Как списать телевизор в бюджетном учреждении

Обновлено: 16.05.2024

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2021 года — процедура, которая регулируется правовыми актами на нескольких уровнях одновременно. Рассмотрим подробнее, какие предписания содержатся в данных нормативах.

Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).

Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:

Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).

Акт списания ОС утверждается:

  • только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
  • руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.

На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.

Утилизация списанных ОС: проводки

То, какие именно проводки нужны, определяется инструкцией, разработанной Минфином для конкретного типа учреждений (п. 48 Инструкции). Если говорить конкретно о бюджетных учреждениях, то нужно ориентироваться на план счетов, прописанный в Инструкции по приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Списание остаточной стоимости объекта ОС (установленной на момент составления акта о списании) может быть осуществлено с помощью следующих проводок:

  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

Списание накопленной к тому моменту суммы амортизации осуществляется проводкой: Дт 0 104 ** 410 Кт 0 101 ** 410.

Вместо ** всякий раз нужно подставлять 2 цифры. Первая — это первая цифра двузначного кода группы учета в соответствии с п. 37 Инструкции. Вторая — это код вида учета в соответствии с п. 57 Инструкции.

Для автономных учреждений правила составления проводок определены в приказе Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Для казенных учреждений (как и для муниципальных и государственных органов власти) — в приказе Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Процедура списания объектов ОС в бюджетных учреждениях регулируется на нескольких уровнях законодательства — общефедеральном и нижестоящих ведомственных уровнях. Кроме того, порядок списания может находиться в юрисдикции нескольких федеральных нормативных актов — в зависимости от конкретного типа бюджетной организации. Списание ОС учреждения предполагает согласование с вышестоящим ведомством, техническую экспертизу и издание внутренней комиссией акта, который, как правило, должно утвердить вышестоящее ведомство.

Бюджетный учет компьютеров

Как правильно организовать учет компьютерной техники в казенном учреждении? На какие КВР и коды КОСГУ отнести расходы, связанные с приобретением компьютера и его отдельных комплектующих (запасных частей)?

– имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

– выполняет определенные самостоятельные функции;

– принадлежит учреждению на праве оперативного управления и используется в его деятельности неоднократно или постоянно;

– при его использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;

– первоначальная стоимость объекта может быть надежна оценена.

– объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;

– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;

– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;

– часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

На основании изложенного учет компьютеров может быть организован казенным учреждением одним из двух способов:

1) постановка компьютера на баланс как единого комплекса конструктивно сочлененных предметов, состоящего из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши и других комплектующих. При указанном способе учета любое перемещение составных частей компьютера будет рассматриваться как разукомплектация основного средства;

2) учет монитора и системного блока как отдельных инвентарных объектов, а клавиатуры, мыши и других комплектующих – как материальных запасов, входящих в состав системного блока. Этот вариант учета применим в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования, либо если указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.

Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Применение бюджетной классификации. На основании положений Порядка № 209н[3] расходы в рамках заключенных казенными учреждениями договоров (контрактов) необходимо отражать на следующих статьях (подстатьях) КОСГУ:

Согласно Порядку № 85н[4] названные расходы следует относить на КВР:

Присвоение кода ОКОФ и определение срока полезного использования. Инвентарные объекты основных средств принимаются к бюджетному учету на основании их группировки по ОКОФ (п. 45, 53 Инструкции № 157н).

В настоящее время действует Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013‑2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.

В увязке с ОКОФ используется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), в соответствии с которой определяется срок полезного использования объекта учета для начисления амортизации.

Конкретные коды для учитываемых в составе основных средств системных блоков и мониторов в указанных документах отсутствуют. Поэтому комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02‑07‑08/78243).

– ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этих объектов;

– гарантийного срока использования объектов.

По мнению автора, указанным объектам, так же как и компьютеру, может быть присвоен код 330.28.23.23 по ОКОФ и установлен срок полезного использования 36 месяцев.

Самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении объектов основных средств к соответствующей группе кодов ОКОФ и установлении его срока полезного использования целесообразно закрепить в учетной политике.

В соответствии с п. 34 этого стандарта объект начинает амортизироваться с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бюджетному учету, до 1‑го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта (его выбытия с учета), или месяца, следующего за месяцем, в котором его остаточная стоимость стала равной нулю.

Стоимость объектов основных средств

Порядок начисления амортизации

Объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно

Объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно

Амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию

Объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб.

Амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации одним из трех способов:

– методом уменьшаемого остатка;

– пропорционально объему продукции (услуг)

Казенное учреждение в рамках заключенного контракта с поставщиком приобрело:

– монитор стоимостью 25 000 руб.;

– комплектующие и запасные части для сборки системного блока стоимостью 70 000 руб.;

– клавиатуру стоимостью 3 000 руб.;

– мышь стоимостью 2 000 руб.

В рамках отдельного договора с коммерческой организацией приобретены неисключительные права на программное обеспечение (операционную систему) – 5 000 руб., оплачены услуги по сборке компьютера, установке программного обеспечения – 3 000 руб.

В соответствии с учетной политикой учреждения компьютер (со всеми комплектующими) учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Амортизация по нему начисляется линейным способом.

После сборки компьютер принят к учету в качестве единого объекта основных средств и введен в эксплуатацию.

В бюджетном учете указанные операции согласно Инструкции № 162н[6] отразятся следующим образом:

Реализация использованных картриджей

Операции в бухгалтерском учете отразите корреспонденциями, указанными в таблице 1.

Дебет Кредит Хозяйственная операция
2 205 74 560 2 401 10 172 Начислены доходы от выбытия материальных запасов
2 201 11 510
17 (КОСГУ 440)
2 205 74 660 Поступили денежные средства на лицевой счет в органе ФК

Распорядиться доходом бюджетное учреждение вправе по собственному усмотрению. Не забудьте внести соответствующие изменения в План финансово-хозяйственной деятельности.

Утилизация картриджей

Утилизация картриджей

Для экономии средств большинство владельцев оргтехники приобретают картриджи многоразового использования и прибегают к процедуре заправки картриджей. Выполнять процедуру заправки можно самостоятельно или приобретая соответствующие услуги в специализированных компаниях. Экономя средства на закупку основных средств учреждение приобретает дешевые модели принтеров, с которыми используются одноразовые картриджи. В любом случае жизненный цикл картриджарано или поздно заканчивается, расходный материал приходит в негодность и встает вопрос что делать с ним дальше.

код ФККО Вид отхода Класс опасности
4 81 203 01 52 3 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7 % и более отработанные III
4 81 203 02 52 4 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные IV

Процедура паспортизации опасных отходов начинается с подготовки и направления на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту юридической регистрации учреждения сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Длительность процедуры составляет более двух месяцев, завершается рассмотрение материалов подтверждением либо неподтверждением класса опасности.

В первом случае заявитель получает Паспорт опасного отхода и Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, во втором – уведомление об отказе в подтверждении класса опасности.
Для отходов, включенных вФККО, паспорт оформляется бессрочно.

На опасные отходы учреждению необходимо оформить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР). Лимит — допустимый объем отходов определенного типа. ПНООЛР необходим для утверждения предельного количества отходов, образованных компанией в ходе своей деятельности, которые направляются с целью размещения на полигоны с учетом местной экологической обстановки.Таким образом, картриджи необходимо учитывать при формировании лимита отходов IV (III) класса опасности.

Ответственность за нарушение норм

Нужно помнить, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа. Согласно ст.8.2 КоАП РФ размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц учреждения – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридического лица – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Сразу поясним что использование отходов на данный момент не лицензируется, и продажа отработанного картриджа на восстановление не требует проверки лицензии у покупателя.

Учет отходов

Согласно ст.3 Приказа №721 данные учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке ПНООЛР, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учреждения должны производить фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, либо вести учет на основании технической и технологической документации, бухгалтерских данных, актов приема-передачи, договоров.

Учет ведется в специальных формах, являющихся приложениями к Приказу №721. Так, приложением 4 утверждена форма Данных учета в области обращения с отходами.

В бухгалтерском учете учреждение может установить способ списания расходного материала либо в момент его выдачи в эксплуатацию, либо в момент его фактического выбытия при реализации или утилизации.

Первый способ упрощает учет и подходит для небольших учреждений. В крупной организации, где много техники, много материально-ответственных лиц и как правило в эксплуатации имеется резерв сменных картриджей, которые отправляют на дозаправку предпочтительно выбрать второй способ. Это немного усложняет учет, но вместе с тем позволит бухгалтеру по данным учета определить какое количество отходов необходимо включить в отчет за период на основании данных о списании, и в дальнейшем облегчит расчет ПНООЛР. Кроме того, данный способ позволит проконтролировать полноту поступления денежных средств при реализации картриджей на восстановление.

В учете отразите списание картриджей бухгалтерскими проводками, указанными в таблице 3.

Дебет Кредит Хозяйственная операция
0 401 20 272 0 105 36 440 Списаны материальные запасы пришедшие в негодность
2 401 10 172 0 105 36 440 Реализованы материальные запасы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Причины списания компьютерной техники и оргтехники: примеры

Процедура списания компьютерной техники и оргтехники, к которым относится и компьютерная техника, требуется для всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и бюджетных учреждений. Она завершается передачей снятой с баланса техники на утилизацию. Просто так выбросить в большинстве случаев оргтехнику и другое оборудование нельзя. Дело в том, что запасные части, из которых состоят компьютеры, разлагались более десятка лет: они состоят из микросхем, содержащих драгоценные металлы. За нарушение правил списания и утилизации накладывается штраф до 30 т.р. С другой стороны, безосновательное списание основных средств производства также приводит к финансовым потерям.

По каким причинам списывается оборудование?

Субъекты хозяйственной деятельности – физические или юридические лица – не могут самостоятельно выбрасывать неподходящие компьютеры на свалку. Дело в том, что обычные предприятия не обрабатывают компьютерное оборудование. Для этого нужно оформить соответствующую лицензию, соответствовать требованиям лицензиата. Поэтому поставка компьютерного оборудования для переработки является обязательной и регулируется законодательством Российской Федерации.

Существуют следующие причины списания компьютерной техники и оборудования:

  1. Продажа;
  2. Передача другой организации;
  3. Пожертвование;
  4. Кража или введение в заблуждение, мошенничество;
  5. Форс-мажорные обстоятельства (военные операции или стихийные бедствия);
  6. Ухудшение физического состояния или старение оборудования.

При продаже основных средств компания уплачивает налог с полученного дохода. Передача другой организации может вызвать сомнения у налоговой службы в истинности намерений. Велика вероятность, что сделка будет признана незаконной как намерение ухода от уплаты налогов. В этом случае доначислят выплаты в бюджет, назначат штрафы и неустойку. Предприятию в досудебном или судебном порядке придется доказывать истинность намерений.

При потере компьютерной техники во время кражи или мошенничества для списания потребуется акт правоохранительных органов. Документ прикладывается к акту комиссии о списании основных средств, дает основание для дальнейшего снятия с баланса.

При форс-мажоре основанием для списания компьютерной техники и оборудования являются:

  1. Справки из органов местного самоуправления;
  2. Документы из территориальных органов МЧС;
  3. Результаты служебных расследований;
  4. Другие официальные акты, которые подтверждают полное или частичное разрушение основных средств, их потерю.

В акте комиссия указывает причины списания оборудования, ссылаясь на указанные выше документы. Объективно должна просматриваться причинно-следственная связь между стихийным бедствием или боевыми действиями с одной стороны, и потерей, повреждением имущества, с другой стороны.

Например, если от наводнения или землетрясения пострадал только соседний район или квартал, предприятие не сможет ссылаться на этот факт для списания техники. При возникновении спорных моментов делается экспертное заключение профильных специалистов. На основании его выводов составляется соответствующий акт технического состояния.

Неисправности техники для списания

Но оборудование может выйти из строя или не отвечать требованиям производственных процессов без каких-либо краж, войн и стихийных катастроф. В связи с этим отмечаются следующие поломки техники для списания:

  1. Выход из строя основных комплектующих системного блока, его физическая деформация, из-за чего сломались внутренние элементы, попадание электролита на платы из-за разгерметизации батареи BIOS;
  2. Неустранимые поломки вспомогательного оборудования, которые делают невозможным и нецелесообразным замену;
  3. Моральный износ – современное программное обеспечение, необходимое в производственном процессе, не устанавливается или работает не эффективно.

В последнем случае проявляется техника работает медленно, часто зависает. Ее использование приводит к потере данных и неэффективной работе персонала.

Частный случай – поломка стабилизатора напряжения. Заменить его несложно, ремонт обойдется недорого. Но из-за этой неисправности могут выгореть микросхемы и другие комплектующие.

Все эти дефекты техники для списания должны отображаться в акте технического состояния оборудования после осмотра специалистом. Самый простой способ получить документ о неправильном использовании и утилизации вашего компьютера – это связаться с компанией, занимающейся этим видом деятельности. У них есть полный комплект документов для такой работы. В перечень их деятельности входит работа с драгоценными, черными и цветными металлами, веществами, содержащими токсины.

Ниже представлен список лучших компаний в крупных городах:

    (Москва); (Санкт-Петербург); (Новосибирск); (Екатеринбург); (Нижний Новгород); (Челябинск); (Омск); (Самара); (Ростов-на-Дону); (Уфа); (Красноярск); (Пермь); (Воронеж); (Волгоград); (Краснодар);

В 80% случаях компьютерная техника в составе имеет драгоценные металлы. Кроме того, ее комплектующие содержат опасные для окружающей среды вещества.

Поэтому утилизация должна проводиться специализированными организациями, у которых есть соответствующая лицензия. На предприятии остаются документы, подтверждающие неисправность оборудование, его списание и передачу на утилизацию в рамках предусмотренных законодательством процедур.

Читайте также: