Замена пускового реле кондиционера

Обновлено: 05.05.2024

Запуск двигателя большинства компрессоров холодильника осуществляется подачей напряжения на пусковую обмотку с помощью термистора. Пока термистор обесточен, он имеет низкое сопротивление. После подачи на агрегат напряжения, ток течет через рабочую и пусковую обмотки мотора, двигатель начинает работу, а термистор по мере прогрева, отключает пусковую обмотку. Данное техническое решение вызывает некоторые трудности при использовании компрессора вне холодильного агрегата.

Наверное каждый знает, что если холодильник отключить от сети в то время когда компрессор работает и тут же включить обратно, компрессор не запускается и через несколько секунд, термозащита отключает компрессор от сети.

Всем доброго, демонтировал я недавно компрессор из старого холодильника. Холодильник этот проработал без выходных 17 лет.
Компрессор импортный и все же! Ожидал, что компрессии там уже нет никакой. Тестовый запуск показал обратное, манометр от насоса на 7 атмосфер, с примерно ещё тремя атмосферами за шкалой, через секунду после включения "зашкалил" до нулевого ограничители и шланг сорвало.
Сразу же было решено делать из него полноценный компрессор. В быту вещь хоть и не каждому, но весьма полезная.

Как же быть с запуском и тем более с автоматическим управлением?
В интернетах по этой теме нет вообще ни чего полезного! Вариантов всего два:
1. Искать реле запуска на основе электромагнитной контактной группы. (месяц поисков по магазинам и мастерским не дал результата)
2. Не городить огород и забыть про автоматику, а запускать компрессор вручную, кратковременно подключая пусковую обмотку.
Оба варианта меня разумеется не устраивали и я решил сконструировать реле самостоятельно.

Схема:
При подаче напряжения на схему, ток протекающий через сопротивление равен примерно 2,8А. (двигатель "стоит"). При этом на резисторе падает (зависит от текущего напряжения в сети) примерно 11-14В. Это напряжение выпрямляется диодным мостом. Выпрямленное напряжение поступает на обмотку реле, которое своими нормально-разомкнутыми контактами подключает пусковую обмотку и производится запуск двигателя. После запуска мотора, ток в рабочей обмотке уменьшается до примерно половины ампера. При таком токе на резисторе падает чуть больше двух вольт и этого напряжения недостаточно для "удержания" контактов реле во включенном положении. Реле отключает пусковую обмотку и далее мотор работает в штатном режиме.
Конденсатор:
Конденсатор в цепи пусковой обмотки нужен для уменьшения основного тока через резистор. Если пусковую обмотку коммутировать напрямую (как это делается в заводском реле запуска), то общий ток через резистор не зависимо от того, запустился двигатель или нет, составляет аж 4А. При этом, на резисторе падает 15-18В и реле продолжает оставаться включенным.
Данное реле запуска избавлено от недостатка заводской версии, ибо компрессор можно включать и выключать неограниченное количество раз с неограниченными интервалами. Не нужно ждать пока остынет термистор в цепи пусковой обмотки.


Детали:
Резистор на 5-10Вт, даже при длительной работе он не перегревается и опасаться за его выход из строя не стоит.
Диодный мост любой 400-600 вольтовый на ток не менее 1А (это с гигантским запасом).
Реле обыкновенное на 12В, в моем случае это реле из бесперебойника. Так же реле можно найти в ЭЛТ мониторах.
Конденсатор в цепи пусковой обмотки должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО неполярный, емкостью от 20 до 50мкФ, напряжением не менее 400В.
Я неполярный конденсатор не нашёл и по этому составил его из двух электролитических. Взял два конденсатора по 100мкФ, напряжением 200В и соединил их встречно-последовательно. Это конечно не полноценный неполярный, но при кратковременной работе сойдет и так.
ВНИМАНИЕ.
При повторении данного девайса - ОБЯЗАТЕЛЬНО установите в разрыв любого из проводов питания термореле от оригинального реле запуска.

Это реле спасет обмотки двигателя при заклинивании мотора, при "не запуске" мотора и от перегрузки. А главное, это устройство предотвратит пожар.
При токе более 2х ампер, внутри устройства нагревается металлическая, изогнутая пластина и в какой-то момент она выгибается в противоположную сторону разрывая цепь. Похожий принцип у регулятора температуры утюга или масляного радиатора, разница только в источнике тепла, в радиаторе или утюге нагрев пластины внешний, в данной (теплушке) нагревание пластины производится током протекающим через оную.
В следующей статье (если успею) расскажу и покажу законченный проект.
Компрессор оснащу ресивером и регулируемым автоматическим включением/выключением компрессора, в зависимости от выбранного давления в ресивере.
На этом пока все.
Спасибо за внимание и до скорого!

Поломалось реле термозащиты компрессора кондиционера LG G07LHT
поискал по Интернету - не нашел.

Внешне выглядит как пластиковый 3х3 см боченок, с одним металлическим торцом, и парой выводов.
Функция - защита компрессора от перегрева.

Подскажите пожалуйста места, где в Украине можно такое найти. Хотелось оперативно вот решить проблему с поломкой, не вдаваясь в снятие и ремонт на сервис центре.

Обратись к холодильщикам - нужна теплушка (тепловое реле для компрессора) - у тех кто занимается торговым холодом (витрины, прилавки и т.п.) - должно быть в достатке, можно с б.у. компрессора или в магазине запчастей для холодильников.

Вот нашел сильно похожее

но месяц же будет ехать.

У меня этим мастера-установщики пробуют заниматься, но говорили что больше года такое не ломалось в ЛЖ, и вот - уже несколько похожих случаев.
Хотел вот не играться с гарантией, а быстро порешать .

От холодильников, там вроде несколько иная термозащита, или нет?
Тут, я так понял, есть контакт к корпусу?

а с чего вы взяли что реле неиспрвно ? сами проверяли?

ломастер написал :
а с чего вы взяли что реле неиспрвно ? сами проверяли?

При мне сняли со стены из кондиционера, прозвонили.
Оно было нормально разомкнуто.
Кроме того, судя по энергопотреблению ( ) внешний блок не включался.

Вот , маркировка возможно не та.

softm написал :
При мне сняли со стены из кондиционера, прозвонили.

из наружнего блока ?

реле термозащиты стоит в наружном блоке там где компрессор, хотя в лыжах все может быть)))

Да, в наружном блоке стоит.
Подскажите мне ее функционал?

Оно контачит об корпус кмпрессора и размыкает цепь при перегреве ?
Или чисто тепловое (биметаллическое) электрическое реле?
Или оба два?

ПО английски оно overload protection . что наводит на чисто электрическую природу . и возможность замены, если знать ток "отсечки".

Реагирует на температуру, при нагреве свыше 120 гр, размыкает контакт .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

обычная биметаллическая пластинка , по моим данным размыкается при 95 град С

Бориска66 написал :
Реагирует на температуру, при нагреве свыше 120 гр, размыкает контакт .

Найти такое не могу, мастера тоже, уверяют что без него лучше не включать, ибо нельзя.

на реле написано B115-140-241E

Что делать непонятно Напрямую я так понимаю лучше не включить, ибо сгорит компрессор, если там фреон вытечет?

Может его можно заменить другим, похожим?



Для этого реле диапазон срабатывания от 115. 140 гр,, рабочее напряжение до 240В .
Без него включить можно, только если причину перегрева компрессора локализовать и устранить (а кстати был ли мальчик . ), кстати на LG эти хрени из-за плохих контактов сами по себе из строя выходят, кашерная техника, что с неё взять .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

КАТРАН опять ты ерунду советуешь людям, данный датчик рассчитан на работу с с напряжением 12В, в долбаной ЛЖ 220В, там мудрить для совместимости не фига не мало придется, иначе такое решение не электробезопасно .

К тому же они выпускаются в нескольких вариациях 87. 92 гр, 97. 100 гр, а это вполне рабочие температуры компрессора .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

Бориска66 написал :
Для этого реле диапазон срабатывания от 115. 140 гр,, рабочее напряжение до 240В .
Без него включить можно, только если причину перегрева компрессора локализовать и устранить (а кстати был ли мальчик . ), кстати на LG эти хрени из-за плохих контактов сами по себе из строя выходят, кашерная техника, что с неё взять .

Хм, вопрос про мальчика всегда интересный
Я ведь понимаю, что такой датчик - не проблема. Они же по 50 центов на алибабе - но за 1000-щу.

+Я сегодня уже купил пару таких тепловых защит:


Теперь помолюсь, чтобы хоть один купленный лот подошел .

Подключение пускового реле

В холодильнике "Indesit",модель R27G.015 выгорело пусковое реле на компрессоре в следствии короткого замыкания в проводке квартиры - нельзя ли предоставить схему подключения реле к компрессору,т.к. контакты старого реле выгорели,в следствии чего не знаю как подключить провода к новому реле?Спасибо за внимание.

схемы электрического включения герметичных компрессоров определяются типом электродвигателя, примененного для привода компрессора, а также параметрами питающей сети. для привода компрессоров, предназначенных для подключения к однофазной сети, используются асинхронные конденсаторные двигатели. асинхронный конденсаторный двигатель имеет на статоре две обмотки. одну из обмоток, пусковую, включают непосредственно в однофазную сеть, а другую, рабочую, включают через рабочий конденсатор.


1 — электродвигатель; 2 — внутренняя электрическая защита (тепловая, токовая); 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно; ср — конденсатор рабочий; r, с, s — выводы обмоток; l — фаза; n — рабочий нуль.

рабочий конденсатор создает фазовый сдвиг между токами в пусковой и рабочей обмотках статора и остается включенным на протяжении всего периода работы двигателя.
необходимо помнить, что измерять сопротивление обмоток электродвигателя таких компрессоров следует после остывания компрессора. иначе можно сделать неверный вывод о наличии обрыва в обмотках.

Подключение пускового реле холодильника

Когда снимаешь с компрессора то,что осталось от реле Danfuss, на самом компрессоре у нас три штыря(контакта,на которые устанавливается реле,измерял сопротивление омметром - 34ом-18ом-16ом(думаю двигатель цел?),а вот реле и его контакты поплавлены и питание двигателя идет через это реле,к реле подходят 2 питающих конца(220V) и провод,идущий от термореле и подсветки холодильника,итого к реле подходят 5ть концов - вот их-то как подключить(?!),если не знаю куда какой из них идет,все они подключаются к реле Danfuss.Спасибо за внимание и потраченное время.


Бытовой холодильник – это одно из тех устройств, без которых мы не представляем своей обычной комфортной жизни. Любая поломка влечет за собой растерянность и денежные затраты.

Поэтому имеет смысл изучить работу аппарата и в случае неожиданности применить полученные навыки.

Привод компрессора холодильного устройства — это рядовой электродвигатель, работающий по принципу десинхронизации, ток на него подается от однофазной сети с напряжением в 220 В.

Изюминка этого элемента в том, что при включении необходимо пусковое реле холодильника, которое в некоторых устройствах выполняет еще и функцию предохранителя обмоток двигателя.

Как работает пусковое реле

Как работает пусковое реле

  1. Трехфазному двигателю не требуется дополнительное устройство для запуска. Через три бобины статора двигаются переменные токи, фаза каждой из которых сдвинута относительно другой на 120 градусов. Поэтому вокруг ротора создается небольшое магнитное поле.
  2. Ротор, который представляет из себя вращающуюся часть компрессора, сделан в виде пустого цилиндра из материалов проводящих ток или содержит короткозамкнутую обмотку. В спокойном состоянии в нем нагнетаются вихревые токи. А они приходят во взаимодействие с электромагнитным полем статора, следуют за ним, стараясь его догнать. Так при помощи силы тока, раскручивается ротор.
  3. Как только скорость движения ротора становится равна скорости вращения поля статора, в токопроводимой части ротора начинают уменьшаться электромагнитные процессы, он начинает останавливаться, затем снова разгоняется. Другими словами, ротор и магнитное поле статора, вращаются в противоположные стороны.
  4. В условиях обычной жизни используется однофазный тип электропитания. Но одна основная обмотка не может запустить движение ротора. Для создания запуска на статоре необходима вспомогательная обмотка со смещенной фазой.

Важно! Еще одно важное условие для пусковой обмотки, это перемещение ее относительно рабочей. Она или расположена под прямым углом, или сделана с обратным направлением намотки.

Перемещение фазы для направления тока на вспомогательную обмотку создается с помощью индуктора или конденсатора. Но вторая обмотка включается в работу только при пуске двигателя. Вращающийся ротор будет обеспечивать движение магнитного поля статора, и для обеспечения движения будет достаточно, если по основной обмотке проходит переменный ток.

Поэтому принцип работы пускового реле холодильника состоит в следующем:

  • перемещать фазу тока для основной обмотки
  • включать ее при начале работы двигателя
  • отключать основную обмотку, когда ротор пришел в движение

Данное устройство обеспечивает запуск компрессора и так и называется – пусковое реле. Находится оно обычно в разных частях холодильника, в зависимости от того где установлен мотор- компрессор.

Пусковое реле холодильника. Подробности

Разновидности пускового реле

Реле для запуска работы холодильника бывают двух видов:

У данных элементов, устройство пуска состоит из конденсатора и позистора. Конденсатор в компрессоре размещен между двумя обмотками. Он создает возможность смещения фазы, которое включает двигатель. Позистор соединен с основной обмоткой. При запуске, в условиях нормальной температуры, его сопротивление мало и напряжение тока во время движения через обмотку очень высоко. Во время движения тока, температура позистора повышается, его сопротивление становится сильнее и это не позволяет работать вспомогательной обмотке.

ВАЖНО! Напряжения тока достаточно только для, поддержания позистора в горячем состоянии, на время работы компрессора.

Когда напряжение перестает поступать на компрессор, температура позистора падает. К такому виду относятся пусковые реле для холодильников Атлант, Норд. А также реле, установленные в холодильниках Индезит, Электролюкс, Стинол.

Главный элемент системы — соленоид, размещенный в теле реле. Его катушка последовательно соединена с основной обмоткой компрессора. В момент пуска, когда ротор еще не пришел в движение, по цепи катушки поступает максимальный ток. Создается мощное магнитное поле, которое вовлекает в катушку якорь с контактом, через который проходит ток. Замыкается цепь основной обмотки. И ротор набирает скорость.

По мере того как ротор разгоняется, движение тока через бабину падает до величины, когда сила магнитного поля станет меньше силы компенсации пружины или веса якоря. Параллельно сердечник приходит в свое первичное состояние, контакты в цепи пусковой обмотки размыкаются. Реле включится, когда двигатель после остановки вновь заработает.

ВНИМАНИЕ! Для данного типа реле важно правильное положение элемента. Поэтому при ремонте холодильника и самостоятельной замене реле необходимо проверять размещение новой детали.

К индукционному типу относятся реле для холодильников Бирюса, Ока, ЗИЛ, Самсунг, Индезит.

Предохранительные функции реле

По мере эксплуатации холодильных устройств могут возникнуть разные неприятные ситуации, связанные с выходом из строя компрессора. Чаще всего это бывает из-за перегрузки мотора. Если работа ротора вдруг застопорится. Сила тока проходящая по обмотке вырастет, но не так, чтобы сравняться по значению с токами КЗ, срабатывает распределительный щиток. Двигатель перегревается, и обмотка может оплавиться из-за высокой температуры.

Чтобы избежать перегрева, и не менять компрессор, существует токовая защита. Её составляющие могут располагаться в одном месте с пусковым механизмом. И данные модели называют защитнопусковым реле холодильника.

Действие защитной части детали основано на свойствах биметаллической пластины. Из-за того, что она меняет форму в зависимости от нагревания, при прохождении через пластину тока определенной величины, она выгибается. Один конец пластины закреплен на контакте. Другой может смещаться. В остывшем состоянии он соединяет цепь, при нагревании разъединяет.

Частые неисправности в работе реле

Иногда при старте может отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или срабатывает ее отключение. Причиной может быть:

  • Перегрев позистора
  • Разрыв электрической цепи
  • Проблема контактной планки
  • Сбой в работе теплозащиты

В таких случаях важно произвести осмотр всех элементов реле и определить неисправность.

Как проверить пусковое реле

  • Контакты электроцепи не замыкаются

В этом случае можно прозвонить последовательно всю цепь с помощью мультиметра.

ВАЖНО! Если вы имеете дело с индукционным реле. Тогда надо поднять планку самостоятельно, в противном случае контакта не будет.

Для определения неисправности следует проверить его в нагретом и остывшем состояниях. Позистор так же прозванивается мультиметром и если ток отсутствует или возникает слишком большое сопротивление тогда деталь необходимо заменить.

Для проверки способности разъединения к позистору подключается лампочка. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые присоединяются ко входу устройства. Провода от лампочки соединяют с разъемами, ведущими на пусковую обмотку.

Если лампочка горит и не гаснет, можно считать что позистор неисправен и подлежит замене.

  • Не работает контактная планка

Причина может быть в окислении контактов, тогда необходимо их почистить. Либо в искривлении самой планки, ее следует привести в горизонтальное положение.

Чаще всего это происходит из-за отхождения контакта, который размыкает биметаллическая пластина. Или повреждение в районе нагревающей спирали.

В случаях, когда требуется проверить работоспособность холодильника и определить характер неисправности, можно попробовать запустить компрессор без пускового реле. Для этого на несколько секунд вместе с рабочим конденсатором включают пусковой. Если компрессор заработает, то неисправно именно реле.

ВАЖНО! При работе с элементами компрессора необходимо надевать защитные перчатки, чтобы не обжечь руки.

Пусковое реле – это одна из основных составляющих компрессора холодильника, которая обеспечивает не только его запуск, но и предохраняет от поломок. Поэтому надо относиться очень ответственно к самостоятельному ремонту данной части. И при необходимости вызвать квалифицированного специалиста.

Читайте также: