Как разобрать холодильник с фреоном

Обновлено: 30.09.2022

Холодильник – самый необходимый бытовой прибор, и его поломка всегда бывает очень некстати.

Особенно если это касается не только покупки новых запчастей, но и вызова мастера, что порой обходится в кругленькую сумму.

Сегодня речь пойдет про такую поломку как утечка фреона, про ее самостоятельное устранение, а также мы расскажем все тонкости заправки хладагента холодильника.

Как заменить фреон в холодильнике своими руками- начало

Осторожно!

Сразу же оговоримся: приступать к заправке фреона, не имея специальных навыков, не рекомендуется! Лучше тогда доверить это специалисту.

Для начала давайте вспомним, что такое фреон и какую роль он играет в холодильнике. Фреон – это бесцветный газ, который при охлаждении меняет агрегатное состояние до жидкого и перемещает тепловую энергию. Как в организме человека от сердца идет артериальная кровь, а к сердцу венозная, так и в холодильнике от компрессора фреон идет в виде газа, а возвращается в виде жидкости. Перемещение фреона происходит по внутреннему и внешнему контурам. На внутренний контур хладагент поступает в жидком состоянии. Проходя по нему, он собирает излишки тепловой энергии и переходит в газообразное состояние. При переходе на внешний контур через компрессор и испаритель от отдает тепловую энергию и возвращается в жидкое состояние. А после происходит повтор цикла.

Хладагент используют не только в холодильных аппаратах

Он нашел широкое применение в системах кондиционирования, тепловых насосах и т.п.

Всего существует более 40 фреонов, но из-за влияния на озоновый слой земли и увеличение парникового эффекта широко используется на данный момент всего 16.

Так как фреоны отличаются между собой по физико-химическим свойствам, то при дозаправке или замене нужно использовать именно такой, который был изначально или схожий по свойствам.

фреона марки

Причины утечки хладагента

Прежде чем производить заправку хладагента, нужно понять и устранить причину утечки, чтобы проблема не возникла вновь.

Самые распространенные причины:

  1. Механическое воздействие, например, при неправильной транспортировке или при попытке ускорить разморозку холодильника с помощью острых предметов.
  2. Неисправность компрессора. При ремонте компрессора всегда требуется заправка фреона, даже если он вытек не полностью.
  3. Плохое качество капиллярных трубок или их загрязнение. Засорение контура может происходить из-за замерзания попавшей внутрь влаги или из-за частичек машинного масла. И то, и другое вызывает нарушение перемещения хладагента и разгерметизацию системы.
  4. Ослабление мест соединения элементов контура. Это происходит со временем, и в этих местах образуются щели, через которые вытекает хладагент.

Для того, чтобы понять в каком месте происходит утечка иногда достаточно визуального осмотра. В этом месте обычно бывает скопление снега и льда из-за охлаждения фреона при испарении. Также в месте утечки бывает ржавчина, подтеки на трубках.

Но чаще применяют другие методы. Одним из них является применение мыльного раствора. Им покрывают примерные места разгерметизации (места соединения трубок). И там, где появляются пузыри и есть место утечки. Эти методы хороши только на доступных участках контура. Там, где нет доступа, используют специальный прибор – течеискатель, который работает по принципу металлоискателя: чем ближе место утечки, тем сильнее он начинает пищать.

Важно! Проверьте исправность других систем. Утечка фреона могла негативно сказаться на работе других деталей холодильника, особенно если была обнаружена не сразу.

Оборудование для замены хладагента

Прежде чем приступать к замене подготовьте следующие инструменты:

– заправочная станция из 2-х манометров и 3-х шлангов;

– фреон нужной марки или схожий по свойствам с тем, который был изначально;

– сварка для определенного вида труб;

– новый фильтр-осушитель;

– баллон с азотом для вывода влаги из контура;

– клапан Шредера;

– игольчатый захват;

– течеискатель для проверки герметичности.

Алгоритм действий при замене хладагента

морозилка и баллоны

  1. Отключить холодильник от сети, вынув вилку из розетки. Так как фреон легко воспламеняется, то проводить замену стоит в комнате, где нет обогревательных приборов и источников открытого огня и обеспечено хорошее проветривание. Заземлить электроаппаратуру.
  2. Удалить остатки хладагента. Фильтр-осушитель зажать специальным захватом и проделать в нем отверстие на медном участке. Клапан, через который будет выходить хладагент, вынуть из патрубка и припаять к компрессору.
  3. После этого нужно продуть контур азотом, чтобы вышла влага. Процесс занимает минут 10-15. После этого фильтр обрезают и продувают еще раз, а после устанавливают новый фильтр. Между срезанием старого и установкой нового должно пройти не более 15 минут, иначе влага снова поступит в контур.
  4. Перед заправкой установить клапан Шредера, чтобы хладагент не выходил обратно. Для работы используйте баллоны, где давление газа не превышает 6 атмосфер.
  5. На заправочной станции перекрыть все краны. Красный шланг подсоединяем к клапану Шредера, синий к насосу и средний желтый к баллону с фреоном.

После всех этих действий открыть краны на красном и синем шланге и начать постепенно открывать вентиль на баллоне с газом. Заполнение отслеживать по показаниям манометра. При давлении в 0,5 атмосфер перекрыть все вентили.

  1. Провести вакуумирование. Желтый шланг отсоединить от баллона и присоединить к вакуумному насосу. Включить компрессор на 30 секунд. Через 10 минут отключить насос и снова подсоединить баллон с газом. Эта процедура нужна для удаления попавшего в систему воздуха и более качественной заправки фреона.
  2. Для удаления воздуха из желтой трубки ее подсоединяют к заправочной станции, оставляя небольшую щель, через которую фреон его и вытеснит. После полного заполнения трубки фреоном ее плотно прикрепляют к станции и открывают вентиль для подачи фреона на синем шланге.
  3. Снова включить компрессор и наблюдать за его работой по показаниям манометров. На синем манометре должен быть стабильный ноль. Только после этого патрубки перегибают и запаивают.

Некоторые мастера для контроля количества хладагента используют бытовые весы, т.е. по весу баллона определяют уровень закачки контура хладагентом.

После проведения работы помещение необходимо проветрить.

Если вы имеете достаточный уровень знаний и навыков, то можете провести замену фреона самостоятельно. Но если их недостаточно, то лучше не экспериментировать и доверить это дело специалисту.

Самостоятельная замена компрессора в холодильнике

Компрессор — это важнейшая часть холодильника, которая отвечает за охлаждение морозильной камеры. Самостоятельно произвести ремонт на дому компрессора достаточно сложный процесс. Здесь необходимо разбираться в тонкостях, уметь пользоваться специализированным оборудованием для тестирования и пайки. Особое значение имеет повторная заправка фреона.

Замена компрессора в холодильнике

Для того чтобы самому заменить компрессор, потребуются инструменты и приспособления:

  • клещи для обрезки медных трубок;
  • кусачки для обрезки капиллярного канала;
  • комплект гаечных ключей для снятия болтов крепления;
  • набор отверток с плоским или крестообразным жалом;
  • комплект б-гранных ключей;
  • плоскогубцы;
  • заправочная станция для нагнетания хладагента;
  • газовая горелка для пайки трубок;
  • тестовый прибор;
  • металлические экраны для защиты пластиковых деталей от пламени
  • горелки;
  • соединительные муфты для трубок.

Дополнительно понадобится баллон с газом, пригодным для заправки холодильной установки. Для проверки работоспособности оборудования используется цифровой термометр. Поскольку в контуре охлаждения могут быть трещины, через которые уходит хладагент, то необходим электронный прибор для обнаружения поврежденных участков.

Набор инструментов для замены помпы холодильника по стоимости превосходит цену самой установки, поэтому рекомендуется вызвать специалиста. Найти мастера, смотреть отзывы и предложить заказ можно в домовой службе.

Поэтапная замена компрессора

Если владелец оборудования смог достать набор инструментов, то он может самостоятельно отремонтировать оборудование. Перед тем как заменить компрессор, необходимо отключить установку от электрической сети и очистить камеры от продуктов.

Оборудование отодвигается от стены, с поверхности трубопроводов удаляется слой пыли. После удаления льда и воды необходимо слить конденсат из ванночки, смонтированной на крышке насосной станции.

Снятие старого

Корпус насоса установлен в нише холодильника на специальной траверсе. Опоры оборудованы пружинными и резиновыми амортизаторами, конструкция стянута болтом и гайкой.

Для снятия компрессора необходимо отвернуть точки крепления. Если резьба покрыта ржавчиной, то на поверхность необходимо нанести жидкость WD40.

После удаления изношенного агрегата необходимо зачистить концы металлического трубопровода.

Видео инструкция по снятию компрессора:

Установка нового

Поскольку конструкция компрессора не предусматривает ремонт электродвигателя или поршневого насоса, то при поломке деталей необходимо установить новый агрегат.

Корпус установки крепится на траверсе, на трубках установлены заводские предохранительные заглушки. Снимать элементы разрешается непосредственно перед пайкой трубопроводов, при демонтаже проверяется избыточное давление воздуха в корпусе (по свисту выходящего газа).

Если в компрессоре отсутствовал воздух под давлением, то установка подобного агрегата не рекомендуется.

Затем запаиваются магистрали, пламя горелки не должно попадать в полость насосного агрегата. После снятия транспортировочных крышек с корпуса осушителя производится установка капиллярной трубки.

После проверки качества швов выполняется закачивание в контур хладагента, рекомендованного производителем холодильного оборудования.

При заправке производится предварительное вакуумирование системы, при обнаружении трещин в морозилке или соединительных трубках выполняется дополнительный ремонт холодильника.

Проверка компрессора

После заправки контура хладагентом необходимо установить на штатное место реле и кабели питания, а затем запустить установку. Мотор должен включиться, оборудование работает по сигналам от температурных датчиков.

Если агрегат работает постоянно, то следует проверить корректность регулировки холодильника, при повышенной температуре в помещении компрессор функционирует дольше, чем при нормальных условиях.

Если насос работает без перерыва 10-15 минут, а температура в камерах не падает, то требуется проверить давление в контуре.

Манометр подключается к заливной трубке, нормальное давление находится в пределах 5-6 МПа. Параллельно проверяется корректность подключения реле к мотору и электрической цепи, а также работоспособность изделия.

Компрессор для холодильника

Замена компрессора в холодильнике своими руками

Пока агрегат работает исправно, его устройство и принцип работы мало кому интересны. Но в случае поломки холодильника мы начинаем ломать голову. Как быть? Срочно искать мастера или попробовать разобраться самостоятельно. Как распознать, что проблема именно в компрессоре? Возможен ли самостоятельный ремонт компрессора для холодильника?

Давайте рассмотрим подробно каждый из этих вопросов и вы узнаете как это можно отремонтировать самому.

Роль компрессора в холодильнике

Оказывается, агрегат, установленный на нашей кухне, не создает холод, а лишь забирает тепло. Краем уха все мы слышали, что существует такое вещество как хладагент. Что-то он там охлаждает. Осталось понять, что и каким образом.

Хладагентом называют жидкость или газ, чаще всего фреон (хотя существуют агрегаты, работающие и на твердых веществах), которые в процессе испарения и последующем сжатии способны забирать тепло у охлаждающихся продуктов.

Процесс работы холодильника

Важнейшей частью холодильника является компрессор – поршневое устройство, предназначенное для сжатия и перемещения этого самого хладагента. Циркуляция (то есть круговорот) его происходит следующим образом.

Заправленный через компрессор (металлический бачок, расположенный в самом низу задней стенки холодильника) хладагент с помощью поршня уплотняется и подается в длинную спиралеобразную трубку, расположенную в задней части холодильника, называемую конденсатором.

В процессе такого сжижения происходит нагрев газа (фреона). Далее горячий хладагент (действительно, задняя стенка холодильника периодически нагревается) для снижения давления проходит через очень узкую (диаметром около миллиметра) медную капиллярную трубку (дроссель). Из нее газ попадает в испаритель – трубку большего диаметра. Давление продолжает снижаться, фреон остывает и постепенно вновь испаряется (разжижается).

Температура при этом падает, и он начинает забирать тепло из помещенных в холодильник продуктов.

Затем компрессор по обратной трубе всасывает разжиженный газ, и процесс начинается заново. Цикл будет повторяться, пока в холодильнике не будет нужной, выставленной нами температуры. Затем он на время отключится или снизит обороты.

Виды компрессоров их плюсы и минусы

Подразделение их на два типа (линейные и инверторные) условно. По сути, это схожие по конструкции агрегаты, работающие по одному и тому же вышеописанному принципу. В основу классификации положена лишь частота вращения вала двигателя и возможность его временной остановки.

Линейные

Линейный компрессор в разрезе

Работают циклично, то есть периодически включаются-выключаются. Запуск производится только в том случае, если датчик, сопоставив температуру в холодильных камерах с заданной, определяет, что она повышена. Так как агрегат быстро набирает обороты, охлаждение происходит в кратчайший срок. Как только температура выравнивается, система на время отключается.

Достоинством этого вида компрессоров является максимально быстрое снижение температуры.

Минусом линейного агрегата является повышенная шумность, перенапряжение в сети из-за постоянных включений-отключений, а также значительное потребление энергии.

Инверторные

Компрессор работает непрерывно, плавно и размеренно. То есть включения-выключения не происходит. При необходимости он просто снижает обороты.

Существенными плюсами инверторных агрегатов является бесшумность и минимальное потребление электроэнергии. Температура в холодильниках, оснащенных подобными системами, всегда стабильна. Однако подобные устройства слишком чувствительны к перепадам напряжения. Да и их стоимость намного выше, чем цена приборов с линейными компрессорами.

Причины выхода компрессора из строя

Как и любое другое устройство, подобные системы имеют определенный срок эксплуатации и требуют регулярного обслуживания. Перечислим основные причины неисправности компрессора :

Важно! В инверторных типах холодильников за регулировку их работы отвечает автоматика. Самостоятельный ремонт в домашних условиях при ее отказе невозможен.

Замена компрессора своими руками, поэтапный процесс

Полезное видео как отремонтировать самому компрессор для холодильника

Стоит ли менять компрессор в холодильнике, плюсы и минусы

Так как стоимость этого устройства составляет половину стоимости самого холодильника, менять его есть смысл только в том случае, если он проработал не более 5-7 лет. То есть ремонт будет целесообразен в том случае, если вы твердо уверены, что остальные узлы агрегата не изношены и в ближайшее время не потребуют замены.

Учтите также, что самостоятельная замена компрессора возможна при точном соблюдении технологии монтажа и обладании определенными навыками. В противном случае вы можете нарушить балансировку или выпустить хладагент. То есть стоимость ремонта существенно возрастет.

Итак, мы выяснили, что замена компрессора своими руками возможна лишь при наличии определенных навыков. Действовать необходимо предельно аккуратно и осторожно, чтобы не перегнуть трубки и не выпустить фреон. Заправлять маслом 10W40, заправляем аккуратно шприцом и соблюдать все меры предостороженности.

Устройство компрессора

Причины поломки компрессора

    делятся на технические (поломка случается из-за механических повреждений внутри самого устройства) и эксплуатационные (когда нарушены технические предписания завода изготовителя по уходу, эксплуатации и транспортировке устройства). Самой распространенной поломкой является заклинивание поршня двигателя из-за перегрева. Рабочая температура компрессора находится в пределах от 60 до 90 градусов Цельсия.
  • При нарушениях в работе системы охлаждения, таких как утечка хладагента, некорректная работа термостата или датчика температуры, не герметичное уплотнение двери, мотор может работать длительное время без положенной остановки. При этом он перегревается, металл в нем расширяется и происходит сначала выработка трущихся частей, а потом и вовсе клин и остановка.
  • Для предотвращения такой ситуации в реле включения двигателя установлен плавкий предохранитель, но и он не всегда способен вовремя разорвать цепь питания и остановить работу. К независящим от пользователя причинам можно также отнести перепад напряжения в сети. Хоть холодильник и оборудован предохранителем, но случается и такое, что при повышении напряжения перегорает обмотка на катушках электродвигателя.
  • К нарушениям правил эксплуатации можно отнести постоянно открытую дверь и несвоевременную разморозку (в устройствах, где она необходима). И первое и второе заставляют некорректно работать мотор на пределах своей мощности и в последующем приводит к его поломке.
  • Еще одной из немаловажных причин может быть нарушение температурных показателей в месте, где используется холодильник. На каждом устройстве есть предписанные заводом показатели граничных температур. Для более жаркого или более холодного климата существуют специальные аппараты, конструктивно предусматривающие использование в нужных условиях.

Как определить, что сломан именно компрессора

Принимая во внимание тот факт, что компрессор является сердцем холодильной установки, о выходе его из строя станет понятно сразу, при повышении температуры в холодильной камере, или при потекшей морозилке.

Если в течении длительного времени на кухне отсутствует привычное урчание холодильника, но при этом свет внутри горит и индикация присутствует (в устройствах где она имеется), вероятнее всего вышел из строя либо мотор, либо что-то из оборудования его включения (датчики, термостат, реле, электронный модуль).

Выяснить, что требуется замена компрессора наверняка, может специалист, подключив к нему питание напрямую, в обход всех остальных систем холодильника. Иногда на поломку двигателя могут указывать периодические попытки запуска и спустя несколько секунд резкие его остановки.

Стоит ли менять компрессор?

Такой ремонт, как замена компрессора, является очень дорогим и требует высокой квалификации специалиста, проделывающего эту процедуру.

Дороговизна ремонта обусловлена большой стоимостью самого мотора и необходимостью проведения целого ряда мероприятий по заправке, пайке, замене фильтра и т.д. Многие мастера пренебрегают отдельными тонкостями при проведении работы и очень часто случается так, что новый мотор после такого горе-мастера проработает месяц и тоже выйдет из строя. Такая ситуация может произойти если не поменяли фильтр или не почистили систему от продуктов работы старого мотора (металлическая пыль, смешанная с маслом). Такой мусор, при попадании в новый двигатель, оставляет задиры на поршневой и приводит к существенному понижению производительности или вовсе выходу ее из строя.

Сам по себе компрессор довольно надежное устройство и его поломка связана либо с количеством моточасов, которые он отработал (старый холодильник), либо с другой неисправностью, послужившей причиной такому явлению. Поэтому, принимая решение о его замене, нужно это учитывать.

Если холодильник уже не новый, то цена такого ремонта может вплотную подбираться к стоимости самого устройства. А если кроме мотора нужна замена испарителя или других элементов, то точно лучше даже не начинать ремонт, а ограничится диагностикой и подумать о замене холодильника.

Как показывает практика, цена такого ремонта достигает 70-80% стоимости нового, но никогда не сравниться в качестве комплектующих и заводской сборкой.

Как проверить исправность электромотора

Первый признак, по которому можно определить поломку — скачок температуры в основной камере. Там может быть настолько тепло, что испортятся все продукты. Есть и другие признаки выхода из строя главной детали холодильника:

Проверка сопротивления и напряжения

Иногда в поломке виноват кабель или обрыв проводки, поэтому перед началом ремонтных работ нужно замерить сопротивление, чтобы обезопасить себя от травм.

Для проверки сопротивления отыщите место, в котором нет краски. Если таких мест нет, сотрите покрытие растворителем. Возьмите тестер и приставьте его щупы к корпусу и контакту. Если ничего не высветилось, то прибор исправен, а если на экране мультиметра есть цифры, ремонтировать компрессор в домашних условиях очень опасно. Если вы решитесь работать с таким компрессором, будьте предельно осторожны.

Чтобы проверить ток, убедитесь в работоспособности пускового реле. Возьмите мультиметр с клещами — таким прибором проверять удобнее. Если мощность мотора, к примеру, 140 Вт, измерительный прибор должен показать ток в 1,3 А. Соотношение этих показателей такое же, если мощность двигателя другая.

Как производится замена масла в компрессоре

Если после замены компрессора или реле оказалось, что в системе недостаточно масла, значит, нужно заменить или долить его. Перед тем, как сливать, менять или заправлять масло, стоит проконсультироваться с опытным мастером.

Когда еще нужна заливка масла? Мы решили рассмотреть этот вопрос в рамках данной публикации, потому что бывают случаи, когда в новом моторе масло не залито, тогда придется делать это самому.

Как починить холодильник: диагностика и что делать

Устройство холодильной установки

Первые электрические холодильники появились в 1913 году. Принцип их действия основан на температурных процессах, происходящих в хладагенте (фреоне) при переходе из жидкого состояния в газообразное и наоборот.

Простейшая схема холодильной установки выглядит следующим образом.


По сути, перед нами схема, используемая в холодильниках и сегодня. В ней есть всего несколько основных узлов:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • дроссель (капилляр);
  • испаритель.

Работает такая холодильная установка достаточно просто. Компрессор, создавая давление в замкнутой системе, заставляет газообразный хладагент перейти в жидкое состояние. При этом в большом количестве образуется тепло, отводимое через конденсатор в окружающую среду. Жидкий фреон, пройдя через дроссель, попадает в зону низкого давления системы, в которой происходит его закипание и обратный переход в газообразное состояние. Кипение фреона происходит при отрицательных температурах в испарителе, поэтому образовавшийся в нем холод сильно остужает его стенки, а достаточно герметичная камера аппарата не позволяет холодному воздуху попадать в атмосферу. Поскольку контур, в котором циркулирует хладагент, является замкнутым, то цикл перехода фреона из одного состояния в другое повторяется многократно.

Помимо названных выше основных элементов, конструкция холодильника включает несколько дополнительных узлов:

  • терморегулятор. Служит для поддержания заданной температуры внутри камеры;
  • фильтр-осушитель. Он отвечает за чистоту хладагента, циркулирующего в контуре.


Более подробно ознакомиться с устройством и принципом действия холодильника можно в статье Клуба DNS.

В последние годы в сегменте бытовых холодильных установок стали очень популярными агрегаты, работающие по принципу No Frost (в буквальном переводе — без инея). Их принципиальное отличие — охлаждение продуктов происходит не от контакта с холодными поверхностями испарителя, а благодаря постоянно циркулирующему в камере охлажденному воздуху.


Основной принцип получения холода внутри камеры остается неизменным. А вот за распространение холодного воздуха внутри агрегата отвечает мощный вентилятор, обеспечивающий его постоянную циркуляцию внутри устройства по специальным воздуховодам.

Диагностика узлов холодильника

Несмотря на всю громоздкость конструкции, у холодильника не так уж много узлов, способных выйти из строя. В большинстве случаев поиск неисправности достаточно прост и не займет много времени.

Проведение диагностики узлов агрегата подразумевает наличие минимальных познаний в области электротехники. Если нет уверенности в собственных силах, работы по поиску и устранению неисправности лучше доверить квалифицированному специалисту!

Важно! Все работы необходимо проводить при отключенном от электрической сети устройстве!

Диагностика компрессора

Компрессор — сердце любого холодильника, от его эффективной работы зависит скорость набора нужной температуры в камере.

Выход из строя компрессора — самая затратная часть ремонта холодильника.

Перед проведением замеров необходимо удостовериться, что агрегат отключен от электрической сети!

Чтобы получить доступ к клеммам компрессора, с его корпуса необходимо демонтировать пуско-защитное реле.


Правая клемма — вывод рабочей обмотки, левая — пусковой обмотки. Верхний вывод является общей точкой двух обмоток мотора холодильника.

Для диагностики необходимо отдельно измерить сопротивление обеих обмоток, а также их общее сопротивление. Для проверки рабочей обмотки замер производится правой и верхней клеммами, пусковой — между левым и верхним выводами.

Как правило, у компрессоров небольшой мощности сопротивление рабочей обмотки находится в пределах 15 Ом, пусковой — около 20 Ом.

Третий замер производится для проверки общей целостности обмоток, для чего измеряют сопротивление между правым и левым выводами клеммной коробки компрессора. В случае нормального состояния обмоток, прибор должен показать суммарное сопротивление двух обмоток (сумму результатов измерений, полученных чуть ранее). Как правило, суммарный результат должен составить 30-35 Ом.

Дополнительно следует удостовериться в отсутствии замыкания обмоток на корпус компрессора. При исправной электрической части все три замера должны показать отсутствие цепи для протекания электрического тока.

Номинальные значения сопротивлений обмоток для конкретной модели компрессора лучше всего найти в Интернете.

Проверка механической части агрегата потребует разгерметизации контура охлаждения. Ее лучше доверить специалисту, имеющему в своем арсенале необходимое оборудование. Для выполнения таких работ потребуются:

  • труборез;
  • инструмент для вальцовки труб;
  • манометр;
  • соединительные шланги;
  • электронные весы;
  • вакуумный насос;
  • газовая горелка;
  • набор муфт для соединения.

Сама проверка сводится к подключению к диагностируемому компрессору манометра и измерению создаваемого им давления в магистрали. Если после включения холодильника манометр показывает 4 бар и более — компрессор исправен. В противном случае он подлежит замене.

Диагностика капиллярной системы

В случае, когда компрессор работает исправно, а холодильник не производит холод должным образом, вероятной причиной неисправности может выступать засор капиллярной трубки. Данная проблема препятствует нормальной циркуляции хладагента и не позволяет агрегату нормально работать.

Косвенно проблему можно диагностировать по температуре нагнетательного штуцера компрессора. Если он быстро нагревается, но спустя пару минут остывает — с большой долей вероятности можно говорить об имеющемся засоре в капиллярной системе холодильника.

Можно определить засор путем ощупывания поверхности конденсатора. Если он имеет неравномерный нагрев по всей площади или часть его поверхности и вовсе остается холодной, то это также свидетельствует об имеющемся засоре.

Более точно поставить диагноз можно после разгерметизации системы. Достаточно подключить манометр к заправочному патрубку. Если при работающем компрессоре прибор показывает отрицательные значения (образование вакуума), а после выключения агрегата давление в системе остается неизменным или нарастает очень медленно — засор капиллярной системы очевиден.


Диагностика терморегулятора

Терморегулятор отвечает за поддержание в холодильной камере заданной температуры. По своей сути это обычный выключатель, который включает или выключает компрессор при достижении нужных температур внутри устройства.


Если холодильник не включается вовсе или, наоборот, работает без остановки, вероятная причина поломки — выход из строя терморегулятора.

Проверить его просто. В случае, когда компрессор не запускается, нужно замкнуть между собой три провода, подключаемые к узлу, после чего включить холодильник в сеть. В старых моделях холодильников для подключения терморегулятора использовалось два провода. Замыкать их нужно между собой. Если компрессор запустится — виновник найден и его предстоит заменить.

Когда выключения компрессора не происходит, можно предположить, что регулятор вышел из строя и остался в замкнутом положении. Он также подлежит замене.

Замена не представляет особой сложности, главное, при установке нового узла не допускать переломов и замятия сильфонной трубки с газом, отвечающей за срабатывание контактной части узла.

Диагностика узлов холодильника No Frost

При поиске неисправностей системы No Frost методология проверки компрессора и капиллярной системы остаются теми же. Но поскольку в системе появляются новые элементы, остановимся на их проверке более детально.

Проверка вентилятора

Чтобы убедиться в работе вентилятора визуально, придется снять защитный кожух морозильной камеры, представляющий собой ее заднюю стенку. При осмотре вентилятора нелишним будет уделить внимание его крыльчатке. Лопасти не должны иметь сколов и трещин.


В случае неисправности узла он заменяется новым.

Диагностика системы оттаивания


Компонентами системы оттаивания являются:

  • таймер оттаивания;
  • два термореле (может быть одно совмещенное) для отслеживания верхнего и нижнего порогов температуры;
  • нагревательный элемент.

Работает система следующим образом. По истечении времени, заданного таймером оттаивания (в зависимости от производителя от 4 до 24 часов), компрессор выключается, и в течение 15-20 минут испаритель нагревается ТЭНом. В результате вся образовавшаяся за цикл работы наледь оттаивает и удаляется в дренажную систему холодильника.


Как это ни парадоксально звучит, но перед диагностикой холодильник No Frost желательно разморозить, дав ему постоять выключенным в течение 10-12 часов. Это может решить проблему оттаивания испарителя без дальнейшего вмешательства.

Работоспособность системы проверяется следующим образом:

  1. Демонтируются защитный кожух морозильной камеры и пластиковая панель с вентилятором, установленная за ним.
  2. В зависимости от типа таймера (электронный или механический), на его корпусе либо нажимается кнопка принудительного включения режима оттаивания, либо проворачивается рукоятка (по ходу часовой стрелки) до характерного щелчка.

При этом работа компрессора должна прекратиться, а ТЭНы оттаивания должны начать нагреваться.

Если нагрев ТЭНов не происходит, необходимо убедиться в целостности нагревательных элементов (их номинальное сопротивление составляет 200-300 Ом) и нормальной работе термореле. Одно из них, отвечающее за включение цепи при достижении порога низкой температуры, является нормально разомкнутым. Оно коммутирует цепь при достижении температуры, равной - 10 ° С. Второе реле — нормально замкнутое, его назначение — защита испарителя от перегрева. Реле разрывает цепь питания ТЭНа при достижении температуры в + 10 ° С. Неисправные компоненты системы заменяются новыми.

Более подробно о диагностике и ремонте системы оттаивания рассказано в следующем видео:



Ценность компрессора велика как с точки зрения функциональности, так и с позиции стоимости металла, причем независимо от того как его рассматривать. Из двигателя можно сделать насос для шиномонтажа, окраски или холодильной системы.

Если двигатель нерабочий, а его мощность относительно низкая, то ремонтировать его нет смысла. Устройство состоит из черного металла (корпус, составляющие редукторов) и меди (обмотка мотора, трубки). Средний вес составляет от 5 до 10 килограмм, при этом вес дорогостоящей меди может достигать 1,5 килограмма.

Разборка без использования шлифмашины

Для того чтобы отделить черный металл от меди, необходимо сперва разобрать компрессор. Разберемся как можно разобрать устройство без использования угловой шлифмашины (болгарки), ведь болгарка – это относительно грязный инструмент, на рабочем месте будет много пыли, искр, шума, залитого внутрь масла (режущий диск будет разбрызгивать материалы вокруг себя).

К сожалению, корпус является монолитным металлическим изделием, содержащим ряд сварных швов, созданных при помощи автоматической сварки.

компрессор холодильника как разобрать

Компрессор является монолитным устройством

Поэтому, избежать болгарки можно только при помощи ножовки по металлу. Толщина металла может составлять более 3 миллиметров. Что касается ротора и статора, то болгарка не требуется, применять ее на всех этапах разборки не следует.

Алгоритм действий

Надрез должен быть небольшим дабы избежать разбрызгивания. Через малое отверстие масло должно вытекать медленно.

Разрезать следует осторожно, без спешки; если работаете ножовкой, следует следить за остротой пилы (лучше запастись запасными полотнами). Под срезанной шапкой наблюдаются обмотки мотора. После распаковки корпуса можно обнаружить причины неисправности устройства. В нашем случае причиной является перегоревшая обмотка:

компрессор холодильника как разобрать

Перегоревшая, спаянная обмотка – самая часта причина выхода из строя


Итоги

При неисправности в холодильнике не стоит паниковать. Можно обратиться на сайт компании Доктор Холод. Попробуйте сами выявить причину, проведя пошаговую тщательную диагностику. Возможно, проблема не так серьезна. Заменить температурный датчик сможет дилетант. Ознакомившись с фото и видео работ по ремонту компрессора холодильника своими руками, вы поймете, что нет ничего невозможного.


Вооружившись инструментом, соблюдая меры безопасности, собственноручно произведете дорогостоящий ремонт, значительно сэкономите семейный бюджет. Ваш холодильный аппарат вознаградит вас за старание долгой работой, сохраняя свежесть и красивый внешний вид продуктов.

Если все-таки возникли проблемы, обратитесь в Доктор Холод. Вам с удовольствием помогут.

Способы разобрать компрессор

компрессор холодильника как разобрать

Одна трубка не позволит шапке выйти из корпуса, ее достаточно перерезать ножовкой. После разборки можно увидеть весь мотор изнутри.

компрессор холодильника как разобрать

Вид устройства изнутри

Видны винты, раскрутив которые, можно освободить весь механизм и вывести его из корпуса.

компрессор холодильника как разобрать

Мотор фиксируется к корпусу винтами

Без срезания концов компрессора, разобрать его невозможно, так как все компрессоры изготавливаются в виде монолитной конструкции. Обе стороны оболочки заварены, а винты, способные решить проблему располагаются под слоем толстого металла и сварными швами.

После выкручивания опорных болтов обнаруживается двигатель, редуктор, статор и ротор. Чтобы снять медные обмотки и сердечники не следует использовать болгарку и разрезать оболочку изнутри. Все держится на винтах и легко поддается разборке.









Признаки проблем

Признаки некорректной работы системы циркуляции фреона в холодильном оборудовании заключаются в первую очередь в постоянном нарушении режима температур. Техника функционирует циклически, а запуск/остановка зависят от температуры в отделениях. Реле и датчики посылают команды на включение/отключение компрессора, однако при слабой производительности холода меньше, чем нужно для отключения реле.

Поиск поломки происходит последовательно. Когда компрессор функционирует безостановочно, то область поиска неполадки существенно сужается. Однако это далеко не всегда говорит о том, что поломка именно в этой части. Сильный холод, когда продукты перемораживаются, свидетельствует о проблемах в цепи управления техники и определении температурного режима.

При поломке компрессора можно заметить:

· сильное перегревание двигателя;

· интенсивную вибрацию, шум, скрежет, стук;

· чрезмерный гул двигателя;

· образование на полу лужи масла.

Такие сигналы говорят о том, что в компрессорном моторе произошли неполадки. Но из-за того, что в блоке два устройства, нужно различать их проблемы. Этим занимается мастер сервисного центра, который знает все нюансы устройства холодильника.

Что делать после разборки

Проволоку не следует вырезать с двигателя. Сначала следует отрезать контакты от проводов, затем разобрать пластины статора, извлечь ротор из статора и размотать проволоку. Чтобы избавиться от припаянных контактов необходимо пользоваться плоскогубцами и пинцетом; не следует пытаться силой выдавить ротор, так это приведет к спутыванию проводов и усложнит процесс размотки проволоки.

Медь является одним из лучших проводников электричества, поэтому широко применяется в бытовой технике, производстве кабелей, труб.

Если в хозяйстве имеется вышедшая из строя техника, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку, в некоторых деталях можно найти большое количество меди, а ее цена на рынке скупки металлолома варьируется в пределах 300 рублей за килограмм, в зависимости от категории.

Если учесть, что пунктов приема металлолома сейчас большое множество и часто они располагаются в жилых кварталах, а транспортные расходы будут невелики или отсутствовать вовсе, то почему не сдать медь и прочий металл и получить дополнительный доход.

Частые неполадки

Знатоки со стажем по разборке холодильников выяснили, какие поломки самые частые. Воспользовавшись этим списком, отремонтировать оборудование станет намного проще. Перечень типичных неисправностей:

  • накопление конденсата снизу оборудования;
  • из двигателя исходит запах гари;
  • датчик неточно показывает температуру;
  • мигание индикатора или лампочки;
  • стуки и скрипы в двигателе;
  • прибор мгновенно выключается после подключения к сети;
  • чрезмерное или слабое охлаждение содержимого в холодильнике;
  • на тыльной стороне появляется снежная шапка;
  • агрегат вообще не охлаждает продукты;
  • неплотное закрывание двери;
  • плата управления не проводит ток.

Легкие неполадки устраняют самостоятельно. А замену сгоревшей электрической платы и пайку контактов делает только специалист.

Поломка в розетке

Медь в холодильниках

Компрессор СК 140 содержит около 30% меди

Часто старые холодильники сдают в пункты приема общим весом как черный металл. Однако если не торопиться, вооружиться болгаркой, то можно извлечь из старой техники намного больше выгоды.

Цена черного металла будет намного ниже чем цветных, а в холодильнике присутствует и медь, и алюминий. Что важно знать? Единственная деталь, содержащая медь – компрессор.

Он необходим для сжатия паров хладагента и их дальнейшего перемещения в конденсатор. В конструкции компрессора в значительных объемах присутствует медь. Но для того чтобы ее извлечь необходимо сначала снять эту деталь с корпуса холодильника. Она располагается по задней стенке и представляет собой стальной корпус, в который помещены статор, ротор, подшипники, пружины, мотор, поршень, змеевидная трубка, медная проволока.

компрессор холодильника как разобрать

Медная трубка в старых холодильником из меди

На вопрос сколько меди в компрессоре от холодильника, можно точно ответить, зная модель техники и год выпуска, но в среднем ее может содержаться от 700 до 1200 граммов.

Сняв компрессор с холодильника его необходимо распилить, можно это сделать ножовкой, но поскольку сталь, используемая для корпуса, имеет довольно большую толщину, то этот процесс займет много времени и сил. Лучше в данном случае использовать болгарку. Разрез необходимо делать по шву спайки, так можно аккуратно вынуть содержимое.

Можно не стараться ничего не повредить, ведь в данном случае интерес представляет только медь, и сделать срез с противоположной стороны, получится цилиндр, из которого легко достать содержимое, а именно медную проволоку.

Сколько меди в большом компрессоре от холодильника?

Выполняя эти работы нужно обеспечить себе безопасные условия:

  • надеть защитные рукавицы;
  • маску или очки;
  • осуществлять резку лучше на улице;
  • не использовать болгарку без опыта работы.

Необходимые инструменты

Для того чтобы самому заменить компрессор, потребуются такие инструменты и приспособления:

  • клещи для обрезки медных трубок;
  • кусачки для обрезки капиллярного канала;
  • комплект гаечных ключей для снятия болтов крепления;
  • набор отверток с плоским или крестообразным жалом;
  • комплект 6-гранных ключей;
  • плоскогубцы;
  • заправочная станция для нагнетания хладагента;
  • газовая горелка для пайки трубок;
  • тестовый прибор;
  • металлические экраны для защиты пластиковых деталей от пламени горелки;
  • соединительные муфты для трубок.

Дополнительно понадобится баллон с газом, пригодным для заправки холодильной установки. Для проверки работоспособности оборудования используется цифровой термометр. Поскольку в контуре охлаждения могут быть трещины, через которые уходит хладагент, то необходим электронный прибор для обнаружения поврежденных участков. Набор инструментов для замены помпы холодильника по стоимости превосходит цену самой установки, поэтому рекомендуется вызвать специалиста. Найти мастера, смотреть отзывы и предложить заказ можно в домовой службе.

Стоит ли добывать медь из бытовой техники?

На вопрос о целесообразности сдачи медного лома можно ответить однозначно – да, это довольно прибыльно и, к тому же, экономит природные ресурсы. Второй довод можешь показаться незначительным, но если задуматься, то все природные ископаемые являются исчерпаемыми, и меди в земных недрах, по экспертным оценкам осталось 5 миллиардов тонн, это в сравнении с другими металлами совсем немного.

Есть ли медь в деталях холодильника?

К тому же медь не содержится в чистом виде, руды имеют большой процент примесей и пустой породы – от 70 до 95%. В настоящее время технологии позволяют разрабатывать месторождения, содержащие и 0,5% меди. При обогащении такой руды затрачивается большое количество энергии, карьеры и подземные шахты пагубно влияют на экологию. Именно поэтому так развита отрасль вторичной переработки металла, в том числе и меди.

Если рассматривать выгоду от сдачи металлолома в денежном эквиваленте, то за каждый килограмм черного металла можно получить около 6 рублей, в стандартном старом холодильнике около 60 — 80 кг. Есть и двухкамерные модели, весом 100 кг, таким образом, можно заработать до 500 рублей, но если разобрать холодильник и изъять медь из компрессора, то можно еще прибавить цене 300 рублей.

Если морозильные камеры выполнены из алюминия, то это еще около двух килограмм или 200 рублей. Итого, можно заработать 1000 рублей, если приложить минимальные усилия.

Диагностика

При диагностике неисправности вашего холодильника следует обратить внимание на температуру холодильной камеры. Если она повышена, или камера совсем разморожена, возможно, вышла из строя компрессорная установка. Неважно, Минск у вас или Атлант, этот узел устроен одинаково. Он находится внизу холодильника, герметично упакованный в масляный кожух. Если мотор при срабатывании реле молчит, возможно, компрессор не работает из-за поломки мотора, и нужна его замена.


Перед тем как приступить к ремонту установки с предполагаемой заменой вакуумного мотора своими руками, запаситесь мультиметром для проверки тока и сопротивления. Если имеет место обычный обрыв кабеля, сложный ремонт не потребуется. Замена кабеля – банальная процедура. Мультиметр прикладывается к контакту и корпусу, на котором предварительно счищается краска. Прибор не должен реагировать. В противном случае ремонт своими руками становится небезопасен.

Далее можно приступать к работе с мотором и пусковым реле. Мультиметр прислоняется к контактам, ток должен быть равен 1.3 ампера, а мощность двигателя 140 Вт. Посмотрите на фото, как правильно прикладывается мультиметр.

Для определения частей, подлежащих замене, нужно потрогать конденсатор, он должен быть горячим. Если вытек хладагент, агрегат будет комнатной температуры. Возможно, произошла поломка терморегулятора, холодильник нуждается в его замене. Ремонт – дело не быстрое, запаситесь терпением.

Поломка мотора происходит достаточно редко, по статистике – в 20% случаев. Ремонт мотора компрессора холодильника лучше доверить специалисту. В ремонте компрессора холодильника уделите внимание проверке таких важных элементов, как термодатчик и реле. Если они не повреждены, значит, в ремонте нуждается сам компрессор.

Читайте также: