Причины запуска разморозки блока кондиционера kentatsu

Обновлено: 02.05.2024

Подробная информация по кодам ошибок и методам их устранения в сервис мануале.

E1 - ошибка EEPROM (энергонезависимая память на плате)

E2 - ошибка перехода через ноль (zero crossing error)

E3 - аномальная скорость вентилятора

E4 - токовая защита компрессора сработала 4 раза

E5 - датчик температуры внутреннего воздуха замкнут/оборван

E6 - датчик температуры испарителя замкнут/оборван

P4 - тепловая защита испарителя внутреннего блока

P5 - тепловая защита конденсатора внешнего блока

P9 - защита функции разморозки или создания комфортного потока воздуха

E1 - обрыв или короткое замыкание цепи датчиков температуры Т1

E2 - датчик температуры испарителя Т2 замкнут/оборван

E3 - датчик температуры конденсатора Т3 замкнут/оборван

E6 - защита наружного блока

Полный список кодов ошибок в сервис мануале

Кондиционеры канального типа KSKT-HF

E0 - неисправен датчик комнатной температуры

E1 - неисправен датчик температуры испарителя

E2 - неисправен датчик температуры наружного блока

E3 - неисправен наружный блок

E4 - неисправен датчик температуры дренажного насоса

E5 - ошибка EEPROM

E6 - повышение уровня воды

Определение кодов ошибок по светодиодным индикаторам на панели кондиционера.

Коды ошибок Кентатсу по индикаторам

E2 - неисправность датчика комнатной температуры.

E3 - неисправность датчика температуры испарителя.

E4 - неисправность датчика температуры наружного блока.

E6 - неисправность наружного блока (см. индикаторы на плате управления наружного блока).

E7 - ошибка EEPROM E8 -Превышение уровня воды.

С 2005 года, благодаря бурному развитию мировой дистрибьюторской сети Кентатсу, в США, Германии и Австралии появляются собственные дочерние представительства. К несомненному плюсу японского оборудования относится его адаптация к климатическим особенностям отдельных стран. На территории РФ и СНГ маркетинг высококачественной техники осуществляет компания Daichi.

Все элементы наружного блока и 4-х секционный теплообменник защищены особым износостойким покрытием, содержащим титан: оно предотвращает коррозию оборудования и минимизирует риск образования плесени. Для каждой модели предусмотрен режим автоматического качания заслонки, который обеспечивает равномерность распределения воздуха и исключает опасность возникновения сквозняков. Заложенные функции самодиагностики предотвратят поломку инверторного кондиционера, а предусмотренный автоматический перезапуск гарантирует надежную работу после устранения возможных перебоев с электропитанием. Японские фильтры механической, адсорбционной и электростатической очистки задержат пыль, шерсть животных и тополиный пух, устранят бытовые запахи и дезактивируют попадающие с воздушным потоком микробы.

Линейка новейших серий климатического оборудования Kentatsu представлена 4 основными модификациями. Настенные сплит-системы KSGC включают модели с различной холодопроизодительностью: 2,1 — 7 кВт. Для помещений порядка 26 кв. метров оптимальным выбором станут кондиционеры KSGC26HFAN1/KSRC26HFAN1, снабженные режимами охлаждения, обогрева и осушения. Блоки настенного типа KSGH HF отличаются самыми компактными размерами и минимальной толщиной (165 мм), а в серии Titan заложен широчайший ассортимент бытовых кондиционеров бизнес-класса. Все модели от японского производителя Kentatsu прошли обязательную сертификацию на соответствие мировым требования качества и экологической безопасности (ISO 9001, 14001). Гарантийный срок службы — 7 лет.

Коды ошибок кондиционеров Kentatsu

Е1 – отсутствует контакт с температурным датчиком воздуха во внутреннем
блоке;
Е2 – отсутствует контакт с температурным датчиком испарителя;
Е3 – отсутствует контакт с температурным датчиком конденсатора;
Е4 – отсутствует контакт с температурным датчиком уличного воздуха;
Е5 – отсутствует контакт между внутренним и наружным блоком;
Е6 – предупреждение о перегреве или обмерзании наружного модуля;
Е10 – произошел сбой давления в компрессоре;
Е13 – не подается электричество из-за перепутывания проводов;
Е14 – подача электричества не на ту фазу;
Р4 – произошел перегрев испарителя;
Р5 – произошел перегрев конденсатора;
Р7 – превышение уровня температуры в компрессоре;
Р9 – включилась защита от обмерзания;
Р10 – значение воздуха на выходе является некорректным;
Р11 – давление при всасывании воздуха превышает допустимые нормы;
Р12 – подача тока повышенного напряжения;
НS – осуществляется оттаивание наружного модуля.
ЕC - Утечка фреона.

Модели Kentatsu (Кентатсу) KSGH/KSRH

Е1 – возникли ошибки в энергонезависимой памяти;
Е2 – произошел сбой в процессе трансформации нулевого цикла;
Е3 – неправильное вращение вентилятора;
Е4 – подача чересчур высокого напряжения на компрессор;
Е5 – произошло нарушение связи с температурным датчиком воздуха внутри;
Е6 – произошло нарушение связи с температурным датчиком испарителя.

Модели Kentatsu (Кентатсу) KSFU/KSRU

Р4 – произошел перегрев испарителя внутреннего модуля;
Р5 - произошел перегрев конденсатора наружного модуля;
Р9 – идет оттаивание;
Е1 – нет напряжения на температурные датчики;
Е2 – отсутствует связь с температурным датчиком испарителя;
Е3 – отсутствует контакт с температурным датчиком конденсатора;
Е6 – возникли неисправности во внешнем модуле.

Канальный тип кондиционеров

Е0 – сбои в работе температурного датчика в помещении;
Е1 – возникли неисправности в работе температурного датчика испарителя;
Е2 – возникли неисправности в температурном датчике внешнего модуля;
Е3 – отсутствует связь с наружным модулем;
Е4 – возникли неисправности в помпе конденсатора;
Е5 – ошибки в энергонезависимой памяти;
Е6 – поддон для сбора конденсата переполнен.

Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

Типовые признаки неисправностей кондиционера

Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

  • реакции на нажатие кнопок дистанционного или проводного пульта;
  • индикации на лицевой панели внутреннего блока;
  • забора воздуха из помещения и его возврата после охлаждения/нагрева;
  • характерного шума вентиляторов и компрессора;
  • перемещения жалюзи;
  • вращения лопастей вентиляторов, которое можно наблюдать через решетку на корпусе наружного и (при желании) на внутреннем блоке.
  • Кондиционер не охлаждает/не нагревает воздух

Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

  • Нарушен временной цикл работы сплит-системы

В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

  • Течь конденсата из внутреннего блока.
  • Обмерзание элементов конструкций и др.

Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Устройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

  • Испаритель с теплообменником (радиатором) во внутреннем блоке, предназначенный для отбора тепла из внутреннего воздуха обслуживаемого помещения.
  • Конденсатор с радиатором в наружном блоке, отводящий тепло в окружающее пространство.
  • Вентиляторы, создающие воздушный поток через радиаторы.
  • Компрессор, обеспечивающий необходимое для циркуляции фреона давление.
  • Электронный блок управления, принимающий сигналы задания и датчиков, выдающий команды управления на все узлы сплит-системы.

Конденсатор, испаритель и компрессор объединены трубопроводами в охлаждающий контур, в котором происходит циркуляция хладагента, переносящего тепло. В каждом из этих устройств возможны неисправности, приводящие к остановке работы или неверному функционированию кондиционера.

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Охлаждающий контур

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

  • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
  • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
  • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

Для этого применяются различные методы:

  • Погружение в воду;
  • Использование мыльного раствора;
  • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
  • Работа с течеискателями различных конструкций.

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

    Отключают сплит систему от сети.
  1. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
  2. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
  3. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
  4. Проводят опрессовку контура.
  5. Выполняют вакуумирование.
  6. Заправляют систему фреоном.

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Вентиляторы

К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

  • Поломку лопастей (чаще встречается на внешних блоках, где наблюдается обмерзание, возможно попадание крупного мусора).
  • Обрыв проводников обмоток двигателей (межвитковое короткое замыкание или на корпус устройства) или их обрыв.
  • Деформация вала и заклинивание.

Поломка лопастей чаще встречается на внешних блоках

Неисправность внутреннего блока

  • В трехфазных системах – неправильное чередование фаз или подключение меньшего их количества.
  • В вентиляторах с двигателями переменного тока – выход из строя конденсатора на обмотках.

Провести качественную диагностику пользователь сможет, пожалуй, только для первого пункта списка – поломки лопастей. Она определяется визуальным осмотром. Что касается замены крыльчатки, провести ее без проблем получится только на осевых вентиляторах наружного блока.

Во внутреннем, как правило, применяются центробежные конструкции, во многих из которых крыльчатка объединена с ротором двигателя. В этом случае единственным вариантом ремонта станет замена.

Для диагностики остальных проблем следует:

  1. Обесточить систему.
  2. Отсоединить проводники, идущие к электронному блоку.
  3. Провести замеры сопротивлений обмоток (рабочие величины производитель указывает в технической документации).
  4. Проверить конденсатор обмоток.
  5. Если проблем не выявлено – подключить проводники, включить систему, провести замеры напряжений и токов (требуется соблюдение правил электробезопасности, необходим соответствующий допуск).

По результатам измерений делают вывод о работоспособности вентилятора и необходимости его замены (восстанавливать оборудование в кустарных условиях не следует).

Заменой всего узла устраняют и другие проблемы – заклинивший вал, износившиеся подшипники и пр.

Компрессор

Компрессор кондиционера

Признаками неисправности компрессора могут служить:

  • задержки включения кондиционера;
  • нарушения цикла работы;
  • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

Электронный блок управления

В современных системах именно сложная управляющая электроника становится наиболее частой причиной отказов климатической техники. Подобные ситуации возможны вследствие перенапряжений и просадок напряжения в питающей сети, воздействия грозовых разрядов, грубого нарушения требований технической документации (например, подключение электрооборудования без заземляющего провода) и пр.

Схема внутреннего блока кондиционера

Электронный блок управления

Точно установить наличие проблем в работе электронного блока, их характер и провести ремонт могут только специалисты, обладающие соответствующим уровнем подготовки и допусками. Решает проблему обращение в сервисный центр.

Даже простая замена электронного блока должна выполняться специалистами сервисной компании. В противном случае возможны проблемы с настройкой сплит-системы и полный отказ. Кроме того, неквалифицированные действия могут привести к выходу из строя других узлов системы, что существенно усложнит дальнейший ремонт и поднимет его стоимость.

Важнейшее правило, которое нужно знать владельцам сплит-систем – нельзя пренебрегать регулярным обслуживанием и чисткой кондиционера! Большинство проблем в работе системы является не следствием неисправностей, а результатом загрязнений и устраняется простой очисткой. Кроме того, периодическое обслуживание является лучшим средством профилактики аварий.

Вопросы и ответы

Можно ли проверить работоспособность компрессора без доступа к наружному блоку (он установлен достаточно высоко)?

Сделать это проблематично, кроме того, если будет выявлена неисправность, замена все равно потребует доступ к блоку. Лучше сразу обратиться к специалистам, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование, в том числе, подъемное.

В инверторных системах такого типа устанавливаются вентиляторы с двигателями постоянного тока, которым для пуска и работы не требуется конденсатор. Соответственно, его не требуется проверять и менять.

Нередко советуют использовать для картера дополнительный нагреватель, если в системе нет такого штатного. Однако это лишь частичное решение проблемы, чаще потребуется проверка герметичности контура и дозаправка хладагентом.

При включении сплит-системы хаотически мигают все индикаторы, блоки не стартуют, перезагрузка не помогает. Говорит ли это о полном выходе из строя блока управления и необходимости его замены?

VRF-система кондиционирования позволяет в режиме самодиагностики находить множество ошибок, возникающих из-за неисправного оборудования, ошибок проектирования, неправильного выполнения монтажа или пусконаладочных работ. Однако данная статья посвящена в основном другому случаю — дело в том, что VRF-система является сложным многоэлементным устройством. Поэтому часто возникают неисправности, не диагностируемые системой.

Как же решить задачу, обозначенную во вступлении к статье? Разделим всю гирлянду на две группы, равные по числу ламп, и с помощью того же прибора, которым производилось 29 измерений, померяем уже не отдельную лампочку, а сопротивление целой группы ламп. Определить группу с перегоревшей лампой таким путём не составит особого труда. Второй шаг. Используя тот же самый алгоритм, делим группу с неисправной лампочкой ещё раз на две части и опять измеряем сопротивление двух новых групп и т.д. до нахождения перегоревшей лампы (шаги 3, 4 и 5). Несложно подсчитать, что, где бы ни находилась перегоревшая лампа, мы найдём её в нашей гирлянде максимум за пять измерений, в гирлянде из 16 ламп — за четыре измерения. Вот это и называется торжеством разума или использованием системного подхода.

Поиск неисправностей на VRF-системах кондиционирования воздуха во многом автоматизирован и не вызывает трудностей у монтажных и сервисных организаций. Фактически при запуске система сама себя тестирует и выводит данные или о нормальной работе, или о наличии каких-либо проблем. Где же выводится информация об ошибках в работе VRFсистемы?

Во-первых, эту функцию выполняет плата управления наружного блока (рис. 1). На данной плате присутствует дисплей, с помощью которого система: сигнализирует о том, нормальна её работа или нет; показывает, какие именно сбои произошли в системе; отображает текущие параметры работы кондиционера.

Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 1

Во-вторых, есть индивидуальные проводные пульты управления. Информация об ошибках выводится в виде надписи Е:ЕЕ. Например, Е01 — неправильное присоединение пульта управления. В-третьих, на самих внутренних блоках находятся световые индикаторы, отвечающие за отображение работы внутреннего блока. Если световой индикатор работы внутреннего блока мигает, это говорит об ошибке в VRF-системе (а также о режимах размораживания, возврата масла, пробного пуска и сбоя питания).

VRF-система кондиционирования позволяет в режиме самодиагностики находить множество ошибок, возникающих из-за: неисправного оборудования, ошибок проектирования, неправильного монтажа или пусконаладочных работ. Всего система диагностирует более 50 различных неисправностей и отображает их коды на внутренних и наружных блоках, а также пультах индивидуального и центрального управления. По конкретному коду сервисный специалист легко найдёт неисправность и способ её устранения.

Однако эта статья, как уже отмечалось, посвящена в основном другому случаю — дело в том, что VRF-система является сложным многоэлементным устройством. Поэтому часто возникают неисправности, не диагностируемые системой. Либо определённый код ошибки может быть вызван различными неисправностями. И тогда эффективность их поиска целиком зависит от уровня знаний и умений сервисного инженера (причём время на этот поиск всегда ограничено).

Во-первых, необходимо понимать, из каких элементов (или точнее — подсистем) состоит наш кондиционер.

VRF-кондиционеры конструктивно состоят из следующих элементов: внутренних блоков; наружных блоков; пультов индивидуального управления; пультов центрального управления; фреоновых трубопроводов; дренажных трубопроводов; управляющего кабеля; питающего кабеля наружных блоков; питающего кабеля внутренних блоков.

С другой стороны, функционально VRF-системы кондиционирования включают в себя следующие системы:

? фреонового контура (теплообменники, компрессора, клапаны регулирования, трубопроводы и т.д.);
? питания и управления (платы управления, платы связи, автоматические выключатели, кабель связи, кабель питания и т.д.);
? воздушного охлаждения (вентиляторы, воздуховоды, воздухораспределители);
? водоотведения (дренажные насосы и дренажные трубопроводы).

Наша система кондиционирования взаимодействует с внешними системами со своими характеристиками, которые также влияют на её работу (рис. 2).

Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 2

К таким системам относятся: система электропитания (напряжение, частота, фазность и т.д.); наружный воздух (температура, влагосодержание, скорость ветра и т.д.); внутренний воздух (температура, влажность и т.д.). Этапы поиска неисправности VRF-кондиционеров на основе системного подхода должны быть следующие. Этап 1: выявление признаков неисправности. Этап 2: углублённый анализ признаков неисправности. Этап 3: составление перечня возможных неисправных функций. Этап 4: локализация неисправной функции. Этап 5: локализация неисправности в системе. Этап 6: анализ отказов.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Этап 1. Выявление признаков неисправности
Первый этап предлагаемого логического подхода к анализу неисправностей заключается в выявлении признаков неисправности. Прежде чем принять решение о необходимости ремонта устройства, следует проверить, как оно функционирует — правильно или неправильно. Все системы кондиционирования предназначены для выполнения конкретной задачи — поддержания требуемой температуры внутреннего воздуха в обслуживаемых помещениях. И если эта температура не поддерживается — это уже повод задуматься о правильности функционирования VRF-системы.

Принципиально проявление неисправности возможно по двум сценариям:

2. Ухудшение функционирования. Если кондиционер работает, но результат функционирования не соответствует его техническим характеристикам, то имеет место ухудшение функционирования. Быстрое устранение ухудшения функционирования очень важно, так как малая проблема впоследствии может привести к более серьёзной неисправности и полному отказу устройства.

Огромная помощь в анализе работы системы оказывается самой системой. Тестирование и выявление не соответствующих норме параметров обозначается с помощью кодов ошибок, которые приведены в списке отображения результатов диагностики (табл. 1).

Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 3

Например, снижение производительности дальних по фреонопроводу внутренних блоков возможно: а) из-за местного сопротивления (залом, засорение, некачественная пайка) дальнего участка трубопровода; б) из-за снижения производительности наружного блока VRF.

Включение только дальнего внутреннего блока на системе покажет более детальное проявление неисправности — во всех режимах либо только в режиме максимальной производительности системы. Если один включённый блок заработает как нужно — засора нет и проблема, скорее всего, в общем нехватке расхода фреона.

Для более глубокого анализа признаков неисправности VRF-систем предназначены специальные сервисные программы, с помощью которых сервисный инженер может быстро определить множество параметров работы системы. Программа выводит практически все параметры работы в удобном виде: в режиме реального времени показания всех температурных датчиков внутренних и наружных блоков, высокое и низкое давление в системе, величины открытия регулирующих клапанов, количество и производительность работающих компрессоров наружных блоков, сохранение истории ошибок с момента запуска системы (рис. 3).

Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 4

Этап 3. Составление перечня возможных неисправных функций

Чтобы ответить на этот вопрос, от специалиста по сервису систем кондиционирования требуется знание элементов системы кондиционирования и их функций. На основе этого знания требуется определить возможные нарушения функций элементов системы. Причём важно понимать, что система кондиционирования воздуха состоит из многих сотен и даже тысяч деталей, и найти неисправность путём методичной проверки функционирования каждой из них очень долго, да и практически невозможно. Поэтому нужно уметь делить систему на группы элементов, которые в дальнейшем подвергнутся более детальному анализу в случае неисправности данной группы.

Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 5
Системный подход к поиску неисправностей VRF-систем кондиционирования. 2/2017. Фото 6

Например, снижение производительности всей VRFсистемы по холоду может быть вызвано многими причинами: засор, залом (рис. 4), утечка фреона, загрязнение теплообменников, неправильная адресация системы и т.д., и мы не знаем, что же именно привело к этой проблеме. Однако мы можем разделить все возможные неисправности на две группы: проблемы с фреоновым контуром и проблемы с системой управления. И в дальнейшем приступить к определению конкретной проблемной функции.

Этап 4. Локализация неисправной функции

Когда мы определили возможные неисправные функции или группы, нам необходимо дифференцировать неисправность и понять, в какой именно группе функций она находится. На данном этапе мы приступаем к физическим измерениям параметров работы системы с помощью стандартных контрольно-измерительных приборов и интерпретации полученной с помощью них информации.

Важно руководствоваться следующими принципами:

2. Выбор контрольных проверок производить по принципу максимальной полезности и минимальных затрат труда. Необходимо делать в первую очередь те измерения, которые, с одной стороны, дадут максимум информации и сузят круг поиска, а с другой стороны — требуют минимальных затрат времени для проверки. Например, мы определили, что происходит снижение производительности всей системы кондиционирования по холоду. Возможными причинами проблемы могут быть неправильная пайка газовых тройников или неверное количество фреона в системе (рис. 5 и 6). Чтобы понять первое, нужно разобрать систему и визуально оценить, нет ли заниженного сечения. Вторая причина может быть обнаружена путём проверки давления в жидкостном и газовом трубопроводах на наружном блоке. Понятно, что проще и быстрее проверить давление.

Этап 5. Локализация неисправности в системе

На данном этапе мы должны найти конкретный элемент схемы, который вышел из строя. До этого мы определили, какая именно функция и какая группа элементов не работает, и теперь необходимо более детально определить источник неисправности. Существуют следующие методы проверки элементов:

1. Проверка параметров работы. Мы знаем, что любой конкретный элемент должен выполнять определённые функции, и знаем особенности и параметры его функционирования. Необходимо произвести измерения этих параметров для проверки соответствия. Например, система работает на холод, но не переключается на тепло. Возможная причина этого — неисправность четырёхходового клапана. Для проверки его работы мы замеряем электрические параметры на электродвигателе клапана и по результатам делаем вывод о неисправности клапана либо системы управления.

2. Замена элементов на заведомо исправные. Один из многочисленных плюсов систем VRF — модульность конструкции, благодаря которой на одном объекте устанавливается несколько абсолютно идентичных элементов системы: наружные и внутренние блоки, пульты управления. Поэтому если все системы нормально работают, а одна даёт сбои, то легко найти неисправный элемент, временно меняя его на исправный с другого блока. Например, внутренний блок выдаёт ошибку связи Е5, которая может быть вызвана обрывом (плохим соединением) кабеля связи, неисправной платой управления наружного блока, неисправным блоком питания наружного блока. Можно исключить неисправность платы наружного блока, поменяв её с заведомо исправным блоком. Если ошибка осталась — необходимо проверять остальные элементы. (Конечно, меняя детали на заведомо исправные, иногда можно получить выход из строя исправных).

Этап 6. Анализ отказов

На первом и втором этапе мы нашли и проанализировали признаки неисправности, на третьем и четвёртом — обнаружили возможные неисправные функции, пятым этапом мы определили неисправный элемент. Казалось бы — всё, но есть очень важный последний этап — анализ отказов элементов. Если мы поменяем отказавший элемент без поиска причин его отказа, вполне может быть ситуация, когда он скоро выйдет из строя вновь. То есть нам важно ещё найти причину отказа, которая может быть вызвана ошибочным проектированием системы, неправильным монтажом, ненадлежащей эксплуатацией или изначально дефектным элементом системы. По статистике, 90 % всех выходов из строя кондиционерного оборудования происходит из-за некачественного монтажа. Поэтому в первую очередь необходимо проверить факторы ошибки монтажа, которые могли привести к выходу элемента системы из строя. Например, выход из строя компрессора мог стать следствием короткого замыкания обмоток. Причиной этого может быть перегрев компрессора, который легко диагностировать по следам перегрева на войлочной изоляции. Перегрев компрессора, в свою очередь, возникает из-за малого расхода фреона при недостаточной заправке системы или залома трубопровода, или засорения фильтров и т.д.

Некоторые ошибки монтажа
Рассмотрим разнообразные интересные и необычные случаи из авторской практики монтажа.

1. Неправильное подключение фаз
При запуске системы VRF-система проработала два часа без ошибок. После чего на следующий день выдала ошибку перефазировки. После выключения и включения автомата питания система заработала без ошибок, однако снова через два дня остановилась по причине возникновения той же ошибки.

3. Охлаждение платы инвертора
Система с наружным блоком отработала всё лето, однако через два-три месяца эксплуатации производительность сильно снизилась. Индекс производительности — 120 %. Включены все внутренние блоки на охлаждение, уставка +18 °C, в помещении +30 °C. После 30 минут работы наблюдается снижение частоты вращения компрессора до 20 Гц, увеличение давления кипения и… никаких аварий.

Количество фреона, чистота теплообменников, напряжение, токи компрессора, температура нагнетания компрессора, датчик низкого давления, степень открытия EEV всех внутренних блоков и сенсоры температур — всё в норме.

Выводы

Автор статьи ставил перед собой цель показать алгоритм нахождения неисправности в сложных и многокомпонентных системах, к которым, без сомнения, относятся и системы кондиционирования класса VRF. Надеемся, что это удалось ему в полной мере, и коллеги-монтажники и сервисные специалисты используют приведённые практические выкладки в своей повседневной работе.

Читайте также: