Как проверить кондиционер на работоспособность домашний

Обновлено: 05.05.2024

Оценить причину неисправности и приблизительную стоимость ремонта можно и самостоятельно. Это позволит не обмануть вас мастерам по ремонту кондиционеров, а в некоторых случаях даже возможен самостоятельный ремонт кондиционера. Для этого первым делом необходимо понять включается ли кондиционер в принципе и нет ли проблем с подачей электропитания. Если кондиционер откликается на нажатия кнопок пульта, а вентилятор внутреннего блока успешно включается, значит здесь проблемы нет.

Следующим шагом будет проверка включения компрессора внешнего блока кондиционера. Для этого включаем кондиционер в режим максимального охлаждения и наблюдаем за поведением внешнего блока сплит-системы. После включения кондиционера в режим охлаждения должен запуститься компрессор кондиционера, который обеспечивает циркуляцию хладагента (фреона) и тем самым охлаждение помещения. Компрессор кондиционера всегда расположен во внешнем блоке в связи с тем, что при работе весьма заметно шумит и при нахождении в помещении будет создавать дискомфорт обитателям помещения. Компрессор запускается либо сразу после включения кондиционера в режим охлаждения, либо спустя несколько минут. Запуск кондиционера всегда сопровождается и запуском вентилятора охлаждения внешнего блока. Оценить на звук запустился компрессор кондиционера или нет сможет даже непрофессионал.

Если компрессор успешно запустился, то это повод вздохнуть с облегчением. Компрессор является самой дорогой частью кондиционера и его замена выйдет не менее чем в половину стоимости кондиционера. После запуска компрессора начинается циркуляция фреона. Если у вас кондиционер не охлаждает помещение, либо охлаждает его слабо, то это с большой вероятностью говорит о нехватке фреона в системе.

Оценить наличие фреона в системе кондиционера можно по косвенным признакам — температуре трубок от внешнего блока и температуре испарителя (радиатора внутреннего блока кондиционера).

В первую очередь стоит снять крышку с внутреннего блока, вытащить воздушный фильтр. За фильтром будет виден испаритель. При недостатке фреона возможно обледенение этого радиатора, что легко оценить визуально — испаритель покрывается снежной шубой.

Если обледенения испарителя спустя 5-10 минут работы компрессора не произошло, то стоит обратить внимание на обмерзание одного из двух штуцеров внешнего блока, а именно того, к которому подключена медная трубка меньшего диаметра.

При недостатке фреона почти всегда будет наблюдаться один из вышеописанных симптомов. Если же фреона нет вообще, то штуцеры на внешнем блоке будут одинаковой (уличной) температуры, но это может говорить и о других неисправностях.

Комфортную обстановку на объекте эффективно помогает создать современная климатическая техника. К этой группе устройств относятся кондиционеры с отдельно устанавливаемым конденсатором и испарителем. Обычно первый блок монтируется в помещении, а второй — снаружи здания.

Кондиционеры, как и любую другую технику, приходится периодически ремонтировать. Этот процесс представляет собой комплекс сложных мероприятий. Обычно они выполняются узкоспециализированными мастерами. Однако нередко ремонт кондиционеров можно осуществить своими руками, но для этого необходимо знать, как устроены и работают устройства.

Принцип действия кондиционера

Для ремонта современных мобильных кондиционеров используется другая схема по сравнению с настенными климатическими системами, когда требуется восстановить их работоспособность. У передвижных устройств испаритель и конденсатор находятся в одном корпусе, а сплит-системы всегда состоят из двух разнесенных блоков. Они между собой соединяются электрическим кабелем и трубками из меди, имеющими разный диаметр:

  1. По трубкам из меди перемещается хладагент (фреон, марка которого зависит от модели кондиционера). По трубопроводу большего диаметра движется газовая фаза, а по другой трассе — жидкообразный фреон. Каждая из труб во время монтажа в обязательном порядке утепляется, так как металл обладает высокой теплопроводностью. При этом медные трубопроводы отличаются долговечностью, легко гнутся, без проблем спаиваются и выпрямляются.
  2. Электрический кабель прокладывается одновременно с трубками из меди и дренажом. С его помощью поступает питание к наружному части кондиционера. Сечение кабеля подбирается в зависимости от производительности техники.
  3. Дренажная трубка обычно создается из пластика. Реже применяется резиновое изделие. При необходимости выполнить соединение дренажного элемента используется скотч или фум-лента. Нередко дренаж дополнительно оснащается специальным кабелем для подогрева, без которого практически не обойтись в зимний период, так как в трубке может образовываться ледяная пробка. Именно она будет препятствовать отводу конденсата от внутреннего блока.

Принцип работы кондиционера

Конденсатор и испаритель во внутреннем и наружном блоке представляют собой змеевики. Они обдуваются воздухом. Для этого в конструкции имеются вентиляторы. Если кондиционер эксплуатируется в зимний период, тогда картер компрессора наружного блока оснащается подогревом, так как стандартные смазочные материалы не работают одновременно при отрицательной и положительной температуре. Чтобы самостоятельный ремонт кондиционера настенного типа не пришлось осуществлять слишком часто, выполняется понижение оборотов. В зимний период, когда требуется дополнительный обогрев помещения, наружный блок выполняет функцию испарителя. Поэтому в этом случае хладагент забирает тепло у уличного холодного воздуха. Однако не все устройства способны работать в таком режиме.

Наружный и комнатный блок кондиционера имеют схожее устройство. Внутренний элемент системы дополнительно оснащается инфракрасным приемником. Он необходим для работы ПДУ. В наружном блоке также присутствует система управления и контроля.

Компрессор всегда размещается в наружном элементе. Такое его расположение позволяет понизить уровень шума и осуществлять отвод тепла на улицу.

В испарителе во время работы кондиционера образуется разрежение, так как компрессор выкачивает хладагент из него. В результате переход фреона в газовую фазу осуществляется намного легче. Газ, попадая в компрессор, сжимается. После этого он перемещается в конденсатор. Здесь хладагент переходит в жидкую фазу и отдает тепло. Теплообмен на змеевиках наружного и внутреннего блока ускоряется за счет присутствия вентиляторов. При этом контроль температуры осуществляется датчиками, сигналы на которые поступают от электрической схемы техники.

Монтаж и заправка кондиционера

Во время установки сплит-системы длина фреоновой трассы в большинстве случаев составляет 5 м. На концах медных трубопроводов фиксируются гайки. Они необходимы для соединения труб с наружным и внутренним блоком при помощи ключа.

Трасса из меди заполняется хладагентом через наружный блок, где размещены трехходовые краны. Для этого на одном из них откручивается вентиль и подсоединяется коллектор с манометрами и вакуумным насосом, с помощью которого выполняется откачка воздуха из медных трубопроводов. После вакуумирования системы проверяется герметичность стыков с помощью мыльного раствора. Потом проводится заправка медной трассы хладагентом, предварительно перекрыв кран и подсоединив емкость с фреоном. Количество хладагента может контролироваться по весу, с помощью делений на баллоне или манометров (по давлению). Объем необходимого вещества обычно указывается в паспорте или на шильдике, размещенного на корпусе.

Работа кондиционера на холод

Нередко заправка, когда осуществляется ремонт кондиционеров в современном офисе или квартире, проводится через отверстия высокого и низкого давления, соответствующие выходу и входу компрессора. Чаще всего во время процесса используется вход при включенном компрессоре. Это позволяет ускорить процесс за счет растворения некоторого количества хладагента в масле. Процесс заправки завершается тестированием техники.

Примечание! Во время вакуумирования климатической системы перед ее заправкой хладагентом основной узел кондиционера (компрессор) также необходимо запустить.

Основные неисправности

Кондиционер не включается

Причиной неисправности могут служить севшие батарейки в пульте дистанционного управления или его выход из строя. В такой ситуации рекомендуется выполнить следующие действия:

  • отключить технику, а потом заново ее включить;
  • такая же операция осуществляется с ПДУ;
  • меняются батарейки в пульте.

Если вышеперечисленные действия не привели к положительному результату, тогда рекомендуется обратиться в фирмы по ремонту разных кондиционеров. В таких компаниях работают квалифицированные мастера, обладающие необходимым инструментом и оборудованием. Это позволит выполнить безошибочную диагностику кондиционера и осуществить профессиональный ремонт техники.

Появление воды

Нередко из внутреннего блока кондиционера может начать капать вода или на стенках корпуса появляется конденсат. Такие неисправности возникают в результате неправильной эксплуатации устройства. Так, поломка может появиться из-за запуска режима охлаждения при низкой окружающей температуре. В итоге возникнет пробка в дренаже. Канал также может засориться грязью, скапливающейся на внутреннем радиаторе и стекающей в ванночку, из которой она перемещается в дренажную трубку. Чтобы избавиться от неисправностей и выполнить ремонт промышленных или других кондиционеров, нужно провести следующие операции:

Важно! Эксплуатировать климатическую технику при засоренной дренажной системе нельзя, так как жидкость будет вытекать из корпуса кондиционера. Это приведет к порче интерьера и климатического прибора.

Засорение фильтров

Устраняется проблема с помощью чистки фильтрующих элементов внутреннего блока устройства, на которых нередко скапливается пыль и ворс. Источниками их появления часто являются ковры и разные изделия из шерсти.

Фильтры вынимаются из техники после открытия передней панели. Они промываются под проточной водой. При этом может быть использована щетка для устранения въевшейся грязи.

Кондиционер не нагревает воздух

Если устройство продолжает охлаждать воздух в помещении при переключении в режим нагрева, тогда необходимо обратить внимание на техническое состояние 4-ходового клапана или схемы управления. После замены элементов выполняется заправка хладагента и установка нового ресивера-осушителя.

Кондиционер летом не охлаждает воздух

Причина неисправности может скрываться в превышение максимальной эксплуатационной температуры уличного блока техники. Во время монтажа наружный элемент устройства обычно размещается в тени, что предотвращает его избыточный нагрев в жаркую погоду.

Кондиционер не производит холод в нежаркую погоду

Причиной поломки может быть утечка фреона или засорение льдом капиллярной трубки. Для устранения неисправности нужно отключить климатическую технику и подождать максимум 4 часа. Если после этого кондиционер начнет нормально работать, тогда причина поломки была в воде, скопившейся во фреоновом контуре. Когда техника продолжает не функционировать, то в этом случае неисправность возникла из-за утечки хладагента. В такой ситуации ремонт канальных и других кондиционеров заключается в восстановление работоспособности радиаторов устройств.

Кондиционер слишком сильно охлаждает воздух

Причиной неисправности может служить выход из строя термостата. В такой ситуации обычно ломается датчик или часть электросхемы. При появлении данной неисправности устройство обычного не выключается, даже когда температура в помещении достигает заданного значения.

Наружный блок не включается

При появлении такой поломки необходимо обратить внимание на исправность управляющего реле, расположенного во внутреннем блоке. Также может выйти из строя электроплата техники или порваться электропривод.

Качественный ремонт современных кондиционеров чаще всего требуется по причине утечки хладагента. Поломка устраняется при помощи пайки медных деталей устройства. Для этого применяются профессиональные инструменты. Их можно приобрести в специализированных магазинах или позаимствовать у мастеров, занимающихся ремонтом холодильной техники. Для поиска места утечки фреона применяется течеискатель. Он используется после того, как в медный канал будет накачен воздух.

Особенности работы кондиционера

Обозначенные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных тестовых условиях. Поэтому кондиционер не будет выдавать лабораторную мощность при любой погоде. Так, когда за окном температура составляет +50 O C, а змеевик уличного блока выдает +90 O C, то в этом случае эффект от техники будет в 2 раза меньше, если ее использовать в средних широтах при +10 O C. То же самое происходит при использовании охлаждающего режима.

Важно! Чем ниже температура уличного воздуха, тем тепло труднее передается в помещение.

Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.

Общие правила ремонта кондиционеров

Подключение климатического оборудования осуществляется посредством дифференциального устройства защиты. Помимо этого, ремонт кондиционеров проводится при соблюдении определенных правил:

  • чистка приборов выполняется после их отключения от сети электропитания;
  • все процессы проводятся аккуратно при соблюдении рекомендаций производителей;
  • определение утечки фреона осуществляется с помощью манометра на заправочном коллекторе, измеряющего давление в системе при включенном устройстве и подсоединяемого к сервисным разъемам высокого и низкого давления на наружном блоке.

В зависимости от марки кондиционера ремонт плат управления имеет свои нюансы. Их замену или восстановление работоспособности лучше всего доверить профессионалам из специализированной компании или организации, где было приобретено климатическое оборудование.

Заключение

Стоимость ремонта кондиционера настенного, мобильного, промышленного или канального типа зависит от следующих нюансов:

  • вида оборудования;
  • производительности;
  • сложности работ;
  • количества хладагента, необходимого для заправки прибора;
  • цены запасных частей;
  • необходимости выполнения очистки дренажа, внутренних фильтров и внешнего теплообменника;
  • времени использования автовышки или услуг промышленных альпинистов.

На цену ремонта климатического прибора также влияет необходимость осуществления регулировки и настройки устройства. При обращении в профессиональную компанию учитывается удаленность размещения кондиционера, так как мастеру нужно будет доставить на объект оборудование и расходные материалы.

Диагностика и ремонт домашних кондиционеров, инструкция по диагностированию неисправностей кондиционеров.

Диагностика кондиционера проводится для выявления поломок и неисправностей в его работе.

Неполадки, которые могут возникнуть в его системе, делятся на две категории:

  • проблемы с холодильным контуром;
  • сбои в электронике и отказ электрических составляющих.

Для расчёта мощности кондиционера вы можете воспользоваться калькулятором мощности кондиционера.

Диагностика кондиционеров, распространенные неполадки.

Самая распространенная причина выхода кондиционера из строя – утечка фреона. В бытовых настенных сплит – системах соединение труб магистралей происходит механическим путем. Данный способ установки настенного кондиционера предполагает нормированную утечку газа. Плановая утечка хладагента (150 – 200 грамм в год) происходит даже при самом качественном монтаже. Чтобы восполнить естественную утечку фреона, необходимо делать дозаправку в процессе планового сервисного обслуживания.

Если монтаж кондиционера был произведен некачественно – возможны серьезные утечки в местах соединения межблочных труб. В таких случаях фреон может вытечь полностью в промежутке нескольких дней или месяцев.

Качественный монтаж является залогом того, что кондиционер будет служить долго и исправно. Если были обнаружены дефекты монтажа – следует обратиться в компанию, которая производила установку оборудования. Специалисты должны устранить выявленные несоответствия, так как этот случай не подпадает под гарантию изготовителя.

Диагностика кондиционера должна начинаться с проверки конденсаторов наружного и внутреннего блоков. Необходимо удостовериться, что они не забились грязью, а блоки расположены таким образом, что ничего не мешает их нормальной вентиляции.

Для облегчения выявления возможных неполадок существует тестовый режим работы кондиционера. Эту функцию имеют большинство моделей современных агрегатов. Работая в тестовом режиме, кондиционер включается на охлаждение и не реагирует на показатели сенсоров и температурного режима воздуха. В таком режиме устройство функционирует до тех пор, пока мастер не изучит работу наружного и внутреннего блока кондиционера. Когда тестовый режим будет отменен – кондиционер заработает в обычном.

Утечку газа можно диагностировать путем изменения давление на всасывание. Если утечка фреона все – таки обнаружена – необходимо отключить устройство и заняться его ремонтом.

Если давление на всасывание опустится к нулевому показателю – это свидетельствует о возможности проникновения воздуха и влаги в систему, что чревато возникновением внутренней коррозии теплообменника.

Чтобы выявить утечку фреона можно применить приборы течеискатели или же использовать индикаторы утечек. В случае использования индикаторов, эти вещества вместе с фреоном заправляются в холодильный контур и перемещаются по системе с газом.

С помощью ультрафиолета можно будет определить нарушения герметичности соединений. Для этого нужно приобрести ультрафиолетовую лампу, под лучами которой будет светиться реагент, добавленный в газ.

Если утечка хладагента полная - ее место легко выявить без течеискателей и реагентов. В местах утечки газа будут заметны визуально следы масла, которое тоже циркулирует в холодильном контуре.

Диагностика кондиционера, электрические составляющие.

Диагностика кондиционера позволяет выявить еще одну неполадку в его работе – это проблема в функционировании электрических составляющих устройства. Вероятнее всего, проблема окажется в неисправности компрессора, замена которого стоит немалых денег и занимает много времени.

Выйти из строя могут так же электродвигатели вентиляторов одного из блоков или пусковой конденсатор.

Диагностика кондиционера на данный вид неполадок проводится с помощью тестера по сопротивляемости обмоток или же путем проб изоляции на корпус устройства.

Каждая модель кондиционера имеет свой показатель сопротивления обмоток, эти значения прописаны в сервисных руководствах.

В случае некоторых неисправностей электрических составляющих - индикатор внутреннего блока сплит – системы сообщит о виде возникшей ошибки.

Это касается наиболее распространенной модели кондиционера – бытовой сплит – системы.

Существует четыре типовых ошибки в работе таких моделей кондиционеров:

  • ошибка термодатчика комнатного воздуха;
  • ошибка термодатчика компрессора внутреннего блока;
  • неполадка электродвигателя вентилятора внутреннего блока;
  • выход из строя платы управления кондиционером.

Если после запуска устройства оно сразу выключается, а на сенсоре высвечивается код ошибки – причина этого явления кроется в неисправности термодатчиков воздуха или теплообменника.

Режимы работы сплит – системы находятся в прямой зависимости от показателей двух датчиков. Они задают порядок работы устройства зависимо от конкретного режима.

Если кондиционер, проработав около 20 секунд, сразу же выключается – это свидетельствует о неполадках мотора вентилятора внутреннего блока сплит – системы. Проблема может состоять в том, что количество оборотов вентилятора в минуту ниже заданных параметров.

Если кондиционер невозможно включить и при этом постоянно мигают или не горят индикаторы на панели - неполадки связаны с платой управления, с помощью которой осуществляется управление работой всего кондиционера.

Если все светодиоды мигают – произошел сбой программ платы управления. Одной из причин может быть перепад напряжения в сети. В случае сбоя программных режимов платы необходимо сделать переустановку программ. Для того чтобы получить информацию о кодах, необходимо обратиться к специалистам определенного сервисного центра.

Диагностика причин поломки кондиционеров.

Знание принципов работы бытовых сплит – систем, которые являются одинаковыми для всех моделей, обеспечит возможность точно диагностировать причину любой неисправности:

  • по данным воздушного индикатора происходит включение или выключение теплообменника в режиме охлаждения и обогрева;
  • по показателям сенсора теплообменника (в котором происходит процесс нагревания газа и его испарение) происходит управление внутренним блоком в режиме тепла. При этом активируется аварийный режим работы в случае обмерзания конденсатора или же перегрева испарителя. Работая в режиме охлаждения, датчик сенсора теплообменника препятствует его обмерзанию.

Диагностика кондиционера, выполненная профессионально и в срок, способствует быстрому и качественному устранению неполадок устройства.

Перед тем как ввести кондиционер в эксплуатацию или же осуществить его ремонт, обязательным условием является его диагностика.

Это позволит определить возможные неполадки в системе:

  • утечку фреона, который нужно будет возместить, сделав дозаправку;
  • ошибки в порядке работы устройства;
  • неполадки основных узлов кондиционера.

Диагностические работы выполняются для проверки основных показателей функционирования кондиционера, в то время как сервисные работы направлены на устранение выявленных неисправностей в ходе диагностики.

проверка сплит перед монтажом

думаю просто люди не хотят потратить время на монтаж и в конце остаться у разбитого корыта, и придется снимать блоки уезжать, менять, снова ставить. проверка может сэкономить массу времени.

в принципе можно провода кинуть до монтажа включить на пару секунд, посмотреть, крутится ли все, вертится. Но как правило 90-95 % сплитов работоспособны. Ну если со всем фанатик, то и трассу подсоединить))) только времени уйдет монтаж х2

в принципе можно провода кинуть до монтажа включить на пару секунд, посмотреть, крутится ли все, вертится. Но как правило 90-95 % сплитов работоспособны. Ну если со всем фанатик, то и трассу подсоединить))) только времени уйдет монтаж х2

проверить сплит перед монтажём для того чтобы не возникла ситуация .
смонтировал сплит . затратил время и силы
включать а он не работает !! стоишь и думаешь а что дальше .
и энюшки не заплатят ! ведь сплит не работает.

Если каждый сплит проверять. Один мой знакомый говорил, что если каждый саморез закручивать, времени на зарабатывание денег не останется) Я вот трубу 1/4 проверяю. Распаковываю коробку и давлю азотом каждую бухту до 30 атм.

Такое давление выдерживают даже заправочные шланги, а медная труба тем более. И шовная тоже. Не понятно какой смысл.

а они порой попадаются, заметил один раз на 20см куске который остался от монтажа (подумал - повезло)

Был случай, когда на внутреннем блоке обороты вентилятора не регулировались с пульта, после этого взял за привычку перед монтажем втыкать внутрянку в розетку , в пульт батарейки и пройтись по режимам. Наружный не проверяю пока.

сегодня проверил сплит перед монтажом на работоспособность и оказалось, что наружный блок не в рабочем состоянии! проверял я его так значит - цеплял межблочник между наружным и внутренним питающий в разетку и включал на 2-3 секунды раз 5 наверно. внутренний начинал сразу работать а вот "наружка" даже не шевелнулась. в чём дело ребят, может ли он быть исправным но включаться с запозданием?

Такое давление выдерживают даже заправочные шланги, а медная труба тем более. И шовная тоже. Не понятно какой смысл.

Смысл появился после того, как на нескольких монтажах, при открытии кранов, лопалась труба. Могу фотки выложить, если кто сомневается

Значимым компонентом сплит системы, конечно же, является холодильный компрессор. Именно благодаря этому компоненту технологической схемы бытовой или другой машины получают эффект охлаждения, а также эффект увлажнения воздуха.

Однако, чтобы ремонтировать, требуется знать, как проверить компрессор кондиционера сплит системы на неисправность. Именно этим вопросом займемся в нашей статье. Также рассмотрим устройство модуля, распространенные виды неисправностей и приведем рекомендации по ремонту.

Устройство компрессорного модуля

Для начала кратко о холодильном компрессоре, как о модуле, составляющем часть кондиционера. Это оборудование относится к электромеханическим устройствам, отличительной особенностью которых является полная герметизация внутреннего содержимого.

То есть, на случай каких-либо механических (электрических) неисправностей нельзя просто взять, разобрать такое устройство, как многие другие, чтобы добраться до неисправного узла. Здесь всё намного сложнее. В некоторых случаях даже придется выполнить демонтаж сплит-системы.

Вот почему при серьёзных неисправностях холодильный компрессор сплит системы проще заменить новым, нежели пытаться ремонтировать.

Компрессоры сплит систем

Примеры исполнения компрессорных агрегатов из тех многообразных вариантов, что применяются на бытовых сплит-системах. Классическая форма, как правило, цилиндрическая, но по габаритным размерам многообразие конструкций велико

Если рассматривать машину обобщённо, теоретически схема механической части холодильного компрессора напоминает традиционный воздушный компрессор.

Машина также содержит шатунно-поршневую систему, правда, зачастую ротационного типа, подшипниковые узлы, систему клапанов. Но всё это заключено в герметично заваренном металлическом корпусе.

Схема конструкции компрессора

Внешнее и внутреннее устройство компрессора: 1 – подшипниковый балансирующий узел; 2 – каналы под масло; 3 – приводной мотор; 4 – спиральная конструкция; 5 — нагнетательный патрубок; 6 – клапанная система; 7 – муфта; 8 – масляный поддон; 9 – опорное основание

Там же, внутри корпуса, монтируется электрический привод. Система привода сделана таким образом, чтобы обмотка из проводов, не имеющая воздушного охлаждения, получала охлаждение от рабочего хладагента – фреона

Этот достаточно действенный способ внутреннего охлаждения обеспечивает долговечность моторов компрессоров. На практике неисправности электродвигателей отмечаются, но достаточно редко.

Признаки неисправности компрессора

Должно быть понятным, когда система сплит не в состоянии обеспечить заданный температурный режим, этот фактор может указывать на то, что компрессор не работает.

Кроме того, функционирование компрессорного агрегата кондиционера явно определяется характерным шумовым эффектом, какой создаёт холодильный агрегат. Шум оборудования не сказать, чтобы сильный, но при работе агрегата прослушивается уверенно.

Демонтаж компрессора кондиционера

Если принимается решение на ремонт внутренних дефектов холодильного компрессора, приходится демонтировать аппарат из системы, предварительно освободив контур от хладагента

Кстати, опять же, исходя из уровня шума, определяются некоторые виды дефектов компрессорной машины. Так, если при работе отмечается повышенный щелкающий звук или звук скрежета, скорее всего, можно констатировать износ или повреждение клапанов.

При такой неисправности производительность компрессора резко падает, корпус аппарат сильно греется. В конечном итоге срабатывает внутреннее тепловое реле, работа машины блокируется.

Зачастую имеет место ситуация, когда практически сразу после запуска компрессора наблюдается прекращение его работы. Однако при этом сам аппарат фактически цел и работоспособен.

Причиной дефекта при такой ситуации обычно является недостаток или переполнение контура хладагентом. Аварийную остановку обеспечивает тепловое реле, которое, кстати, тоже может выходить из строя.

Тепловое реле компрессора

Одна из конструкций теплового реле, из тех, что используются для защиты компрессора сплит-системы от нагрева выше допустимой температуры. Между тем, этот прибор также может быть неисправен

Наконец, владелец сплит системы может сталкиваться с рабочим моментом – когда компрессорный агрегат попросту не запускается. При этом кондиционер вполне работоспособен в плане всех остальных функций.

Компрессор не даёт повода для констатации дефектов — внешне выглядит целым и невредимым. Традиционной причиной такого варианта, как правило, является неработоспособность пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и более.

Пусковые конденсаторы сплит систем

Примерно так выглядят конденсаторы, отвечающие за момент пуска компрессора сплит системы. В зависимости от мощности компрессорного агрегата варьируется рабочая ёмкость таких деталей

Самый тяжелый и практически невосстанавливаемый дефект компрессора сплит системы – это межвитковое замыкание в обмотках статора мотора привода. Правда, следует отдать должное – в современных конструкциях герметичных компрессоров крайне редко появляется такая неисправность.

Проверка аппарата в зависимости от дефекта

Рассмотрим возможные действия механика или пользователя сплит системы с учётом всех тех неисправностей, какие отмечались выше.

Но прежде стоит принять к сведению следующие моменты:

  1. Подобное оборудование обслуживается специалистами. О самостоятельной чистке сплит-системы мы рассказывали здесь.
  2. Система заправляется химически вредными веществами.
  3. Устройство работает от сети с высоким потенциалом.
  4. Требуются знания электрики, электроники, механики.
  5. Есть опасность навредить здоровью.

Спокойный, надёжный и квалифицированный способ проверки системы – это, конечно же, обращение к профессиональным мастерам.

Тем не менее, не исключается возможность использования личных навыков и умений на свой страх и риск. Для второго варианта рассмотрим способы проверки оборудования на неисправность.

Итак, если машина издаёт повышенные шумы, не характерные для нормальной работы, с высокой уверенностью можно констатировать разрушение внутренних компонентов.

Это могут быть подшипниковые узлы, детали клапанной группы и другие. В таких случаях единственно возможный вариант – замена агрегата.

Ремонт компрессора кондиционера

Попытка отремонтировать агрегат, получивший внутренние повреждения. Для доступа к внутреннему содержимому пришлось резать корпус отрезным кругом. Между тем после ремонта придётся герметично заваривать корпус

Повышенный шум может отмечаться и по причине излишней массы хладагента, заправленного в систему. Однако в этом случае характер шума явно отличается от механического и после непродолжительной работы компрессор обычно отключается системой автоматики по параметру высокого давления.

Проверка для этих двух вариантов сопровождается следующими действиями:

  1. Подключить манометрическую станцию на сторону нагнетания.
  2. Закрыть системный кран на линии контура.
  3. Контролировать показания давления.

При неисправных клапанах уровень шума обычно возрастает, но давление фактически не меняется или меняется незначительно. Если же неисправны подшипники, увеличение шума будет сопровождаться ростом давления.

Подключение манометрической станции

Использование манометрической станции для проверки количества хладагента в контуре, прокачиваемом компрессором. Нередко по причине недостатка или излишков рабочего вещества работа агрегата нарушается

Чрезмерное количество хладагента в контуре также покажет увеличение давления с нарастанием шума и последующим отключением компрессора системой автоматики (реле давления). Больше об устройстве этого узла, его принципе работы, подключении и регулировке мы писали в следующей публикации.

Рабочее давление для бытовой сплит системы конкретной конфигурации всегда можно определить по технической бирке (табличке) закрепленной на корпусе внешнего модуля. Там, на табличке, указываются граничные параметры давления контурных участков нагнетания и всасывания.

Табличка внешнего блока

Табличка с граничными параметрами, где указываются граничные значения давлений нагнетания и всасывания. На случай диагностики неисправностей, рекомендуется обращаться к этой табличке

Если табличные границы превышены, это указывает на явное переполнение системы хладагентом. Однако таблица даёт только верхние значения давлений.

Поэтому недостаток хладагента определяется уже несколько иначе. Среднестатистическая норма давления всасывания по бытовым сплит системам примерно 4-6 Бар (АТИ), в зависимости от конфигурации.

Когда показатель давления всасывающей части контура на манометрической станции значительно меньше указанного диапазона 4-6 Бар, этот фактор указывает на недостаток заправки.

Подобное состояние также оказывает влияние на работу компрессора, когда отмечается ненормальный шум и периодическое срабатывание защитных систем.

Распространенный дефект сплит систем, связанный с компрессором, – полное отсутствие момента запуска холодильного компрессора. При этом система успешно включается в режим охлаждения, все приборы автоматики работают нормально. Другой вопрос – вентилятор конденсатора.

Вентилятор блока остановлен

Вентилятор сплит системы остановлен сразу при включении кондиционера – это явный признак выхода из строя пускового конденсатора, через который питается током компрессорный агрегат

При таком состоянии сплит системы вентилятор конденсатора показывает несколько необычную работу. В момент пуска кондиционера крыльчатка вентилятора начинает вращаться, но почти сразу же вращение прекращается.

Внутренний блок кондиционера продолжает функционировать при неработающем компрессоре внешнего блока.

Этот дефект, как правило, проявляется на системах, успешно отработавших несколько лет (более 5). А причиной подобного поведения системы является пусковой конденсатор, включенный в цепь питания электродвигателя компрессора.

Диагностировать неисправность конденсатора просто. Как это сделать – чуть ниже.

Как определить такую неисправность – вопрос далеко неоднозначный. К примеру, когда имеют место замыкание 2-3 витка на коротком участке, определить дефект практически не представляется возможным без использования специфичного инструмента.

Поврежденная обмотка компрессора

Поврежденная обмотка компрессора сплит системы. В этом случае имеет место обрыв отдельных проводников. Такого вида ремонт возможен исключительно в условиях мастерских да и то не всегда с положительным успехом

Другие вариации, когда замкнуты между собой достаточно удалённые участки, в принципе, подлежат определению простым измерением сопротивления рабочих обмоток статора мотора.

Советы по ремонту техники

Внутренние дефекты компрессора сплит системы исправляются исключительно в условиях профессиональных мастерских. В домашних условиях силами самого владельца такой сложности ремонт видится нерациональным, с крайне малым процентом успешного исполнения.

Если нормальная работа компрессора нарушена по причине излишков или недостатка хладагента, задачу ремонта решить вполне по силам самостоятельно.

Существенное повреждение обмотки

При межвитковом замыкании ремонт в домашних условиях видится бесполезным занятием. Такую неисправность сложно устранить даже в условиях профессиональной мастерской

Когда причиной неработоспособности компрессора является пусковой конденсатор, следует вскрыть верхнюю крышку наружного системного блока, предварительно отключив машину от сети питания.

Снять конденсатор и проверить тестером в режиме измерения сопротивления (мОм), поочерёдно касаясь щупами рабочих клемм. Нерабочий конденсатор не покажет эффект разряда. Это причина для замены.

Выводы и полезное видео по теме

Этот видеоролик снимался специалистами и может стать полезным тем, кто горит желанием отремонтировать компрессор сплит системы, имеющий серьезные повреждения.

Эксплуатация современных сплит систем показывает вполне долгосрочную работу без необходимости ремонта. Тем более, если речь идет о серьезных дефектах, подобных межвитковому замыканию или механическому износу.

Простые неисправности ремонтируются достаточно просто, а в случае сложных дефектов – разумным решением видится замена сплит системы новой. Серьезный ремонт заставит потратить столько же средств, сколько требует покупка новой сплит-системы.

Хотите поделиться методами диагностики компрессора, о которых мы не рассказали в этом материале? Пишите свои замечания, дополнения и рекомендации в блоке, расположенном ниже.

Если же вы пытаетесь самостоятельно разобраться с причиной поломки вашей сплит-системы и оказались в сложной ситуации — не стесняйтесь спросить совет у наших экспертов и других посетителей сайта в комментариях к этой статье.

Читайте также: