Как сделать асфальт в блендере

Обновлено: 21.05.2024

Асфальтобетонные смеси, используемые в качестве дорожного покрытия, в просторечии называют асфальт по аналогии с греческим названием горной битумной смолы насыщенного черного цвета. Однако это два разных материала по своим физико-механическим характеристикам и составу.

Из чего производят асфальт — основные компоненты

Асфальтобетон изготавливают на асфальтных заводах из битума и твердых наполнителей. Искусственный асфальт может включать в себя множество других компонентов в зависимости от назначения дорожного полотна и условий эксплуатации.

Крупнозернистый наполнитель. Это щебень различных горных или осадочных пород. Его назначение — придавать асфальтобетонному покрытию твердость и стойкость к повышенным механическим нагрузкам. Допускается фракция 10–40 мм.

Мелкозернистый наполнитель. Назначение этого компонента — снижение пористости и повышение плотности асфальта. Для этого в асфальтобетон добавляют карьерный песок или щебеночный отсев. Такой наполнитель улучшает стойкость автодорожного покрытия к высоким температурам.

Минеральные порошки. С их помощью регулируется вязкость смеси.

Битум. Это основной вяжущий компонент искусственного асфальта. Некоторые асфальтные заводы используют другие синтетические пластификаторы, но такая технология более затратная и применяется только для особых дорожных покрытий.

Виды асфальтобетонных смесей

Российским ГОСТом 9128–2013 предусмотрено три разновидности асфальта в зависимости от фракции твердого наполнителя.

Крупнозернистые асфальтобетонные смеси применяют для укладки нижнего слоя автодорожного покрытия. Для его изготовления асфальтные заводы используют как крупный щебень размером 20–40 мм, так и мелкие фракции 5–15 мм.

Мелкозернистые — верхний слой дорожного полотна. В состав такого асфальтобетона в качестве наполнителя входит мелкий щебень размером зерна 5–15 мм.

Песчаные — для тротуаров и садово-парковых дорожек. Основной наполнитель в таком асфальте — песок, отсев и немного мелкофракционного щебня с минеральным порошком.

Асфальтные заводы выпускают несколько видов асфальтобетонных смесей в зависимости от их состава.

Классический асфальт — универсальный, подходит для дорожно-строительных работ в городе и в сельской местности, для строительства автодорог и пешеходных тротуаров.

Щебеночно-мастичный — высокопрочный, подходит для прокладки загородных автомобильных магистралей с интенсивным движением. В состав входят стабилизирующие волокнистые добавки.

Полимерасфальтобетон — прочный и долговечный, подходит для строительства ВПП, покрытий мостов и проездов для массивной военной и спецтехники. В состав входят сополимерные компоненты и пластификаторы.

Асфальт классифицируют и в зависимости от технологии производства. Это могут быть горячие, холодные или же теплые асфальтобетонные смеси

Горячий и теплый асфальтобетон — технология изготовления

Рабочая температура горячего асфальта — около 110°С, теплые асфальтобетонные смеси — от 40 до 80°С. Это классическая технология укладки асфальтовых дорожных и тротуарных покрытий, которая заключается в температурной пластификации битума и его отвердении после укладки, разравнивания и укатки.

Большинство асфальтовых заводов используют классическую технологию производства горячего асфальта.

Щебень просушивается при температуре около 150°С, а затем просеивается на грохоте. Твердый наполнитель поступает на АБЗ во влажном состоянии, что недопустимо в производстве асфальтобетона.

Смешивание наполнителя с битумом при температуре около 170°С, которая поддерживается вплоть до укладки асфальта.

Добавление присадок и модификаторов. Это улучшающие эксплуатационные и укладочные характеристики асфальтобетона компоненты.

Готовый горячий асфальт хранится не более двух суток. Он имеет строгие сезонные рамки — лето и сухая теплая погода весной и осенью.

Как производят холодный асфальт

укладка при низких температурах, достигающих -30°С;

плохая сопротивляемость сдвигу.

Преимущества и недостатки холодного асфальта ограничивают сферу его применения лишь ямочными ремонтами автодорог и тротуаров. Масштабное автодорожное строительство с помощью холодного асфальтобетона нецелесообразно ни с экономической, ни технико-эксплуатационной точки зрения.

Холодный асфальт подходит для оперативного строительства площадок и тротуаров, на которых не предполагается воздействие сильных нагрузок. Это может быть как придомовая или приусадебная территория, так и садово-парковые дорожки.

Холодный асфальт изготавливают на том же технологическом оборудовании асфальтных заводов, на котором производят горячие классические асфальтобетонные смеси. Этапы просушки щебня, смешивания с битумом и добавления присадок с последующей отгрузкой аналогичны технологии изготовления горячего асфальта.

Асфальтобетонные заводы

АБЗ — это комплекс технологического оборудования по подготовке и смешиванию компонентов асфальтобетона, а также по переработке вскрытого фрезой старого асфальтобетонного покрытия.

Асфальтные заводы классифицируют на два типа в зависимости от принципа работы:

циклические — изготовление асфальта порциями с помощью дозаторов;

непрерывные — вся технологическая цепочка подготовки, смешивания и отгрузки непрерывна.

АБЗ может быть не только стационарным, но и мобильным. Сборно-разборные комплексы устанавливают в местах дорожного строительства, куда возить горячий асфальтобетон издалека недопустимо по технологическим или экономическим критериям. Асфальтобетонные заводы, оснащенные современным технологическим оборудованием, могут выпускать более 400 тонн в час горячего или холодного асфальта.

Сверхпрочный асфальт: в Тюмени создана добавка из макулатуры

Сверхпрочный асфальт: созданная в Тюмени добавка из макулатуры заинтересовала Центральную Россию. Применение щебеночно-мастичного асфальтобетона на дорогах России — мера своевременная. Им стараются застилать дороги с высокой транспортной нагрузкой, в том числе и в Тюменской области.

Но тюменские ученые-практики шагнули еще дальше. Они разработали уникальную технологию производства упрочняющей бетон добавки на основе целлюлозы. Во-первых, без применения химикатов, а во-вторых, позволяющую удешевить стоимость конечного продукта в 2–3 раза по сравнению с заграничными аналогами. Инновацию разработал резидент тюменского технопарка, индивидуальный предприниматель Антон Телесов.

Как отмечает разработчик и поставщик добавки, конкурентные преимущества тюменского продукта — экологичность (в отличие от добавок на основе асбеста), короткие сроки поставки (производство налажено в регионе) и низкая цена.

Причем тюменские бизнесмены предлагают не только продукт, но и "франшизу" — возможность открыть совместное производство, а также — непосредственно станок — для производства добавки. И этой возможностью уже активно интересуются дорожные компании из Центральной России. Как сообщил Антон Телесов, уже идут переговоры о поставке производственного оборудования в Ростов и открытии там совместного производства. Ряд крупных российских компаний изъявили желание получить новый продукт "на пробу".

Что касается применения сделанной в Тюмени добавки непосредственно в Тюменской области, то пока с этим вопросом возникли сложности. Дорожники продуктом заинтересовались, но с заказами не спешат — видимо, отрабатывают долгосрочные контракты, заключенные с другими поставщиками. Но предприниматель не видит в этом проблем.

"Условия диктует рынок. Будем работать с теми, кто заинтересован в сотрудничестве. Не важно — компании это из Центральной России или тюменские предприятия, — говорит он. — Хотя, конечно, хочется, чтобы и тюменцы по достоинству оценили качество произведенного в Тюмени продукта, который позволяет сделать дороги на порядок более прочными".

UV-развертка необходима для того, что-бы мы могли наложить текстуру на 3D-объект. А если точнее, с помощью развертки мы указываем как именно 2D текстура должна накладываться на 3D объект.

Я буду показывать на примере Blender 2.8. На примере кубика, так как его геометрия самая простая, да и он есть на сцене с самого начала. Если выбрать куб и перейти на вкладку UV-Editing, то вы увидите вот такую картину.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Нажатием на TAB перейдем в режим редактирования и выберем все вершины нажатием A. Слева мы увидим уже готовую развертку для куба.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Но, что делать если геометрия не стандартная? Для этого нужно подумать как разместить швы.

Швы - это разрезы на поверхности 3D объекта, которые разрезают объект так чтобы его можно было развернуть на плоскость.

Хм, наверное звучит не совсем понятно, но думаю я смогу показать все на примере. Давайте изуродуем развертку этого куба как по нашему мнению "будет лучше"(нет)😁.

Я выделил верхние несколько граней. Делается это ЛКМ в режиме выделения граней, который в свою очередь выбирается вверху слева или на цифрах на клавиатуре, нажатием 2.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Далее нужно пометить их как швы. Жмем ПКМ и в меню выбираем Mark seam (Пометить шов). Далее снова выбираем все кнопкой A и сверху в меню выбираем пункт UV. В выпавшем меню жмем Unwrap. Слева отобразиться новая развертка.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Кхм, даа.. Ну, что навыделяли то и получили) Все это было сделано для примера и понимания того как нужно или ненужно делать развертку. Думаю лучше вернуть старую развертку. Выделяем все кнопкой A и помечаем все грани как швы. ПКМ - Mark seam. Далее в меню вверху UV - Unwrap.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Не плохо, но это не то что было. Можно конечно и так пользоваться, но мы ведь хотели "как было". Давайте сотрем все метки швов.

Для этого выберем все грани, ПКМ - Clear seam. UV - Unwrap.

Как ни чего не поменялось? Все должно было сработать!

Ладно ладно, шучу, нужно указать стандартные швы в ручную😊.

У меня получилось что-то такое.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Попробуйте сделать это сами, а что-бы помочь понять "как?". Представьте, что этот куб нужно собрать из картона или бумаги. Слева эта самая бумага и показывается. А швы это разрезы по собранному кубу.

Для упрощения задачи в меню UV есть пункт Live unwrap. Он будет отображать изменения сразу на текстуре. Однако не забывайте, что развертка на текстуре отображается только когда выбрано что-то, например все.

Рисование по объекту

Ну вот вы и разобрались как делать развертку. Возможно даже уже нажали на пункт верхнего меню Texture paint. И при попытке что-то нарисовать у вас вылезла ошибка "нет текстуры". Все правильно. Мы ведь не сохранили текстуру и не назначили ее объекту.

На вкладке Texture paint в верхнем меню выбираем New и в новом окне настраиваем параметры и название будущей текстуры.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+
Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

И сохраняем текстуру куда угодно, лучше в папку с вашим проектом.

После этого необходимо наложить текстуру на объект. В правом меню выбираем пункт "Настройки материалов" и уже в материале меняем просто цвет на текстуру.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+
Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+
Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Куб почернел, так как текстура пустая. Теперь можно красить куб удобным способом. Например можно делать это прямо в Blender.

Вы уже находитесь там где нужно. Попробуйте порисовать на кубе, просто левой кнопкой мыши. Слева, на текстуре, сразу будет виден результат.

Как сделать UV-развертку в Blender 2.8+

Текстуру нужно сохранять после изменения, как мы уже сохраняли.

Так же, естественно, можно редактировать текстуру в любом графическом редакторе, например, GIMP, PhotoShop и т.д.

Ну вот, думаю к этому моменту вы уже понимаете как сделать UV-развертку в Blendr 2.8+. Спасибо за внимание и легкого моделирования!

Асфальтобетон, или асфальт, — это многокомпонентная смесь битума, песка, гравия или щебня. Для улучшения его технических характеристик или с целью снижения стоимости, в его состав могут входить такие дополнительные наполнители как цемент, резиновая крошка, минеральные и полимерные добавки.

Объемное содержание компонентов в асфальтобетоне и их наименований может варьироваться в широком диапазоне, но битум, как основное вяжущее вещество, в этой смеси присутствует всегда.

Надежность асфальтного покрытия зависит от использования в смеси качественных составляющих, их равномерного перемешивания, поддержания температурного режима во время изготовления и хранения. Кроме этого, планируемое место укладки асфальтового покрытия должно находится максимально близко к месту его производства, чтобы время на транспортировку материала по возможности было минимальным.

Достоинства и недостатки материала

Главные достоинства укладки асфальта заключаются в:

  • доступной стоимости, особенно в случае малотоннажного применения;
  • возможности быстрого приготовления в заводских условиях;
  • долговечности покрытия при условии соблюдения технологии изготовления и укладки;
  • относительной простоте укладки асфальта при наличии специальной техники.

Недостатками асфальта бетона считают:

  • резкое снижение технических характеристик при нагреве под воздействием солнечных лучей;
  • испарение битума при нагреве и выделение вредных паров;
  • необходимость поддержания требуемой температуры до момента укладки асфальтового покрытия.

В то же время, несмотря на наличие серьезных недостатков, ценовой альтернативы асфальтобетону пока не найдено. Дорожка из тротуарной плитки выйдет заметно дороже.

Работы по улучшению качества и универсальности материала ведутся в рамках подбора более эффективных смесей. Хорошие показатели дает добавление полимерных смесей и уменьшение объемной доли битума.

Назначение составляющих компонентов

асфальтобетон с минеральным порошком и без

Асфальтобетон с минеральным порошком и без.

Первый асфальт изготавливался на основе природных битумов. Потом стали применять битум, получаемый в результате перегонки нефти, при нагреве жидких углеводородов. Сегодня это самое распространенное вяжущее вещество для изготовления асфальтобетонной смеси.

Песок, гравий или щебень в асфальте играют роль основных рабочих наполнителей. Песок необходим для более равномерного распределения давления внутри асфальтового слоя и заполнения пустот между отдельными камнями. Совместно с битумом он связывает более крупные фракции камня, удерживает их и не позволяет им выходить наверх за пределы слоя.

Фракции гравия и щебня определяют группу асфальтобетона и область его применения. Все асфальтные покрытия условно делятся на три группы по плотности в зависимости от применяемых размеров камней:

  1. плотные, с фракцией гравия 5-10 мм, под мощение дворов, тротуаров, дорожек и других покрытий с невысокой нагрузкой;
  2. пористые, с размером камня 10-20 мм, под укладку нижних слоев в многослойных покрытиях;
  3. высокопористые, с фракцией щебня 20-40 мм, для применения на ответственных участках автомобильных дорог.

Такое распределение по пористости определяет способность асфальта пропускать влагу и отводить ее в дренажный слой для дальнейшего отвода в грунт. Поэтому высокопористый материал труднее укладывать, но его эксплуатационный период значительно больше.

В качестве минеральных наполнителей добавляют мелко измельченный до порошкового состояния мел, известняк или песчаник. Они заполняют последние остаточные пустоты и делают асфальтированную дорожку более однородной. Причем лучший минеральный наполнитель делают из песчаника, как химически нейтрального вещества.

При добавлении резиновой крошки, измельченной до размеров 1,0-1,5 мм, повышается пластичность и гидравлическая устойчивость. Поэтому асфальт с нею часто используют для покрытия кровли цехов промышленных предприятий. Асфальтобетон с резиновой крошкой реже трескается и имеет пружинящие свойства.

армирование полимерной сеткой

Армирование полимерной сеткой.

Полимерные добавки в виде армирующих пластиковых волокон существенно повышают прочность материала. Используется такая технология приготовления только для самых ответственных участков. Прочность асфальтированной дорожки также можно повысить, добавляя в неё цемент, но в этом случае нельзя использовать известняк в качестве мелкодисперсного наполнителя.

Самостоятельное изготовление асфальта

Изготовленный своими руками асфальт не позволяет применять его для укладки автомобильных дорог и городских улиц. Однако такой материал можно эффективно использовать для обустройства садовых дорожек или площадок с малой весовой нагрузкой при эксплуатации. Для изготовления асфальта своими руками вам потребуется:

  • обычный, пусть даже не мытый песок;
  • гравий или щебень мелкой фракции;
  • твердая битумная смола с температурой плавления не более 120°С;
  • широкая бадья или бетономешалка;
  • металлическая бочка и ведро;
  • совковая лопата;
  • широкое сито или металлическая сетка для просеивания песка.

Приготовьте в бадье или бетономешалке сухую смесь песка с гравием в соотношении 1:2 по объему. Установите бочку на подставку и разожгите под ней огонь. Вылейте внутрь ведро воды.

приготовление асфальта

Одновременно с этим поставьте на другой костер ведро, наполненное на треть водой. Когда вода в ведре начнет закипать, положите в него битум для нагрева и плавления. В бочку высыпьте щебеночно-песчаную смесь. Кипящая вода в ведре и в бочке обеспечит поддержание температурного режима 100°С.

Засыпьте в бочку щебеночно-песчаную смесь и дождитесь, когда вода закипит. Варите битум в воде до расплавления битума и постепенного выкипания воды. Затем перелейте расплавленный битум в бочку с щебеночно-песчаной смесью и начните активно перемешивать. Перемешивание рекомендуется производить металлической трубой или другим прочным предметом. На момент переливания в бочке должна быть кипящая вода, в холодную воду горячий битум лить нельзя.

Соотношение объема битума к объему щебеночно-песчаной смеси примерно 1:15. Более точно густоту асфальта можно определить только визуально.

С целью улучшения пластичности асфальтовой массы, упрощения перемешивания и облегчения последующей укладки, можно использовать специальные пластификаторы или жидкое моющее средство. Пластификатор добавляют в соответствии с указаниями инструкции, жидкое моющее средство из расчета 1 стакан на 40-50 литров асфальта.

Как только вода выкипит, самодельный асфальт готов и его можно укладывать на дорожку. Если к этому моменту у вас не закончены подготовительные работы, то снова добавьте воды в бочку. При этом учтите, что добавлять можно только кипяток, холодная вода, попавшая на раскаленную поверхность, может моментально вскипеть и привести к ожогам.

Укладка асфальтового покрытия

Работы по укладке своими руками начинаются с принятия планировочных решений и разметки. На этом этапе работ необходимо четко определится:

  • с местоположением дорожки;
  • ее шириной и высотой над уровнем земли;
  • с типом бордюра и высотой его установки;
  • с местами укладки водоотводов.

Во время определения местоположения дорожки следует учесть наличие возможных подземных инженерных коммуникаций, расположение садовых деревьев и направление уклонов для стока дождевой воды. После принятия решений нужно забить колышки по периметру будущего асфальтового покрытия, определяя его точные контуры.

основание под асфальт

Схема укладки асфальта.

Далее следует купить асфальт или приготовить его самостоятельно и настелить его поверх щебня слоем толщиной 4-5 см за один раз. Предварительное выравнивание можно производить перевернутыми граблями или деревянной шваброй.

В процессе выравнивания необходимо проверять наличие уклонов при помощи строительного уровня. Уплотнение асфальтобетонного слоя на садовой дорожке лучше всего делать вибротрамбовкой.

Следует отметить, что процесс укладки асфальта своими руками зависит от погодных условий. Эти работы не следует производить при отрицательных температурах и в сырую дождливую погоду.

Технология вторичного использования асфальтовых покрытий

Потребность в экономии денежных средств при ремонте и строительстве новых дорог с асфальтовым покрытием привела к разработке системы эффективного рециклинга (вторичного использования материалов). В этом случае осуществляется переработка снятого с дорожного покрытия асфальта, причем как в стационарных заводских условиях, так и в мобильном оборудовании по месту производства работ.

По этой технологии асфальтобетонное покрытие снимается при помощи специального механизма с механической фрезой – ремиксера. Далее удаленный материал измельчается до фракции щебня и может использоваться для приготовления сухих смесей при устройстве дорожного основания и отсыпок загородных магистралей и дорог.

Схема укладки асфальта

Основание под асфальт.

По второй технологии собранный и измельченный материал закладывается в печь и нагревается без доступа огня до 170°С с добавлением необходимого количества свежего битума и добавок. Этот способ переработки широко распространен при проведении ремонта городских улиц и дворов, поскольку цена, изготовление и укладка асфальта в этом случае значительно ниже.

Вторичное использование асфальта в домашних условиях

Старое дорожное покрытие из асфальтовой смеси позволяет домашнему мастеру обустроить на приусадебном участке удобные и аккуратные пешеходные дорожки из асфальта, которые вполне могут заменить собой тротуарную плитку. Такой асфальт, сделанный своими руками, также можно использовать, например, для покрытия пола в гараже или перед ним.

Снимать необходимо только верхний битумный слой. Снятый материал требуется как можно мельче разбить на куски. Максимальная фракция не должна превышать 40 мм.

Далее приготовьте битум для смешивания со снятым материалом в соотношении 1:10 по весу как было рассказано выше.

Методика проверки качества асфальтового дорожного покрытия

Каждый изготовитель строительных материалов обязан выдавать покупателю асфальта сертификат соответствия качества продукции государственным стандартам. Для этого на заводе должна быть сертифицированная лаборатория, которая может провести необходимый комплекс испытаний. Кроме этого, во всех крупных городах существуют независимые лаборатории по проверке качества строительства и изготовления материалов.

На строительной площадке проверка происходит путем высверливания керна заданного диаметра из дорожного полотна с последующим восстановлением дорожного покрытия. Внешне качество привезенного асфальта можно определить по его температуре и наличию черной жирной пленки на поверхности.

Читайте также: