Что смотрят дети по телевизору

Обновлено: 13.05.2024

В середине августа, когда многие вернулись из лагерей, от бабушек и из отпуска с родителями, а до школы еще полмесяца, дети вынуждены коротать время дома в ожидании начала занятий в школе.

Что же смотрят дети? На первом месте стоят, конечно, мультфильмы. Как правило, это западные мультики, транслируемые по наиболее популярным каналам. Зачастую это мультсериалы, обычно такие же жестокие и провокационные, как и полнометражные боевики. Здесь нужно обязательно учитывать возраст ребенка. То, что можно смотреть детям старшего школьного возраста, абсолютно неприемлемо для детишек младших классов.

Каждый третий школьник (33,7%) испытывает кратковременный (на несколько минут) испуг после увиденной на экране сцены насилия. На страх, длящийся в течение нескольких часов, указывает практически каждый седьмой школьник – 13,9%. Страхи, возникшие после увиденного по телевизору и длящиеся в течение нескольких дней, отмечает каждый десятый (9,9%). И наконец, на явные невротические состояния – страхи, продолжающиеся в течение нескольких недель и нескольких лет, – указывают соответственно 2,0% и 1,8%.

Необходимо помнить, что дети впитывают и перенимают все очень быстро. Неудивительно, что часто на детской площадке можно встретить маленького мальчика, который целится в людей из пластмассового пистолета. Стоит напомнить, что в любом случае все хорошо в меру, фильм несколько раз в неделю – нормально, несколько раз в день – реальная угроза психике.

Познавательные телепередачи и передачи про дикую природу занимают далеко не первые места среди детских телевизионных пристрастий, но это, пожалуй, чуть ли не единственные телепередачи, которые детям смотреть стоит.

Ребенка нужно приучать с детства смотреть хорошие, высокохудожественные фильмы. Ни в коем случае нельзя смотреть все подряд, низкосортная продукция никогда не научит ребенка ничему разумному.

Но высокохудожественные фильмы редко показывают по центральным каналам. Как вариант – нужный фильм можно купить в магазине. Жалко только, что ассортимент большинства палаток с дисками ограничивается пиратскими новинками кинопроката. Если и повезет найти нужный фильм, то пиратская продукция обычно плохого качества, а покупать лицензионные DVD с фильмами – это дорого и непрактично: коробочки от дисков потом негде хранить.

Что смотрят наши дети по телевизору и стоит ли им это разрешать

Сложно представить себе современную семью, у которой дома нет 1-го, а то и 2-3-х телевизоров. Информационный век требует получения все большего количества информации, а телевизор, несомненно, является одним из ее источников.

Но вот какую информацию получаем мы из этого волшебного ящика, ставшего практически членом каждой семьи? Но что еще более интересует многих родителей, так это вопрос о том, что смотрят дети по телевизору и как это влияет на их психику?

Разумеется, регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители. В одних семьях телевизор работает практически круглосуточно и становится некоторой заменой общения в семье и постоянным фоном, сопровождающим развитие и становление ребенка. В других семьях просмотр телевизора строго регламентируется родителями и становится некоторым поощрением, которое еще следует заслужить.

Несомненно, телевизор это огромное достижение человечества, с помощью которого технологический прогресс смог шагнуть в каждый дом и способствовал наступлению эры информационной свободы. Но как всегда все величайшие изобретения человечества, используемые без должного контроля, способны принести не только благо, но и величайший вред.

Ребенок, у которого еще недостаточно развиты умения критично воспринимать информацию, поглощая без разбора всевозможные телевизионные фильмы, передачи, шоу и т.д. может оказаться в плену ложных идей и ценностей.

Кинематографическая индустрия соревнуется в производстве все более зрелищных, но жестоких и кровавых фильмов. Просмотр таких фильмов создает у ребенка иллюзию незначительной ценности человеческой жизни и пропагандирует насилие и жестокость. Это уже принесло негативные плоды в виде чрезвычайно жестокого поколения подростков, для которых понятия любви, чести, морали не значат практически ничего.

Даже, казалось бы, безобидные мультфильмы, наполнены сценами жестокости, а невнятные мультперсонажи не способны сформировать у ребенка понятия о красоте и доброте.

Понятие любви в передачах подменяется понятием секса, нормальные семейные отношения высмеиваются как скучные и неинтересные, а экраны заполонили аморальные, но смешные персонажи, быть сильным означает быть жестоким, а степень значимости определяется наличием дорогого телефона.

Разумеется, есть немало хороших развлекательных передач, образовательных каналов и интеллектуальных шоу, способных рассказать ребенку о чем-то новом и научить полезному. Насколько ребенок научится расставлять приоритеты между теми и другими передачами зависит во многом от родителей, и от того, что они сами предпочитают смотреть по телевизору, от семейных ценностей.

Несомненно, родителям следует контролировать, что смотрят дети. И дело здесь не в особом пуританстве или ложной скромности, а в том, что психика ребенка определенного возраста не способна адекватно воспринять ту ил иную информацию адекватно.

И, наконец, если родители достаточно внимания будут уделять общению с детьми, не перекладывая эти функции на телевидение и образовательные каналы, тем больше пользы они принесут своим детям.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 11 минут

Содержание статьи:

Кроме того, существуют специальные познавательные и детские каналы, в какой-то степени способствующие развитию детей. Но процент таких каналов ничтожно мал.

Есть ли плюсы от ТВ?

Грамотная передача или хороший мультфильм…

  • Расширяют кругозор.
  • Увеличивают словарный запас.
  • Развивают эрудицию.
  • Приобщают к классике и истории.

Обратная сторона медали…

К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…

Плюсы и минусы просмотра ТВ для детей

С какого возраста и сколько времени в день можно смотреть детям телевизор?

Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не по отдельности, как образы — а в качестве единого замысла.

Что говорят специалисты о временных рамках для просмотра детьми ТВ?

Дети смотрят телевизор – как свести к минимуму вредное влияние ТВ, и другие негативные факторы?

Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:

  • Строго лимитируем время просмотра.
  • Смотреть ТВ исключительно в положении сидя.
  • Не смотреть телевизор в темноте – комната обязательно должна быть освещенной.
  • Минимальное расстояние от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
  • Смотрим ТВ вместе с ребенком, чтобы помочь ему проанализировать увиденное.
  • Отдаем предпочтение диафильмам, при просмотре которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем при просмотре быстро меняющихся картинок мультфильма.

Сколько смотреть телевизор ребенку, и с какого возраста?

Мультфильм – это один из инструментов воспитания, если использовать его с умом. Ребенок часто копирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультфильмов и кинокартин.

Поэтому важно правильно выбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Что нельзя смотреть детям по телевизору?

Что категорически нельзя разрешать к просмотру детям по телевизору – родители, будьте внимательны!

В погоне за прибылью производители мультфильмов и кинокартин для малышей и школьников совсем забывают о морально-этической, и тем более — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в итоге видят то, что им видеть совершенно не нужно.

Поэтому, в первую очередь — не оставляем детей наедине с телевизором!

Ну, а вторым шагом родителей должен стать жесткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.

Например, фильмы, передачи и мультфильмы, в которых…

  • Отсутствует литературная речь, и в большом количестве присутствуют американизмы и жаргонизмы.
  • Учат лицемерию, вранью, злорадству.
  • Главные герои – непонятные и непривлекательные существа со странным поведением.
  • Со злом не борются, а воспевают его.
  • Плохое поведение героев одобряется.
  • Присутствует насмешка над слабыми, старыми или больными персонажами.
  • Герои издеваются над животными, или наносят вред окружающим, или неуважительно относятся к природе и окружающим.
  • Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.

Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.

Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.

Какие передачи и фильмы по телевизору можно смотреть детям?

Ребенок посмотрел телевизор – избавляемся от лишних эмоций и включаемся в реальную жизнь

Правда, речь идет только о спокойных мультфильмах и передачах. А вот на восстановление после мультфильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и несколько дней.

Итак, выделим главное:

  • Выбираем спокойные мультфильмы и кинокартины , чтобы ребенок быстрее вернулся в реальный мир. Не забываем лимитировать время просмотра.
  • Обсуждаем с ребенком все, что он увидел – хорошо или плохо, зачем герой так поступил, и проч.
  • Ищем, куда выплеснуть накопленные во время просмотра ТВ эмоции – ребенок не должен остаться с ними наедине! Во-первых, обсудить с мамой/папой, во-вторых, можно придумать игру по мультфильму, устроить вернисаж рисунков с любимым персонажем, придумать кроссворд на тему, собрать главного героя из конструктора и проч. Главное, чтобы эмоции ребенка куда-нибудь выплеснулись.

сертификат colady


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Об авторе

Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.

Современное поколение часто упрекают в невоспитанности, бескультурии и малограмотности. А почему? Значительную часть свободного времени дети и подростки проводят у мониторов телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов, порой не осознавая, что они смотрят, для кого предназначена та или иная передача, игра.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов[3].

Актуальность темы работы заключается в том, что современные дети и подростки очень часто смотрят передачи для взрослых и владеют недостаточным количеством информации о детских развлекательно-познавательных передачах, транслируемых на российских каналах.

Объектом нашего исследования стали передачи для детей, транслируемые на российских каналах.

Предметом исследования является интерес учащихся начальных классов к просмотру детских телевизионных передач.

Цели – исследовать, какие телевизионные познавательно-развлекательные передачи смотрят дети 9 – 11 лет; создать программу-памятку детских передач для современных школьников.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

изучить историю детского телевидения в России;

изучить информацию о каналах, транслирующих детские передачи;

выяснить, какова роль телепередач в развитии ребёнка;

изучить, какие передачи для детей существуют на сегодняшний день;

систематизировать информацию о детских телепередачах;

провести анкетирование учащихся 3 – 4 классов и выявить предпочтения в просмотре телепередач.

Используемые методы – анкетирование, анализ.

Гипотезу исследования составило предположение, что современные школьники не смотрят детские передачи на телевидении.

Продуктом нашего исследования стали составленные нами программы-памятки для учащихся начальных классов.

Глава I . Детские телевизионные передачи в России

1.1. Из истории детского телевидения в России

С середины 1950-х годов начинают появляться передачи для детей. На детском экране появились первые телевизионные циклы. Распространенным жанром в первой половине 1950-х годов стало телевыступление перед показом художественного фильма или театральной постановки.

Начало 1970-х до середины 1980-х годов можно считать периодом подъема детского телевещания в стране. В это время количество программ для детей и юношества значительно увеличилось, они отличались тематическим и жанровым разнообразием, основные интересы детей от 3 до 13 лет нашли свое отражение на телеэкране [4].

К середине 90-х годов картина резко изменилась. За несколько лет была разрушена система телевещания для детей и юношества. Количество программ многократно сократилось. Сузилась тематика передач, некоторые возрастные группы остались без внимания, с экрана исчезли жанры для юной аудитории, а время детского показа выбиралось без учета распорядка дня ребят. Принципы организации детского телевидения - цикличность, повторяемость, периодичность - не соблюдались. Основной формой передач для маленьких зрителей в те годы стал показ мультипликационных сериалов, две трети которых закупались в Японии и Америке. Возобладала развлекательная модель вещания.

В российском детском телевидении за 80-летнюю историю сложились свои традиции: в советский период были заложены основы создания детских образовательных и развлекательных передач.

1.2. Российские телевизионные каналы для детей

Рассмотрим телевизионные каналы для детей, которые функционируют в настоящее время на телевидении.

Первым зарубежным телеканалом для юных зрителей в России стал Nickelodeon, начавший вещание на русском языке в 1998 году. Его программы адресованы довольно широкой возрастной аудитории — детям от 2 до 15 лет и их родителям. Разнообразные форматы программ подходят детям всех возрастов и включают интерактивные мероприятия и игры в прямом эфире для детей старшего возраста, спектакли, конкурсы, программы для дошкольников, а также обучающие программы для малышей, в которых участвуют дети из России, стран СНГ и Балтии [5].

С 2011г. в общем доступе находится канал Disney - федеральный развлекательный телеканал для всей семьи. Популярные мультипликационные и художественные сериалы, лучшие анимационные и кинофильмы, классическая анимация Disney, оригинальное кино канала Disney, а также программы и сериалы российского производства.

На российском телевидении существует много каналов, транслирующих детские передачи. Но, к сожалению, не у всех зрителей есть возможность посмотреть эти каналы.

1.3. Роль телевизионных передач в развитии ребёнка

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей. (КОЛ,)

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.

Важной особенностью становится размещение детских передач в сетке вещания, поскольку этот принцип должен учитывать распорядок дня ребенка. В современном детском телевидении каналы не всегда располагают передачи в зависимости от режима дня разновозрастной детской аудитории.

Для того, чтобы достичь всех этих целей, необходимо создать благоприятные условия для развития детей. Заинтересованность государства и общества в целом играют немаловажную роль в воспитании современных детей. Поэтому создание детских телепередач требует особого внимания.

1.4. Что смотрят современные школьники

В своей работе мы старались изучить телевизионные передачи российских каналов и выяснить, какие передачи транслируются для детей, о чём они, на какую аудиторию рассчитаны.

Телеканал Disney транслирует передачи для детей в выходные дни с 12.30 до 15.00. Большинство из этих программ предназначено для просмотра всей семьёй. (Приложение 2)

На телеканале БСТ ведётся вещание для юных зрителей на башкирском и русском языках в будни - с 10.00 до 11.00, с 15.00 до 15.45, а также в воскресенье - с 10.00 до 11.45. Здесь также представлены и развлекательные, и обучающие, и спортивные передачи. (Приложение 3)

Мы распределили все передачи на группы: познавательно - развлекательные, обучающие, спортивные, музыкальные, телевикторины, чтобы зрители могли ориентироваться на просмотр передач по интересам. (Приложение 4)

Для того, чтобы выяснить, что привлекает учащихся 9 – 11 лет, мы провели анкетирование учащихся 3 - 4 классов МОБУ СОШ №8 и попросили ответить на следующие вопросы:

1. Смотришь ли ты детские передачи по телевизору? (да или нет)

2. Какие телевизионные передачи для детей тебе нравятся?

3. Какие телевизионные каналы показывают передачи для детей?

В анкетировании приняли участие 185 человек.

Опрос показал, что детские передачи смотрят – 140 человек, что составляет 76% от общего количества опрошенных, отрицательно ответили на первый вопрос анкеты – 45 человек, что составляет 24 %.

Читайте также: