Почему при работе кондиционера образуется жидкая вода конденсат 5 класс естествознание

Обновлено: 26.04.2024

В процессе эксплуатации кондиционера владелец может столкнуться с проблемой вытекания жидкости из наружного или внутреннего блока. Такую неисправность нельзя оставлять без внимания, так как техника нуждается в безотлагательном ремонте.

В статье мы рассмотрим, что важно знать, если из кондиционера потек конденсат, по каким причинам это происходит, как отремонтировать неисправность.

Откуда в кондиционере вода и почему она начинает капать?

Перед тем, как ответить на вопрос, откуда в кондиционере вода и почему она начинает капать, стоит понимать, что основная функция кондиционера – охлаждение воздуха. С этой задачей справляется целый ряд механизмов, находящихся во внутреннем и наружном блоке. В процессе работы на испарителе (охлаждающий элемент) образуется конденсат, который должен стекать в специальную емкость, а далее по дренажной трубке выводится на улицу.

По причине разных неполадок образованный на испарителе конденсат может капать мимо емкости, оставляя потеки на стенах рядом с блоком, попадать в вентилятор или вытекать из емкости, не проходя через дренажную трассу. Прежде чем определить ход ремонтных работ, нужно выяснить точную причину неисправности.

Сколько конденсата выделяет кондиционер?

Количество образуемого конденсата определяется по параметру мощности прибора по такой формуле: на 1кВт холодопроизводительности – 0.5-0.8 л/ч конденсата. То есть, если в доме стоит сплит-система на 3 кВт, средний объем конденсата будет составлять 1.5-2.4 л/час.

Капает кондиционер: причины

Причин вытекания конденсата из внутреннего блока кондиционера достаточно много. Рассмотрим их и определим, как можно устранить выявленные неполадки в работе климатической техники.

  1. В случае, если охладительная система долгое время работает в полную силу – а так, как правило, и бывает жарким летом — просто переполняется ёмкость для сбора конденсата, и готово, прибор протекает в дом, а не на улицу.
  2. Зимой теплообменная деталь кондиционера может покрыться льдом, а это в свою очередь приводит к образованию конденсата из рабочей жидкости. Он-то и начинает течь. Обмерзание происходит, если уличная температура существенно различается в дневное и ночное время.
  3. Система дренажа кондиционера может выйти из строя, по причине чего конденсат не поступает в специальную ёмкость, а капает или течёт.
  4. Дренажный шланг может занимать неправильное положение, в итоге чего жидкость просто не поднимается в нужном направлении, а сплит-система начинает течь.
  5. Контур разгерметизировался, по причине того, что ослабли патрубки, ведущие жидкость в систему, и она капля за каплей течёт.
  6. Внутри контура может находиться излишнее количество жидкости, что приводит к увеличенному давлению. Эта проблема довольно серьёзна, потому что в итоге может оказаться, что ваш кондиционер не просто потёк, а поломался.

Капает кондиционер: как устранить своими руками?

Рассмотрим, как устранить то, что капает кондиционер своими руками:

  • В первом случае нет ничего сложного – нужно из ёмкости вылить накопившийся там конденсат, а после этого установить её на место, и сплит-система заработает нормально. Конечно, сделать это надо после его отключения и, желательно, после промывки. Следите за накоплением конденсата во избежание течи.
  • Если кондиционер течёт из-за покрытия льдом теплообменной детали, то сделайте теплоизоляцию, например, используя стекловату, чтобы не было такой реакции на перепады температур.
  • В случае, если поломался и потёк дренажный насос, его нужно, разумеется, починить или заменить, но для этого следует обратиться к кондиционерщикам-специалистам, которые на должном уровне выполнят ремонт и диагностику.
  • Если же вода капает, потому что шланг помещён неправильно, то поместите его под необходимым уклоном.
  • Слабое крепление патрубков можно улучшить, усилив крепления гайками, а для крепости можно обработать герметиком. Но не зажимайте до срыва резьбы.
  • Постоянно проверяйте количество жидкости, чтобы не было её излишнего накопления, и сплит-система не потекла.

Капает кондиционер: профилактика

Самой частой причиной течи кондиционера становится засоренная дренажная система; именно поэтому следует регулярно производить профилактику — чистку резервуара, труб и отверстий. Если пренебречь этими профилактическими мерами, рано или поздно в трубу попадет не только влага, но еще и листья, мусор, а также грязь и другие посторонние предметы. Порой в дренажную трубку забиваются летающие насекомые — в знойные летние дни они страдают от жары и стремятся оказаться как можно ближе к воде, в городских условиях влажные конструкции кондиционера становятся для них комфортными местами. Некоторые собственники климатической техники оснащают вывод трубки специальными противомоскитными сетками, но это может служить лишь временным решением проблемы.

Имейте в виду, диаметр дренажного отверстия — всего лишь 1 см и забивается он довольно быстро. Как только это происходит, конденсат уже не может попадать на улицу, и влага выходит внутрь помещения.

Если вы не обладаете навыками работы с климатической техникой, не нужно пытаться делать прочистку системы самостоятельно — обратитесь в специализированную сервисную службу. Профессиональные мастера выключат климатическую технику, промоют трубку — лишь после этого система начнет работать правильно. Стоят такие услуги совсем недорого.

Что делать, если капает кондиционер соседей?

В данном случае нужно поговорить с соседями и попросить, чтобы они отвернули дренажную трубку немного в сторону. Если соседи отказывают помочь в решении этой проблемы, можно установить защищающий навес для наружного блока сплит-системы.

Любые неисправности в работе климатического оборудования нельзя оставлять без внимания. Если вы заметили протечку воды из кондиционера, установили причину неполадок, но не можете решить проблему самостоятельно, обязательно обратитесь в сервисный центр. Опытные специалисты быстро устранят неполадки и возобновят нормальную работу сплит-системы. Своевременный ремонт исключит более серьезные поломки, предотвращая преждевременный выход из строя дорогостоящей техники.

Урок разработан с целью формирования естественно-научной функциональной грамотности. Разработку урока можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной.

ВложениеРазмер
urok_voda.unikalnost_vody.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мясоутова Елена Петровна

Тема урока: Вода. Уникальность воды.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемая технология : личностно-ориентированная

Цель урока: Познакомить с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создавать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.

- Через содержание учебного материала развивать познавательные интересы и интерес к живой и неживой природе.

- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, умение сотрудничать.

- Совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления применять знания в непривычной ситуации.

Предметные и метапредметные : находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

Личностные : объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Метапредметные связи : биология, география, математика

1. Приветствие обучающихся

1. Приветствие учителя

1. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Вода - одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества!

1) В каких состояниях существует вода в природе?

2) Какими свойствами обладает вода?

(учитель подводит детей к нужному варианту ответа)

1. Ответы на вопросы учителя в ходе актуализации имеющихся знаний

Учащиеся высказывают свои знания о воде и её распространении на Земле.

2. Совместная постановка целей и задач для данного урока

2. Совместная постановка целей и задач для данного урока

III.Основная часть. Изучение нового материала.

1.Найдите площадь поверхности Земли занятой водой. Чему равна площадь, занятая сушей?

1. Выполняют задание №1

2. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде?

Используя оборудование, имеющеес на столе, определить растворимость выданных веществ. Заполнить таблицу (№2)

2. Дети высказываются. Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу.

3. Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе? (задание №3).

3. Выполнение задания, обсуждение

4. Вода обладает текучестью. Вода течет, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Решение задачи на текучесть (№4)

4. Выполнение задания, обсуждение

5. Почему в крышке чайника делают отверстие? (№5)

В ода при испарении при 100 0 С увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

5. Выполнение задания, обсуждение

6. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (№6)

6. Выполнение задания, обсуждение

7. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Сколько км² суши было бы затоплено водой? Во сколько раз меньше суши осталось бы? Выполнение задания №7.

7. Выполнение задания, обсуждение

8. Все живое на Земле состоит из воды.

Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ. В организмах идёт обновление воды. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Выполнение задачи №8 на выбор.

8. Выполнение задания с помощью учителя, обсуждение.

9.Формулирование выводов. Вода – одно из самых важных веществ на Земле. От нее зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь. Вода до сих пор является загадкой для ученых.

9.Формулирование выводов, заполнение таблицы.

1. Подведение итогов занятия.

1. Подведение итогов занятия совместно с учителем.

V. Домашнее задание

1. Организационный момент .

2. Актуализация знаний (5 мин).

1) Приветствие обучающихся.

2) Актуализация имеющихся знаний по теме.

Учитель: -Ребята, мы сегодня мы должны больше узнать о…. а о чем попробуйте догадаться.

Учитель: - О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?

Учитель: - О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?

Учитель: - Вода - одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества! Что вы знаете о воде?

Выполните задания. Заполни пропуски:

1)Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, ______ и _______

2) Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни:

  • Имеет цвет; не имеет цвета.
  • Имеет запах; не имеет запаха.
  • Имеет форму; не имеет форму.
  • Прозрачна; не прозрачна.
  • Обладает текучестью; не обладает текучестью.
  • Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел.
  • Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагревается и быстро остывает.
  • При нагревании расширяется и при охлаждении сжимается; при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется.
  • При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

Учитель: - Где мы ее встречаем?

3. Основная часть. Изучение нового материала (40 мин).

Учитель : - Вода везде и всюду, и она занимает около ¾ поверхности Земли (510млн.км²). Водой занята 0,71 часть поверхности. Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.

Многие внутренние источники воды являются целебными. Например, целебные источники России (Кисловодск, Железноводск, Питегорск, Ессентуки и т.д.). В Сибири есть минеральные источники (оз.Карачи, с.Довольное, г.Искитим, оз.Чаны, г.Тогучин).

Наличие ценных ионов

Na + , HCO 3 - , Cl -

Mg 2+ , Ca 2+ , SO 4 2-

Учитель: - Найдите площадь поверхности Земли занятой водой. Чему равна площадь, занятая сушей? (№1)

Ребята :…(решают задачу №1).

Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде?

Учитель (дополнения): - Вода - самый сильный универсальный растворитель. Если ей дать достаточно времени, она может растворить практически любое твердое вещество. Именно из-за уникальной растворяющей способности воды никому до сих пор не удалось получить химически чистую воду - она всегда содержит растворенный материал сосуда. В воде содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе газы, основания, кислоты. На своем пути вода растворяет металлы, горные породы, органические вещества.

Используя оборудование, имеющееся у вас на столе, определите растворимость выданных веществ. Сделав вывод, заполните таблицу (№2):

2 . Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу?

Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе? (№3)

ПАР – ОБЛАКА – ДОЖДЬ, СНЕГ – РЕКИ – ОКЕАН

Учитель: - Самое интересное то, что вода обладает памятью. Вода запоминает и хранит любую информацию. Вода может меняться под воздействием слова и даже мысли. (20 век, Япония, Масару Эмото)

Вода обладает текучестью. Вода течет, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения воды очень велика. Она по прочности уступает только ртути. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Эта сила связывает молекулы воды, как бы примагничивая их друг к другу: мы слышим, как стучат дождевые капли по крышам домов. Благодаря поверхностному натяжению воды кровь движется в организмах человека и животных, вода поднимается вверх по стволам деревьев.

Решите задачу на текучесть (№4). Во время экскурсии на водоканал ребятам узнали, что средняя скорость течения реки Обь в период половодья - 0,94 м/с. Интересно, а с какой скоростью течет река Иня, впадающая в Обь? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята запускали трижды листик в плавание по реке Иня и получили следующие данные:

  • 1) S=1,5 м 2) S=1,5 м 3) S=1,5 м
  • t= 8 сек t=5 сек t= 7 сек

Узнайте среднюю скорость течения реки Иня и сравните со скоростью течения реки Обь.

Ребята: (решают задачу №4 ).

Учитель: - Почему в крышке чайника делают отверстие? (№5)

Учитель (дополнения): - Для выхода пара. В ода при испарениипри 100 0 С увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

Учитель: - Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (№6)

Учитель (дополнения): - Лед легче воды. Лед можно видеть у нас на озерах и реках, когда они замерзают зимой. Он образуется благодаря особому уникальному свойству – плотности воды. Плотность воды при охлаждении от 100 до 3,98 0 С возрастает, как и у подавляющего большинства жидкостей. Но, достигнув максимального значения при температуре 3,98 0 С, плотность при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться. Другими словами, максимальная плотность воды наблюдается при температуре 3,98 0 С , а не при температуре замерзания 0 0 С. Замерзая, вода увеличивается в объеме, производя большие разрушения (например, трубы лопаются зимой).

Столь необычное поведение плотности воды крайне важно для поддержания жизни на Земле. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего одеяла, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.

А еще есть в природе очень интересное явление – плавающие ледяные горы. Кто знает о чем это идет речь? Да, это айсберги. Айсберги — это и гигантские хранилища пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и особенно в странах с жарким пустынным климатом. Поэтому разрабатываются проекты транспортировки айсбергов для их использования в качестве питьевой воды.

Учитель : - Решите задачу: Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Сколько км² суши было бы затоплено водой? Во сколько раз меньше суши осталось бы? (№7)

Ребята: ….(решают задачу №7).

Учитель (дополнения): - Все живое на Земле состоит из воды. Рыбы, животные – 75 % Медузы – 99% Картофель – 76 % Яблоки – 75 % Помидоры – 90 % Огурцы – 95 %.

Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. В среднем за свою жизнь человек потребляет 75 т воды, а всё человечество почти четвёртую часть годового стока всех рек мира. Кровь человека на 90 % состоит из воды, мышцы на 75%, кости на 28%, стекловидное тело глаза на 99%.

Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма. В организмах идёт обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течении 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.

Решите задачу на выбор (№8):

За обедом ребята ели картофельное пюре с курицей, салат из помидор, кусочек хлеба и выпили сок. Сосчитайте сколько литров воды потрачено на приготовление одной порции обеда, если известны следующие данные:

  • Еда
  • Водный след
  • Картофель, 100г
  • 25 л
  • Курица, порция, 100г
  • 576 л
  • Салат, порция
  • 117 л
  • Сок, 200 мл
  • 190 л
  • Хлеб, 100г
  • 50 л

Ребята (решают задачу №8).

Учитель: - ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..

-по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки

-принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

-каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды

-наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

-разовый смыв в туалете—8—10 литров воды

-во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды

-каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров

-через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

Какие выводы можно сделать о значении воды в природе и жизни человека?

Заполните недостающие элементы таблицы.

Значение воды в природе

Благоприятная среда для обитания водных организмов

Хорошо растворяет другие вещества

В природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях

Возможен круговорот воды в природе

Медленно нагревается и медленно остывает

Значение воды в природе

Не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачна

Благоприятная среда для обитания водных организмов

Хорошо растворяет другие вещества

Необходима для питания растений, животных, человека

В природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях

Возможен круговорот воды в природе

Медленно нагревается и медленно остывает

Защищает Землю от перегрева и переохлаждения

Ребята (формулируют выводы, заполняют таблицу).

Учитель (дополнения): - Вода – одно из самых важных веществ на Земле. От нее зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь. Вода до сих пор является загадкой для ученых.

4 . Рефлексия (5 мин).

Список использованной литературы :

1. Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок природы. М.: Вече, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ.

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода. "
Презентация "Вода. Вода. Кругом вода. "

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода. ", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды.

Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"

Конспект урока с презентацией по ФГОС.

презентация по теме урока "Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"

Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку".

"Вода, вода, кругом вода. " интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация

Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются.

Конденса́т – это вода, которая образуется из водяных паров, находящихся в воздухе.

Конденса́ция – процесс перехода вещества (в данном случае воды) из газообразного состояния в жидкое.

Конденсат на окнах

Конденсат на окнах

Где может образовываться конденсат

Образование или выпадение конденсата возможно:

  • в толще паропроницаемых материалов или конструкций (например, в чердачных перекрытиях или стенах);
  • на поверхностях конструкций или предметов (например, на окнах);
  • в воздушном объеме (это явление известно в виде тумана).

Точка росы

Вода в газообразном состоянии всегда присутствует в воздухе. Его способность содержать водяные пары зависит от температуры. Чем она выше, тем больше воды в форме газа может находиться в воздухе. Существуют определенные условия, при которых вода из газообразного состояния вновь переходит в жидкое, то есть конденсируется.

Зависимость максимально возможной влажности воздуха от его температуры

Так выглядит зависимость максимально возможной влажности воздуха от его температуры

Как происходит процесс конденсации

Физическую суть процесса конденсации воды можно описать следующим образом.

Молекулы воздуха находятся в постоянном хаотическом движении. При этом расстояние между ними намного больше размеров самих молекул. В результате в этих промежутках могут располагаться другие вещества. Например, вода в газообразном состоянии. При повышении температуры воздух стремится занять больший объем, а расстояние между его молекулами увеличивается. Соответственно, образуется больше свободного пространства, которое могут занять молекулы других веществ.

Таким образом, чем выше температура воздуха, тем большее количество воды, находящейся в газообразном состоянии, может в нем содержаться.

Зависимость объема любого газа от температуры описывается законом Гей-Люссака. Звучит он следующим образом: при постоянном давлении относительное изменение объема газа при неизменной массе прямо пропорционально изменению температуры.

При понижении температуры происходят обратные процессы. Воздух стремится занять меньший объем и сжимается. Для молекул воды остается все меньше свободного места. В итоге они настолько сближаются, что между ними начинают действовать силы притяжения. В результате молекулы воды соединяются друг с другом, образуются крошечные капли, вес которых уже не позволяет им находится во взвешенном состоянии, и они оседают на различных поверхностях в виде конденсата.

Почему выпадает конденсат на окнах и как с этим бороться

Заметнее всего температура воздуха понижается возле самых холодных поверхностей в доме. Чаще всего ими являются окна, поэтому и явление конденсации проявляется в первую очередь на них.

дидактические- создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение и принцип цикличности познания В. Г. Разумовского; образовательные- формировать понятия о явлениях испарения и конденсации; развивающие- развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания;

воспитательные- прививать культуру умственного труда.

Тип урока- урок усвоения новых знаний.

Оборудование для учителя: компьютер, компьютерная программа, „ Модель испарения", сосуд с горячей водой, плитки электрические с закрытой спиралью;

Для учащихся: сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки, опорные схемы.

Организационный момент( 1 мин).

Подготовка к усвоению нового материала (3 мин).

Актуализация опорных знаний ( 3 мин).

Освоение нового материала (20 мин).

Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10 мин).

Подведение итогов урока ( рефлексия) ( 3 мин).

Организационный момент.

Подготовка к усвоению нового материала.

а) Мотивация

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывают над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе.( Демонстрирую компьютерный ролик „ Круговорот воды в природе".) Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значить, и облик нашей планеты был бы иным.

б) Формулировка темы урока

Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.

Что вы наблюдаете?

Как и почему изменяется ,,картина " на стеклышке?

Как называют происходящие явления?

Какой будет тема урока? Это

Испарение и конденсация "

Запишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока.

в) Постановка цели урока

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где? Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает и др.

Ваши примеры являются факторами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации

3. Актуализация опорных знаний

Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе

Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?

Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему?

4.0своение нового материала

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и быту явления, связанные с испарением и конденсацией, в опорном конспекте изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно .

Теперь с помощью стрелочек изобразим направление движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. У из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения?

Испарении - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности. На столе, находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменятся масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде? Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации? Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.

Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающую в жидкость. Итак, нами построены модели явления и конденсации. Посмотрим, как эти явления смоделированы при помощи компьютера. ( Демонстрирую компьютерный ролик ''Модели явлений испарения и конденсации ".) Какие же следствия вытекают из модели испарения жидкости?

Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость( как и средняя кинетическая энергия) оставшихся молекул жидкости уменьшается. Почему, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации.

Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку?

Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понижается.

Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? Почему? Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели.

Мы изучали явление испарения, используя цикл естественного- научного познания. Представим его виде схемы:

Читайте также: