Как сделать кинескопный телевизор

Обновлено: 18.05.2024

Устройство и принцип работы кинескопного телевизора

Многих любителей ретро техники интересует вопрос о том, из чего состоит кинескопный ТВ. Конструкция проста: стеклянная колба, на одном конце которой прикреплена электронно-лучевая трубка, а на другой установлен сам экран, что покрыт специальным фосфоросодержащим составом.

Из трубки будет исходить поток электронов, которые также называют электронным лучом. Луч направляется на фосфорные пиксели, после чего начинается свечение.

Кинескопные ТВ различались на две разновидности: чёрно-белые и цветные.

В чёрно-белых моделях была установлена только одна лучевая трубка, а в цветных разновидностях их три, чтобы передавать синий, красный и зелёный цвета.

Электронный луч направляется с левой на правую сторону, создавая пиксельную линию, после чего перемещается в нижнее направление, создавая новую линию. Поскольку луч перемещается очень быстро, человеческий глаз не может воспринимать картинку целиком.


Откуда появляется цвет?

Экран цветного кинескопного телевизора устроен еще сложнее. На нем люминофоры обладают различными свойствами и светятся зеленым, синим и красным цветом. Все прочие цвета получаются в результате смешивания этих трех.

ремонт кинескопных телевизоров

Преимущества и недостатки

Телевизор

Основные плюсы или что ценного в кинескопе:

  1. Большое разнообразие моделей.
  2. Низкая цена за продукцию.
  3. Надежные технологии и схематехника.
  4. Естественная цветопередача, а также хорошее качество изображения.
  5. Срок службы составляет больше 15 лет

Современные телевизоры с ЭЛТ (кинескопом)

Начало развития цветного телевидения и о первых цветных телевизорах я рассказал Вам в прошлой статье, а сейчас речь пойдёт о современных цветных телевизорах, использующий в качестве экрана — кинескоп. Готовы?, тогда начнём

Новый виток в отечественном телевидении начался с 1977

Славутич Ц-202 УПИМЦТ

году появился первый
УСЦТ
(
У
нифицированный
С
тационарный
Ц
ветной
Т
елевизор)
Электрон Ц-380
с кинескопом
51ЛК2Ц
, выпущенным в Воронеже (судя по наклейке), под пристальным присмотром зарубежных коллег и на их оборудовании, однако, согласно другим источникам, это был полностью импортный кинескоп (они ещё работают до сих пор (. ) и скисать пока не собираются, во качество было-то ) с самосведением лучей, но об этом, чуть ниже

Электрон Ц-380 с кинескопом 51ЛК2Ц

К «Электрону

Электрон-Ц423ДИ

Электрон-Ц500

Работа кинескопа без самосведения лучей

В кинескопах с самосведением, пушки располагались горизонтально, теневая маска была способна пропустить большее количество вылетевших электронов, кроме того, такое расположение позволило занять большую площадь экрана люминофором, следовательно — свечение стало более ярким, а тёмных пятен — меньше, так же отпала необходимость в отдельном блоке сведения лучей

Значительную роль в развитии сыграла японская корпорация SONY

Принцип Сони-тринитрон

Одновременно велись разработки по увеличению угла отклонения лучей в кинескопе, в 1961

Thomson с кинескопом 110 градусов

Можно было бы уже и остановиться, но нет, крупнейшая компания по выпуску кинескопов LG.Philips Displays


Всё бы хорошо, только масса телевизоров с такими кинескопами стала просто огромной, за счёт толстенного 10-и сантиметрового стекла, а иначе — кинескоп просто сплющится, ведь внутри его — вакуум (совсем ничего нет ). О нормальном сведении и коррекции можно было забыть навсегда, а надёжность электрической схемы внутри …, зато он отлично помещался в шкафу, не выпирая на пол метра из него

Последнее, о чём осталось тут рассказать, это о 100Гц телевизорах, точнее, о телевизорах, имеющих частоту кадровой развёртки 100Гц, читайте все секреты в статье: Частота развёртки: 50 и 100Гц

Разъемы в кинескопных телевизорах

Разъемы

На кинескопных телевизорах устанавливали только аналоговые типы разъемов. Современное ЖК оборудование дополнительно оснащают цифровыми входами.

  1. RF вход. Разъём используют, чтобы подключать к телевизору антенну, спутниковые коробки или DVD. Качество приема сигнала не самое высокое.
  2. A/V вход. Такое оборудование часто называют тюльпанами. Обычно производители устанавливать специальные цветовое обозначение на портах – жёлтый, белый и красный. Аудио и видео сигнал передается отдельно по каждому кабелю.
  3. S-Video. Такой вариант довольно часто применяют и в современных условиях, поскольку через такие порта удобно подключать различные DVD аппараты и игровые приставки.
  4. SCART. Это длинный и плоский порт, имеющий 21 контакт. Через такой выход можно передавать видео и звук и даже цифровые телеканалы.

Устройство

Если подойти к кинескопному телевизору очень близко, можно обнаружить, что картинка на его экране состоит из миниатюрных точек. Они мерцают, горят ярче или тускнеют. Если же отойти подальше, происходящее на экране воспринимается как движущаяся картинка. Это объясняется умением человеческого мозга все собирать в единое целое.

телевизоры кинескопные

Возможные проблемы

При работе кинескопного телевизора могут возникать разные неполадки. Причина их возникновения кроется в поломке деталей электронно-лучевого механизма.

Выход из строя питающего блока приведёт к тому, что прибор не будет включаться. Для проверки его работоспособности нужно сначала отключить каскад строчной развёртки, выполняющий роль нагрузки, затем впаять в схему бытовую лампу. Отсутствие света в лампе говорит о том, что блок питания неисправен.

Выявление проблем в строчной развёртке осуществляется с применением такой же лампы. Постоянное её свечение сигнализирует о неисправности выходного транзистора. В нормальном состоянии лампа должна вспыхивать и гаснуть.

При светящейся горизонтальной полосе следует обратить внимание на развёртку кадров. Чтобы восстановить её работу, потребуется снизить уровень яркости, тем самым защитив люминофорный слой. Дополнительно нужно проверить исправность задающего генератора и выходного каскада. При этом обязательно следует учитывать, что их рабочее напряжение находится в диапазоне 24—28 вольт.

Полное отсутствие свечения чаще всего может быть вызвано проблемами с питанием кинескопа. В процессе диагностики потребуется проверить нить накала и уровень напряжения на ней. Если целостность нити не нарушена, тогда выходом станет наматывание обмотки. Замены трансформатора в этом случае не потребуется.

При проблемах с блоком цветности и видеоусилителем пропадает звук. Противоположная ситуация, когда при наличии звука не будет изображения, означает наличие неполадки в низкочастотном усилителе. Если вместе со звуком исчезнет изображение, тогда причину стоит искать в неисправно работающем радиоканале, запускающем видеопроцессор и тюнер.

Технические характеристики

Кинескопные телевизоры различаются техническими параметрами:

  • Размер экрана. Чем он больше, тем объемнее сам телевизор. Это значит, что самый большой телевизор сможет уместиться не во всех помещениях. Если габариты комнаты скромные, технику необходимо выбирать тоже небольшую. Самый миниатюрный телевизор обладает диагональю в 10 дюймов. Популярностью пользуются модели с диагоналями от 14-15 дюймов, а также 20-25. Наиболее крупные – 29- и 34-дюймовые. Выбирая экран, следует заранее определить место размещения аппарата в комнате. Обязательным требованием является наличие пространства между корпусом и стеной. Иначе техника быстро выйдет из строя.
  • Формат экрана. Обычно используется 4:3. Широкоформатное изображение 16:9 предпочтительно для просмотра фильмов. В телевизорах есть также автоподстройка формата.
  • Развертка, а точнее ее частота, указывает на качество изображения. В прежних моделях она равнялась 50 Гц, поэтому у зрителя возникало ощущение, что картинка постоянно мерцает. Позже частота была увеличена до 100-120 Гц.
  • Динамики. В небольших моделях они обычно встроены, крупногабаритные варианты обладают стереоколонками.
  • Разъемы для подключения устройств. Модели, которые производятся в наши дни, уже оснащаются не только разъемами для подключения антенны. Как правило, в них есть аудио- и видеовыходы, к которым можно подсоединить видео- и DVD-технику.

кинескопные телевизоры самсунг

Услуги по ремонту телевизоров

Для устранения неполадок в работе телевизионного приёмника своими силами необходимо иметь соответствующие знания об устройстве и работе кинескопа. Если таких знаний нет, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам. Найти фирму, производящую ремонт ЭЛТ телевизоров, не составит труда.

Большинство таких фирм предоставляет клиентам удобный способ ремонта (в мастерской или на дому) и бесплатную диагностику. Опытные мастера быстро диагностируют проблему и устраняют её, используя для этого качественные детали, рекомендованные производителями телевизоров, и современное оборудование. На все проведённые работы даётся гарантия. Все проблемы, возникшие в период действия гарантийного срока, устраняются бесплатно


.

Исчерпывающее изложение основ электронно-лучевых мониторов. Максимальное сосредоточенье справочных данных.

Большинство используемых и выпускаемых ныне мониторов построены на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ). В английском языке — Cathode Ray Tube (CRT), дословно — катодно-лучевая трубка. Иногда CRT расшифровывают как Cathode Ray Terminal, что соответствует уже не самой трубке, а устройству, на ней основанному. Электронно-лучевая технология была разработана немецким ученым Фердинандом Брауном в 1897 году и первоначально создавалась в качестве специального инструмента для измерения переменного тока, то есть для осциллографа.

Электронно-лучевая трубка, или кинескоп, — самый важный элемент монитора. Кинескоп состоит из герметичной стеклянной колбы, внутри которой находится вакуум (основные конструкционные узлы кинескопа показаны на рис. 1). Один из концов колбы узкий и длинный — это горловина. Другой — широкий и достаточно плоский — экран. Внутренняя стеклянная поверхность экрана покрыта люминофором (luminophor). В качестве люминофоров для цветных ЭЛТ используются довольно сложные составы на основе редкоземельных металлов — иттрия, эрбия и т. п. Люминофор — это вещество, которое при бомбардировке заряженными частицами испускает свет. Заметим, что иногда люминофор называют фосфором, но это не верно, так как люминофор, используемый в покрытии ЭЛТ, не имеет ничего общего с фосфором. Более того, фосфор светится только в результате взаимодействия с кислородом воздуха при окислении до P2O5, и ссвечение длится очень недолго (кстати, белый фосфор — сильный яд).

Рисунок 1. Конструкция электронно-лучевой трубки.

Для создания изображения в ЭЛТ-мониторе используется электронная пушка, откуда под действием сильного электростатического поля исходит поток электронов. Сквозь металлическую маску или решетку они попадают на внутреннюю поверхность стеклянного экрана монитора, которая покрыта разноцветными люминофорными точками.
Поток электронов (луч) может отклоняться в вертикальной и горизонтальной плоскости, что обеспечивает последовательное попадание его на все поле экрана. Отклонение луча происходит посредством отклоняющей системы (см. рис. 2). Отклоняющие системы подразделяются на седловидно-тороидальные и седловидные. Последние предпочтительнее, поскольку итмеют пониженный уровень излучения.

Конструкция отклоняющей системы

Рисунок 2. Устройство отклоняющей системы ЭЛТ.

Отклоняющая система состоит из нескольких катушек индуктивности, размещенных у горловины кинескопа. С помощью переменного магнитного поля две катушки создают отклонение пучка электронов в горизонтальной плоскости, а две другие — в вертикальной.
Изменение магнитного поля возникает под действием переменного тока, протекающего через катушки и изменяющегося по определенному закону (это, как правило, пилообразное изменение напряжения во времени), при этом катушки придают лучу нужное направление. Путь электронного луча на экране схематично показан на рис. 3. Сплошные линии — это активный ход луча, пунктир — обратный.

Путь электронного луча

Рисунок 3. Схема развертки электронного луча.

Частота перехода на новую линию называется частотой строчной (или горизонтальной) развертки. Частота перехода из нижнего правого угла в левый верхний называется частотой вертикальной (или кадровой) развертки. Амплитуда импульсов перенапряжения на катушках строчной развертки возрастает с частотой строк, поэтому этот узел оказывается одним из самых напряженных мест конструкции и одним из главных источников помех в широком диапазоне частот. Мощность, потребляемая узлами строчной развертки, также является одним из серьезных факторов, учитываемых при проектировании мониторов.
После отклоняющей системы поток электронов на пути к фронтальной части трубки проходит через модулятор интенсивности и ускоряющую систему, работающие по принципу разности потенциалов. В результате электроны приобретают большую энергию (E=mV 2 /2, где E-энергия, m-масса, v-скорость), часть из которой расходуется на свечение люминофора.

Электроны попадают на люминофорный слой, после чего энергия электронов преобразуется в свет, то есть поток электронов заставляет точки люминофора светиться. Эти светящиеся точки люминофора формируют изображение, которое вы видите на вашем мониторе. Как правило, в цветном CRT мониторе используется три электронные пушки, в отличие от одной пушки, применяемой в монохромных мониторах, которые сейчас практически не производятся.

Известно, что глаза человека реагируют на основные цвета: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) и на их комбинации, которые создают бесконечное число цветов. Люминофорный слой, покрывающий фронтальную часть электронно-лучевой трубки, состоит из очень маленьких элементов (настолько маленьких, что человеческий глаз не всегда может различить их). Эти люминофорные элементы воспроизводят основные цвета, фактически имеются три типа разноцветных частиц, чьи цвета соответствуют основным цветам RGB (отсюда и название группы из люминофорных элементов — триады).

Люминофор начинает светиться, как было сказано выше, под воздействием ускоренных электронов, которые создаются тремя электронными пушками. Каждая из трех пушек соответствует одному из основных цветов и посылает пучок электронов на различные люминофорные частицы, чье свечение основными цветами с различной интенсивностью комбинируется и в результате формируется изображение с требуемым цветом. Например, если активировать красную, зеленую и синюю люминофорные частицы, то их комбинация сформирует белый цвет.

Для управления электронно-лучевой трубкой необходима и управляющая электроника, качество которой во многом определяет и качество монитора. Кстати, именно различие в качестве управляющей электроники, создаваемой разными производителями, является одним из критериев определяющих разницу между мониторами с одинаковой электронно-лучевой трубкой.

Итак, каждая пушка излучает электронный луч (или поток, или пучок), который влияет на люминофорные элементы разного цвета (зеленого, красного или синего). Понятно, что электронный луч, предназначенный для красных люминофорных элементов, не должен влиять на люминофор зеленого или синего цвета. Чтобы добиться такого действия используется специальная маска, чья структура зависит от типа кинескопов от разных производителей, обеспечивающая дискретность (растровость) изображения. ЭЛТ можно разбить на два класса - трехлучевые с дельтаобразным расположением электронных пушек и с планарным расположением электронных пушек. В этих трубках применяются щелевые и теневые маски, хотя правильнее сказать, что они все теневые. При этом трубки с планарным расположением электронных пушек еще называют кинескопами с самосведением лучей, так как воздействие магнитного поля Земли на три планарно расположенных луча практически одинаково и при изменении положения трубки относительно поля Земли не требуется производить дополнительные регулировки.

Теневая маска

Теневая маска (shadow mask) — самый распространенный тип масок. Она применяется со времени изобретения первых цветных кинескопов. Поверхность у кинескопов с теневой маской обычно сферической формы (выпуклая). Это сделано для того, чтобы электронный луч в центре экрана и по краям имел одинаковую толщину.

Конструкция теневой маски

Рисунок 5. Конструкция теневой маски (увеличенно).

Теневая маска состоит из металлической пластины с круглыми отверстиями, которые занимают примерно 25% площади (см. рис. 5, 6). Находится маска перед стеклянной трубкой с люминофорным слоем. Как правило, большинство современных теневых масок изготавливают из инвара. Инвар (InVar) — магнитный сплав железа (64%) с никелем (36%). Этот материал имеет предельно низкий коэффициэнт теплового расширения, поэтому, несмотря на то, что электронные лучи нагревают маску, она не оказывает отрицательного влияния на чистоту цвета изображения. Отверстия в металлической сетке работают как прицел (хотя и не точный), именно этим обеспечивается то, что электронный луч попадает только на требуемые люминофорные элементы и только в определенных областях. Теневая маска создает решетку с однородными точками (еще называемыми триады), где каждая такая точка состоит из трех люминофорных элементов основных цветов — зеленного, красного и синего, которые светятся с различной интенсивностью под воздействием лучей из электронных пушек. Изменением тока каждого из трех электронных лучей можно добиться произвольного цвета элемента изображения, образуемого триадой точек.

Конструкция теневой маски 2

Рисунок 6. Конструкция теневой маски (общий вид).

Одним из слабых мест мониторов с теневой маской является ее термическая деформация. На рис. 7 показано, как часть лучей от электронно-лучевой пушки попадает на теневую маску, вследствие чего происходит нагрев и последующая деформация теневой маски. Происходящее смещение отверстий теневой маски приводит к возникновению эффекта пестроты экрана (смещения цветов RGB). Существенное влияние на качество монитора оказывает материал теневой маски. Предпочтительным материалом маски является инвар.

Конструкция отклоняющей системы 2

Рисунок 7. Конструкция отклоняющей системы.

Недостатки теневой маски хорошо известны: во-первых, это малое соотношение пропускаемых и задерживаемых маской электронов (только около 20-30% проходит через маску), что требует применения люминофоров с большой светоотдачей, а это в свою очередь ухудшает монохромность свечения, уменьшая диапазон цветопередачи, а во-вторых, обеспечить точное совпадение трех не лежащих в одной плоскости лучей при отклонении их на большие углы довольно трудно. Теневая маска применяется в большинстве современных мониторов — Hitachi, Panasonic, Samsung, Daewoo, LG, Nokia, ViewSonic.

Шаг теневой маски

Рисунок 8. Шаг теневой маски.

Минимальное расстояние между люминофорными элементами одинакового цвета в соседних строках называется шагом точек (dot pitch) и является индексом качества изображения (см. рис. 8). Шаг точек обычно измеряется в миллиметрах (мм). Чем меньше значение шага точек, тем выше качество воспроизводимого на мониторе изображения. Расстояние между двумя соседними точками по горизонтали равно шагу точек, умноженному на 0,866.

Апертурная решетка

Есть еще один вид трубок, в которых используется Aperture Grille (апертурная решетка). Эти трубки стали известны под именем Trinitron и впервые были представлены на рынке компанией Sony в 1982 году. В трубках с апертурной решеткой применяется оригинальная технология, где имеется три лучевые пушки, три катода и три модулятора, но при этом имеется одна общая фокусировка (см. рис. 9).

Конструкция апертурной решетки

Рисунок 9. Конструкция апертурной решетки.

Апертурная решетка — это тип маски, используемый разными производителями в своих технологиях для производства кинескопов, носящих разные названия, но одинаковые по сути, например, технология Trinitron от Sony, DiamondTron от Mitsubishi и SonicTron от ViewSonic. Это решение не включает в себя металлическую решетку с отверстиями, как в случае с теневой маской, а имеет решетку из вертикальных линий (см. рис. 10). Вместо точек с люминофорными элементами трех основных цветов, апертурная решетка содержит серию нитей, состоящих из люминофорных элементов выстроенных в виде вертикальных полос трех основных цветов. Такая система обеспечивает высокую контрастность изображения и хорошую насыщенность цветов, что вместе обеспечивает высокое качество мониторов с трубками на основе этой технологии. Маска, применяемая в трубках фирмы Sony (Mitsubishi, ViewSonic), представляет собой тонкую фольгу, на которой процарапаны тонкие вертикальные линии. Она держится на горизонтальной (одной в 15", двух в 17", трех и более в 21") проволочке, тень от которой видна на экране. Эта проволочка применяется для гашения колебаний и называется damper wire. Ее хорошо видно, особенно при светлом фоне изображения на мониторе. Некоторым пользователям эти линии принципиально не нравятся, другие же наоборот довольны и используют их в качестве горизонтальной линейки.

Техника минувших дней (обзор цветного ТВ на ЭЛТ современным взглядом)

Любительский

Аватар пользователя

Были времена, когда телевизоры на основе ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) занимали доминирующее положение на рынке и в семьях, где он был необходимым атрибутом роскоши и своеобразным центром развлечений.

В супермаркетах, по продаже телевизоров, буквально пестрило в глазах от мерцающих экранами в 50 Гц телевизоров. На сегодняшний день они стоят где-нибудь, запыленные, в сторонке и ждут не дождутся своего покупателя, нынешний портрет которого, скорее всего будет таким - возраст от 50 лет, недоверчивость к современным ТВ-панелям да и ко всей прочей технике, в кармане максимум телефон с монохромным дисплеем - который и то приобрел с боем по настоянию внуков.

Рассматриваемый телевизор - ничем не примечательный "Сокол 54 ТЦ 8739" 2005 года с плоским экраном Panasonic - типичный представитель из последних ТВ на ЭЛТ без всяких особенностей, выпущен на закате эры ЭЛТ, когда все ресурсы этого типа экранов были выжаты и исчерпаны по максимуму. Рассмотрим его (ТВ) в качестве примера, благо он еще стоит и даже работает :)

Диагональ - 21 дюйм, плоский экран

Автовыбор системы - SECAM, PAL, NTSC 3,58/4,43

Кол-во программ - 236

Аудио и видео выходы - 2 RCA AV входа, S-video, компонентный видеовход, RCA AV выход, антенна

Мощность - Не более 69 Вт

Масса - не более 25 кг

Телевизор серебристого цвета - модного по тем временам, как многие помнят, приелся до боли в глазах. С двух сторон, с боков экрана - огромные фальш-решетки, за которыми спрятаны микроскопические динамики. Снизу под экраном собственно сам шильдик, кнопки управления и кнопка вкл/выкл. Так как передняя панель плоская, а стороны прямые, задняя часть из темного пластика, создается ложная иллюзия его малой глубины. И только взглянув сверху или сбоку видим, что ТВ съел добрых полметра - 536 мм глубины. Непозволительная нынче роскошь!

Пластиковый корпус для такой массы слабоват - он трещит и деформируется при транспортировке телевизора, хотя один сомнительный плюс в этом есть - на мало-мальски неровной поверхности телевизор не будет раскачиваться.



Диагональ всего 21 дюйм - самая распространенная по тем временам, т.к. ТВ на 29" стоил уже дорого из-за технологических сложностей изготовления больших кинескопов, да и масса с размерами редко вписывались в интерьер квартир. Экран с антибликовым покрытием, практически черный и плоский, глянцевый - видно свое отражение как в зеркале. Хотя при просмотре темных сцен при слабом освещении создается небольшое ощущение глубины, если про такое здесь язык повернется сказать.

Чем пришлось пожертвовать ради плоскости? Размерами зерна - от края экрана, сбоку, размер зерна составляет порядка 1,5 мм, к середине снижается в геометрической прогрессии до 0,5 мм. Разрешение, естественно, при таких пикселях даже до 640 приблизительных точек, в строке не дотягивает, вертикальные размеры одинаковые, как и на выпуклых кинескопах. В этом отношении выпуклые кинескопы дают четче изображение. В целом, эффект будет тот же, если смотреть на 42" плазменную панель разрешения 1024 на 768 с расстояния 2-3 метра, еще в добавок картинка мелкая и с увеличение яркости и контрастности изображение только расплывается. А если еще к этому добавить фильмы с соотношение сторон 16 на 9 и экран 4 на 3 - картинка становится просто микроскопической, необходимо обладать орлиным зрением, чтобы разобрать копошащихся там муравьев. Вердикт - нынче гораздо гораздо удобнее смотреть фильмы на телефоне с HVGA разрешением, чем на таком ТВ.



Телевизор имеет два динамика с поддержкой стерео, расположенных с боков под фальшь-решеткой. Заявленная мощность 2х12 Вт. Орут действительно громко, несмотря на размер. В современных панелях места таким маловато, да и редко они направлены на пользователя. При просмотре DVD с Dolby Digital выдают даже мало-мальский бас, скорее всего благодаря объемному корпусу. При просмотре обычных тв программ это оборачивается недостатком - бубнящий голос мало кто может прилично разобрать. Спасает эквалайзер с выставленным на максимум ВЧ и на минимум НЧ.

Аудиовыхода 3,5 мм здесь нет и это большой минус, имеется только RCA выход на задней стенке

Имеется два RCA входа, один сбоку, другой сзади, а также S-video и компонентный видеовход. Наличие последнего не совсем понятно - прогрессивную развертку телевизор не поддерживает, а качество изображения вряд ли будет в разы лучше, чем даже через RCA. Его наличие, скорее всего, дань моде - пусть будет. Хотя на данном экземпляре телевизора видно одно заметное отличие между S-video и компонентным - цветность у первого в системе PAL заметно ниже, чем у второго. Но это скорее всего причина в схемотехнике самого телевизора, все таки производитель отечественный:).

А вот наличие S-video входа было необходимо - на многих видеокартах персональных компьютеров имелся этот видеовыход.

Качество приема с антенны обычное - ни хуже ни лучше других, поддержка кабельного, 236 программ в памяти. Естественно, никакой поддержки DVB-T здесь и в помине нет.


Обычное меню, мгновенная реакция на команды с пульта, есть настройки изображения, звука, таймер и часы, настройка каналов, пароль для детей и функция биоритм - полная чепуха, которой лучше бы не было. Стоит ввести свою или чью-нибудь дату рождения и будут видны твое самочувствие, работоспособность, сон и здоровье вплоть до 2155 года в виде графиков. Не хило заглянули в будущее!

FullHD из него не получится, самое лучшее - QVGA. Так что наличие такого старого ТВ-приемника является скорее всего обузой, чем большой необходимостью, и место ему - нынче на даче, на свалке или дома у бабушки с дедушкой в деревне, которые несомненно будут рады заменить свой старый выцветший черно-белый ТВ на такой, который им любезно подарят внуки.

Сильно не пинайте, это моя первая, тренировочная статья, на чем то же надо тренироваться:)

Начало развития цветного телевидения и о первых цветных телевизорах я рассказал Вам в прошлой статье, а сейчас речь пойдёт о современных цветных телевизорах, использующий в качестве экрана - кинескоп. Готовы?, тогда начнём

Новый виток в отечественном телевидении начался с 1977 года, когда были выпущены первые телевизоры на гибридных сборках (микросхемах), произошёл полный отказ от использования ламп в телевизорах, хотя "ламповые модели" ещё выпускались некоторое время (нужно ж было куда-то их запасы использовать ) Перед Вами одна из первых моделей так называемых "упимцев" - Славутич Ц-202 с диагональю экрана 61 см. УПИМЦТ расшифровывалось как: Унифицированный Полупроводниково - Интегральный Модульный Цветной Телевизор

Славутич Ц-202 УПИМЦТ

Давайте рассмотрим его поближе Благодаря отказу от использования ламп, значительно снижена потребляемая мощность, ему уже не был нужен отдельный автотрансформатор (хотя это - спорный вопрос, не так уж он хорошо держал пониженное напряжение сети), не нужно было ждать полторы минуты до его полного запуска, так как "высокое" появлялось сразу, а изображение - секунд через 10, после прогрева "накала". Однако, были и минусы, причём, весьма значительные. Быстрое включение и резкое появление высокого напряжения снижали срок службы кинескопа, а его "знаменитую" строчную развёртку на двух тиристорах КУ-221 мастера ещё долго будут вспоминать "добрым" словом.

В 1984 году появился первый УСЦТ (Унифицированный Стационарный Цветной Телевизор) Электрон Ц-380 с кинескопом 51ЛК2Ц, выпущенным в Воронеже (судя по наклейке), под пристальным присмотром зарубежных коллег и на их оборудовании, однако, согласно другим источникам, это был полностью импортный кинескоп (они ещё работают до сих пор (. ) и скисать пока не собираются, во качество было-то ) с самосведением лучей, но об этом, чуть ниже

Электрон Ц-380 с кинескопом 51ЛК2Ц

Это был серьёзный прорыв вперёд: в телевизоре был применён импульсный блок питания, позволивший снизить потребляемую мощность до 80-90Вт, он имел стандартные блоки, используемые практически во всех последующих моделях, появилась возможность серьёзно модернизировать и усовершенствовать "это чудо", так как, благодаря стандартным разъёмам и размерам модулей, устаревшие можно было заменить более новыми.

Конечно, не всё было гладко, мастера ещё помнят "извращения" конструкторов под названием "Оризон" и "Электрон" 5-й серии с вечно проблемными дистанционками и радиоканалом, рассыпающиеся корпуса "Альфы", а вот лучшими моделями того времени я бы назвал "Электрон-Ц423ДИ" в отличном и симпатичном пластмассовом корпусе и модель 4305, имеющая хорошую встроенную дистанционку, но вот корпус. можно было и по современней сделать

Электрон-Ц423ДИ

На этом историю о советских телевизорах можно считать законченной, почти всё, что было дальше - было либо полным извращением, либо "слизано" с зарубежных схем и моделей, а после - на заводах стала идти только сборка моделей зарубежных изготовителей, в современных "Электронах" и "Горизонтах" мало что осталось от этих знаменитых брендов

В 90-х годах, после развала СССР и открытия границ, в нашу страну мощным потоком хлынула волна импортной техники, сначала её привозили с собой люди, побывавшие там, а после - импортные телевизоры стали вовсю продаваться в наших магазинах. В сравнении с нашими телевизорами, импорт выигрывал по всем параметрам (размерам, функциям, краскам, чёткости), кроме цены, а такая "мелочь" как пульт - была нормой

Электрон-Ц500

В то время, когда наш "максимум" был кинескоп с диагональю экрана 61 см и дельтообразным расположением пушек, требующих серьёзного модуля сведения лучей), за границей уже выпускались диагонали до 72 см с самосведением лучей. Что это значит? Сейчас расскажу

Первые цветные кинескопы, без "самосведения" лучей использовали маску (металлическую пластину) с круглыми отверстиями, цветной люминофор, на внутренней поверхности экрана кинескопа, так же располагался "треугольником", как и сами электронные пушки

Работа кинескопа без самосведения лучей

В кинескопах с самосведением, пушки располагались горизонтально, теневая маска была способна пропустить большее количество вылетевших электронов, кроме того, такое расположение позволило занять большую площадь экрана люминофором, следовательно - свечение стало более ярким, а тёмных пятен - меньше, так же отпала необходимость в отдельном блоке сведения лучей

Значительную роль в развитии сыграла японская корпорация SONY, выпустившая в 1964 году первый полупроводниковый (безламповый) телевизор, а в 1968 - разработав свой знаменитый "тринитрон" - кинескоп, с полностью раздельными электродами для каждого из трёх основных цветов (пушек) и, в 1982 году - апертурной решёткой. В кинескопах с апертурной решёткой вместо триад (участок из трёх люминофорных "точек": красной , зелёной и синей ) используются тончайшие вертикальные люминофорные нити, содержащие полосы трёх цветов. Расстояние между этими нитями было минимальным, что значительно повышало чёткость изображения, а вместо алюминиевой маски с отверстиями были использованы тонкие нити (проволока), натянутые снизу вверх

Принцип Сони-тринитрон

Следующим шагом было "уплощение" кинескопа. Если раньше экран был частью "сферы", то в дальнейшем - это уже часть цилиндра (опять же заслуга SONY), а далее, в конце 90-х фирма Thomson представила первый телевизор с полностью плоским экраном кинескопа. Вот жаль только, что "посыпались" эти кины гораздо быстрее, чем расчитывали их производители, в отличии от тех же "древних" Videocolor, которые работают и по сей день с безупречными красками, хотя не являются абсолютно плоскими

Одновременно велись разработки по увеличению угла отклонения лучей в кинескопе, в 1961 году Thomson выпустил первый телевизор с кинескопом 110 градусов, что позволило уменьшить глубину корпуса телевизора, хотя, справедливости ради, следует отметить, что сами телевизоры, выпускаемые фирмой Thomson, всегда отличались просто огромными неудобными "квадратными" корпусами, вот такой парадокс

Thomson с кинескопом 110 градусов

Погоня за "плоскостью" экрана и уменьшением длинны горловины кинескопа имела не только положительные моменты, к весьма большому минусу можно отнести ухудшение сведения лучей по краям кинескопа, читать субтитры становилось всё сложнее, а телевизоры потребовали весьма сложные и мощные блоки коррекции. Связано это с тем, что луч стал проходить разное расстояние, обеспечив его "фокус" в центре, мы стали терять его по краям, тоже было и с коррекцией: по этой же причине (разное расстояние от пушки до различных участков экрана кинескопа) буквы на субтитрах и лица актёров стали изменять свою "ширину" в зависимости от того, были они по центру или по краям

Можно было бы уже и остановиться, но нет, крупнейшая компания по выпуску кинескопов LG.Philips Displays объявляет о создании "тонкого" укороченного кинескопа: Slim, а потом - Super и Ultra Slim.Угол отклонения лучей достигает 150 градусов, корпус ТВ становится короче в половину при внушительном размере экрана (до 72 см или 29 дюймов)

LG.Philips Displays - Slim, Super и Ultra Slim

Всё бы хорошо, только масса телевизоров с такими кинескопами стала просто огромной, за счёт толстенного 10-и сантиметрового стекла, а иначе - кинескоп просто сплющится, ведь внутри его - вакуум (совсем ничего нет ). О нормальном сведении и коррекции можно было забыть навсегда, а надёжность электрической схемы внутри . зато он отлично помещался в шкафу, не выпирая на пол метра из него

Последнее, о чём осталось тут рассказать, это о 100Гц телевизорах, точнее, о телевизорах, имеющих частоту кадровой развёртки 100Гц, читайте все секреты в статье: Частота развёртки: 50 и 100Гц





Любой домашний мастер стремится все ремонтировать самостоятельно. С появлением новых видов бытовой техники приходится изучать новые способы ремонта. Так же происходит и с телевизором.

Моделей разнообразных телевизионных устройств в настоящее время все больше и каждая требует особого подхода. Для того чтобы чинить телевизоры своими руками нужно многое знать об их устройстве. Также важны знания в электронике, и знание работы с паяльником.

Алгоритм поиска неисправности

Чтобы найти ответ, как отремонтировать телевизор, надо понимать, в чём же состоит проблема. Определение неисправностей поможет как для самостоятельного ремонта ТВ, так и для сервисного центра. Во втором случае вы сможете объяснить мастеру причину поломки телеустройства, что ускорит процесс её решения.

Ниже приведено описание основных неисправностей, которые встречаются при поломке телевизора:

  1. Не получается выключить устройство. Не важно: будь это кинескопный ТВ или же современный LCD-телевизор, причина одна — перегорел предохранитель. Просто в разных устройствах он выступает в качестве разных деталей. Также возможен вариант, что не работает диодный мост.
  2. Что в отечественных, что в импортных телевизорах может сбиться потенциал, за функцию которого отвечает позистор.
  3. Сломалась плазма. Это может проявляться в изменении цветопередачи телетрансляции, перепадах, помехах, возникновении светлых или же темных полос.
  4. Поломка провода питания или же неисправность розетки.


Если вы самостоятельно решили отыскать неполадку, придется для начала очистить внутренние элементы от пыли, используя для этого мягкую кисточку или пылесос. Иногда визуально можно определить место неисправности по изменению цвета компонентов или их деформации. Если такой осмотр не дал результатов, придется искать в конкретных схемах и устройствах: блоке питания, кинескопе, видеоусилителе и т. д.












Измерительная аппаратура и инструменты для починки

Чтобы определить, как выполнить ремонт LCD телевизоров и других моделей, изначально нужно установить причину поломки. Для этого вам понадобится следующая аппаратура:

  • тестер или мультиметр – для определения напряжений в специальных (контрольных) точках, измерения номиналов резисторов и конденсаторов, прозвонки цепей и деталей (катушек, трансформаторов, диодов и прочее);
  • усилитель – для определения места пропадания звукового сигнала;
  • осциллограф – для сопоставления сигналов в определенных точках со схемой телевизора. Применяется в домашних условиях довольно редко, поскольку не все знают, как с ним работать.

Вне зависимости от неисправности вам понадобятся такие приборы для ремонта телевизоров:

Схема аппаратов LCD

Ремонт плазменных и ЖК-телевизоров

До того как начать ремонт LCD- или LED-телевизоров, следует внимательно прочесть документацию к устройству и изучить принцип работы вашей модели.


При собственноручном ремонте плазменных телевизоров нужно соблюдать максимальную осторожность, чтобы избежать ухудшения состояния агрегата. В жидкокристаллических (ЛСД) телеприемниках подсветка производится за счет флуоресцентных или люминесцентных ламп, а в ЛЕД применяются светодиоды. Ремонт импортных ЖК-телевизоров Samsung, Sharp, Thomson, Panasonic аналогичен. А потому порядок их ремонта единый, и он таков:

  1. Если не получается включить монитор, то первым делом стоит проверить, снабжается ли подсветка электропитанием.
  2. Выключаем агрегат из розетки.
  3. Независимо от марки ТВ нужно снять заднюю панель, отвинтив шурупы.
  4. Далее снимаем с матрицы провода сетевого питания.
  5. Чтобы проверить работоспособность проводов, подключаем к контактам обыкновенную 100-ваттную лампу накаливания.
  6. Современные ТВ зачастую имеют несколько источников подсветки, а поэтому необходимо осуществить проверку каждого из них.
  7. При тестировании полностью снимается матрица, лампа подключается к контактам, а провод питания — к сети.
  8. Если лампа горит — провод исправен, если нет — необходимо заменить кабель или же отремонтировать отдельные нити.












Распространенные неисправности телевизоров

Современные ЖК телевизоры стали более компактными, и их починку проводить стало намного легче. Конечно, бывают поломки, которые сложно обнаружить без специального диагностического оборудования. Но чаще всего встречаются неисправности, которые можно обнаружить даже визуально, например, вздувшиеся конденсаторы. При такой поломке достаточно выпаять их и заменить на новые с такими же параметрами.

Все телеприемники одинаковы по своему устройству и состоят из блока питания (БП), материнской платы и модуля подсветки LCD (используются лампы) или ЛЕД (используются светодиоды). Материнку самостоятельно чинить не стоит, а БП и лампы подсветки экрана – вполне возможно.

Не получается включить или выключить телевизор

Если телевизор не получается включить совсем, то, скорее всего, причину проблемы нужно искать в блоке питания. Если в сети часто происходят перепады напряжения, то он просто мог перегореть. Также из-за этого может происходить самопроизвольное выключение устройства. Если модель оснащена специальной защитой, то при скачках напряжения она будет срабатывать и отключать технику.

телевизор не включается

Если же есть четкая уверенность, что с напряжением проблем нет, то причина может быть в появлении микротрещин на материнской плате.

Читайте подробнее, почему телевизор не включается.

Плохое качество звука

Если качество звука неожиданно резко упало, то связано это с неисправностью динамиков. Необходимо провести диагностику и проверить правильность их подключения. Все контакты должны находиться в хорошем состоянии. Если при осмотре никаких проблем не выявлено, то нужно детально изучить функционирование радиоканалов.

Кинескопные экраны

Начало ремонта телевизора LG своими руками, а также ТВ таких марок, как Панасоник, Самсунг, Рубин, Шарп и др., состоит в проверке предохранителя.

Для того чтобы починить телевизоры с электронно-лучевой трубкой, необходима проверка на наличие основных неисправностей, а после — их устранение.

Проверка предохранителя. Для этого откручиваем заднюю панель, под которой находится плата. К предохранителю подключены клеммы питания, которые необходимо переключить к цоколю обычной лампы и подсоединить ТВ к сети. Если лампа потухла, значит, устройство функционирует исправно. В случае если лампа и не начинала гореть или наоборот, горела всё время, то стоит сделать вывод, что предохранитель сгорел.


Диодный мост. В случае этой поломки ремонт возможен только после прозвонки. Для этого понадобится мультиметр и паспорт ТВ, в которых указана основная его характеристика. А далее нужно действовать согласно приведенной в паспорте схеме, хотя при поломке диодного моста всё же лучше отнести его в сервисный центр.

Наиболее сложной проблемой кинескопных телеприемников, как правило, является неисправность позистора. Для его проверки нужно выключить и включить цепь питания и следить за рабочей лампой. Для осуществления ремонта сначала понадобится настройка сопротивления сети, а после — замена позистора.

Сгорели конденсаторы или транзисторы. Обнаружить их несложно, это можно сделать даже зрительно: если они вздуты или изменили цвет на плате, то проблема имеет место быть. В этой ситуации испорченную деталь необходимо заменить.

Ремонт блоков питания

Если ЖК-телевизор не получается включить и одновременно нет индикации (или она включается только на определенное время и далее самостоятельно выключается), то проблема, скорее всего, в блоке питания.

Схему ремонта ТВ марки Самсунг, описанную ниже, можно применять ко всем жидкокристаллическим телевизорам:


Чтобы правильно собрать ТВ и не запутаться, где и какая деталь должна находиться, можно предварительно сфотографировать расположение деталей.

Советы и секреты мастеров

Замена подсветки

Ещё одной причиной, почему не включается экран ТВ, может быть неисправность лампы экранной подсветки. Для устранения этой проблемы необходимо:


  1. Снять заднюю панель устройства, используя для этого отвёртку.
  2. Шлейфы следует отсоединить от матрицы, а панели управления — от корпуса.
  3. Снять корпус с электронными платами.
  4. Открутить переднюю панель, после этого снять матрицу и фильтры, отщёлкнув крепления сбоку.
  5. Включить питание и зажать пару клавиш для входа в сервисное меню. Благодаря этому лампы включатся на определённое время.
  6. Отсоединить лампу, которая не горит, и заменить её на новую.
  7. Собрать все элементы обратно.
  8. Включить телеприемник и снова зайти в сервисное меню. Сбросить счётчик ошибок лампы.
  9. После этого агрегат должен нормально функционировать.

Типичные неисправности кинескопной техники и способы их устранения

Ниже представлен список неполадок, с которыми сталкиваются владельцы кинескопных телевизоров.

  1. Телевизор Рубин при подключении громко гудит – скорее всего, нужно произвести замену фотоприемника.
  2. Рубин не включается, индикатор не горит – скачки напряжения в транзисторе.
  1. У телевизора Горизонт отсутствует синий оттенок, а также нарушен баланс белого цвета – в основном это происходит из-за обрыва резистора.
  2. Звук есть, нет изображения – причина неполадки заключается в плохом контакте разъеме питания платы экрана. Рекомендуется при помощи паяльника впаять жгут в плату телевизора Горизонт.
  1. Экран не включается – проблема с блоком питания.
  2. На мониторе появляется горизонтальная полоска – ремонт телевизора витязь заключается в устранении неполадки в микросхеме кадровой развертки.

Нерабочий пульт ДУ

Прежде чем начинать ремонт телевизора своими руками, следует проверить, работают ли батарейки от пульта. Если они сели, необходимо их заменить.

Загрязнённые контакты под кнопками. Чтобы устранить эту проблему, нужно самому разобрать пульт и протереть контакты, после — собрать ПДУ обратно.


Поврежден кварцевый излучатель. Это могло случиться, если пульт падал. А значит, его нужно просто заменить, поскольку в данной ситуации излучатель не ремонтируемый.

На пульт ДУ попала жидкость, или же он полностью быт залит водой. Чтобы устранить неисправность, нужно разобрать и просушить пульт. Если после этого ПДУ не начал работать, то нужно его заменить.

Нет ТВ-сигнала

Если на экране нет изображения, то причина может быть проста — отсутствует ТВ-сигнал. Это случается из-за того, что срабатывает защита шумоподавления и прибор переключается в состояние режима ожидания. Можно попробовать решить проблему самому и вывести ТВ из режима ожидания. Если это сделать не получилось, то самостоятельный ремонт телевизора нежелателен, лучше отнести его к мастеру.

Таким образом, решение о самостоятельном ремонте телевизионного устройства нужно принимать после оценки уровня своих знаний и умений в этом вопросе. Если вы чувствуете себя неуверенно для выполнения поставленной задачи, то лучше обратитесь к мастерам сервисного центра.

Вывод

А вот, если проблема оригинальна и сложна, тут спасёт только опыт, работа с осциллографом, умение хорошо паять, работать с паяльной станцией, паять мелкие детали. Так же играет роль поиск деталей для починки, у опытных мастеров уже есть свои поставщики деталей и они им обходятся дёшево.

В рознице некоторые детали редки и очень дороги. По этому для того что бы этот навык освоить, вам понадобиться прочесть много литературы и обучится электронике, а потом переходить к починке телевизоров.

Читайте также: