Кондиционер работает в штатном режиме

Обновлено: 17.05.2024

Эта схема коротко и наглядно показывает какие процессы и в каких узлах кондиционера происходят, делая возможным охлаждение воздуха в помещении.

Конечно далеко не каждому пользователю интересно, как же все таки работает кондиционер. Главное, чтоб работал. Но для тех, кому это всё-таки интересно и кого не испугают несколько специфических терминов, мы вкратце расскажем.

Принцип работы кондиционеров, работающих на хладагенте, в целом одинаков (с небольшими поправками) для всех типов, будь то сплит-система, оконный моноблок или мобильный кондиционер. Тот же принцип "теплового насоса" используется и в других холодильных машинах (например в бытовых и промышленных холодильниках). Все кондиционеры имеют три главных узла - компрессор и два теплообменника - испаритель и конденсатор. И еще по вентилятору для обдува теплообменников. Вся остальная начинка (электроника, фильтры, дренаж) служит для того, чтобы обеспечивать и обслуживать работу этих пяти компонентов. Рассмотрим принцип "теплового насоса" на примере сплит-системы.

Итак, охлаждение воздуха кондиционером основано на одном интересном физическом явлении - поглощении тепла из окружающей среды при фазовом переходе вещества - из жидкости в газ, то есть попросту - кипении. Но чтобы это тепло удалить из помещения, используется обратный принцип - при переходе из газа в жидкость вещество наоборот - выделяет тепло, отдавая его в окружающую среду.

Вещество, которое используется в холодильных машинах, называется хладагентом (фреоны - это лишь разновидность хладагентов, но в обиходе так называют вообще рабочее вещество кондиционеров). Кипение происходит в испарителе - теплообменнике внутреннего блока, который представляет из себя оребренный змеевик из теплопроводящего металла (меди или аллюминия). Тепло поглощается из воздуха как раз при его прохождении через этот змеевик во время кипения хладагента. Обдув испарителя осуществляется вентилятором (турбиной) внутреннего блока.

Далее хладагент в газообразном состоянии (точнее в виде пара) направляется в компрессор (расположенный во внешнем блоке, за пределами охлаждаемого помещения), где сжимается и в дальнейшем конденсируется в жидкость во втором теплообменнике (который поэтому и называется конденсатором). Тепло, выделяющееся в процессе конденсации выдувается в атмосферу вентилятором наружнего блока. Компрессор осуществляет непрерывное повторение этого цикла, гоняя фреон по контуру, и служит эдаким сердцем кондиционера.

Вот, собственно, и весь принцип. Осталось добавить несколько деталей. Во время работы на холод, на испарителе постоянно конденсируется вода. Для её отвода служит дренажная система. Фильтры защищают испаритель и турбину от грязи, а заодно и очищают воздух (в меру возможностей конечно). Многочисленные дополнительные функции конечно дают какой-то эффект, однако скорее это все носит больше маркетинговый характер.

В некоторых моделях осуществлен подмес свежего воздуха с улицы, а в некоторых даже и подобие вытяжной вентиляции. Конечно и это также скорее маркетинг, чем реальная замена нормальной вентиляции. Для работы в зимний период существуют так называемые "зимние комплекты", которые включают в себя обогрев картера компрессора, устройство зимнего запуска и обогрев дренажа. Если кондиционер не оборудован такими устройствами, эксплуатация его в морозы грозит быстрым выходом из строя. Кондиционер, который работает зимой без зимнего комплекта, не подлежит гарантийному обслуживанию, ремонту или замене по гарантии.

Немного о режиме охлаждения и работе вентилятора. Для того, чтобы почувствовать комфортную прохладу, необязательно в 30-градусную жару ставить кондиционер в режим охлаждения до предельно низкой температуры. Воздух достаточно охладить градуса на 2-3. При этом чем ниже обороты вентилятора, тем меньше риск простуды и тише работа кондиционера. Поток воздуха лучше направлять параллельно потолку. Избегайте находиться прямо под струей холодного воздуха. Помните, что реально его температура гораздо ниже, чем то значение, которое вы выставили на пульте. В среднем она ниже градусов на 15, чем исходная температура в помещении, так что воздействие такой струи сродни приличному сквозняку.

Кстати, чем медленнее обороты вентилятора, тем сильнее охлаждается воздух и наоборот. Но при высоких оборотах он быстрее перемешивается в помещении. Вообще же главная идея кондиционирования вовсе не в быстром ожлаждении, но в ПОДДЕРЖАНИИ постоянной комфортной температуры в помещении. Именно для этого существует автоматический режим. Охлаждение, подогрев, вентиляция и осушение - это дополнительные функции.

В простом варианте режима "авто" кондиционер автоматически включается на холод, когда температура превышает определенную отметку и выключается, когда добьется условно комфортной температуры (22-25 градусов). В более продвинутом варианте температуру можно задавать произвольно, а кондиционер сам автоматически будет подогревать или охлаждать воздух, добиваясь удержания в помещении заданного значения.

Есть еще режим осушения воздуха, в котором кондиционер работает, как на холод, но не реагирует на дополнительные команды - его основная задача в этом режиме - удалять влагу из воздуха и сливать её через дренажный канал.

В дорогих сплит-системах есть еще разные функции типа сенсорного слежения за температурой в разных участках помещения и подобных, но пока не отмечалось случаев, чтобы кто-то обращался в сервис, жалуясь на неисправность такого сенсора).

Автомобильный кондиционер призван спасать людей от жары и выполнять некоторые иные функции, то есть агрегат исключительно полезный. Но неправильное его использование может дать обратный эффект, то есть общий жизненный комфорт понизится, как присутствием болезненных ощущений, так и в экономическом плане.


Между тем, устройство предельно автоматизировано, все правила прописаны в инструкциях, надо только не совершать ошибок.

Принцип работы кондиционера в машине

Работа климатической системы охлаждения воздуха в салоне не отличается от общепринятых бытовых устройств кондиционирования.

Имеется типовой набор оборудования:

  • компрессор с приводом от двигателя, создающий нужное давление рабочего хладагента;
  • электромагнитная муфта, размыкающая ременный привод на ротор компрессора;
  • радиатор кондиционера или конденсор, установленный впереди моторного отсека в блоке с основным радиатором охлаждения мотора;
  • испаритель в салоне, непосредственно отбирающий лишнее тепло у воздуха;
  • регулирующий клапан и магистрали низкого и высокого давления;
  • блок управления с датчиками и пульт с кнопками у приборной панели;
  • система воздуховодов, заслонок и дефлекторов.


Рабочим телом выступает специальный газ с регламентированной температурой точки кипения – фреон. В него добавлено масло для смазки системы изнутри и сервисный краситель, показывающий при ультрафиолетовой подсветке места утечек.

Фреон сжимается компрессором до давления в несколько атмосфер, нагревается, после чего часть энергии у него отбирается в конденсоре.

После испарения в салонном радиаторе температура понижается ниже нуля, вентилятор обдувает холодные трубки, и воздух в салоне остывает.

Регулируется температура блоком управления по заданным водителем значениям. У автоматических систем климат-контроля поддержание выполняется по обратной связи от датчиков температуры. Потоки воздуха распределяются воздуховодами и заслонками по схеме, заданной с пульта управления.

Основные ошибки использования кондиционера в авто

Некоторые правила пользование климатической системой недостаточно прописаны в инструкциях, видимо производители считают их очевидными. Это приводит к неправильным действиям, неполному использованию возможностей кондиционера, а также простудным и иным заболеваниям.

Проветривание

Воздух мало просто охладить, он должен быть чистым и с правильным соотношением кислорода и углекислого газа, поэтому перед началом поездки салон следует проветривать. Даже горячий внешний воздух в режиме внутренней рециркуляции будет быстро доведён до комфортной температуры, при этом в нём окажется достаточно кислорода для нормального дыхания.

В салоне могут накапливаться различные неприятные запахи от материалов обивки и веществ бактериального происхождения. Кондиционер с ними не справится, а регулярное проветривание решит проблему.

Всевозможные взвеси из забортной атмосферы будут удалены салонным фильтром, которые сейчас выпускаются с содержанием активированного угля и даже антиаллергенных препаратов. На некоторых машинах имеются и штатные ароматизаторы.

Использование исключительно в жару

Система климат-контроля автоматическая, поэтому подразумевает возможность постоянной работы. Не стоит её использовать только в каких-то экстремальных условиях.

Она легко справится с понижением влажности, конденсатом на стёклах и самостоятельно настроит комфортные параметры воздушной среды. Такое применение исключит вредные быстрые перепады температуры.

Слишком низкая температура воздуха

Включение кондиционера на полную мощность приведёт к притоку через дефлекторы ледяного воздуха. Не надо забывать, что поверхность испарителя имеет отрицательную температуру, такие потоки очень опасны, даже если приятны в жару. Так можно раньше простудиться, чем обрести комфорт.


Достаточно установить желательное значение температуры на индикаторе, дальше система кондиционирования быстро, но плавно войдёт в оптимальный режим.

Поток воздуха на себя

Всем известно вредное влияние сквозняков. Когда часть тела обдувается холодным воздухом, а остальные находятся в тепле, то организм перестаёт понимать, какие меры защиты от него требуются. Результатом будет локальное переохлаждение, потеря иммунитета и простуда.

Потоки надо устанавливать равномерно по пространству, тогда не будет местных перепадов температуры. Лучше если вообще движение воздушных масс не будет ощущаться. Именно так и работают наиболее продвинутые климатические системы дорогих автомобилей.

Как включать кондиционер, если в машине ребенок

Любой человек требует некоторого времени на адаптацию, если летом станет регулярно пользоваться кондиционированием. У детей это особенно ярко выражено, поэтому их надо постепенно приучать к частому появлению в охлаждаемых салонах.

Выполнять надо все те же правила пользования климатом, но в отношении детей это требует ещё более постепенного подхода и точного контроля за потоками:

  • Нельзя начинать сразу с того температурного режима, который наиболее предпочтителен для взрослых. Если в машине дети, то температуру изначально выставляют на пару градусов выше, снижая её по мере привыкания;
  • Низкая влажность, характерная для работающего охладителя, так же вредна для ребёнка, как и высокая, как с этим бороться может подсказать врач, прописав простые аптечные средства, самодеятельность, как и технические советы, тут нежелательны;
  • Не только нельзя направлять дефлекторы на ребёнка, но и скорость вентилятора желательно устанавливать на минимум;
  • Испаритель надо чаще подвергать чистке и обеззараживанию.


С детьми желательно провести работу о недопустимости их вмешательства в пульт управления системой и самостоятельного изменения настроек.

Ошибки при обслуживании автомобильного кондиционера

Кондиционер не вечен и требует регулярных проверок и при необходимости ремонта.

Нерегулярная проверка давление хладагента

Из законов техники известно, что все герметичные стыки протекают. Особенно это касается кондиционера, поскольку фреон обладает высокой проникающей способностью.

Даже на новых машинах эффективность оборудования непрерывно снижается, а на поездивших ежегодная потребность в заправке – обычное дело. Работа с недостатком фреона перегружает компрессор и сокращает его ресурс.

Неподходящий фреон

Как правило, во всех современных системах используется один и тот же состав хладагента. Устаревшие марки мало распространены. Но свою надо знать точно, и не допускать ошибочного смешивания или замены. Это быстро выведет систему из строя.


Как и использование дешёвых некачественных расходников, грязной смеси фреона с маслом и заправки в случайных местах без применения специальных станций.

Редкая замена салонного фильтра

Плохо очищенный воздух содержит пыль, частицы дизельного выхлопа, бактерии, грибки и прочие малоприятные компоненты. Большую часть их улавливает салонный фильтр, но его ёмкость не безгранична.

Забитый элемент перестаёт выполнять свои функции, одновременно за счёт роста перепада давления нарушает всю систему распределения воздушных потоков. Стоит он недорого, поэтому менять его лучше чаще, чем по регламенту, не говоря уже о нарушении сроков в сторону увеличения.

Переизбыток фреона во время заправки

Необходимое количество хладагента определяется по картам заправочной станции, где заложено большое количество марок и моделей автомобилей.

Если пытаться избежать визита к профессионалам, то легко превысить заправляемое количество. Система будет перегружена, возможны и быстрые поломки. Ещё хуже, если при этом ошибка возникнет и с определением нужного количества масла.

Не производится антибактериальная обработка испарителя

В зоне испарителя создаются прекрасные условия для роста колоний бактерий. Они сами по себе могут быть опасны для здоровья, но более всего это заметно по характерному затхлому запаху, вызывающему желание вообще выключить систему.


Между тем, существует несколько способов достаточно быстро и с применением специализированных препаратов очистить воздушные пути и структуру радиатора, уничтожить микробов и устранить запахи. Такая обработка должна проводиться регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации машины.

Советы по правильной эксплуатации кондиционера в машине

Можно резюмировать основные правила пользования климатической установкой:

  • зону испарителя надо поддерживать в чистоте и сухости, последнее довольно сложно, но если потратить немного времени на продувку вентилятором при выключенном устройстве в конце поездки, то техника будет коррозировать значительно меньше;
  • зимой надо с регулярностью один-два раза в месяц включать установку, чтобы разогнать масло по системе, для этого придётся воспользоваться отапливаемым помещением, поскольку ниже нуля кондиционер не включится;
  • как бы ни был комфортен режим постоянной работы климата, машину надо регулярно проветривать, открывая стёкла;
  • в сильную жару не стоит перегружать систему, подавая забортный воздух, для этого существует режим внутренней циркуляции;
  • кондиционер удобно использовать для понижения влажности и очистки стёкол от конденсата, он сделает это быстрее, чем отопитель салона.

Если система отказала, лучше предварительно разобраться, что именно произошло и только после этого продолжать движение.

Например, постоянная работа компрессора при неисправной муфте и отсутствии смазки быстро убьёт дорогой узел и может существенно навредить даже двигателю, вплоть до пожара.

Не попадать в подобные ситуации поможет приведённая информация по устройству системы кондиционирования в автомобиле.

Кондиционер предназначен, чтобы делать атмосферу в помещении комфортной. Он используется, когда нужно добавить свежести в жару, нагреть воздух при низких температурах, осушить при повышенной влажности и т.д. Функциональность приборов определяется перечнем возможностей и настроек, предусмотренных производителем. Большинство кондиционеров имеют стандартные опции, но нередко можно встретить и те, что дополнены рядом уникальных фишек.

Что из этого набора наиболее полезно и какие режимы кондиционера являются классикой сплит-системы? Подробный обзор возможностей климат-техники – в статье.

Функции и режимы кондиционера

Кнопки на пульте кондиционера

Пульт – самая нужна комплектующая, без которой отдавать команды кондиционеру невозможно. Для управления режимами на нем предусмотрены клавиши. Дополнительно устройство оснащено экраном. ДУ (дистанционные устройства) могут быть любых форм, размеров, с декором или без.

Несмотря на разницу в дизайне, принцип работы пульта во всех кондиционерах – одинаковый, как и набор типовых функций. Однажды разобравшись в этом хитросплетении кнопок, можно считать себя если и не гуру в мире климатических приборов, то хотя бы человеком с опытом.

Производители сплит-систем заботятся о том, чтобы пользователь мог интуитивно понять назначение той или иной кнопки. Например, OFF/ON – выключить/включить. Такими же простыми являются все основные опции:

кнопка с изображением снежинки или словом Cool – запустить холодный воздух в комнату;

солнце или надпись Heat – обогрев площади помещения;

нарисованная капля (Dry) – осушение воздуха;

значок вентилятора (Fan) — превращает кондиционер в вентилятор;

звездочка (Sleep) — ночной режим;

изображение часов (Timer) — автоматическое выключение кондиционера через заданное время;

замок (Lock) — защищает конструкцию от детей;

надпись Swing – помогает регулировать направление шторок и воздушных потоков.

Режимы меняются простым нажатием соответствующей кнопки. Но есть несколько нюансов. Чтобы облегчить действия пользователя, не лишним будет подробнее остановиться на 3-х самых популярных функциях. Как их настроить? Дальше – подробнее.

Значение кнопок на пульте кондиционера

Режим Auto

Функция придумана для автоматического поддержания комфортной температуры. Выбрав режим Auto, можно не контролировать температурные показатели, техника сама анализирует их. Устройство выбирает, охлаждать, нагревать или просто вентилировать помещение. Подобный функционал присутствует в моделях Cooper&Hunter и ряде других известных брендов.

В чем суть? Если воздух в помещении стал холоднее указанного предела, или наоборот, подогрелся, сплит-система самостоятельно активирует нужный режим (охлаждение или обогрев), чтобы вернуть ту самую оптимальную температуру. Пульт здесь используется только для включения режима. Значение температур экран, скорее всего, не покажет.

Если кнопки Auto нет на пульте управления, опция настраивается кнопкой MODE (предназначена для переключения режимов).

Режим Авто на пульте кондиционера

Настройка темпа работы вентилятора

Нюанс: Не нужно путать кнопку Fan для настройки скоростей работы лопастей с опцией Fan , которая активирует вентилятор (и включается с помощью MODE). Это две разных опции.

Функция Fan присутствует не у всех моделей. При ее активации кондиционер превращается в обычный вентилятор, только более мощный и тихий. Зачем нужна опция Fan? Она выполняет сразу несколько задач:

освежает воздух и помогает, когда в комнате чувствуется затхлый запах;

фильтрует воздушные потоки, что очень полезно, когда человек болеет.

Кнопка Fan (она же Fan Speed или просто Speed) настраивает вращение лопастей. Зачем это нужно? Чем быстрее крутятся лопасти вентилятора, тем меньше времени требуется на охлаждение/обогрев комнаты, и наоборот. То есть клавишей можно контролировать распространение воздуха из кондиционера по периметру помещения.

У вентилятора есть несколько скоростей, они идут друг за другом и включаются при каждом следующем нажатии на Fan:

Авто. Это не автоматический режим работы кондиционера, речь идет о вращении лопастей. Включив такую скорость, вентилятор будет самостоятельно настраивать обороты, учитывая заданную на дисплее температуру.

Low. Активируется самое медленное вращение лопастей. Режим идеален, если в комнате находятся люди. Воздух будет меняться незаметно для пользователя, без какого-либо дискомфорта.

High или Turbo. Самое мощное вращение вала. На такой скорости кондиционер работает довольно шумно, мгновенно охлаждая или грея комнату. Производители рекомендуют покинуть помещение во время активации скорости High.

На пульте скорость работы вентилятора показывается в виде шкалы. Сбоку экрана написаны скорости, а на самом дисплее устанавливается курсор напротив выбранного режима.

Настройка скорости на пульте кондиционера

В приборах из средней ценовой категории и премиум-сегмента, например, Cooper&Hunter CH-S18FTXLA-NG, опция Fan может отвечать и за вентилирование помещения. Это значит, что кондиционер будет забирать воздух из улицы, фильтровать и подавать в комнату. Функция сработает, если устройство выведено наружу.

Управление температурой

нажать клавишу, где нарисована снежинка;

Градусы покажутся на экране, их можно изменить в любое время. Когда кондиционер остудит комнату до нужных параметров, выносной блок выключится, а испаритель продолжит функционировать, поддерживая заданную температуру. Если воздух нагреется хотя бы на 1°С больше заданного пользователем, кондиционер моментально включится и восстановит температуру, согласно указаниям хозяина.

Режимы охлаждение/обогрев в кондиционере

Для тех, кому повезло, и кондиционер совмещает в себе обогреватель, важная информация: Включая обогрев, нельзя сходу увеличивать температуру больше, чем на 5°С. Предварительно стоит измерить воздух в помещении кнопкой Temp.

Основные режимы работы кондиционера в соответствии со значками на пульте

Научиться включать режимы – полдела, а вот какую задачу выполняет каждая функция и что произойдет после ее активации, еще нужно изучить.

Работа на охлаждение

Работает это так:

после нажатия кнопки Cool вступает в действие залитый в прибор хладагент;

он перемещается в газообразном состоянии через специальные трубки от внутреннего к наружному блоку;

в наружном блоке есть компрессор, он возвращает хладагент в жидкое состояние;

в виде жидкости уже по другим трубкам фреон направляется обратно во внутренний блок;

во внутреннем блоке он снова превращается в газ, попутно охлаждая воздух.

Режимы охлаждение в кондиционере

При настройке режима оптимальными температурами является диапазон 16-18°С. Если хочется еще больше свежести, в работу идет вентилятор. Большинство пультов позволяют регулировать температуру до 0,5°С.

Важно! Производители не рекомендуют использовать этот режим при минусовых температурах на улице, чтобы не испортить внешний блок.

А чтобы летом и в межсезонье кондиционер работал, как надо, стоит при его покупке правильно рассчитать мощность. Для этого используют простую формулу: на 8–10 кв. м. 1 киловатт.

Кстати, в период межсезонья эта функция съедает в 3-4 раза меньше электроэнергии, чем другие приборы.

Функция обогрева в кондиционере

Продув (или вентилятор)

Наличие вентилятора в сплит-системе значительно ускоряет продув теплого или холодного воздуха в помещении. Например, если выбрать скорость Turbo, то потоки воздуха начинают в сумасшедшем темпе летать по комнате. В итоге температура будет снижаться ощутимо для пользователя.

Режим кондиционера со значком Dry

Очень полезная функция: убирает лишнюю влагу из воздуха, тем самым очищая его и препятствуя образованию плесени, грибка и сырости. Включив осушение, в комнате становится легче и свободнее дышать, особенно это чувствуют люди с астмой или аллергией. Режим есть и в недорогих моделях, как вариант – Cooper&Hunter CH-S09XN7 PRIMA PLUS.

нажать соответствующую режиму кнопку на пульте;

прибор начнет поглощать влагу, осушая тем самым воздух;

после этого включает турбовентилирование, которое работает еще 2 минуты.

Режим будет бесполезным, если в комнате находятся источники влаги. Это может быть открытый аквариум, увлажнитель воздуха или любые декоративные элементы с водой.

Функция осушение воздуха в кондиционере

Бесшумный режим и его польза

Включается кнопкой Sleep. Эту функцию еще называют ночным режимом за бесшумность работы. Она наиболее комфортна во время сна и абсолютно не мешает отдыху. Кроме того, чтобы не переохладить спящего, режим поддерживает оптимальную для человека температуру, с учетом заданных пользователем параметров. Колебания возможны в пределах 1-2°С.

Режим не только комфортен, но и экономичен. В состоянии Sleep кондиционер требует в разы меньше энергии на работу. Если нужна техника именно с такой функцией, стоит обратить внимание на недорогой Zanussi ZACS-07.

Функция Swing

Назначение – регулировка жалюзи. Таким образом можно самостоятельно настраивать потоки воздуха в комнате и выбирать, куда они будут направляться: вверх или вниз. Заслонки устанавливаются в нескольких положениях. Все действия с жалюзи отображаются на экране пульта.

Зачем нужен таймер?

Таймер в кондиционере

Дополнительный функционал кондиционера

Каждый бренд старается по максимуму выделиться на фоне конкурентов, оснащая свои сплит-системы уникальными функциями, призванными облегчить и скрасить жизнь пользователя. Перечислить их все вряд ли удастся, но сделать краткую подборку самых крутых вполне возможно.

Вниманию читателя представлен ТОП-4 дополнительных опций в кондиционерах и описание пользы от них.

Если в системе произошел сбой и кондиционер не может работать в штатном режиме, он сигнализирует светодиодом над соответствующей надписью о причинах неисправности.

Предусматривает наличие датчика движения. Техника включается, только если в помещении находятся движущиеся объекты.

Включается, если нужно освежить воздух в помещении. Хороший пример кондиционера с ионизацией – Cooper&Hunter CH-S12FTXLA-NG.

Режим улучшает иммунитет и самочувствие пользователя. По отзывам некоторых людей, создается ощущения морского бриза.

Особенно полезно, если в семье есть аллергики, астматики.

В завершение разбора функций сплит-систем – несколько советов. Выбирая режим кондиционера, стоит всегда учитывать температуру и погодные условия за окном. Таким образом получится продлить срок службы внешнего блока. И аккуратно используйте режимы охлаждения, чтобы не было резкого перепада температур между улицей и домом. Добавлять свежести в помещение нужно постепенно.

Летом тепло из помещения поглощается хладагентом и переносится наружу, помещение охлаждается. Если кондиционер имеет функцию теплового насоса, то цикл обращается, хладагент отбирает тепло наружного воздуха и подает его во внутренний блок, обогревая помещения. Но в любом случае, воздух с улицы не поступает в помещение через кондиционер, а воздух из помещения не удаляется на улицу, для этого нужна система вентиляции.

В простых, старт-стопных моделях кондиционеров компрессор холодильного контура работает циклами включения и выключения, это вызывает колебания температуры в помещении и повышенный расход электроэнергии. Инверторная технология переменной скорости вращения компрессора корректирует мощность кондиционера точно в соответствии с необходимой нагрузкой. Компрессор работает плавно, колебания температуры отсутствуют.


Рис.1. Стандартный кондиционер типа сплит-система

Кроме охлаждения и подогрева воздуха современные кондиционеры могут выполнять функцию осушения, фильтрацию и обработку внутреннего воздуха, а отдельные модели кондиционеров выполняю даже функцию увлажнения.

Стандартные функции кондиционера

Все управление работой бытового кондиционера с, как правило, настенным внутренним блоком, осуществляется с пульта дистанционного управления. На корпусе внутреннего блока может быть несколько сервисных кнопок и светодиодов индикации режимов работы оборудования. На некоторых моделях внутренних блоков можно встретить дисплей индикации температуры воздуха в помещении.


Рис. 2. Пример типового дисплея на пульте управления кондиционером

Стандартно включение кондиционера осуществляется кнопкой “ON/OFF”. Но во многих моделях есть только кнопка выключения “OFF”. А для включения используется кнопка “AUTO” или любая другая кнопка выбора режима работы.

Кнопка “AUTO” позволяет кондиционеру автоматически выбрать подходящий режим работы на основе заданной на пульте температуры и температуры воздуха в помещении.

Функция “I-FEEL” в кондиционере

Аналогично с кнопкой “AUTO” может работать кнопка “I-FEEL” , которая включает кондиционер в автоматический режим работы. Но, при включении этой функции, температура в помещении измеряется по датчику температуры, расположенному в пульте управления, а не по датчику встроенному во внутренний блок. Это позволяет измерять и контролировать температуру воздуха в том месте, где находится пульт.

Для выбора режима работы кондиционера вручную используются отдельные кнопки, или одна кнопка “MODE”, которая переключает основные режимы работы – охлаждение, обогрев, осушение, вентиляция, режим “I-FEEL” и другие, в зависимости от модели кондиционера.

Режим охлаждения или функция “COOL”в кондиционере

Обычные кондиционеры работают в режиме охлаждения при температурах наружного воздуха от минус 5 — 10 до плюс 40 — 45 градусов Цельсия. Если в помещении необходимо охлаждение воздуха при наружных температурах нижеуказанного интервала, необходимо об этом позаботится до покупки оборудования и выбрать модель с расширенным диапазоном работы. Некоторые модели кондиционеров с зимней опцией могут работать в режиме охлаждения при температурах наружного воздуха до минус 30 градусов Цельсия.

Режим обогрева или функция “HEAT” в кондиционере

После того, как кондиционер переключился в режим работы на обогрев, требуется подождать некоторое время, пока теплый воздух не пойдет из внутреннего блока. Это время необходимо для того, чтобы изменить направление движения хладагента в холодильном контуре кондиционера. Теперь кондиционер будет забирать тепло с улицы, и подавать его в помещение.


Рис.3. Обогрев помещения с помощью кондиционера в межсезонье

К сожалению, бывает так, что после выбора режима “HEAT”, кондиционер так и не начинает нагревать помещение. Это может произойти по разным причинам, даже если кондиционер полностью исправен, и батарейка на пульте дистанционного управления заряжена. Например, если температура на улице или в комнате не соответствует условиям эксплуатации.

Когда в комнате достигнута требуемая температура, то индикация “HEAT” работать не будет. Если на улице слишком холодно, то может срабатывать защита от запуска компрессора. Как правило, большинство стандартных моделей кондиционеров могут работать в режиме обогрева “HEAT” только при температурах воздуха выше минус 10 градусов Цельсия.

В некоторых случаях на пульте управления есть индикация и значок режима обогрева, но в самом кондиционере эта функция не предусмотрена. Такие кондиционеры дешевле, но применять их в условиях нашего климата рекомендуется для серверных помещений или, в крайнем случае, для офисов.

Включенный режим “HEAT” на кондиционере означает, что он настроен на подачу теплого воздуха в помещение. Охлаждать в этом режиме кондиционер не будет, какую бы низкую температуру вы ему не выставили на пульте дистанционного управления.

Функция “DRY” в кондиционере — режим осушения воздуха

Функция осушения в кондиционере особенно актуальна в период летних дождей и в межсезонье – весной или осенью. Такая функция есть практически у всех современных кондиционеров, даже у самых простых моделей.

В режиме осушения кондиционер, как правило, работает на минимальных оборотах вентилятора, и направляет всю свою мощность на то, чтобы сконденсировать влагу из воздуха. При этом воздух во внутреннем блоке кондиционера, конечно, охлаждается, но автоматика кондиционера следит за тем, чтобы переохлаждение воздуха в помещении от установленной температуры не превышало 1-2 градуса.

В моделях с функцией подогрева, автоматика может включить режим подогрева воздуха на непродолжительное время, чтобы потом снова продолжить процесс осушения. В элитных моделях применяются еще более сложные алгоритмы и технологии для осушения воздуха. Там устанавливают специальный датчик влажности, в результате чего колебания температуры воздуха в помещении практически отсутствуют, а кондиционер может гарантированно поддерживать относительную влажность воздуха в помещении в пределах 35-60%.

Кондиционер с функцией очистки воздуха

Следует отметить еще одну полезную функцию современных кондиционеров. Это – очистка воздуха. Сегодня даже самые бюджетные модели оснащаются фильтрами для очистки воздуха, что необходимо для защиты теплообменника внутреннего блока от пыли.


Рис.4. Пример системы очистки воздуха в современном кондиционере

В дорогих кондиционерах встречается фотокаталитический фильтр, который прекрасно разлагает химические вещества, устраняет неприятные запахи и уничтожает микроорганизмы. Так, фотокаталитический титано-апатитовый фильтр эффективно удаляет частицы пыли, устраняет неприятные запахи, препятствует размножению бактерий, вирусов, микробов, обеспечивая высококачественную очистку воздуха в помещении. На пульте управления такого кондиционера есть специальная кнопка для включения режима очистки с использованием фотокаталитического фильтра.

Функция самоочистки кондиционера

Современные кондиционеры пока еще не способны функционировать без регулярного сервисного обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации. Как минимум, необходимо регулярно чистить воздушные фильтры внутреннего блока, систему дренажа, поверхности теплообменников наружного и внутреннего блоков. И если фильтры можно почистить своими силами с помощью мыльной щетки под струёй воды, то остальные работы желательно доверять специалистам с применением профессионального инструмента и специальных дезинфицирующих растворов.


Рис 5. Пример использования функции самоочистки в кондиционере

Кондиционеры с функцией увлажнения

Кондиционеры с функцией увлажнения — крайне редкое явление на рынке бытовых кондиционеров, но, при желании, такой кондиционер найти можно. Режим увлажнения включается с помощью кнопки “HUMIDIFY” на пульте управления.

Увлажнение воздуха в данном случае производится за счет подачи в помещение влаги, поглощенной из наружного воздуха без использования дополнительной емкости с жидкостью (Рис. 6). Для этого между внутренним и наружным блоком кондиционера, кроме соединительных трубопроводов холодильного контура, прокладывается дополнительный шланг, по которому в помещение поступает небольшое количество уличного воздуха. Следует отметить, что такой режим работы кондиционера не может заменить собой открытую форточку или полноценную систему приточной вентиляции.


Рис.6. Наружный блок кондиционера с модулем увлажнителя

Особые функции кондиционера

Управление скоростью подачи воздуха

Регулировка направления воздушного потока

Одновременный режим качания для вертикального и горизонтального направления потока позволяет создать уникальный трехмерный режим распределения воздуха.

Аналогичные функции выполняет режим “I-SEE” при помощи “I-SEE” датчика, который ориентируется, в зависимости от программы, на горячие или холодные области в помещении и фокусирует поток воздуха именно на них, что значительно повышает уровень комфорта в помещении.

Тихий режим работы

Режим тихой работы наружного блока, который встречается на кондиционерах средней и высокой ценовой категории, позволяет, например, существенно уменьшить уровень шума наружного блока в ночное время.

Режим повышенной мощности

Режим повышенной мощности “POWER”, который встречается у инверторных кондиционеров, позволяет быстро увеличить мощность охлаждения или обогрева кондиционера, и быстрее достигнуть требуемой температуры воздуха в помещении (Рис. 7). Как правило, такой режим отличается более шумной работой кондиционера на повышенной мощности и автоматически отключается через 10-20 минут.


Рис. 7. Кнопка режима повышенной мощности “POWER”.

Работа по таймеру

Практически каждый современный кондиционер имеет встроенный таймер включения и выключения, который задает время и нужный режим работы кондиционера. Таймер может быть установлен на однократное включение или на ежедневно повторение.

Еще одна полезная опция — таймер обратного отсчета “OFF TIMER”, который позволяет выключить кондиционер через определенное время, например, через час. В некоторых моделях настенных внутренних блоков сплит-систем встречаются и более сложные таймеры, которые можно программировать для работы в почасовом режиме по определенным дням недели (Рис. 8).


Рис. 8. Пример использования таймера при работе кондиционера на обогрев

Кнопка “INFO” позволяет получить информацию о текущей температуре и других параметрах системы. Более сложные модели кондиционеров имеют кнопку режима самодиагностики, которая позволяет быстро определить возможную неисправность, и, тем самым, сэкономить деньги и время на диагностику и ремонт оборудования.

Подключение к Wi-Fi и управление через смартфон

Когда-то редкая и престижная функция, сегодня представляет собой вполне стандартное решение.


Рис. 9. Управление кондиционером по интернету

Традиционный пульт уже не является единственным удобным способом управления кондиционером. Мобильное приложение превращает смартфон в удобный центр управления с расширенным набором функциональных опций и позволяет на удаленном доступе контролировать работу кондиционера.

Заключение

Базовыми для кондиционера являются функции охлаждения, осушения и очистки воздуха. Со временем к ним добавилась и возможность обогрева помещения.

Параллельно производители постоянно дополняли и расширяли функционал оборудования: внедряли тихие режимы работы, возможность самоочистки внутреннего блока, регулировку воздушного потока по разным направлениям, добавляли и другие опции. Таким образом, сегодня кондиционер представляет собой удобный многофункциональный прибор, обеспечивающий комфортный микроклимат в помещении с минимальными энергозатратами.

Если вы попали на данную страницу, значит, вы столкнулись с проблемой неисправности кондиционера. Сегодня я расскажу про самые распространенные поломки бытовых сплит-систем. Но прежде чем мы начнем их рассматривать, вы должны понимать, что бывают сложные системы и особые случаи, где нужно разбираться на месте.

Простой способ выявить неисправности кондиционера

Некоторые признаки поломок могут иметь неоднозначные решения. Чтобы охватить весь объём неполадок, конечно же, будет мало одной странички. Но все же ОСНОВНЫЕ неисправности я постараюсь изложить таким образом, чтобы вы научились мыслить в нужном направлении и искать пути решения проблемы.

После того, как разберемся с внешними признаками — перечислим причины их появления и способы их устранения. Поскольку сейчас наша основная задача это выявить неисправность и приступить к поиску её причины. А устранение каждой отдельной причины это тема для отдельной статьи.

Основные признаки неисправного кондиционера:

Очень грязные детали кондиционера

Пожалуй, все ОСНОВНЫЕ неисправности можно разделить на 4 группы, которые уже косвенно указывают на причины. Обозначим их так:

А теперь начинаем разбирать по порядку все четыре пункта, но не забываем, что причина может быть неоднозначная:

Кондиционер работает, но не охлаждает – так часто называют самый распространенный признак

Первым делом необходимо убедитесь, что кондиционер настроен правильно и соблюдены все условия эксплуатации. Чтобы на этом этапе понять, куда двигаться дальше, необходимо выяснить работает ли компрессор.

Трещина на гайке кондиционера

Течет вода из кондиционера – не менее распространенная ситуация

Кондиционер не включается

В некоторых случаях выход несложный! В первую очередь проверяем источник питания и работоспособность пульта. Об этом я уже писал, так что лучше прочитать отдельную статью, почему не включается кондиционер. Если описанные действия не помогли причину следует икать в блоке управления (т.е. читаем следующую причину).

Кондиционер некоторое время работает, а затем выключается — таким словами пользователя выражается еще один признак

Причин здесь может быть много: не соответствие количества фреона в системе, перегрев компрессора, неработоспособность вентиляторов, засорение капиллярной трубки и прочее. Наиболее сложная – это неисправность электроники. В общем, разбираться лучше на месте (все зависит от признаков). Без профессиональных навыков, опыта и специального инструмента здесь вряд ли обойтись.

Детали платы управления кондиционера

Если причина в электронике, и вы обладаете некоторыми знаниями, то поиск начинаем искать с наиболее уязвимых деталей: предохранителей, трансформаторов. Если обнаруживается сгоревший предохранитель, то необходимо найти причину его сгорания и устранить её (обычно проблема кроется в варисторе). Если такие действия не дали результата, то следует переходить к еще более сложным причинам и подробнее изучать плату (диодный мост, стабилизатор напряжения, конденсаторы, реле).

Мало кто занимается ремонтом платы, в большинстве случаев её просто меняют на новую. Но не на все модели кондиционеров легко можно её найти. Трудности бывают с редкими (часто недорогими) китайскими кондиционерами. Тогда приходится ремонтировать плату и искать подходящие детали. В некоторых ситуациях бывает рациональнее заменить весь кондиционер. В любом случае без специальной подготовки здесь не обойтись.

Статью пытался написать короткую, но структурированную, чтобы обозначить основные направления поиска неполадок. Каждый из них лучше разбирать в отдельных постах. Если опыта у вас мало, то не стоит рисковать устройством, а лучше вызвать специалиста!

Читайте также: