Что можно смотреть детям по телевизору

Обновлено: 16.05.2024

Цель: дать родителям рекомендации о том, как правильно научить детей смотреть телевизор.

Задачи: познакомить родителей с правилами просмотра детьми телепередач; развивать ответственность родителей за организацию досуга детей.

Почему же величайшее изобретение человечества так печально сегодня влияет на семейное общение, на воспитание детей?

Ведь через телевизионный экран мы можем приобщиться к истории, науке, искусству, социальным проблемам сегодняшнего дня. Всё это мы можем.

К сожалению, безгранично богатые возможности телевидения используются достаточно примитивно. Почему? Беда в том, что чаще всего мы не отдаём себе отчёта, зачем включаем телевизор, что именно хотим от него получить. Просто, придя домой, освободившись от домашних дел или заодно с ними, привычно нажимаем кнопку и смотрим. Всё, что нам показывают.

Такая всеядность не только не формирует новые потребности, но часто сужает круг тех, что имелись. Пассивное отношение к телевизионным передачам быстро усваивают от нас дети. Если взрослый, просиживая вечера у телевизора, отдыхает, отвлекаясь от своих забот, то дети, наоборот, устают, не ложатся вовремя спать, перегружают нервную систему.

Нередко телевизор становится причиной конфликта между родителями и детьми.

С какого возраста можно смотреть телевизор детям? Можно ли детям смотреть телевизор вообще?

Эксперты не советуют сажать ребенка в возрасте менее 3-х лет за телевизор. Влияние телевизора на детей в возрасте до 3 лет ущербно и вредно для детей. С 3 по 4 годы телевизор может осторожно вводиться в жизнь ребенка. Передачи должны подходить под возраст малыша, а последовательность изображений в передаче должна быть медленной, так чтобы дети все могли понять.

Многие дети смотрят телевизорчасами с молниеносно мелькающими картинками на экране: мультики, сказки, передачи – и все это под конец дня

оседает в еще неокрепшем подсознании ребенка. Зачастую ребенок в момент просмотра мультфильма не всегда понимает, о чем идет речь – не успевает переработать информацию из-за быстроты кадров, но эти самые кадры оседают в его голове и потом всплывают в подсознании ребенка абсолютно без надобности. Это все мешает потоку нужной информации влиться в голову ребенка. Под нужной информацией имеется в виду всевозможные жизненные знания (отношение к родителям, общение со сверстниками, простые умения ребенка его возраста).

Наносит ли телевидение вред ребенку?

Нет, если оно вводится в жизнь с умом! НО! Телевидение наносит вред ребенку, если содержание фильмов и программ не соответствует возрасту ребенка, а так же если ежедневное время просмотра телевизионных программ слишком большое.

Как это вредит развитию ребенка:

- приобретение неправильных жизненных ценностей,

- неумение общаться со сверстниками,

- подражание отрицательным персонажам,

- социальная неразвитость. Ко всему этому, дефицит контакта со сверстниками из-за частого и долгого просмотра телевизора может стать причиной социальной неразвитости - ребенку попросту будет трудно общаться с людьми.

Все эти факторы тормозят развитие ребенка как личности. Вред телевидения заключается здесь в неконтролируемом его использовании. Однако, телевидение может стать полезным для ребенка, если вводить его с умом в жизнь ребенка.

Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись,соблюдайте следующие правила:

- Откажитесь от привычки сажать ребенка у телевизора, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместо этого подыщите ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или музыке, развивайте интерес к книге. Чтение вместе с близкими взрослыми ещёи способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

- Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

! Многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог.

- Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

- Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение – не средство для полноценного развития ребёнка.

- Расстояние при просмотре телевизора должно быть не менее двух метров.

- Ребёнку дошкольного возраста желательно смотреть телевизор в день всего два часа.

- Запрещайте малышу смотреть взрослые фильмы, а особенно ужастики, так как это очень плохо влияет на психику ребёнка.

- Запрещайте принимать пищу ребёнку перед телевизором, это плохо влияет на усвоение пищи.

- Не разрешайте без конца переключать программы пультом.

- Включайте телевизор дома только тогда, когда вы хотите посмотреть свою любимую телепередачу.

- Детям дошкольного возраста педагоги рекомендуют обучающие программы и фильмы, которые их не измучают морально (спокойные познавательные передачи, например). Помните, вы должны сопровождать ребенка при его первом просмотре телевизора или фильма, чтобы он мог рассказать о своих впечатлениях, расспросить вас о том, что происходит на экране. Находясь рядом, вы помогаете ему переработать полученную информацию.

Телевидение для дошкольников:

- короткие видео (летающие самолеты, мчащиеся поезда, пароходы, танцы)

- короткие добрые мультики (о дружбе, взаимопомощи, поддержке и

о простых жизненных ситуациях).

Как выбрать для ребенка подходящие программы и мультфильмы?

На этот вопрос довольно сложно ответить кратко. Во-первых, вы должны ориентироваться на собственные ощущения при выборе программы

(мультфильма).

Для этого ответьте себе на вопросы:

- чему научит эта программа или этот мультфильм ребенка?

- есть ли в ней элементы агрессии, зла, явного злорадства и других неприемлемых качеств? Кто выступает носителем этих качеств? Если этими качествами обладает главный герой (на которого дети зачастую хотят быть похожими, то не стоит просматривать такие мультфильмы (передачи). Если этими качествами обладает отрицательный персонаж и с этими качествами главный герой не сопоставлен, а более того, он с ними борется, то можете посмотреть вместе с ребенком такой мультфильм (передачу).

- какой скрытый смысл несет в себе передача или мультфильм?

Не стоит чересчур копаться в психологии автора мультфильма и искать самый потаенный смысл.Будет достаточно провести краткий анализ мультфильма: его идея, суть, цель, средства и методы достижения цели, итог. Если вас все устраивает, пусть Ваш ребенок смотрит такой мультфильм.

С точки зрения исследований, ученые пришли к выводу, что телевизор нарушает развитие Нервной системы ребенка: дети стали хуже мыслить, возрастают речевые проблемы (и это для нас не секрет), снижается время активного (произвольного, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект) внимания ребенка.

Экран передает нам двухмерное изображение и сужает поле восприятия. Для корректного созревания зрительной системы необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных объектов. Для чего ребенку стоит предлагать стимулы в виде ярких игрушек различной формы — погремушки, пирамидки и пр. Много гулять и целенаправленно изучать мир путем наблюдения и взаимодействия с ним — рассматривать цветы, листья, насекомых, животных.

Дети, которые много смотрели телевизор в раннем возрасте имеют трудности при обучении чтению. При чтении необходимо, чтобы глаза постоянно двигались слева-направо по строке. ТВ уменьшает объём произвольных движений глаз, как следствие глаза быстро устают, затрудняют чтение.

Также у ребенка снижается произвольное внимание. Внимание тесно связано с работой зрительной системы. Расширение зрачков и прослеживание взором — это функция части мозга под названием РАС — ретикулярная активизирующая система. Она определяет на чем нужно сфокусировать внимание. Это возможность концентрироваться и фокусироваться. Чтобы обработать новый стимул коре требуется от 5 до 10 секунд. Сейчас частота смены кадров в мультфильмах варьируется от 4 до 6 секунд, в рекламе 2-3 секунды. Просмотр передач и быстрой сменой кадров снижает формирование произвольного внимания.

С точки зрения физического развития человека телевизор и любые гаджеты так же отражаются негативно на развитии. До 3-4 лет основная задача ребенка — это движение. Чем больше двигается ребенок в этом возрасте, тем лучше развивается его мозг. Телевизор фиксирует ребенка в статичном положении, забирает его движение, а, следовательно, и развитие. Просмотр телефона или планшета формирует неправильную осанку у ребенка — спина изогнута дугой, голова наклонена вниз.

Примерное время просмотра телевизора в день:

  • от 0 до 2 лет - 0 минут
  • от 2 до 3 лет — 10 — 15 минут
  • от 3 до 5 лет — 20 — 25 минут
  • от 5 до 9 лет — 30 — 40 минут
  • от 9 до 12 лет — 60 — 90 минут

Что же можно смотреть и что показывать?

Подходите к просмотру телевизора с умом. Выберете какой-нибудь интересный познавательный фильм о природе, о науке. Или мультфильм с качественным содержанием — поучительный, с хорошим добрым сюжетом — про дружбу, любовь и пр. Таких кинолент очень много. Особенно хороши фильмы BBC или National Geographic, российские полнометражные мультфильмы 50-60х по сказкам великих писателей. Сделайте просмотр таких фильмов совместным досугом. Так вы помогаете ребенку воспринимать более сложную информацию, у Вас появляются новый темы для диалогов, Вы становитесь ближе эмоционально.

Чтобы у ребенка не возникало истерик, когда Вы выключаете телевизор, согласуйте время просмотра. Включайте в одно и тоже время, либо ставьте таймер. Правильно выстроенные границы всегда помогут сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

Чтобы не быть голословной, я собрала для вас подборку информации по данной теме.

Содержание

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Возрастные нормы Всемирной организации здравоохранения

  • Младенцы и ранний возраст (0—3 года) — полный запрет просмотра телевизора;
  • Дошкольный возраст (3—7 лет) — до 30 минут в день;
  • Младший школьный возраст (7—10 лет) — 30—50 минут в день;
  • Старшие школьные возраста (11— 18 лет) — 1—3 часа в день.

Выдержка из рекомендаций о просмотре телевизора детьми Американской Академии Педиатрии

  • Просмотр средств массовой информации должен быть запланирован. При планировании необходимо учесть не только количество, но и качество и место использования средств массовой информации. Рассмотрим телевизоры, телефоны, планшеты и компьютеры.Эти правила должны быть записаны и согласованы со всеми членами семьи.
  • В детской не должно быть телевизоров и других средств мультимедиа. Введите запрет на просмотр телевизора и других устройств во время приема пищи и перед сном.
  • Ограничьте развлечения до 1-2 часов в день.
  • Запретите просмотр телевизора детям до 2 лет. В этом возрасте важны игры и общение, которые нельзя заменить просмотром телевизора.
  • Принимайте участие в медиаобразовании ребенка — смотрите телевизор с ребенком и обсуждайте просмотренное.
  • Выбирайте развивающие продукты или те, которые учат хорошему — сопереживанию, терпимости, хорошим примерам навыков межличностного общения.
  • Введите строгий запрет содержимого, которое не соответствует возрасту: секс, наркотики, насилие и т.д.>
  • Если вы не уверены в выборе каналов в вашем доме, проконсультируйтесь с вашим педиатром о том, что ваши дети смотрят, сколько времени они тратят со средствами массовой информации.

И еще важная информация от Американских педиатров — исследования показали, что телевизор включенный фоном влияет на малышей следующим образом:

  • потеря внимания к игре;
  • сокращение игры по времени;
  • периодические взгляды на экран.

В целом большинство исследований подтверждают вред фоновых СМИ мыслительным процессам, запоминанию и пониманию, поэтому американские педиатры не рекомендуют просмотр телевизора взрослыми в присутствии детей.

Можно ли ребенку смотреть телевизор |Мнения специалистов

Публикаций на эту тему множество, большая часть информации в них дублируется поэтому приведу парочку на мой взгляд самых интересных.

Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска — это очень модно, и т.п.). Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! …показать скрытый текст

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Исследования о вреде просмотра телевизора детьми

Тема: Связь между просмотром телепередач в раннем детстве последующей успеваемостью в школе и злоупотреблением вредными привычками (eng) ( это одно из немногих исследований, которое анализирует долгосрочный эффект просмотра телевизора и оно как нельзя более убедительно демонстрирует насколько важно ввести запрет на просмотр телевизора в раннем детстве. )
Дата: Май 2010
Авторы: Linda S. Pagani, PhD;. Канада
Результаты: Изучалось 1314 детей 2-4 лет. Родители сообщали о количестве проводимого времени перед телевизором. Исследование выявило, что высокий уровень потребления телевизора в раннем детстве может привести в будущем к нездоровым привычкам и неуспеваемости в школе. Так каждый лишний час просмотра телевизора увеличивал:

  • снижение уровня коммуникации в школе на 7%;
  • снижение математических способностей на 6%;
  • нападки со стороны сверстников на 10%;
  • вероятность появления избыточного веса на 5%;

Тема: Длительный просмотр телевизора приводит к нарушениям структуры мозга
Дата: Январь 2014
Авторы: Ученые университета Тохоку Япония
Результаты: Исследовалась активность мозга 276 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Исследуемые проводили у телевизора от 0 до 4 часов в день (в среднем 2 часа). Анализ мозговой активности при помощи МРТ выявил, что при увеличении времени проводимого у телевизоров происходит увеличение объема серого вещества во фронтополярной коре. При высоком интеллекте эта зона сильно истончается, соответственно её увеличение соответствует снижению вербального интеллекта!

Тема: Обзор зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет (eng)
Дата: Август 2013
Авторы: Duch H1, Fisher EM, Ensari I, Harrington A. Америка
Причины:
Исследование выполнялось для выявления зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет для составления рекомендаций по их сокращению. Статистические данные на момент исследования показывают, что увеличение экранного времени у детей раннего возраста связано с негативными последствиями для здоровья, в том числе увеличился индекс массы тела (учащаются случаи ожирения), снижается уровень когнитивного (умственной) и речевого развития.
Результаты: Среднего экранного времени отмечается в большей степени у детей:
с большим индексом массы тела;
представителей национальных и этнических меньшинств;
родители, которых подвержены депрессии;
родители, которых злоупотребляют просмотром телевизора;
родители, которых занимаются стимуляцией интеллектуального развития.

  • 12 месяцев — 0,9 часа в день;
  • от 12 до 23 месяцев — 1,6 часа в день;
  • от 24 до 35 месяцев — 2,3 часа в день.

Исследование подтвердило, что дети смотревшие телевизор имели нарушения в графике сна.

Тема: Связь между просмотром телепередач и развитием речи (eng)
Дата: Январь 2005
Авторы: Deborah L. Linebarger Америка
Результаты: В рамках исследования 51 ребенку начиная с 6-ти месячного возраста демонстрировалось различное видео. Также велись журналы наблюдений и статистическая обработка полученных данных. Результаты просмотра различного видео отличались: при просмотре Улицы Сезам уменьшалась выразительность языка, при просмотре Телепузиков уменьшался словарный запас и его выразительность. В то же время просмотр Dora the Explorer, Blue’s Clues, Arthur, Clifford, or Dragon Tales увеличивал словарный запас и выразительность языка.

Тема: Влияние просмотра телевизора на детей раннего возраста
Дата: 1996
Авторы: Селия Вард Англия
Результаты:

Выявлено при активном использовании электронных средств общения (телевизоров и электронных нянь) у 20-ти % исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. В трехлетнем возрасте у таких детей наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). В случае если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.

Главная трудность нашего "общения" с телевизором в том, что мы нередко воспринимаем его как некое одушевленное существо. За экраном течет какая-то своя жизнь, и мы часто используем телевизор для того, чтобы оживить пустую квартиру. Между тем, это всего лишь одна из "вещей века", предмет, не обладающий ни волей, ни властью. Его легко можно переключить или выключить.

С какого возраста можно смотреть телевизор ребенку

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление — самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу, Телевизионная программа — калейдоскоп образов и звуков). Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Дли сравнения: просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснений отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Сколько же времени малыш может проводить у голубого экрана? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку все нормы рассчитаны на среднестатистического ребенка. И все же до года не оставляйте кроху перед экраном более чем на 15 минут в день. От года до трех это время можно увеличить до получаса.

Вторая опасность телевидения заключается и том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается — чем не настоящий друг?

Что делать, чтобы итого не произошло? Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с нами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, Предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику — только не нажимайте заветную кнопку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телепередач можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это не будет сделано с вашей подачи. Кстати, для того чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть "суррогатность" общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: "Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики".

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации "общения" с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.

Можно ли смотреть телевизор грудничку до 6 месяцев?

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным "разделителем", возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И малыши были гораздо более заинтересованы "правильным" мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

Сколько можно смотреть телевизор ребенку до 1.5 лет

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

Просмотр телевизора ребенком до 3 лет: требуются объяснения

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. "Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет". Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний кроха все понимает, только потому, что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

Нормы просмотра телевизора для детей

Телевизор и ребенок от 3 до 6 лет: малыш примеряет роль экранного героя

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно "понарошку" пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Наш совет: ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

Что можно смотреть по телевизору ребенку?

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а "ужастики", фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: "А что это дядя делает с тетей?" При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.

Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: "Он ведь не по-настоящему умер?", уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное — не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием сделайте так, чтобы ребенок при этом не присутствовал.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем, и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Читайте также: