Что может сгореть в кондиционере при перенапряжении

Обновлено: 18.05.2024

В комплектацию современных климатических приборов входит пульт управления, позволяющий пользователю управлять запуском системы и задавать необходимые опции с расстояния.

Как и любая техника, пульт управления может выйти из строя, причем в самый неподходящий момент. Решить эту проблему можно несколькими способами: вызывать мастера, отвезти неисправный пульт на ремонт в сервисный центр или попробовать самостоятельно устранить неполадки, предварительно изучив возможные поломки этого устройства.

В статье мы рассмотрим информацию о проблемах с управлением кондиционером при помощи пульта, почему возникают поломки, советы по их устранению, включение (выключение) кондиционера без пульта.

Причины неисправностей пультов сплит-систем

Основные причины неисправности пульта:

  • вышедшие из строя батарейки (требуется замена на новые);
  • сбой в работе микросхемы (необходим ремонт пульта или его замена);
  • неисправность с приемом сигнала у кондиционера (устраняется опытным специалистом).

Существует несколько видов ПДУ кондиционеров, что важно учитывать при выявлении причины поломки.

Виды ПДУ и возможные неисправности:

  1. Если пульт настенный, нужно проверить напряжение на клеммах. Если его нет, значит, поломку нужно искать в проводке. Также могут быть неисправности в плате внутреннего модуля кондиционера. Если напряжение есть, потребуется ремонт или замена пульта.
  2. В беспроводных пультах может выйти из строя приемная плата.

Виды и диагностика поломок пульта сплит-системы

Есть несколько способов проверки работоспособности пульта управления от сплит-системы. Рассмотрим их.

Как диагностировать неисправность ПДУ:

Управление сплит-системой без пульта

Если сплит-система не включается по причине поломки пульта, можно запустить прибор вручную, используя кнопки на внутреннем блоке. С их помощью можно не только включить кондиционер, но и настроить необходимые параметры – температуру охлаждения, режим увлажнения воздуха и другие программы, доступные в сплит-системе.

В инструкции пользователя, входящей в комплектацию кондиционера, есть подробные указания об управлении прибором с помощью кнопок на внутреннем блоке.

Если проблему не удалось решить самостоятельно, придется вызывать на дом специалиста из сервисного центра. Опытный мастер проведет диагностику, быстро определит причину и устранит имеющиеся неполадки для обеспечения нормальной работы ПДУ и климатического прибора.

Самостоятельная проверка исправности пульта сплит-системы

Когда сплит-система не реагирует на пульт управления, прежде всего проверьте:

  • включена ли вилка кондиционера в розетку,
  • есть ли электричество в доме,
  • есть ли в пульте батарейки,
  • соблюдена ли полярность (+/-) батареек,
  • не сели ли батарейки,
  • нет ли какой-нибудь преграды, мешающей прохождению сигнала от пульта к кондиционеру (это может быть даже толстый слой пыли на нем!).

Иногда перебивать сигнал могут другие, работающие рядом с кондиционером приборы и техника. Выключите их и попробуйте снова включить кондиционер.

Если никаких преград нет, с электрикой и батарейками все в порядке, а также в случае, когда вы видите что на пульте горят/мигают сразу все символы и индикаторы, вероятнее всего, пульт сломался.

Не торопитесь покупать новый! Сначала проведите небольшой тест. Возьмите мобильный телефон, включите на нем камеру, нажмите на кнопку на пульте управления и направьте его на телефон.

Если через экран телефона видно свечение из излучателя, пульт исправен, если же нет — неисправен.

Не исключено, конечно, что потребуется приобрести новый пульт. Обратите внимание, что в продаже имеются универсальные пульты дистанционного управления.

Неисправности, при которых сплит-система не видит пульт

Если пульт рабочий, батарейки в нем свежие, сплит-система включается с кнопок на корпусе, но не видит пульт, речь идет о поломке фотоприёмника. Он располагается во внутреннем блоке кондиционера и отвечает за приём сигнала с пульта управления.

Сломался фотоприемник, который состоит из фотодатчика и микросхемы

Из-за выхода из строя он не принимает сигнал с пульта и не передает его управляющей плате. Как следствие – кондиционер не реагирует на команды.

Кондиционер не реагирует на пульт управления, но включается с кнопки на корпусе. Пульт рабочий.

Для устранения необходим ремонт (перепайка вышедших из строя радиоэлементов на микросхеме) или полная замена фотоприёмника.

Неисправна проводка к фотоприемнику

В ходе эксплуатации кондиционера возник её обрыв. Возможно, проводка перетёрлась или ее перегрызли мыши (бывает в частных домах).

По всем признакам кондиционер не реагирует на пульт управления, но включается с кнопки на корпусе. Пульт рабочий.

Чтобы устранить, требуется восстановить поврежденную проводку или полностью заменить шлейф с проводами.

Ситуация, когда кондиционер не отвечает на команды пульта, не относится к потенциально опасным поломкам, но может значительно затруднить жизнь пользователя. Ведь обычно сплит-система располагаются довольно высоко и включать её, а также переключать температуру охлаждения, используя кнопки на внутреннем блоке – попросту не удобно.

Когда ремонт потребуется сплит-системе?

Если с вашим пультом все в порядке, нужно искать неисправность в самой сплит-системе. Найти ее сможет только опытный мастер. Не пытайтесь самостоятельно найти и устранить проблему во внутреннем устройстве такой сложной техники как кондиционер. Это может усложнить ситуацию поломки и быть потенциально опасным для вас!

Единственное, что вы можете перепроверить перед тем, как заказать услугу ремонта кондиционера в компании ВсеРемонт24, так это возможность включить кондиционер без пульта.

Нажмите на кнопку ON/OFF, располагающуюся на корпусе кондиционера либо под его крышкой.

Если кондиционер включается кнопкой ON/OFF и начинает охлаждать воздух (по умолчанию до +25?), неисправен приемник ИК-сигналов пульта.

Если кондиционер никак не реагирует на эту кнопку или включается, но не запускает компрессор (не начинает холодить), вышла из строя плата управления.

Иногда на электронной плате внутреннего или внешнего блока кондиционера “сгорает” предохранитель или же она сама.

Заключение

Основная причина того, почему нас тревожит неработоспособность пульта управления, это невозможность полноценного управления кондиционером, даже с помощью панели на внутреннем блоке. Чаще всего нам удастся лишь включить и выключить кондиционер и лишь в редких случаях контролировать температуру. Но никак не удастся использовать весь функционал сплит-системы и все её режимы.

Поломки, которые мешают использовать ПДУ в кондиционере, могут быть следующими:

  • Сели батарейки – это, конечно же, не поломка, но случается часто;
  • Поломка микросхемы пульта – не ремонтируется, легче заменить пульт;
  • Неисправен фотоприёмник – требует ремонта или замены;
  • Проводка фотоприёмника – восстанавливаются повреждённые провода или меняется шлейф целиком.

Чтобы временно полноценно использовать кондиционер до восстановления работоспособности пульта или его замены, в некоторых случаях, можно воспользоваться смартфоном. При наличие инфракрасного порта, смартфон можно использовать в роли обычного пульта управления. Если в кондиционере предусмотрен модуль Wi-Fi, можно синхронизировать его со смартфоном и управлять им удалённо, без использования пульта управления.

Любой кондиционер – это сложное электронное устройство, которое состоит из множества взаимосвязанных между собой деталей. Современные холодильные машины создаются по новейшим технологиям, но это не предотвращает выхода из строя той или иной важной составляющей, из-за чего дальнейшая работа становится невозможной.

Своевременный сервис и ремонт кондиционеров помогает устранить многие неисправности до того момента, как прибор окончательно выйдет из строя. Как правило, владелец такого оборудования должен время от времени заказывать профессиональную чистку и диагностику системы, после которой климатехник сообщает пользователю о всех возможных и существующих проблемах.

Ремонт кондиционера можно проводить как на месте, так и в условиях сервиса. Все зависит от сложности поломки, а также от готовности владельца оплатить демонтаж и последующий монтаж техники.

Поломки вентилятора, компрессора и платы управления кондиционера

Условно все поломки можно разделить на неисправности компонентов холодильного контура и сбои в электронике или отказ электрических компонентов системы. Чаще всего пользователи тех же сплит-систем сталкиваются с поломками платы, вентилятора, компрессора или протечкой теплообменника наружного блока. Это связано с тем, что основная нагрузка идет именно на данные детали, поэтому их износ, особенно при несоблюдении условий эксплуатации, неизбежен.

Вентилятор

Крыльчатка кондиционера

Что может случиться с вентилятором кондиционера и какой ремонт производят в тех или иных ситуациях?

  • неисправны лопасти вентилятора;
  • неисправен мотор вентилятора;
  • неисправен конденсатор электродвигателя вентилятора.

Во всех трех случаях решением проблемы станет замена вышедшей из строя детали.

Сервисный работник в первую очередь проверяет тестером сопротивление обмоток, которые различны для разных моделей холодильных машин и даны в мануалах. Если подозрение подтвердилось, то приступают к ремонту вентилятора кондиционера.

Замена крыльчатки вентилятора:

  • Снимают переднюю защитную решетку;
  • Откручивают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Снимают крыльчатку со шкива электродвигателя;
  • Надевают новую крыльчатку на шкив;
  • Проводят сбор деталей в обратном порядке.

Замена мотора вентилятора:

  • Систему обесточивают и снимают защитную переднюю решетку;
  • Откручивают и снимают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Отключают все электрические соединения электродвигателя вентилятора;
  • Откручивают сам мотор от корпуса и снимают его;
  • Надевают новую запчасть;
  • Проводят сбор и закрепление деталей в обратном порядке.

Замена пускового конденсатора электродвигателя вентилятора:

  • Полностью обесточивают систему;
  • Разбирают корпус наружного блока;
  • Откручивают фиксирующую скобу конденсатора;
  • Отключают от него все провода;
  • Заменяют новым пусковым конденсатором;
  • Проводят сбор и закрепление деталей в обратном порядке.

Обычно ремонт вентилятора кондиционера занимает не более часа по времени. Сколько стоит такой ремонт, зависит от срочности выполнения работ, их объема, мощности кондиционера, количества используемых материалов и запчастей.

Компрессор

компрессор для кондиционера

Какие основные неисправности компрессора кондиционера встречаются, и какой ремонт проводят в том или ином случае?

Чаще всего о поломке компрессора свидетельствует некорректная работа прибора, а именно:

  • он вообще не включается или происходит задержка включения на несколько минут;
  • он не включается и при этом издает соответствующее гудение;
  • частая смена циклов старта и стопа.

Причинами могут быть неправильное включение фаз, неисправность пускового конденсатора, заливание картера компрессора жидким фреоном, отказ ТРВ-клапана или четырехходового клапана. Это не полный список проблем. Но большинство из них не требуют замены самого компрессора. Достаточно устранить причину и прибор функционирует нормально.

Если произошел перекос фаз, то скорее всего нагрузка в сети распределена неправильно. Кондиционер с трехфазным подключением не может быть посажен на однофазную сеть и наоборот. Проверяют обычно токоизмерительными клещами ток на каждой фазе и перераспределяют нагрузку. Возможно, понадобится переборка электрического щитка.

Если жидкий хладагент заливает картер, то необходимо прежде всего стравить имеющийся фреон, отвакуумировать систему, после чего производят заправку контура, так как именно недостаток хладагента вызывает такие проблемы. Возможно, понадобится перенастроить работу регулятора давления конденсации.

Если проблема в работе четырехходового клапана, то стоит помнить, что его замена обойдется ненамного дешевле, чем ремонт компрессора кондиционера, поэтому для начала проверяют исправность электрической схемы и хватает ли фреона в контуре. Когда проблема не исчезает (дует теплым воздухом в любом режиме), то можно выпаять данную деталь, но это делается только при отсутствии необходимости в последующем обогреве.

Возможно, придется заменить масло на более качественное или попробовать подавать питание в течение непродолжительного времени на четырехходовый клапан. В крайнем случае производят его замену.

Когда требуется полная замена компрессора, делают это в такой последовательности:

  1. Собирают фреон из системы манометрической станцией.
  2. Обесточивают прибор.
  3. Демонтируют внешний блок.
  4. Разбирают его корпус.
  5. Отсоединяют трубки и электрические провода от компрессора.
  6. Снимают компрессор с виброгасителей.
  7. Устанавливают новый на виброгасители.
  8. Закрепляют и припаивают все трубки обратно.
  9. Подсоединяют провода.
  10. Собирают корпус и монтируют блок обратно.
  11. Подключают трубки и провода.
  12. Вакуумируют контур и заправляют его заново.
  13. Включают прибор для проверки.

При ремонте компрессора кондиционера пайку труб производят с помощью азота.

Электронная плата управления

местонахождение платы в кондиционере

Если на внутреннем блоке мигают все светодиоды, и сплит-система при этом не включается, то скорее всего произошел сбой в программных установках платы управления. Устраняется это путем ее перепрограммирования в сервисном центре по кодам, информация о которых доступна только работникам данного центра.

Плата управления могла перегореть при скачках напряжения (к этому чувствительны инверторные системы) или при коротком замыкании, поэтому в данном случае потребуется ее ремонт – поломанные микросхемы выпаивают и припаивают новые, заменяют симисторы на более мощные, проверяют буферную микросхему.

Производители оснащают платы управления твердотелыми коммутаторами, которые отвечают за вращение вентилятора, поэтому сбои в его работе могут свидетельствовать о неисправности данного элемента. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо замерить сопротивление детали. Если оно ближе к нулю, то сломанную микросхему выпаивают.

Сбои в работе компрессора, датчиков температуры и движения также могут быть признаками неисправности платы управления.

Когда сгоревшую микросхему видно невооруженным глазом, снимать замеры сопротивления нет необходимости. Здесь сразу же приступают к ремонту платы управления кондиционера – замене симистора.

Иногда при монтаже установщики допускают ошибки в межблочных подключениях, что тоже приводит к сбою или выгоранию платы. Чаще всего в первую очередь сгорают диодные мосты, трансформатор или стабилизатор напряжения. В таких случаях целесообразнее заменить вышедшую из строя деталь. Невозможен ремонт платы кондиционера, если она выгорела полностью, тогда производят ее замену.

Замена платы управления:

  • Отключают питание;
  • Разбирают корпус или снимают верхнюю крышку блока;
  • Вытаскивают плату с пазов, открутив фиксирующие винты и отсоединив все провода и разъемы;
  • Заменяют на новую и собирают блок в обратной последовательности.

Лучше обратиться сразу же в сервисный центр, так как ремонт платы у системы кондиционирования – это недешевый процесс, а при неаккуратном обращении с элементами прибора могут возникнуть дополнительные растраты.

Неисправность теплообменника наружного блока кондиционера

У сплит-систем есть еще одна проблема – утечка фреона через теплообменник наружного блока. У машин, заправленных фреоном R-22, ее ищут с помощью течеискателя; агрегаты, работающие на современном R-410a, обмыливают и смотрят, где произойдет вспенивание.

Есть два пути устранения течи через теплообменник внешнего блока:

  1. Пайка. Горелкой нагревают место утечки на радиаторной трубке и припоем запаивают ее. Делают это предельно аккуратно, так как трубки очень тонкие и легко плавятся.
  2. Замена. Отключают внешний блок и разбирают его корпус. Вырезают труборезом или выпаивают старый теплообменник и заменяют его на новый, припаяв азотом. Собирают модуль обратно, подключают электрические соединения, трубки и вакуумируют систему. Заново заправляют и запускают для проверки работоспособности.

При замене конденсаторного теплообменника ремонт систем кондиционирования может проходить на месте и без дополнительных демонтажных работ.

От чего зависит стоимость ремонта кондиционера и примерная смета

Сколько стоит ремонт кондиционера и от чего зависит ценообразование?

Здесь влияние оказывают несколько факторов:

  1. Сложность работы. Гораздо проще, например, отремонтировать крыльчатку вентилятора, чем компрессор.
  2. Наличие нормального доступа к прибору.
  3. Стоимость расходных материалов и запчастей. Если мастеру придется менять теплообменник, а не паять его, то произойдет удорожание оказываемой услуги.
  4. Срочность. При нежелании ждать, когда специалист освободится, можно заказать срочный ремонт кондиционера, но это увеличивает стоимость в два раза.
  5. Вызов в ночное время. На некоторых объектах нельзя проводить ремонтные работы в дневное время, а ночной тариф, как правило, имеет другие расценки.

Чтобы определиться с окончательной стоимостью ремонта системы кондиционирования, мастер составляет смету с указанием оказанных услуг и количеством израсходованных материалов. Там могут быть указаны дополнительные услуги, которые были оказаны в ходе выполнения ремонта.

Для наглядности дана примерная смета ремонта кондиционера ниже.

Услуга Используемые материалы и оборудование Количество Цена
Выезд мастера 1 500 р
Диагностика настенной сплит-системы 2,5 кВт 1 1000 р
Пайка трассы (исправление дефектов) Припой 1 800 р
Заправка контура фреоном Фреон R-410a 600 г 2000 р
Устранение неисправностей крепления кронштейнов 1 500 р

Всего: 4 тысячи 800 рублей 00 копеек.

Все цены в смете на ремонт и сервисное обслуживание кондиционера приведены условно. Они могут значительно отличаться в разных компаниях.

Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":





Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

Типовые признаки неисправностей кондиционера

Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

  • реакции на нажатие кнопок дистанционного или проводного пульта;
  • индикации на лицевой панели внутреннего блока;
  • забора воздуха из помещения и его возврата после охлаждения/нагрева;
  • характерного шума вентиляторов и компрессора;
  • перемещения жалюзи;
  • вращения лопастей вентиляторов, которое можно наблюдать через решетку на корпусе наружного и (при желании) на внутреннем блоке.
  • Кондиционер не охлаждает/не нагревает воздух

Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

  • Нарушен временной цикл работы сплит-системы

В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

  • Течь конденсата из внутреннего блока.
  • Обмерзание элементов конструкций и др.

Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Устройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

  • Испаритель с теплообменником (радиатором) во внутреннем блоке, предназначенный для отбора тепла из внутреннего воздуха обслуживаемого помещения.
  • Конденсатор с радиатором в наружном блоке, отводящий тепло в окружающее пространство.
  • Вентиляторы, создающие воздушный поток через радиаторы.
  • Компрессор, обеспечивающий необходимое для циркуляции фреона давление.
  • Электронный блок управления, принимающий сигналы задания и датчиков, выдающий команды управления на все узлы сплит-системы.

Конденсатор, испаритель и компрессор объединены трубопроводами в охлаждающий контур, в котором происходит циркуляция хладагента, переносящего тепло. В каждом из этих устройств возможны неисправности, приводящие к остановке работы или неверному функционированию кондиционера.

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Охлаждающий контур

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

  • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
  • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
  • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

Для этого применяются различные методы:

  • Погружение в воду;
  • Использование мыльного раствора;
  • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
  • Работа с течеискателями различных конструкций.

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

    Отключают сплит систему от сети.
  1. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
  2. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
  3. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
  4. Проводят опрессовку контура.
  5. Выполняют вакуумирование.
  6. Заправляют систему фреоном.

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Вентиляторы

К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

  • Поломку лопастей (чаще встречается на внешних блоках, где наблюдается обмерзание, возможно попадание крупного мусора).
  • Обрыв проводников обмоток двигателей (межвитковое короткое замыкание или на корпус устройства) или их обрыв.
  • Деформация вала и заклинивание.

Поломка лопастей чаще встречается на внешних блоках

Неисправность внутреннего блока

  • В трехфазных системах – неправильное чередование фаз или подключение меньшего их количества.
  • В вентиляторах с двигателями переменного тока – выход из строя конденсатора на обмотках.

Провести качественную диагностику пользователь сможет, пожалуй, только для первого пункта списка – поломки лопастей. Она определяется визуальным осмотром. Что касается замены крыльчатки, провести ее без проблем получится только на осевых вентиляторах наружного блока.

Во внутреннем, как правило, применяются центробежные конструкции, во многих из которых крыльчатка объединена с ротором двигателя. В этом случае единственным вариантом ремонта станет замена.

Для диагностики остальных проблем следует:

  1. Обесточить систему.
  2. Отсоединить проводники, идущие к электронному блоку.
  3. Провести замеры сопротивлений обмоток (рабочие величины производитель указывает в технической документации).
  4. Проверить конденсатор обмоток.
  5. Если проблем не выявлено – подключить проводники, включить систему, провести замеры напряжений и токов (требуется соблюдение правил электробезопасности, необходим соответствующий допуск).

По результатам измерений делают вывод о работоспособности вентилятора и необходимости его замены (восстанавливать оборудование в кустарных условиях не следует).

Заменой всего узла устраняют и другие проблемы – заклинивший вал, износившиеся подшипники и пр.

Компрессор

Компрессор кондиционера

Признаками неисправности компрессора могут служить:

  • задержки включения кондиционера;
  • нарушения цикла работы;
  • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

Электронный блок управления

В современных системах именно сложная управляющая электроника становится наиболее частой причиной отказов климатической техники. Подобные ситуации возможны вследствие перенапряжений и просадок напряжения в питающей сети, воздействия грозовых разрядов, грубого нарушения требований технической документации (например, подключение электрооборудования без заземляющего провода) и пр.

Схема внутреннего блока кондиционера

Электронный блок управления

Точно установить наличие проблем в работе электронного блока, их характер и провести ремонт могут только специалисты, обладающие соответствующим уровнем подготовки и допусками. Решает проблему обращение в сервисный центр.

Даже простая замена электронного блока должна выполняться специалистами сервисной компании. В противном случае возможны проблемы с настройкой сплит-системы и полный отказ. Кроме того, неквалифицированные действия могут привести к выходу из строя других узлов системы, что существенно усложнит дальнейший ремонт и поднимет его стоимость.

Важнейшее правило, которое нужно знать владельцам сплит-систем – нельзя пренебрегать регулярным обслуживанием и чисткой кондиционера! Большинство проблем в работе системы является не следствием неисправностей, а результатом загрязнений и устраняется простой очисткой. Кроме того, периодическое обслуживание является лучшим средством профилактики аварий.

Вопросы и ответы

Можно ли проверить работоспособность компрессора без доступа к наружному блоку (он установлен достаточно высоко)?

Сделать это проблематично, кроме того, если будет выявлена неисправность, замена все равно потребует доступ к блоку. Лучше сразу обратиться к специалистам, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование, в том числе, подъемное.

В инверторных системах такого типа устанавливаются вентиляторы с двигателями постоянного тока, которым для пуска и работы не требуется конденсатор. Соответственно, его не требуется проверять и менять.

Нередко советуют использовать для картера дополнительный нагреватель, если в системе нет такого штатного. Однако это лишь частичное решение проблемы, чаще потребуется проверка герметичности контура и дозаправка хладагентом.

При включении сплит-системы хаотически мигают все индикаторы, блоки не стартуют, перезагрузка не помогает. Говорит ли это о полном выходе из строя блока управления и необходимости его замены?

Предохранитель устройства охлаждения воздуха – это деталь, заменить которую не составит большого труда. Перед заменой нужно понять причину повышения тока в цепи. Без этого и совсем новый предохранитель может сгореть сразу же, как вы включите кондиционер. Для начала следует узнать, где именно расположена деталь в устройстве и каким способом осуществить ее замену дома без помощи профессионалов.

Для чего нужен предохранитель?

Данная деталь не гарантируют полной защиты комплектующих сплит-системы от их поломки и повреждения. Предохранители являются инерционными элементами. Их устанавливают в систему для предотвращения пожаров и серьезных аварий, вызванных повышением тока.

Предохранитель в кондиционере
Причины перегорания предохранителей

Существует несколько основных факторов, влекущих за собой перегорание предохранительного элемента:

  • сгорел переменный резистор;
  • скачки напряжения в сети;
  • после замены фреона произошло перегорание;
  • произведение неправильного подсоединения проводов;
  • короткое замыкание.

Где расположен предохранитель?

В кондиционере предохранитель установлен на плате блока питания. Для того чтобы сделать замену, нужно снять корпус устройства. Это откроет доступ к плате управления. Предохранитель кондиционера может располагаться на внутреннем блоке либо на внешнем.

Заводской предохранитель рассчитан на 3-6 ампер. Это одна из причин, почему после установки жучка, платы сплит-системы сгорают.

Если происходит сгорание, появляются такие неисправности:

  • залипание контактов в реле;
  • перегорание платы;
  • перегорание реле;
  • обрыв обмоток в трансформаторе;
  • выход элементов намотки.

Как происходит замена предохранителя?

Для замены детали нужно выполнить несколько действий. Первое – это извлечение старых защитных элементов. После проверки их на неисправность и определения причины происходит замена на новые. Далее на блоке питания снимается дверца. Это помогает найти, где расположен предохранитель.

Следующий этап – извлечение предохранителя и его осмотр. Если визуальных повреждений нет, нужно проверить его с помощью вольтметра или мультиметра.

Если после проверки неисправность предохранителя подтвердилась, нужно снять неработающие детали и определить их характеристики. Устанавливаемые предохранители подбираются в зависимости от типа системы и могут выдерживать силу тока в 3,15-45 А.

Для установки новых деталей нужно использовать пинцет, а по завершению процедуры собрать все компоненты кондиционера.

Далее нужно протестировать оборудование, подключив его к сети.

Предохранитель защищает элементы прибора от возгорания. Если новую деталь уже установили, а система продолжает работать с перебоями, либо неправильно приварены клеммы, либо есть проблемы в работе узлов. В таком случае следует вызвать работника сервисного центра.

Чтобы своевременно обнаружить и устранить неисправности кондиционеров, рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, и способы их устранения.

Однако, прежде, чем говорить о неисправностях, ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Если кондиционер работает ненормально, посмотрите подобную таблицу из инструкции по эксплуатации. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Характерные неисправности кондиционеров и способы их устранения

Неисправности кондиционеров и способы их устранения - требуется сервисное обслуживание

Загрязнение фильтров внутреннего блока

Загрязнение фильтров ухудшает обдув теплообменника, что приводит к снижению производительности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из внутреннего блока будет капать вода. Сильное загрязнение фильтров может привести к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конденсата. Очистка фильтров должна производиться один раз в две — три недели, а при высокой запыленности воздуха в помещении — чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пылесоса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загрязненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3 — 4 месяца. Замена дополнительных фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и, подобно чистке или смене мешков в пылесосе, должна выполняться пользователем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Нормируемая утечка хладагента

Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6…8% в год от массы заправленного в контур хладагента. Эта утечка происходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным следствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходимо каждые 1,5…2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что приведет к перегреву компрессора и его заклиниванию. Для минимизации утечки хладагента не следует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка может привести к повреждению стыка. В инструкции по установке приведены рекомендуемые значения крутящего момента при затяжке гаек на трубках различного диаметра.

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока, а также недостаточное охлаждение или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и выходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8…10 °С в режиме охлаждения и не менее 12 ..14 °С в режиме обогрева.

Утечка хладагента опасна по следующим причинам:
  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышается, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащитного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.
Неправильная заправка контура хладагентом

Одной из основных причин аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладагента в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сервисного персонала.

Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.

Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв — Тх1, где
Тв — температура конденсации, считываемая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Тх1 — температура хладагента (жидкостной трубки) на выходе из конденсатора.

Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 4…7 “С, при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента

Недостаток хладагента проявляет себя в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен хладагентом, что приводит к снижению холодопроизводительности системы. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения приводит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным.

Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2 = Тх2 — Тн, где
Тх2 — температура хладагента (газовой трубки) на выходе из испарителя,
Тн — температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.

Перегрев должен находится в пределах 5…8 °С. При значительном недостатке хладагента перегрев может достигать 12…14 °С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных и полугерметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками нехватки хладагента являются:
  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хладагентом

В системах с ТРВ в качестве дросселирующего устройства жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.

Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также будет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации растет ток электрического двигателя компрессора. Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге — выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками перезаправки хладагентом являются:
  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения заправки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению параметров системы. Это подтверждается замерами температуры воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлаждения), рабочего тока компрессора и низкого давления в контуре хладагента при неизменных параметрах среды (температурах наружного воздуха и воздуха в помещении) и различных заправках контура. При малых отклонениях заправки контура от номинала изменения рабочих параметров сплит-системы в обоих режимах невелики.

Неисправности компрессора

Параметрами, характеризующими работу компрессора, являются рабочий и пусковой токи. Для однофазных компрессоров с конденсатором пусковой ток в 6-8 раз превышает рабочий.

Ниже перечислены наиболее характерные неисправности компрессора.

а) Пусковой ток завышен (срабатывает автомат отключения нагрузки).

Причинами могут быть:

  • межвитковое замыкание электродвигателя компрессора;
  • пробой обмотки электродвигателя компрессора на корпус;
  • пробой конденсатора на корпус;
  • разрушение подшипников компрессора.
б) Пусковой ток соответствует номиналу, но компрессор не запускается и срабатывает тепловая защита компрессора.

Причинами могут быть:

в) Пусковой ток отсутствует.

Причинами могут быть:

  • нет команды от платы управления внутреннего блока на включение компрессора (проверяют, и при необходимости заменяют плату);
  • разомкнуто реле тепловой защиты компрессора (заменяют реле);
  • обрыв обмоток электродвигателя компрессора (заменяют компрессор).
г) Компрессор работает, но производительность кондиционера по холоду низкая, давление в трубопроводах высокого давления низкое, а давление в трубопроводах низкого давления высокое.

Причинами могут быть:

  • неисправность внутреннего клапана компрессора;
  • повреждение шатуна или коленчатого вала (в поршневом компрессоре);
  • наличие внутренних утечек.

Останавливают и вновь запускают вентилятор конденсатора, и если давление в трубопроводе высокого давления не поднимается, то компрессор неисправен. Измеряют температуру выпускной трубки компрессора, и если она слишком низкая (50 °С или ниже), то компрессор неисправен.

Для проверки производительности компрессора:
  • отключают питание кондиционера;
  • закрывают сервисный клапан трубопровода жидкого хладагента;
  • запускают компрессор и следят за давлением всасывания;
  • если компрессор исправен, то при откачке системы давление должно удерживаться на уровне 0…0.35 кГ/см2, а если давление всасывания возрастает, то в компрессоре имеются внутренние утечки или неисправен внутренний клапан.
Для проверки обрывов внутренней проводки и состояния защитного реле:

Проверки элементов электрической цепи

Требования к электропроводке

Сечение проводов, подводящих питание к кондиционеру, должно обеспечивать допустимое падение напряжения при пуске и работе климатической системы. Смысл значений входного напряжения V1, пускового напряжения V2 и рабочего напряжения V3 проиллюстрирован на рисунке.

допустимое падение напряжения при пуске и работе кондиционера

Допустимое относительное падение напряжения в момент пуска не должно превышать 5%, а относительное падение напряжения при работе кондиционера не должно превышать 2%.

Номинальные сечения проводов, обеспечивающих эти условия при различных значениях рабочего тока, приведены в таблице.

Читайте также: