Дефекты дорожных плит при эксплуатации

Обновлено: 16.05.2024

Общая информация по обстоятельствам дела

Временная дорога из сборных железобетонных плит, строительство которой велось под наблюдением службы строительного контроля в одном из районов Ленинградской области, спустя год эксплуатации выглядит достаточно не плохо и представлена на фотографиях:

Но не все строительство временных дорог ведется под должным контролем и завершается в срок.

Заказчик данного экспертного исследования столкнулся с проблемой качества выполненных работ по устройству временной дороги из дорожных плит и с проблемой не выполненных работ по двум договорам и поставил перед специалистом следующий вопросы:

Заключение специалиста № 2***1

Заказчик проведения экспертного исследования.

Исполнитель проведения экспертного исследования.

Основание для проведения экспертного исследования.

Сведения о специалисте

Экспертное исследование проведено специалистом, инженером строительного контроля Корниловым Яков Евгеньевичем.

Информация о квалификации эксперта

Сведения о предоставленных на исследования материалах

Поставленные перед специалистом вопросы:

  1. Имеют ли дефекты и недостатки работы по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года?
  2. Выполнены ли на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года?
  3. Выполнены ли на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года?

Предоставленные специалисту материалы:

  • Цифровая копия Договора подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года.
  • Цифровая копия Договора подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года
  • Цифровая копия Договора подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года.

Используемые при исследовании нормативные документы, литературные источники, информационные ресурсы и оборудование

При проведении экспертного исследования использовались следующие нормативные документы и методическая литература:

Приведенные и использованные при составлении заключения правовые и нормативно-технические ссылки даны на основании действующих документов.

При проведении экспертного исследования использовалось следующее оборудование:

  • комплект визуально-измерительного контроля ВИК РД 03-606-03 (№**);
  • цифровая камера Canon **** (№ *****);
  • линейка метрическая ГОСТ 427–75;
  • уровень метровый ГОСТ 9416-83.

Термины и определения

Обследование – комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Дефект – отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

Повреждение – неисправность, полученная конструкцией при изготовлении, транспортировании, монтаже или эксплуатации.

Нормальная эксплуатация – эксплуатация конструкции или здания в целом, осуществляемая в соответствии с предусмотренными в нормах или проекте технологическими или бытовыми условиями.

Категория технического состояния – степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.

Оценка технического состояния – установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом.

Выемка – земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

Геосинтетический материал – материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.

Гравийная смесь – гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием зерен гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80%.

Дорожная конструкция – инженерное сооружение, включающее земляное полотно и дорожную одежду с дополнительными слоями.

Дорожная одежда – конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

Конструктивный слой – каждый несущий слой дорожной одежды, состоящий из однородных строительных материалов и отличающийся от соседних слоев видом материала, его составом и прочностными характеристиками.

Конструктивный элемент – конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.

Контроль качества – включает в себя входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые в подготовительный период, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.

Основание дорожной одежды – несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

Неровность дорожного основания или покрытия – качественная характеристика состояния поверхности по геометрическим параметрам, способным оказывать влияние на колебание движущегося транспортного средства в пределах чувствительности его деформирующей системы.

Просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) автомобильной дороги.

Покрытие дорожное сборное – покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или другого композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо известным способом.

Приемка выполненных работ – совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной документации.

Приемка скрытых работ – промежуточное принятие представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды.

Объект исследования

Объектом исследование являются результаты работ, выполненные на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** по Договорам подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года, № 75***/19 от 9.10.2019 года и № 77***/19 от 15.10.2019 года.

Методы проведения исследования

Исследование проводилось методами:

Сведения о месте и времени проведения исследования.

Необходимые измерения выполнялись комплектом визуально-измерительного контроля ВИК РД 03-606-03 (№**), линейкой метрическая ГОСТ 427–75, фотофиксация проводилась цифровой камерой Canon **** (№ *****).

Исследовательская часть

По первому вопросу:

Фотографии объекта исследования представлены в приложении №1 (фотоблица) и приложены к настоящему заключению.

По результатам изучения материалов представленных для исследования специалистом установлено, что по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года, предусмотрено выполнение работ монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****.

Согласно п. 1.2. Договора подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года, работы подлежат выполнению в соответствии с Приложением №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года представлено на Рис. 1 настоящего заключения.

Рис. 1. Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

Рис. 1. Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

В соответствии с Приложением №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года устройство покрытия из дорожных плит, габаритных размеров 3000х1750 мм, предусматривается на площади 194,25 м2.

При проведении визуального осмотра объекта исследования специалистом были произведены контрольные измерения и в результате проведенного исследования установлено, что устройство покрытия из дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** выполнено с нарушением установленных требований нормативной документации и имеет следующие дефекты и недостатки:

14.5.1 При строительстве сборных покрытий следует проводить следующие работы:
грунтовку граней плит;
планировку верхнего слоя основания или устройство выравнивающего слоя по основанию;
укладку или перекладку плит;
прикатку плит;
сварку стыковых соединений и заполнение швов.

Вышеперечисленные дефекты и недостатки работ по монтажу дорожных плит, выявленные специалистом при исследовании объекта, могут свидетельствовать о нарушениях нормативных требований, допущенных подрядчиком при выполнении скрытых работ по Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года при устройстве покрытия из дорожных плит, а именно:

  • нарушения в подготовке основания под монтаж дорожных плит, недостаточное уплотнение подстилающих и выравнивающих слоев оснований. В составе представленных на исследования материалов отсутствуют протоколы контроля качества уплотнения оснований, сведения о контроле, освидетельствовании и приемке скрытых работ по подготовке и устройству оснований под дорожные плиты, исследуемого объекта.
  • несоответствие работ и материалов, примененных при устройстве покрытий из дорожных плит, смете на устройство покрытий из дорожных плит по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино (Приложению №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года), в соответствии с которой устройство покрытий из дорожных плит предполагает:
    • выборку грунта под основание площадки,
    • укладку геотекститля,
    • песчано-гравийная смесь 400 с послойным тромбование.

    В конструкции дорожной исследуемого объекта при визуальном осмотре, наличие геотекстиля – не выявлено (фото №21).

    14.5.4 Окончательная посадка плит на основание должна проводиться путем прикатки катками на пневматических шинах до прекращения осадки плит.
    После прикатки плита (с гладкой опорной поверхностью) должна иметь контакт с основанием (выравнивающим слоем) не менее 95% ее площади.

    По результатам проведенного исследования, специалист считает необходимым отметить, что выявленные дефекты и недостатки работ по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года не обеспечивают безопасность дорожного движения, прочность, надежность, долговечность конструкции дорожной одежды и не соответствуют нормативным требованиям.

    По второму вопросу:

    С целью ответа на поставленный вопрос специалистом проведено изучение материалов, предоставленных Заказчиком по объекту исследования, и проведен визуальный осмотр объекта, по результатам проведенного исследования специалистом не выявлено работ по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года. В связи с чем специалист делает вывод, что на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года – не выполнены.

    По третьему вопросу:

    С целью ответа на поставленный вопрос специалистом проведено изучение материалов, предоставленных Заказчиком по объекту исследования, и проведен визуальный осмотр объекта, по результатам проведенного исследования специалистом не выявлено работ по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года. В связи с чем специалист делает вывод, что на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года – не выполнены.

    Выводы специалиста по поставленным вопросам

    Ответ специалиста на первый вопрос:

    Работы по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года имеют дефекты и недостатки.

    Перечень выявленных дефектов и недостатков, выявленных специалистом при проведении исследования, указан в исследовательской части настоящего заключения при ответе на первый вопрос.

    Ответ специалиста на второй вопрос:

    На территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года – не выполнены.

    Ответ специалиста на третий вопрос:

    На территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года – не выполнены.

    Очень нужен совет:
    На объекте гарантийный ремонт благоустройства. В проезжей части территории смонтированы плиты ПАГ. Часть из них имеет дефекты в виде оголившейся арматуры (видимо нарушен защитный слой бетона см. фото). Интересует вопрос возможен ли ремонт таких плит высокопрочными составами (типа EMACO, MAPEI). И есть ли нормативное подтверждение (без вызова экспертизы), что возможен ремонт при таких незначительных повреждениях.
    Заранее благодарен за любую информацию.

    Согласен с Вами. НО. На объект основной объем ( свыше 12000 шт.) поставляли 4 поставщика. отметок на самих плитах практически не осталось. поэтому что-то сейчас предъявить конкретному поставщику на конкретном участке представляется очень затруднительным. В связи с этим и разместил этот пост, так как заказчик требует замену этих плит, а это сами понимаете дороговато, и хотелось бы рассмотреть возможность ремонта, соответственно с законным обоснованием.

    Смотрите ТУ на плиты. Знаю что в Екатеринбурге сделали ТУ на дорожные плиты дефекты в которых допускается ремонтировать и переводить в более высокий сорт. В вашем случае условия эксплуатации думаю также позволяют это сделать.

    у ПАГ одна рабочая сторона или обе? Перевернуть нельзя?

    Судя по колее на обочине там не легковые машины ездят. Какой гарантийный срок? Если плиты пришли в такое состояние за относительно небольшой срок? то они интенсивно эксплуатируются.
    Учитывая вышеизложенное, никакой ремонт не поможет. Ремонт возможен при локальных повреждениях, при этом края участка вырезаются по 90 гр. и заполняются ремонтным составом (в промышленных полах неплохой и дешевый вариант эпоксид с песком). при этом толщины ремонтного материала как правило 5-20 мм. В вашем случае необходимо сплошной ремонт, а это зачистка бетона, обеспыливание, использование недешевого материала, при этом гарантию что все не отлетит в течении гарантийного периода при больших нагрузках никто не даст.
    Если избежать ремонта нет возможности, то самый надежный вариант продать плиты как б/у на стройку и купить новые проверенные.


    P.S. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.

    Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА)

    Ремонт покрытий из сборных железобетонных плит

    ----- добавлено через ~5 мин. -----
    Военные вполне себе ПАГи переворачивают в рамках ремонта своими силами. Но это чисто самодеятельность при недостатке финансирования.
    Вообще сквозных трещин нет. 2-3 года такое покрытие вполне протянет, прежде чем его окончательно раздавят.

    Дефекты дорожного покрытия

    Основные дефекты дорожного покрытия и причины их образования

    При определении транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги первоочередное значение имеет состояние такого ее элемента как дорожное покрытие. Износ покрытия и появление различных дефектов в процессе его эксплуатации является неизбежным процессом, который нельзя полностью остановить, но можно существенно замедлить путем своевременного проведения профилактических и дорожно-ремонтных работ, к которым относится: устройство слоя износа, тонкослойная поверхностная обработка асфальтированного покрытия, регулярная заделка мелких трещин и сетки трещин, создание гидроизоляционной мембраны и др.

    К основным дефектам дорожного покрытия возникающим в процессе его эксплуатации относятся:

    • трещины (одиночные и сетка связанных между собой крупных и мелких трещин);
    • ямы и выбоины;
    • колея.

    Трещины на дорожном покрытии и причины трещинообразования

    Трещины — дефект дорожного покрытия, возникающий в результате хрупкого разрушения асфальтобетонного или цементобетонного слоя, проявляющийся в виде нарушения сплошности покрытия. В случае с асфальтобетонным дорожным покрытием именно трещины являются наиболее распространенным дефектом.

    В зависимости от расположения трещин относительно оси дороги они могут быть поперечными, продольными или криволинейными (косыми). Также, трещины классифицируются исходя из характера их взаимного расположения:

    • одиночные трещины, расположенные на значительном расстоянии друг от друга;
    • отдельные, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, но не менее 10…20 метров;
    • редкие, никак не связанные между собой трещины;
    • частые, связанные между собой и находящийся на расстоянии от 1 до 4 метров друг от друга.

    Сетка трещин — взаимопересекающиеся поперечные, продольные и/или криволинейные трещины.

    Воздействие транспортных средств и негативные погодно-климатические условия являются основными факторами способствующими появлению трещин на поверхности дорожного покрытия. Под действием нагрузки от автомобилей и температурных колебаний (тем более при совместном действии этих факторов), в различных слоях дорожной одежды с неизбежностью возникают растягивающие и изгибающие напряжения, и когда такие напряжения начинают превышать предел прочности на растяжение материала соответствующего слоя, то образуются трещины (сначала мелкие, незаметные невооруженным глазом, а со временем и более крупные).

    В зависимости от характера образования (причин) трещины бывают:

    • температурными, возникающими на поверхности покрытия вследствие температурных колебаний;
    • усталостными, возникающими в нижнем слое покрытия по полосам наката, в результате усталостного разрушения слоя дорожной одежды от многократного действия нагрузки;
    • отраженными, возникающими в результате копирования новым слоем уже существующих трещин в старом покрытии (на который уложен новый слой асфальтобетона).

    Основными причинами образования трещин являются:

    • недостаточная прочность земляного полотна и дорожной одежды;
    • неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды;
    • большие перепады температур от положительных к отрицательным;
    • недостаточная трещиностойкость асфальтобетонного покрытия;
    • различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий;
    • пучинообразование, выражающееся в перераспределении влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение влажности грунта земляного полотна в зимний период, образование в нем ледяных прослоек и увеличение, таким образом, объема грунта земляного полотна. В результате такого процесса сначала происходит вспучивание (поднятие бугра) дорожной одежды, а потом, при оттаивании, ее размягчение (ослабление дорожной одежды).

    Наличие трещин в дорожном покрытии оказывает большое влияние на прочность и срок службы автомобильной дороги по следующим причинам:

    • трещины нарушают целостность и монолитность дорожного покрытия, разделяя его на отдельные не связанные между собой блоки, в результате чего нагрузка от колеса транспортного средства передается на ослабленную конструкцию, распределяется на меньшую площадь, создавая в них повышенные напряжения и деформации;
    • вода, проникающая через трещины в основание дорожной одежды и земляное полотно, ослабляет их прочность и несущую способность дорожной конструкция в целом;
    • при наезде колес транспортного средства на кромку трещины, отдельные части покрытия начинают крошиться и обламываться, стенки трещины перемещаются друг относительно друга в вертикальной плоскости из-за чего со временем образуется выбоина.

    Таким образом, каждая своевременно не устраненная трещина, со временем неизбежно превращается в выбоину.

    Выбоины на дорожном покрытии и причины их образования

    Выбоина — местное разрушение покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями. К выбоинам можно также отнести просадки, проломы, места с сильным выкрашиванием материала, а также крупные трещины.

    Как уже было отмечено выше, одной из причин образования выбоин является развитие одиночных трещин или сетки трещин. Другой возможной причиной возникновения выбоин бывает неровность дорожного покрытия в виде сдвигов, наплывов и других дефектов, которые возникают не только при эксплуатации автомобильной дороги, но и на этапе ее строительства, например, при несоблюдении технологических требований в процессе асфальтирования дороги. Сразу после проезда колеса автомобиля через выступ такой неровности возникает динамический удар на покрытие, многократное же повторение таких ударов приводит к ослаблению структуры материала, появлению и/или развитию трещин и мелких выбоин, которые затем превращаются в одну большую выбоину.

    Дополнительным источником образования ям и выбоин могут служить участки дорожного покрытия, на которых происходит шелушение и выкрашивание каменного материала из слоя асфальтобетона.

    Независимо от причин образования, выбоины необходимо заделывать на ранней стадии их появления. Практика показывает, что каждая не заделанная выбоина быстро увеличивается в размерах и способствует появлению новых выбоин. И хотя на начальном этапе этот процесс идет относительно медленно, если не предпринимать никаких мер, то со временем он приобретает лавинообразный характер. Так, если стоимость ямочного ремонта асфальта и работ по асфальтированию поврежденных участков дороги произведенных своевременно (как правило, ранней весной) принять за единицу, то с задержкой таких работ на 2–3 месяца эта стоимость вырастает в 2 раза и более.

    Колея на дорожном покрытии и причины колееобразования

    Колея — деформирование поперечного профиля проезжей части дороги с образованием углублений по полосам наката, с гребнями или без гребней выпора.

    Появление колеи на дорожном покрытии может быть обусловлено несколькими причинами:

    • недостаточным уплотнением одного или нескольких слоев дорожной одежды;
    • истиранием (износом) покрытия под действием колес автомобилей (особенно при использовании шин с шипами);
    • накоплением остаточных пластических деформаций;
    • структурным разрушением материала слоя дорожной одежды;
    • неравномерной остаточной деформацией в грунте земляного полотна.

    Если при устройстве дорожного основания или асфальтировании дороги, какие-то слои дорожной одежды были недостаточно уплотнены, колея может возникнуть вследствие доуплотнения этих слоев под воздействием проезжающего транспорта. От общего числа причин колееобразования на долю недостаточного уплотнения слоев дорожной одежды приходится 5…10 %.

    Другой важной причиной образования колеи может быть износ (истирание) асфальтированного покрытия колесами автомобилей. Использование в зимнее время года шипованной резины существенно ускоряет процесс образования колеи. При высокой интенсивности движения, истирание покрытия может быть главной причиной колееобразования.

    В 15…20 % случаев образование колеи на асфальтированных покрытия происходит вследствие их пластической деформации. Суть пластической деформации заключается в том, что из-за снижения вязкости битума (снижения вязкого сопротивления битума сдвигу) снижается структурная вязкость асфальтобетона, то есть повышается его пластичность. При проезде одного автомобиля возникающая в таком покрытии деформация несущественна, но при многократном проезде вертикальные остаточные деформации накапливаются, что и становится причиной появления колеи. Одновременно с вертикальными остаточными деформациями накапливаются и горизонтальные деформации, когда под действием сдвиговых напряжений происходит выдавливание частиц асфальтобетона в разные стороны, в результате чего по бокам колеи появляются гребни. Снижение вязкости битумного вяжущего и соответственно повышение пластичности асфальтобетонного дорожного покрытия происходит летом при температуре воздуха выше +30 °С, когда температура поверхности дороги повышается до +40 °С и выше.

    Еще одной причиной колееобразования может быть структурное разрушение материала в слое дорожной одежды. Под действием многократно прилагаемых нагрузок в слоях дорожной одежды могут сложиться такие условия, когда вертикальные или горизонтальные напряжения превысят предельно допустимые значения и начнется разрушение сплошности или структуры материала слоя с потерей прочности и сдвигоустойчивости. Из общего числа случаев образования колеи структурные разрушения имеют место в 25…35 %.

    В 20…30 % случаев причиной колееобразования является неравномерная остаточная деформация в грунте земляного полотна. Накопление остаточных деформаций в грунте земляного полотна наиболее активно происходит в весенний период. Наибольшее влияние на местное выдавливание и выпучивание грунта оказывает повышенная влажность грунта в местах с необеспеченным отводом поверхностных или грунтовых вод.

    Фото по теме

    Продольные трещины в асфальте
    Сетка трещин в асфальтобетоне
    Выбоина в дорожном покрытии
    Колея в асфальтобетонном покрытии

    Ямочный ремонт асфальта и асфальтирование дорог в Киеве

    Устранение мелких и крупных дефектов дорожного покрытия, заделка трещин, ремонт ям и выбоин в асфальтобетонном покрытии, исправление колейности на асфальтированном покрытии, а также устройство слоев износа из литой асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальта.

    Общая информация по обстоятельствам дела

    Временная дорога из сборных железобетонных плит, строительство которой велось под наблюдением службы строительного контроля в одном из районов Ленинградской области, спустя год эксплуатации выглядит достаточно не плохо и представлена на фотографиях:

    Но не все строительство временных дорог ведется под должным контролем и завершается в срок.

    Заказчик данного экспертного исследования столкнулся с проблемой качества выполненных работ по устройству временной дороги из дорожных плит и с проблемой не выполненных работ по двум договорам и поставил перед специалистом следующий вопросы:

    Заключение специалиста № 2***1

    Заказчик проведения экспертного исследования.

    Исполнитель проведения экспертного исследования.

    Основание для проведения экспертного исследования.

    Сведения о специалисте

    Экспертное исследование проведено специалистом, инженером строительного контроля Корниловым Яков Евгеньевичем.

    Информация о квалификации эксперта

    Сведения о предоставленных на исследования материалах

    Поставленные перед специалистом вопросы:

    1. Имеют ли дефекты и недостатки работы по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года?
    2. Выполнены ли на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года?
    3. Выполнены ли на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года?

    Предоставленные специалисту материалы:

    • Цифровая копия Договора подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года.
    • Цифровая копия Договора подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года
    • Цифровая копия Договора подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года.

    Используемые при исследовании нормативные документы, литературные источники, информационные ресурсы и оборудование

    При проведении экспертного исследования использовались следующие нормативные документы и методическая литература:

    Приведенные и использованные при составлении заключения правовые и нормативно-технические ссылки даны на основании действующих документов.

    При проведении экспертного исследования использовалось следующее оборудование:

    • комплект визуально-измерительного контроля ВИК РД 03-606-03 (№**);
    • цифровая камера Canon **** (№ *****);
    • линейка метрическая ГОСТ 427–75;
    • уровень метровый ГОСТ 9416-83.

    Термины и определения

    Обследование – комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

    Дефект – отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

    Повреждение – неисправность, полученная конструкцией при изготовлении, транспортировании, монтаже или эксплуатации.

    Нормальная эксплуатация – эксплуатация конструкции или здания в целом, осуществляемая в соответствии с предусмотренными в нормах или проекте технологическими или бытовыми условиями.

    Категория технического состояния – степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.

    Оценка технического состояния – установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом.

    Выемка – земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

    Геосинтетический материал – материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.

    Гравийная смесь – гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием зерен гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80%.

    Дорожная конструкция – инженерное сооружение, включающее земляное полотно и дорожную одежду с дополнительными слоями.

    Дорожная одежда – конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

    Конструктивный слой – каждый несущий слой дорожной одежды, состоящий из однородных строительных материалов и отличающийся от соседних слоев видом материала, его составом и прочностными характеристиками.

    Конструктивный элемент – конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.

    Контроль качества – включает в себя входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые в подготовительный период, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.

    Основание дорожной одежды – несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

    Неровность дорожного основания или покрытия – качественная характеристика состояния поверхности по геометрическим параметрам, способным оказывать влияние на колебание движущегося транспортного средства в пределах чувствительности его деформирующей системы.

    Просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) автомобильной дороги.

    Покрытие дорожное сборное – покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или другого композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо известным способом.

    Приемка выполненных работ – совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной документации.

    Приемка скрытых работ – промежуточное принятие представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды.

    Объект исследования

    Объектом исследование являются результаты работ, выполненные на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** по Договорам подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года, № 75***/19 от 9.10.2019 года и № 77***/19 от 15.10.2019 года.

    Методы проведения исследования

    Исследование проводилось методами:

    Сведения о месте и времени проведения исследования.

    Необходимые измерения выполнялись комплектом визуально-измерительного контроля ВИК РД 03-606-03 (№**), линейкой метрическая ГОСТ 427–75, фотофиксация проводилась цифровой камерой Canon **** (№ *****).

    Исследовательская часть

    По первому вопросу:

    Фотографии объекта исследования представлены в приложении №1 (фотоблица) и приложены к настоящему заключению.

    По результатам изучения материалов представленных для исследования специалистом установлено, что по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года, предусмотрено выполнение работ монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****.

    Согласно п. 1.2. Договора подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года, работы подлежат выполнению в соответствии с Приложением №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

    Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года представлено на Рис. 1 настоящего заключения.

    Рис. 1. Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

    Рис. 1. Приложение №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года.

    В соответствии с Приложением №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года устройство покрытия из дорожных плит, габаритных размеров 3000х1750 мм, предусматривается на площади 194,25 м2.

    При проведении визуального осмотра объекта исследования специалистом были произведены контрольные измерения и в результате проведенного исследования установлено, что устройство покрытия из дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** выполнено с нарушением установленных требований нормативной документации и имеет следующие дефекты и недостатки:

    14.5.1 При строительстве сборных покрытий следует проводить следующие работы:
    грунтовку граней плит;
    планировку верхнего слоя основания или устройство выравнивающего слоя по основанию;
    укладку или перекладку плит;
    прикатку плит;
    сварку стыковых соединений и заполнение швов.

    Вышеперечисленные дефекты и недостатки работ по монтажу дорожных плит, выявленные специалистом при исследовании объекта, могут свидетельствовать о нарушениях нормативных требований, допущенных подрядчиком при выполнении скрытых работ по Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года при устройстве покрытия из дорожных плит, а именно:

    • нарушения в подготовке основания под монтаж дорожных плит, недостаточное уплотнение подстилающих и выравнивающих слоев оснований. В составе представленных на исследования материалов отсутствуют протоколы контроля качества уплотнения оснований, сведения о контроле, освидетельствовании и приемке скрытых работ по подготовке и устройству оснований под дорожные плиты, исследуемого объекта.
    • несоответствие работ и материалов, примененных при устройстве покрытий из дорожных плит, смете на устройство покрытий из дорожных плит по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино (Приложению №1 к Договору подряда № 64***/19 от 23.09.2019 года), в соответствии с которой устройство покрытий из дорожных плит предполагает:
      • выборку грунта под основание площадки,
      • укладку геотекститля,
      • песчано-гравийная смесь 400 с послойным тромбование.

      В конструкции дорожной исследуемого объекта при визуальном осмотре, наличие геотекстиля – не выявлено (фото №21).

      14.5.4 Окончательная посадка плит на основание должна проводиться путем прикатки катками на пневматических шинах до прекращения осадки плит.
      После прикатки плита (с гладкой опорной поверхностью) должна иметь контакт с основанием (выравнивающим слоем) не менее 95% ее площади.

      По результатам проведенного исследования, специалист считает необходимым отметить, что выявленные дефекты и недостатки работ по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года не обеспечивают безопасность дорожного движения, прочность, надежность, долговечность конструкции дорожной одежды и не соответствуют нормативным требованиям.

      По второму вопросу:

      С целью ответа на поставленный вопрос специалистом проведено изучение материалов, предоставленных Заказчиком по объекту исследования, и проведен визуальный осмотр объекта, по результатам проведенного исследования специалистом не выявлено работ по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года. В связи с чем специалист делает вывод, что на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года – не выполнены.

      По третьему вопросу:

      С целью ответа на поставленный вопрос специалистом проведено изучение материалов, предоставленных Заказчиком по объекту исследования, и проведен визуальный осмотр объекта, по результатам проведенного исследования специалистом не выявлено работ по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года. В связи с чем специалист делает вывод, что на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года – не выполнены.

      Выводы специалиста по поставленным вопросам

      Ответ специалиста на первый вопрос:

      Работы по монтажу дорожных плит на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, выполненные по Договору подряда № 64***/19 от 23 сентября 2019 года имеют дефекты и недостатки.

      Перечень выявленных дефектов и недостатков, выявленных специалистом при проведении исследования, указан в исследовательской части настоящего заключения при ответе на первый вопрос.

      Ответ специалиста на второй вопрос:

      На территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по подготовке территории под монтаж бетонной плиты на территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 75***/19 от 9 октября 2019 года – не выполнены.

      Ответ специалиста на третий вопрос:

      На территории земельного участка по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:**** работы по монтажу железобетонной плиты по адресу: г. Ленинградская область, Всеволожский район, Поселок М***, кадастровый номер участка 47:07:0713***:****, по Договору подряда № 77***/19 от 15 октября 2019 года – не выполнены.

      Классификация и описание типичных дефектов содержания автомобильных дорог

      Программа DefSmeta синхронизирует списки реально используемых ресурсов со всеми расценками, которые применяет ваша организация в своей деятельности.

      В результате, вы получите возможность создавать списки реальных ресурсов для снабжения объекта по предоставленной смете.

      Но самое главное, вы сможете не только прогнозировать доставку материалов на объект, но и вести учёт материалов поставляемых на объект строительства и автоматически определять сколько нужно довести материалов для выполнения определённых работ, с учётом того, сколько материалов привезено раньше. Программа DefSmeta позволяет это делать очень быстро и точно.

      № п.п. Вид дефекта Описание дефекта
      1 2 3
      1 Трещины Нарушение целостности покрытия без удаления материала с образованием узких щелей
      1.1 Одиночные Продольные и поперечные одиночные трещины, расположенные на расстоянии свыше 4 м друг от друга без соблюдения какой-либо закономерности
      1.2 Сетка трещин Взаимопересекающиеся трещины, делящие поверхность покрытия на многоугольники со стороной 0,5 — 1 м
      1.3 Раскрытые трещины Необработанные трещины с шириной раскрытия 3 мм и более
      2 Деформации Изменение продольного и поперечного профиля покрытия без удаления материала
      2.1 Волны Чередование на покрытии впадин и возвышений в продольном направлении по отношению к оси дороги
      2.2 Просадки Искажение профиля покрытия в виде впадин с пологими краями, нередко сопровождающееся сеткой трещин
      2.3 Келейность Искажение поперечного профиля покрытия вдоль полос наката, нередко сопровождающееся продольными трещинами и сеткой трещин
      2.4 Сдвиги Смещения покрытия, наблюдающиеся в местах торможений и на крутых спусках
      3 Разрушения Нарушение целостности покрытия с удалением материала
      3.1 Выбоины Разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 кв. см по площади)
      3.2 Выкрашивание Разрушение дорожного покрытия за счет потери зерен минерального материала (менее 3 см глубиной и 200 кв. см по площади)
      3.3 Шелушение Разрушение поверхности покрытия за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала, разрушаемого под действием воды и мороза
      3.4 Проломы Полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением поперечного профиля, сопровождающееся сеткой трещин
      3.5 Скол кромок Разрушение кромок швов и углов плит цементобетонных покрытий, разрушение кромок дорожных покрытий нежесткого типа в местах сопряжения их с обочинами
      3.6 Гребенка Разрушение покрытий из щебня, гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений
      4 Выпотевание вяжущего Наличие на поверхности покрытия излишка вяжущего с изменением текстуры и цвета покрытия площадью более 1 кв. м
      5 Земляное полотно
      5.1 Размыв земляного полотна Разрушение земляного полотна поверхностными водами
      5.2 Просадки на обочинах Искажение профиля обочины в виде впадин с пологими краями
      5.3 Разрушения обочин Нарушение целостности укрепленной или неукрепленной обочины с появлением углубления разной формы с резко выраженными краями
      5.4 Пучины и пучинистые места Сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность или взбугриванием покрытия
      6 Дефекты зимнего содержания
      6.1 Снежный накат Снег на поверхности дороги, подвергшийся уплотнению под воздействием транспортных средств
      6.2 Снежный вал Накопление снега, образованное в виде продольного вала в результате уборки и сдвигания снега с дорожного покрытия
      6.3 Зимняя скользкость Обледенение проезжей части и покрытия площадок отдыха и стоянок транспортных средств, вызванное образованием снежного наката или слоя стекловидного льда, гололеда
      6.4 Гололед Гладкая пленка льда толщиной от 1 до 10 мм вызванная замерзанием жидких осадков (дождя тумана и талой воды) на поверхности покрытия автомобильной дороги
      6.5 Рыхлый снег Неуплотненный слой снега, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотненный слой снега, перемешанный с хлоридами
      7 Дефекты мостов, путепроводов, виадуков, скотопрогонов (далее по тексту — мостов)
      7.1 Выкрашивание мастики деформационных швов Нарушение герметичности деформационных швов, вызванное старением мастики и воздействием динамических нагрузок от транспортных средств
      7.2 Просадки в местах сопряжения моста с насыпью Понижение профиля покрытия у стыка насыпи и моста
      7.3 Повреждения отдельных секций перил Повреждения окраски поручня или решетки в отдельных секциях перил, а также механические повреждения стоек по высоте или в месте их крепления
      7.4 Зарастание русла Наличие кустарника и деревьев, препятствующих нормальному движению потока в створе моста
      7.5 Разрушение откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи Вымывание грунта из-под укреплений откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпей
      7.6 Нарушение поверхностей и структуры отдельных элементов Наличие одиночных сколов бетона без обнажения арматуры, отдельных волосяных трещин и одиночных потоков на наружных поверхностях пролетных строений и опор (в металлических конструкциях повреждение окрасочного слоя на отдельных участках без коррозии металла)
      7.7 Загрязнение опорных узлов Наличие грязи, снежно-ледяной массы в местах установки опорных узлов между пролетными строениями и опорами; отсутствие смазки в необходимых случаях
      8 Дефекты труб
      8.1 Заиливание труб Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков труб
      8.2 Раскрытие швов между звеньями водопропускных труб Нарушение герметичности стыков
      8.3 Локальные нарушения укрепленного откоса насыпи у труб Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов и выкрашивание материала оголовков труб
      9 Дефекты дорожных знаков и разметки
      9.1 Загрязнение дорожных знаков Снижение восприятия знаков в результате образования слоя пыли и грязи на рабочей поверхности знака
      9.2 Непригодность знаков Знаки, не отвечающие требованиям действующего стандарта, а также деформированные (гнутые) знаки с нарушенной символикой
      9.3 Износ дорожной разметки Нарушение целостности дорожной разметки
      10 Загрязнение Наличие посторонних предметов, пыли и грязи на конструктивных элементах дороги и (или) в полосе отвода
      11 Застой воды Скопление воды на проезжей части дороги (моста), на обочине, в системе водоотвода, вызванное недостаточным поперечным уклоном, наличием деформаций и разрушений или нарушением работы системы водоотвода (дренажа, труб, водоотводных канав).





      Как сохранить дорожное покрытие от износа в течение длительного времени?

      Как уже было сказано выше, главное в дорожных работах – это высокое качество материала и точность соблюдения технологий укладки.

      Но единожды хорошо выполненные дорожные работы — это половина дела в вопросе сохранения целостности дорожного полотна. Необходимо регулярно отслеживать дальнейшее состояние дорожного покрытия, потому что чем раньше обнаружено разрушение, тем проще и дешевле будет осуществить ремонтные работы.

      Состояние ливневой канализации также оказывает огромное значение на состояние дорожного полотна. Постоянно подтопленная дорога, из какого бы качественного материала она ни была сделана, будет разрушаться быстрее, чем та, что защищена от потоков воды по поверхности полотна.

      Поэтому хорошие дороги – это целый комплекс мер, основанный на взаимодействии и добросовестности всех участников и Заказчиков дорожного строительства.

      36.Понятие дефекта дорожной конструкции.

      Дефект-любое несоответствие свойств объекта заданным, требуемым или ожидаемым его свойствам, нарушающее исправность, работоспособность или правильность функционирования объекта.

      Деф дор покрытия-отклонение геометр параметров,текстур и стр-ры д.о. от нормат требований.

      Дефекты могут быть:

      Конструктивные дефекты-дефекты, которые были получены в процессе разработки проекта в силу неправильного исполнения задания, неверного использования нормативной документации или в ошибочности вычисления.

      Производственные дефекты-возникают в результате несоответствия фактически реализованных технических решений.

      Технологический дефект-обусловлен нарушением технологического процесса.

      Эксплуатационные дефекты-возникают в процессе эксплуатации дорог и является следствием естественного старения материала, износа конструкций, влияния погодно-климатических факторов и т.д.

      По значимости и месту в системе оценки состояния объекта дефекты подразделяют на: Явные-дефект, для выявления которого в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила и методы.

      Скрытый-дефект, для выявления которого в нормативной документации не предусмотрены правила и методы.

      Критический дефект-дефект, при наличии которого использование продукции по назначению невозможно.

      Значительный дефект-существенно влияет на использование сооружения по назначению.

      Малозначительный дефект-существенно не влияет на дальнейшую эксплуатацию сооружений.

      Неустранимый дефект-дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

      Дефекты делятся на устранение:-устранимые.

      Для определения дефектности используют коэффициент дефектности — средневзвешенное количество дефектов приходящихся на единицу продукции: Д=, гдеn-выборка; α- количество анализируемых дефектов; m-число дефектов каждого вида; v-коэффициент весомости. ТКП140-2008

      37.Трещины как дефект дорожных покрытий.

      В процессе старения составные части А/Б смеси окисляется-увеличивается их хрупкость, пластичность битума уменьшается и появляются трещины.

      Трещины- дефекты нарушения сплошности дорожного покрытия.Возник в результате знакопеременной нагрузки,усталостных явлений,t расширения и др факторов.

      Для А/Б покрытий характерны следующие виды трещин:

      -отдельные трещины-поперечные и косые трещины не связанные между собой, расстояние между которыми 4 м и более. Измеряется в м.п.

      -частые-поперечные и косые трещины с ответвлениями иногда связанными между собой. Расстояние 1-4 м. Измеряется в м2.

      -сетка трещин-взаимно пересекающиеся продольные и поперечные трещины делящие поверхность покрытия на ячейки. В м2.

      -отраженные температурно-усталостные трещины.

      38.Выбоины, колейность, заплаты как дефект дорожных покрытий

      -выбоины-местные разрушения дорожного покрытия имеющие вид углублений. Срезка очерченными краями, которая появляется в результате разрушения материала. В м2. Для устранения этого дефекта необходимо принять экстренные меры.Причины:недоуплотнение мат-ла в данном месте, примнение неоднор или загрязненного примесями мат-ла, образование трещин или мест пов-го динамич воздействия колес авт-ей из-за неровности покрытия.

      -заплаты-участок, на котором исходное дорожное покрытие было заменено сходным или другим материалом. В м2.Заплаты явл результатом ямочного ремонта при некач-ом его выполнении заплаты ухудш ровность за счет разности в уровнях покрытия,при этом влияют на коэфф яркости покрытия.

      -колейность-дефект дорожного покрытия обусловленный продольными углублениями правильной формы в полосе наката.Обра-ся при прод предел нагрузках из-за реологических св-тв мат-ов и недостат прочности констр-ии д.о. может прогрессировать и привести к образованию трещин и проломов.Наличие колейности затрудняет вып-ие маневров авт-ей,ухудшает водоотвод и пов-ет опасность дор движения. Колейность различают по глубине, измеряют в м.п. : по глубине до 15 мм; по глубине 15-30 мм; по глубине >30 мм.

      При измернии рейку укладывают на гребне колеи измер макс просвет под рейкой в мм на каждой полосе дв-ия в прямом и обратном напрвлении,можно изм-ть лазерным профилографом.

      В статье проанализированы причины возникновения трещин в дорожных покрытиях. Отмечены исследования ученых по разработке критериев трещиностойкости дорожных покрытий и соответствующих показателей устойчивости асфальтобетона к образованию трещин. Выбор правильного критерия предопределяет успех мероприятий по обеспечению трещиностойкости покрытия.

      The reasons of the appearance of cracks in road pavements have been analyzed in the article. The studies of scientists on development of pavement crack resistance criteria and corresponding parameters of asphalt concrete stability to crack formation have been noted. A choice of the correct criterion predetermines progress in measures on preventing crack formation in road pavements.

      ВВЕДЕНИЕ

      Повреждения дорожных покрытий в процессе эксплуатации значительно уменьшают их срок службы. Так, вместо заложенных 15–20 лет наиболее распространенные на территории республики асфальтобетонные покрытия выходят из строя через 6–8 лет. Из-за отсутствия достаточного количества средств работы по ремонту откладываются на неопределенный срок. В результате площадь повреждений может достигать до 60 %–80 % от общей площади покрытия [1].

      К основным видам разрушений асфальтобетонных покрытий в зависимости от характера, местоположения и величины относятся трещины, выбоины, заплаты, колейность, выкрашивание, шелушение, разрушение кромок [2]. Наиболее характерным видом разрушений являются трещины. Основные причины их образования – воздействие погодно-климатических факторов, транспортных нагрузок, изменение свойств материалов со временем (рис. 1).

      Дорожные одежды не могут быть абсолютно трещиностойкими. Однако применение эффективных методов борьбы с трещинообразованием позволило бы увеличить сроки службы покрытий, снизить затраты на их содержание и ремонт за счет повышения устойчивости слоев к появляющимся трещинам.

      ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕЩИН

      Многие ученые, как в нашей стране – В. А. Веренько, В. Н. Яромко, В. П. Крюков; в России – А. М. Богуславский, Л. Б. Гезенцвей, Н. В. Горелышев, В. Д. Казарновский, В. А. Кретов, А. Р. Красноперов, В. Н. Кононов, Б. С. Радовский, А. В. Руденский, Ю. Е. Никольский, так и за рубежом – Д. Соуса, П. Пэрис, Д. Кокс, Р. Ву, К. Моносмит, Ф. Зоу, Р. Литтон, В. Когейл, – проводили исследования по изучению процессов трещинообразования. Большая работа проделана как по совершенствованию составов асфальтобетонов, так и по разработке конструктивно-технологических мероприятий для снижения трещинообразования.

      Основными причинами разрушений покрытия в виде трещин являются: воздействие транспортных нагрузок, перепады температур от положительных к отрицательным, низкие отрицательные температуры, трещины и швы в нижележащих слоях, различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий, неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды, образование пучин, сопровождающееся возникновением сетки трещин в дорожной одежде.

      В зависимости от природы трещинообразование приобретает различные формы:

      – отраженные трещины (рис. 2а): возникают в результате концентрации напряжений в асфальтобетоне над швами и трещинами основания при перемещениях плит и блоков основания;

      – температурные трещины (рис. 2б): образуются за счет возникновения температурных напряжений при охлаждении покрытия, как правило, по истечении нескольких лет вследствие старения битума, из-за чего асфальтобетон теряет свою деформационную способность при отрицательной температуре;

      – силовые трещины (рис. 2в): образуются за счет возникновения напряжений от действия транспортной нагрузки при недостаточной несущей способности основания и (или) при недостаточной прочности асфальтобетона на изгиб;

      – технологические трещины (рис. 2г): возникают в результате неправильного подбора состава асфальтобетонной смеси, нарушения технологии устройства слоев и уплотнения смеси, а также в местах продольных и поперечных сопряжений смежных полос асфальтобетонного покрытия;

      – усталостные трещины: возникают преимущественно в виде поперечных трещин на нижней поверхности дорожного покрытия вследствие прогиба слоев дорожной одежды, затем в течение 6–12 лет в зависимости от интенсивности движения и климатических факторов прорастают на всю толщину дорожного покрытия; могут также развиваться от поверхности покрытия вниз.



      Рис. 1. Виды деформаций нижележащего слоя покрытия,

      Читайте также: