Как сделать резьбу в блендере

Обновлено: 18.05.2024

В этом уроке мы научимся создавать реалистичную резьбу несколькими способами. Но вопрос — зачем это делать, если мы используем команду Условное обозначение резьбы ? Ведь и на чертеже все отлично и в детали мы видим условное обозначение и систему не грузим. К сожалению не все вопросы закрывает эта команда. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  • Предположим нам необходимо деталь передать в стороннюю организацию через формат Step, а на детали явно не видно где резьба, а где ее не должно быть.
  • Нам банально необходимо сделать красивый рендер (визуализацию)
  • Для 3D печать просто необходимо создать четкую модель, иначе на выходе место резьбы Вы получите цилиндр)
  • и т.п.

Я указал только те случае, с которыми мне приходилось встречаться, возможно Вы дополните этот список.

Два способа создания резьбы в SolidWorks

Создавать резьбу будем на примере обычного болта. В одном из уроков мы отвязывали болт от ToolBox, вот его и возьмем для нашего урока. Так же под рукой у нас должен быть ГОСТ 24705-81 и ГОСТ 9150-2002 для правильной отрисовки профиля резьбы.

1 способ

Первый способ основан на создании резьбы с помощь выреза профиля резьбы по спирали. Для этого нам на плоскости Справа необходимо создать профиль резьбы :

Профиль метрической резьбы с шагом 1.25

Я использовал формулы, которые зависят от шага резьбы. Стандартный шаг резьбы у М8 составляет 1.25 мм. Применяем эскиз, наш профиль готов.

Идем дальше и теперь нам необходима спираль. Вызовем ее командой Вставка — Кривая — Спираль.

Вызов команды спираль

SolidWorks нам подсказывает, что для ее создания необходима окружность, которая будет задавать ее диаметр. Создадим ее, выбрав грань болта.

Создаем окружность для спирали

Но какой диаметр должен быть? Он равен внутреннему диаметру резьбы. Для этого я повернул немного вид и с зажатым CTRL выбрал окружность и нижнюю точку профиля резьбы как показано на рисунке

Накладываю взаимосвязь

Добавляем взаимосвязь Совпадение и получаем полностью определенный эскиз

Габарит спирали

Нажимаем применить. Не забыли, что мы еще в команде Спираль? У нас появилось диалоговое окно настроек спирали. Сначала выбираем по каким параметрам будем задавать спираль — Высота и шаг. Далее указываем длину спирали — 22 мм., и шар — 1.25 мм.

Параметры резьбы

Нажимаем применить. Остается выполнить команду Вырез по траектории. Для этого вызовем ее на вкладке Элементы и укажим профиль, который вырезается, и траектория, по которой он будет вырезаться.


При необходимости используйте команду Изменения направления выреза. Почти готово, но если мы приблизим нашу резьбу в конце, то увидим, что он резко закончилась — без вывода инструмента. Так не бывает. Давайте отредактируем нашу спираль — щелкните правой кнопкой мыши в древе построения по спирали и выберите редактировать.

Редактирование спирали

Для вывода инструмента необходимо три витка. Во первых изменим тип построения спирали на Переменный шаг. Добавим следующий шаг, который будет равен : 22 + 3*1,25 = 25,75, а диаметр — 8 мм.


Применяем изменения и смотри на результат. Осталось добавить только заходную фаску у резьбы. Можно создать эскиз и вырезать его вращением или создать фаску до создания профиля резьбы.

Результат создания реалистичной резьбы способ 1

2 способ

Второй способ создания резьбы в солиде проще и, наверно, Вам будет по душе. Я создал копию болта и убрал все лишнее:

Заготовка болта

Вызовем команду резьба, для этого на вкладке Элементы раскроем список возле команды Отверстие под крепеж

Команды резьба

Появится окно с настройками, где укажем кромку нашего болта и параметры резьбы:
длина — 22 мм
Тип — метрическая наружная
Размер М8х1,25
Метод — вырезать резьбу
Правое исполнение

Параметры резьбы

Нажмем применить и посмотрим результат. Ошибки те же, что и в прошлый раз. Заход резьбы мы исправим редактирование параметров резьбы, а именно мы добавим смещение на 2 шага резьбы и увеличим общую длину резьбы в связи с этим на 2 шага.

изменение параметров резьбы

Отлично, заход мы исправили. Теперь исправим выход резьбы. Как со спиралью не получится и единственное, что мы можем сделать — это выдавить профиль резьбы дальше. Создадим эскиз на плоскость профиля резьбы:

Новый эскиз

С помощью команды Преобразование объектов спроецируем грань, как показано на рисунке:

Проекция профиля резьбы

Выбираем команду вырезать и указываем на сквозь.

Предварительный результат

Остается сделать фаску. Для этого создадим эскиз на плоскости вдоль болта и выдави его вращением:

Фаска

Болт с реалистичной резьбой

В этом уроке мы рассмотрели с Вами для чего нужно делать резьбу, а так же научились ее создавать двумя способами в SolidWorks! Всем удачи!

Панель свойств кистей отображается сверху. Также доступна в N-панели (Tool) и в Панели Свойств, сбоку во вкладке Active Tool and Workspace settings.

На данной панели отображается выбранная кисть, далее выбор кисти. Если вы устанавливали скаченные кисти, то они будут именно там.

Radius - радиус кисти.

Strength - Сила нажатия кисти.

Кнопки "+""-" - выбор направление кисти (Добавление/Вычитание).

Brush

Radius Unit (View/Scence) - Изменять радиус кисти относительно Вида или Сцены. При масштабировании в View радиус кисти будет увеличиватся, а при Scene охватывать только объект (как в Zbrush).

Normal Radius - Отношение между радиусом кисти и радиусом, которое будет использоваться для выборки нормали, т.е. взять среднее значение нескольких нормалей. Это влияет на ориентацию кисти; увеличение этого значения заставляет кисть следовать гладкой версии сетки, в то время как небольшое значение заставляет кисть точно следовать контурам сетки.

Hardness - Твердость кисти.

Autosmooth - Автосглаживание кисти

Topology Rake (при включении Dyntopo) - Topology Rake автоматически выравнивает края сетки по направлению кисти, чтобы создать более четкую топологию и определить четкие элементы. Topology Rake может сильно повлиять на производительность, поэтому лучше всего работает на низкополигональных сетках.

Пример значений Topology Rake

Advanced - Продвинутые настройки. Подробнее в Части 3.

Sculpt Plane - Используйте это меню, чтобы установить плоскость, в которой происходит лепка. Другими словами, основное направление, в котором будут перемещаться вершины.

Use Original:

Normal - При включении, будет использоваться нормаль к поверхности при начале штриха.

Plane - При включении,будет сохраняться плоскость ориентированная по поверхности.

Accumulate - Заставляет мазки накапливаться друг на друге.

Front Faces Only - скульптинг не будет влиять на задние полигоны.

Включение Front Faces Only

Texture

Кнопка "New" - создать новую текстуру. Для добавления новой текстуры Texture Properties и открыть (Open) нужную альфа кисть. Текущая черная текстура будет заменена.

Открыть нужную текстуру.

Mapping - метод проекции текстуры.

View Plane - Текстура следует за мышью, поэтому кажется, что текстура перемещается по модели.

Area Plane - Проецирует текстуру кисти вдоль локальной нормали к поверхности, что предотвращает растяжение текстуры при скульптуре части сетки, которая находится под крайним углом к точке обзора.

Tiled - размещает текстуру плиткой. Подходит для узоров, но не для процедурных текстур.

3D - Этот режим использует координаты вершины, а не расположение кисти, чтобы определить, какую область текстуры использовать. Подходит для процедурных текстур.

Random - Случайное размещение текстуры.

Angle (при выборе Random) (Ctrl+F) - угол поворота текстуры

Rake (при выборе Random) (R)- угол соответствует мазку кисти

Random (при выборе Random) (R) - угол рандомизируется для каждого мазка.

Random Angle- Ограничивает случайное отклонение диапазоном.

Stencil - Использование текстуры в качестве трафарета.

ПКМ - Перемещение.

ПКМ+Shift - Масштаб.

ПКМ+Ctrl - Вращение.

Image Aspect - восстановление соотношения сторон исходного изображения.

Restore Transform - Восстановление положения изображения.

Прозрачность меняется в меню Cursor - Texture Opacity.

Angle - угол поворота текстуры кисти. Повернуть текстуру во вьюпорте - Ctrl+F.

Offset (X,Y,Z) - Cмещение текстурной кисти по оси X,Y,Z.

Size (X,Y,Z) - Установить масштаб текстурной кисти по оси X,Y,Z.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

В этом уроке рассмотрим, как в 3d редакторе Blender смоделировать 3d объект по заданным параметрам: размерам с измерением длины, углов и площади.

Конечно, существуют специальные системы автоматизированного проектирования для инженерных задач, такие как Kompas-3d, AutoCAD и им подобные, которые включают в себя не только инструменты для моделирования деталей в трехмерном пространстве, но и инструменты для оформления документации. По инженерным возможностям, естественно, Blender с ними не сравниться, так как предназначен для других целей, но точно смоделировать деталь по заданным параметрам, например, для распечатки на 3d принтере не составит особого труда.

Чертеж детали и настройка Blender

Приступим. Для начала нам потребуется чертеж какой-нибудь детали с указанием её параметров, желательно в четырех ортогональных проекциях: спереди, сбоку, сверху и в изометрии. Исходя из представленных размеров детали, для удобства моделирования произведем некоторые расчеты.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Сразу под метрическими единицами можно выбрать, в чем будет выражаться поворот объектов: в градусах (Degrees) или в радианах (Radians). Оставляем градусы.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Размеры, привязки, координаты

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Моделирование детали

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Построение детали начнем с самой нижней её части, которую можно представить шестью точками. Если за начало координат принять центр детали, то координаты этих точек будут следующими (X,Y в миллиметрах): 1=-20,0; 2=-32,0; 3=-32,8; 4=-40,8; 5=-40,10; 6=-20,10. На рисунке точки представлены красным цветом, размеры длины – синим, ширины – оранжевым.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Таким образом, мы увидим длину радиуса равную 8 мм. После этого удаляем точки, созданные для измерения. Данным способом можно измерять параметры модели в процессе её создания.

Работаем с сеткой модели

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Далее выделяем всю верхнюю поверхность и выдавливаем её на 7мм по оси Z, то есть, к имеющейся толщине 8мм прибавляем 7мм, таким образом, получим значение равное 15мм.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Теперь займемся центральным отверстием. Выдавливаем часть торцевой поверхности, отмеченной на рисунке, на радиус отверстия (8мм), то есть значение по оси X будет равно 0мм.

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Blender: точное построение 3d модели по заданным параметрам с их измерением

Заключение

В заключении следует отметить, что данный способ точного построения модели по заданным параметрам не является единственным. Так как порой для различных целей приходится моделировать объекты с одинаковой геометрией, но разной полигональной сеткой. В данном случае показан лишь пример работы с координатами точек объекта.

Напомним, что в предыдущем уроке по Blender, рассказывается как установить фоновые изображения в каждом виде (окне проекции). Это полезно для тех, кто занимается моделированием техники по чертежам, референсным изображениям.

Не забудьте почитать новую статью, в которой разбираются все тонкости экспорта моделей формата .OBJ в 3Ds Max.

Перепечатка и использования данного материала без прямой обратной ссылки категорически запрещена!


Представляем краткое содержание видеоролика от CG Cookie (8 августа 2019), в котором автор рассказывает о десяти самых лучших, на его взгляд, плагинах для Blender 2.8, касающихся именно процесса моделирования.

Список плагинов

В этом списке мы расставили плагины в логичном порядке, начиная с первого (который автор ролика счёл самым крутым и разместил в конце видео). Также мы заменили сокращения ссылок на полные ссылки.

MESHmachine

💰 $40
Аддон для моделирования сетки с акцентом на работу с hardsurface без использования subdiv-ов. Содержит более десяти инструментов, значительно ускоряющих работу с сеткой.

HardOps

💰 $20
Предназначен для использования в качестве концептуального инструмента для создания сетки на основе booleans. Позволяет сокращать накладные расходы на топологию во время создания.

Это инструмент промышленного класса. А также для массового создания концептов.

Smart Fill

💰 $3
Это дополнение расширяет функциональные возможности собственной команды Fill в Блендере, по умолчанию сопоставленной с клавишей F путем добавления операций, зависящих от контекста.

BoxCutter

💰 $20
BoxCutter — это полнофункциональная система boolean, более мощная, чем Booltool и Hard Ops вместе взятые. Это не расширение. Это отдельный инструмент. Ориентирован исключительно на резку.

Функции и рабочие процессы, разработанные в Hard Ops, предназначены для оптимизации и ускорения рабочего процесса на hardsurface.

Edge Flow

💰 Бесплатный
Этот аддон добавляет в Blender два оператора (Edge Flow и Edge Linear), которые работают с Edgeloop.

Speed Sculpt

💰 $15
Speedsculpt — это аддон, который призван сделать скульптинг максимально быстрым и легким.

Аддон позволяет быстро создавать персонажей, управлять Dyntopo Sculpting с помощью логических значений, кривых среза, модификаторов skin, decimate, маски и т. Д.

Mira Tools

💰 Бесплатный
MiraTools — инструменты моделирования и ретопологии. Инструменты: DrawExtrude, Noise, Deformer, LinearDeformer, CurveStretch, CurveGuide, CurveSurfaces, PolyTool, Arc, UV Wrap (Объектный режим!), Примитивы (Shift+A), Простой Extrude.

7a. Bezier Mesh Shaper
💰 $10
Инструмент моделирования, который позволит использовать кривые для деформации сетки .

Loop Tools

Встроен в Blender 2.8

By-Gen

💰 $1 или Free/Open-Source
BY-GEN — это бесплатное дополнение с открытым исходным кодом, для неразрушающих генеративных стилей моделирования.

Аддон использует стек модификаторов для обеспечения различных манипуляций с сеткой, что позволяет достигать интересных геометрических эффектов.

Pivot Transform

💰 $9
Аддон поможет быстро переместить опорную точку объекта при необходимости. Можно выровнять точку по нормали нужного многоугольника, повернуть и переместить его, или же поместить в центр объекта или 3D-курсора. Аддон выводит все необходимые функции на передний план.

Читайте также: