Дети и телевизор или телевизация против цивилизации

Обновлено: 18.05.2024

Современную жизнь невозможно представить без телевизора. И сколько бы ни говорили врачи и педагоги о вреде долгого сидения детей у телевизоров, часто он выполняет роль няньки. Но ограниченный просмотр выборочных телепрограмм и мультфильмов можно сделать даже приносящим пользу для развития.

Юлия Каспарова
педагог, Харьков

4 причины, почему телевизор вреден для ребенка

  1. Часы без движения. Малышу жизненно необходимо двигаться. Через движение он познает мир. Если же ребенок вынужден неподвижно смотреть в одну точку (а именно это и происходит, когда он следит за происходящим на экране), напрягаются не только глаза, но и все мышцы тела. И ребенок испытывает перенапряжение.
  2. Берегите глаза! Когда ребенок смотрит телевизор, его глаза словно застывают. Чтобы рассмотреть телевизионное изображение, ребенку необходимо напрягать структуры глаза. Глаз интенсивнее всего развивается до 3–5 лет. И именно в этом возрасте бесконтрольное сидение у экрана телевизора может нанести зрению ребенка максимальный вред.
  3. Смотреть – раньше, чем думать? Особенность телевизионных программ – это яркие картинки, быстрая смена изображения, обилие звуков. Но мозг маленького человечка пока не способен обрабатывать такие потоки информации. Он выхватывает отдельные образы и звуки, но не может их толком осознать. Понаблюдайте, как малыш изучает новую игрушку: он медленно вертит ее в руках, мнет, трясет, подносит к глазам… Для понимания сути вещей крохе необходимо время. С телевизионными образами такое проделать невозможно: они стремительно сменяют друг друга. Это негативно сказывается на развитии мышления, особенно логического.
  4. Только для взрослых! Мы порой сами не замечаем, сколько агрессии льется с экрана на нас и наших детей. Выводы педагогов и психологов по этому поводу однозначны: сцены агрессии нарушают эмоциональное развитие малыша. Понятно, что полностью оградить его от телевизора невозможно. Наверное, этого и не стоит делать. Но подходить к выбору телепрограмм надо ответственно.


Какие мультфильмы можно смотреть детям?

Мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания информацию – как позитивную, так и негативную… Кстати, малыш еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх.

Ребенок и телевизор: телеобучение


Ребенок и телевизор: техника безопасности

Чтобы свести вред от просмотра телепередач к минимуму, стоит учесть простые правила:

Совет врача
Расстояние от глаз ребенка до телевизора должно как минимум втрое превышать ширину экрана: от 42-дюймовой модели, например, садиться надо на расстоянии чуть более трех метров. Либо надо выбрать место таким образом, чтобы не приходилось поворачивать голову более чем на 30 градусов в каждую сторону. Высота расположения экрана должна быть такой, чтобы угол между уровнем глаз и нижней кромкой экрана не превышал 15–20 градусов, то есть оптимально, чтобы телевизор располагался на уровне глаз.

Какую пользу могут принести ребенку мультики?


Можно предположить, что мультфильмы отбивают у детей желание слушать (а в старшем возрасте – и читать) книги. Ведь здесь не нужно думать, напрягать фантазию, представлять героев и обстановку. И да, и нет. Действительно, мультфильмы навязывают малышу определенный образ героя, но вместе с тем дают огромное количество сюжетов для игр, то есть все равно развивают фантазию. Часто после просмотра мультфильма ребенок с удовольствием послушает именно эту сказку, открыв для себя, что книжка гораздо полнее и интереснее. Полезно чередовать чтение книг, мультфильмы, прослушивание аудиосказок. Разумное сочетание этих занятий подскажет идеи для дальнейших игр и творчества.

А самое важное, пожалуй, – это показать ребенку, как прекрасен мир, который его окружает, научить любить его. Ведь реальная жизнь – штука весьма увлекательная!

Звездные родители

Ольга Будина, актриса, и Наум (11 лет)


Меган Фокс, актриса, Ноа (4 года) и Боди (2 года)


Современный человек вряд ли мыслит свою жизнь без телевидения. Наличие нескольких голубых экранов в каждом доме уже не является чем-то уникальным. Часто практически ежедневно мы организуем свой досуг с учетом просмотра телепередач. Тут же рядом с нами оказываются и наши дети. Как же влияет телевизор на их жизнь? Давайте поразмышляем…

Безусловно, телевидение имеет свои положительные аспекты влияния на детей в виде формирования норм их поведения и ценностных ориентаций, а также является одной из форм организации свободного времени, но только в том случае, если перечень телепередач, предъявляемых ребенку для просмотра, тщательно фильтруется взрослым, в частности родителем, а время просмотра телепередач строго регламентировано.

Есть множество отрицательных моментов легкой доступности телевидения для детей, которые важно учитывать. О них мы и поговорим.

Прежде всего, подсчитаем время, которое ребенок проводит перед телеэкраном. Просмотр телепередач забирает у детей время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками, а продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка. Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно. В созревающем мозге ребенка идут особые процессы. Если взрослый может оценивать, фильтровать, анализировать и перерабатывать информацию с телеэкрана на основе приобретенного жизненного опыта, то визуально- звуковой поток воспринимаемый ребенком располагает к формированию у него установки на пассивное восприятие действительности и в будущем это определяет безразличное пассивное отношение к жизни. Телевизор способствует формированию личности ребенка с низкой трудовой и творческой активностью. Вырастая, такой ребенок сможет лишь формально выполнять работу или имитировать труд под контролем. Исследования настоящего времени показывают, что успешно трудиться, творчески подходить к работе может молодежь, которая в дошкольном детстве тратила на просмотр телевизора не более одного часа в неделю или не смотрела его вовсе. Удовлетворительно трудятся те, кто в детстве "общался" с телевизором не более получаса в день. Ежедневный полуторачасовой просмотр телепередач снижает творческий потенциал на четверть. Два часа ежедневного просмотра телевизора приводят к потере почти половины творческого потенциала. Если дошкольники смотрят телевизор более трех часов в день, они теряют 90 процентов своей трудовой активности. Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчеств, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире. Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными, они теряют способность рассуждать. Такие дети ждут развлечений от окружающих людей, либо предпочитают потреблять готовые развлечения с экрана телевизора.

Для маленьких двухлетних детей телевизор опасен способностью блокировать развитие нервной системы. Мозг ребенка направлен на осознание окружающего мира, в котором для маленького человека много удивительного и интересного. Это чувствительный период для развития навыков зрения и языка. В возрасте 18 месяцев у ребенка интенсивно развиваются лобные доли мозга, ответственные за осуществление успешных контактов с другими людьми. Поэтому с маленькими детьми важно и полезно разговаривать, играть, общаться, но не с помощью телевизора. Ребенок испытывает жизненную потребность в общении с реальными живыми людьми, прежде всего с отцом и матерью, а не с голубым экраном. Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.

Ежедневный просмотр телевизора способствует формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом, теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и познавательную активность.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только при наличии интенсивного и регулярного общения с близкими взрослыми. Технические средства не могут заменить живого человека, в общении с которым происходит познание и усвоение культурных ценностей, этических норм и прочего, что важно для наполнения внутреннего мира ребенка.

Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. Как следствие, дети теряют возможность развивать и совершенствовать свою речь, обогащать свое личностное внутреннее пространство, потому что изначально все переживания и представления ребенка формируются в пространстве между ним и взрослым человеком и только потом присваиваются ребенком и становятся частью его личности. Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал. Такие дошкольники очень мало общаются с книгами, поэтому у них задерживается развитие образных представлений, фантазии, глаза их привыкают смотреть однонаправлено на экран телевизора, глазодвигательные мышцы отвыкают трудиться и в школе таким ребятам трудно следить за текстом по строчкам учебников и книг.

Родителям полезно знать, что детский мозг не может обрабатывать звуковую информацию из телевизора также быстро, как непосредственный живой разговор, поэтому нагрузка на нервную систему будет чрезмерной и бесполезной. Также телевизор является узконаправленным источником звука, тогда как в реальном мире звуки поступают с разных сторон. Поэтому дети, выращенные на телевизоре, хуже определяют направление источника звука, что существенно затрудняет их ориентировку в реальном пространстве окружающего мира, например на дороге, а это уже прямая угроза их безопасности.

Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.

Отмечено, что дошкольники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.

Важно также обратить внимание на содержание телепрограмм, которые просматривают дети, в частности мультфильмов. Некоторые из них кажутся весьма безобидными, либо воспринимаются как бессмысленные. Но если быть внимательными, то можно обнаружить скрытую пропаганду определенных образов жизни. Люди нашей культуры, восприняв это, обычно запрещают своим детям смотреть такие мультфильмы. Но беда в том, что некоторые родители даже и не знают содержание того, что смотрит их ребенок, либо слишком легкомысленно подходят к данной проблеме. А зря! Как правило, после внимательного просмотра нескольких таких мультфильмов, родители сами приходят к мнению, что детям их смотреть нельзя. Ребенок, как правило, ассоциирует себя с главным героем мультфильма. Но даже при поверхностном просмотре многих современных мультфильмов становиться ясно, что часто положительные главные герои ведут себя абсолютно агрессивно, убивают, уничтожают, разрушают. Бросается в глаза жестокость персонажей друг к другу, и, показываемое как героическое, антисоциальное поведение. Родителям полезно задаваться вопросом, желают ли они, чтобы их ребенок копировал поведение главного героя мультфильма и оказывался в ситуации, похожей на увиденную на телеэкране. Вряд ли родители пожелают, чтобы их дети участвовали в военных действиях, а ведь зачастую после просмотра мультфильма-боевика дошколенок в среде сверстников начинает искать себе врагов и развязывает с ними войну, пытаясь подражать главному герою защитнику из любимого мультфильма. Кроме того, современные бесконечные мультсериалы прочно поселяют в голове детей убеждение, что война закончиться не может, жизнь в постоянной опасности, так как появляются все новые и новые враги. Такие дошкольники не находят применение своему герою из мультфильма, а значит и самому себе, в мирной жизни, они не могут настроиться на созидательную творческую деятельность. Бесконечный военный сюжет поселяет в душах детей тревогу, страх, отнимает веру в предсказуемость и стабильность окружающего мира.

Серьезно страдает при просмотре иных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.

Во многих мультфильмах пропагандируется ценность жизни в сплошном развлечении и роскоши, добывании сокровищ. И не ждите от такого ребенка в будущем успешности и проявлений таланта.

Полезно учитывать так же, что все, что связано с мультфильмами часто используется для наживы компаниями, производящими детские игрушки. Они заинтересованы в создании ажиотажа вокруг мультфильма. Чем выше его рейтинг, тем большие прибыли они получают с продажи игрушек и атрибутов к мультфильму. Так зачем способствовать обогащению незнакомых людей за счет здоровья и успешного будущего собственных детей?

Сказанное выше не означает призыва совершенно исключить телепросмотры из жизни детей. Это бессмысленно и невозможно. Но в ваших силах, заботливые и любящие мамы и папы, выражать свое отношение к сюжету телепрограммы, рассуждать вместе с ребенком о поступках героев, либо разрешать ребенку просмотр телепередач тогда, когда он готов к ее использованию по назначению и позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете образцом для подражания.


Телевидение — достаточно спорный способ провести досуг. Многие считают его малополезным и даже вредным, но нельзя не признать, что для детей телевизор порой становится образовательным ресурсом.

Просмотр телевизора стоит контролировать, особенно в раннем возрасте.

Тлум.Ру рассказывает о том, какие аспекты просмотра телевизора стоит контролировать, а о чём, наоборот, не стоит волноваться.


Когда разрешать детям смотреть телевизор?


Дети младше двух лет воспринимают телевизор как сбивающий с толку набор цветов, изображений и шумов, а большая часть содержания ускользает от их понимания. Лучше избегать просмотра телевизора в этом возрасте.

Младенцы и тоддлеры смотрят на мир буквально. Они ещё не могут отличить реальное от воображаемого и интерпретируют то, что видят по телевизору, как настоящую жизнь. Многие маленькие дети верят, что герои телепрограмм действительно живут внутри телевизора. Поэтому важно проследить, чтобы в телепередачах и мультфильмах для самых маленьких детей не было жестокости.

Просмотр телевизора может вызвать привыкание. Чем больше ребёнок смотрит телепередачи, тем больше жаждет продолжать просмотр. Дети, смотрящие телевизор слишком долго, часто становятся пассивными и теряют природные творческие способности. В конечном итоге им становится трудно чем-то занять себя и сосредоточиться на учёбе.


Родители часто прибегают к телевизору как к способу занять ребёнка. Отдых для взрослого — это хорошо и важно, но отвлекать детей таким образом — тоже не вариант. Дети, в ранние годы много смотрящие телевизор, подвержены риску детского ожирения, плохого социального и эмоционального развития и агрессивного поведения. У них часто возникают проблемы с приспособлением к дошкольному образовательному учреждению или детскому саду.


Советы для родителей по просмотру телевизора:


  • Старайтесь как можно дольше воздерживаться от просмотра телевизора с детьми — по крайней мере, до тех пор, пока им не исполнится два года. Если избежать этого не получится, внимательно выбирайте программы, ограничивайте время просмотра и пропускайте дни, когда это возможно.
  • Чем меньше времени вы тратите на просмотр телепередач, тем лучше. Установите временную цель, например, не более тридцати минут или часа в день, или одно любимое шоу, чтобы у детей не возникало соблазна включать телевизор слишком часто.
  • Смотрите программы сами прежде, чем позволить ребёнку смотреть их. Не всегда телепередачи отражают ценности конкретной семьи, а порой в них могут показывать неприемлемые вещи, которым вы не хотели бы учить ребёнка: сцены насилия, сексистские или расистские мотивы и другое.
  • Выбирайте программы, подходящие вашему ребёнку с точки зрения развития. Это не обязательно должны быть скучные обучающие передачи, но образовательный элемент в них будет полезным.

Телевизор — это не всегда плохо, если подходить к нему осознанно и следовать правилам.

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Дети телевизор

Существуют некоторые разногласия по поводу влияния телевизора на развитие детей. Одни родители категорически против времяпрепровождения своего ребёнка возле экрана, а другие — наоборот, считают, что благодаря телевизору малыш изучает окружающий мир. Конечно, телевизором или игровой приставкой можно на некоторое время занять ребёнка, пока взрослые не сделают срочные дела, если так случилось и оставить детей не с кем. Но пускать процесс на самотёк или приучать детей к постоянному просмотру ТВ и видео крайне нежелательно.

⚠️ В этой статье под телевизором понимается не только эфирное телевидение, но и любые другие видеоисточники: спутниковое телевидение, OTT/VoD сервисы (YouTube, Netflix и тд), компьютерные игры, а также просмотры медиатек с фильмами или сборниками мультфильмов.

Влияние телевизора на ребёнка

Известно, что человек, чрезмерно увлеченный просмотром телепередач, со временем становится инфантильным. Что касается малышей, то при постоянном и бесцельном просмотре телевизора они могут вырасти несамостоятельными и безответственными. Телевидение демонстрирует мир не таким, какой он есть в реальности.

Также замечено, что благодаря постоянному нахождению перед телевизором у детей пропадает мотивация к обучению и саморазвитию. Кроме того, ребенок может пострадать от увеличения веса, сахарного диабета, синдрома дефицита внимания, ухудшения зрения и развития остеохондроза.

При помощи различных ТВ-программ малыша можно отвлечь, однако, как советуют психологи, необходимо находиться возле телевизора вместе с ребенком, чтобы объяснять и обсуждать определенные сюжеты или действия персонажей, а также контролировать то, что малыш смотрит и ставить общение с ребёнком (а не видеоряд) на первый план.

Не такими безобидными являются и мультфильмы. На первый взгляд, кажется, что всё нормально, но большинство современных мультфильмов и мультсериалов могут способствовать развитию тех проблем, о которых упоминалось выше. Имеет смысл приучать ребёнка к мультфильмам, несущим полезную информацию или подобранным специально по возрасту и подходящей тематике.

Считается, что ошибаются те родители, которые позволяют своим детям смотреть телепередачи, которые, возможно, они не понимают. Всё они понимают. В результате, придётся иметь дело с бессонницей, детскими капризами и истериками, головными болями и даже судорожными явлениями.

Вредные воздействия телевизора на ребёнка

Сам по себе непродолжительный просмотр телевизора безвреден для зрения, но ухудшиться оно может в случае неправильного просмотра: недостаточное расстояние от экрана, плохое качество изображения, недостаточное освещение. Экран телевизора должен находиться на расстоянии трёх его диагоналей от глаз.

Освещение комнаты с телевизором должно быть умеренным, не слепящим, но и не слишком тусклым. Блики от экрана не допустимы. Разрешение экрана должно быть подобрано с умом. Ухудшение зрения не единственный удар по здоровью. Из-за недостаточной подвижности ребенок может быть подвержен ожирению, кроме того, назойливая и громкая реклама, зачастую, пропагандирует неправильное питание и высококалорийные продукты, которые дети запоминают и потом настойчиво требуют от родителей. Про другие вбиваемые рекламные образы юному телезрителю лучше вообще не знать.

Постоянный просмотр телевизора с отказом от игр, чтения и развития восприятия речи на слух также ведет к дислексии — нарушению способности читать. Это происходит из-за постоянного обилия зрительной информации и отсутствия или недостатка других источников ее воспроизведения. От недостатка игр и других занятий снижается способность к абстрактному мышлению, внимание рассеивается, страдает фантазия, ребенку трудно привить творческие навыки.

Телевизор однозначно вреден для детей

По мнению специалистов телевизор крайне негативно воздействует на детей любого возраста, поэтому нельзя позволять, чтобы дети сидели перед экраном слишком долго и приучались проводить всё свое свободное время перед зомбоящиком. Обычно, говорят об ограничении времени перед телевизором до 15-20 минут в день для детей от трёх лет, до 40-60 минут для детей от двенадцати лет. В 14 и старше можно говорить о 80-120 минут для конкретных передач, но к этому времени, если в раннем возрасте всё было сделано правильно, такой проблемы попросту нет — телевизор уже неинтересен и есть куча других забот и увлечений.

Следует назвать еще некоторые негативные последствия чрезмерного просмотра телевизора детьми:

  1. Ребенок становится пассивным, приучается отстранённо наблюдать происходящее вокруг, а не участвовать.
  2. Нарушаются зрительные функции, может развиться близорукость и накопиться усталость глаз.
  3. Деятельность головного мозга ухудшается. Отмечается понижение умственных способностей и усиление внушаемости.
  4. В речевом развитии также происходит отставание. Детишки, регулярно находящиеся перед телевизором, большую часть времени молчат, слушая остальных.
  5. Из-за большого количества передач, в которых присутствует много насилия, ребенок начинает вести себя враждебно. Он постоянно видит действия героев в фильмах и мультфильмах, запоминает их, а потом демонстрирует такую модель поведения в реальности.
  6. С успеваемостью возникают проблемы, поскольку обучение с участием становится скучным и утомительным.

Как отучить ребенка от телевизора

Многие мамы жалуются на то, что ребенок, даже едва умеющий выговаривать три слова, часами сидит у экрана телевизора и на любые попытки отвлечь его отвечает истерикой. Как правильно отучить ребенка от телевизора и привить интерес к другим занятиям? Конечно, сразу полностью запрещать смотреть телевизор не нужно. Как лечение зависимости, проводим отучение постепенно, час за часом убирая время, проведенное перед телевизором за неделю.

Ребенок смотрит телевизор

Важно, чтобы взрослые сами не смотрели телевизор, подавайте ребенку правильный пример и не старались добиться того, чего сами не в состоянии выполнить. Особенно плохо, когда телевизор работает в доме источником фонового звука, отучить ребенка не пялиться в экран в таком случае крайне сложно. Некоторые правила ребёнка лучше научить соблюдать с самого раннего возраста:

  • Во-первых, малыш должен знать, что именно ему разрешено смотреть по телевизору: мультики (не мультсериалы!), обучающие и познавательные передачи
  • Во-вторых, без надобности телевизор включаться не должен. Можно посмотреть конкретный мультик или полезную передачу, но не работать фоном и отвлекать внимание
  • В-третьих, желательно, чтобы дети научились проводить большую часть свободного времени без телевизора, займите их чем-нибудь другим

Желательно, чтобы в детской комнате не было электроники: так вам будет проще контролировать время просмотра. Вечерний просмотр вреден для сна ребенка, так как специфическое сияние монитора или экрана ведет к нарушению выработки мелатонина.

ℹ️ Мелатонин — это основной гормон эпифиза, регулятор циркадного ритма всех живых организмов. К другим важнейшим функциям мелатонина относится его антиоксидантная активность в организме животных. Мелатонин влияет на способность быстро заснуть, замедляет процессы старения, усиливает эффективность функционирования иммунной системы, а также регулирует работу клеток головного мозга.

Приучаем ребенка к умеренности

Зарубежные педиатры рекомендуют снизить время, проведенное у телевизора, до двух часов в день максимум. При этом, телепрограммы должны нести определенную информацию, то есть выполнять познавательную и образовательную функции. Мнение российских врачей иное: строго до трех лет ребенок не должен смотреть телевизор ни при каких условиях. Для дошкольников допустимо проводить у телевизора только 20 минут, а детям до семнадцати лет — два часа, еще час можно отвести для компьютера. Переключая детей с телевизора на компьютер будьте внимательны: вынужденное близкое расположение глаз от монитора сказывается не лучшим образом на зрении, а компьютерные игры и интернет для детей привлекательнее, чем просмотр телепрограмм, так что не переусердствуйте.

Активно участвуем в жизни ребенка

Имейте ввиду…

Ничто не заменит ребенку родительского внимания, к которому он должен привыкнуть с ранних лет, потому как в подростковом возрасте сделать это будет сложнее. Проводите больше времени вместе: играйте с ребенком, рисуйте, прыгайте, читайте, главное, чтобы любые занятия были совместными, тогда проблема сама сойдет на нет.

Если ситуация запущена, то телевизору придётся найти замену. Мы уже писали об этом в статье «Как перестать смотреть телевизор за 7 шагов«. Здесь не обойтись без постоянного участия взрослых и их постоянного примера. Пусть малыш развивает творческие способности при помощи лепки, рисования, конструктора и других занятий, которые будет делать вместе с родителями. Очень хорошо, если ребенок будет в игровой форме участвовать в домашних делах совместно с папой или мамой.

С точки зрения исследований, ученые пришли к выводу, что телевизор нарушает развитие Нервной системы ребенка: дети стали хуже мыслить, возрастают речевые проблемы (и это для нас не секрет), снижается время активного (произвольного, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект) внимания ребенка.

Экран передает нам двухмерное изображение и сужает поле восприятия. Для корректного созревания зрительной системы необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных объектов. Для чего ребенку стоит предлагать стимулы в виде ярких игрушек различной формы — погремушки, пирамидки и пр. Много гулять и целенаправленно изучать мир путем наблюдения и взаимодействия с ним — рассматривать цветы, листья, насекомых, животных.

Дети, которые много смотрели телевизор в раннем возрасте имеют трудности при обучении чтению. При чтении необходимо, чтобы глаза постоянно двигались слева-направо по строке. ТВ уменьшает объём произвольных движений глаз, как следствие глаза быстро устают, затрудняют чтение.

Также у ребенка снижается произвольное внимание. Внимание тесно связано с работой зрительной системы. Расширение зрачков и прослеживание взором — это функция части мозга под названием РАС — ретикулярная активизирующая система. Она определяет на чем нужно сфокусировать внимание. Это возможность концентрироваться и фокусироваться. Чтобы обработать новый стимул коре требуется от 5 до 10 секунд. Сейчас частота смены кадров в мультфильмах варьируется от 4 до 6 секунд, в рекламе 2-3 секунды. Просмотр передач и быстрой сменой кадров снижает формирование произвольного внимания.

С точки зрения физического развития человека телевизор и любые гаджеты так же отражаются негативно на развитии. До 3-4 лет основная задача ребенка — это движение. Чем больше двигается ребенок в этом возрасте, тем лучше развивается его мозг. Телевизор фиксирует ребенка в статичном положении, забирает его движение, а, следовательно, и развитие. Просмотр телефона или планшета формирует неправильную осанку у ребенка — спина изогнута дугой, голова наклонена вниз.

Примерное время просмотра телевизора в день:

  • от 0 до 2 лет - 0 минут
  • от 2 до 3 лет — 10 — 15 минут
  • от 3 до 5 лет — 20 — 25 минут
  • от 5 до 9 лет — 30 — 40 минут
  • от 9 до 12 лет — 60 — 90 минут

Что же можно смотреть и что показывать?

Подходите к просмотру телевизора с умом. Выберете какой-нибудь интересный познавательный фильм о природе, о науке. Или мультфильм с качественным содержанием — поучительный, с хорошим добрым сюжетом — про дружбу, любовь и пр. Таких кинолент очень много. Особенно хороши фильмы BBC или National Geographic, российские полнометражные мультфильмы 50-60х по сказкам великих писателей. Сделайте просмотр таких фильмов совместным досугом. Так вы помогаете ребенку воспринимать более сложную информацию, у Вас появляются новый темы для диалогов, Вы становитесь ближе эмоционально.

Чтобы у ребенка не возникало истерик, когда Вы выключаете телевизор, согласуйте время просмотра. Включайте в одно и тоже время, либо ставьте таймер. Правильно выстроенные границы всегда помогут сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

Читайте также: