Неисправности компрессора кондиционера сплит системы

Обновлено: 03.05.2024

Кондиционер – техническое устройство для обеспечения комфортных климатических условий в жилых и нежилых помещениях. Предназначен как для снижения температуры воздуха в помещении при жаре, так и для повышения температуры воздуха в помещении в холодное время года.

Как устроен кондиционер для дома, принцип работы

В комплектацию стандартной сплит-системы входят:

  • Наружный блок;
  • Внутренний блок;
  • Соединительные трубопроводы;
  • Холодильный агент (фреон);
  • Пульт управления.

Принцип работы кондиционера выглядит следующим образом. Компрессор, испаритель, конденсатор и дросселирующее устройство, соединенные медными трубопроводами, представляют собой единый холодильный контур. В нем постоянно циркулирует хладагент (фреон), переходя из жидкого состояния в газообразное и обратно.

При испарении происходит поглощение теплоты в помещении, которая через конденсатор выбрасывается наружу.

При охлаждении на поверхности испарителя образуется конденсат, который выводится при помощи дренажного шланга на улицу.

После конденсатора фреон в жидком состоянии поступает по трубопроводу на фильтр-осушитель, где происходит очистка от механических загрязнений и от воды, которая может содержаться в холодильном агенте.

Кондиционер является сложным техническим устройством, поэтому неполадки в работе, которые иногда возникают в процессе его эксплуатации, могут быть разнообразны и зависят от причин возникновения поломки.

Основные признаки неисправностей в работе кондиционера

Самыми распространенными признаками поломки климатической системы являются:

  • протекание жидкости,
  • наличие нехарактерных звуков,
  • самопроизвольное отключение,
  • ощущение неприятных резких запахов,
  • конденсат на корпусе внутреннего или внешнего блока,
  • плохое охлаждение или нагрев.

Протекание жидкости возникает из-за закупорки дренажного лотка или дренажного шланга.

При наличии нехарактерных звуков следует незамедлительно выключить кондиционер. Возможные причины шума: повреждение подшипника, наледь, излом крыльчатки, загрязнение теплообменника или его фильтра, нарушение герметичности трубопровода, выход из строя регулировочного трансформатора, отсутствие надежного крепления деталей или корпуса блока, выработка рабочего ресурса компрессорного оборудования.

Самопроизвольное отключение может возникнуть по следующим причинам: перегрев компрессора, неисправность платы управления, загрязнение фильтров компрессора или испарителя, выход из строя вентилятора внешнего блока.

Неприятные запахи могут возникнуть вследствие появления плесени и увеличения количества опасных бактерий, отсутствия сифона в дренажной магистрали.

Конденсат на корпусе внутреннего блока может появиться из-за засорения дренажной магистрали, загрязнения фильтра испарителя внутреннего блока, установки блока без соблюдения необходимого угла наклона.

Плохая работа климатической системы возникает вследствие загрязнения фильтров и вентилятора внутреннего блока, теплообменника внутреннего и наружного блоков, а также вследствие поломки вентилятора внутреннего, наружного блоков, четырехходового клапана, компрессора, температурных датчиков и датчиков давления.

Наиболее частые причины поломки кондиционеров

Чтобы продлить срок службы своей климатической установки, необходимо знать часто возникающие причины поломки кондиционеров. Обычно они появляются при монтаже и неправильной эксплуатации. В будущем приводят к повреждениям и техническим неисправностям внутри климатической установки:

  • недочеты монтажных работ,
  • некачественные расходные материалы,
  • несвоевременные работы по техобслуживанию сплит-системы.

При неправильной установке кондиционера возникают следующие ошибки:

  • После монтажа к наружним и внутренним блокам системы подсоединяют магистрали, по которым будет циркулировать хладагент. Для этого проводят вальцевание фреонопровода, объединяя трубы в единую систему. Некачественное вальцевание приводит к утечке фреона.
  • Во время вальцевания при неправильном монтаже может возникнуть залом металлической трубы фреонопровода, что приведет к затруднению циркуляции хладагента.
  • В процессе проведения пусконаладочных работ вакуумным насосом из системы удаляют неконденсируемые вещества, влагу и воздух. Некачественное вакуумирование трассы при монтаже в дальнейшем может вызвать неполадки в работе системы.

Некачественные расходные материалы также могут привести к поломке кондиционера. Использование при монтаже очень тонких медных труб или вовсе не медных, а также дренажных шлангов с небольшим сроком годности часто приводит к выходу из строя всей системы.

Несвоевременные работы по техобслуживанию кондиционера влекут за собой снижение производительности оборудования, а в дальнейшем -поломку. Рекомендуется проводить профилактические работы каждые 2 года.

Технические неисправности климатических установок проявляются в следующем:

  • утечка фреона,
  • закупорка дренажной системы,
  • загрязнения теплообменника и испарителя,
  • выход из строя платы управления, компрессора, электродвигателя вентилятора.

Норма утечки фреона составляет около 6-8% в год. Когда количество фреона падает ниже допустимого уровня, кондиционер может сломаться. Дело в том, что фреон является охлаждающим веществом для компрессора, который может перегреться и заклинить при недостатке хладогента. А замена испарителя – это приблизительно половина стоимости самого кондиционера.

Явный признак недостатка хладагента (фреона) – образование инея и льда на медных соединениях наружного блока. Недостаточное охлаждение воздуха в квартире также является признаком необходимости дозаправки кондиционера фреоном. Дозаправку фреоном могут сделать только технические специалисты. Осуществлять последующую дозаправку необходимо каждые 1,5-2 года.

Дренажная система не влияет на процесс охлаждения или нагрева воздуха, но несет свою важную функцию – это удаление конденсата из внутреннего блока кондиционера. Дренажная система в кондиционерах так же, как и основные элементы холодильного контура, может прийти в непригодность. Неисправности могут возникнуть от внешних факторов (загрязнения от воды, насекомых, тополиного пуха, пыли) и от ошибок при монтаже кондиционера (внутренний блок установлен неровно). Как следствие, возникнет подтекание кондиционера.

Дренажную систему необходимо чистить во время каждого технического обслуживания. Специалисты продувают дренажную систему сжатым воздухом, чистят паром под давлением, делают проливку теплой водой (при необходимости с моющими средствами), чистят с помощью сантехнического тросика.

Фильтр внутреннего блока — специальная сетка под передней панелью кондиционера, через которую всасывается воздух. Фильтр предохраняет устройство от сора и пыли. Со временем пыль скапливается на сетке и начинает мешать работе испарителя, из-за чего воздух в помещении хуже охлаждается, появляются неприятный запах и шумы. Также нарушается температурный режим, что может привести к нарастанию льда на испарителе и поломке кондиционера.

Фильтры необходимо периодически мыть. Частота зависит от того, в каком помещении установлен кондиционер, сколько пыли и грязи в воздухе. Чистку фильтров можно провести самостоятельно. Для этого необходимо открыть крышку кондиционера, вытащить фильтры и промыть струей воды, а лучше замочить его на 5–10 минут в мыльном растворе, затем тщательно просушить и прикрепить обратно.

Периодически нужно чистить и теплообменник кондиционера , который находится под крышкой или под фильтрами устройства. Если не чистить его на постоянной основе, это чревато теми же проблемами, что и при засорении фильтра.

Чтобы очистить радиатор, нужно открыть и снять переднюю решетку кондиционера, снять фильтры, с помощью кисточки или пылесоса очистить ребра теплообменника. Чистить теплообменник лучше хотя бы один раз в год для его исправной работы.

Плата отправляет различные команды на исполнительные устройства и компрессор кондиционера, происходит управление вентиляторами наружного и внутреннего блоков, а также процессор управляет различными сервисными режимами работы кондиционера.

Платы повреждаются редко. Причины повреждения управляющей платы:

  • постоянные перепады напряжения в сети,
  • неквалифицированное обслуживание и ремонт,
  • при неправильной подготовке кондиционера к зиме,
  • поломка компонентов платы из-за естественного износа,
  • механические воздействия, попадание влаги.

При сбое в программных установках платы управления на внутреннем блоке мигают все светодиоды, и сплит-система при этом не включается, при этом у каждой модели кондиционера есть свои особенности. Устранить поломку могут только в сервисном центре по кодам.

Сбои в работе вентилятора свидетельствуют о неисправности платы управления.

Сбои в работе компрессора, датчиков температуры и движения также являются признаками неисправности платы управления.

При выходе из строя платы управления надо обращаться в сервисный центр.

Ремонт и обслуживание кондиционеров в компании Бола-климат

Наша компания работает на рынке климатического оборудования с 2008 года. Мы выполняем ремонт и обслуживание кондиционеров на дому, в квартире, офисе и других объектах. Гарантия на ремонт составляет 3-6 месяцев.

Осуществляем ремонт и обслуживание практически всех брендов:

AUX Ballu Centek Daikin Dahatsu Electrolux General Climat Hisense Hitachi Kentatsu LG Mitsubishi Electric Mitsubishi Heavy Panasonic Pioneer Samsung Toshiba Zanussi Zerten и т.д.

В техническое обслуживание кондиционеров нашей компанией входит:

Внутренний блок:

  • чистка воздушных фильтров, испарителя и воздухозаборной панели,
  • очистка вентилятора,
  • проверка электрических контактов, соединительных кабелей,
  • проверка дренажной системы,
  • проверка подшипников вентилятора,
  • проверка балансировки вентилятора,
  • проверка работы испарителя,
  • проверка всех режимов работы кондиционера.

Наружный блок:

  • проверка электрических контактов и соединительных кабелей,
  • проверка утечки фреона,
  • контроль давления конденсации и давления всасывания холодильного агрегата кондиционера,
  • проверка крепления и балансировка крыльчатки вентилятора,
  • проверка подшипников вентилятора,
  • чистка воздухозаборной решетки и оребрения конденсатора,
  • контроль токов.


Статья рассмотрит процесс проведения автоматической диагностики, основные виды неисправностей, способы их устранения. Самая интересная, достоверная информация находится ниже.

Автоматическая диагностика

Сплит-системы могут выходить из строя из-за заводского брака, плохой установки, неправильной эксплуатации. Если с заводским браком мало что можно изменить, то для двух других случаев – ещё есть шанс починить технику.

Современные сплит-системы могут оповещать их владельца о произошедшем сбое при помощи надписей на дисплее либо мигания индикаторных лампочек. Учитывая характер неполадок, выделяют следующие коды ошибок кондиционера (количество миганий соответствует порядковому номеру по списку):

  1. Неисправен терморезистор во внутренней части.
  2. Неисправен терморезистор наружной части.
  3. Одновременная работа на тепло и холод.
  4. Нет защиты от перенапряжения.
  5. Неполадки с кабелем или схемой по обмену данными между двумя частями.
  6. Превышение параметров по электропотреблению.
  7. Скачок напряжения в наружном блоке.
  8. Проблемы с вентилятором.
  9. Проблемы с ходовым клапаном.
  10. Поломан терморезистор, поэтому отсутствует температурный контроль в корпусе компрессора.

Инструкция по эксплуатации техники расшифровывает конкретные неисправности кондиционера. По ней можно понять, в какой части устройства нужно устранять проблему.

Интересно: каждая модель кондиционера имеет свои коды ошибок или настройки программного обеспечения, известные только фирме-производителю. Но некоторая информация об этом доступна в интернете.

Все проблемы сплит-систем разделяются на 2 категории: механические (связанные с холодильным контуром) и электронные (проблемы с электроникой или проводкой). Рассмотрим их подробнее.

Компрессор сразу отключается

Если компрессор сплит-системы включается и сразу выключается, то, возможно, причина проблемы в датчике температуры воздуха либо датчике испарителя. Данные от датчика температуры воздуха служат подспорьем для работы платы управления. Если в нём произошёл сбой, то система не получает таких данных, автоматически расценивая это как то, что температурному режиму помещения не нужна корректировка. Поэтому компрессор перестаёт работать и сразу отключается кондиционер.

Пример расположения датчика температуры

Сбои в работе вентилятора во внутреннем блоке также способствуют перегреву компрессора и его отключению. Это значит, что скорость вращения вентилятора меньше заданной скорости по параметрам.

Возможно, капиллярные трубки, радиатор наружного отдела или фильтр осушителя забиты грязью, влагой, пылью(актуально для автомобильных кондиционеров). В результате этого, компрессор перегревается и выключается.

Система не нагревает помещение

Если кондиционер не работает на обогрев, причины этого могут таиться в следующем:

  • загрязнены фильтры. Через фильтр воздух попадает в кондиционер. Он принимает на себя весь удар, поскольку на нём остаются вся пыль, копоть и грязь. Каждые 3 недели фильтр желательно промывать под напором воды, затем высушивать и ставить назад.
    Важно: после 7-8 промываний фильтр начинать менять свои эксплуатационные параметры в худшую сторону;
  • засорён испаритель наружного блока. Грязь, пух, влага, шерсть, пыль, попавшие в теплообменник с улицы, увеличивают нагрузку на компрессор. Из-за этого он перегревается, а сам кондиционер не работает на тепло, но продолжает расходовать электроэнергию;
  • техника не рассчитана на низкие температуры. Много кондиционеров собираются в азиатских странах, где температура редко опускается ниже 0°С. Поэтому такая сплит-система не предназначена на подогрев при минусовой температуре. Какое-то время устройство будет работать, но из-за того, что модель не адаптирована под местные условия, со временем возникнет холодная пробка, которая сократит ресурсы компрессора, приведя к сбою. Проблема решаема, если сразу приобрести кондиционер, подстроенный под местный климат либо установить систему авторазморозки для подогревания дренажа.

Справка: производители не рекомендуют включать сплит-систему, если за окном температура ниже 10°С, иначе масло в компрессоре начнёт загустевать, а это приведёт к его износу;

  • неподходящая мощность. Возможно, устройство не нагревает площадь помещения, поскольку ему просто не хватает мощности. Решение – заменить оборудование на то, что помощнее.

Устройство не охлаждает воздух

Техпаспорт устройства всегда указывает на то, какая мощность у данного прибора и размеры помещения, которое оно способно охладить. Некоторые пренебрегают этими показателями, а потом не понимают, почему кондиционер не охлаждает воздух. У всего есть свой предел и если им пренебрегать, то последствия будут неприятными. Не стоит ожидать от техники того, на что она не способна.

Если внутренний фильтр засорён, то из кондиционера будет поступать слабый поток воздуха, который не сможет остудить всю площадь помещения. Поэтому алгоритм действий прост: регулярно очищать фильтра от грязи.

Расположение фильтра

Из-за недостатка хладагента в сплит-системе, устройство может быть не способно обеспечить комфортную для проживания температуру. Поэтому лучше не самовольничать, а вызвать специалиста. Он сам добавит нужное количество хладагента, сделав это без последствий для техники.

Воздух становится сухим

Обычно кондиционер сушит воздух из-за неправильно установленных или сбитых настроек.

Нужно удостовериться, что в настройках стоит функция охлаждения, а не осушения. Если всё выставлено верно, то причиной сухого воздуха могут стать загрязнённые фильтры, которые нужно промыть и высушить. Если не помогает и эта процедура, то нужно обращаться в сервисный центр — часто причиной может стать отсутствие хладогента в системе.

Заправка фреоном

Сотрудник СЦ заправит систему и техника должна снова функционировать в обычном режиме.

Неприятный запах

Запах из кондиционера возникает из-за нескольких факторов. Например, запах гари появляется из-за возгорания электропроводки внутри устройства. Сразу нужно обесточить прибор и вызвать мастера.

Запах пластика указывает на то, что техника сделана из некачественных дешёвых материалов. Его трудно устранить. И выходом станет только покупка нового качественного оборудования.

Запах плесени или сырости свидетельствует о появлении внутри системы грибков или микробов. Устраняют их при помощи антигрибковых средств, купленных в аптеке. Прибор обесточивают.

Грибки и плесень в сплит-системах

Вещество разводят с водой, затем обрабатывают им все внутренние участки и детали. После хорошо высушивают.

Подозрительный шум

Причин того, почему гудит кондиционер может быть несколько. Возможно, данная модель не предназначена для таких повышенных нагрузок, поэтому гул указывает на износ компрессора.

Также, если вовремя не очищать внешний блок от загрязнений, то на нём будет неравномерно оседать пыль, грязь. Особенно это касается лопастей вентилятора. Из-за загрязнений они становятся несбалансированными и подверженными к поломке, поэтому слышен постоянный гул. Нужно просто очистить вентилятор или заменить его на новый.

Если слышен звук клацанья – это говорит о неисправности автоматики или внутренних деталей.

Бульканье указывает на то, что в дренажную систему попал воздух, а конденсат не сливается.

Выход – выпрямить трубку под нужным углом, чтобы освободить систему от завоздушивания.

Иногда гул происходит вследствие плохо закреплённых деталей. Нужно затянуть плотнее все детали, крепежи и соединения.

Протечка конденсата

По технологии, конденсат должен стекать из внутреннего блока через дренажную систему. Если этого не происходит, то он будет стекать прямо в помещение.

Причина, почему течёт кондиционер, связана с дренажной системой. Например, она засорена либо замёрзла со стороны наружного блока.

Протечки конденсата

В первом случае, выход – обесточить систему, подождать 15 минут, снять пластиковую трубку и почистить её самому (продувкой либо используя тоненькую проволоку), затем нужно полностью высушить трубку и закрепить её на первоначальное место.

Вторая ситуация происходит, если устройство работало при минусовых температурах, а подогрев дренажа не предусмотрен производителем.

Летом ёмкость для конденсата часто переполнена, из-за чего жидкость не утилизируется. А результат: вместо того, чтобы вода капала наружу, капает кондиционер внутри помещения. Поэтому, нужно чаще сливать из ёмкости жидкость.

Если протекает в местах соединения деталей, то нужно посильнее затянуть гайки (но не перетянуть), а на сами места стыковки нанести герметик.

Может быть шланг дренажной системы был неправильно смонтирован, задран вверх и вода стекала обратно во внутренний блок. Тогда шланг нужно опустить под оптимальным уклоном, чтобы вода стекала наружу, а не вовнутрь. Кстати, неправильный уклон шланга также приводит к тому, что в кондиционер задувает воздух с улицы. А это способствует назойливому гулу в помещении, особенно при сильном ветре на улице.

Вывод

Ремонт кондиционеров своими руками – дело вполне реальное. Но если человек не обладает нужными техническими знаниями о сплит-системе, то лучше обратиться за помощью к сервисному центру. От качества диагностики и ремонта будет зависеть дальнейший срок эксплуатации бытовой техники и вероятность возникновения новых поломок. Лучше проявить скромность и доверить дело профессионалам.

Комфортную обстановку на объекте эффективно помогает создать современная климатическая техника. К этой группе устройств относятся кондиционеры с отдельно устанавливаемым конденсатором и испарителем. Обычно первый блок монтируется в помещении, а второй — снаружи здания.

Кондиционеры, как и любую другую технику, приходится периодически ремонтировать. Этот процесс представляет собой комплекс сложных мероприятий. Обычно они выполняются узкоспециализированными мастерами. Однако нередко ремонт кондиционеров можно осуществить своими руками, но для этого необходимо знать, как устроены и работают устройства.

Принцип действия кондиционера

Для ремонта современных мобильных кондиционеров используется другая схема по сравнению с настенными климатическими системами, когда требуется восстановить их работоспособность. У передвижных устройств испаритель и конденсатор находятся в одном корпусе, а сплит-системы всегда состоят из двух разнесенных блоков. Они между собой соединяются электрическим кабелем и трубками из меди, имеющими разный диаметр:

  1. По трубкам из меди перемещается хладагент (фреон, марка которого зависит от модели кондиционера). По трубопроводу большего диаметра движется газовая фаза, а по другой трассе — жидкообразный фреон. Каждая из труб во время монтажа в обязательном порядке утепляется, так как металл обладает высокой теплопроводностью. При этом медные трубопроводы отличаются долговечностью, легко гнутся, без проблем спаиваются и выпрямляются.
  2. Электрический кабель прокладывается одновременно с трубками из меди и дренажом. С его помощью поступает питание к наружному части кондиционера. Сечение кабеля подбирается в зависимости от производительности техники.
  3. Дренажная трубка обычно создается из пластика. Реже применяется резиновое изделие. При необходимости выполнить соединение дренажного элемента используется скотч или фум-лента. Нередко дренаж дополнительно оснащается специальным кабелем для подогрева, без которого практически не обойтись в зимний период, так как в трубке может образовываться ледяная пробка. Именно она будет препятствовать отводу конденсата от внутреннего блока.

Принцип работы кондиционера

Конденсатор и испаритель во внутреннем и наружном блоке представляют собой змеевики. Они обдуваются воздухом. Для этого в конструкции имеются вентиляторы. Если кондиционер эксплуатируется в зимний период, тогда картер компрессора наружного блока оснащается подогревом, так как стандартные смазочные материалы не работают одновременно при отрицательной и положительной температуре. Чтобы самостоятельный ремонт кондиционера настенного типа не пришлось осуществлять слишком часто, выполняется понижение оборотов. В зимний период, когда требуется дополнительный обогрев помещения, наружный блок выполняет функцию испарителя. Поэтому в этом случае хладагент забирает тепло у уличного холодного воздуха. Однако не все устройства способны работать в таком режиме.

Наружный и комнатный блок кондиционера имеют схожее устройство. Внутренний элемент системы дополнительно оснащается инфракрасным приемником. Он необходим для работы ПДУ. В наружном блоке также присутствует система управления и контроля.

Компрессор всегда размещается в наружном элементе. Такое его расположение позволяет понизить уровень шума и осуществлять отвод тепла на улицу.

В испарителе во время работы кондиционера образуется разрежение, так как компрессор выкачивает хладагент из него. В результате переход фреона в газовую фазу осуществляется намного легче. Газ, попадая в компрессор, сжимается. После этого он перемещается в конденсатор. Здесь хладагент переходит в жидкую фазу и отдает тепло. Теплообмен на змеевиках наружного и внутреннего блока ускоряется за счет присутствия вентиляторов. При этом контроль температуры осуществляется датчиками, сигналы на которые поступают от электрической схемы техники.

Монтаж и заправка кондиционера

Во время установки сплит-системы длина фреоновой трассы в большинстве случаев составляет 5 м. На концах медных трубопроводов фиксируются гайки. Они необходимы для соединения труб с наружным и внутренним блоком при помощи ключа.

Трасса из меди заполняется хладагентом через наружный блок, где размещены трехходовые краны. Для этого на одном из них откручивается вентиль и подсоединяется коллектор с манометрами и вакуумным насосом, с помощью которого выполняется откачка воздуха из медных трубопроводов. После вакуумирования системы проверяется герметичность стыков с помощью мыльного раствора. Потом проводится заправка медной трассы хладагентом, предварительно перекрыв кран и подсоединив емкость с фреоном. Количество хладагента может контролироваться по весу, с помощью делений на баллоне или манометров (по давлению). Объем необходимого вещества обычно указывается в паспорте или на шильдике, размещенного на корпусе.

Работа кондиционера на холод

Нередко заправка, когда осуществляется ремонт кондиционеров в современном офисе или квартире, проводится через отверстия высокого и низкого давления, соответствующие выходу и входу компрессора. Чаще всего во время процесса используется вход при включенном компрессоре. Это позволяет ускорить процесс за счет растворения некоторого количества хладагента в масле. Процесс заправки завершается тестированием техники.

Примечание! Во время вакуумирования климатической системы перед ее заправкой хладагентом основной узел кондиционера (компрессор) также необходимо запустить.

Основные неисправности

Кондиционер не включается

Причиной неисправности могут служить севшие батарейки в пульте дистанционного управления или его выход из строя. В такой ситуации рекомендуется выполнить следующие действия:

  • отключить технику, а потом заново ее включить;
  • такая же операция осуществляется с ПДУ;
  • меняются батарейки в пульте.

Если вышеперечисленные действия не привели к положительному результату, тогда рекомендуется обратиться в фирмы по ремонту разных кондиционеров. В таких компаниях работают квалифицированные мастера, обладающие необходимым инструментом и оборудованием. Это позволит выполнить безошибочную диагностику кондиционера и осуществить профессиональный ремонт техники.

Появление воды

Нередко из внутреннего блока кондиционера может начать капать вода или на стенках корпуса появляется конденсат. Такие неисправности возникают в результате неправильной эксплуатации устройства. Так, поломка может появиться из-за запуска режима охлаждения при низкой окружающей температуре. В итоге возникнет пробка в дренаже. Канал также может засориться грязью, скапливающейся на внутреннем радиаторе и стекающей в ванночку, из которой она перемещается в дренажную трубку. Чтобы избавиться от неисправностей и выполнить ремонт промышленных или других кондиционеров, нужно провести следующие операции:

Важно! Эксплуатировать климатическую технику при засоренной дренажной системе нельзя, так как жидкость будет вытекать из корпуса кондиционера. Это приведет к порче интерьера и климатического прибора.

Засорение фильтров

Устраняется проблема с помощью чистки фильтрующих элементов внутреннего блока устройства, на которых нередко скапливается пыль и ворс. Источниками их появления часто являются ковры и разные изделия из шерсти.

Фильтры вынимаются из техники после открытия передней панели. Они промываются под проточной водой. При этом может быть использована щетка для устранения въевшейся грязи.

Кондиционер не нагревает воздух

Если устройство продолжает охлаждать воздух в помещении при переключении в режим нагрева, тогда необходимо обратить внимание на техническое состояние 4-ходового клапана или схемы управления. После замены элементов выполняется заправка хладагента и установка нового ресивера-осушителя.

Кондиционер летом не охлаждает воздух

Причина неисправности может скрываться в превышение максимальной эксплуатационной температуры уличного блока техники. Во время монтажа наружный элемент устройства обычно размещается в тени, что предотвращает его избыточный нагрев в жаркую погоду.

Кондиционер не производит холод в нежаркую погоду

Причиной поломки может быть утечка фреона или засорение льдом капиллярной трубки. Для устранения неисправности нужно отключить климатическую технику и подождать максимум 4 часа. Если после этого кондиционер начнет нормально работать, тогда причина поломки была в воде, скопившейся во фреоновом контуре. Когда техника продолжает не функционировать, то в этом случае неисправность возникла из-за утечки хладагента. В такой ситуации ремонт канальных и других кондиционеров заключается в восстановление работоспособности радиаторов устройств.

Кондиционер слишком сильно охлаждает воздух

Причиной неисправности может служить выход из строя термостата. В такой ситуации обычно ломается датчик или часть электросхемы. При появлении данной неисправности устройство обычного не выключается, даже когда температура в помещении достигает заданного значения.

Наружный блок не включается

При появлении такой поломки необходимо обратить внимание на исправность управляющего реле, расположенного во внутреннем блоке. Также может выйти из строя электроплата техники или порваться электропривод.

Качественный ремонт современных кондиционеров чаще всего требуется по причине утечки хладагента. Поломка устраняется при помощи пайки медных деталей устройства. Для этого применяются профессиональные инструменты. Их можно приобрести в специализированных магазинах или позаимствовать у мастеров, занимающихся ремонтом холодильной техники. Для поиска места утечки фреона применяется течеискатель. Он используется после того, как в медный канал будет накачен воздух.

Особенности работы кондиционера

Обозначенные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных тестовых условиях. Поэтому кондиционер не будет выдавать лабораторную мощность при любой погоде. Так, когда за окном температура составляет +50 O C, а змеевик уличного блока выдает +90 O C, то в этом случае эффект от техники будет в 2 раза меньше, если ее использовать в средних широтах при +10 O C. То же самое происходит при использовании охлаждающего режима.

Важно! Чем ниже температура уличного воздуха, тем тепло труднее передается в помещение.

Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.

Общие правила ремонта кондиционеров

Подключение климатического оборудования осуществляется посредством дифференциального устройства защиты. Помимо этого, ремонт кондиционеров проводится при соблюдении определенных правил:

  • чистка приборов выполняется после их отключения от сети электропитания;
  • все процессы проводятся аккуратно при соблюдении рекомендаций производителей;
  • определение утечки фреона осуществляется с помощью манометра на заправочном коллекторе, измеряющего давление в системе при включенном устройстве и подсоединяемого к сервисным разъемам высокого и низкого давления на наружном блоке.

В зависимости от марки кондиционера ремонт плат управления имеет свои нюансы. Их замену или восстановление работоспособности лучше всего доверить профессионалам из специализированной компании или организации, где было приобретено климатическое оборудование.

Заключение

Стоимость ремонта кондиционера настенного, мобильного, промышленного или канального типа зависит от следующих нюансов:

  • вида оборудования;
  • производительности;
  • сложности работ;
  • количества хладагента, необходимого для заправки прибора;
  • цены запасных частей;
  • необходимости выполнения очистки дренажа, внутренних фильтров и внешнего теплообменника;
  • времени использования автовышки или услуг промышленных альпинистов.

На цену ремонта климатического прибора также влияет необходимость осуществления регулировки и настройки устройства. При обращении в профессиональную компанию учитывается удаленность размещения кондиционера, так как мастеру нужно будет доставить на объект оборудование и расходные материалы.

Чтобы своевременно обнаружить и устранить неисправности кондиционеров, рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, и способы их устранения.

Однако, прежде, чем говорить о неисправностях, ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Если кондиционер работает ненормально, посмотрите подобную таблицу из инструкции по эксплуатации. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Характерные неисправности кондиционеров и способы их устранения

Неисправности кондиционеров и способы их устранения - требуется сервисное обслуживание

Загрязнение фильтров внутреннего блока

Загрязнение фильтров ухудшает обдув теплообменника, что приводит к снижению производительности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из внутреннего блока будет капать вода. Сильное загрязнение фильтров может привести к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конденсата. Очистка фильтров должна производиться один раз в две — три недели, а при высокой запыленности воздуха в помещении — чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пылесоса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загрязненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3 — 4 месяца. Замена дополнительных фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и, подобно чистке или смене мешков в пылесосе, должна выполняться пользователем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Нормируемая утечка хладагента

Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6…8% в год от массы заправленного в контур хладагента. Эта утечка происходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным следствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходимо каждые 1,5…2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что приведет к перегреву компрессора и его заклиниванию. Для минимизации утечки хладагента не следует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка может привести к повреждению стыка. В инструкции по установке приведены рекомендуемые значения крутящего момента при затяжке гаек на трубках различного диаметра.

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока, а также недостаточное охлаждение или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и выходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8…10 °С в режиме охлаждения и не менее 12 ..14 °С в режиме обогрева.

Утечка хладагента опасна по следующим причинам:
  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышается, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащитного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.
Неправильная заправка контура хладагентом

Одной из основных причин аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладагента в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сервисного персонала.

Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.

Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв — Тх1, где
Тв — температура конденсации, считываемая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Тх1 — температура хладагента (жидкостной трубки) на выходе из конденсатора.

Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 4…7 “С, при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента

Недостаток хладагента проявляет себя в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен хладагентом, что приводит к снижению холодопроизводительности системы. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения приводит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным.

Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2 = Тх2 — Тн, где
Тх2 — температура хладагента (газовой трубки) на выходе из испарителя,
Тн — температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.

Перегрев должен находится в пределах 5…8 °С. При значительном недостатке хладагента перегрев может достигать 12…14 °С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных и полугерметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками нехватки хладагента являются:
  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хладагентом

В системах с ТРВ в качестве дросселирующего устройства жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.

Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также будет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации растет ток электрического двигателя компрессора. Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге — выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками перезаправки хладагентом являются:
  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения заправки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению параметров системы. Это подтверждается замерами температуры воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлаждения), рабочего тока компрессора и низкого давления в контуре хладагента при неизменных параметрах среды (температурах наружного воздуха и воздуха в помещении) и различных заправках контура. При малых отклонениях заправки контура от номинала изменения рабочих параметров сплит-системы в обоих режимах невелики.

Неисправности компрессора

Параметрами, характеризующими работу компрессора, являются рабочий и пусковой токи. Для однофазных компрессоров с конденсатором пусковой ток в 6-8 раз превышает рабочий.

Ниже перечислены наиболее характерные неисправности компрессора.

а) Пусковой ток завышен (срабатывает автомат отключения нагрузки).

Причинами могут быть:

  • межвитковое замыкание электродвигателя компрессора;
  • пробой обмотки электродвигателя компрессора на корпус;
  • пробой конденсатора на корпус;
  • разрушение подшипников компрессора.
б) Пусковой ток соответствует номиналу, но компрессор не запускается и срабатывает тепловая защита компрессора.

Причинами могут быть:

в) Пусковой ток отсутствует.

Причинами могут быть:

  • нет команды от платы управления внутреннего блока на включение компрессора (проверяют, и при необходимости заменяют плату);
  • разомкнуто реле тепловой защиты компрессора (заменяют реле);
  • обрыв обмоток электродвигателя компрессора (заменяют компрессор).
г) Компрессор работает, но производительность кондиционера по холоду низкая, давление в трубопроводах высокого давления низкое, а давление в трубопроводах низкого давления высокое.

Причинами могут быть:

  • неисправность внутреннего клапана компрессора;
  • повреждение шатуна или коленчатого вала (в поршневом компрессоре);
  • наличие внутренних утечек.

Останавливают и вновь запускают вентилятор конденсатора, и если давление в трубопроводе высокого давления не поднимается, то компрессор неисправен. Измеряют температуру выпускной трубки компрессора, и если она слишком низкая (50 °С или ниже), то компрессор неисправен.

Для проверки производительности компрессора:
  • отключают питание кондиционера;
  • закрывают сервисный клапан трубопровода жидкого хладагента;
  • запускают компрессор и следят за давлением всасывания;
  • если компрессор исправен, то при откачке системы давление должно удерживаться на уровне 0…0.35 кГ/см2, а если давление всасывания возрастает, то в компрессоре имеются внутренние утечки или неисправен внутренний клапан.
Для проверки обрывов внутренней проводки и состояния защитного реле:

Проверки элементов электрической цепи

Требования к электропроводке

Сечение проводов, подводящих питание к кондиционеру, должно обеспечивать допустимое падение напряжения при пуске и работе климатической системы. Смысл значений входного напряжения V1, пускового напряжения V2 и рабочего напряжения V3 проиллюстрирован на рисунке.

допустимое падение напряжения при пуске и работе кондиционера

Допустимое относительное падение напряжения в момент пуска не должно превышать 5%, а относительное падение напряжения при работе кондиционера не должно превышать 2%.

Номинальные сечения проводов, обеспечивающих эти условия при различных значениях рабочего тока, приведены в таблице.

Читайте также: