Эл схема однокамерного холодильника енисей с электронным блоком управления

Обновлено: 19.05.2024

Данная схема отличается от системы без обратной связи только способом подключения двигателя таймера. В остальном, эти две схемы идентичны. Однако, столь незначительное изменение позволило заметно улучшить логику работы системы.

Обратная связь, появившаяся в системе благодаря изменению схемы включения таймера, обеспечивает остановку его двигателя на время работы нагревателя оттайки. До тех пор, пока в процессе оттайки контакты дефрост-термостата замкнуты, двигатель таймера будет обесточен. При таком подходе продолжительность паузы между моментом отключения нагревателя оттайки и моментом включения компрессора и вентилятора определяется только такой характеристикой таймера, как его время оттайки. Т.е. в отличие от схемы без обратной связи, время этой паузы может быть жестко задано выбором подходящей модели таймера. На практике, в подобных схемах с обратной связью обычно используют таймеры с временем оттайки от 1 до 7 минут.

Обозначения на схеме

T - таймер

Электромеханический таймер обеспечивает цикличность работы системы No Frost, отвечая за чередование и продолжительность режимов охлаждения и оттайки.

M - двигатель таймера

Принцип действия электромеханического таймера основан на вращении микродвигателем фигурного программного барабана, производящего периодические переключения контактов таймера. Таким образом, отсчет времени происходит только при подаче питания на этот микродвигатель.

C - компрессор

Принцип действия холодильного агрегата основан на физических процессах, происходящих в его трубопроводах при циркуляции в них хладагента. Эту циркуляцию обеспечивает компрессор холодильного агрегата. В результате его работы испаритель холодильного агрегата сильно охлаждается.

F - вентилятор

Теплообмен между поверхностью испарителя холодильного агрегата и продуктами питания, находящимися внутри холодильника обеспечивается посредством потока воздуха, создаваемого вентилятором системы No Frost.

R - нагреватель оттайки

Влага, содержащаяся в воздухе, которым обдувается сильно охлажденный испаритель системы No Frost, постепенно оседает на его поверхности в виде инея. Нагреватель, закрепленный на испарителе обеспечивает возможность его нагрева с целью расплавления инея и очистки поверхности. Это необходимо для недопущения образования чрезмерно толстого слоя инея, снижающего эффективность теплообмена между испарителем и потоком воздуха.

DT - дефрост-термостат

Во время автоматической оттайки необходимо контролировать температуру испарителя системы No Frost, чтобы вовремя отключить нагреватель. Для контроля температуры используют дефрост-термостат. Его контакты размыкаются при температуре чуть выше температуры плавления инея.

Интерактивная принципиальная схема

Система находится в режиме первоначального набора холода, таймер подает питание на компрессор и вентилятор. Однако, испаритель еще недостаточно охладился, поэтому контакты дефрост-термостата разомкнуты.
Обратите внимание на то, что двигатель таймера питается не напрямую от источника, а через нагреватель оттайки. Сопротивление двигателя значительно больше сопротивления нагревателя, поэтому при последовательном их включении практически вся мощность будет выделяться на двигателе, оставляя нагреватель холодным.
Система работает в таком режиме недолго, около 10 минут. Обычно, этого времени хватает, чтобы испаритель достаточно охладился и контакты дефрост-термостата замкнулись.

Система находится в режиме охлаждения, таймер подает питание на компрессор и вентилятор. Испаритель уже достаточно охладился, поэтому контакты дефрост-термостата замкнуты.
Большую часть рабочего времени система проводит именно в этом режиме. Его продолжительность может составлять от 6 до 12 часов. В этом режиме воздух и продукты внутри холодильника охлаждаются, а испаритель постепенно покрывается стоем инея.

Система перешла в режим оттайки. Таймер снял питание с компрессора и вентилятора и подал его на нагреватель оттайки. Испаритель пока имеет низкую температуру, поэтому контакты дефрост-термостата замкнуты.
Обратите внимание на то, что двигатель таймера обесточен пока контакты дефрост-термостата замкнуты. Это и есть обратная связь в действии.
Продолжительность работы в этом режиме зависит от количества инея на испарителе и обычно составляет 10..15 минут. За это время нагреватель успевает расплавить весь иней, находящийся на поверхности испарителя.

Под действием нагревателя испаритель прогрелся выше температуры плавления инея и контакты дефрост-термостата разомкнулись, сняв питание с нагревателя. Таймер все еще находится в режиме оттайки, но на его двигатель теперь подается питание, поэтому через некоторое время он переключит свои контакты и перейдет в режим набора холода.
Продолжительность работы в этом режиме зависит от модели используемого таймера и обычно составляет от 1 до 7 минут.

Заключение

По сравнению со схемой без обратной связи, показанная на этой странице система имеет существенное преимущество.
Без увеличения стоимости комплектующих, а только за счет минимального изменения схемы, удалось значительно сократить и сделать постоянной продолжительность паузы между моментом отключения нагревателя оттайки и моментом включения компрессора и вентилятора. Это позволило сильно снизить негативное влияние процесса оттайки испарителя на температурный режим внутри холодильника.
Продолжить изучение систем No Frost следует с рассмотрения еще одной схемы с обратной связью.

Все варианты схем No Frost

Условность принципиальной схемы

Из принципиальной схемы системы No Frost, представленной на этой странице, специально исключены элементы, не имеющие значения в контексте изучения принципов работы. В схеме реального холодильника присутствуют еще, как минимум, терморегулятор и термоплавкий предохранитель.

Электрические схемы однокамерных холодильников рассмотрим на примере холодильника "STINOL-205"(рис. 1). Электрическая схема однокамерного холодильника включает в себя электродвигатель компрессора СО1, тепловое реле компрессора RH1, пусковое реле компрессора RА1, датчик - реле температуры ТН1 холодильной камеры, сигнальную лампу сети SL1, лампу освещения холодильного отделения L1, выключатель лампы IL1.

При включении в электрическую сеть холодильника на панели управления загорается сигнальная лампочка наличия напряжения электросети SL (рис. 1).

При открытой двери холодильного отделения кнопкой ILI включается лампа LI освещения холодильной камеры. Лампа освещения L1 холодильной камеры включается автоматически при открывании двери и выключается при закрытии с помощью выключателя IL1. Кнопка выключателя IL1 выступает наружу и при закрытой двери шкафа упирается во внутреннюю панель. Контакты выключателя замыкаются при открывании двери холодильной камеры и размыкаются при закрытии двери.

Терморегулятором ТН1 подается напряжение на электрическую схему холодильника и задается температура в холодильной камере (ХК) холодильника. Замыкание контактов терморегулятора происходит при повышении температуры в холодильной камере до верхнего предельного значения при выбранной уставке терморегулятора. При замыкании основных контактов датчика - реле температуры ТН1 происходит запуск электродвигателя СО1 компрессора.

Вращение ротора электродвигателя компрессора начинается после замыкания контактов пусковой обмотки пускового реле RА1. Пусковое реле RAI включает компрессор С01, который обеспечивает циркуляцию хладагента в системе, снижение температуры в ХК и НТО. После разгона ротора пусковая обмотка отключается, и ток проходит только через рабочую обмотку.

Защитное реле RHI обеспечивает отключение компрессора при его перегрузке и неисправности. При повышении силы тока свыше допустимых значений нормально замкнутые контакты защитного реле размыкаются с помощью биметаллической пластины, и электродвигатель отключается. После остывания контакты защитного реле замыкаются, и электродвигатель компрессора снова запускается.

При понижении температуры в холодильной камере до установленного значения контакты терморегулятора ТН1 размыкаются, и компрессор выключается. При повышении температуры в ХК терморегулятор включает компрессор и цикл работы холодильника повторяется.

1.10.2.2 Электрические схемы двухкамерных холодильников

Электрическая схема (рис. 2) обеспечивает работу холодильника в полностью автоматическом режиме. При замыкании цепи терморегулятора ТН1 напряжение подается на контакты 2—3 таймера TIM, через них в электрическую цепь компрессора СО1, электродвигателя вентилятора MV, электродвигателя М таймера TIM.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе холодильного агрегата и снижение температуры в морозильной и холодильной камерах.


Рис. 1 – Электрическая схема однокамерного холодильника "STINOL-205"

L – сеть; N – нейтральная фаза; СО1  электродвигатель компрессора, RH1  тепловое реле компрессора, RА1  пусковое реле компрессора, ТН1  датчик - реле температуры холодильной камеры, SL1  сигнальная лампа сети, L1  лампа освещения холодильного отделения, IL1  выключатель лампы.


Рис. 2 – Электрическая схема двухкамерного холодильника "STINOL-107"

L – сеть; N – нейтральная фаза; ТН1  терморегулятор; RH1  тепловое реле компрессора; RА1  пусковое реле компрессора; SL1  светосигнальная лампа; IL1  выключатель лампы освещения; L1  лампа освещения; TIM – таймер; ТР2 – реле термозащиты;ТР1 – замедлитель включения вентилятора; IMV – выключатель вентилятора; MV – электродвигатель вентилятора; TF – тепловой плавкий предохранитель; СО1  электродвигатель компрессора; R1 – нагреватель поддона каплепадения; R2 – сопротивление нагревателя испарителя.

При снижении температуры испарителя до —10°С реле ТР1 (замедлитель вращения крыльчатки), закрепленное на испарителе, включает электродвигатель вентилятора, который обдувает ребристый испаритель и подает воздух в МК. Реле термозащиты ТР2 также замыкается, обеспечивая включение электродвигателя М таймера, который начинает отсчет времени работы компрессора.

Таймер TIM через определенный отрезок времени работы компрессора (8 — 10 часов) отключает электродвигатели компрессора, вентилятора, таймера и включает электронагревательные сопротивления R2 (оттайки испарителя) и RI (нагревателя поддона каплепадения). Если контакты терморегулятора ТН1 замкнуты, идет процесс оттаивания "снеговой шубы" испарителя МК. При достижении испарителем температуры +10°С реле ТР2 отключает электронагревательные сопротивления RI, R2 и обеспечивает по электрической цепи ТН1, TIM, (RI, R2), М, RHI, COI, RAI работу электродвигателя таймера. Контакты таймера переключаются, при этом отключаются цепи нагревательных сопротивлений RI и R2 и включаются цепи электродвигателя компрессора, вентилятора, таймера. Контакты реле ТР1 и ТР2 при этом разомкнуты. Начинается охлаждение испарителя МК, через некоторое время срабатывает реле ТР1, включается электродвигатель вентилятора. При открывании двери МК выключатель IMV отключает вентилятор.

Если по какой-либо причине температура испарителя МК достигает 60°С, расплавляется термопредохранитель TF, расположенный в одном корпусе с реле термозащиты ТР2, и вся электрическая схема, обеспечивающая работу холодильного агрегата, отключается.

1.10.2.3 Электрические схемы двухкамерных холодильников-морозильников

Электрическая схема холодильника-морозильника комбинированного "STINOL-102" (рис. 3) состоит из двух частей.

Левая часть электрической схемы (рис. 3) обеспечивает работу компрессора СО1, обслуживающего холодильную камеру, и ничем не отличается от электрических схем однокамерных бытовых холодильников. Она состоит из терморегулятора ТН1, компрессора, реле пускового RAI и защитного RHI, дверного выключателя ILI, электролампочек LI освещения ХК и светосигнальной (зеленой) SLI.

Правая часть электрической схемы (рис. 3) обеспечивает работу воздухоохладителя системы "No frost" МК в полностью автоматическом режиме. При замыкании цепи терморегулятора ТН2 напряжение подается на контакты 2—3 таймера TIM, через них в электроцепь компрессора С02, электродвигателя вентилятора MV, электродвигателя самого таймера М. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладона в системе хладоагрегата и снижение температуры испарителя МК.

При снижении температуры испарителя до —10°С реле ТР1, закрепленное на испарителе, включает электродвигатель вентилятора, который обдувает ребристый испаритель и подает воздух в МК, реле термозащиты ТР2 также замыкается, обеспечивая включение электродвигателя М таймера, который начинает отсчет времени работы компрессора.

Таймер TIM через определенный отрезок времени работы компрессора (8—10 часов) отключает электродвигатели компрессора, вентилятора, таймера и включает электронагревательные сопротивления R2 (оттайки испарителя) и RI (нагревателя поддона каплепадения). Если контакты терморегулятора ТН2 замкнуты, идет процесс оттаивания "снеговой шубы" испарителя МК. При достижении испарителем температуры + 10°С реле ТР2 отключает электронагревательные сопротивления R2, RI и обеспечивает по электрической цепи ТН2, TIM, R2, RI, М, RH2, С02, RA2 работу электродвигателя таймера. Контакты таймера переключаются, при этом отключаются нагревательные сопротивления RI и R2 и включаются цепи электродвигателя компрессора, вентилятора, таймера. Контакты реле ТР1 и ТР2 при этом разомкнуты. Начинается охлаждение испарителя МК, через некоторое время срабатывает реле ТР1, включается электродвигатель вентилятора. При открывании двери МК выключатель IMV отключает вентилятор.


Рис. 3 – Электрическая схема холодильника-морозильника "STINOL-102"

L – сеть; N – нейтральная фаза; ТН1  терморегулятор; RH1  тепловое реле компрессора; RА1  пусковое реле компрессора; SL1  светосигнальная лампа; IL1  выключатель лампы освещения; L1  лампа освещения; TIM – таймер; ТР2 – реле термозащиты;ТР1 – замедлитель включения вентилятора; IMV – выключатель вентилятора; MV – электродвигатель вентилятора; TF – тепловой плавкий предохранитель; СО1, СО2  электродвигатели компрессоров; R1 – нагреватель поддона каплепадения; R2 – сопротивление нагревателя испарителя.

Если по какой-либо причине температура испарителя МК достигает 60°С, расплавляется термопредохранитель TF, расположенный в одном корпусе с реле термозащиты ТР2, и вся часть электрической схемы, обеспечивающая работу холодильного агрегата МК, отключается.

Преимущества продукции

К преимуществам бытовых приборов Атлант относят:

  1. адаптированность;
  2. надежность;
  3. эксплуатацию на протяжении долгого периода;
  4. изготовление из прочных материалов;
  5. стойкость к перепадам напряжения (175-250 Вт);
  6. низкий расход электроэнергии;
  7. пониженный уровень шума.

Схема подключения реле

Схема подключения реле

Схема холодильника Атлант

Агрегат для охлаждения продуктов питания состоит из таких компонентов:

  1. Электродвигатели компрессора. Его запуск, а также защита от воздействия факторов внешней среды и сопровождающих процессов осуществляется посредством пускозащитного реле. Цикл работы предусматривает включение и выключение, происходящие через равные промежутки времени. За это отвечает температурный датчик-реле.
  2. Конденсаторы.
  3. Вентиляторы. Предназначены для охлаждения конденсатора. Осуществляют работу совместно с компрессором, их деятельность регулируется терморегулятором. Часто используют специальные вентиляторы для осуществления принудительной циркуляции воздуха;
  4. Электролампы. В их конструкции электрический патрон, выключатель, лампа накаливания. Цоколь изготовляется из алюминия или латуни, мощность варьируется от 15 до 25 Вт. Автоматическое включение устройства для освещения происходит при открытии дверцы;
  5. Пускозащитное реле.
  6. Терморегулятор.
  7. Датчик реле. Содержит систему, обладающую чувствительностью к температурному режиму, контакты, устройство, которое обеспечивает их переключение, выводные клеммы, дифференциальный винт, и узел, отвечающий за настройку температуры. Устанавливается данный элемент, в месте, куда не проникает влага, например, снаружи или в камере агрегата.

Схема холодильника Атлант

Схема холодильника Атлант

Электрическая схема холодильной установки Атлант спроектирована таким образом, чтобы предотвратить быстрый выход их строя элементов, которые в нее входят. Пример на фото.

Принцип действия пускозащитного реле агрегата Атлант

Холодильник этого бренда обладает пускозащитным механизмом, содержащим пусковую катушку. Пускозащитное реле может быть индукционным, электромагнитным или тепловым. Наиболее современным вариантом признано устройство первого типа.

Отличительной чертой данного элемента в холодильнике Атлант является черный цвет. Это обуславливается необходимостью поглощения тепловых волн. Этот позволяет эксплуатировать пускозащитное реле более длительный период. Повреждение детали возможно из-за воздействия силы тяжести и неблагоприятных факторов внешней среды, к примеру, удара при перестановке или переезде. В этом случае скорее всего придется покупать новое пускозащитное реле.

Пускозащитное реле

Чтобы холодильник Атлант функционировал без перебоев, следует осуществлять контроль за его состоянием. Пускозащитное реле имеет небольшие размеры, но несмотря на это в его функциях:

  • подключение дополнительной обмотки компрессора к сети;
  • предотвращение поломки агрегата Атлант вследствие повышения количества оборотов мотора (более 75%);
  • защита холодильника от перегрева.

Принцип работы пускового реле напрямую зависит от его типа. Тепловой пускозащитный элемент действует благодаря биметаллической пластине, которая нагревается от того, что электрический ток проходит через спираль.

Комплект пускового реле

Комплект пускового реле

Частые причины неполадок

Проблемы с холодильниками Атлант, возникают из-за:

  • несоблюдения норм эксплуатации;
  • расхождения коэффициентов расширения металлических частиц внутри соленоида (характерно для моделей холодильных установок всех брендов);
  • заклинивания сердечника катушки и контактов;
  • перегорания спирали, по которой проходит электрический ток;
  • длительного простоя;
  • процесса окисления;
  • повреждений механического характера;
  • обгорания непосредственно самих контактов и гнезд, из которых они отходят;
  • дисфункции пружинной пластины.

Ремонт холодильника

Форс-мажорной ситуацией признается та, что характеризуется проблемами с мотором-компрессором. Например, если холодильник вообще не запускается при подключении, работает без переключения режима или глохнет через определенный промежуток времени.

Ремонт пускового реле

Исправление дефектов пускозащитного реле начинается после выявления точной причины проблем. Для начала его необходимо разобрать и полностью проверить каждую деталь, после чего проводится ее очищение, ремонт или замена.

Процесс происходит в следующей последовательности:

  1. Салфеткой, смоченной этиловым спиртом, обрабатывается сердечник, шток и контакты.
  2. Все вышеперечисленные поверхности зачищаются наждачной бумагой.
  3. В крайнем случае элементы устройства заменяются.
  4. Далее происходит сборка пускового реле компрессора холодильника Атлант и его установка.
  5. Последним шагом является тестирование производительности новой или отремонтированной детали:

Детали холодильника

Для того, чтобы проверить данный показатель, холодильник Атлант подключают к сети. Если он не функционирует, то скорее всего проблема заключается в самом моторе-компрессоре. Если запуск произошел, как полагается, то поврежден размыкатель электросети. Поврежденную деталь нужно снять и тщательно осмотреть.

Подключение пускового реле

Для того, чтобы установить пускозащитное реле для холодильника Атлант (новое или отремонтированное), не требуются специальные технические навыки или глубокие познания в устройстве электрических схем. Человеку, который хочет подключить новое пускозащитное реле, необходимо приобрести подходящую деталь (РТК, РТК-Х, ПЗР, РТП, РП, Р-3 и другие типы конструкции).

Подключение пускового реле

Подключение пускового реле

Принцип действия у них схож, но при этом существуют различия в методе крепления и технических характеристиках. Пусковое реле помещают на кожух мотора-компрессора. На поверхности этого элемента имеется стрелка, указывающая направление. Поэтому ошибиться при подключении сложно.

При отсутствии соответствующего опыта и навыков браться за эту процедуру самостоятельно не следует. Гораздо больший эффект будет от обращения к специалистам по ремонту. Они проведут тщательную диагностику, снимут поврежденную деталь по электрической схеме и поставят новое пусковое реле для холодильника Атлант.

Для циркуляции хладагента в холодильных установках используются насосные блоки с приводом от электрического двигателя. Знание схемы подключения компрессора холодильника понадобится начинающему мастеру или пользователю, самостоятельно обслуживающему холодильное оборудование. Корректная коммутация позволит уточнить пригодность мотора к эксплуатации, но точную причину поломки определит только специалист.

Какая схема подключения компрессора холодильника

Подключение по инструкции

Электрический двигатель, используемый для привода насоса, оснащается двойной обмоткой возбуждения. Для старта оборудования требуется повышенная мощность, поэтому в конструкции мотора предусмотрена пусковая обмотка. После начала работы происходит автоматическое переключение питания на рабочую обмотку, что обеспечивает снижение энергопотребления. Дополнительные реле, поддерживающие требуемый температурный фон, расположены до корпуса компрессора.

Схема подключения компрессора к холодильнику

Чтобы подключить компрессор холодильника по заводской схеме, потребуется использовать кабель, оснащенный штепсельной розеткой. Провода подводятся к выводам на корпусе реле, поскольку для питания используется переменный ток, то полярность соединения не учитывается. Для обеспечения надежного контакта на кабелях устанавливаются клеммы, тип элементов зависит от модификации и производителя реле. После включения штепселя в розетку мотор должен заработать, если пуск закончился неудачей, то следует начать проверку компонентов в цепи питания.

Как подключить без реле

В конструкции оборудования используется реле, которое переключает подачу тока в зависимости от режима работы. Изделие обеспечивает защиту обмоток электродвигателя, при его поломке или отсутствии нормальный пуск мотора невозможен. Владелец оборудования может имитировать работу реле, что позволяет проверить работоспособность компрессора. Эксплуатировать холодильник с отсутствующим реле категорически запрещается.

Как подключить компрессор без реле самому

Для включения оборудования необходимо обеспечить подачу переменного тока напряжением 220 В на обе обмотки мотора. Для подсоединения изделия требуется медный кабель сечением не менее 0,75 мм² (допускается использование монолитного или многожильного провода). Для обеспечения контакта на концы провода устанавливаются соединительные клеммы, которые фиксируются припоем или обжатием специальным инструментом. Коммутация питания производится к выводам общей точки и рабочей обмотки (расположение элементов указывается на корпусе компрессора).

На части компрессоров для обеспечения доступа к контактным элементам потребуется снять специальную емкость из пластика, в которую собирается конденсат и талая вода.

Для подачи короткого импульса на пусковую обмотку используется электротехническая отвертка (с рукояткой из специального пластика) или отдельный тумблер. Кнопка помещается в разрыв провода, которым соединяются выводы обмоток. При исправных обмотках и подшипниковых опорах мотор начинает работать, пусковая обмотка отключается удалением отвертки или повторным нажатием на переключатель.

Как подключить без конденсатора

Классический конденсатор в холодильном оборудовании используется для охлаждения и преобразования газообразного хладагента в жидкую фазу. Насос хладагента допускает кратковременную работу без конденсационного блока, но длительно эксплуатировать агрегат не рекомендуется (из-за отсутствия подачи масла). В самом компрессоре встречается электролитический конденсатор, обеспечивающий дополнительный импульс тока в момент пуска оборудования. Конденсатор использовался в холодильниках, выпущенных в 60-70-х гг. прошлого столетия.

Читайте также: