Опрессовка азотом кондиционера как делается

Обновлено: 17.05.2024

Азот – это газ, который не имеет цвета, аромата и вкуса. Он является одним из самых распространенных химических элементов на планете Земля. В газообразном виде не является пожаро- и взрывоопасным. Он отлично справляется с предотвращением процессов окисления и гниения. При изготовлении электроники применим для продува областей, в которых не должно быть кислорода, способствующего окислению. Также используют азот для опрессовки кондиционеров. Если имеет место процесс, который по традиции проходит с применением воздуха и процессы окисления или гниения являются недопустимыми, то этот газ отлично подойдет для того, чтоб заместить воздух.

Когда необходимо использовать азот для опрессовки?

Работы по контролю герметичности контура обязательно проводятся в случаях, когда требуются:

  • монтаж кондиционера;
  • его демонтаж и размещение в новом помещении;
  • поиск и устранение утечки фреона;
  • вскрытие фреоновой магистрали, чтобы можно было заменить компрессор, фреоновый фильтр и ликвидировать другие неисправности;
  • маскировка коммуникаций кондиционера, когда их укрывают слоем штукатурки или гипсокартонными листами;
  • установка сложных мультизональных систем с соединенными медными трубами методом пайки, с фреоновыми магистралями.

С помощью опрессовки трасс кондиционеров можно убедиться в качестве крепления на вентиле, в местах с вальцовкой, пайки и, также на протяжении всей магистрали. Во время этого процесса можно использовать течеискатель. Однако опытные мастера часто проверяют герметичность при помощи мыльной пены. Там, где есть место стыка, с помощью мокрой губки наносят пенную массу. Если при продувке не образуются растущие мыльные пузыри, значит, стык полностью герметичен.

Азот для опрессовки

Основные этапы опрессовки

Для кондиционирующих систем лучше всего подходит безопасный по своим свойствам инертный газ. Им и продавливают систему мастера. Если в процессе используется течеискатель, то в систему необходимо заправлять азот не в чистом виде, а с примесью малого количества фреона, потому что аппарат просто не реагирует на чистый газ. Если тест совершается методом обмыливания, то можно заправлять исключительно азотом.

Тестирование системы производят в таком порядке:

  • Вывод фреона из магистрали. Это можно проводить с помощью двух способов, выбор которых зависит от неисправного узла кондиционера. Когда ремонта требует внутренний блок, то фреон перекачивают в наружный и перекрывают вентили. Если же сломался наружный блок, то фреон перегоняется в емкость с помощью специализированного оборудования.
  • Производится разборка фреоновой магистрали.
  • Устраняются все поломки.
  • Производится сборка фреоновой магистрали.
  • Кондиционер опрессовывается азотом.
  • Азот удаляют из магистрали.
  • Вакуумируется трасса сплит-систем.
  • Заправляется фреон.

Стоит ли пренебрегать опрессовкой системы?

Купить азот для опрессовки кондиционеров нужно каждому уважающему себя мастеру. Однако некоторые пренебрегают данной процедурой испытания герметичности, потому что не имеют должных навыков и оборудования. Это может повлечь за собой поломку оборудования.

В современном мире холодильное оборудование используется во многих сферах деятельности человека, поэтому ремонт климатической техники является одной из главных задач в производственном процессе.

Для того чтобы быть уверенным в работоспособности холодильной техники, необходимо обязательно проводить профилактические мероприятия и другие действия, направленные на поддержание агрегатов в продуктивном рабочем состоянии.

Качественный монтаж кондиционера

Технология проверки контура на герметичность

Так с целью проверки герметичности холодильного агрегата специалистами наладчиками производится опрессовка оборудования, она заключается в подаче на контур высокого давления, которое превышает рабочую норму в полтора раза.

Если в контуре холодильного агрегата находятся восприимчивые к давлению элементы, например, такие, как предохранительные клапаны, то их необходимо предварительно снять и установить специальные заглушки, а потом в конце тестирования вернуть их в исходное положение.

Для опрессовки контура используется сухой азот. Величина его сухости находится в пределах 2-30 ррm.

Для сравнения: баллон азота объемом 50 литров при давлении в двести бар и сухости 30 ррm содержит полтора грамма воды. В то же время в сжатом воздухе такого же объема - до 50 грамм воды. Чем больше остаток влаги, тем больше вероятность, что установка может оказаться нерабочей.

С помощью редуктора баллон с азотом подсоединяется к холодильному оборудованию. После присоединения производится повышение давления в несколько этапов с обязательной проверкой непроницаемости конструкции. Если давление не повышается, тогда следует искать щели в спайках, соединениях или швах.

Методы поиска утечки:

  • Мыльный раствор наносится на потенциально негерметичные места до обнаружения утечки (в местах утечки появляются мыльные пузыри).
  • Если использование мыла не дает результатов, применяют еще один способ проверки герметичности. Установку отдельными частями (без элементов автоматики) опускают в воду.
  • Иногда к сухому азоту примешивают хладагент. Это также позволяет определить течь.

Для проверки системы кондиционирования методом опрессовки понадобиться не менее 24 часов. За это время давление в трубе может изменить свою величину только в пределах закона Шарля, то есть в зависимости от изменений температурного режима окружающей среды. Для измерения температур используется шкала Кельвина.

Одними из основных параметров кондиционера, как и любой другой холодильной машины являются температуры кипения фреона в испарителе внутреннего блока и конденсации фреона в конденсаторе наружного блока. Фреон, заправленный в систему кондиционера может быть нескольких типов:

  • R22 однокомпонентный , но достаточно опасный для окружающей среды хлорсодержащий, можно при необходимости делать дозаправку;
  • R404а – многокомпонентный, смесь фреонов R125/R143a/R134а (массовые доли компонентов соответственно 44/52/4%) с температурным глайдом менее 0,5° К, поэтому при небольшой утечке (менее 15%) его можно до заправлять. При величине утечки более 15% необходима перезапрвка системы с использованием весов. Дозаправка/перезаправка должна производиться в жидкой фазе. При заправке хладагента в газообразной фазе, есть риск получить неправильное соотношение компонентов;
  • R410а - многокомпонентный, современный озонобезопасный (данный тип фреона состоит из различных фракций R125 и R32);
  • R407с - многокомпонентный, смесь R32/R125/R134а (массовые доли компонентов соответственно 23/25/52%) с температурным глайдом около 7° К. Разработан в качестве основной замены R22;
  • R134а однокомпонентный, используют для замены R12;
  • R600a, - однокомпонентный, изобутан. Изобутан горюч, легко воспламенятся и взрывоопасен, но только при взаимодействии с воздухом при объемной доле хладагента 1,3-8,5%. Имеет значительные экологические преимущества по сравнению с R12 и R134а. используемые в основном в мобильных моноблоках и промышленных холодильных системах.

Очень многие неисправности в работе кондиционеров связаны с утечкой рабочего газа через связующий медный трубопровод между блоками сплит-системы, через вальцовочные соединения наружного и внутреннего блоков к трубопроводам или сквозь образующиеся в следствии в основном вибрации, утечки в наружном или внутреннем блоке кондиционера.

Признаки утечки фреона

В первую очередь надо знать, каковы признаки утечки хладагента. В работе кондиционера могут насторожить следующие особенности:

  • Из внутреннего блока кондиционера дует теплым воздухом (внутренний блок не холодит);
  • Аварийное отключение кондиционера по ошибке низкого давлению фреона;
  • Обмерзание теплообменника внутреннего блока;
  • Обмерзание жидкостного трубопровода;
  • Рванный ритм работы компрессора в наружном блоке кондиционера;
  • Повышенная вибрация компрессора/наружного блока;
  • Выход за нормативные параметры величин перегрева (выше нормы-в испарителе внутреннего блока) или переохлаждения (ниже нормы-в конденсаторе наружного блока) фреона.

Все эти признаки могут свидетельствовать о нехватке фреона в системе и требовать безотлагательных действий по проверке уровня заправки системы.

Если кого-то интересует заправка бытового кондиционера своими руками, то нужно помнить о рисках окончательно испортить оборудование. Осуществить это проблематично и с точки зрения наличия рабочих инструментов. Заправка собственными силами предполагает кроме понимания процесса работы холодильной машины, наличие соответствующего инструмента и других особенностей, особенно понимания, что каждый вид хладагента имеет свои особенности, в связи с которыми не все методы заправки подойдут в том или ином случае.

Как определить утечку хладагента

Прежде чем начать заправку, нужно найти место утечки фреона. И устранить утечку. Это делается следующим образом:

  • К портам наружного блока подключают манометрическую станцию;
  • К ней подсоединяют баллон с сухим азотом через редуктор высокого давления;
  • Заполняют контур азотом до давления порядка 25-30 атм. (давление азота зависит от типа фреона заправленного в систему);
  • Проверяют специальной пенной жидкостью или течеискателем на наличие утечки на вальцовочных соединениях внутреннего и наружного блока системы;
  • Если на трассе имеются места пайки, то их тоже проверяют;

Как определить утечку хладагента

После опрессовки азотом и устранения утечки, фреоновый контур вакуумируется (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ) для удаления остатков влажного воздуха или других газов.

Далее переходят к процессу заправки, выполнить который можно с помощью одного из приведенных ниже способов.

Способы заправки кондиционера фреоном

Существуют несколько основных методов заправки холодильных систем фреоном, применяемые к домашним кондиционерам (сплитам), мульти-сплитам, мобильным и мультизональным системам.

  1. С использованием специальных весов-позволяет производить заправку с точностью до нескольких грамм;
  2. По давлению кипения фреона;
  3. По величине перегрева на испарителе внутреннего блока кондиционера;
  4. По величине переохлаждения фреона на конденсаторе наружного блока;
  5. По величине рабочего тока компрессора кондиционера.

Заправка кондиционера потребует следующий минимальный набор инструмента:

  • Манометрическая станция со шкалой под соответствующий фреон;
  • Вакуумный насос;
  • Инфракрасный термометр;
  • Баллон с типом фреона необходимого в системе;
  • Специальные весы для контроля количества заправляемого фреона;
  • Слесарные инструменты.

Заправка по весам

Вакуумируют систему, для чего через сервисный клапан подключают манометрическую станцию и и вакуумный насос и выдерживают 10 минут. Закрывают вентиль на манометре и выключают насос.

После вакуумирования подключают к системе баллон с фреоном. Баллон переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно сбрасывают на нулевые значения. Открывают вентиль на манометре и добавляют необходимое количество хладагента по весам.

Количество фреона для каждого кондиционера указаны в технической документации и на шильдике наружного блока кондиционера.

После окончания заправки вентиль закрывают и отсоединяют манометрическую станцию, после чего закручивают крышки на портах. Включают кондиционер и проверяют его функциональность.

Этот способ считается самым правильным.

Заправка по весам

Заправка по низкому давлению (давлению кипения)

Сначала нужно подсоединить манометрическую станцию к газовому порту работающего на охлаждение кондиционера. Рабочее давление кипения кондиционера должно быть 3-3,5 атм. Если оно выше этих отметок, то требуется дозаправка. Для этого подключают баллон с фреоном и небольшими порциями начинают заправлять его в систему путем открывания кранов на манометре на 5-10 секунд. При достижении необходимого давления дозаправку прекращают.

Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстросъемные соединения.

Этот способ удобен при необходимости дозаправки кондиционера своими руками небольшой порцией хладагента R22. Во всех остальных случаях наиболее простой и оптимальный метод – это заправка по весам, то есть по контролю веса заправленного фреона.

Заправка по давлению

Заправка по перегреву и переохлаждению

Достаточно точным методом является заправка кондиционера по перегреву или по переохлаждению.

Перегрев это разница между температурой всасывающей трубы на выходе из испарителя и пересчитанной по давлению температурой кипения.

Переохлаждение это разница между температурой поверхности жидкостной трубы на выходе из конденсатора наружного блока и температурой конденсации, пересчитанной по манометру высокого давления.

Весь смысл заключается в контроле разности температур.

Определить температуру конденсации можно так: манометром измеряется давление фреона, а затем данные соотносятся со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента.

Заправка по перегреву и переохлаждению

Заправка кондиционера по току

Данный способ используется редко, но его применение вполне оправдано в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться весами для взвешивания фреона. Пользоваться этим методом можно только при температуре наружного воздуха более 20 градусов.

Для определения рабочего тока компрессора понадобятся токоизмерительные клещи, которые накладываются на токоведущий провод питания работающего внешнего блока. На кондиционере необходимо установить максимальную величину скорости вентилятора и минимальную температуру охлаждения внутреннего блока. Если полученные значения ниже указанных в мануале или на шильдике наружного блока, а труба жидкостная обмерзла, то производят дозаправку фреоном до выравнивания показателей измеренного и заданных производителем величин рабочего тока.


Ibragim.1923


Требуется помощ спецов.При опрессовке трассы VRF,если в систему закачать фреон (при темп.воздуха 5 град.-давление в системе будет не более 7 атм.),а затем додавить азотом до 35 атм.,какие процессы произойдут в системе.По идее фреон должен под действием давления превратиться в жидкость и залечь в наиболее низко расположенном месте трассы.Но течеискатель обнаруживает утечку на гайках некоторых внутренних блоков.Как это можно объяснить?


Ibragim.1923



SSA



Alex2001


А в каком состоянии должен быть R410 при температуре плюс 5С и давлении 35атмосфер ?


SSA



Ibragim.1923


5 град. в Москве ,в подвале, но это не главное .А в каком состоянии должен быть R410 при температуре плюс 5С и давлении 35атмосфер ? Если я не прав,то этот вопрос меня сильно интересует.

Уточняю,до 35атм.додавливал азотом.


SSA



SSA



SSA



LordN


Требуется помощ спецов.При опрессовке трассы VRF,если в систему закачать фреон (при темп.воздуха 5 град.-давление в системе будет не более 7 атм.),а затем додавить азотом до 35 атм.,какие процессы произойдут в системе.По идее фреон должен под действием давления превратиться в жидкость и залечь в наиболее низко расположенном месте трассы.Но течеискатель обнаруживает утечку на гайках некоторых внутренних блоков.Как это можно объяснить?


если цель опрессовки обнаружение утечек - из системы перед этим следует удалить весь фреон и от вакуумировать систему.
если цель опрессовки поиск утечек - то к азоту можно подмешать некоторое кол-во фреона для того чтобы утечку взял течеискатель. но не зависимо от того что покажет течеискатель любые доступные места соединений надо обмыливать. ткнул течеком - пищит, организовал доступ и обмылил.


Alex2001


А в каком состоянии должен быть R410 при температуре плюс 5С и давлении 35атмосфер ? Если я не прав,то этот вопрос меня сильно интересует.

Уточняю,до 35атм.додавливал азотом.

Вы трассу заправляли R410 газом или жидкостью (баллон переворачивали) ?

В любом случае какое-то количество молекул двух компонентов R410 перемешалось с азотом.

И датчик течеискателя может их обнаружить.

Другое дело что фон идеально не отсекает ни один течеискатель.

Поэтому обмыливать крайне желательно.


SSA



Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин!
ИК течеискатели срабатывают не на НАЛИЧИЕ фреона, а на ИЗМЕНЕНИЕ его КОНЦЕНТРАЦИИ в воздухе.
И уровень фона становится как то по-боку.


Alex2001


Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин!
ИК течеискатели срабатывают не на НАЛИЧИЕ фреона, а на ИЗМЕНЕНИЕ его КОНЦЕНТРАЦИИ в воздухе.
И уровень фона становится как то по-боку.

Пора слезать с броневика

Чем противоречат друг другу "поиск увеличения концентрации фреона" и функция "отсечка фона" ?

Не всегда поиск утечки течеискателем самый быстрый метод.
От визуального поиска (обмыливание) не стоит отказываться.

Если включить на чистом воздухе, то течеискатель откалибуется на минимум .
Если в воздухе есть фрион, то откалибруется на этот уровень.
Но если показывает утечку в каком то месте вальцовки , то это утечка.
Для 410 трубы опрессовывают давлением побольше, чем 35.


SSA


А моск включить и подумать?
Отсечка фона - ограничение чувствительности не ниже уровня отсечки.
Увеличение концентрации - определяется увеличение количества фреона.
Там даже методика определения места утечки разная.

Кто это Вам рассказал сказку, что течеискатели сам калибруется на минимум или на уровень фрЕона (а не фрИона, как Вы пишете; не знать, как пишется слово "фреон" для человека, считающего себя специалистом - по крайней мере, должно быть стыдно)?
Второе.
Если уж сказали "А" про давление, то уж постарайтесь сказать и "Б" - укажите величину давления опрессовка различных производителей.
Кстати,у ТС не опрессовка, а поиск утечки. При этом давление никак не нормируется.

Не всегда поиск утечки течеискателем самый быстрый метод.
От визуального поиска (обмыливание) не стоит отказываться.


Про быстрый метод.
На днях заехал в автосервис - перетерся шланг кондиционера.
Заменили. Стали вакуумировании - не держит вакуум.
В багажнике был баллон фреона и течеискатель Fieldpiece (ИК).
Утечка была найдена на раз. По валу компрессора.
Без красителя, обмыливания и прочего. Давление фреона в системе было 2 bar.

Читайте также: