Инструкция по применению домашнего кинотеатра

Обновлено: 17.05.2024

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

Размещение акустики в комнате


На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).


При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

1. Определитесь с помещением или его частью

1. Определитесь с помещением или его частью

Комната – важнейшая часть кинотеатра. Конечно, при желании, его можно организовать и на кухне, только зачем? Лучше всего будет использовать отдельное помещение или гостиную/кабинет. Если такой возможности нет – выделите в комнате площадь от 12 м2 прямоугольного формата для организации ДК. Идеальная расстановка – по длинной стене зала (так расстояние до экрана будет меньше, эффекта вовлеченности – больше, а комнатные резонансы сведутся к минимуму).

Совет: В случае использования части комнаты, ее можно разграничить ширмой или шкафом.

2. Решите, нужен ли вам проектор

2. Решите, нужен ли вам проектор

Совет: DLP-модели, например, BenQ W2700 (128 000 руб.) обеспечивают вывод картинки 4К с оптическим сдвигом Full HD-матрицы.

3. Размер экрана ТВ – главный фактор

3. Размер экрана ТВ – главный фактор

В случае выбор телевизора гоните прочь сомнения о его размерах. Правило тут простое – чем больше, тем лучше (в рамках бюджета, конечно). Даже с полутора метров 85" ТВ будет отлично смотреться. Да – покупать ТВ с реальным разрешением ниже, чем 4К (и с HDR) уже смысла никакого нет. А вот решение между OLED / LED более сложное. Первые дороже, явно лучше по уровню черного и хуже по яркости. Вторые – более дешевы и более универсальны. Для экономии – однозначно LED.

Совет: QLED-ТВ Samsung линейки 2019 обладают высочайшей яркостью и рекордными для ЖК-технологии показателями глубины черного поля.

4. Выберите компонентный ДК или систему с саундбаром

4. Выберите компонентный ДК или систему с саундбаром

В случае использования саундбара можно сильно сэкономить и не городить огород с проводами и расстановкой множества колонок. Но и качество звукового сопровождения будет несколько ниже, чем у полноценного компонентного ДК.

Совет: Sennheiser AMBEO Soundbar (формата 5.1.4) вполне может заменить полноценный хоум симнема – но, и стоит аппарат 179 900 руб.

5. Решите, какой формат и число каналов будете использовать

5. Решите, какой формат и число каналов будете использовать

Если вы остановились на полноценном хоум синема с разделенными каналами – решите, какое их число вы будете использовать. Минимальная схема 5.1, а дальше все зависит от вашего бюджета и запросов – дойти можно хоть до 14.4.

Совет: Оптимальная на сегодня схема системы окружающего звучания для домашней инсталляции 7.2.1 – она гарантирует работу схемы Dolby Atmos с парой верхних каналов.

6. Выберите ресивер

6. Выберите ресивер

Совет: AV-ресивер Pioneer VSX-LX304 за 74 990 руб. работает как раз в схемах Dolby Atmos и DTS:X до 7.1.2 или до 5.1.4.

7. … и комплект акустики

7. … и комплект акустики

Подходим к самому главному – к колонкам. Основное правило тут – чем больше размер динамиков и внутренний объем спикеров, тем масштабнее будет саунд. Так что, все ограничено лишь финансами, размерами зала и его дизайном.

Совет: Комплект акустики окружающего звучания Klipsch THX Ultra2 – дорогая (720 000 руб.), но проверенная классика.

8. Не забудьте про сабвуфер

8. Не забудьте про сабвуфер

Всего в домашнем кинозале может работать до четырех сабвуферов, но и один существенно улучшит ситуацию с басовой линией. Устанавливать его лучше в углу комнаты, а выбор должен идти по критериям АС (габариты, вес и размер динамика, а также – мощность встроенного усилителя, если речь идет об активной модели). И, да – совсем не обязательно выбирать саб от того же производителя, что изготовил ваши колонки. Специализированные компании обладают большими компетенциями в этой отрасли.

Совет: REL T7i (84 990 руб.) – шикарный новый саб от узкоспециализированной компании.

Назначение современного телевизора всем известно. Он нужен для выбора и воспроизведения телевизионных программ, для чего к нему подводится смесь из множества радиосигналов по коаксиальному кабелю. Каждой программе соответствует свой канал, характеризующийся собственным частотным диапазоном. Именно это позволяет "засунуть" их всех в один кабель так, чтобы сигналы не мешали друг другу.

Но назначение современных телевизионных приемников гораздо шире. Кроме всего прочего, они могут принимать и воспроизводить сигналы от внешних носителей. Сначала это были видеомагнитофоны и видеокамеры, теперь появилась возможность подать на телевизор практически любую картинку, даже неподвижную, или отдельно звук.

У любого телевизионного приемника имеется ряд разъемов для присоединения внешних устройств. Рассмотрим их виды, назначение и способы подключения домашнего кинотеатра к телевизору.

Что такое домашний кинотеатр?

Что такое домашний кинотеатр?

Домашний кинотеатр - это совокупность необходимого оборудования для просмотра видео, сопровождающегося высококачественным звуком с воссозданием атмосферы кинотеатра в домашних рамках. Можно сказать проще, что домашний кинотеатр - это система, состоящая из телевизора воспроизводящее видео высокого качества и колонками с отличным звуком.

Устройство с таким названием объединяет в себе:

  • тюнер для приема сигналов радиостанций;
  • видеомагнитофон для записи и воспроизведения сигналов с кассет VHS;
  • проигрыватель CD и DVD дисков, на которых может находиться любая медиа информация (звуковые файлы, фильмы в различных форматах, фотографии);
  • подключения микрофонов для караоке.

Конечно, все это – в пределах разумного: пока документы в форматах PDF или файлы Microsoft Office Word домашний кинотеатр воспроизвести не сможет. Но уже сейчас активно разрабатываются телевизионные операционные системы, которые позволят в будущем осуществить и это.

К тому же домашний кинотеатр способен пропускать через себя и обычный телевизионный сигнал, ничего с ним плохого не творя. Это используется при необходимости добавить в линейку телеканалов еще и собственные данные, о чем расскажем чуть позднее.

При необходимости кинотеатр может еще и расширить свои возможности за счет подключения дополнительных внешних устройств. И тоже послать от них сигнал на телевизор. В этом режиме он оказывается в качестве посредника, передаточного звена. Зачем? Для централизации управления и избавления пользователя каждый раз вспоминать, какие шнуры и куда нужно воткнуть, чтобы подключить куда-то что-то. Да и манипулировать со шнурами в труднодоступных местах – задача не из приятных.

Вы, наверное, спросите: а зачем при воспроизведении звука нужен телевизор? В этом случае он выполняет роль монитора. Такую же роль он может выполнять при подключении к нему компьютера.

Домашний кинотеатр и объемный звук

Но самое главное, что может дать использование домашнего кинотеатра: объемный звук в формате 5.1. Разберемся в преимуществах этой системы.

Но если вы останетесь сидеть, а собеседник, наоборот, станет вышагивать относительно вас, оказываясь то справа, то слева, то передать его точное положение в пространстве смогут уже только две колонки. Вы точно будете знать, где он находится, то только в том случае, если останетесь на месте. Такая система называется стереофонической или 2.0 (используется 2 колонки и 0 сабвуферов).

Но у нее есть недостаток: стоит источнику звука оказаться не справа или слева, а позади слушателя, то передать это она не сможет. А если вы еще повернете голову одним ухом к месту расположения акустических систем, то вряд ли сможете уловить какие-либо эффекты.

Стереофоническая система работает только при определенном положении в пространстве акустических систем и слушателя. При нарушении этого хрупкого равновесия все ее достоинства рушатся. На самом деле она способна уверенно давать эффект присутствия только при использовании наушников.

Кинотеатр 5.1 включает в себя пять акустических систем. Прямо перед слушателем расположена центральная акустическая система. По бокам от нее устанавливаются фронтальные, назначение которых аналогично обычной стереофонической. Позади слушателя добавляются еще две колонки – тыловые. А для лучшего воспроизведения низких частот в систему добавляется еще и шестая колонка – сабвуфер.

Система звука в формате 5.1


Система звука в формате 5.1

Работа системы 5.1

Наличие фронтальных и тыловых акустических систем позволяет слушателю находиться в центре событий, разворачивающихся в фильме или на концерте. При условии, что на носителе информации имеются соответствующие звуковые дорожки. Если воспроизводится обычный стереофонический сигнал, то тыловые колонки либо дублируют его, либо немного корректируют для создания некоторого объемного эффекта.

Способы подключения кинотеатра к телевизору

Теперь, когда мы знаем, что и для чего служит, пора понять: как все это правильно соединить между собой. Наличие кучи разъемов как на телевизоре, так и на домашнем кинотеатре, поначалу пугает людей, никогда не сталкивающихся с похожими задачами. Но на самом деле ничего сложного в процессе коммутации нет.

К тому же любые аппараты: что Lg, что Samsung, что Sony – при использовании одинаковых по назначению разъемов абсолютно совместимы между собой.

Присоединение через антенный вход

Антенный кабель может оставаться на месте (в родном для себя гнезде, где он и был до этого). При этом для соединения кинотеатра с телевизором используется любой из способов соединения, описанных в следующих пунктах.

Направление сигнала при подключении по ВЧ


Направление сигнала при подключении по ВЧ

Кабель для подключения по ВЧ


Кабель для подключения по ВЧ

Теперь включаем кинотеатр на воспроизведение какого-нибудь фильма и заходим в настройки каналов телевизора. Ищем канал на котором идет фильм, запоминаем настройку – она и будет соответствовать сигналу с кинотеатра. Если сигнал совпадет с каким-нибудь другим, уже занятым телевизионным каналом – заходим в меню управления кинотеатром и изменяем номер канала, на котором он передает сигнал на ВЧ-выход на любой незанятый.

Поэтому такой способ рекомендуется в качестве временного или неизбежного, когда другие недоступны.

Раздельное подключение аудио и видеосигналов

Простейший из них – раздельное подключение сигнала видео и двух звуковых каналов от кинотеатра к телевизору.

Соединение выходов и входов звука и видео


Соединение выходов и входов звука и видео

Кабель для коммутации видео и звуковых сигналов


Кабель для коммутации видео и звуковых сигналов

Стандартно использующийся для этих целей кабель имеет три колокольчика с каждой стороны. Их рубашки маркируются разными цветами не для красоты, а для правильного применения. Такими же цветами отмечены соответствующие разъемы для подключения:

  • белый цвет – левый звуковой канал;
  • красный цвет – правый звуковой канал;
  • желтый цвет – канал видео.

У этого способа соединения тоже есть недостаток. Сигнал видео содержит в себе смесь из сигналов о яркости и цвете изображения. Но с носителя они считываются раздельно. Опять наблюдаются ненужные процессы смешивания сигналов на выходе кинотеатра с последующим разделением их в телевизоре, что отнимает у картинки немного качества.

Но наиболее часто возникает необходимость передавать звук в обратном направлении. Ведь колонки у телевизора встроены в корпус, а значит, качество их звучания – не самое лучшее. Поэтому звуковые сигналы передаются от телевизионного приемника в сторону кинотеатра, оснащенного колонками, да еще и в формате 5.1.

Для этого при использовании кабеля с колокольчиками желтый (для видео) подключается так, как было описано выше. А звуковые соединяют выходы OUT телевизора с входами IN кинотеатра.

Компонентные сигналы

Разъем для компонентных сигналов


Разъем для компонентных сигналов

При наличии в телевизоре этих трех каналов было бы неправильно этим не воспользоваться при подсоединении к нему сторонних источников. Что и выполняется при подключении компонентного сигнала. Используется при этом почти такой же кабель, как и в предыдущем случае. Только для правильного соединения его колокольчики имеют другие цвета и назначение:

При этом для подключения к телевизору сигналов звука потребуется все тот же кабель с бело-красно-желтыми (или просто с бело-красными) колокольчиками.

Кабель для подключения компонентных сигналов


Кабель для подключения компонентных сигналов

Подключение через разъем S-видео

Это еще один способ раздельной передачи сигналов яркости и цветности. Только разделение происходит на канал яркости Y и цветности С. Дополнительно в них добавляются собственные сигналы синхронизации.

Метод является более предпочтительным, чем вышеописанный композитный, из-за отсутствия перекрестных помех между каналами.

Вывод кабеля и разъем для подключения сигналов S-видео


Вывод кабеля и разъем для подключения сигналов S-видео

Для подключения требуется отдельный кабель с характерными разъемами на концах. Звук соединяется таким же способом, как и в предыдущих разделах. Точно так же подготавливается телевизионный приемник для приема сигналов.

Подключение шнурами типа SCART

Разъем SCART разработан специально для полной унификации почти всех известных на момент его создания методов подключения аудио и видеосигналов. Причем работать собранный по полной схеме соединитель должен и в ту, и в другую сторону, что позволяет его применять и для подключения видеомагнитофонов в режим записи телевизионных сигналов, и для решения других задач.

Разъем для шнура SCART


Разъем для шнура SCART

На практике же оказывается, что не все аппараты содержат разъем SCART, поэтому существует множество его модификаций, комбинирующих либо два одинаковых разъема с минимальным количеством соединительных проводов, либо содержащих на одном конце все те же колокольчики.

Полный вариант шнура SCART


Полный вариант шнура SCART

Если же с одной стороны стоит SCART, а с другой – колокольчики в количестве трех-четырех штук, то неплохо бы поинтересоваться у продавца — предназначен SCART стоять на приемной стороне или на передающей. При этом в конструкции соединителя четко выделяются отдельные проводники, каждый из которых идет к своему колокольчику.

Шнур SCART-колокольчики, распаянный для ввода сигнала


Шнур SCART-колокольчики, распаянный для ввода сигнала

Переходник SCART на колокольчики


Переходник SCART на колокольчики

Но по такой схеме трудно одновременно выставить передачу сигнала видео на телевизор, а звук – в обратном направлении. С помощью пульта переключить переходник в другой режим невозможно.

Подключение через HDMI

Вариант подключения через HDMI является самым лучшим. Причина: по соединительному кабелю сигналы транспортируются не в аналоговом, а в цифровом виде. А это означает, что на них не действуют помехи, снижающие качество изображения и звука.

Но использовать этот вариант можно только в случае, если и телевизор, и домашний кинотеатр оснащены соответствующими разъемами. На кинотеатре нужно использовать выход (гнездо HDMI OUT), на телевизоре, естественно, HDMI IN. Если же стоит вопрос о том, как вывести звук с телевизора на домашний кинотеатр при просмотре обычных телепрограмм, то потребуется соединить между собой и противоположные по назначению гнезда: IN на кинотеатре и OUT на панели телевизора.

Разъем и кабель для подключения HDMI


Разъем и кабель для подключения HDMI

Еще потребуется специальный кабель. Соединить с помощью него два устройства между собой не сложнее, чем воткнуть флешку в USB-порт компьютера.

Подключение акустических систем

Современный кинотеатр без хорошей акустики – банальный проигрыватель DVD дисков. Но для того чтобы от акустических систем (АС) добиться желаемого эффекта, для начала их необходимо правильно расположить.

Центральная АС располагается там, где установлен телевизор. То есть ее расположение совпадает с рассматриваемой картинкой.

Фронтальные должны расположиться по бокам от экрана спереди от слушателя. Разносить их далеко друг от друга не стоит. Рекомендуемый угол между их расположением относительно зрителя составляет примерно 45 градусов.

Высота установки центральной и фронтальных АС обычно выбирается так, чтобы они находились на уровне ушей сидящего человека. Однако центральные иногда загоняют под телевизор, что не сильно снижает эффект от прослушивания.

Стоит напомнить, что идеальное положение зрителя при прослушивании звука в формате 5.1 предполагается в центре комнаты. Возможен вариант с перемещением этого центра к противоположной от телевизора стене, но не слишком глубоко. Иначе теряется смысл в тыловых акустических системах.

Сами же тыловые тоже располагаются на уровне ушей или выше. Их также разносят по углам, но за слушателем. Возможен даже разворот их в сторону стены, чтобы звук доходил до зрителя отраженным. При этом он немного рассеивается, что в некоторых помещениях приносит положительный результат. Дело в том, что тыловые АС служат для создания звуковых эффектов, передающих перемещение источника сигнала. Основной же звук все равно идет спереди.

Сабвуфер устанавливается в любом месте спереди от слушателя.

Подключение колонок по системе 5.1

На самом деле расположение колонок для каждой комнаты уникально. Интерьеры неповторимы, да и не всегда мебель позволяет расставить АС так, как указано в инструкции к кинотеатру. Поэтому иногда приходится экспериментировать, пробуя различные варианты компоновки для достижения наилучшего результата.

Когда колонки расставлены, хотя бы предварительно, приступаем к их подключению. Протягиваем кабели от них к кинотеатру, сразу же прикидывая, как их лучше спрятать. Лишние провода на полу не на пользу, особенно при наличии в квартире домашних животных.

Вариантов скрыть провода от посторонних глаз немного. Можно уложить их в пластиковые кабель каналы, прикрепленные к стене. Но устанавливать специально каналы для этой цели расточительно, а использовать те, в которых проложена электропроводка, нельзя. Слаботочные цепи не принято объединять с силовыми, это небезопасно.

Плинтус с кабельным каналом


Плинтус с кабельным каналом

Теперь о самом подключении. Вряд ли у вас возникнут трудности с определением, как правильно подключить сами колонки к клеммникам. Все клеммы имеют понятные для любого пользователи надписи о назначении выходного сигнала. Для коммутации проводов в них достаточно разжать зажим обычной плоской отверткой и поместить в образовавшийся паз оголенную часть провода.

А вот какой куда провод подключить – не все равно. Проводники, идущие к колонкам, либо разного цвета, либо на один из них нанесена цветная полоска. Подключить их нужно всех одинаково. Например, если в верхнюю клемму вставили красный провод, то для всех колонок красные провода ставятся тоже в верхние клеммы.

Варианты клемм для подключения акустических систем


Варианты клемм для подключения акустических систем

Акустическим системам по сути все равно, какой полярности придет на них сигнал, работают они при этом одинаково. Разница будет при их совместном звучании. Если развернуть наоборот фазу звука хотя бы на одну колонку (поменять провода в клеммах местами), то о стереоэффектах можно позабыть.

Тестирование и настройка системы
Теперь включаем телевизор и кинотеатр в сеть и проверяем их совместную работу во всех режимах. Если вы нигде не ошиблись, то работать все должно начать немедленно и сразу. Если нет: перепроверяем подключение кабелей. Самая распространенная ошибка, из-за которой отсутствует изображение на экране – отключенный режим AV на телевизоре.

Больше вопросов всегда возникает к звуку. Точнее – к его качеству. Возможные методы решения: изменение настроек эквалайзера, встроенного в домашний кинотеатр, изменение положения акустических систем в пространстве.

Дальше, когда система заработала, все просто. Смотрим, слушаем и наслаждаемся благами технического прогресса. И ждем новых полезных изобретений.

Домашний кинотеатр

Если надоело слушать музыку и фильмы через встроенные колонки телевизора, то пора приобретать домашний кинотеатр, который создаст неповторимую атмосферу качественного звука. Вы получите мощное и объёмное звучание, которое позволит полностью погрузиться в виртуальный мир кино.

Многие даже не подозревают, сколько они теряют положительных эмоций при пользовании только встроенными телевизионными динамиками, потому что они не предназначены для воспроизведения широкого диапазона частот. Но принеся домой покупку, владелец сразу же задаётся вопросом – как подключить домашний кинотеатр к телевизору? Обо всех способах подключения поговорим ниже.

Схема подключения домашнего кинотеатра к телевизору

Базовая комплектация домашнего кинотеатра состоит из ресивера и акустической системы. Возможности ресивера довольно широки: он воспроизводит звук с дисков, флеш-памяти и даже с видеокассет. Из-за этого у него большое количество различных разъёмов, которые обязательно надо подключать в соответствии со схемой.

Иначе вполне возможно, что будет отсутствовать или звук, или изображение. Может показаться на первый взгляд, что подключение домашнего кинотеатра к телевизору сложное, но это не так. Прежде всего должно быть представление о том, что придётся подсоединять:

  1. Источник сигнала. В его качестве выступает DVD или Blue–Ray-проигрыватель.
  2. Ресивер.
  3. ТВ-панель или проектор.
  4. Акустическую систему.
  5. Цифровой оптический кабель.
  6. Усилитель.

Подключение ресивера к ТВ для вывода изображения

Прежде чем подключить колонки от домашнего кинотеатра к телевизору, необходимо подсоединить ресивер. Это делается для того, чтобы удостовериться в выводе изображения на экран. Современные ТВ-панели, которые поступают в продажу, имеют стандартный разъём HDMI, с помощью которого осуществляется передача видеоданных и аудиодорожки в высоком качестве.

Такой вариант отличается простотой и даёт возможность транслировать любой контент на экран в хорошем разрешении. Причём не только с внешнего носителя, но и в режиме онлайн, что очень актуально для владельцев Смарт ТВ. Соединение устанавливается при помощи идущего в комплекте кабеля. Для этого необходимо:

Если разъёма HDMI нет, то соединение происходит с использованием коаксиального кабеля и штекеров разных цветов, которые вставляются в соответствующие по цвету порты на приёмнике и передающем устройстве.

Подключение аудиосистемы к ресиверу для выведения звука на колонки

Современные технологии позволяют подключать аудиосистему без проводов. Соединение происходит посредством встроенного передатчика, который осуществляет трансляцию сигнала от проигрывателя на приёмник. Потом сигнал распределяется на динамики. При таком соединении достигается качественный звук, а расстояние до динамиков может составлять около 30 метров.

Убедитесь, что никакие предметы не препятствуют передаче сигнала.

Правильная расстановка колонок для объёмного звучания

Расстановке колонок надо уделить особое внимание, так как от этого зависит не только качество звучания, но и создание эффекта объёмности. Те, кто не знает, как подключить колонки самостоятельно, могут воспользоваться стандартной схемой, которая приведена ниже:

  1. Справа и слева от экрана устанавливаются фронтальные колонки.
  2. Центральную желательно разместить под телевизором или над ним. Именно в таком положении она обеспечит наилучшее звучание.
  3. Тыловые динамики лучше всего установить позади зрителей. Так делается, чтобы получить звук в формате Dolby Surround.
  4. Сабвуфер устанавливается так, чтобы исходящий из него звук не перекрывался мебелью и другими атрибутами обстановки комнаты. Его можно размещать где угодно.

Как правило, в комплекте поставляется система из 5 динамиков, состоящая из сабвуфера и колонок, но встречаются и другие комплекты. Специалисты рекомендуют устанавливать колонки так, чтобы они находились на одном уровне с головой зрителей. Именно так можно добиться оптимального эффекта. Сложности в сборе аудиосистемы нет, необходимо только чётко придерживаться инструкций.

Дополнительные варианты подключения домашнего кинотеатра к ТВ

Способов подключения кинотеатра много и все они не отличаются сложностью. Чтобы не ошибиться, необходимо следовать инструкции и схеме, которые обычно поставляются вместе с техникой. Подключить домашний кинотеатр к телевизору можно различными способами:

  • используя HDMI-провода;
  • подключая через оптический шнур;
  • используя коаксиальное соединение;
  • с помощью аналоговых портов.

С помощью HDMI-кабеля

Подсоединение при помощи HDMI-кабеля считается оптимальным, потому как звук выводится чётко и без шумов. Однако, чтобы аудиосистема заработала, необходимо проверить наличие соответствующих портов и осуществления поддержки технологии ARC. Выполняем действия:

  • устройства соединить друг с другом проводом, вставив штекер в соответствующие разъёмы;
  • провести настройку телевизора;
  • необходимо проверить, чтобы воспроизведение звука осуществлялось через внешние динамики, а не через внутренние.

При помощи оптического кабеля

Ещё одним вариантом трансляции качественного звука является применение оптического кабеля для плазмы. Все современные модели телеэкранов снабжаются такими разъёмами. Удостоверьтесь, что и на вашей ТВ-панели и ресивере он присутствует. Чтобы подсоединить кинотеатр к ТВ, используется цифровой оптоволоконный кабель. Его достоинством является невосприимчивость к магнитному излучению, благодаря чему на выходе получается качественный звук без шумов и помех. Выполняем действия:

Используя коаксиальный кабель

Может такое случиться, что оптического выхода на вашем телевизоре нет, поэтому воспользуйтесь коаксиальным кабелем. Он также даёт возможность получить качественный многоканальный эффект. Для подсоединения кинотеатра выполняем следующие действия:

С помощью аналогового подключения

Чтобы произвести подключение, необходимо предварительно отключить всю технику от электросети. После подсоединения устройства можно включить и протестировать.

Читайте также: