Чем отличается рефрижератор от холодильника

Обновлено: 05.07.2024

Очень часто можно встретить выражение "контейнер-холодильник" по отношению к рефрижераторным контейнерам. Такой подход относительно не верен, это понятие больше подходит к небольшим пластиковым или металлическим коробам, которые поддерживают температуру для вашего обеда. Большой же контейнер, способный поддерживать температуру, как положительную, так и отрицательную, следует называть рефрижераторным контейнером или, просто, рефконтейнером.

Что же такое рефрижераторный контейнер и из чего он состоит?

Как уже указывалось выше, это контейнер, который способен поддерживать определенные климатические параметры. Это достигается за счет рефрижераторной установки, которая располагается на задней стенке контейнера и вырабатывает теплый или холодный воздух, поступающий в камеру. Чаще всего встречаются установки, которые создают и поддерживают атмосферу в промежутке от -25 град. С до +25 град. С , но встречаются и установки, способные создавать и удерживать нижний температурный порог в -35 град. С .

Данная тара очень сильно отличается от сухогрузного контейнера не только наличием холодильной установки, но и особенностями изготовления самой камеры. Если сухогрузные контейнеры делают из обычных листок кортеновой стали, то рефрижераторные контейнеры состоят из нескольких слоев:

  • Для наружного слоя используются листы дюралюминия или профилированной стали толщиной 2,0 мм;
  • Средний слой состоит из огнестойкой полиуретановой прослойки и сэндвич-панелей;
  • Внутренний слой изготавливается из пищевой профилированной стали толщиной 0,2 мм;
  • Двери делаются по той же технологии, что и стенки;
  • Пол отличается от стен наличием Т-образных металлических профилей, которые позволяют использовать специальную технику при проведении погрузо-разгрузочных работ, а расстояние между профилями служит для подачи воздуха в камеру из холодильной установки.

Классификация рефрижераторных контейнеров

В отличие от сухогрузных контейнеров, рефрижераторные делятся не только по размерам (20, 40, 45 футов), но и по производителям:

  • Carrier;
  • Thermo King;
  • Daikin.

Первые два производителя - это представители североамериканского континента, хотя иногда такие контейнеры производят на заводах Китай, Тайваня, Тайланда. Компания же Daikin - это японский представитель на рынке рефрижераторов.

Также "рефы" можно условно разделить по маркам установок, использованию различных марок фреона и другим небольшим отличиям.

Ррефрижератор — это специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой.

Типология

Автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой).

Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

Стена

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника.

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. А простой процесс уборки исключит неприятные запахи гниения.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок основан на процессе поглощения или выделения тепла.

В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон).

При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор.

Под давлением температура хладагента увеличивается.

В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента.

После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° С.

Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока.

Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается.

Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается.

С этого момент цикл повторяется.

Виды рефрижераторов по типу охлаждения

Рефрижераторы подразделяются на классы А, В и С.

В рефрижераторах класса А поддерживается температура в диапазоне от +12 до 0°С, класса В -от +12 до - 10°С, класса С - от + 12 до - 20°С при температуре наружного воздуха + 30°С.

Температура внутреннего грузового помещения отапливаемых фургонов до +12°С при температуре наружного воздуха - 10°С для рефрижераторов класса А и - 20°С для рефрижераторов класса В.

Рефрижераторы и отапливаемые фургоны используются для дальних пе­ревозок (до 1000 км) скоропортящихся продуктов.

Термоизоляция кузова обеспечивается применением термо­изоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огне­стойкостью, пожаробезопасностью и т.д.

На отечественных фур­гонах наибольшее применение получил пенопласт, который не­гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к ме­таллу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60 °С.

Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществля­ется с помощью либо временных, либо постоянных источников холода.

Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют собой устройства, использующие переход опреде­ленного вещества (сухой лед, специальные растворы солей, сжи­женные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаж­дающие ее.

Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов).

Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от спе­циального автономного двигателя.

Холодильная установка в реф­рижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри кузова. При таком разме­щении частей холодильной установки обеспечивается полное ис­пользование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, кон­денсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть использо­вана также для обогрева кузова рефрижератора, что бывает необ­ходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после их перевозки в замороженном виде.

При безмашинном способе охлаждения грузовых помещений рефрижера­торов используется твердая углекислота (сухой лед), замороженные эвтекти­ческие растворы, сжиженные газы (жидкая углекислота, азот).

Сублимация сухого льда (переход из твердого состояния в газообразное) позволяет достигать низких температур кузова. Высокая плотность (1500 кг/м3) сухого льда позволяет создавать компактные охлаждаемые установки. Сухой лед помещается в бункера, расположенные под потолком грузового помещения. Бункер загружается через специальный люк без нарушения гер­метичности камеры.

Эвтектические растворы (хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и др.) помещаются в емкости (зероторы) и заморажи­ваются в стационарных холодильных установках или другим способом. При оттаивании эвтектических растворов за счет поглощения ими теплоты темпе­ратура в кузове может поддерживаться от - 2 до - 9°С в течение 12. 15 ч.

Использования зероторов и бункеров не позволяет регулировать темпе­ратуру. Более совершенной системой охлаждения является использование жидкой углекислоты. Необходимая температура поддерживается при управ­лении вентилем регулировки подачи углекислоты в грузовое помещение. Не­достатком такого охлаждения является специфическое воздействие углеки­слоты на многие продукты. Относительная стоимость углекислоты довольно высока. В последнее время в качестве хладагента в рефрижераторах все шире применяется жидкий азот.

Азотная система охлаждения (рис.6.8) работает следующим образом.

В кузове ус­танавливается датчик температуры, передающий сигнал на реле, настроенное на определенную температуру.

По команде реле температуры открывается или закрывается электромагнитный вентиль подачи азота в камеру. Жидкий азот из сосуда под давлением поступает в распределительный коллектор. В результате теплообмена со средой в грузовом помещении происходит испаре­ние азота. После охлаждения среды до заданной температуры реле темпера­туры дает сигнал на закрытие вентиля. Система охлаждения блокируется с работой дверей, при открытых дверях система отключается. Это вызвано тре­бованиями безопасности, а также уменьшения расхода азота.

Рис. 6.8. Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 — наружный кожух сосуда с азотом; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 -вентиль; 4 — регулятор давления; 5испаритель азота для поддержания постоянного избыточного давления в сосуде; б — вентиль газосброса; 7 - вен­тиль заправки; 8 - регулятор температуры; 9 — вентиль подачи жидкого азота; 10 — распылительный коллектор; 11 - датчик температуры; 12 - пре­дохранительные клапаны; 13 - манометр; 14 - указатель уровня жидкого азота.

При машинном способе охлаждения рефрижераторы снабжаются ком­прессорными холодильными установками. Привод компрессора осуществля­ется от двигателя внутреннего сгорания. Это обеспечивает полную автоном­ность работы рефрижератора, как во время движения, так и на стоянках.

В современных рефрижераторах холодильные установки обычно разме­щают вне фургона - на передней стенке, что обеспечивает полное использо­вание площади и вместимости фургона, а также улучшение обдува компрес­сора во время движения.

Изотермические фургоны, фургоны-рефрижераторы и обогреваемые фур­гоны оборудованы термоизоляцией, которая находится между наружной и внутренней облицовками. Кузов фургона выполняется с каркасом или в бес­каркасном исполнении.

Термоизоляция осуществляется несколькими способами: напылением изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок; заполнением полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты. Нанесение вспененной композиции до закрепления одной из обшивок позволяет исключить появление пустот в теплоизоляции.

Бескаркасные фургоны обычно изготавливают с использованием термо­изоляционных плит толщиной до 90 мм. В ка­честве теплоизолирующего материала часто используется пенополиуретан. В изоляционных панелях для повышения жесткости помещаются различные вставки из стекловолокна, фанеры и т. п., соединенные между собой специ­альными клеями.

Кузова фургонов оборудуются навесными задними двустворчатыми и боковыми навесными или сдвижными дверями. Двери изготовляются из алю­миниевых сплавов, коррозионно-стойких сталей или композитных материа­лов. Уплотнение дверей обеспечивается двумя прокладками: внешней, контактирующей с атмосферой, и внутренней - теплоизолирующей.

Холодный воздух подается вентилятором от испарителя в верхнюю часть кузова, вдоль двери и пола к вентилятору и обеспечивает равномерное охлаж­дение кузова.

Авторефрижератор представляет собой автомобиль-фургон (прицеп, полуприцеп) с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Большинство холодильных установок авторефрижераторов осуществляют охлаждение и обогрев и называются холодильно-обогревательными установками. Холодильные установки обеспечивают поддержание температурного режима от -25°С до +12 °С в изотермических кузовах автомобилей-фургонов, прицепов и полуприцепов объемом от 2 до 120 м2.

Холодильная установка автомобилей малой и средней грузоподъемности обычно имеет два компрессора: компрессор с приводом от двигателя автомобиля (непосредственно через клиноременную передачу или от автомобильного генератора), который называют дорожным, и стояночный компрессор с приводом от электродвигателя и питанием от внешней электросети. В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливается один компрессор с приводом от автономного двигателя, обычно дизеля. Для привода компрессора и охлаждения груза на стоянках авторефрижераторы могут дополнительно комплектоваться резервным электродвигателем (напряжение 220, 380 В, мощность 3. 11 кВт) с питанием от внешней электросети.

Холодильные установки имеют два варианта управления: электромеханический и микропроцессорный.

Номенклатуру так называемого скоропорта можно долго перечислять, как и озвучивать изготовителей такого оборудования. Наши заказчики просят ставить только надежный агрегат. Такие есть: по итогам прошлого года в рейтинговый список монтируемых установок для специализированных ТС вошли всего несколько компаний, которые справедливости ради перечислим в алфавитном порядке: Сarrier (США), Dongin Thermo и H-Thermo (Корея), TerraFrigo (Россия), Thermo King (США), Zanotti (Италия), Элинж (Россия).

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Гипермаркеты активно осваивают онлайн-торговлю, а с ней развивается маломерный флот рефрижераторов и сеть сервисных центров обслуживания такой техники в местах ее базирования.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Спрос на технику с ХОУ перевернул устоявшиеся правила: мегаполисы затребовали под нынешние реалии маломерный флот рефрижераторов — легкие коммерческие автомобили, активно выдворяя из городской черты чадные фуры. В перспективе двух-трех пятилеток наши мегаполисы планируют перейти на полный электропривод.

Thermo King объявил о выпуске своего литий-ионного аккумуляторного блока для полностью электрифицированных холодильных установок E-200, емкость которого обеспечивает непрерывное охлаждение, даже когда водитель останавливает автомобиль для выгрузки, отдыха или выключает двигатель на более длительный срок. Новый агрегат Сarrier Xarios 8 мощностью 5500 Вт предназначен для фургонов объемом от 20 до 45 м 3 .

Это существенная прибавка к семейству малолитражных рефрижераторов с объемом холодильной камеры от 2 до 6 м 3 , начиная от обычного рефрижератора Lada Largus до серий Kub, Roof и Prima на базе Largus. В настоящее время сбыт упомянутых моделей уверенно растет.

Prima по объему грузового фургона из алюминиевых профилей, сэндвич-панелей из экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм и композитного материала толщиной 1,5 мм получилась 6‑кубовой. Для городской развозки такой внутренний объем в самый раз: в среднем за одну ходку по маршруту доставки малолитражка везет от 300 до 500 кг полезного груза, но по паспорту может брать и 750 кг.

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Холодильные установки Zanotti серии Zero, SFZ и UFZ предназначены для поддержания климатических условий при перевозке охлажденных и/или замороженных пищевых продуктов в изотермических фургонах автотранспортных средств объемом от 4 до 41 м 3 .

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Потолочный испаритель Carrier Neos 100 для 2,7‑кубового кузова в самый раз по мощности, и даже запас имеется, а вот конденсатор пришлось ставить на крышу.

АВТОНОМНОСТЬ ЕЩЕ БУДЕТ РУЛИТЬ

Все идет к тому, что в нынешнем году статистика монтируемых на машины ХОУ с автономным приводом пойдет вверх: ведущая российская компания розничной торговли X5 Retail Group заказала на 2021 год сразу 440 грузовиков с автономными холодильными агрегатами Carrier S. За последние два года это крупнейшая поставка агрегатов такого класса российскому рынку.

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Thermo-King B-100 представляет собой новый модельный ряд полностью электрических установок для легких грузовиков и автофургонов.

Правда, водителям и механикам, работающим в Якутске или Мурманске, наличие на машине еще одного двигателя радости в зимнее время не добавляет. Кто работал в тех регионах, тот поймет. Потому над версией Nordic разработчикам пришлось изрядно поработать, адаптируя ХОУ к критичным температурам Севера. За счет применения специальной системы управления свечами накаливания запуск на морозе стал легче и на добрую треть быстрее.

Появился электрический подогрев топливного фильтра, топливных магистралей, а сам двигатель холодильно-отопительного агрегата к зиме заправят специальными антифризом и маслом, не замерзающими даже при –50 °C. Также установку укомплектовали стояночным модулем для работы от электросети во время стоянок или подготовки фургона к работе.

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Легковые фургоны-рефрижераторы удобны своими габаритами, низкой стоимостью владения, быстрой окупаемостью и самой распространенной доступностью для вождения: достаточно иметь в водительском удостоверении категорию В — сел и поехал. Не нужно искать водителей с категорией С, которых сейчас дефицит. Для освоения ухода и эксплуатации холодильного агрегата достаточно одного часа: механик за это время расскажет, покажет и примет зачет. Проверено на практике. В нашем парке есть автомобиль Prima с семикубовым кузовом из самых первых, изготовленных на базе Largus. Рефрижератор эксплуатируется с февраля 2021‑го, ездит по всей России, нареканий на ходовую, мотор и само холодильное оборудование нет. Самая дальняя поездка была из Нижнего Новгорода в Казахстан с грузом под полтонны. Водитель доволен, механик тоже: рефрижератор комфортен, легок в управлении и не досаждает поломками. Есть еще один плюс — экономичен, средний расход девять литров на сотку.

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

Сразу интересуйтесь стоимостью владения агрегата. Не лишним будет затребовать карту сервисных центров. Если они в стороне или далеко от маршрутов следования ваших рефрижераторов, то лучше все-таки поискать другого дилера и производителя с более разветвленной сетью ремонта и обслуживания такого оборудования, в т. ч. с наличием передвижных мобильных бригад. Если такой центр предлагает сервисный контракт, с таким поставщиком работайте. Не забывайте нужные атрибуты: каким бы надежным и продуктивным ни был агрегат, а недорогая шторка на дверной проем фургона поможет сберечь температуру в момент погрузки или частых выгрузок по маршруту следования. И еще не забывайте про регистраторы температурных данных, датчики открывания дверей, телематические системы для мониторинга груза и показателей работы холодильного агрегата: мелочей в перевозке бывает.

Автомобиль рефрижератор позволяет доставлять скоропортящиеся грузы на относительно большие расстояния.

Автомобиль рефрижератор позволяет доставлять скоропортящиеся грузы на относительно большие расстояния. Благодаря поддержанию отрицательной температуры внутри грузового рефрижератора, практически полностью останавливаются процессы гниения и брожения.

Мощность и надежность холодильного оборудования во многом определяет стоимость рефрижератора. Для того, чтобы сделать обоснованный выбор авторефрижератора, желательно, хотя бы в общих чертах, познакомиться с принципом работы холодильного оборудования.

Как создается холод в автомобильном рефрижераторе?

Рефрижератор поддерживает низкую температуру за счет циркуляции хладагента по закрытой цепи. Хладагент проходит под давлением через пять основных узлов. В каждом из них он находится либо в жидком, либо в газообразном состоянии за счет создания необходимой температуры и давления. Переход из жидкого состояния в газообразное сопровождается поглощением тепла из окружающей среды. При конденсации газа в жидкость тепло выделяется. Холодильный рефрижератор выполняет свои функции за счет поглощения тепла хладагентом из термобудки и его отдачи в окружающую среду. Таким образом, тепло из фургона "откачивается" наружу с помощью хладагента.

Детально процесс выглядит следующим образом:

  1. Хладагент в газообразном состоянии поступает в компрессор через всасывающий клапан. Компрессор сжимает хладагент и, через выпускной клапан, направляет его в конденсор. Процесс сжатия сопровождается повышением температуры газа.
  2. Конденсор сделан так, что он имеет большую площадь соприкосновения с окружающим воздухом. Воздух охлаждает хладагент до точки конденсации. Превращение хладагента в жидкость сопровождается выделением большого количества тепла, которое и отдается окружающему воздуху.
  3. Далее жидкий хладагент поступает в ресивер-влагоотделитель рефрижератора, где он очищается от примесей газов и освобождается от воды. Другая функция этого блока – временное хранение запасов жидкого хладагента.
  4. Все это время хладагент находился под высоким давлением, но затем он подается в терморегулирующий вентиль. Здесь давление скачкообразно уменьшается. Температура кипения хладагента при низком давлении ниже, чем в фургоне авторефрижератора. Он превращается в газ и забирает тепло.
  5. Грузовые рефрижераторы охлаждают воздух в фургоне за счет прокачивания его через испаритель, постоянно охлаждающийся превращением хладагента из жидкости в газ. При охлаждении воздуха конденсируется влага, которая сливается по системе дренажных трубок или замерзает непосредственно на испарителе.
  6. Замыкает цикл подача хладагента в компрессор через входной соединительный клапан.
  7. Авторефрижератор для нормальной работы нуждается в системе разморозки. Для этого горячий газ после компрессора периодически направляется непосредственно в испаритель через специальный клапан. Испаритель за счет этого нагревается и лед тает. По этому принципу происходит работа рефрижератора на тепло, в зимнее время года.

Читайте также: