Tda1085c схема управления двигателем от стиральной машины

Обновлено: 27.04.2024

Доброго времени суток!
Помогите пожалуйста со схемой. Хочу собрать станок деревообрабатывающий. Имеется коллекторный двигатель постоянного тока однофазный, 5квт. х 5000об./мин. Советского производства для оборонки. Раньше я его подключал просто через диодный мост но, больно много берет при запуске (пробки вышибает влет). Вот хочу найти схему или драйвера или ШИМрегулятора для того чтобы можно было осуществлять плавный запуск и регулировать обороты. Может куда носом ткнете. Заранее благодарю!

если Ваш вопрос по прежнему актуален, то, мне кажется, я могу Вам помочь с плавным пуском и регулировкой оборотов.
Делал такой регулятор несколько лет назад, хорошо работает и с пылесосом, и со старой советской дрелью и с болгаркой.
Заменив симистор на более мощный, добавить обдув и Ваш станочек так же станет "управляемым и ручным".

P.S.
Извиняюсь, недосмотрел - у Вас двигатель то постоянного тока, значит мое решение Вам не подойдет.


Для этого нужно внести символическую суму
Есть микросхема TDA1085, берешь её и делаешь на ней любой регулятор оборотов , плавный пуск так же есть.

В архиве файлы в DipTrace, схема для двигателя переменного напряжения с таходатчиком , свободно сделать можно и для двигателя постоянного напряжения.


так я так и догадывался, ведь у него есть схемы на все случаи жизни. Но, нужно так нужно, внесем символическую суму и посмотрим на это, может у его еще и есть схема машины времени, схема вибромаструбатора на микроконтрелере с аварийным автономным питанием на 2 дня.
nickolay130978, а твоя схемка интересная, нужно будет посмотреть подробнее даташит на микру

Перестаньте ёрничать о "символической сумме".

Вот схема и статья, о которой я говорил. Просто вчера не смог ее найти.
Повторюсь - я ошибся, не внимательно прочитал топик Автора темы.
Эта схема не для постоянного тока двигателя, а для переменного, мною собрана дважды и используется в быту.

Валент, Не нервничай ,спасибо что нашёл схемку,однажды тоже видел её,,наверное думали что собрано на пиках и прочих программнозависимых модных весчах


Параллельно включенные R6 и R11 это токовый датчик, при работе эти резисторы не нагреваются совсем. Ощутимый нагрев есть у резистора R18, его мощность должна быть не менее пяти ватт.

Гугли, Керг, гугли. В даташите Тахер на постоянных магнитах,восьмиполюсный. т.е. постоянного тока

На приводах я собак наелся и до сих пор дожевываю. )

Типовая схема она цифровая ведь :) Но можно включить и без цифрового датчика

Хотя так не делают уже

Это ВСЕГО НА ВСЕГО ЛИШЬ типовая схема. В данной конк ретно модели стиралки, она отличается от типовой.
К сожалению.
Потому что я очень старался найти именно свою схему, к своей плате, по парт-номеру и не нашел.

Аналогично не нужен

Ты видишь на типовой схеме второй диод?А он там есть И кстати, сопротивления эти приходят на 13-ю ногу микрухи
(13: " Выход генератора запускающих импульсов")

На какую ногу идет твой второй диод? > И кстати, сопротивления эти приходят на 13-ю ногу микрухи
> (13: " Выход генератора запускающих импульсов")

13 это выход управления симистором

второй маленький диод D1 3-й снизу в левом ниж.углу Изучайте :-) Схемы нет, повторяю.

D1 на 12 ногу идет конечно. Но Это цифровой вход и ему не нужно его

А так схему снять можно, но крутить в руках нужно с фото тяжко

Даташит рекомендует разве RC Tachogenerator Circuit

Нескажу его видел. И должен сказать коллекторный он или нет. Это будет точкой в нашем диспуте.
Если не обратил внимание, то ему ещё раз разбирать стиралку.)

TDA1085 именно для коллекторного А нога 12 цифровой вход.

Именно считают импульсы

В СССР безусловно больше понимали в электронике > Начало Мртт, потом Мифи

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1003872717.jpg

Но все же кафедры были далеки от практики весьма.
К примеру вторая ФИО зав. кафедрой МИФИ, а первый меня на работу принимал :)

Керг проиграл. Там индукционный бесколлекторный датч ик оборотов. Это старая стиралка. Раньше было так. Сейчас часто ставят коллекторные датчики, с тремя проводами. У меня не такой. У меня обычный индукционный. Он вырабатывает переменный ток.


Коллекторные электродвигатели

Коллекторный двигатель (КД) представляет собой электрическую машину, которая преобразовывает электрическую энергию в механическую и обратно. Классифицируются КД по роду питающего тока, их разделяют на следующие группы:

  • Питание постоянным током. Имеют простую конструкцию, высокий пусковой момент и управляются плавной регулировкой частоты вращения.
  • Универсальные КД можно питать от постоянного и переменного напряжения. Основные достоинства: простота управления, недорогая стоимость и компактность.

КД постоянного тока в зависимости от типа индуктора могут быть на постоянных магнитах или дополнительных катушках возбуждения. Постоянные магниты создают необходимый магнитный поток, способствующий образованию вращающего момента. Двигатели, где применяются катушки возбуждения, различаются по типу обмоток.

Двигатели универсальные состоят из следующих элементов:



  1. Коллектора.
  2. Щеткодержателей для фиксации щёток.
  3. Щёток (графитовых или медно-графитовых), служащих для электрического контакта между статорными обмотками и обмотками якоря.
  4. Статорного сердечника, как правило, состоящего из электротехнической стали.
  5. Обмотки статора.
  6. Вала якоря.

Такого типа КД могут быть с параллельным и последовательным возбуждением.

Универсальные двигатели могут работать также и от переменного напряжения, когда при смене полярности в обмотках возбуждения возникает наводящий ток необходимого направления для реверсирования вращения якоря (аверс/реверс). Для регулировки скорости вращения вала электродвигателя, используются различные электрические схемы регуляторов оборотов коллекторных двигателей.

Регуляторы оборотов для КД

Существует несколько типов управляющих схем для регулировки оборотов коллекторных двигателей. Для маломощных устройств с напряжением питания 12 В (вольт) можно использовать реостат или простейшую схему, собранную на транзисторе, за основу которой можно взять любой компенсационный стабилизатор постоянного тока с регулировкой напряжения.

Для плавной регулировки оборотов якоря более мощного КД необходим тиристорный регулятор напряжения постоянного тока. Для протекания тока через тиристор необходимо на его управляющий электрод подать кратковременный импульс. В зависимости от частоты поданных импульсов создаётся порог открывания тиристора, что изменяет величину напряжения на выходе регулятора оборотов. Частоту импульсов можно изменять, включив в схему регулятора генераторный транзистор, например, КТ117, или собрать схему управления на таймере 555 (КР1006ВИ1 отечественного производства).

Такой регулятор постоянного тока можно использовать только с КД постоянного напряжения. Используя тиристоры в высокоиндуктивной нагрузке, так как они могут не до конца закрыться, чревато для выхода из строя регулятора.



Регулировку рекомендуется производить с помощью регулятора оборотов коллекторного двигателя с обратной связью, который задаёт скорость вращения с помощью формирователя опорного напряжения в схеме. В момент нагрузки скорость вращения снижается, а вместе с ней вращающий момент.

За счёт уменьшения противо-ЭДС между управляющим электродом и катодом тиристора возникшей в двигателе пропорционально увеличится напряжение управления на тиристоре. Увеличение величины напряжения, с малым фазовым углом, открывается тиристор и подаёт на двигатель максимальный ток.

Тиристор подбирается таким образом, чтобы пусковой ток КД не превышал его максимально допустимые параметры. Регулировку можно производить только на КД состоящих из щёточного узла.

Тиристорный регулятор по схематическим соображениям не может регулировать обороты асинхронных электродвигателей.

Особенности бесколлекторного двигателя



С виду бесколлекторный двигатель схож с КД, но по конструктивным особенностям имеется различие из-за отсутствия коллектора и щёток. В бесколлекторном двигателе постоянные магниты расположены вокруг вала, так называемого ротора, а обмотки находятся непосредственно на статоре вокруг ротора и имеют определённое количество пар полюсов, от которых зависит скорость мотора. Некоторые бесколлекторные моторы оснащаются сенсорными датчиками, предназначенными для слежения за положением ротора, и управляются электронными регуляторами скорости, собранными на контроллере.

Основными достоинствами бесколлекторных моторов являются отсутствие искрения щёток, создающих помехи, и отсутствие постоянного трения, повышающего температуру внутри двигателя. Отсутствие изнашивающихся частей — коллектора и щёток — увеличивает срок эксплуатации таких моторов, не считая замены подшипников. К недостаткам можно отнести лишь высокую стоимость изделия.

Особой популярностью пользуются однофазные асинхронные двигатели переменного тока, которые используют в различных станках на производстве, а также в бытовых электроприборах, где необходимо использовать разные скорости вращения. Для этих целей используется симисторный регулятор мощности для электродвигателя.

Регулятор оборотов асинхронного двигателя своими руками можно сделать на ШИМ-контроллере tda1085, который управляет симистором. Контроллер можно использовать для управления стиральной машиной совместно с таходатчиком, который считывает импульсы от тахогенератора. Регулирование оборотов осуществляется без потери мощности и независимо от нагрузки.

Имеется в наличии вот такой двигатель от стиральной машины.



  • Плавное включение.
  • Тахометр на 4х значном LED индикаторе
  • Регулировка оборотов производится переменным резистором.
  • Управление кнопками Кн1 , Кн2 "СТАРТ - СТОП"
  • Заданная мощность работы двигателя, при изменении нагрузки на двигатель, компенсируется через обратную связь , от встроенного таходатчика.
  • Возможность установить расчетное количество оборотов , для показаний тахометра.
    ( зависит от соотношения редукции шкивов )

с - скорость выхода на установленное задание оборотов
n - для показаний тахометра на дисплее, расчетный коэффициент деления.
A - выбор варианта при включении схемы, пуск двигателя автоматический или отложенный.
Есть возможность,симуляции программы в протеусе


FUSE - установлены под внешний кварц



В архиве прошивка, fuse, proteus, и вариант печатной платы в архиве.

Вложенный файл:

Делал регулятор для подобного движка на ИМС TDA1085. Естественно, без индикации
Довольно простая и живучая схема.

Тоже два раза собирал на TDA1085 к такому движку.Счас опять знакомый просит плату управления.Ета идея привлекла наличием на борту показометра оборотов.Да и по цене мега 8 почти втрое дешевле TDA1085.Если проект будет продвигаться то готов собрать и тестировать.Правда мотора пока нет на руках но до того времени думаю уже будет.

двигатель не просто так подключен, LC тут вопросов нет, но там же задействован и диодный мост.
Почему то используют выпрямленное напряжение, по схеме сразу не понять как оно там подключено, все нагромаждено там, но нужно над этим вопросом еще подумать, может и себе нужно запитать через диодный мост.



Думаю питание постоянкой или переменкой будет тока зависить от примененного двигла.Вот когда то собрал подборку по ТДАшке
yadi.sk/d/eqgnRBLG3CosUd
.
Да ,приходилось подстраиваться под каждый новый движок,для етого не жалел подстроечников что б пользователь не сидел над головой а сам себе накручивал под свой движок.

В сети встречал скан книги "Ремонт СМА". Там достаточно просто и точно описаны работа и подключение коллекторных двигателей от стиралок. Если найду у себя - выложу.

Мысль немного не в тему, но. Было бы неплохо наподобие этой темы сделать тему про частотник для трёхфазного двигателя от однофазной сети. Достаточно интересно и востребовано. Тем более, что специализированная ИМС MC3PHAC уже в дефиците. Я бы с удовольствием поучаствовал в реализации и отладке.

Одно дело запустить, другое работать 8 часов в сутки, это слишком упрощенная схема, естественно рабочая, только это еще не все что она рабочая, уже есть опыт что к таким схемам нужно делать нормальную обвязку, иначе светодиодные светильники не только у вас начнут гореть без конца , но и у соседей..
куко пишет:

Спасибо, но по ссылке ничего нельзя посмотреть.


Вот кстати как я написал выше, при сборке по упрощенной схеме, придется подстраивать режимы под каждую местную энерго компанию.

rossich пишет:

Было бы неплохо наподобие этой темы сделать тему про частотник для трёхфазного двигателя от однофазной сети.

Вложение дс1.PNG не найдено


Это уже ближе к схеме производителя, но все равно чуточку не так.
Думаю в этом диодном мосте все же смысл какой то есть.

Спасибо, но по ссылке ничего нельзя посмотреть.

.[/quote]
Поправил ссылку.Схему включения движка от стиралки привел лиш потому как покупал б\у движки и надо было как то проверить на шум,работоспособность.По поводу светодиодных ламп не знаю,люди пользуються в столярных мастерских,а там я точно светодиодных ламп не видел.

Чуть сократил рисунок схемы, стало более менее понятно, как оно подключено в стиральной машинке.



В рисунке силовой части схемы много не выдумывал, просто скопировал существующую схемотехнику, там где был подключен данный двигатель.
На фото сетевой фильтр, и часть силовой платы от стиралки, которые использовались при составлении схемы.




Сделал осциллограмму , работы формирователя импульсов тахометра, показания сняты при 10000 об/мин. якоря мотора.
Желтый луч - на входе тахометра.
Синий луч выход тахометра на порт МК.



Нумерация в разъеме подключения двигателя

Oto
Подскажите по возможности,что собой представляет дроссель в оригинале на 0,36 млГн на аноде тирика?Материал, размеры и толщина провода.




два одинаковых дросселя, намотано проводом 1.0 мм, 1 слой виток к витку , второй слой добавлено с десяток витков , можно сказать навалом ( через витки видно, что кольцо окрашено в желтый цвет, никаких дополнительных цветных полосок не просматривается ),
индуктивность измерял транзистортестером , показало примерно 360 мкГн 0.3 Ома.

Айнцвайдрайченко
Понятно что без сердешный получиться громадный.Тут скорее всего что он мотан на распыленке,может быть и 26 матерниал или 52.Но на 26-ом в один слой и еще пару витков трудно получить 360 мкГн.(сердечник жолтый с белой полосой).А вот 52-й зеленый з синей полосой может дать такую индуктивность

Схему собрал ,
на видео первые испытания, основная цель которого
убедиться в правильности сборки задуманной схемы.

Мои поздравления В последней ревизии вашей схемы ничего не поменялось?



в которой у меня детали силовой части, как и сама часть силовой схемы , позаимствована с донора -стиральной машины "SAMSUNG".
И если бы "SAMSUNG" не укомплектовал мою схему деталями,
возможно я бы просто собрал по такой схеме


оно бы тоже работало.
В том что оно будет работать я не сомневаюсь, но предполагаю что качество работы схемы №1 будет лучше.
Так что нет проблем, в каком варианте делать, выбор делайте сами.

Не имею опыта использования схемы с TDA1085 , а сейчас нужно сделать оценочное сравнение как там со стабильностью на TDA1085 и сравнить с этой схемой.
Можно описание на словах, идеальный вариант, был бы видео, с поведением управляющего импульса на симистор.

В данный момент собранной платки на TDA1085 нет,что б провести опыты.Есть в инете видео по ее использованию с мотором от стиралки.Там акцентируеться в основном внимание на поддержание мощности на валу при регулировке оборотов и ето думаю главное.Oto проясните немного об двух кнопках присутствующих на схеме.Ето к тому что если соберу ,то что б знать от чего отталкиваемся при первом включении и настройке.

Есть в инете видео по ее использованию с мотором от стиралки.Там акцентируеться в основном внимание на поддержание мощности на валу при регулировке оборотов и ето думаю главное.

Поддержание мощности это главное везде, но те видео которые я находил, не имеют никакой технической пользы, там ни кто не занимался изучением вопроса насколько стабильно поддержание мощности.
±1 об/мин? ±30 об/мин? ±1000 об/мин?

Поскольку пока проект в стадии разработки, я бы предложил внести изменения в схему (и, соответственно, в алгоритм). Две кнопки уже есть. Вместо резистора добавить третью. Или все это вместе заменить на энкодер. Тогда уже можно будет создать меню, сделать более удобным управление и настройки.

Для общего представления работы программы, снял небольшое видео
с несколькими режимами работы схемы управления.

Спасибо Soir за очередной шедевр, управление прекрасное.
Программа настолько хороша, что если добавить в программу еще одно лишь предложение
Wash+Rinse+Spin>Prewash+Wash+Spin>Spin>Rinse(1 time )+Spin>Rinse(2 times )+Spin>Rinse(3 times )+Spin
Получилась бы, опять стиральная машина :) .

Мотор и вся комплектуха на руках,но заметил что последний вариант,так сказать боевой с индикаторами с общим Анодом.Когда заказывал, то если не изменяет память изначально в схеме на МК стоял джампер на вид примененного индикатора.
Soir
Есть ли у вас возможность и время сделать прошивку для индикатора с общим катодом?

Oto
Смотрю вашу выложенную печатку сверяя со схемой с первого поста.Хотел спросить о части схемы синхронизации з сетью.Вариант первоначальный где сигнал брался после низковольтного транса не прошол и пришлось сделать от сети напрямую,или вами был применен импульсный блок питания и ето стало следствием изменения схемы?

Архив в первом посту обновил , там есть две прошивки для ОА и ОК.

В том посте, где Soir писал что схему стоит модернизировать, это относилось только к кнопкам, и обговаривался вариант с энкодером , и схему предварительно нарисовали, но самой программой пока никто не занимался, у меня например все планы на схему с резистором, а с энкодером это можно попробовать чисто из спортивного интереса, но просто интерес, это не совсем то чтобы заняться воплощением этой схемы в жизнь.


Попросили меня собрать регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины на микросхеме TDA1085. Регулятор исправно заработал, но при сборке кое что мне не понравилось в плате и схеме. Почитав про эту микросхему я скорректировал электрическую схему и разработал свою печатную плату.

Схема регулятора оборотов получилась вот такая.


Для устройства разработа двухсторонняя печатная плата. Некоторые резисторы и конденсаторы использованы в исполнении для поверхностного монтажа. В отличии от распространенных в интернете схеме и плате, в моей по возможности разнесены высоковольтные и низковольтные цепи, "земля" разведена в соответствии с рекомендациями документов на микросхему. Вот так выглядит готовая плата изготовленная на заводе.


Один из вариантов собранной платы регулятора.


Расположение и номиналы деталей на верхней стороне платы.


Расположение и номиналы деталей на нижней стороне платы.


Видео работы регулятора.

Motor Control Circuits

Схемы регуляторов на TDA1085C


Принципиальная схема 2 вариант ( полный ):


А пока заказаны заводские печатные платы, жду их изготовления — потом продолжу. Многие спрашивают где я заказываю печатные платы. Отвечаю. Печатные платы изготовлены в Китае . Если будет время, в блоге более подробно расскажу как заказывать изготовление плат.

54 комментария:


Добрый вечер.
Когда Вы отредактируете схемы, ошибки номиналов?
На схеме нет ни одного значения напряжения конденсаторов.
Что такое "Accelerate" и "Current Limit"?
Мощность резисторов не подписана.

Эти схемы — не догма , а руководство к действию. Если вы видите ошибки — это уже хорошо.
Не надо искать готовых решений.


Доброе утро.
Благодарю, буду иметь в виду.
Удачи.

Доброго времени суток. Вы можете поделиться файлом печатной платы в личку для полной схемы ?

Давайте вашу почту


С уважением, Евгений.

Я думаю что нет. Её разрабатывали специально для двигателей которые работают от 220 вольт. А для 30-вольтового двигателя постоянного тока подойдёт простой ШИМ на какой-нибудь NE555


Спасибо, мне надо с поддержанием мощности на валу даже на малых оборотах.

Если с поддержанием мощности, то можно сделать на контроллере, ведь там есть таходатчик. Например, использовать Ардуино — там 6 выходов ШИМ, обратную связь завести от таходатчика и на аналоговый вход подключить задающий резистор, который будет определять частоту оборотов. Где-то так.

Вопрос как к специалисту-инженеру.А реально запустить мотор на стандартной плате со стиральной машины?Там же тоже стоит регулятор оборотов.Скажем включить мотор на отжим.Там как минимум две скорости.А на моей так вобще многоуровневая регулировка от 400 до 1200 оборотов.Плата REMCO-5037.

Думаю, что можно, но это надо разбираться с конкретной схемой.

Искал схему включения этой микросхемы и наткнулся на этот форум.Она стоит на старой машине Indesit 879W, в отдельной платке управления двигателем bitron mcv 124. Кстати обсуждение этой темы подсказало готовое решение как использовать двигатель от стиралки с возможностью менять на нем обороты (на новых стиралках все программно)

Доброго времени суток. Купить возможно?

Здравствуйте. В обвязке микросхемы, использовать смд резисторы можно?

Конечно можно. Только чтобы соответствовали мощности

Здравствуйте! Спасибо за возможность сделать самому!

I. А подскажите пожалуйста, можно ли подобное повторить на Arduino.
Т.е.:
1. Источник питания для Ардуино;
2. Arduino;
3. Схема для детекции нуля(как-то там с галванической развязкой);
4. Сам BTA, которым Арудино и будет управлять.

Ну и таходатчик завести на Ардуино.

Да, конечно можно, вы правильно рассуждаете.

Спасибо за положительную обратную связь)

Только с таходатчиком пока не совсем разобрался
Я тестером смотрел уровень напряжения на 12 входе микросхемы TDA. Там, вроде как, были постоянные сколько-то Вольт в зависимости от оборотов.
Т.е. сам таходатчик генерирует, вроде как, переменное напряжение. А на 12 входе получаем постоянное.
Плюс, получается какой-то фильтр нижних частот, если смотреть R-C цепь (с диодом пока не разобрался).

Не могли бы пояснить данный кусок? Я, наверное, себя уже порядком запутал)

Хороший вопрос. Подробнее можно почитать в pdf-файле на TDA1085 — у меня в блоге есть — там несколько абзацев этому посвящены, только перевести надо с английского.
А вообще у TDA1085 есть два входа для обратной связи по скорости —
1. пин 4 — это аналоговый вход
2. пин 12 — это цифровой вход, который чаще всего используется.

Мы используем цифровой вход, для него важна не амплитуда , а частота приходящих импульсов от таходатчика ( возможно это упрощённое объяснение) В схеме от разработчиков диода по 12 входу нет, но с ним работает лучше — возможно просто лучше формирует входной сигнал.

Спасибо большое за ответ!

Если да, то надо, наверное, каким-то образом сделать, чтобы максимальная амплитуда сигнала была 5В, чтобы у Atmega’e ничего не выгорело внутри?

Ардуино будет измерять частоту без проблем, а подать сигнал таходатчика можно разными методами — например использовать оптрон PC817, тогда и развязка гальваническая будет. Естественно надо исходить из того — что сигнал таходатчика — это синусоида , у которой изменяется и амплитуда и частота. Амплитуда изменяется от 0 вольт до 40 вольт примерно.


Прекрасный для самоделок мотор от стиральной машины имеет слишком высокие обороты, и малый ресурс на максимальных оборотах. Поэтому я применяю простой самодельный регулятор оборотов (без потери мощности). Схема опробована и показала прекрасный результат. Обороты регулируются примерно от 600 до max.

Потенциометр электрически изолирован от сети, что повышает безопасность пользования регулятором.

Симистор необходимо поставить на радиатор.

Оптопара (2 шт) практически любая, но EL814 имеет внутри 2 встречных светодиода, и просится в эту схему.

Высоковольтный транзистор можно поставить, например, IRF740 (от БП компьютера), но жалко такой мощный транзистор ставить в слаботочную цепь. Хорошо работают транзисторы 1N60, 13003, КТ940.

Вместо моста КЦ407 вполне подойдет мост из 1N4007, или любой на >300V, и ток >100mA.

Регулировка от 600 оборотов подходит для большинства самоделок, но для особых случаев предлагается схема с германиевым транзистором. Минимальные обороты удалось снизить до 200.


Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет), транзистор Т3 поставил ГТ309, он прямой проводимости,и их много. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15, то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37 (смотри форум).

Плавный пуск прекрасно работает, Правда на валу мотора пусто, но от нагрузки на валу при пуске, подберу R5 при необходимости.

R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;; R6 = 18 Ом — 51 Ом — в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;; R4 = 3к — 10к — защита Т3;; RР1 = 2к-10к — регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна. Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать. Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать V17 (от 600 об/мин).

С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;; R5 = заряд С2, = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;; R7 — время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к это примерно 2-3 сек)

Читайте также: