Вытекает ли вода из носика чайника если его наклонить

Обновлено: 13.05.2024

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного, и не только, цикла изучение программ и содержания смежных дисциплин. Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Многолетний опыт работы позволил мне накопить и систематизировать задачи по физике с межпредметным содержанием.

ВложениеРазмер
zadachi_mezhpredmetnye.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи в задачах по физике

Современная педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей дальнейшего совершенствования урока. Основные направления этих поисков следующие:

  1. усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся
    на уроке;
  2. осуществление организационной чёткости каждого урока от
    первой до последней минуты;
  3. повышение познавательной самостоятельности и творческой
    активности учащихся;
  4. формирование у учащихся мотивов учения и мотивации учебной
    деятельности;
  5. оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  6. интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;
  7. осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
    Межпредметные связи курса физики с другими предметами могут

быть установлены успешнее, если предварительно вскрыть логические связи разных курсов естественных наук. Это позволит, не нарушая логики развития отдельных предметов, использовать знания того или иного предмета.

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного, и не только, цикла изучение программ и содержания смежных дисциплин. Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Многолетний опыт работы позволил мне накопить и систематизировать задачи по физике с межпредметным содержанием.

  1. В стакане с газированной водой опускают ягоду( вишни или винограда) с

предварительно нанесённым на неё слоем парафина. Ягода покрывается

пузырьками газа и поднимается на поверхность. Когда газ из пузырьков выйдет,

она тонет. Процесс повторяется и продолжается до тех пор, пока весь газ из воды

не выйдет. Почему пузырьки газа оседают в большом количестве на ягоде и в меньшем на стенках стакана?

  1. Как изменится внутренняя энергия топлива при горении?
  2. Как можно объяснить выделение теплоты при сгорании топлива?
  3. Почему бензобаки заземляют скользящей по земле металлической цепью или

оборудуют баллонами из токопроводящей резины?

  1. Для чего детали перед гальваническим покрытием обезжиривают?
  2. Для повышения срока службы машин, работающих в условиях больших нагрузок,

стальные детали подвергают азотированию- насыщению поверхности стали

азотом. Объясните, какое это имеет преимущество?

  1. Опытный стекольщик, после того как проведёт алмазом по стеклу, смачивает

царапину водой, а уже затем ломает лист. Почему?

  1. Какого типа будет электропроводимость кремния, если в него в качестве примеси

введён индий? Мышьяк? Сурьма?

  1. Какого типа - электронная или дырочная- будет проводимость у германия, если к

нему добавить в небольших количествах фосфор? Галлий? Индий?

  1. Как известно, алмаз и графит состоят из атомов углерода. Почему алмаз имеет

большую прочность, чем графит?

  1. Почему стронций-90 считается наиболее опасным радиоактивным элементом для
  1. Почему слой свинца и кадмия служит надёжной защитой от проникающей
  1. Известно, что температура фотосферы Солнца около 6000К, а солнечной короны

106 К. Можно ли сказать, что солнечная корона подогревает фотосферу?

  1. Какая электростанция- ТЕЦ или АЭС- имеет положительное экологическое

значение?(Не загрязняет атмосферу).

  1. При закалке стальных деталей на их поверхности появляются так называемые

стружка, снятая с детали при обработке на станке. От чего зависит окраска

  1. На уроках физики Вы познакомились с примерами широкого применения

спектрального анализа в физике, химии, астрономии и других науках. Объясните,

как определяется химический состав вещества с помощью спектрального анализа?'

  1. Почему для электролиза не применяют переменный ток?
  2. Чем объяснить широкое распространение никелирования и хромирования для

покрытия металлических изделий?

  1. Почему в цехе хромирования применяют усиленную вентиляцию?
  2. Как влияет перемешивание электролита или покачивание катода на процесс
  1. Почему вода гасит огонь?
  2. Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
  3. Для чего уголь в топках иногда обливают водой?
  4. С какой целью в топливо реактивных двигателей добавляют окислитель, например

26. Почему волосок лампы накаливания раскаляется добела, в то время как провода, подводящие ток, остаются холодными?

ФИЗИКА И БИОЛОГИЯ

ФИЗИКА И ГЕОГРАФИЯ

  1. Почему в море легче держаться на воде, чем в море?
  2. Почему большая часть сельскохозяйственных угодий на побережье
    Голландии отгорожена от океана дамбой?
  3. Почему глубоководные водоёмы не промерзают до дна даже в очень холодную
    зиму?
  4. Почему у берегов морей и океанов наблюдаются бризы и муссоны? Каково их
    преимущественное направление в течение суток и в течение года?
  5. Почему ориентирование по компасу затруднено в высоких широтах?
  6. Почему вода, попавшая в трещины горных пород, разрушает горы?
  7. Какие физические явления наблюдаются в процессе малого круговорота воды
    в природе?
  8. Чему равен угол падения солнечных лучей на параллели Северного тропика в
    полдень в день солнцестояния?
  9. Почему климат островов гораздо умереннее и ровнее, чем климат больших
    материков?
  10. Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению
    ледников в горах. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия
    этого?
  11. Будет ли обыкновенный компас давать правильные показания в кабине
    бронетранспортёра, танка, в салоне самолёта?
  12. Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки бывает холоднее,
    чем вдали от неё?
  13. Почему пассатные ветры, притекающие к экватору, отклоняются к западу( в
    северном полушарии вправо, а в южном- влево) относительно своего
    направления?
  14. При равномерном полёте самолёта в тумане или в облаках у пассажиров,
    смотрящих в окно, создаётся впечатление, что самолёт не движется. Почему?
  15. Почему капли дождя падают, а облака не падают, ведь облака тоже скопление
    капелек воды?
  16. Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях, чтобы спасти
    посевы от гибели?
  17. Промышленные центры, расположенные в зоне влажного климата, сильно
    загрязняют атмосферу. Почему?
  18. Какой ветер- зимний или летний - при одной и той же скорости обладает
    большей мощностью?
  19. В каком полушарии Земли находится её северный магнитный полюс?
  20. В каком месте Земли магнитная стрелка всегда будет показывать на юг?
  21. Земля вращается с запада на восток. Почему же, подпрыгивая вверх, мы
    падаем на то же место, а не смещаемся к западу?
  22. Шар-зонд, предназначенный для исследования верхних слоев атмосферы,
    изготовлен из тонкой эластичной резины. Он набирает высоту до тех пор,
    пока не лопнет. Почему же для увеличения высоты подъёма шар-зонд не
    делают из более прочной прорезиненой ткани?
  23. Почему дым из заводских труб не выходит ровным столбом, а вырывается
    клубами?
  24. Почему дым, поднимающийся от костра, даже в безветренную погоду со
    временем перестаёт быть видимым?
  25. Могут ли подводные корабли в океанских глубинах устанавливать между
    собой дальнюю радиосвязь?
  26. Ребята попросили моряков рыболовецкой флотилии привезти для
    школьного аквариума несколько глубоководных рыб. Выполнима ли эта
    просьба?
  27. Могут ли подводные корабли освещать прожекторами предметы на больших
    расстояниях?
  28. Как аквалангисты могут определить в воде, где верх, а где низ, если он
    потерял ориентировку?
  29. Как измеряют глубину океанов?
  30. Почему в морской пучине всегда холодно?
  31. Какие приборы служат для регистрации землетрясений?
  32. Если идти по земному шару на северо-восток, то куда придёшь? Почему?
  33. Почему летнюю жару человек переносит легче в сухих местах, чем во
    влажных, заболоченных?
  34. Что быстрее освобождается от снега: пригорок или равнина? Почему?
  35. Жил старик с тремя сыновьями на краю света. Кругом тишь, места
    непроходимые .Выросли сыновья и просят отца отпустить их из родного дома
    . Хочется им по белу свету побродит, на людей посмотреть , уму- разуму
    поучиться. Договорились братья путешествовать вместе: идти туда, куда
    каждый по очереди вести будет. Сначала старший вёл всех на юг. Прошли
    братья 10 вёрст. Затем впереди пошёл средний. Прошли братья ещё 10 вёрст,
    но уже на запад. Настала очередь младшего , он прошёл со своими братьями
    10 вёрст , но на север. И оказались братья к своему удивлению в родном доме.
    Где жил старик с детьми?
  36. Почему реки извиваются?
  37. Почему у крутого берега глубоко, а у пологого мелко?
  38. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

ФИЗИКА И ИСТОРИЯ

1. С какого года присуждена Международная Нобелевская премия? За что её присуждают?

2. В каком году Советским правительством было принято решение об
учреждении премий им. В.И. Ленина( Ленинские премии) за научные труды?

3. Кто из известных учёных в виде исключения дважды был удостоен
Нобелевской премии, причём один раз за работу по химии, а другой - за работу
по физике?

4. Назовите имена нобелевских лауреатов, внесших вклад в развитие атомной
физики.

5. Какой советский учёный физик- химик был удостоен Нобелевской премии за
цепные реакции горения?

6. Назовите фамилию, имя, отчество советского учёного, получившего
Нобелевскую премию по физике за 1978 год за фундаментальные открытия в
области низких температур, в частности, за исследования жидкого гелия?

8. Какие два выдающиеся учёных ( физик и математик) прошлого, жившие в
России, имели одно и то же имя и отчество?

9. Назовите имя, отчество и фамилию отечественного физика экспериментатора,
впервые в мире обнаружившего и измерившего давление света.

-ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

  1. Пишет ли перьевая ручка в условиях невесомости?
  2. Почему радиосвязь с ракетой, которая летит на высоте более 100км, возможна
    только на коротких или ультракоротких волнах?
  3. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же
    Земля не замерзает?
  4. Где интенсивность ультрафиолетовых лучей больше- у поверхности Земли
    или в открытом космосе?
  5. Почему Луна и Солнце у горизонта имеют красный цвет?
  6. Какую научную информацию в геофизических исследованиях имеет
    космическая фотоинформация?
  7. Какими физическими методами определили возраст Земли?
  8. Кто признан основателем современной космонавтики? В каком городе жил и
    творил этот учёный?
  9. Почему с Земли небо видно голубым, а с Луны- чёрным?
  10. Из Владивостока в Москву была послана телеграмма 1 января 1994года в
    З часа. С момента её отправления до вручения телеграммы адресату прошло
    2 часа. Когда была вручена телеграмма в Москве?
  11. По какому времени поют петухи?
  12. Как объяснить большое нагревание метеоритных камней, влетающих из
    межпланетного пространства в атмосферу Земли?
  13. Почему космические корабли окрашивают в серебристый цвет?

14.Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов в кабине
космического корабля?

Материалы, попавшие сюда либо сдесь же и останутся, либо "породят" новую категорию, куда и перекочуют.



В исследовании все процессы, происходящие при срыве струи с носика, были расписаны с математической точностью (фото и иллюстрация Duez et al.).

Носики многих чайников беспардонно подтекают, стоит только немного неправильно наклонить сосуд. Это явление происходит настолько часто, что ему даже дали своё имя — "эффект чайника". Отчего так происходит и как бороться с неприятным явлением, рассказали исследователи из университета Лиона (Universit é de Lyon).

На самом деле вода начинает течь мимо чашки из-за того, что поток из носика чайника ослабевает. Физики объясняют это так: когда человек выливает жидкость, она стремится повторить изгиб края. При сильном наклоне и, соответственно, сильном потоке струя срывается с края носика, но стоит ему чуть ослабеть, и вода уже бежит по стенке носика к донцу, в конце концов проливаясь на всё вокруг.

Предыдущие исследования в этой области (и ведь заинтересовался кто-то!) показали, что очень многие факторы определяют, произойдёт ли отрыв. Среди них радиус кривизны нижнего краешка носика, скорость потока, пористость, а также намокаемость материала, из которого сделан чайник.

Французский специалист по гидродинамике Сирил Дуэс (Cyril Duez) и его коллеги задумали решить эту проблему раз и навсегда и подошли к ней комплексно. В ходе тестов выяснилось, что настоящей причиной подтекания является гидрокапиллярность, которая определяет, оторвётся ли струйка воды от носика во время выливания или нет. Все ранее перечисленные факторы так или иначе повязаны на этой характеристике.

Что же делать, чтобы "эффект чайника" пропал? Дуэс считает, что выходов два. Первый: сделать нижний краешек как можно более тонким, тогда в случае с металлическим носиком проблема станет проявляться значительно реже.

Корреспондент Technology Review предположил, что данное открытие достойно Шнобелевской премии, не меньше. Заметят ли его организаторы, узнаем в будущем году.

Отметим в скобках, что люди не только могут бесконечно изучать свойства чайных приборов, но и поклоняться им. Так, в 2005 году в Малайзии запретили целый культ заварочного чайника. Так называемые храмы этого культа – заварочный чайник, голубая ваза и зонтик. Последователи учения о чайнике считали, что все религии одинаково важны и любой может найти собственный путь к Богу. Заварочный чайник, вода из которого переливалась в голубую вазу, символизировал чистоту воды, подобную чистой любви, идущей с небес на землю. Община включала мусульман, китайцев и индусов, живущих в Малайзии.

Цель: в интересной игровой форме рассмотреть разнообразные взаимные действия тел друг на друга; обобщить, закрепить знания о законах динамики и о тех физических понятиях, которые связаны с взаимодействиями.

Оформление: выставка литературы для дополнительного чтения.

Подготовка к уроку: ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд.

I. Вступительное слово учителя

В физике по современным данным различают четыре вида взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. С их проявлением мы встречаемся, изучая явления, происходящие во Вселенной, на планетах Солнечной системы, исследуя вещество, живую клетку, атом и элементарные частицы. Классическая механика Ньютона рассматривает два вида взаимодействий - гравитационное и электромагнитное.

Мы посвятили этот вечер рассмотрению разнообразных взаимных действий тел друг на друга.

Затем присутствующие заслушивают ответы. Правильный ответ жюри оценивает одним баллом.

Вопросы первой команды

1. С самолета на парашютах сброшен груз массой 16 кг, который прикреплен к стропам через динамометр. (См. демонстрационный рисунок.) Парашют с грузом достигает скорости установившегося движения и далее опускается равномерно. Как менялись показания динамометра при падении груза?

3. Как нужно потянуть за конец нитки, намотанной на катушку, чтобы катушка:

а) удалялась от экспериментатора;

б) приближалась к нему?

Ответ обосновать рассмотрением сил и подтвердить опытом.

Вопросы второй команды

1. Что показывает динамометр в ситуации, изображенной на рисунке, если стержень имеет массу 5 кг?

image84

2. Почему человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нем, не проваливаясь?

3. Можно ли поставить на край стола плоскую коробку от конфет так, чтобы ее большая часть свешивалась над полом? Осуществите свое предположение, используя предметы, выставленные на демонстрационном столе, но чтобы они были не видны зрителям.

В ответе на третий вопрос второй команды можно использовать плоскую коробку из-под шоколадных конфет и грузы разного размера.

За каждый правильный и полный ответ начисляется один балл.

Цель этого конкурса - выявить знания учеников о странном на первый взгляд физическом явлении: когда исчезает вес тела; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации изученные на уроках физические закономерности.

Ведущий. В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:

1. Пишет ли перьевая ручка?

2. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?

3. Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом?

4. Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?

5. Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?

Когда запись закончена и жюри оценило ответы, на сцену выносят еще один переносной стенд, на котором посередине укреплен большой лист бумаги с другой серией рисунков.

В условиях невесомости:

6. Плавает ли коробка на поверхности воды?

7. Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?

8. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов?

Оценивают этот конкурс, давая один балл за каждый верный ответ и один балл за каждое правильное объяснение.

Хорошо известно, что не всегда достаточно легко определить силы, возникающие в результате их взаимодействия. Могут возникнуть и забавные ситуации, например с лошадью, запряженною в телегу. По законам физики на телегу и на лошадь действуют одинаковые по величине, но противоположно направленные силы. А почему же все-таки лошадь везет телегу? И ответ, что эти силы приложены к разным телам, не является убедительным.

Найдем физическое обоснование игре на перетягивание каната. Цель этого конкурса - еще раз показать учащимся, как понимать третий закон Ньютона.

Чтобы игра на перетягивание каната имела познавательное значение, учитель в своем вступительном слове должен сначала напомнить присутствующим формулировку третьего закона Ньютона, а затем предложить командам ответить на следующий вопрос: если по законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже действуют на канат с одинаковыми по модулю и противоположными по направлению силами. Почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает?

Затем проводится состязание на перетягивание каната. Жюри оценивает конкурс двумя баллами: один - за полный и правильный ответ, другой - за превосходство в ловкости и силе.

При подготовке за неделю до состязаний учитель должен объяснить участникам конкурса, что им предстоит дать полезные советы начинающим автомобилистам (одна команда) и велосипедистам (другая команда), связанные с преодолением поворотов, т. е. чтобы сделать движение на повороте более безопасным. Для этого необходимо рассмотреть взаимодействие земли (дороги), транспортных средств и водителя; рассмотреть силы, действующие в данной ситуации. Свои рекомендации можно иллюстрировать рисунками.

Для лучшей подготовки учитель дает учащимся следующие вопросы:

1. Почему на повороте не следует резко тормозить. Предположим, вы уже совершили поворот и вдруг решили, что едете слишком быстро. Что произойдет, если вы резко нажмете на педаль тормоза? И почему?

2. Гонщики нажимают на педаль газа, выходя из поворота, но не на повороте. Почему?

1. Все видели, что велосипедист на повороте наклоняется. Угол наклона зависит от скорости движения (возрастает с ее увеличением) и от радиуса окружности (возрастает с его уменьшением при одной и той же скорости движения).

А зависит ли угол наклона от массы велосипедиста, т. е. должен ли угол наклона быть одинаковым при одной и той же скорости для отца и его десятилетнего сына? Ответ обосновать.

2. Почему при выполнении поворота на влажном асфальте велосипедист должен предусмотреть появление опасного скольжения?

3. Почему на автострадах и велосипедных треках у крупных поворотов дороги полностью сделаны с наклоном к центру вращения?

Ведущий знакомит с заданием, которое соревнующиеся команды получили до встречи, и предлагает начать выступление. Каждый полезный совет оценивается одним баллом.

Все присутствующие, поделившись на болельщиков двух команд, должны представить себя пассажирами автобуса. Каждый получает надутый детский шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. Этим шариком надо

показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья (кресла), т. е. относительно Земли, в разных ситуациях, возникающих при движении в автобусе: например, автобус резко или плавно отъезжает от остановки, резко или плавно тормозит, подъезжая к ней; делает на большой скорости правый или левый поворот; движется по шоссе равномерно и прямолинейно.

Конкурс построен по типу известной детской игры на внимание.

Ведущий информирует присутствующих, как в данный момент едет автобус.

Информацию свою подает эмоционально, в быстром темпе и беспорядочно, не соблюдая порядка и в движении автобуса, с частым повторением одинаковых ситуаций.

Все члены жюри следят за тем, как болельщики реагируют на команды ведущего, и в заключение командам начисляют от одного до трех баллов в зависимости от числа ошибок (неверных положений шарика), допущенных при исполнении команд.

VII. Подведение итогов

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Краткое описание: Разработка направлена на повторение и обобщение следующих тем:"Вес тела. Невесомость. Перегрузка. Естественный спутник Земли. Первая космическая скорость". Основная цель урока - это проверить уровень и качество знаний, умений и навыков учащихся по данной теме,

Повторительно-обобщающий урок на тему:

Цель урока: проверить уровень, качество знаний, умений и навыков по данной теме; на конкретных примерах показать, что развитие космонавтики тесно связано с использованием законов механики.

1 обучающая: закрепить умения и навыки решения задач на примере расчета 1 космической скорости, перегрузки и т.д.; учить применять знания в нестандартных ситуациях, принимать решение.

2 воспитательная: воспитывать любовь к планете Земля; культуру речи, чувство значимости Луны как естественного спутника Земли.

3 развивающая: развитие внимания, логического мышления при анализе проблемной ситуации, познавательного интереса к предмету на примере решения качественных задач и выполнения демонстрационного эксперимента.



Класс делится на две соревнующиеся команды, которые оспаривают право лететь на Луну. Каждому ученику раздается бланк задания, с которым он работает на протяжении двух уроков.

С целью выявления качества выполненных работ и степени их самооценки, учащиеся должны каждый этап оценить соответствующему количеству баллов (от 1 до 5), а затем по общему результату поставить адекватную оценку в конце игры.

Бланк задания каждого учащегося анализируется учителем после зачетного урока, по которым определяются лучшие астронавты и звездный экипаж.


Нет человека на Земле, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны.

Тернист и сложен был путь человека в космос. Тернист и сложен наш с вами путь познания законов динамики. Этот урок построен на задачах с астрофизическим содержанием, которые определят уровень ваших знаний.

Сегодня 24 января 2005 года, понедельник.

1 этап: Центр подготовки космонавтов к полёту на Луну.

Учитель: Для полёта на Луну каждой команде потребуется сплоченный экипаж. Космонавт, находясь в полете в космическом пространстве, испытывает на себе действие таких явлений как невесомость и перегрузки. Эти условия сложны и понятны.

Проверим ваши знания о понятиях перегрузка и невесомость, а так же работу вестибулярного аппарата будущих космонавтов при выполнении фигур высшего пилотажа.

Задание 1: (по одному пилоту от каждой команды)



При движении самолета по круговой орбите сила N, действующая на летчика, должна быть отлична от нуля. Единственная точка, где N=0 - это наивысшая точка траектории. Если в этой точке N=0, в следующий момент она отлична от нуля, т.к. всякое тело стремится сохранить состояние прямолинейного движения, и следовательно, летчика прижмет к сиденью.

Пока идет решение задач, учитель работает с классом.

Учитель: Первым испытанием для космонавтов является невесомость. Невесомость это удивительное состояние. В чём оно заключается?

Задание 2: ответить на качественные вопросы (устная дуэль).

Каждой команде раздаются карточки с 5 вопросами, на которые они должны дать полный ответ.

Что такое невесомость?

Ответ: это состояние свободного падения под действием только силы тяготения к планете или звезде.

В какой стадии движения межпланетного корабля космонавт почувствует состояние невесомости?

Ответ: с момента выключения двигателей в космическом пространстве.

Почему в космосе понятие верх и низ теряют смысл для космонавтов?

Ответ: ощущение верха и низа вызваны внутренними напряжениями в организме, в следствие действия силы тяжести и реакции опоры. В космосе этого нет.

Пишет ли перьевая ручка в состоянии невесомости?

Ответ: Пишет. Это объясняется тем, что в жидкостях существуют силы поверхностного натяжения. Без них, автоматическая шариковая ручка поставила бы большую кляксу, выпустив сразу весь запас чернил. Не образовалась бы пена, которая помогает смыть грязь.

Действие перьевой ручки основано на явлении капиллярности, которое сохраняется в условиях невесомости.

Можно ли в состоянии невесомости измерить вес тела при помощи пружинных весов?

Ответ: пружинными весами нельзя измерить вес тела в состоянии невесомости, т.к. в этом случае вес тела отсутствует, и в пружине не возникают деформации.

Можно ли при свободном полете космического корабля измерить массу тела, при помощи рычажных весов?

Ответ: Нельзя. Т.к. весы это равноплечий рычаг. В земных условиях равновесие наступает тогда, когда масса гирь равна массе взвешиваемого тела, о чем судят по горизонтальному положению стержня - рычага. В невесомости и опоры (чаши весов) и тела, лежащие на них, падают к земле с ускорением свободного падения, поэтому при любом соотношении массы тела и массы гирь, - весы будут находиться в равновесии.

Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом, при выключенном двигателе?

Ответ: Можно. Главной частью барометра-анероида, является металлическая коробочка с волнистой гофрированной поверхностью, из которой выкачан воздух. Стрелка показывает, как меняется давление. Давление газа объясняется ударами молекул о какую-либо поверхность.

Вытекает ли вода из носика чайника в состоянии невесомости, если его наклонить?

Ответ: Не вытекает. Причиной вытекания жидкости из носика наклонного чайника в обычных условиях, является разность давлений на различных уровнях, а однородная жидкость в сообщающихся сосудах любой формы должна находиться на одном уровне; поэтому, стремясь к этой закономерности, жидкость вытекает из носика наклонного чайника.

В невесомости исчезает вес и поэтому давление в жидкости на всех уровнях одинаково. В невесомости жидкость не вытекает, ее надо из сосуда выталкивать.

Справедлив ли закон сообщающихся сосудов при свободном полете космического корабля?

Ответ: закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости не выполняется.

Почему тела внутри спутника, движущегося за пределами земной атмосферы, невесомы?

Ответ: потому что все тела внутри спутника и сам спутник движутся практически с одинаковым центростремительным ускорением.

Оценить ответы: за каждый правильный ответ один балл.

Проверить решение задач: пилоты комментируют ход решения задач (максимальный балл - 5)

Состояние невесомости возникает не только в космосе, но и на Земле.

Задание 4: Прокомментируйте вывод формулы, для расчета перегрузки, которую испытывает космонавт при взлете ракеты и в невесомости. (Через графопроектор показывается решение на экран, участники команд комментируют его.)



Учитель: Убедившись, что вы полностью подготовлены теоретически и физически к запуску космического корабля, можно осуществлять полет на Луну.

Ответ: ракете необходимо сообщить космическую скорость в горизонтальном направлении на высоте, атмосфера очень разряжена.

Стартуя вертикально, за пределами атмосферы на высоте 300 км от поверхности Земли, видны траектории движения ИСЗ.

Задание 5: Определить по каким траекториям будут двигаться ИСЗ с

Третьей космической скоростью,

С эллиптической скоростью?

Первой космической и параболической скоростью?

Сформулировать определения этих скоростей и чему равны их численные значения? (через графопроектор показывается на экран рисунок с траекториями движения спутников).



Вопрос: Что называется ИСЗ?

(Ответ: ИСЗ - это тело, движущееся по окружности вокруг Земли).

Учитель: Луна, это естественный спутник Земли, ближайшее к нам космическое тело, которое на протяжении многих столетий привлекало к себе внимание человечества. Луна совсем не шарообразна, однако можно записать ее средний радиус Rл=1738км, - это значительно меньше, чем средний радиус Земли Rз=6400км. Масса Луны меньше массы Земли в 81 раз, а сила тяжести на Луне в 6 раз слабее Земной. (Плакат: Луна - естественный спутник Земли).

Задания 6 и 7 выполняют одновременной две команды.



Задание 6 (1 команда): Рассчитать ускорение свободного падения у поверхности Луны, если масса Луны меньше массы Земли в 81 раз, если Rл=1738 км, а Rз=6400 км. (Решает у доски пилот 1 команды).



Задание 6 (2 команда): Докажите, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем сила тяжести на Земле, gл по таблице. (Решает у доски пилот 2 команды).


Остальные участники игры выполняют задание в бланке заданий задач.

Учитель: Чтобы совершить круговой полет вокруг Земли, нужно развивать скорость у поверхности Земли 8 км/с. А чтобы покинуть Луну, какая необходима скорость?



Задание 7: Рассчитать первую космическую скорость у поверхности Луны (ученик у доски).

Учитель: Итак VIk=1,7 км/с, VIз=8км/с. Что легче: улететь с Земли на Луну или с Луны на Землю? (Ответ : т.к. при запуске ракеты с Луны нужна меньшая скорость 1,7 км/с, то легче улететь с Луны на Землю.)

Учитель: Корабли подлетели к Луне, выключили двигатели и вышли на круговую орбиту. Космонавтам необходимо приступить к исследованиям.

Задание 9: (выполнить в бланке заданий на местах)

Определить орбитальную скорость вращения космического корабля, движущегося вокруг Луны, на высоте 200 км от поверхности Луны, если масса Луны 7,3*10 22 кг, а её радиус 1,7*10 6 м.

Определите период вращения космического корабля, движущегося вблизи поверхности Луны, если её плотность равна 3 г/см 3 .



Итак, подведем итог исследованиям:

1 команда: орбитальная скорость вращения космического корабля, движущегося вокруг Луны на высоте 200 км равна 1,6км/с.

2 команда: период вращения космического корабля, движущегося вблизи поверхности Луны 69 НС, если ее плотность 3г/см3.

Задание 10: плотность неизвестной планеты 681 кг/м3.

4 этап: Подведение итогов полета.

Подсчитайте общее количество балов за задания.

Оцените свою работу.

Обязательно узнать результаты игры:

Учитель: Завершился наш полет. Цель, поставленная перед вами, достигнута. Вы убедились, что космонавтика движет вперед фундаментальные науки. Космос - идея сильных духом людей. Он рядом. Прошлое и будущее -как на ладони. Я верю, что и некоторые из вас впишут свою страницу в историю космонавтики.

8 ошибок при выборе электрочайника

Неужели выбрать чайник — такая уж серьезная задача, это же просто чайник! А вы попробуйте разберитесь в сотнях моделей — разные колбы, объемы, функции, цены от 300 рублей до 30 тысяч. Мы точно уверены — тот самый, идеальный, самый лучший чайник точно существует. Если, конечно, не делать вот этого.

Не обращать внимания на объем

Давайте будем честными: больше — не всегда значит лучше. Если вы живете одни, то едва ли имеет смысл брать увесистый и громоздкий чайник на 2,5 литра. Ему нужно больше места, его неудобно держать играючи одной рукой, да и вы вряд ли будете заполнять его больше, чем на половину. Вы можете возразить, что любите кипяток в постоянном доступе, но в этом случае лучше взять термопот — он хотя бы будет постоянно держать воду нагретой.


С другой стороны, покупка миниатюрного чайника на 1-1,5 литра для большой семьи — тоже плохая идея. Хватит на три кружки чая — а для добавки нужно уже заливать и греть повторно.

Объем чайника — первый и самый важный момент, на который нужно обращать внимание, и задаться вопросом: насколько часто и много вы пьете горячее.

Не заморачиваться выбором материала

Чайники бывают стеклянные, металлические, пластиковые и даже керамические. Строго говоря, вода нагреется в любой колбе — это же чайник. Но разница в материалах есть.

Если вы не отличаетесь особым изяществом или у вас по кухонному столу иногда бродит кот — стеклянная хрупкая колба точно не ваш вариант. Но зато стекло — отличный выбор отъявленных аккуратистов. Сквозь прозрачные стенки можно своевременно заметить загрязнения нагревательного диска.

Пластик — легкий, практически не добавляет лишнего веса чайнику. Для больших моделей легкий корпус может стать особенным плюсом. Как правило, пластик неплохо выдерживает падения с высоты, но, все-таки, он куда более хрупкий, чем металл. Со временем пластиковый корпус может блекнуть, стираться и желтеть и с этим практически ничего не сделаешь. Чистить пластик тоже немного сложнее, чем стекло.

Металл — идеален для тех самых семей с кошками. Не разобьется, не поцарапается, прослужит долго. Но металл сильно греется, поэтому если вы не хотите обжечь кошку, ребенка или себя — выбирайте чайник с двойными стенками. А еще у металлических чайников, соответственно, глухой и непрозрачный корпус со скромной мерной шкалой. Издали заметить количество воды в чайнике будет непросто.

Наконец, керамика. Не самый популярный материал для электрочайников. Оно и понятно — керамика невероятно тяжелая и при этом хрупкая. Зато тепло сохраняет просто отлично! Маниакально экономите электричество, любите чаевничать подолгу, но не хотите кипятить по два раза — ваш выбор.

В разговоре про материал колбы стоит упомянуть еще и вопрос интерьера. В ультрасовременные hi-tech кухни великолепно впишутся суровые стальные чайники. А вот в атмосфере кантри они могут смотреться неуместно в отличие от романтичных керамических или стеклянных моделей.

Не смотреть на длину шнура

Если у вас вся кухня в розетках, и для чайника есть свое собственное, выделенное место — классно, листайте к следующему разделу. Но, обычно дело обстоит не так прекрасно, и до розеток еще нужно дотянуться. Чайники не могут похвастаться особенно длинными проводами. Но обратите внимание, что у отдельных моделей шнур может быть меньше 70 сантиметров, и его может вам не хватить. Лучше заранее измерить расстояние от предполагаемого места обитания чайника до ближайшей розетки. И выбирать модель с запасом — шнур не должен находиться в натяжении, так как это создает риск опрокинуть чайник с кипятком от одного неловкого движения.

Выбрать чайник с Wi-fi

Не заметить полезные опции

Если для одних чайник — просто способ быстрой добычи кипятка, то у других дома 30 сортов чая и каждый из них требует своей температуры заваривания. Чайники уже давно переросли топорную конструкцию из одной кнопки, и кроме вайфая обзавелись другими функциями, которые могут быть действительно нужными вам.

Например, тот же регулятор температуры нагрева. Прежде всего, он полезен чайным эстетам, позволяя создать идеальные условия для приготовления разных сортов чая. Но, кроме того, эта функция очень пригодится родителям новорожденных детей! Вода для молочных семей и каш должна быть строго конкретной температуры. И, если раньше, ее определяли буквально наощупь и приходилось стоять над нагревающейся водой и ловить нужный момент, то теперь можно просто выбрать режим 30-40 °C и не страдать.


Поддержка температуры — эта функция, как правило, идет вместе с регулятором. И, раз уж мы заговорили о премудростях родительства, то и это здесь становится незаменимой фишкой. Во сколько бы ни проснулся ребенок, у вас уже будет готовая подогретая вода — хоть на рассвете, хоть в три часа ночи. Поддержка температуры пригодится также тем, кто любит пить чай кружка за кружкой или собирать друзей на чайные посиделки. Чайник с поддержкой температуры — это как маленький термопот, когда у вас всегда в доступе вода нужной температуры.

Отложенный старт — почти так же крут, как дистанционное подключение, только и смартфон не нужен. Запрограммировали с вечера таймер включения, а утром уже все готово.

Подсветка — для одних излишество, для других — микро-ночник и веселое RGB. Опция почти бесполезная, но эффектная.


Заварник — настоящие мастера чая, которые готовят пуэр десятисекундными проливами, только фыркнут на заварочный блок прямо внутри чайника. Но, вообще-то, вы только представьте: полтора литра готового чая — не это ли мечта компанейских хозяев? Не надо сыпать заварку по кружкам, отмерять ее или постоянно доливать в маленький заварочный чайник. Есть заварники и наружные, тогда можно отдельно кипяток сделать, отдельно чай заварить.

Взять чересчур простой чайник

Бывают ситуации, когда чайник нужен самый простой, самый дешевый и прямо сейчас. И тут, кажется, не может быть никаких подвохов, но на самом деле все ровно наоборот.

У электрочайников есть такие опции, которые в большинстве своем считаются практически общепринятым стандартом, и вы можете ждать их как само собой разумеющееся. Но в самых дешевых чайниках их может как раз не оказаться. Например, вместо скрытого нагревательного элемента в виде диска вы можете ухватить чайник с открытым тэном. Греть, конечно, будет, но ухаживать за таким чайником — сплошная морока. Или же контактная платформа окажется неповоротной. Это значит, что вы не сможете поставить чайник как угодно — придется искать нужное положение.

В бюджетной модели может не оказаться защиты от включения при пустой колбе — опция, которая спасет вас от пожара по невнимательности. Даже автоотключения или мерной шкалы на корпусе может не быть. Так что в поисках бюджетного чайника тоже стоит проявить внимательность, иначе покупка не только разочарует, но и может стать источником опасности по незнанию.

Не проверить крышку

Тут все просто — крышка должна закрываться достаточно плотно, чтобы вода не протекала мимо носика во время налива в чашку, и открываться достаточно широко, чтобы не мешать наполнять колбу. И, если вы думаете, что все чайники одинаково удобны, то вот и нет. У одних моделей крышки могут открываться на уверенные 90 градусов, а других — только наполовину. Есть и такие чайники, в которых крышка вообще снимается целиком.

Проигнорировать двойные стенки

Двойные стенки — это хорошо при любых сценариях. Во-первых, в них вода остывает намного медленнее. Во-вторых, чайник кипит немного тише. И, в-третьих, внешний корпус чайника практически не нагревается. Помним про детей, кошку и металлический чайник? Для стальных моделей двойные стенки — крайне желательная опция. Для всех остальных — по вашему вкусу, но лишним точно не будет.

Читайте также: