Буква ч в виде чайника
Обновлено: 03.07.2024
Педагогические цели урока: формирование умения выделять в словах звук [ч`], правильно произносить его; знакомство с буквой Чч, формирование умения читать слова с этой буквой; повышение самостоятельности учащихся в чтении.
Задачи: учить распознавать звук [ч`] и соответствующую букву, познакомить с особенностями данного звука, как всегда мягкого согласного звука, с правилом написания буквосочетаний ча-чу, упражнять в осознанном и выразительном чтении, развивать умение рассказывать о прочитанном, отвечать на вопросы учителя, совершенствовать технику чтения.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные УУД : общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого уровня читательской компетентности; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме простых суждений, установление причинно- следственных связей
Коммуникативные УУД : уметь координировать действия по выполнению задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формирование нравственных качеств личности.
Методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: предметные картинки с буквой Ч, слоги, презентация, экран, проектор.
1.Орг. момент
Он пойдет ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
2. Актуализация знаний.
1 ) Работа с лентой букв.
- Чтение букв по ленте.
- На какие две группы делят буквы?
- Какие звуки мы называем гласными; согласными?
[ Если при произношении воздух свободно проходит через рот, не встречая какой-либо преграды такие звуки называют гласными. Согласными называются звуки при произношении которых воздух встречает какую-нибудь преграду.]
Цель занятия: изучаем букву Ч, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ч, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ч по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Чайник Черепаха Часы Чайка
- Какой звук есть и в слове ЧАЙКИ, и в слове МЯЧ?
- В начале, в конце или в середине слова звук [ч] в слове ЧАЙКА? — БОЧКА? — КАЛАЧ? — ДОЧКА?
- Гласный или согласный звук [ч]?
- Звонкий или глухой этот звук?
- Почему?
Задание: печатная буква Ч для дошкольников
Рассмотри букву Ч. Нашили букву Ч в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
У них усы не для красы —
Они показывают время
И называются… (часы).
Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).
Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой… (четкой).
Заяц волка замещает,
Всех косых не … (замечает).
Вдоль по улице мощеной
Мчится вскачь арбуз… (моченый).
А волна реки, плеща,
Пену сбросила с … (плеча).
Сказка про букву Ч
Кто живет в часах
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!
Загадки для детей на букву Ч
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим.
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)
Пословицы и поговорки на букву Ч
Недоученный хуже неученого.
Почитай учителя, как родителя.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ученику — удача, учителю — радость.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Что в воду упало, то пропало.
Веселые стихи про букву Ч для детей
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
(В. Орлов)
На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго
Мы хозяйку
Ожидаем.
(Г. Сапгир)
Говорит Чечетке Чиж:
— Ты когда на юг летишь?
— За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
Вот!
(М. Яснов)
Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо — чай вечерком
Да вприкуску с червячком
Сахарным!
(А. Пудваль)
Четыре Анюточки
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
(Е. Благинина)
Цель занятия: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.
Цели : создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.
Планируемый результат:
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные: формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: Пропись № 1 Горецкий, сигнальные карточки для этапа рефлексии.
Ведущий вид деятельности: индивидуальная,фронтальная
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … урок!(ответ детей)
Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)
Проверяют организацию рабочего места
II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
- Почтальон, ребята, принёс нам письмо:
«Дорогие мальчики и девочки!
Черепаха и червяк,
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Человек, чернила, чаша,
Чёрный кот, лесная чаща,
В сказках есть краса – девица,
Честный рыцарь, чудо – птица,
Черномор, Яга – злодейка,
Буква Ч , ты – чародейка!
- Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.
- Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой, которая нам предлагает выполнить задание.
Прочитайте запись на доске:
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Какая структурная единица языка записана на доске? Что это? Докажите, что это предложение.
- Можете ли вы записать это предложение? Почему?
- Чему вы должны научиться?
Тема выносится на доску в виде иллюстрации-образца
Предлагает по странице прописи(с…) составить план урока,
III. Изучение нового материала.
- Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец.
Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? ( Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).
- Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
- Напишите три раза букву Ч на доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего.
- Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета.
Откройте страницу 34 (напомнить правило посадки обучающихся)
Постарайтесь также красиво написать букву Ч в тетради.
- На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)
- А чем отличается? ( Вторым элементом)
Физкультминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко.
IV. Первичное закрепление. Задание в прописи (стр.34)
- Прочитайте слова. (Чита, Челябинск)
- Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха.
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.
- Запишите названия городов по образцу.
- Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек).
Сколько слов в предложении?
Какое слово написано с заглавной буквы? Почему?
Какой знак стоит в конце предложения?
Запишите предложение по образцу.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трём, трём,
Мы капусту жмём, жмём.
V. Усвоение новых знаний.
- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].
Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!
- Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч.
Давайте проверим, все ли слова вы назвали.
-Где живёт сверчок? (на чердаке)
- Где стрелки? ( в часах)
- Где ложка? (в чашке)
- Где чай? (в чайнике)
- Кто в гнезде? (чижик)
- Кто над морем? (чайки)
- Кто в песке? (черепахи)
- кто живёт в горах? (чабан)
- Что в огороде? (чучело)
-Какой день недели?(четверг)
-Кто в земле? (червяк)
(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)
- Молодцы. Но чтобы писать эти слова мало знать, как пишется заглавная буква, поучимся писать строчную букву Ч.
Рассмотрите образец строчной буквы Ч. (стр. 34-35)
Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по- разному они пишутся?
Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх до линии, затем ведём плавную линию (как провисшая ниточка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем наклонную с закруглением внизу вправо. Обведите строчную букву ч по голубому образцу, затем на доске и пропишите две строки.
VI. Закрепление. Работа в прописи (стр. 35)
- Запишите слоги ча и чу. С какими гласными буквами они пишутся?
Запишите слова с этими буквосочетаниями.
- Прочитайте и назовите слова, где встретились сочетания ча-чу? Запишите эти слова в прописи.
- А что мы видим на следующей строке? (предложение)
Как определили, что это предложение? (выражает законченную мысль, начало с заглавной буквы, в конце стоит точка)
сколько слов в предложении?
Кто прочитает это предложение?
Как вы думаете, когда птичкам хочется петь? (когда они сытые, когда им тепло). А мы можем помочь птичкам? (да)
- Запишите это предложение, диктуя его себе по слогам.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?
- Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.
Буква Ч
Общие сведения
Название буквы: че Буква: согласная Звук: [ч] Начертание: Ч - заглавная
ч- строчная Позиции в алфавите: 25-я с начала
9-я с конца Старое название: Червь Ранг: 22 Употреблений: 7300193 Частотность: 1.02%
Буква "Ч" в различных азбуках, языках и системах
Чистописание
На языке глухих
На языке слепых
В азбуке Морзе
В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву "Ч". Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.
Примеры слов на букву "Ч"
Материалы для изучения
Стихи
Загадки
* * *
Если мне добавить ножку,
Подравнять меня немножко,
То без новых перемен
Получаем букву Н!
Скороговорки
* * *
Носит буква Ч заколку
На своей чудесной челке.
Вы узнаете по челке
Букву Ч и по заколке.
Сказки
Про букву Ч
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
Читайте также: