Расположение центрального канала домашнего кинотеатра

Обновлено: 18.05.2024

Из всех компонентов аудиосистемы громкоговорители решают наиболее сложную задачу. Они предназначены для воспроизведения с одинаковым правдоподобием звука и человеческого голоса, и органа, и скрипки и птичий щебет и рев двигателя при старте "Аполлона 13" все это посредством одного и того же электромеханического устройства. Хотя даже самые лучшие громкоговорители не могут убедить нас в том, что мы слушаем "живую" музыку, тем не менее, они поражают своими возможностями. Подумайте только: пара громкоговорителей преобразует два двумерных электрических сигнала в трехмерное "звуковое пространство", развернутое перед слушателем. Инструменты кажутся объектами в этом пространстве; здесь мы слышим скрипку, дальше за ней расположены медные духовые инструменты, а позади всех — ударные. Вокалист появляется как осязаемый отчетливый образ прямо между двух громкоговорителей. Кажется, что передняя часть комнаты прослушивания исчезла, растворившись в музыке. Это так легко: закрыть глаза и перенестись в музыкальное событие.

Вот схема классического домашнего кинотеатра из пять акустических систем.


Громкоговоритель центрального канала.

Громкоговоритель центрального канала- воспроизводит основную часть фонограммы фильма – почти все диалоги, большинство звуковых эффектов и часть музыки. Этот громкоговоритель обеспечивает привязку диалога и звуковых эффектов непосредственно к действию, разворачивающемуся на экране. Наличие центрального канала в системе позволяет передавать движение источника звука слева направо (или наоборот) без провала или разрыва посередине.


Как правило АС центрального канала располагаются над экраном или под ним. При использовании в системе ДК связки проектор-экран лучше размещать громкоговоритель под экраном на специальной подставке. Как правило, громкоговоритель центрального канала располагается прямо напротив слушателя. При использовании в акустической аппаратуре современных звуковых процессоров, расстояние от громкоговорителя центрального канала до слушателя не является слишком важным параметром. Но есть ряд особенностей, которые следует учитывать.

Во-первых, звук, воспроизводимый громкоговорителем центрального канала, должен сосредотачиваться в районе экрана, даже если экран не располагается строго между двумя фронтальными громкоговорителями. Центральный канал - канал диалога, он связывает в единую звуковую картину звучание фронтальных АС и обеспечивает привязку диалогов к происходящему на экране. Зрителю должно казаться, что диалог доносится от говорящих людей, а не из другого места. Конечно, рекомендуется, чтобы телевизионный экран был расположен по центру между двумя главными каналами, но это не всегда возможно.

Большинство громкоговорителей центральных каналов ограничено в плане воспроизведения низких частот. Размещение таких громкоговорителей относительно фронтальной стены не является очень принципиальным. Если громкоговоритель центрального канала все-таки обладает полнодиапазонной АЧХ, рекомендуется устанавливать его на таком же расстоянии от фронтальной стены, что и основные громкоговорители, если это возможно.

Во-вторых, следует избегать размещения центральных громкоговорителей слишком высоко или слишком низко. Интенсивные отражения звука от пола или потолка могут ухудшить четкость звучания центрального канала. Если не получается избежать расположения центрального канала вблизи пола или потолка, необходимо акустически обработать пол или потолок соответственно, чтобы уменьшить интенсивность первых отражений.

Наконец, центральный громкоговоритель уменьшает нагрузку на левую и правую акустические системы: благодаря тому, что звучат сразу три фронтальных громкоговорителя, нагрузка на каждый из них уменьшается, что позволяет получить более чистое и неискаженное звучание. Таким образом, центральный громкоговоритель можно назвать еще и главным в домашнем кинотеатре.

Левый и Правый громкоговорители(фронтальная акустика)

Хорошее звучание всей системы во многом зависит от правильности установки и ориентации фронтальной акустики, поэтому важно правильно подобрать комплект динамиков,определиться с месторасположением и установить все согласно канонам звука.

Чтобы домашний кинотеатр представлял некое подобие настоящего кинотеатра или концертного зала, где каждый музыкант занимал бы свое место на сцене, необходимо использовать полноценную напольную акустику. Только в этом случае можно добиться приемлемой высоты и размеров сцены в несложной системе.


На фронтальные левый и правый громкоговорители в домашнем кинотеатре возлагается воспроизведения большей части музыки и значительного числа звуковых эффектов. Громкоговорители размещаются на равном удалении от экрана. Их акустические оси должны в большинстве случаев пересекаться на небольшом расстоянии перед лицом слушателя. Существует возможность тонкой пространственной настройки звучания кинотеатрального фронта посредством изменения направления громкоговорителей. На выбор окончательного варианта их установки влияют такие факторы как индивидуальные параметры конкретной модели фронтальных АС и акустические особенности помещения.

Акустические системы, размещенные в замкнутом пространстве музыкальной комнаты прослушивания или домашнем театре, акустически взаимодействуют с ограждающими конструкциями стен, пола и потолка. Это приводит к возникновению целого ряда негативных акустических явлений и дефектов.

Произвольное расположение акустических систем и пренебрежение акустической обработкой помещения, как правило, приводит к значительному искажению звучания исходной фонограммы.

Правильная расстановка фронтальных громкоговорителей помогает снизить негативное влияние отражений звука от ограждающих поверхностей комнаты. Кроме того, от расположения АС зависят основные параметры виртуальной звуковой сцены.

Существует довольно много различных методов поиска оптимального расположения основных громкоговорителей. Но практический опыт показывает, что для обеспечения сбалансированной звуковой сцены фронтальные громкоговорители должны располагаться на равном расстоянии от боковых стен. При этом, расстояния от громкоговорителя до фронтальной стены и ближайшей боковой стены должны быть разными и соотноситься в определенной пропорции.

Самое главное, что необходимо для нахождения наиболее удачного варианта размещения громкоговорителей - это терпение. Правильная установка АС требует достаточно много времени и многократного сравнивания звучания для различных вариантов размещения АС.

Громкоговорители каналов окружения

Громкоговорители канала окружения необходимы для создания объемности звучания, что и способствует возникновению ощущения вовлеченности в события, разворачивающиеся на экране. Количество АС каналов окружения определяет тип акустической конфигурации.


В системах домашнего кинотеатра 5.1 их две. Существует два основных способа расстановки тыловых АС.

В случае использования дипольных АС, громкоговорители канала окружения лучше всего размещать по бокам помещения (чуть позади места прослушивания), на высоте 40-50 см выше головы слушателя. Дипольные АС также могут быть использованы при дефиците пространства позади зоны прослушивания. Одним из решений в данном случае является использования встроенных в стену или потолок громкоговорителей.

В случае использования классических АС, громкоговорители размещаются непосредственно по углам помещения и направлены в сторону места прослушивания. Конфигурация 5.1 является наиболее популярной схемой построения АС и находит широкое применение в помещениях самых различных размеров и конфигураций.

Несмотря на абсолютную популярность 5.1 конфигураций, такое решение построения системы ДК обладает и определенным недостатком. При воспроизведении эффектов имитирующих перемещение объектов по центральной оси вперед-назад и назад-вперед ("fly(over") звуковая картинка передается не совсем естественно. Именно это привело к созданию так называемых 6.1 канальных решений построения системы ДК.

В качестве центрального тылового канала может использоваться как громкоговоритель центрального канала, так и классическая АС. Другие тыловые колонки могут быть организованы по такой же схеме, как и в случае с конфигурацией 5.1. Все определяется только наличием пространства позади места прослушивания. Рекомендуется в основном для помещений среднего и большого размера.

Отличие конфигурации 7.1 от 6.1 заключается в том, что в ней используются два тыловых громкоговорителя окружения. В этой конфигурации акустическая панорама закрыта полностью. Инициатором создания 7.1 канальной конфигурация была компания Lucas Film, являющаяся одним из законодателей требований по организации систем для домашнего театра. В некоторых случаях использования одного центрального тылового канала и двух боковых дипольных АС приводило к некорректной локализации звуковых образов в каналах эффектов. Использование дополнительного центрального канала полностью исключает возможность возникновения эффектов такого рода. Построение системы 7.1 подразумевает использования двух тыловых центральных каналов и двух дипольных АС расположенных по бокам помещения относительно зоны прослушивания. Несмотря на то, что центральных тыловых АС две, сигнал на них подается монофонический получаемый по принципу формирования звука 6.1 . Высота расположения тыловой акустики 40-50 см выше относительно зоны прослушивания.

Данная конфигурация может успешно применяться в помещениях различного размера, но наилучшие результаты получаются в помещениях среднего и большого размера. Во всех вышеописанных способах построения ДК, требования к организации фронтальной акустики остается неизменным.

Сабвуфер — это низкочастотный громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в диапазон частот работающих совместно с ним широкополосных акустических систем. Термин „сабвуфер" весьма ошибочно используется для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе. В действительности, термин „сабвуфер" означает „ниже НЧ-головки" и должен использоваться исключительно для тех изделий, которые уменьшают нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Низкочастотную головку, помещенную в корпус, обеспечивающий воспроизведение частот до 40 Гц, и используемую совместно с небольшими сателлитными громкоговорителями, правильнее будет называть просто НЧ-головкой.


Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер — это просто одна или несколько помещенных в корпус НЧ-головок, которые подключаются к внешнему усилителю. В одном из вариантов подключения пассивного сабвуфера стереоусилитель подает сигнал и на основные громкоговорители, и на сабвуфер. При таком наименее желательном способе подключения широкополосный выходной сигнал усилителя мощности подается на вход сабвуфера, а его разделительный фильтр удаляет из сигнала низкие частоты и выдает отфильтрованный сигнал на основные громкоговорители. Таким образом, в сигнальном тракте используется дополнительный разделительный фильтр, работающий с сигналом высокого уровня.

Автономный активный сабвуфер объединяет в одном корпусе сабвуфер с разделительным фильтром и усилитель мощности, устраняя необходимость в отдельных корпусах и усилителях. Такой сабвуфер имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной сигнал линейного уровня, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на сабвуфере регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями (подробнее об этом будет рассказано ниже). Добавление к вашей системе активного сабвуфера может существенно увеличить ее динамический диапазон, понизить нижнюю граничную частоту, улучшить чистоту звучания средних частот и обеспечить высокий уровень громкости без искажений. Добавочная мощность усилителя и дополнительная низкочастотная головка позволяют такой системе воспроизводить пики звучания музыки с более высокими уровнями. Более того, удаление низких частот из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители, позволяет им звучать громче по той причине, что отпадает необходимость воспроизводить через них низкие частоты. Звучание средних частот часто становится чище, так как конус НЧ-головки не колеблется с большой амплитудой, пытаясь воспроизвести нижний бас.

Для создания по-настоящему хорошего домашнего кинотеатра необходимы не только качественные компоненты. Джеймс Бонд со своей командой только тогда сможет предстать перед вами во всей своей красе, если у вас будет предварительно разработана убедительная и последовательная общая концепция обустройства домашнего кинотеатра. Значительную роль при этом играют такие аспекты, как, например, разработка основной концепции обустройства комнаты, выбор типа экрана, определение способа установки сидений для зрителей, выбор подходящей схемы расположения акустических систем. Для коррекции акустики помещений часто приходится применять специальные панели из абсорбирующих материалов, без них наслаждение высококлассным звучанием может оказаться невозможным. Наш свободный редактор, Ларс Метте, покажет вам на примере своей новой демонстрационной студии, на что нужно обратить особое внимание при оборудовании помещения, а также каким решениям он отдает предпочтение.

Сегодня мы не будем рассматривать компоненты домашнего кинотеатра в отдельности, мы обратимся к тому целому, что должно быть создано из этих компонентов. Основная цель нашего видео сегодня – это не реклама или консультирование по выбору каких-либо составных элементов домашнего кинотеатра, а концептуализация, планирование и реализация общей идеи домашнего кинотеатра. Пока у меня не было возможности задокументировать все этапы работы: я не мог каждый день выезжать к определенному клиенту, чтобы делать необходимые комментарии, да и у наших рабочих были более важные дела, чем бегать за мной с камерой. Но в ближайшее время я собираюсь заняться оборудованием малого кинотеатра у себя, внизу, в подвальном помещении. Вот эту возможность я уже упустить не могу. Я встрою видеокамеру и буду снимать и комментировать для вас каждый этап работы шаг за шагом. Таким образом, вы сможете получить представление, как мы это делаем и, возможно, какие-то мысли или советы вы сможете использовать в будущем.

Вот это помещение, (01:21 - здесь и далее приведены временные метки видеопрезентации, обратившись к ней вы сможете получить более наглядное представление о происходящем) оно использовалось как подвальное, и мы оборудуем здесь домашний кинотеатр. Площадь помещения – примерно 18 м2, 4,65 м в длину и 3,88 м в ширину, высота потолка – 2,50 м. Особенности данной комнаты: у окошка – вывод электропроводки из дома (01:41), его расположение мы менять не можем, поэтому при проектировании мы будем это учитывать. Здесь, напротив окошка, есть пара дверей: одна ведет в небольшой винный подвальчик (01:52), она будет продолжать использоваться, поэтому нужно будет подумать, как ее интегрировать в общую концепцию, вторую дверь я сегодня же планирую закрыть совсем. Она ведет в другую студию, я все равно эту дверь не использую: есть другая.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Вот как выглядит проект нашей дизайнерской разработки (02:17). Здесь должен получиться небольшой кинотеатр на шесть мест. Зрители будут сидеть на классических кинотеатральных креслах.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Для электроники здесь уже нет места, мы разместим ее в соседнем помещении. Для этого нам понадобится специальная стойка (02:45), куда и станут все электронные устройства, включая аппаратуру Control 4, которая позволит беспроводным способом осуществлять полное управление всеми техническими устройствами в помещении, в том числе светом, выбором нужной сцены, источника и т.д. (03:01)

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Интересно, что в этом помещении мы планируем разместить сразу два проектора, которые я, кстати, могу порекомендовать и вам, это Sony VPL-HW50 и Sony JVC DLA-X35 или X55 (03:11-03:18). Что касается набора акустики, то размер нашего помещения позволяет нам установить только систему 5.1.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Итак, пока не закручено ни единого шурупа, нашим основным рабочим местом станет кабинет, где мы будем разрабатывать концепцию и планировать наш будущий кинозал. Многие люди делают ошибку, ограничиваясь при этом чтением глянцевых журналов и форумов или изучением тестов, или просмотром красивых видео. Они планируют оборудование помещения, ориентируясь исключительно на аппаратуру, имеющуюся в наличии, не опираясь при этом на какую-либо общую концепцию.

Я всегда поступаю следующим образом: сначала разрабатываю общий план будущего кинозала без учета особенностей технического оснащения, продумываю, как наилучшим образом можно приспособить под мою задумку помещение, имеющееся в моем распоряжении. Я бы рекомендовал воспользоваться при этом различными программами CAD, позволяющими осуществлять трехмерное моделирование. Вот здесь наше помещение, создается в программе очень быстро. Если мы воспользуемся классическим, продольным расположением, когда на короткой стене будет располагаться экран (04:33), возникают некоторые проблемы, например, будет сложно, практически невозможно установить сзади шесть кинотеатральных кресел в два ряда, как это было запланировано. Поэтому мы попробуем пойти другим путем: сделаем другую, поперечную модель (04:59) и проверим, не будет ли она лучше традиционной. Должен сказать, что во многих случаях такой выбор будет наиболее предпочтительным. Хотя здесь тоже не получится идеально учесть все аспекты, этот вариант представляется самым компромиссным. Обращаем внимание на то, что мы не сможем расположить акустические системы по кругу, одновременно иметь правильный размер экрана и расстояние до него. Имеем в виду и то, что мы сидим не в центре помещения, так как центр плохая позиция с точки зрения акустики.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Кстати, по поводу размера экрана. Не важно, каковы будут пропорции экрана, 16 : 9 или 21 : 9, я бы рекомендовал придерживаться следующего правила: ширина экрана должна примерно соответствовать расстоянию от экрана до первого ряда кресел. Это значит, что если расстояние до экрана составляет 2 метра, то для этой небольшой комнаты я бы брал экран максимум двухметровой ширины, если расстояние 4 метра, то экран может быть уже шириной в 4 метра, в еще большем помещении можно уже рассматривать варианты с вогнутым экраном, но в моем случае это невозможно, для этого комната слишком мала.

Другим важным вопросом, с которым необходимо определиться сразу, является вопрос о типе экрана. Имеется выбор между классическим или акустически прозрачным экраном. Конечно это вопрос персональных предпочтений, но лично я предпочитаю работать с акустически прозрачными экранами. Говорят, что по качеству изображения и звука они уступают классическим экранам, но если реализовать некоторые хитрости при оборудовании, то акустически прозрачные экраны наберут больше плюсов и меньше минусов, чем классические. Сравним:

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Классический экран

Акустически прозрачный экран

+ Не происходит гашения высокочастотного диапазона

+ Изображение более яркое

+ Возможно более свободное расположение акустических систем

+ Исключительно равномерное звуковое поле

+ Звук исходит непосредственно из изображения

+ За экраном образуется абсорбирующая поверхность

+ Возможна большая диагональ

+ Акустика не видна – все внимание на фильм

- Полотно отражает рассеянный шум

- Диалоги и эффекты звучат не из изображения

- Невозможно расположить центральную АС на высоте фронтальных

- Гашение высокочастотного диапазона

- Некоторая потеря яркости изображения

Конечно, мы должны помнить, что немного потеряем в яркости, кроме того, произойдет гашение ВЧ-диапазона (07:04). Но эти эффекты можно минимизировать, подробнее об этом я расскажу позже, в третьей части.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Зато можно воспользоваться всеми преимуществами такого экрана: звук, исходящий непосредственно из изображения, очень важен, особенно для больших форматов экрана. Не возникает никаких проблем и в согласовании высоты центральной акустической системы и твиттеров фронтальных колонок (07:38). Кроме того, за экраном можно подвесить более мощные АС, чем стояли бы перед экраном.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Многие не обращают внимания еще на один аспект: экран имеет огромное влияние на акустику помещения. Он располагается между акустическими системами на одной из важнейших психоакустических позиций в домашнем кинотеатре, поэтому ни в коем случае я бы не рекомендовал бы ставить здесь экран из ПВХ. Он будет отражать определенные частоты и привнесет в сцену свое со-звучание. Если ваш экран подъемный, то можно провести очень простой тест: запустить музыку, затем поднять экран. Вы сможете сами убедиться, что звучание станет намного чище и приятнее. Поэтому, чтобы избежать этих негативных воздействий, лучше использовать акустически прозрачный экран. Звук будет проходить сквозь него, регулировать акустику по своему вкусу мы великолепно сможем при помощи абсорберов, закрепляемых на задней стене. Поэтому для оборудования моего кинозала я планирую взять именно этот тип экрана.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Высокие частоты сразу проглатываются, и мы получаем типичный подвальный звук с приглушенными средними частотами и довольно точными басами. Да, его можно слушать на большой громкости, он не будет действовать на нервы, потому что мы не будем слышать ВЧ-диапазон полностью. Но, по-моему, такое звучание не имеет ничего общего с по-настоящему высококачественным звуком, который должен быть естественным и сбалансированным. Именно поэтому для акустического оформления комнаты так важно иметь правильную концепцию. Как это выглядит в деталях, я покажу позже, а пока обозначу лишь в общих чертах. В углы мы установим абсорберы для басов (10:30), за экраном, по боковым стенам и на потолке – широкополосные абсорберы (10:35).

А под креслами расположим резонатор или даже два резонатора Гельмгольца (10:45).

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Если мы в нашем домашнем кинотеатре все-таки хотим иметь достойный уважения звук, мы остановимся на качественном наборе 5.1. Так, например, если я готов отдать за акустические системы 20 тысяч евро, то я буду приобретать именно набор 5.1, а не 9.1. Ведь в этом случае мои колонки получатся в два раза качественнее, а результирующий звук будет в два раза лучше. Здесь принцип такой: лучше купить меньший, но более качественный набор акустики.

Следующий важный шаг – правильное размещение АС в помещении. Левую и правую колонки я буду вешать на боковые стены, и на задней стене будут располагаться две тыловые. Расстановка отдельных АС должна быть максимально оптимальной (13:09), чтобы усилителю не приходилось потом производить дополнительные расчеты.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Затем мы должны продумать, где будет находиться наша электроника. Советую по возможности не располагать ее между фронтальными акустическими системами, хотя зачастую предлагается поступить именно так. Вроде и выглядит это неплохо, но такое расположение будет негативно влиять на акустику, устройства начинают заметно резонировать, вибрировать, а этого мы хотим избежать. Самым лучшим решением будет вынести электронику в отдельное техническое помещение. Оно должно располагаться в непосредственной близости от нашего кинозала, так как длина кабельной разводки тоже играет немаловажную роль.

И только после того, как мы разработали полную концепцию нашего будущего домашнего кинотеатра, нарисовали модель, выбрали тип и размер экрана, проработали акустику помещения, расположили акустические системы и электронику, можно приступать к работе, чем я и собираюсь заняться в ближайшие дни. Чуть позже, во второй части, я расскажу и покажу, как это происходило, как реализовывались мои задумки, на какие особенные моменты нужно обратить свое внимание. В заключительной, третьей части, я представлю вам готовый домашний кинотеатр и расскажу кое-какие подробности по тонкой настройке.

Надеюсь, вам было интересно, благодарю за внимание, следите за новостями, до связи.

Продолжаем постигать премудрости домашнего кинотеатра. В этот раз разбираем правила расстановки акустических систем в комнате. Комнаты бывают разные, поэтому постараемся учесть наиболее распространенные случаи.

Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.

Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.

Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.

Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух

Тип и размещение тыловых АС

Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.

Выбрать 5.1 или 7.1?

Специалист по домашним кинотеатрам рассказывает, как выбрать телевизор и разместить колонки, если вы делаете это самостоятельно

Иван Красавин

Забавно читать статьи, в которых домашний кинотеатр до сих пор позиционируют как роскошь. На самом деле хорошую акустическую систему и добротный телевизор могут позволить себе многие. Сложность в другом: производителей так много, и они предлагают такое невероятное количество разработок, что трудно понять, в чем принципиально разница между приборами А и Б.

Потому главная задача, которую решает обыватель: какой конкретно телевизор и колонки выбрать, чтобы дома можно было устроить настоящий, полноценный кинопоказ. Об этом и поговорим.

Сейчас требования не такие жесткие, современные телевизоры можно смотреть на любом расстоянии — как очень далеком, так и близком (от 1 м). Совершенствуются технологии, увеличивается разрешение экрана телевизоров, их частота (4К) — все это гарантирует безопасность для глаз.

Рассказывать об этом можно долго — тема обширная и заслуживает отдельной статьи. Но главный вывод, который вы должны сделать: телевизор больше не ограничивает вас в дизайне интерьера — вешайте его хоть на длинную стену в узкой комнате и ставьте диван напротив. Габариты и размещение современного телевизора сегодня зависят, во многом, от предпочтений заказчика. Если хотите экран побольше в маленькой комнате, технически вам ничего не мешает.

Одна из последних новинок — изогнутые телевизоры. Они не просто выглядят очень оригинально, но и, по уверениям производителей, позволяют зрителю в полной мере ощутить себя участником процесса.

Обязательно обратите внимание не только на размер и качество изображения, но и на встроенное программное обеспечение. С его помощью можно легко смотреть фильмы онлайн, искать информацию в интернете, смотреть ролики на YouTube, слушать музыку, просматривать программы со спутниковых каналов.

Совет: Дизайнеры единодушно советуют выбирать телевизор, который не будет выглядеть чужеродным элементом в интерьере, либо прятать экран при помощи каких-либо дизайнерских трюков (выезжающие из недр шкафа, закрывающиеся картинами и прочие конструкции).

Звуковая система
Обычный, даже очень хороший и качественный телевизор никогда не станет домашним кинотеатром без дополнительной помощи. К нему необходимо добавить систему окружающего звука. Существует несколько звуковых форматов для домашних кинотеатров: это всем знакомый Dolby Digital, а также Dolby Atmos, Dolby DTS и другие, которые менее известны.

Если ваша гостиная — стандартная комната в городской квартире, придерживайтесь классического звукового формата 5.1. В этом случае устанавливают: две фронтальные колонки LF (left front) и RF (right front); один центральный канал CC (central channel) и две боковые колонки, SS (Surround Left) и SR (Surround Right) — итого, пять; в дополнение идет один сабвуфер S (Sabwoofer).

Схема размещения
Классический вариант размещения аудио-элементов при создании домашнего кинотеатра выглядит так: по правую и левую сторону от телевизора, на расстоянии чуть больше метра, устанавливают напольные колонки. Их высота, обычно, около метра. Под телевизором размещают корпусной центральный канал (CC).

Две боковые колонки принято размещать за диваном, под углом в 45 градусов от точки прослушивания. Боковые колонки также могут быть напольные, но в целях экономии часто выбирают колонки на подставке, или устанавливают на полках.

Последний элемент, сабвуфер, можно установить в любом месте, но оптимальным считается вариант перед зрителями.

Но не всегда получается легко разместить все элементы в интерьере. Например, может оказаться, что мебель занимает все пространство от стены до стены. В таком случае для напольных колонок просто не остается места.

Колонки после установки можно закрыть решеткой (грилем) или дверцей с акустической тканью. Кроме мебели, подобные колонки и сабвуферы можно встраивать в стены.

2. В комнате нет полок, на которые можно поставить колонки
В этом случае можно использовать встраиваемые акустические системы. Эти системы делятся на два типа: устанавливаемые в стену и в потолок. Практически все колонки можно встроить как в традиционную стену, так и в гипсокартонную перегородку.

Важно: Некоторые колонки имеют акустические короба, и их встраиваемая часть больше, чем видимая.

При установке аудиосистемы в потолок, используют специальные колонки с направленным звуком. Это необходимо для того, чтобы у зрителей создавалось ощущение, что колонки расположены перед ними, а не сверху.

Важно: Обратите внимание на глубину монтажа встраиваемых колонок — зависимости от модели их глубина может быть от 7 до 20 и более см.

При таком варианте все пять колонок размещают на потолке. Центральный канал по оси телевизора, фронтальные — слева и справа, а тыловые сзади на также могут быть направленными. Сабвуфер также может быть потолочным, но мы советуем использовать встроенный в стену или найти для него место (хотя бы и на полу).

3. Не встраивайте, но подвесьте
Если нет возможности выбрать один из выше предложенных вариантов, можно выбрать небольшие навесные акустические системы. В этом случае сабвуфер размещается отдельно.

Мы специально не советуем конкретные бренды и модели — разброс цен велик, выберите то, что подходит вам.

Сами или с помощью профи: как установить домашний кинотеатр
Классический вариант домашнего кинотеатра или небольшие домашние кинотеатры в одной коробке благодаря простой схеме установки легко купить и инсталлировать самостоятельно. Но если вы хотите установить один из описанных выше вариантов со встроенными или корпусными колонками, то необходимо обратиться к специалистам.

Сделать это лучше как можно раньше, еще на этапе дизайн-проекта. Есть много неоднозначных нюансов, которые известны только профессионалам, — объяснять их не имеет смысла. Профессионалы подберут идеальные колонки, а также учтут все детали — объем помещения, глубину и конструкцию стен, дадут точное техническое задание для изготовителей мебели (если она делается на заказ), продумают вопрос с охлаждением техники. И, конечно, настроят и подключат вашу технику.

Если вы мечтаете о просмотрах фильмов, которые впечатлят ваших гостей, позаботьтесь о качественном звуке. И дело не только в оборудовании, хотя это тоже очень важно. Ещё более важным является расположение динамиков домашнего кинотеатра.

Чтобы звук идеально доходил до ушей аудитории, сначала подумайте, как он действует как физическое явление. Только тогда вы поймете влияние вышеупомянутого аспекта организации собственного кинотеатра на опыт зрителей.

Каждый звук, на самом деле, является волной. В зависимости от того, насколько громкий и мощный издаётся звук, форма волны будет иметь разные свойства, особенно с точки зрения длины и частоты. Когда волна встречает препятствие, она преломляется или отражается. В обоих случаях звук искажается, а это означает, что когда он достигает ушей, он не совсем соответствует тому, что отправил источник.

В идеальной обстановке расстояние между колонками домашнего кинотеатра должно быть отрегулировано так, чтобы звуки напрямую доходили до зрителя.

Такую ситуацию можно найти в профессиональных кинозалах, которые идеально подготовлены для обеспечения наилучшего звучания. В квартире или доме ситуация немного сложнее. Обдумывая, как разместить динамики домашнего кинотеатра, учитывайте всевозможные препятствия: мебель, окна и двери. Ситуация со звукоизоляцией стен также может быть немного проблемной, так как она будет создавать дополнительные искажения в звуковых волнах.

Пример расположение элементов домашнего кинотеатра в жилой комнате

При крайне неадекватной настройке домашнего кинотеатра вы столкнетесь с головными болями и едва слышным размытым диалогом в фильмах.

Как форма комнаты влияет на настройку домашнего кинотеатра

В среде аудиофилов существует убеждение, что форма имеет значение. И в этом много правды. Чтобы получить наилучшее распределение резонанса, то есть отражения звуковых волн, комната, в которой вы располагаете домашний кинотеатр, должна иметь правильные пропорции.

Как минимум, её пространство должно иметь прямоугольную форму. Остерегайтесь квадратных комнат, наименее подходящее решение – это интерьеры с шестью стенами.

Американский акустик LW Sempeyer разработал, так называемый, золотые пропорции размеров пространства, в котором расположение домашнего кинотеатра гарантирует наилучшее аудиовизуальное впечатление.

Рекомендуемое соотношение высоты, ширины и длины зависит от размеров помещения:

  • малое: 1×1,14×1,39
  • среднее: 1×1,28×1,54
  • большое: 1×1,60×2,33

Редко когда интерьер имеет пропорции, описанные выше, но стоит выбрать то помещение, которое ближе к ним. Благодаря этому расположение колонок домашнего кинотеатра будет иметь большое значение и сделает воспроизводимый звук незабываемым.

Как настроить динамики 5.1 в домашнем кинотеатре

Текущий стандарт домашнего кинотеатра – динамики 5.1. Размещение их на хорошем расстоянии и под прямым углом может быть немного сложным для непрофессионала, но если вы будете следовать правилам, описанным ниже, результирующее резонансное распределение будет гарантировать высокое качество звука.

  • Устраните все препятствия. Сначала удалите все препятствия на линии между оборудованием и местом прослушивания. Ничто не должно мешать, потому что, как упоминалось выше, любые объекты перед звуковой волной будут искажать её.
  • На уровне ушей. Размещение колонок в домашнем кинотеатре означает не только размещение их в определенном месте в комнате, но и на соответствующей высоте. Чтобы добиться наилучшего эффекта, расположите устройства на одном уровне с ушами зрителя. Благодаря этому звук отлично дойдёт до зрителя. Поэтому, если у вас есть такая возможность, установите оборудование на стену или подставки.

Как расставить динамики домашнего кинотеатра?

Следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы обеспечить идеальное размещение динамиков в домашнем кинотеатре.

Как настроить домашний кинотеатр – способ 1

Для начала представьте себе циферблат на полу комнаты, в центре которого находится место прослушивания, то есть место, где будут находиться зрители.

Расположение динамиков по отношению к указанному циферблату следующее:

Следующим шагом к идеальной чистоте звука акустической системы 5.1 для домашнего кинотеатра является точное направление и чувство направления. Хотя многое зависит от типа имеющихся у вас динамиков, следующие инструкции должны привести к желаемому эффекту для большинства моделей.

Расположите центральный динамик так, чтобы он был обращен к зрителю. Фронтальные динамики должны быть повернуты так, чтобы оси динамиков пересекались на расстоянии 30-80 см за местом слушателя. Задние оси следует пересечь в той же точке.

Обустройство домашнего кинотеатра в гостиной – способ 2

Второй метод гораздо точнее первого и, вопреки внешнему виду, не требует дорогостоящих и сложных устройств. Всё, что вам нужно, это две длины струны или толстая нить, в четыре раза превышающая расстояние между центральным динамиком и вашей позицией слушателя. Как ни странно это звучит, с помощью этого метода вы получите ещё лучшие результаты.

Свяжите первую нитку так, чтобы она образовывала равносторонний треугольник со сторонами, соответствующими расстоянию от основного устройства до зрителя. Отметьте вершины фломастером или завяжите узлы там. Отметьте центр на одной из сторон. Создайте треугольник и из второго куска, но если две стороны будут такой же длины, как в предыдущем треугольнике, третья будет равна расстоянию между центральным динамиком и вашей позицией прослушивания, умноженное на 1,414. После этого начинайте решать, где поставить домашний кинотеатр.

Используя созданный равносторонний треугольник, ориентируйтесь на его вершины, чтобы отметить позицию прослушивания и позиции фронтальных колонок. Веревка должна быть тугой, так что попросите кого-нибудь помочь вам. Затем, используя второй треугольник, определите расположение динамиков эффектов. Боковые стороны должны выходить из позиции слушателя в сторону передних и задних динамиков так, чтобы они образовывали прямой угол. Выполните эту процедуру дважды, чтобы определить расположение динамика как с левой, так и с правой стороны. Используя этот метод, настройка динамиков в вашем домашнем кинотеатре будет оптимальной для идеального звучания.

Читайте также: