Испытание кондиционеров после монтажа

Обновлено: 03.05.2024

  • Проводятся испытания по определению соответствия системы и оборудования параметрам;
  • Определяется эффективность работы системы;
  • Регулируется поток воздушных масс;
  • Проводится оформление документации;
  • Выдается паспорт.

Звоните сейчас: . Отправьте заявку

Этапы проверки системы кондиционирования

Проверка системы кондиционирования специалистами "Стандарт Климат" производиться в несколько этапов. Изначально изучается проект, обследуется объект, где установлена система. После изучается технологический процесс и проводится осмотр оборудования. Обязательно производиться проверка оборудования и его соответствие установленным нормам и стандартам. По окончанию этой процедуры составляется соответствующий документ, в котором указываются все недостатки и выявленные дефекты

Для чего необходимы пнр климатических систем?

Если установленное оборудование даст сбой – кондиционеры начнут работать плохо, из-за этого будут затронуты и другие системы коммуникаций объекта. Важность данных работ заключается в следующем:

  • Выявление соответствия проектных расходов готовому результату;
  • Выдача технического паспорта оборудования, как залог гарантии исправного функционирования;
  • Выдача актов опробования при проведении пнр кондиционирования подтверждает факт полной готовности системы к эксплуатации.

Исполнитель и заказчик подписывают акт сдачи-приемки работы на конечном этапе, после чего можно полностью использовать аппаратуру по назначению.

Если установленное оборудование соответствует паспортным данным, то в процессе наладки регулируется:

  • вентиляционная установка на расчетную производительность по воздуху и напору;
  • сеть воздуховодов и воздухораспределительные устройства;
  • максимальная производительность калориферов первого и второго подогревов и зональных подогревателей;
  • требуемая по проекту производительность воздухоохладителя или оросительной камеры;
  • характеристики регулирующих устройств по воздуху, воде и пару;
  • производительность источника холода.

Пусконаладочные работы выполняются по договору с заказчиком. К договору прилагают календарный план производства пусконаладочных работ, в котором указаны: объекты, подлежащие наладке; сроки начала и окончания работ по объектам (помещениям, сооружениям) и в целом сметная стоимость, в том числе по этапам работ, где должны быть указаны обязанности сторон по исполнению договора.

ПНР. Подготовительные работы

Если ПНР осуществляет организация, не проводившая монтаж, то подготовительные работы будут включать следующие пункты:

  • ознакомление с чертежами, схемами и расчетами;
  • изучение технической документации предприятий-изготовителей оборудования;
  • проверку проектных решений и рабочих чертежей;
  • составление замечаний по проектным решениям и расчетам;
  • разработку мероприятий по устранению замечаний, контроль за их выполнением.
  • проверку наличия исполнительной документации, полученной от монтажной организации, и ее соответствие нормативно-техническим требованиям;
  • внешний осмотр смонтированного оборудования;
  • проверку выполненных монтажных работ и их качества на соответствие проекту, требованиям предприятий-изготовителей, действующим нормативам;
  • составление перечня замечаний, разработку мероприятий по их устранению и контроль за устранением замечаний;
  • проверку комплектности оборудования, запасных частей, инструмента и приспособлений, правильности расстановки оборудования.

ПНР. Проведение испытаний

Испытания прецизионных кондиционеров должны соответствовать требованиям СП 75.13330, ГОСТ 12.2.233, ГОСТ 28564, ПОТ Р М 015-2000, РД, ППР и инструкциям предприятия-изготовителя.

Испытание на прочность и плотность для внутреннего испарительно-компрессорного блока допускается не проводить в том случае, если давление и температура насыщенных паров хладагента в холодильном контуре соответствует температуре окружающего воздуха, и контроль внешним осмотром и проверкой течеискателем не выявил возможных утечек хладагента.

Испытание наружного конденсаторного блока рекомендуется проводить в составе единой системы с присоединенными трубопроводами холодильного контура.

Испытания прецизионного кондиционера включают:

  • испытания холодильного контура;
  • испытания системы удаления конденсата;
  • испытание системы управления и электроснабжения.

Испытания холодильного контура проводят в следующей последовательности:

  • испытания на прочность;
  • испытания на плотность (герметичность);
  • испытания системы в целом.

Первоначальный пуск прецизионного кондиционера после монтажа, а также после ремонта, длительной остановки или после срабатывания приборов защиты и вывод его на рабочий режим должен осуществляться под наблюдением работников, обслуживающих это оборудование. Каждый прецизионный кондиционер должен иметь Эксплуатационный журнал, в котором фиксируются мероприятия по техническому обслуживанию и параметры его работы. В случае, если имеется несколько однотипных кондиционеров, допускается иметь один журнал. В Эксплуатационном журнале и паспорте должна быть отметка о марке хладагента и смазочного масла. Смазочные масла, в том числе и при дозаправке холодильных компрессоров, должны применяться в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя компрессоров.

После окончания монтажных работ и до передачи оборудования Заказчику должны быть выполнены испытания системы удаления конденсата. Выдержавшей испытание считается система, если при ее осмотре не обнаружено течи через стенки трубопроводов и места соединений. Испытания отводных трубопроводов, проложенных в подпольных каналах, должны выполняться до их закрытия наполнением водой до уровня пола. Испытания участков системы удаления конденсата, скрываемых при последующих работах, должны выполняться проливом воды до их закрытия с составлением акта освидетельствования скрытых работ. Испытание системы удаления конденсата следует производить наполнением их водой до уровня наивысшей водосточной воронки. Продолжительность испытания должна составлять не менее 10 мин.

Все измерения, испытания и опробования в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и инструкциями предприятий-изготовителей произведенные персоналом монтажных организаций непосредственно перед сдачей Заказчику оформляются Протоколами испытаний.

ПНР. Комплексное опробование

При комплексном опробовании прецизионного кондиционера необходимо обеспечить его работу с достижением и поддержанием устойчивого проектного режима в течение 24 ч (совместно с персоналом Заказчика) при номинальной тепловой нагрузке серверной комнаты и функционировании всех внутренних инженерных систем и нормальных условиях окружающей среды. По окончании комплексного опробования проводится инструктаж специалистов службы эксплуатации Заказчика по основным правилам безопасной эксплуатации оборудования. Далее передается вся техническая и исполнительная документация. Оборудование передается Заказчику в эксплуатацию по Акту сдачи-приемки оборудования.

Паспортизация

В соответствии с действующими нормами все системы после завершения всех работ должны быть паспортизованы. При паспортизации, предоставляется полный комплект документов, необходимых как для нормальной эксплуатации, обслуживания и ремонта оборудования, так и для успешной сдачи контролирующим органам в соответствии с существующими нормами и стандартами.

Задачи специалистов при модернизации существующих систем

Обследование существующих инженерных систем (при модернизации):

  • определение фактических параметров функционирования систем;
  • поиск и выявление дефектов инженерных систем;
  • составление отчета с фотофиксацией выявленных повреждений;
  • разработка рекомендаций по модернизации существующих инженерных систем.

В состав службы пуско-наладки входят высококвалифицированные инженеры различных специальностей - по системам кондиционирования, вентиляции, отопления, котельному оборудованию, автоматизации и диспетчеризации систем и др., обладающие большим опытом эксплуатации, наладки и ремонта самого сложного инженерного оборудования.

Любая холодильная машина, независимо от ее назначения, работает по замкнутому холодильному циклу. Это и низкотемпературный, и среднетемпературный, и любой другой цикл системы кондиционирования. Его замкнутость требует обязательной герметичности, так как внутри циркулирует холодильный агент под давлением, и любая микротрещина или неплотность приводят к утечке.

Для того чтобы исключить подобные явления, после проведения монтажа и соединения всех трубопроводов в единую систему, перед заправкой холодильным агентом проводят ряд необходимых процедур.

Опрессовка

После сжатия холодильного агента в компрессоре, а затем на участке трубопровода до конденсатора, в самом конденсаторе и в трубопроводе после конденсатора (до дросселирующего вентиля) холодильный агент находится под высоким давлением – 20-30, а иногда и 40 бар. Все соединения холодильного контура должны гарантированно выдерживать такое давление. Поэтому после сбора всего холодильного контура систему испытывают на герметичность, т.е производят опрессовку. Это происходит после полного монтажа холодильного контура всех внутренних блоков, но до теплоизоляции трубопроводов, перед вакуумированием системы. Делается это для того, чтобы проверить герметичность холодильного контура и, в случае обнаружения утечки, быстро ее найти. Для этого через сервисный штуцер систему заполняют газообразным азотом.

Опрессовка азотом

На фото: Опрессовка азотом кондиционера

Азот используется 99% чистоты, чтобы избежать попадания внутрь трубопроводов различных загрязнений. Азот находится в баллонах под давлением порядка 155 бар или немного больше. Прямое подключение баллона к системе исключено. Необходимо пользоваться редуктором, который позволяет снизить давление и осуществить заправку азотом уже под меньшим давлением – 35-42 бар. Редуктор должен быть оборудован предохранительным клапаном с давлением срабатывания 70-75 бар. Заправка всегда производится через обычные шланги, которые применяются для заправки холодильным агентом.

После этого на протяжении суток наблюдают за падением давления. Если давление падает, значит, в холодильном контуре есть утечка, которая чаще всего происходит в местах пайки, в резьбовых соединениях. В таких местах ее можно проверить несколькими способами:

  • на слух (возможно шипение);
  • обмыливанием (посмотреть появление пузырьков);
  • с использованием течеискателя.

После обнаружения утечки ее устраняют и повторяют процесс опрессовки. Опрессовку повторяют до тех пор, пока давление в контуре на протяжении суток не будет падать.

В некоторых случаях специалисты для опрессовки используют не азот, а сразу холодильный агент. Все холодильные агенты в холодильном контуре могут находиться в различном агрегатном состоянии, и при заправке в газообразном виде, попадая, например, в конденсатор могут медленно конденсироваться, что влечет за собой постепенное падение давления в системе. Такое понижение давления можно перепутать с утечкой холодильного агента из системы.

Еще одна причина, по которой не стоит проверять герметичность холодильным агентом, – его стоимость (он намного дороже азота).

Вакуумирование

Следующим шагом после проверки на герметичность является заправка системы холодильным агентом. Но в холодильном контуре находится азот, и мешать его с холодильным агентом нельзя. Поэтому следует убрать азот из системы. Эта операция называется вакуумированием, и она позволяет решить две задачи:

  1. убрать из системы воздух и все возможные газы из холодильного контура;
  2. убрать влагу, которая каким-либо способом была занесена в холодильный контур.

Вакуумирование

На фото: Опрессовка азотом кондиционера

Вакуумирование производится с помощью вакуумного насоса. Его подсоединяют к сервисным портам высокого и низкого давления и производят откачку. Для определения степени вакуумирования необходим манометр низкого давления или манометрическая станция. В процессе вакуумирования стоит придерживаться определенной последовательности в подключении и выключении. В первую очередь через шланги подключают манометрическую станцию к сервисному порту системы. Далее станцию через шланги подключают к вакуумному насосу. Включают насос и производят вакуумирование. Процесс откачки газов происходит до давления 100-300 Па (1 Па = 1,0×10 -5 Бар). Отсоединение от сервисных штуцеров холодильного контура происходит в следующей последовательности. Сначала перекрывается кран на манометрической станции, далее она отсоединяется уже от насоса. Отсоединять систему предварительно, не перекрыв кран, нельзя – это чревато попаданием воздуха обратно в холодильный контур.

Выводы

Опрессовка и вакуумирование – очень точные, сложные и трудоемкие процессы, требующие большой внимательности в выполнении операций, поэтому самому производить такие действия не следует. Лучше воспользоваться услугами сертифицированного специалиста по конкретному виду оборудования и бренду.

Государственный стандарт распространяется на испытания промышленных кондиционеров, мощность которых не превышает 8 кВт, работающих при внешнем давлении меньше 25 Па.

Стандарт не оценивает работу оборудования, работающего с использованием воды или воздуховодов, а также мобильные устройства и системы, которые используют абсорбционный цикл охлаждения. Перед началом работ все конструкции собираются в соответствии с инструкцией производителя.

Испытания на холодопроизводительность

Проводятся с учетом климата, в котором будет использоваться кондиционер. Для умеренного воздух должен быть прогрет не больше, чем на 27 °C с внутренней стороны, а с внешней не более 35 C°. Для систем, используемых в холодном климате в комнате должно быть 21 C°, с внешней стороны 27 C°. Системы, используемые в жарком климате, должны получать воздух с внутренней стороны в 29 C°, с внешней в 46 C°.Эти условия нужно выдерживать до начала тестирования в течение часа.

Запись показателей должна осуществляться в течение получаса через равные отрезки времени. Испытательный цикл равен 6-10 мин., за это время система не должна сигнализировать о наличии неисправностей. При этом испытуемый образец должен работать без ошибок после перерыва в подаче электроэнергии. Предохранитель может срабатывать только в первые 5 минут после начала тестирования.

Проверку объектов проводят при минимальном и максимальном охлаждениях. Помимо этого проверяют образование капель на образце. Его включают на 4 часа, за это время недопустимо появление капель или выпадение льда.

Испытания на теплопроизводительность

Все тепловые насосы нужно испытывать при температуре воздуха с внутренней стороны в 20 °C, с внешней – в 7 °C. При проведении исследования должны быть закрыты все заслонки (вентиляционные и вытяжные).

Методика проверки проходит в три этапа: подготовка, равновесие, сбор данных. В подготовительную фазу аппарат включают на 10 минут, а в период равновесия – на 1 час. Сбор данных осуществляется калориметрическим методом или методом энтальпии на выбор специалистов. Для каждого метода стандарт предусматривает отдельную форму для заполнения полученных данных.

Исследование проводят для рабочих характеристик при минимальной и максимальной теплоотдаче. При диагностике максимальной отдачи тепла необходимо регулировать скорость вентилятора, находящегося на внутренней стороне.

ГОСТ предусматривает погрешности в исходных температурных значениях в 0,6 °C в обе стороны.

Помимо перечисленных исследований проводят проверку заводских маркировок на соответствие нормативам. Заводская табличка должна содержать минимальную информацию о технических характеристиках аппарата и производителе.

После завершения диагностики заполняется протокол. В нем отражают общую, явную, скрытую холодопроизводительность и теплопроизводительность, а также тип климата и наименование организации, проводившей тест-драйв. Уровень доверия к значениям должен быть на уровне 95 %.

Протокол испытаний на кондиционеры для декларирования

Вакуумирование и проверка кондиционера

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)


  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)


  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)


Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор - вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар - хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра - как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага - при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует "качество вакуумации", чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса - масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

"Продувка фреоном"

Многие монтажники практикуют такую процедуру - выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого - окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное - значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе - она должна быть не ниже 0 0 С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы - вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Подачу кондиционера по воздуху определяют измерением динамического давления в контрольной точке сети воздуховодов. Давление, развиваемое вентилятором на нагнетающей стороне, измеряют в выхлопном патрубке вентилятора или в контрольной точке сети с пересчетом потерь давления.

Если измерениями установлено, что подача кондиционера ниже паспортной, то необходимо;

измерить аэродинамическое сопротивление и количество воздуха, проходящего по воздуховодам на всасывающей и нагнетающей стороне кондиционера;

по формуле H=KL2 определить аэродинамическую характеристику К сети воздуховодов всасывающей и нагнетающей стороны кондиционера;

найти по аэродинамической характеристике суммарное аэродинамическое сопротивление воздуховодов нагнетающей и всасывающей стороны при паспортном расходе воздуха.

Если аэродинамическое сопротивление воздуховодов выше 30 кгс/м2, необходимо разработать мероприятия по уменьшению их сопротивления. Когда измерениями и расчетом установлено, что кондиционер не обеспечивает паспортной подачи при аэродинамическом сопротивлении воздуховодов до 30 кгс/м2, следует очистить фильтрующий материал воздушного фильтра встряхиванием, а затем продувкой его сжатым воздухом со стороны, противоположной принятому направлению движения воздуха в кондиционере. Если очистить фильтрующий материал в связи с большой загрязненностью невозможно, необходимо заменить его новым.

Испытание и наладка калориферов первого и второго подогрева

Калориферы кондиционеров собирают из базовых элементов, которые представляют собой двухрядные теплообменники с коридорным расположением биметаллических трубок, имеющих накатное алюминиевое оребрение. Калорифер первого подогрева состоит из двух теплообменников, установленных последовательно по воздуху и обвязанных последовательно по теплоносителю.

Методика проведения испытаний и наладки калориферов аналогична методике, изложенной для калориферов секционных кондиционеров.

Когда по результатам проведенных испытаний и вычислений установлено, что фактический коэффициент теплопередачи составляет менее 80% каталожного или теплопроизводительность при расчетных параметрах меньше паспортной, необходимо очистить наружную теплообмениую поверхность теплообменников и провести повторные испытания.

Если после очистки теплообменников теплопроизводительность не увеличилась до требуемых значений, следует промыть изнутри трубки теплообменников, применяя один из следующих составов:

едкий натр (каустическая сода) 750 г, керосин 150 г, вода 10 л;

бельевая сода 1 кг; керосин 500 г; вода 10 л.

Калориферы снимают с кондиционера и заливают их на 10—-12 ч одним из указанных растворов. После слива раствора калориферы промывают чистой водой и продувают сжатым воздухом в направлении, противоположном нормальному направлению движения теплоносителя. После промывки внутренней поверхности трубок и монтажа теплообменников испытания повторяют.

Когда по результатам испытаний установлено, что теплопроизводительность калориферов первого подогрева удовлетворяет паспортным значениям при расчетных параметрах наружного воздуха и теплоносителя, следует выполнить проверочный расчет на возможность замораживания по методике, изложенной для калориферов секционных кондиционеров. Если в результате расчета установлено, что температура воды на выходе из калориферов ниже 20° С, необходимо разработать мероприятия по снижению запаса площади поверхности нагрева теплообменников. При этом могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

снижение температуры теплоносителя;

изменение схемы обвязки теплообменников с последовательной на параллельную;

изменение способа регулирования теплопроизводительности установкой двух регулирующих клапанов — одного на обратном трубопроводе первых по ходу воздуха теплообменников, другого — на обратном трубопроводе вторых по ходу воздуха теплообменников. Работа клапанов последовательная.

Читайте также: