Замена подшипника на улитке вентилятора

Обновлено: 04.05.2024

Относительно давно купил себе кулер под названием Titan-D9TB-cu35. Все-таки, массивный и эффективный радиатор, вентилятор с неплохими характеристиками, внешний вид, а также цена меня вполне устраивали. Да и не под разгон брался - все ж водяное охлаждение куда предпочтительнее. Однако, не все так радужно оказалось на самом деле. Днем его "голос" не так выдавался, однако ночью, когда все уже спят он таки давал о себе знать. В конце концов меня это стало доставать и я решил его смазать - это не помогло, вдобавок появились неприятные потрескивания в подшипнике качения. Терпение штука хорошее, но маленькое.

Решил я кардинально поменять что-нибудь. Пробовал понижение напряжения, однако производительность менялась не в прямой зависимости от шумовых характеристик - это, конечно, не дело. В итоге пришла в голову мысль сменить подшипник качения на втулку из другого вентилятора, благо таких у меня немало. Немного помучившись с вытаскиванием исходного подшипника, решил сделать по-другому. Снял верхнюю часть подшипника, очистил внутренности от смазочных материалов при помощи White Spirit, засушил и залил, аккуратно, СуперКлеем. В итоге подшипник превратился из "качения" в "скольжения". Опять-таки засушил, смазал, собрал - теперь шумел только воздух, скорость "нового" вентилятора колебалась от 2010- 2090, зато стало несколько тише. Вот такая несложная модификация.

Потом вспомнил про одну интернет-статью, где упоминалось о предпочтении подшипника скольжения. Идея воплотилась в жизнь, и, можно сказать, удачно. Но на этом я не остановился - сменил 35-миллиметровый TFD-8035L12C на вентилятор, тоже титановский, TFD-8025 L12S, попроще, подешевле, стандартные обороты в районе 2000 rpm. Поставил: температура та же, шума еще меньше. Все-таки, как мне кажется, сказывается бОльший угол наклона лопастей у 35-мм модели.

Позже, спустя несколько недель, откопал свой старый вентилятор от Volcano 6 (около 4500 rpm). Проделал с ним те же действия. Результат, правда, не сильно порадовал. Цель была достигнута - вентилятор снова в рабочем состоянии - однако 4500 оборотов в минуту для 60х60х25 вентилятора дают о себе знать. Однако, если вы глухой или любитель послушать что-нибудь в духе Slipknot или KoЯn (прям как я), то это для вас не будет помехой.

Схема подшипников в вентиляторе

Удаляем остатки смазки с внутренних частей – внутренней втулки(3) и коронки(4). Я для этого прямо на них капнул White Spirit. После сушим это с помощью ватных палочек. Главное обезжирить хотя бы верхнюю половину подшипника.

Ждем пока все высохнет. Для торопливых придуман фен.

Затем заливаем пространство между внешней(5) и внутренней(3) втулками. Главное, чтобы клей не попал внутрь детали(3). Потому как ось крыльчатки находится в непосредственном соприкосновении со втулкой(3).

Опять же сушим. Здесь торопиться не надо. После окончательного засыхания можно поставить на место крышку(2) и кольцо(1), хотя и не обязательно.

Смазываем жидкой смазкой, собираем вентилятор. Проверяем.

Так как подшипник качения жестко зафиксирован, то все необходимые действия проводятся на месте. Можно, конечно, вынуть его, но затем его надо будет фиксировать.

Опять же необходимо исходить из конкретного вентилятора, однако большинство из них на 99% схожи. Принцип был изъяснен - ДЕРЗАЙТЕ. Как было подмечено одним человеком: "это ж вторая жизнь для убитых шариковых вентиляторов! :). " Думаю смысл объяснять не надо.

Как заменить подшипник(и) внутри кронштейна вентилятора? ⇐ Bongo. Системы отопления, охлаждения, кондиционирования, впуска и выпуска газов

Может кто менял подшипники на кронштейне вискомуфты, нужны номера подшипников. И сложно выпресовывать. А вот сам кронштейн.

Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - DSC01565.JPG
Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - DSC01566.JPG

Насколько помню, такого вопроса не было. Будешь первопроходимцем
Корпус кронштейна люменевый, при вы прессовке возможны сюрпризы. Так что аккуратней. Вытащишь, а там и номер поглядишь. Нам скажешь.
Палагаю двухрядный там стоит.
А у ЛИССС нет такой детали?

Андрей 8 924 триста восемьдесят один 87 шестнадцать ватсап
8 914 четыреста девяносто семь ноль семь 61

Tyson31, где то на Тойотовской ветке было по ремонту аналогичного узла с заменой подшипником от ВАЗовской помпы. (в ТаунАйсах надо искать)

Многолетний опыт не продается. Только обменивается.
Есть VW Touran 1,9 TDI. .
(Были:MBF 96г,Picnic 98г,Emina 95г, Starex 4WD 06г)

Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - Ступица вентелятора.JPG

Многолетний опыт не продается. Только обменивается.
Есть VW Touran 1,9 TDI. .
(Были:MBF 96г,Picnic 98г,Emina 95г, Starex 4WD 06г)

Андрей 8 924 триста восемьдесят один 87 шестнадцать ватсап
8 914 четыреста девяносто семь ноль семь 61

Там стоит наверное вал-подшипник типа такого. Т.к в оригинале тоже идет вал с подшипниками.


15-345 вот этот вал в оригинале

Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - 1_7aK31RLu.jpg

Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - 1_7aK31RLu.jpg (11.34 КБ) 4322 просмотра

На корпусе подшипника обычно есть отверстие (скорее всего для смазки). Вот напротив него в алюмишке (выбираем где стенки потолше) сверлится/нарезается резьба под стопорный болт с конусом на конце.

Многолетний опыт не продается. Только обменивается.
Есть VW Touran 1,9 TDI. .
(Были:MBF 96г,Picnic 98г,Emina 95г, Starex 4WD 06г)

Добавлено спустя 12 минут 45 секунд:
да и срок большой

Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - DSC01570.JPG
Как заменить подшипник и внутри кронштейна вентилятора? - DSC01571.JPG

."В конструкции с подшипниками это отверстие ДРЕНАЖНОЕ,т.е. для стока о.ж. при частичной разгерметизации сальнико,но не для смазки и подавать через него смазку нельзя."

Андрей 8 924 триста восемьдесят один 87 шестнадцать ватсап
8 914 четыреста девяносто семь ноль семь 61

Андрей 8 924 триста восемьдесят один 87 шестнадцать ватсап
8 914 четыреста девяносто семь ноль семь 61

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.

Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

Для производства профилактических работ достаточно:

  • отключить от электрической линии,
  • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции, на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

  • очистка внутренней области канального вентилятора,
  • очистка области узла подшипника,
  • проверка качества подшипника.
  • номер 18 открытого типа,
  • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
  • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
  • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

Канальный вентилятор: характерные неисправности

Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

  1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
  2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

Пусковой конденсатор канального вентилятора

Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

  • располовинить корпус,
  • снять опорную штангу,
  • снять с опорной штанги двигатель,
  • разобрать подшипниковый узел,
  • заменить подшипник.

Модуль управления канальным вентилятором

Модуль управления канальным осевым вентилятором

Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

Завершающий штрих обзора

Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

КРАТКИЙ БРИФИНГ

Вентилятор уже ели работал, смазка помогала на дня 3. Высверлил сверху, достал втулку и. Теперь лучше чем новый. Из минусов - теперь несложно сверху крыльчатку вытащить. Сидите теперь думайте стоит ли вентили менять, подшипники если че есть на али.

ysDoaaRFcsw.jpg

Xo7lHKQgqiM.jpg

AnofLVn8o3k.jpg

Fantom

Свой человек

BOGdan

Свой человек

BOGdan

Свой человек

Oleger85

Свой человек

С потшипниками шумнее и долговечнее, без смазки будут сильно шуметь и чуть быстрее вращаться. встречал в старых-сканер принтерах 1985 года, на какой то помойке кто то выкинул, пришлось скрутить с двух принтеров 4 кулера по 24 вольта каждый не легкое было дело, смесь маде ин германия и япония, о китае небыло тогда речи.

Mikhail65

Свой человек

Зачем заказывать такие подшипники из китая В любом крупном городе есть фирмы торгующие ими Я себе заказывал подшипники известных брендов Ну и если есть брать керамические они правда подороже

JustCrazy

Бывалый

Зачем заказывать такие подшипники из китая В любом крупном городе есть фирмы торгующие ими Я себе заказывал подшипники известных брендов Ну и если есть брать керамические они правда подороже

BpoT mHE Ho7y

Знающий

BOGdan

Свой человек

Ну гарантийные то да, но тема больше для старых карт, где ни гарантии ни нормально работающих вентиляторов. Тут есть народ (я) который сидит еще на HD79** r9 **** для них это очень полезно)

Silmaril

Свой человек

С потшипниками шумнее и долговечнее, без смазки будут сильно шуметь и чуть быстрее вращаться. встречал в старых-сканер принтерах 1985 года, на какой то помойке кто то выкинул, пришлось скрутить с двух принтеров 4 кулера по 24 вольта каждый не легкое было дело, смесь маде ин германия и япония, о китае небыло тогда речи.

Тут человек рассказывает, что смазывать шарикоподшипник не нужно и даже чревато выходом из строя. Смазывать нужно подшипник скольжения (втулку). У самого опыта нет. Пару раз масло для швейной машинки, не разбираясь в типе подшипника заливал, становилось тише. Можешь прокомментировать?

Читайте также: