зоны безопасности МГН также обязателен.

Когда срабатывает система ПС, то сразу блокируется система обычной вентиляции.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

И правильно, так как она будет только содействовать дальнейшему развитию возгорания.

А система ДУ забирает продукты горения из сооружения.

Расчет подпора воздуха в лестничную клетку, эвакуационный коридор, шахту лифта либо другое место ведется согласно с п. 7 СП 7.

Также система ДУ не дает угарному газу или задымленности формировать среди противопожарных участков, забирает излишнее тепло.

Так, систему подпора в эвакуационный коридор мы тоже проектируем согласно нормам СП 7.13130.2013.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Тамбур-шлюз

А это специальная противопожарная зона.

Она проектируется с целью предотвращения попадания токсичных веществ из одной зоны сооружения в соседнюю.

Тамбур-шлюз с подпором воздуха обязательно оснащен приточкой для нагнетания давления до регламентного значения 20 Па.

У такого помещения двери самозакрывающиеся, без какого-либо запорного механизма.

Согласно п. 4.9 СНБ 2.02.01-98, эти противопожарные зоны подразделяются на 3 вида.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

  • I тип. Сооружение обнесено перекрытиями/перегородками и заполнением проемов 1-го типа. Стена кирпичная либо из гипсокартона с нанесением огнезащитной мастики.
  • II тип. Заполнение 2-го, перекрытия 3-го, а перегородки 1-го типа.
  • III тип. Перекрытия 4-го, заграждения 2-го, а заполнение 3-го типа.

Они ограждают объекты классов А, Б по пожароопасности от прилегающих лифтовых шахт, эвакуационных проходов, лестничных площадок.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Подпор воздуха в тамбур шлюз при пожаре следует выполнять на основании п. 7.14 СП 7.

Принцип работы

Теперь о том, как работает дымоудаление и подпор воздуха, когда горит сооружение.

Алгоритм действий очень простой.

  1. При возгорании срабатывает дымовой пожарный датчик.
  2. Тревожный сигнал идет на пульт управления ПС.
  3. ПКП посылает управляющий импульс на закрытие огнезадерживающих клапанов в зонах противопожарных перегородок, выключение общеобменной ПС.
  4. Клапан дымоудаления, смонтированный в зоне очага огня, автоматически переходит в открытое положение.
  5. Включаются дымоудаляющие и приточные вентиляторы.
  6. Оборудование ДУ удаляет летучие газы и другие вредные вещества.
  7. Система подпора воздуха при пожаре забирает с улицы чистые воздушные массы и доставляет их в эвакуационные участки здания: коридоры, холлы, шахты лифтов и пр.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Проблема притока воздуха

При проектировании установки подпора воздуха у специалистов трудностей обычно не возникает.

Здесь мы опираемся на 123-ФЗ, СП 7.13130.2013 и другие нормативы.

Но, как обычно, все случается на практике.

Основная проблема заключается в превышении компенсационного давления от вентиляторов притока, когда при пожаре, например, люди распахивают окна и раскрывают двери кабинетов.

Давайте представим ситуацию, когда приведена в действие система ДУ из эвакуационного прохода.

Начался забор задымленного воздуха из пространства и его выброс в шахту дымоудаления.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

В проходе для эвакуации образуется минусовое давление.

Вследствие этого, открывающиеся наружу двери из коридора прижимаются к своим створкам давлением в соседнем помещении.

Поэтому открыть их очень тяжело, либо совсем невозможно.

А по п. 7.16 СП 7, максимальное избыточное давление на такую дверь – 150 Па.

Чтобы уравновесить давление рекомендуется монтаж системы подпора воздуха, то есть притока с улицы.

Расстояние между подпором и дымоудалением задается п. 7.11 СП 7, применительно к разным местам выброса продуктов горения.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Но излишняя компенсация тоже вредит, поскольку спровоцирует распространение дыма между помещениями.

Поэтому п. 7.15 СП 7 устанавливает нормированный порог давления на дверь для эвакуации от 20 Па.

А п. 8.8 для компенсации рекомендует монтировать систему подпора с естественным притоком.

Поэтому, следуя этим нормативам, мы можем обойтись без полноценной приточки с подпорным вентилятором.

Естественный приток предполагает шахты с клапанами или проемы наружу.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Но как быть, если у нас работает принудительная вентиляция подпора воздуха,

а при пожарной ситуации люди пораспахивали все окна, двери и бегут по коридорам на выход?

Правильно, образуется излишнее давление в проходе для эвакуации по сравнению, например, с лестничной площадкой или тамбуром.

Благодаря воздушному притоку из окон и работы приточной вентиляции, дым, конечно, хлынет из прохода дальше в другие помещения.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Как решить эту проблему?

Можно, к примеру, поставить в местах эвакуации датчики давления с анализаторами и другое оборудование КИПиА.

Но беда в том, что на все проектируемые устройства у нас должен быть сертификат ПБ.

Об этом, конечно, хорошо осведомлен пожарный инспектор.

Что же тогда делать?

Выход из сложившейся ситуации на самом деле простой –

достаточно установить сертифицированный клапан сброса избыточного давления,

управляемый дистанционно или автоматически.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Сейчас эти устройства обязательно имеют сертификат.

При описанной ситуации с распахнутыми окнами такой клапан

перейдет в закрытое положение и отключит приточную компенсацию в коридор для эвакуации.

Минусовое давление от работы дымоудаляющего оборудования будет тогда уравновешиваться давлением из распахнутых окошек.

А в штатной ситуации клапан будет открываться, например,

при превышении избыточным давлением отметки 90 Па и закрываться при снижении его до 40 Па.

Эти пороговые значения удобно настраиваются регулировочным винтом, сжимающим и разжимающим пружину.

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Что запомнить

Подведем, уважаемый читатель, итог нашего исследования и выделим главные тезисы этой статьи.


alexnikov


Описание объекта:
Жилой 17ти этажный дом. 2 раздельных лифта (один для транспортировке пож. подразделений). В доме предусмотрены 3 системы ПД - в незадымляемую лестничную клетку, в оба лифта и в общеквартирный коридор. В доме предусмотрена 1 система вытяжной противодымной вентиляции - из общеквартирного коридора.

В приложении сканы планировки 1го этажа (основной посадочный, подземных этажей нет) и типового (2-17ый этажи).

Подготовка сдаточных мероприятий и протоколов замеров производится согласно ГОСТ 53300.

При испытаниях и предъявлении результатов строй.надзору возник вопрос о избыточном давлении в лифтовых шахтах.

Последовательность испытаний, которую предъявляли мы (такая последовательность была показана на 8ми высотных домах, на 9ом инспектор новый и возникла проблема):

- лифты опускаем на 1ый посадочный этаж и открываем створки лифтовой шахты и лифта.
- открываем противопожарную дверь на 1ом этаже, ведущую к входной группе.
- открываем двери входной группы, ведущие на улицу.
- закрываем противопожарную дверь, ведущую от входной группы в незадымляемую лестничную клетку (и на выше расположенные этажи).
- на вышележащем смежном с 1ым посадочным этажом (на 2ом этаже) закрываем противопожарные двери, ведущие из незадымляемой лестничной клетки в тамбур и из тамбура в общеквартирный коридор.
- на этом же (2ом) этаже закрываем противопожарную дверь, ведущую из общеквартирного коридора в лифтовой холл.
- закрываем все окна и двери в квартиры.
- на всех этажах (кроме 1го посадочного) закрываем двери ведущие из лифтового холла в общеквартирный коридор.

Далее сами испытания:
- на 2ом этаже дифференциальный манометр устанавливаем следующим образом - трубка одного сопла вставляется в щель створки лифта, второе сопло свободно (находимся в помещении лифтового холла)
- включаем системы и ВД и ПД (клапана, жалюзи, гермики приточной и вытяжной противодымной вентиляции открылись, двигателя вращаются в верном направлении).
- спустя 2-3 минуты регистрируем показания диф.манометра - разность давлений при закрытых дверях из лифтового холла составляет 3-4 Па.
- при открывании двери из лифтового холла показания прибора регистрируют показания (для конкретного дома) 65-70 Па (ГОСТ 53300 нормирует диапазон 20-150 Па) - поток воздуха идет из лифтовой шахты в общеквартирый коридор.

Так вот собственно вопрос - инспектор считает что перепад давления между лифтовой шахтой и лифтовым холлом не менее 20 Па должен быть и при закрытых дверях, ведущих из лифтового холла в общеквартирный коридор.

Наше мнение - лифтовой холл, при закрытой двери ведущей из лифтового холла в общеквартирный коридор, и шахта лифта уравнивает давление между собой. Данное утверждение мы попытались подтвердить замером давления на указанной двери (вынули лечинку замка и провели замер диф. манометром.) - получили положительное давление в лифтовом холле по отношению к общеквартирному коридору.

Данные доводы инспектор признал ошибочными и требует предъявления разницы давлений между лифтовой шахтой и лифтовым холлом при закрытой двери, ведущей в общеквартирный коридор.

Прошу вас подсказать, в чем же может быть наша ошибка в наладке и испытаниях систем или же инспектор неверно предъявляет требования? Перелопатили ГОСТ 53300, Р НОСТРОЙ 2.15.3-2011, Рекомендации АВОК "Расчет параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий", СП60.13330.2011, СП77.13330.2016, СП713130.2009 - четкого указания, открыта или же закрыта должна быть спорная дверь, не нашли.

Этаж 1:
_____1.jpg ( 3,05 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 132

Этаж 2:
_____2.jpg ( 3,63 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 81


NOVIK_N

Как измерить избыточное давление подпора воздуха

На сегодняшний день это важная составляющая инженерных конструкций высотных зданий, торговых центров в несколько этажей, различных комплексов, подземных сооружений и т.д. Механическая вентиляция устанавливается на таких многочисленных участках объекта, как:

  • Эвакуационные пути.
  • Холлы.
  • Лестничные клетки и шахты.
  • Безопасные зоны.

В отличие от прошлых публикаций, где были описаны варианты расчётов, уже реализованные в программе, в данной статье мы выносим на обсуждение коллег наше предложение по дальнейшему развитию возможностей программы.

В отличие от прошлых публикаций, где были описаны варианты расчётов, уже реализованные в программе, в данной статье мы выносим на обсуждение коллег наше предложение по дальнейшему развитию возможностей программы.

На рис. 1 схематически изображена защищаемая лифтовая шахта с лифтовой кабиной, остановленной на основном посадочном (первом) этаже. Преобразовав зависимости, позволяющие рассчитать величину давления в лифтовой части соответствующего этажа для надземной и подземной частей здания, получаем систему из двух уравнений. Эта система соответствует конструкции шахты лифта с выгороженным лифтовым холлом на первом этаже:

Таким образом, мы сможем определить производительность системы подпора в нижнюю часть защищаемой шахты, а также в верхнюю её часть, и исключить вопросы пользователей, связанные с распределением расхода между точками подачи воздуха.

Рассмотрев иную конфигурацию, без выгороженного на первом этаже лифтового холла, можем записать следующую, соответствующую этому варианту, систему уравнений:

Так, рассчитав для примера шахту здания, имеющего 16 надземных и два подземных этажа, получили количество воздуха, необходимого для подачи в верхнюю часть защищаемой лифтовой шахты, равное 22800 м³/ч, и в нижнюю часть — равное 11100 м³/ч.

Мы будем рады обсудить с коллегами корректность наших рассуждений и выводов и в дальнейшем ввести возможность решения данной задачи в программу в рамках её дальнейшего развития.

Подача воздуха для подпора в этом случае выглядит так: клапан в верхней части лестничной клетки, установка на кровле.

Просто выполняем требования ГОСТа – перегоняем лифт на нужный этаж, открываем двери.

Подпор в лифтовые шахты: испытания.

На примыкающем этаже открываем дверь лифта, – для этого нужен треугольный ключ, или, на крайний случай, комбинированные плоскогубцы. Стрелкой показан замок ручного открытия дверей лифта.

Дверь лифта

Измеряем подпор. По результатам замера уплотняем или разуплотняем лифтовую шахту или вентиляционную сеть.

Замер подпора в лифтовую шахту при испытаниях противодымной вентиляции.

Собственно всё. Ввиду наглядности замеров давления, сложности скрываются в деталях.

Рш.лi — давление в шахте лифта на уровне произвольного этажа, Па.

Гидравлическое сопротивление шахты лифта на несколько порядков меньше гидравлического сопротивления лестничной клетки. Это обстоятельство

позволяет пренебречь потерями давления по высоте шахты лифта и считать, что оно не изменяется:

где Рш.л1 — давление в шахте лифта на уровне первого этажа, Па;

Рш.лi — давление в шахте лифта на уровне произвольного этажа, Па.

Расход воздуха, который необходимо подать в шахту лифта для создания в ней подпора воздуха при пожаре, равен сумме расходов воздуха, уходящего

через щель между кабиной и шахтой на первом этаже, и расходов воздуха, фильтрующегося через щели закрытых дверей на втором и вышележащих этажах:

где Gш.л1 — расход воздуха, уходящего через щель между кабиной и шахтой лифта на первом этаже,кг/с; Gш.лi — расход воздуха, фильтрующегося через

щели закрытых дверей на втором и вышележащих этажах, кг/с.


Рис. 14. Схема расчета вентилятора подпора в шахту лифта

Давление в шахте лифта на уровне первого этажа, согласно СНиП 2.04.05, должно быть на 20 Па выше давления на наветренном фасаде на уровне первого этажа:

Расход воздуха, уходящего через щель между кабиной и шахтой лифта на первом этаже, определяется так:

где μ = 0,64 — коэффициент расхода щели между кабиной и шахтой лифта;

δ — ширина щели между кабиной и шахтой лифта (для пассажирских лифтов δ можно принимать равной 0,03 м, для грузовых лифтов — 0,05 м);

П — периметр дверей шахты лифта, м; ΔРш.л1 = 20 Па — избыточное давление в шахте лифта на уровне первого этажа.

Расходы воздуха, фильтрующегося через щели закрытых дверей шахты лифта, рассчитываются по формуле

где Sдв — характеристика воздухопроницаемости дверей, 1/кг.

Характеристика воздухопроницаемости дверей

Удельная характеристика воздухопроницания закрытых дверей шахт лифтов изменяется в пределах

Sуд = 2500 — 50000 1/кг.

Расход воздуха, который необходимо подавать в объем лифтовой шахты для создания подпора при пожаре, определяется так:

Давление, которое должен обеспечивать вентилятор подачи воздуха в шахту лифта, находится следующим образом:

где Рв — давление, развиваемое вентилятором, Па; Рш.л — давление в объеме шахты лифта, Па; Рн.з.в — наружное давление на заветренном фасаде на уровне воздухоприемного отверстия вентилятора, Па; ΔРсети — потери давления в сети обвязки вентилятора от воздухозаборного отверстия до объема шахты

Расчет расхода воздуха, поступающего из лифтовой шахты в лифтовой холл на 1-м этаже и далее в тамбуры Т 2 и Т 3 предварительно определяется по формуле:

Подача приточного воздуха в верхнюю часть лестничной клетки

и лифтовой шахты

Приточная вентиляция для лестнично-лифтовых узлов ( ЛЛУ) может применяться для жилых, общественных, административных и производственных зданий. Лифтовые холлы и лифтовые шахты отделены от лестничных клеток, но имеют общий выход наружу (рис. 2.1.), к которому во время пожара идут люди из лестничных клеток через тамбуры Т 1 , Т 2 и Т 3 наружу.

Двери лифтовых шахт на 1-ом этаже открыты только для прохода воздуха, из лифтовых шахт через тамбуры Т 3 и Т 4 наружу.

Воздух подается в верхнюю часть лифтовых шахт и лестничной клетки одной общей или отдельными установками, размещенными в верхней части здания.

В общественных, административных и производственных зданиях

Приточный воздух подается в лифтовые шахты и лестничную клетку по балансу с расходами воздуха, удаляемого из здания.

Расчет расхода воздуха, поступающего из лифтовой шахты в лифтовой холл на 1-м этаже и далее в тамбуры Т 2 и Т 3 предварительно определяется по формуле:

Рис.2.1 Планировка лестнично-лифтового узла Д, 1-й этаж

Кроме того, сверяется документация на установленные узлы/агрегаты систем, ведь только сертифицированное оборудование, прошедшее испытания; например, вентиляторы дымоудаления на огнестойкость при температурах 400/600℃, способно выдержать серьезные тепловые, силовые нагрузки, в том числе работая в агрессивной среде плотного дымового потока.

Принцип работы

Алгоритм действия таких систем несложен:

Слаженная, без сбоев в последовательности действий, работа систем позволяет выполнить следующие задачи:

Система дымоудаления

Согласно нормам:

Следует отметить, что системы дымоудаления/притока воздуха – это сложный, весьма дорогостоящий комплекс специфического вентиляционного оборудования, поэтому исходя из его технических характеристик, необходимости построения целесообразной сбалансированной схемы/структуры, он требует специального проектирования, монтажа, пусконаладочных работ, обслуживания организациями/предприятиями, имеющими, лицензию МЧС, допуск СРО, опыт выполнения подобных работ.

Чтобы обеспечить безопасный путь эвакуации во время пожара, необходим контроль распространения дыма по помещению. Такой контроль гарантирует система подпора воздуха, создавая зону высокого давления в лифтовых шахтах и на лестничных клетках и, тем самым, не допуская попадания дыма в эти зоны.

Действие системы для эвакуации

В современных высотных зданиях лестницы и лифты обеспечивают не только доступ в здания, но и эвакуацию людей из него, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.


Чтобы обеспечить безопасный путь эвакуации во время пожара, необходим контроль распространения дыма по помещению. Такой контроль гарантирует система подпора воздуха, создавая зону высокого давления в лифтовых шахтах и на лестничных клетках и, тем самым, не допуская попадания дыма в эти зоны.

Однако создание зоны высокого давления на лестничных клетках может иметь и негативные последствия. В частности, могут возникнуть проблемы при открытии дверей. Кроме этого, высокое давление негативно сказывается на человеческом организме.

Современные системы подпора воздуха способны регулировать избыточное давление в защищаемых зонах таким образом, чтобы не создавать дополнительных трудностей эвакуирующимся из здания.

Эффективность противопожарной защиты здания напрямую зависит от синхронной и эффективной совместной работы системы дымоудаления и подпора воздуха. Поэтому они проектируются таким образом, чтобы дополнять друг друга.

Правильное функционирование системы подпора воздуха обеспечивается за счет вентилятора подпора воздуха. С его помощью создается избыточное давление на лестничных клетках, в шахтах лифтов или специальных тамбурах-шлюзах. За счет дополнительного притока воздуха (снаружи в защищаемое помещение), минимизируется уровень задымления в помещении. Это устройство комплектуется электроприводом.

Имеем жилое здание высотой более 28 м., оснащенное незадымляемыми лестничными клетками типа Н1 (доступ на лестницу осуществляется из коридора жилого этажа, через лифтовый холл с подпором воздуха при пожаре, далее на наружный балкон и на лестницу).

Вопрос по приточной противодымной вентиляции лифтового холла в жилом здании с незадымляемыми лестничными клетками.

Имеем жилое здание высотой более 28 м., оснащенное незадымляемыми лестничными клетками типа Н1 (доступ на лестницу осуществляется из коридора жилого этажа, через лифтовый холл с подпором воздуха при пожаре, далее на наружный балкон и на лестницу).

Выходы из лифтов на всех этажах, кроме первого, оборудованы лифтовым холлом с подпором воздуха при пожаре. В шахту лифта подпора нет. На первом этаже здания ни лифтового холла ни тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре нет.

Согласно п. 7.14 а) СП 7.13130.2013 в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками необходимо подавать приточный воздух в шахту лифта, при отсутствии у выходов из него тамбур-шлюзов защищаемых приточной противодымной вентиляцией.

Вопрос такой: при защите лифтовых холлов здания приточной противодымной вентиляцией на этажах со второго до последнего верхнего этажа, необходимо ли оборудование на первом этаже здания такого же лифтового холла с подпором воздуха?

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080×1380 1600×1700 3600
630 1180×1380
1180×2100
1600×1900
1800×2400
3600
1000 1180×2100 1800×2400 3600

При наладке систем дымоудаления, главное — это проверить работу клапанов в автоматическом и ручном режимах, произвести замеры фактических расходов воздуха желательно в каждой пожарной зоне отдельно, проверить вращение вентилятора. Ну и, конечно, фактические данные на шильдиках вентиляторов и двигателей должны соответствовать проектным.

ДУ

Я не буду углубляться в расчет систем дымоудаления. Оставим это проектантам. Но некоторые общепринятые требования расскажу.

Опять приведу пример. Есть 5-и этажное административно-офисное здание (может и 6, 7, 8 этажное, как кому нравится). В этом здании благополучно трудятся как люди, так и инженерные системы. Приточные системы подают свежий, обработанный воздух, вытяжные — благополучно удаляют, создавая воздухообмен в здании. Вытяжки санузлов также работают на совесть. И вот по каким-то причинам (а их ой как много) на 3-м этаже в помещении N возникает очаг пожара.

Итак, очаг пожара пока разгорается, поговорим ещё чуток. План этажа для работы системы дымоудаления разбит на пожарные зоны (отсеки). В каждой зоне есть пожарные датчики или извещатели, которые могут быть как дымовыми, так и огневыми, то есть срабатывают либо от задымления, либо от повышенной температуры. В случае срабатывания датчиков сигнал от них доходит до диспетчерской и оттуда включается система противодымной защиты здания.

Ну вот, огонёк уже полыхает, люди в панике ринулись к выходу, по пути читая схему эвакуации. Сработали датчики в зоне N. Что происходит далее? Читайте в следующей статье. Шутка.

Идем дальше. Сигнал от датчиков поступил на станцию в диспетчерскую. Автоматически выключаются системы общеобменной вентиляции (даже исправно работающие вытяжки санузлов 8) ), закрываются все огнезадерживающие клапаны на этих системах. А в зоне очага пожара на системе дымоудаления открывается противопожарный клапан, для удаления дыма. Одновременно с вентиляторами дымоудаления включается вентилятор подпора воздуха в зонах эвакуации людей.

Важно отметить, что системы дымоудаления рассчитываются на удаление дыма с одной пожарной зоны. Это означает, что весь дым будет удаляться из одной решётки системы дымоудаления (условно одной, ибо в пожарной зоне может быть и несколько решёток). То есть, противопожарные клапана этой системы во всех остальных зонах и на других этажах будут закрыты. Открыты только в зоне пожара.

Это требование носит огромное значение, так как сопротивление сети будет разным при открытии клапана на первом этаже или на пятом. А значит будет разным (хотя и немного :)) расход удаляемых продуктов сгорания.

По работе системы дымоудаления, наверное, понятно. Перейдём к наладке.

При наладке систем дымоудаления, главное — это проверить работу клапанов в автоматическом и ручном режимах, произвести замеры фактических расходов воздуха желательно в каждой пожарной зоне отдельно, проверить вращение вентилятора. Ну и, конечно, фактические данные на шильдиках вентиляторов и двигателей должны соответствовать проектным.

Естественно, по этой причине автомат защиты в шкафах дымоудаления может на две линейки превышать рекомендованные по ПУЭ. Также в шкафах дымоудаления должно отсутствовать тепловое реле защиты двигателя.

Замер в лифтовой шахте проводится аналогичным образом. Только в этом случае, один шланг от дифманометра заводим в саму шахту, другой шланг держим не менее чем в 1м от лифта. Лифт при этом должен стоять на первом этаже с открытыми дверьми. И вообще испытание системы подпора в лифтовую шахту должно проводится строго в присутствии наладчиков лифтов и только при согласовании системы автоматики лифтов с системой подпора в здании.

Иначе, можно включить вентилятор подпора воздуха, а лифт в это время будет не на первом этаже. Могут оборваться тросы. Случаи были. Слава Богу не на нашей практике. Наладчики лифтов рассказывали. Поэтому при включении системы дымоудаления в здании, вентилятор подпора в лифтовые шахты должен включится только после опускания лифтов на первый этаж.

И, как правило, при запуске вентилятора подпора необходимо отойти подальше. И запастись распиратором. Иначе придётся минут двадцать дышать пылью. Замеры в этом случае придётся отложить.

Я рассказал в этой статье лишь малую часть про противодымную защиту. Не затронул спринклерные и дренчерные системы, системы газового пожаротушения. Очень интересно их испытывать. Обязательно расскажу при случае, так как верить сами знаете никому нельзя — НАМ можно!

Читайте также: