Ремонт секций холодильника тепловоза

Обновлено: 13.05.2024

Обдуваются сжатым воздухом наружные поверхности масляных и водяных секций холодильника. Погнутые охлаждающие пластины секций холодильника выправляются. Течь масла и воды в соединениях секций не допускается.

Секции, имеющие течь по трубной коробке и трубкам заменяются на отремонтированные. Ремонтируются секции в соответствии с требованиями п.9.3.5 настоящего Руководства. Секции устанавливаются на качественных прокладках, изготовленных согласно требованиям чертежа. Зазор между отдельными секциями не должен превышать 4 мм. Запрещается установка на тепловозе водяных секций вместо масляных.

Проверяется действие и плотность закрытия жалюзи.

Регулируется при необходимости привод жалюзи с целью обеспечения равномерного открытия и полного их закрытия. Местные щели в жалюзи, не более 1/3 длины створки, допускается устранять подгибкой створок.
8.3.8. Фильтры топлива, масла и воздуха

Фильтры топлива, масла и воздуха разбираются и очищаются, фильтроэлементы типа ФЕТО заменяются. Заменяется набивка сетчато-набивных топливных и масляных фильтров. Наружные и внутренние сетки фильтров промываются в осветительном керосине и продуваются сжатым воздухом. Корпус и все детали фильтра грубой очистки топлива промываются осветительным керосином и продуваются сжатым воздухом.

Пластинчато-щелевые фильтры масла очищаются и промываются в осветительном керосине, продуваются сжатым воздухом. Фильтр, имеющий поврежденные пластины или ножи, заменяется.

Кассеты воздушных фильтров очищаются на типовом стенде по утвержденной технологии. При установке кассет воздушных фильтров проверяется состояние уплотнения их в корпусе. Кассеты должны быть хорошо укреплены и уплотнены.

Сетки фильтров вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей промываются, просушиваются и продуваются. Набивка воздушных фильтров компрессора промывается в эмульсии с применением ПАВ. Допускается очищать в керосине, слегка промаслить машинным маслом и поместить в печь на 2-3 мин для сушки.

Очищаются фильтры сапуна компрессора КТ6 и маслоотделителя дизеля. Проверяется состояние обратного клапана сапуна.
8.3.9. Трубопроводы топливной, масляной, водяной

и воздушных систем

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.3.6 настоящего Руководства.
8.3.10. Контрольно-измерительные приборы

Выполняются работы в соответствии с п.9.3.12 настоящего Руководства.

8.3.11. Подшипники качения

Предварительно перед постановкой на текущий ремонт ТР-2 проверяется в доступных местах на ощупь нагрев подшипников и на слух их вибрация. Прослушивается работа подшипников в действующих агрегатах и механизмах с помощью приборов (фонендоскопов, металлических стержней с мем­браной). Наряду с применением органолептических способов оценки состояния подшипников применяются технические средства их диагностирования. В случае выявления неисправности подшипниковый узел разбирается для ремонта. Техническое обслуживание и ремонт букс колесных пар, якорных узлов тяговых двигателей и тягового генератора производится в соответствии с Инструкцией по содержанию и ремонту подшипников качения тягового подвижного состава.

Смазка подшипников качения производится согласно приложению 3 настоящего Руководства. Поверхность корпусов подшипников перед запрессовкой смазки очищается.
8.3.12. Средства пожаротушения

Выполняются работы в соответствии с п.7.3.8 настоящего Руководства.
8.4. Электрическое оборудование
8.4.1. Электрические машины

Выполняются работы в объеме текущего ремонта ТР-1 в соответствии с требованиями п.4.4.1 настоящего Руководства.

Кроме того, дополнительно:

снимаются с тепловоза, и производится ревизия электродвигателей топливоподкачивающего и маслопрокачивающего насосов, калорифера и антиобледенителей;

производится проверка работы подшипниковых узлов электрических машин (тяговых двигателей, их зубчатых передач, главных генераторов) виброакустическим методом;

проверяется коммутация тягового генератора, при необходимости настраивается.
8.4.2. Электроаппаратура и электрические цепи

Электрические аппараты очищаются от пыли и копоти, проверяется их исправность, состояние неподвижных и подвижных контактов контак­торов, реле, контроллера машиниста, кнопочного выключателя, пакет­ных выключателей, главных и вспомогательных контактов реверсора и других аппаратов. Проверяется и при необходимости восстанавливается нажатие, провал, прилега­ние и плотность крепления контактов. Контакты, шунты с признаками перегрева, просевшие пружины заменяются. Неисправные аппараты ре­монтируются, негодные заменяются.

состояние дугогасительных камер, легкость хода, отсутствие заеда­ний в подвижных частях электрических контактных аппаратов;

отсутствие утечки воздуха электропневматических аппаратов, элек­тропневматических вентилей привода механизмов;

прочность крепления аппаратов к каркасу (панели), надежность соединений всех деталей между собой;

настройка реле времени, при отклонении от нормы реле регулируется. Выявленные не­исправности устраняются.

Проверяется исправность рубильников и переключателей, прилегание неподвижных контак­тов к ножам рубильников, восстанавливается нажатие, устраняется подгар (оплавления). Проверяется осветительная и сигнальная арматуры. Перегоревшие лампы заме­няются, неисправные патроны, выключатели ремонтируются или заменяются.

автоматических выключателей, четкость их включения и выключения, неисправные ремонтируются или заменяются;

наконечников всех проводов на клеммных рейках, аппаратах, ма­шинах, в распределительных и клеммных коробках, обратив особое вни­мание на крепление силовых проводов на реверсоре, контакторах и ре­зисторах ослабления возбуждения ТЭД, поездных контакторах. Надеж­ность крепления проверяется ключом или легким покачиванием за нако­нечник. Ослабшие контактные соединения подвергаются ревизии (с раз­боркой), устанавливаются недостающие шайбы и средства стабилизации на­жатия.

наконечников проводов, которые не должны иметь трещин, изломов, уменьшения поверхности контакта более 20 %, выплавления припоя, признаков перегрева, обрыва жил более 10 %, неисправные на­конечники перепаиваются или заменяются;

плавких вставок предохранителей установленному номиналу, неисправные предохранители заменяются;

бандажировки проводов на выходе из штепсельных разъемов, неисправная - восстанавливается постановкой изоляционных втулок или подмоткой изоляционной ленты;

уплотнения крышек и ввода проводов в коробку, негодные уплотнения заменяются.

Проверяется крепление кондуитов проводов цепей управления под поездными контакторами, в районе резисторов ослабления возбуждения ТЭД, реле заземления, резистора зарядки батареи. При необходимости закрепляются, накладывается дополнитель­ная асбестовая лента на провода в районе источников интенсивного на­грева (резисторы, трубы дизеля и т. д.). На провода, расположенные в районе выброса дуги силовых контакторов, накладывается дополнительная изоляция с покрытием дугостойкой эмалью. Проверяется натяжение си­ловых проводов при подключении к аппаратам, при необходимости натяжение ослабляется, если это невозможно, провод заменяется.

При наличии у кабелей более 10 % оборванных жил на­конечники перепаиваются при необходимости с заменой поврежденно­го конца. При меньшем повреждении оборванные жилы заправляются к це­лым жилам и пропаиваются.

Провода и кабели с местными повреждениями оплетки или оболочки изолируется изоляционной лентой, провода, имеющие значительные повреждения, заменяются.

Осматриваются реле перехода, реле боксования, электропневматические и электронные реле времени, реле заземле­ния, регулятор напряжения и производится их очистка. При необходимости снимаются с тепловоза для проверки и настройки на стенде. Проверенные и настроенные реле и регулятор устанавливаются на тепловоз.

Полупроводниковые блоки при наличии признаков неисправности снимаются и проверяются, неисправные ремонтируются или заменяются.

Проверяется наличие маркировки на аппаратах и проводах, стертая или отсутствующая маркировка восстанавливается в соответствии со схемой тепловоза.

Осматривается изоляция проводов в местах возможных перетираний.

При необходимости в указанных местах восстанавливается изоляция или заменяются провода.

Измеряется сопротивление изоляции электрических цепей тепловоза мегаомметром на 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее:

цепей управления и возбуждения относительно корпуса - 0,25 МОм; силовых цепей относительно корпуса и цепей управления, возбуждения - 0,5 МОм. Перед измерением сопротивления изоляции отключается аккуму­ляторная батарея, блоки, содержащие полупроводники и электролити­ческие конденсаторы, полупроводниковые датчики электротермометров. При понижении сопротивления изоляции ниже нормы выявляются и устраняются неисправности.

Результаты измерений записываются в книгу ремонта формы ТУ-28.

Проверяется последовательность и четкость срабатывания всех аппара­тов после ремонта с поста (пульта) управления.

При наличии записей о случаях приваривания контактов пускового контактора измеряется сопротивление обмотки его тяговой катушки, которое не должно отличаться от паспортного значения более, чем на 10%.

Производится проверка и регулировка реле давления масла на стенде. Реле регулируются:

на включение при давлении 0,17 МПа (1,7 кгс/см 2 );

на выключение при давлении 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ).

Проверяется работа регулятора напряжения на стенде и работа датчиков–реле системы автоматического регулирования температуры воды, масла дизеля и воды охлаждения наддувочного воздуха.
8.4.3. Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея с тепловоза снимается и очищается. Проверяется состояние аккумуляторов и их элементов.

Аккумуляторной батарее производится лечебно-тренировочный цикл при температуре 30 0 С и сопротивление изоляции не менее 15 кОм.

Осматривается и ремонтируется отсек аккумуляторной батареи. Негодные бруски опор и изоляторы заменяются.

8.5. Экипажная часть, тормозное оборудование,

автосцепные устройства и устройства

безопасности
8.5.1. Колесные пары

Производится осмотр колесных пар тепловозов в соответствии с требованиями действующей Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.

Проверяется состояние, корпусов, крышек и резьбовых соединений букс обстукиванием, целостность наличников и их сварных швов. Утечка смазки по лабиринтным уплотнениям и в местах постановки передней и задней крышек букс не допускается. Измеряется осевой разбег колесных пар.

Техническое обслуживание буксовых подшипников выполняется в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения тягового подвижного состава.
8.5.2. Кузов тепловоза

По кузову тепловоза выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.9 настоящего Руководства.
8.5.3. Рамы тележек

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.2 настоящего Руководства.

8.5.4. Рессорное подвешивание

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.3 настоящего Руководства.

8.5.5. Моторно-осевые подшипники

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.5 настоящего Руководства.
8.5.6. Пружинные подвески тяговых двигателей

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.6 настоящего Руководства.
8.5.7. Кожухи тягового редуктора

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.7 настоящего Руководства.

8.5.8. Путеочистители

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.8 настоящего Руководства.
8.5.9. Автотормозное оборудование

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.11 настоящего Руководства.

Кроме того, проверяется на стенде действие тифонов, их клапанов. При неудовлетворительной работе тифоны регулируются.
8.5.10. Ударно-сцепные устройства

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.5.12 настоящего Руководства.
8.5.11. Средства пожаротушения

Выполняются работы в соответствии с требованиями п.7.3.8 настоящего Руководства.
8.5.12. Смазка узлов и агрегатов

Выполняются работы по смазке узлов агрегатов тепловоза согласно приложению 3 настоящего Руководства с отметкой в книге ремонта тепловоза (формы ТУ-28).
8.5.13. Автоматическая локомотивная сигнализация, дополнительные устройства по обеспечению безопасности

движения, радиостанция, скоростемер
Выполняются работы в соответствии с требованиями п.9.6.19 настоящего Руководства.

8.6. Испытание тепловоза

После текущего ремонта ТР-2 дизель запускается и прове­ряется работа агрегатов, устройств и тепловоза в целом.

Проверяется работа ди­зеля на аварийном питании, плотность тормозной и напорной воздушных сетей, величину выхода штоков тормозных цилиндров, правильность ре­гулировки крана машиниста, вспомогательного тормоза и форсунок песочниц.

Контрольным вольтметром проверяется и регулируется напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения.

Производятся полные реостатные испытания для проверки и регулировки параметров дизеля, настройки внешней ха­рактеристики тягового генератора и регулятора напряжения, согласно действующей технологической инструкции на реостатные испытания и требованиям приложения 2 настоящего Руководства.

9. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3
9.1. Общие требования

9.1.1. При текущем ремонте ТР-3 тепловоза необходимо выполнить:

а) по дизелю и вспомогательному оборудованию – ремонт цилиндро-поршневой группы, цилиндровых крышек и рычагов толкателей клапанов, масляных и водяных насосов и их приводов, топливной аппаратуры, регулятора частоты вращения и его привода, секций холодильника, редуктора вентилятора холодильника, водяного насоса системы охлаждения наддувочного контура и его привода, воздухоохладителя дизеля, центрифуги и воздухоочистителя дизеля тепловоза;

б) по электрическому оборудованию – работы в объеме текущего ремонта ТР-2 и, кроме того, ремонт тяговых электродвигателей, двухмашинного агрегата, аккумуляторной батареи и автоматики управления холодильником;

в) по экипажной части – выкатку из-под тепловоза тележек с полной их разборкой, освидетельствование колесных пар, ревизию роликовых букс, ремонт рам тележек, рессорного подвешивания, опор, рамы тепловоза, кузовного оборудования, наружную окраску кузова и экипажной части;

г) по тормозному оборудованию, автосцепным устройствам и приборам безопасности (АЛСН, автостоп, скоростемер, радиостанция и др.) – работы в соответствии с действующими Инструкциями;

д) по испытаниям – полные реостатные и обкаточные испытания тепловоза.

9.1.2. Разборка тепловоза на ремонтной позиции цеха производится согласно технологическому процессу с учетом необходимого количества слесарей по ремонту подвижного состава, применения средств механизации, порядка сохранности узлов и деталей.

Инструмент и приспособления, применяемые при демонтаже и разборке узлов и агрегатов, должны удовлетворять требованиям Правил техники безопасности и промышленной санитарии для предприятий по ремонту подвижного состава.

Работа неисправным инструментом запрещается.

9.1.3. Все агрегаты, узлы, детали, снятые с тепловоза, перед дефектацией и разборкой очищаются от нагара, ржавчины, загрязнений, накипи. Очистку узлов снаружи рекомендуется производить в моечных машинах с применением повышенного давления – водой или низкого давления – обезжиривающими растворами.

Вещества, входящие в состав моющих средств, не должны вызывать коррозию металлов, легко удаляются при промывке водой.

После очистки узлов наружные поверхности должны быть чистыми, сухими, не иметь следов токсических моющих средств.

9.1.4. При демонтаже должны соблюдаться меры техники безопасности при работе с внутрицеховыми подъемно-транспортными средствами. Строповка и перемещение узлов и агрегатов производится в соответствии с действующей Инструкцией по безопасному ведению работ для стропальщиков (зацепщиков), обслуживающих грузоподъемные краны.

Охлаждение дизеля

водяная система тепловоза охлаждение дизеля тепловоза | водяная система тепловоза охлаждение дизеля тепловоза | Движение24

Понятно, вода охладила дизель, очень хорошо нагрелась и поступает для охлаждения в холодильник, проходя с напором по щелевым секциям, которые находятся в специальной шахте, над этими шахтами вращается лопастное колесо самого вентилятора, который вращаясь создает сильный воздушный поток, хорошо охлаждающий бегущую по трубкам секций воду.

Снаружи водяные секции закрываются жалюзи, которые также работают в автоматическом режиме и находятся в открытом или закрытом состоянии, в зависимости от температуры окружающего воздуха и самой охлаждаемой воды. Ну так вот, по одной стороне секций в шахте холодильника проходит вода, охлаждающая сам дизель, а по другой, противоположной, охлаждается вода, поступающая из водомаслянного теплообменника, в котором она охлаждала проходящее по трубам горячее масло дизеля. Это и есть контуры охлаждения воды дизеля и воды охлаждения масла.

А теперь рассмотрим, как эта система работает. Система называется САРТ – система автоматического регулирования температуры. Она включает в себя датчики температуры, реле, сам вентилятор или вентиляторы, приводы вентилятора, водяные секции, жалюзи и их приводы. На тепловозах применяются разные приводы вентилятора, кратко рассмотрим некоторые.

Шахта холодильника тепловоза, вал вентилятора, муфта | Шахта холодильника тепловоза, вал вентилятора, муфта | Движение24

Шахта холодильника тепловоза, вал вентилятора, муфта

Основной вид привода – гидравлический. Первый и самый распространенный – это вращение вала вентилятора через гидромуфту переменного наполнения. Гидромуфта позволяет поддерживать обороты вала бесступенчато и плавно. Привод гидромуфта получает от главного заднего редуктора отбора мощности, через небольшой вал, который вращает насосное колесо. В корпус муфты через штуцер поступает масло из картера дизеля. На валу турбинного колеса расположена шестерня, которая вращает небольшие шестеренки с прикрепленными к ним черпаковыми трубками. Главная шестерня соединена с зубчатой рейкой, а рейка в свою очередь работает в системе САРТ. Если требуется увеличить обороты вала вентилятора, рейка передвинется в сторону увеличения и повернет главную шестерню, а та в свою очередь шестеренки с черпаковыми трубками, которые переместятся ближе к валу и соответственно поток и давление масла в корпусе муфты будет больше, увеличатся и обороты вала вентилятора.

Вал вентилятора получает вращение от редуктора, расположенного на валу гидромуфты, через конические шестерни. Если необходимо уменьшить обороты вала вентилятора, то рейка переместится в противоположную сторону, поворачивая и шестерню на валу, ну а та через шестеренки начнет разворачивать черпаковые трубки, которые будут захватывать в свои полости больше масла, сливая его обратно в масляную систему. Соответственно поток и давление масла уменьшаться и вал вентилятора будет вращаться медленнее. Рейку передвигает шток небольшого цилиндра, в котором находится церезин — это вещество, активно реагирующее на изменение температуры воды. Если температура больше, то нагреваясь церезин увеличивается в объеме, толкая шток рейки на максимальные обороты, при уменьшении температуры происходит обратный процесс. В данной системе установлены и микропереключатели воздушных цилиндров жалюзи. Процесс такой-же, нагрелись – микропереключатель толкаемый небольшим рычажком подключает электрический вентиль пневмоцилиндра, а тот в свою очередь, открывает доступ воздуха из пневматической системы тепловоза в цилиндр. Поршень в цилиндре воздействует на тягу, а та, через рычажную систему на привод жалюзи. В основном в качестве привода используются звездочки с цепной передачей.

Жалюзи холодильника тепловоза | Жалюзи холодильника тепловоза | Движение24

Жалюзи холодильника тепловоза

Аналогично работает датчик с приводом и на другом контуре. Остыли – рычажок отходит от микропереключателя и цепь на пневмоцилиндр прерывается, воздух из него выходит и поршень перемещаясь тянет за собой тягу и жалюзи закрываются. Жалюзи можно оставить принудительно в открытом или закрытом положении, на цилиндрах есть кулисная система с дырочками – фиксаторами, в них вставляется металлическая шпонка, закрепляя всю систему в фиксированном положении. Такое случается, если, например, сильный нагрев воды в жаркий летний день и жалюзи требуется постоянно держать открытыми.

При неполадках с системой САРТ температура может регулироваться вручную, тумблерами с пульта машиниста, посредством тумблеров открытия и закрытия жалюзи, включения вентилятора, но машинист теперь уже будет постоянно отвлекать свое внимание на приборы, показывающие температуру воды на пульте.

На других тепловозах применяется гидростатический привод вентилятора. Данный привод включает в себя гидронасосы и гидродвигатели. Гидронасосы вращаются от коленвала дизеля, вращаясь они забирают масло из специального бака и под давлением подают его в гидродвигатели, которые и вращают вентиляторное колесо. Вот главное отличие. Работа остальных устройств осуществляется также, посредством датчиков.

Еще на некоторых тепловозах вентиляторы вращаются электродвигателями. Масляная и водяная система надежно защищены от перегрева и падения давления масла посредством датчиков давления и температуры, которые подключены к соответствующим реле в цепях управления. Давление масла контролируется при запуске, на малых и больших позициях контроллера, и если давление недостаточное, то дизель не запустится, не соберется схема тяги, а на больших позициях при падении давления масла дизель будет остановлен. А вот с температурой масла и воды немного по-другому. Температура воды и масла также контролируется датчиками, стоящими в электроцепях соответствующих реле, но останавливать дизель при критическом повышении температуры воды или масла нельзя, водяные или масляные насосы остановятся и жидкость перестанет циркулировать в системе, не попадая в секции охлаждения и повинуясь законам физики просто закипит. Закипев она будет увеличиваться в объеме и будет выдавливаться через все возможные неплотности в системе и конечно через расширительный бак, крутым фонтаном.

Давление, температуру воды и масла машинист видит на манометрах и термометрах на пульте управления, а давление масла по другим системам (редукторы, гидромуфты) выводится на манометры, которые располагаются на прибором щитке в дизельном помещении. Еще часть горячей воды поступает в калорифер, находящийся в кабине машиниста, калорифер обдувает кабину горячим воздухом в зимнее время, часть горячего воздуха подается на обдув лобовых стекол. Горячая вода поступает и в грелки, находящиеся под ногами машиниста и помощника.

Читайте также: