Замена вентилятора блока питания chieftec

Обновлено: 17.05.2024

Охладительная система ПК – комплекс устройств, от которого зависит жизнеспособность важных комплектующих компьютера. Поэтому при ее неисправной работе нужно срочно принимать меры. Ремонт в сервисе, скорее всего, обойдется дороже самого оборудования. А установить кулер самостоятельно сможет человек с минимальными техническими навыками.

Почему вентиляторы в блоке питания выходят из строя быстрее обычных

Охладитель блока питания обычно выходит из строя после нескольких лет использования. В первую очередь это характерно для недорогих моделей компьютеров.

Самая частая причина поломки кулера – износ подшипников. Происходит это из-за вытекания, высыхания, разжижения и испарения смазки. Повторное смазывание подшипников, когда кулер начал издавать громкий звук, не исправит ситуацию– детали устройства уже повреждены.

Кулер блока питания ломается быстрее корпусных из-за неблагоприятных условий эксплуатации.

Охладитель блока питания крепится горизонтально, из-за этого смазка подтекает. Как следствие приходят в негодность втулка и вал, а также подшипники скольжения и гидродинамические.

Из-за того, что в дешевых компьютерах нет радиатора охлаждения, вентилятор исполняет и его роль. Поэтому его лопасти вращаются с очень большой скоростью. Но повышенные обороты также уменьшают его срок службы.

Характеристики, специфика режимов работы и типы подключения вентиляторов в блоке питания

Кулер в блоке

При покупке нового устройства необходимо учитывать максимальное число оборотов вентилятора. Чем быстрее вращаются лопасти, тем сильнее будет поток воздуха, охлаждающий блок питания. Высокооборотные модели сильно шумят, но они гарантированно защитят блок от перегрева.

Кулер с более низкими оборотами работает тише, но охлаждает хуже, что может привести к поломке ПК. При этом контроллер не чувствует разницу между новым и старым устройством, даже если они работают на разных скоростях.

Кулер лучше всего выбирать, исходя из длины сторон вышедшего из строя устройства. Стандартные размеры: 80, 120 и 140 мм. Негабаритные модели подобрать сложнее. Главное, чтобы совпали отверстия для крепления. Если они не совпадают, вентилятор можно зафиксировать на силиконовых гвоздях.

Также большое значение имеют ток потребления и напряжение. Первый должен быть таким же или ниже, чем у неисправного устройства. Стартовое напряжение не должно превышать напряжение в блоке питания, которое обычно составляет 4,5-5В. Параметры можно уточнить на обратной стороне устройства или в характеристиках.

Вентилятор со средним стартовым напряжением может работать в разных режимах. В отличие от аналогичных моделей с высоким напряжением, он может уменьшать обороты. Последние, когда в сильном охлаждении нет необходимости, будут сбоить. Они не смогут правильно функционировать в пассивном режиме и спровоцируют перегрев.

Контроллер настраивает обороты в зависимости от напряжения. Это самый простой способ регулировки кулера. При потреблении напряжения нагревается блок питания, поэтому необходимо увеличение и холодного воздушного потока. Более продуманные и дорогие модели подстраиваются под изменения температуры.

Информацию о том, как влияет напряжение на обороты в конкретной модели, можно найти в интернете. Каждый производитель настраивает контроллер по-своему, стараясь поддерживать баланс между шумом и охлаждением. Есть полупассивные кулеры, которые прекращают работать и гудеть при минимальных нагрузках.

Подбирая кулер, надо уточнить, какой разъем используется при подключении. В дешевых, не очень качественных компьютерах провод припаян. Устройства с технологией PWM снабжены специальными разъёмами, в остальных случаях – продаются с трех- или четырехпиновыми разъёмами. Их рекомендуется поменять, так как чаще всего в компьютерах используется двухпиновое подключение к блоку питания.

Выбираем вентилятор для замены

Кулер в блоке

Подбирать устройство с номинальными оборотами ниже 1300-1500 rpmне рекомендуется. Оно будет плохо справляться с нагревом даже внутри китайского (дешевого) блока питания. В редких случаях, если нагрузка на блок частичная, подойдет низкооборотное устройство.

Не стоит обращать внимание на производимый вентилятором шум, при выборе гораздо важнее его способность охлаждать. Тем более пришедшее в негодность оборудование, как правило, гудит намного сильнее мощного нового. Для замены подойдет модель с низким стартовым напряжением.

Высокие обороты также важны, потому что в основном продаются вентиляторы с низким статическим давлением. Поток воздуха не продувает весь блок питания, поэтому низкооборотные устройства с невысоким статическим давлением малоэффективны.

Имеет значение и конструкция. В блоках питания с горизонтальным креплением дольше прослужат охладительные системы с шариковыми или гидродинамическими шарикоподшипниками.

Как заменить вентилятор в блоке питания – практика

Перед тем как производить замену, надо вытащить блок и отложить на два-три дня, дать ему разрядиться, чтобы исключить удар током. Порядок действий следующий:

Шаг 1. Отвинтить болты с крышки.

Шаг 2. Открыть крышку.

Шаг 3. Вынуть разъем.

Шаг 4. Отвинтить крышку от кулера.

Шаг 5. Убрать пластину для направления воздушного потока, запомнить ее расположение.

Шаг 6. Снять ПВХ-трубочку, чтобы потом надеть ее на провод нового кулера.

Шаг 7. Оставив 2-3 см, чтобы потом было легче его присоединять, отрезать разъем.

Шаг 8. Зачистить черный и расположенный рядом провод у нового кулера, если он трех- или четырехпиновый, остальные изолировать.

Шаг 9. Сделать скрутку проводов, потом их можно спаять.

Шаг 10. Изолировать соединение с помощью термоусадочных трубок или изоленты.

Шаг 11. Вставить болты в крепежные отверстия и привинтить крышку блока к новому кулеру.

Шаг 12. Поставить в прежнее положение и прикрепить пластину для направления воздушного потока.

Шаг 13. Вернуть крышку на блок питания.

Шаг 14. Привинтить крышку.

Шаг 15. Проверить, готово ли устройство, включив блок питания. Если лопасти кулера пришли в движение, все в порядке. Обязательно нужно протестировать, как ведет себя новое оборудование с маленькими и большими нагрузками.

Итоги

Разобраться с тем, как присоединяется кулер и как его поменять, не очень трудно, сложнее подобрать правильную модель. Вентилятор должен подходить по размеру, стартовому напряжению и оборотам, не быть слишком шумным и при этом справляться со своими непосредственными задачами.

Цена также влияет на выбор. Купить устройство, которое будет стоит больше блока питания – не самая удачная идея. А бюджетных моделей, которые будут исправно работать и охлаждать, может не найтись. Поэтому стоит быть готовым к замене компьютера, особенно если он старенький и недорогой.

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) - в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Когда и зачем необходима смазка кулеров

При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:

  • с подшипниками скольжения;
  • с подшипниками качения;
  • комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.

Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:

  • к повышенному шуму;
  • увеличению энергопотребления;
  • увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.

В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.

Каким маслом смазывать кулер компьютера

Самый популярный и распространенный состав, которым можно смазать зашумевший вентилятор в блоке питания компьютера – специальная смазка на основе силикона. Его достоинство – густая консистенция, позволяющая долго не вытекать из полостей подшипника и создавать устойчивую пленку для гидродинамического режима. Также такие смазки имеют неплохую проникаемость и невысокую стоимость.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если подобного состава под рукой нет, можно рассмотреть и другие варианты. Скорее всего, они будут отличаться как качеством смазки, так и долговечностью не в лучшую сторону, но в качестве скорой помощи вполне подойдут.

Неплохие результаты дают смазки со средней текучестью. Такими свойствами обладают моторное и трансмиссионное масла автомобиля. Первое будет более жидким и создаст меньшее сопротивление вращению, а второе лучше заполнит зазоры. Эти составы легко найти в хозяйстве любого автомобилиста.

Также можно применять твердые жиры (литол, солидол и т.п.). Наносить их нелегко, придется вдавливать с усилием. Зато они отлично смазывают и долго держатся. Правда, создают заметное сопротивление при работе.

Машинное масло (для швейных машинок и т.п.) хорошо смазывает, но быстро выдавливается. Неплохие результаты дает графитовая смазка (на загущенной основе).

Самостоятельное приготовление смазки для кулера

В сети можно найти рекомендации по изготовлению сухой графитовой смазки для вентилятора. Для этого надо просто хорошо измельчить кусочек графита – от карандаша или графитовой щетки электродвигателя.

На самом деле это вариант не лучший, хотя смазывающие и нагрузочные свойства такого порошка будут отличными, а температурная устойчивость завышенной. Излишки сухого порошка во время работы будут разлетаться и проникать везде, в том числе на токоведущие и изолирующие детали. Хорошая электропроводность графита приведет к выходу электродвигателя из строя (на этом принципе даже созданы бомбы для разрушения промышленных электростанций). Но можно смешать порошок с синтетическим моторным маслом в пропорции 50/50. Получится неплохой смазочный состав.

Можно ли использовать wd 40

Существует соблазн использовать для смазки кулера компьютерного блока питания популярный состав WD-40. Удобная упаковка в аэрозольном баллоне, доступность (продается в любом автомагазине), сверхтекучесть (может проникнуть в самые труднодоступные места), небольшое сопротивление работе механизма – все это делает смазку привлекательной для поставленных целей.

На самом деле идея не лучшая. Состав содержит менее 15% легких смазочных масел, остальное - растворители (в основном, керосин). Основное предназначение WD-40 – очистка подвижных соединений от ржавчины и других загрязнений. Смазочные свойства смеси слабоваты, слой масла на поверхности получается тонким, его нагрузочная способность невелика и держится на трущихся поверхностях недолго.

Тем не менее, в Интернете можно встретить отзывы об удачных попытках смазки подшипников вентиляторов с помощью WD-40. При этом даже поклонники состава признают, что эффект по сравнению с другими маслами получается недолгим. Напрашивается вывод, что вреда от WD не будет, но результат не гарантирован.

Возможно, неплохим вариантом будет сначала промыть место контакта трущихся деталей от загрязнений и старой смазки с помощью WD-40, а потом использовать новое масло.

Как разобрать и смазать кулер

Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:

  • из масленки с узким носиком;
  • с помощью шприца;
  • набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.

Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Потом кулер надо собрать в обратном порядке.

Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу

Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.

Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.

Что делать когда вентилятор неразборный или на гарантии

Если подшипник неразборный или разбирать его нельзя из-за гарантийных обязательств продавца, но очень хочется его смазать, то может сработать вариант с WD-40 или с несколькими каплями масла, растворенными в керосине или солярке. Не разбирая вентилятор, даже не снимая его с блока питания, можно через штатную трубочку баллончика с составом или с помощью шприца ввести смазку как можно ближе к вращающемуся узлу.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если есть возможность демонтировать кулер с БП, несъемную крышку можно высверлить.

Дальнейшая разборка не отличается от предыдущего варианта. При сборке получившееся отверстие можно просто заклеить изолентой.


Для наглядности рекомендуем к просмотру серию тематических видеороликов.

Вентилятор в блоке питания требует ухода. При периодической смазке он прослужит долго и бесшумно. Надо лишь следить за его техническим состоянием и вовремя смазывать трущиеся детали.

Вентилятор на кулере блока питания стал громко работать, посвистывает, скрипит, но всё же работает нормально.

Можно ли поменять вентилятор на кулере в блоке питания и как это сделать?

Самое первое, что необходимо сделать, это - проверить, что на самом деле гудит.

Снимаем крышку корпуса и слушаем, откуда идёт гул. Бывает и такое, что гул совсем идёт не от вентилятора блока питания, а возможно, от дополнительного вентилятора в самом корпусе компа, вентилятора на видеокарте или на процессоре. Если удостоверились, что таки гул из блока питания, начинам "колдовать".

  1. Обесточиваем сам системный блок и отключаем все соединения идущие от блока питания к отдельным устройствам, а также материнской плате.
  2. Блок питания крепится на четырёх винтах, со стороны вентилятора. Выкручиваем их.
  3. Осторожно вытаскиваем блок питания из внутренностей компа. Иногда он стоит на шинах, и скользя по ним выезжает из своего гнезда. Но часто он просто прикручен четырьмя шурупами и всё. Поэтому стоит придерживать его, чтобы случайно не упал на материнку, на которой может своими острыми углами повредить микросхему.
  4. Теперь у Вас в руках сам блок питания. С одной стороны (обычно сверху) находятся ещё 4 маленьких шурупа, которые тоже потребуется выкрутить.
  5. После того, как выкрутили шурупы, снимаем крышку блока питания. ОСТОРОЖНО - в конденсаторах может ещё быть остаточный заряд! Не касайтесь конденсаторов и радиаторов!
  6. Теперь у нас открыта крышка и есть прямой доступ к самому вентилятору. Изнутри в него тоже вкручены по краям четыре шурупа. И их мы откручиваем. Всё делаем осторожно. Вентилятор ещё прикреплен тонкими проводками к микросхеме.

Вентилятор сняли. Теперь надо понять, что мы хотим. Если уже есть новый, то продолжаем с пунктом ниже - "Новый вентилятор", если же хотим попытаться наладить старый, то делаем следующее:

  • На старом вентиляторе в середине есть наклейка. Под наклейкой находится подшипник. Именно он - враг и гремит, когда мы включаем компьютер. Дело в том,что смазка со временем заканчивается и пластмасса начинает тереться об пластмассу, что и приводит к вибрации и к гулу. Затем отказывает вентилятор а после и сам блок питания. После удаления наклейки (может также есть резинка - её тоже следует осторожно убрать), берём шприц с машинным маслом и прокручивая постепенно лопасти, наполняем подшипник маслом. Если вентилятор уже гремел долго, скорее всего есть большой износ. Тогда можно использовать и солидол и вазелин. Они жирнее и заполнят потёртую пустоту. После того, как заполнили подшипник маслом, его стоит снова заклеить наклейкой (и вставить, если была резинку), чтобы не попадала пыль. Соответственно проследите, чтобы наклейка хорошо прилепилась и не мешала лишняя смазка. Затем собираем всё, как было обратно и подключаем все устройства включая материнку.
  • Вы уже купили Новый вентилятор? Тогда продолжаем от пункта 6. Мы остановились на тонких проводочках. Обычно эти проводочки подключены к микросхеме блока питания маленькими контактами, которые можно легко снять. Если такие есть - радуйтесь. Вам осталось только взять новый вентилятор и подключить в те же разъёмы. А затем собрать всё пошагово, как разбирали. Если же проводки припаяны намертво к микросхеме блока, то их можно обрезать и спаять вместе с проводками нового вентилятора или вывести вентилятор к электропитанию на материнку. Во всех актуальных моделях есть такие вилочки иногда где-то возле процессора, подписанные как PWR_FAN. Именно туда можно подключить ваш новый вентилятор блока питания. Ну а затем шаги 6.5.4.3.2.1

поменять вентилятор в блоке питания

Начнем с того, что менять, возможно, и не придется. Можно смазать маслом для швейных машин, которое продается в масленках по 5 рублей.

Отключив питание, аккуратно отключаете БП от всех потребителей (мат. плата, приводы и т.п.).

Далее, разбираете сам БП, снимаете вентилятор. Обычно, под наклейкой находится защелка, которую нужно аккуратно поддеть, чтобы снять крыльчатку. Но если это Вам покажется сложным, то можно просто впрыснуть шприцем немного масла прямо сквозь наклейку.

Звуковые эффекты после такой операции должны пропасть.

Собираете все в обратном порядке и, вуаля! :)

Думаю особых сложностей нет, если его разобрать. Но для начала нужно приобрести новый вентилятор, такого же размера ( диаметра). У вентилятора может быть или 2 или 3 провода. 3 проводной, это с датчиком оборотов. Но я лично сталкивалась только с блоками питания, обороты вентилятора у которых не изменяются. У такого вентилятора 2 проводка. Красный и черный. Обрезать их, и спаять с новым кулером, согласно цвету, предварительно надев на проводки кембрики из термоусадки. После, осадить их паяльником, или феном. Полагаю, ничего сложного.

Если у вас проблема с блоком питания, он нагревается и из - за этого отключается компьютер, или громко шумит и не дает нормально работать, то тут могут быть несколько причин.

Во первых посмотрите в блок питания нету пыли?, если в вашем компьютере много пыли то это очень плохо, нужно очистить компьютер от пыли, затем смазать кулеры и заново включить компьютер.

Если вы почистил свой компьютер от пыли, но компьютер все равно отключается из за сильного нагревания, то в этом случаи нужно посмотреть все кулеры крутятся или нет. Если вы заметили что кулер(Cooler) блока питания не крутится и там нету пыли, значит кулер сдох.

Для того, чтобы заменить Кулер блока питания нужно сначала отключить компьютер из розетки. Затем надо из ПК вынуть блок Питания.

Для того, чтобы вытаскивать блок питания нужно взять фигурную отвертку, затем выкручиваем винты и очень аккуратно отключаем все провода, которые выходят из блок питания. Эти провода дают электропитание для остальных устройств (Видеокарта, материнская плата, DVD-RW, USB и ткд.)

Затем аккуратно снимаем винты блока питания, которые уже находятся под блоком. После этого аккуратно вынимаем винтелятор блока питания и заменяем другим клуером.

Ниже я прикреплю видео, где все очень хорошо показывает, как нужно разбирать Блок Питания в Компьютере. И помните мой совет. Каждый месяц почистите свой компьютер от пыли, и смажьте кулеры машинным маслом.

текст при наведении

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Фотография кулера процессора

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Отклейка этикетки с кулера

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

Снятие резиновой пробки с кулера

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Пластиковая шайба кулера

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлечение шайбы с оси крыльчатки кулера

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Разобранный кулер для смазки

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графитная смазка

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Как разобрать и смазать вентилятор

Как разобрать и смазать вентилятор системного блока

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Вентиляторы 120 мм и 80 мм

Как смазать вентилятор 120 мм

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Пробка вентилятора

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Как смазать вентилятор компьютера

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

Стопорная шайба вентилятора

Стопорное кольцо вентилятора

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Резиновое кольцо крыльчатки

Стопорное и резиновое кольцо вентилятора

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Как разобрать и смазать вентилятор

Крыльчатка с магнитом

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

Снятие кольца с оси крыльчатки

Резиновое колечко крыльчатки

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Чистка крыльчатки вентилятора

Как разобрать и почистить вентилятор

Собственно, сама рамка с двигателем.

Рамка с электродвигателем вентилятора

Электродвигатель вентилятора 120 мм

Чистка двигателя вентилятора

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Плата вентилятора

Снята плата вентилятора

Латунная гильза вентилятора

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Установка резинового кольца на ось

Кольца вентилятора

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Установка стопорного кольца вентилятора

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Смазка для вентилятора в шприце

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Смазывание подшипника вентилятора шприцем

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

Резиновая пробка вентилятора

Приклеивание наклейки

Как разобрать вентилятор

Вентилятор 120 мм

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Вентилятор Gembird с шарикоподшипником

Стопор крыльчатки вентилятора 120 мм

Шариковый подшипник на оси крыльчатки

Подшипник на крыльчатке вентилятора 120 мм

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Разобранный шариковый подшипник вентилятора

Подшипник вентилятора 120 мм

Послесловие 2

На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера - переходим по ссылке.

Mecool M8S PRO L с радиатором Thermaltake Golden Orb

Читайте также: