Как влияет телевизор на речь ребенка

Обновлено: 07.05.2024

  • 3-4 года — младший дошкольный возраст.
  • 4-5 лет — средний дошкольный возраст.
  • 5-7 лет — старший дошкольный возраст.

Рассмотрим более подробно, как протекает речевое развитие ребёнка в указанный период.

Указанные особенности характерны для условно возрастной нормы и не касаются тех случаев, когда наблюдается отклонение в речевом развитии.

Влияние телевидения на речь дошкольников

Основными факторами становления нормальной речи в дошкольном возрасте являются:

  • Межличностная коммуникация в семье.
  • Бытовое общение.
  • Коллектив дошкольного учреждения.
  • Произведения устного народного творчества и художественной литературы.
  • Телевидение, интернет.

Речь усваивается ребёнком по подражанию в процессе непосредственного контакта со взрослыми. Наблюдая за артикуляцией взрослого, особенностями употребления грамматических конструкций и лексем, ребёнок интуитивно усваивает систему родного языка. Уменьшение доли живого, непосредственного общения и замена его различными интерактивными формами (просмотр телепередач, мультфильмов, компьютерные игры) значительно ухудшает качество речи дошкольника.

Речевое развитие происходит в совместной деятельности родителей и ребёнка и опосредует её. Поэтому для успешного развития речи необходимо, чтобы дошкольник включился в деятельность (трудовую, игровую, познавательную, спортивную, творческую) под руководством взрослого, и чтобы эта деятельность сопровождалась речью, комментирующей производимые действия, раскрывающей их содержание и социальный смысл, а также стимулирующей ребёнка на ответные высказывания. Таким образом, развитие речи основано на диалоговом взаимодействии, которое не может предоставить телевидение.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство исследователей детской речи склонны считать влиянием телевидения на процесс речевого развития негативным:

  1. Просмотр передач и мультфильмов не стимулирует ребёнка создавать собственные речевые высказывания и овладевать связной речью.
  2. Не все телевизионные программы имеют развивающую функцию. Большинство из них носят исключительно развлекательный характер и не дают ребёнку сведений о мире, природе, человеке и обществе, не обогащают его словарный запас, не формируют образцовое произношение. Более того, иноязычные имена, сюсюканье или неправильная речь персонажей может послужить причиной усвоения ненормативных артикуляционных укладов.
  3. Вытеснение живого общения с родителями делает интонационную сторону речи маловыразительной и бедной, речевое дыхание недостаточно плавным. Темп речи становится либо слишком медленным, либо ускоренным, смазанным и неразборчивым.
  4. Лишённый контакта с родителями, ребёнок не учится осмысливать содержание услышанного и увиденного по телевизору, не задаёт вопросы, в результате язык перестаёт быть средством познания мира.
  5. Замена чтения просмотром телевизора также отрицательно сказывается на речевом развитии, поскольку лишает ребёнка лучших образцов литературного языка. Исследования показывают, что отказ от чтения стихов в раннем возрасте не позволяет сформировать чувство ритма, необходимое и для правильного интонирования речи, и для письма.

Несмотря на обилие негативных моментов, связанных с влиянием телевидения на речевое развития дошкольников, совсем отказаться от него нельзя, поскольку мультимедийная среда стала частью жизни современного человека. Поэтому необходимо сочетать просмотр телепередач и мультфильмов с живым общением в семье, занятиями творчеством и чтением книг. Нужно смотреть телевизионный контент вместе с ребёнком, обязательно обсуждать увиденное, побуждая его делиться собственными впечатлениями и мыслями. Необходимо также помнить о вреде длительного нахождения перед телевизором для зрения, осанки, нервной системы ребёнка и ограничивать просмотр до 20 минут в день.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильясова Вероника Игоревна

Теоретические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на психику ребенка. Выделение положительных и отрицательных сторон влияния телевидения и СМИ на дошкольников.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ильясова Вероника Игоревна

Аналитический обзор современных исследований сша проблемы влияния средств массовой информации на воспитание детей

Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства

Ильясова Вероника Игоревна

Воспитатель коррекционной группы для детей с ЗПР.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДЕТЕЙ

Теоретические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на психику ребенка. Выделение положительных и отрицательных сторон влияния телевидения и СМИ на дошкольников.

Средства массовой информации, дошкольный возраст, психические процессы, агрессивное поведение.

Известно, что личность не может полноценно развиваться вне социума, где одно из центральных мест занимают процессы коммуникации. Особенно это касается средств массовой информации и в частности телевидения, занимающего большую часть времени и оказывающего огромное влияние на формирование личности. Наиболее подверженными такому влиянию оказываются дети старшего дошкольного возраста. Большинство дошкольников в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. При этом с поведенческими реакциями дошкольники усваивают негативную информацию, которой изобилует большинство телепрограмм.

Пагубное воздействие СМИ на детей в первую очередь ощущают их родители и воспитатели ДОУ. Родители, играющие большую роль в развитии и воспитании дошкольника, испытывая трудности в преодолении феномена воздействия телевидения на личность ребенка, нуждаются в поддержке и грамотных психолого-педагогических рекомендациях по профилактике и преодолению агрессивности детей под влиянием средств массовой информации.

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становится более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики [1, с. 115]. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития.

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам (телевидение, радио, газеты, журналы) [2, с. 17]. В современном мире СМИ играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.

Особо важна на сегодняшний день проблема - дети и СМИ. Если раньше воспитанием личности занимались родители, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эту функцию телевизор, и другие средства массовой информации. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает, особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Но если взрослые не

будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений).

Нужно также обратить внимание на эффект привычки агрессивного поведения. Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному.

В современном обществе не представляется возможным полностью оградить ребенка от негативного влияния СМИ. В то же время, необходим поиск методов снижающих данное влияние.

Проведенное теоретическое исследование, посвященное проблеме воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее. В первую очередь нужно научить ребенка отличать реальный мир от мира грёз. Нельзя допускать, что телевизор или компьютер станет ребёнку другом, или заменит прогулку, а ещё хуже - прочтение интересной книги. Чтобы избежать этого, нужно контролировать, ограничивать время просмотра телевизора и проведение времени за компьютером. Чаще всего предлагаемая информация просто навязывается, и критически ее осмыслить, рассмотреть с разных точек зрения ребенку бывает трудно, а чаще всего не под силу. Ребенок, как губка, впитывает в себя все то, что ему предлагают: и плохое и хорошее.

К сожалению, телевидение и компьютеры заменили сейчас детям хорошую книгу. Что можно сделать для того, что бы минимизировать отрицательное влияние СМИ на детей? Ответ прост - родители должны уделять своим детям должное внимание. Для начала, тщательно отбирать то, что смотрит ребенок, следить, что бы дети не сидели за компьютером больше часа в сутки. И, самое главное, они (родители), должны прививать ребенку умение выборочно просматривать информацию, формировать и развивать устойчивую мотивацию на получение новых знаний, и хотя бы пытаться стать для детей моральным авторитетом. Тогда детей и не будет тянуть к запретному.

Модальность образа персонажа:

Положительные персонажи Отрицательные персонажи

До 1991г. 62,3% 37,7%

После 1991г. 56,3% 43,7%

Результаты исследования говорят о том, что в характеристиках персонажей произошли как незначительные, так и серьезные, значимые изменения. Проведенное исследование дает основание

предположить, что в образе детского мультипликационного героя проявляются изменения, отмеченные в различных исследованиях о динамике ценностных ориентаций россиян. Данные изменения касаются характера положительного героя, целей, доступных ему средств в достижении этих целей. Учитывая то, что мультипликация может являться важным средством воспитания и социализации, эти тенденции надо учитывать воспитателям и родителям при построении воспитательного процесса ребенка-дошкольника.

Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр, являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.

Список использованной литературы:

1. Детская психология [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2008.- 352с.

2. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. - 248 с.

© Ильясова В.И., 2016

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

Преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрена дидактическая возможность повышения качества учебного математического моделирования школьниками и студентами фрагментов действительности посредством включения в него элементов проблемного обучения учащейся молодежи основам наук.

Ключевые слова Математика, задача, моделирование, проблема, обучение.

Основными этапами - элементами научного и учебного информационного, в том числе и математического, моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности выделяются: 1) постановка задачи, 2) построение модели, 3) разработка алгоритма, 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов, 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Особенности проектирования и реализации проблемного обучения школьников и студентов были выделены учеными - педагогами в Советском Союзе в семидесятых годах двадцатого века [2,3] и они учитываются в нашей настоящей работе.

Как на самом деле телевизор влияет на ребенка

Время, проведенное за телеэкраном, заставляет детей капризничать, лениться и плохо себя вести. 6 причин развития злобы, депрессии и снижения мотивации при длительном сидении перед телеэкраном, монитором.

Это значит, что они испытали повышенное волнение и при этом истощили свои силы. Дело в том, что стойкие повышенные уровни возбуждения влияют на память таких детей и их способность к социальной адаптации.

В определенный момент ребенку с такими симптомами может быть диагностировано психическое расстройство, например, глубокая депрессия, биполярное расстройство или СДВГ, и предложено соответствующее лечение, включающее соответствующую терапию и лекарства. Но зачастую подобные методы не очень хорошо работают, в результате чего болезнь усугубляется.

Возможно, неспроста экран назвали экраном. Он экранирует нас от остального мира.

"Мечтатели" (The Dreamers). Мэтью

Что происходит с ребёнком при просмотре 'телика'?

Если все сделано правильно, такое вмешательство может улучшить сон, повысить настроение, усилить концентрацию и организованность, а также увеличить физическую активность. Улучшается способность переносить стресс, поэтому частота и степень тяжести срывов снижается.

Ребенок начинает радоваться простым вещам, больше времени проводить на природе, развивает свое воображение и играет в творческие игры. У подростков и молодых людей наблюдается увеличение самостоятельности в поведении, прямо противоположной апатии и безнадежности.

Эта прекрасная вещь.

В то же время уменьшение использования гаджетов устраняет необходимость применения медикаментов при условии, что другие средства окажутся не менее эффективными. Улучшение сна, количества физической активности и коммуникации с окружающими образуют необходимую восходящую спираль! После так называемой мозговой перезагрузки, родители могут определить, насколько использование гаджетов может повлиять на возвращение негативных симптомов.

Одержимость экраном

Одержимость экраном

Ограничение использования электроники не может полностью решить проблему, но зачастую именно это является недостающим звеном.
Но почему подобное вмешательство является настолько эффективным? Дело в том, что оно лечит многие физиологические дисфункции, возникающие из-за слишком большого количества часов, ежедневно проводимых за экраном устройства.

Детский мозг гораздо более чувствителен к гаджетам, чем многие из нас осознают. На самом деле, вопреки распространенному мнению, электронным устройствам не требуется много времени, чтобы нарушить работу восприимчивого и развивающегося мозга.

Ниже описано шесть физиологических механизмов, объясняющих способность гаджетов влиять на нарушение настроения:

1. Нарушение сна и синхронизации биологических часов

Поскольку освещение экрана имитирует дневной свет, то подавляет выработку мелатонина: сигнала ко сну, который провоцирует темнота. Одна минута времени, проведенного за экраном устройства, может задержать выработку мелатонина на несколько часов и нарушить синхронизацию биологических часов.

После подобного нарушения возникают другие нездоровые реакции, например, гормональный дисбаланс и воспалительные процессы в отделах мозга. К тому же повышенное возбуждение не способствует глубокому, здоровому сну, который является одним из главных лекарств.

Но когда центры удовольствия перегружены, они становятся менее чувствительными, в результате чего организму нужна дополнительная стимуляция. Также дофамин играет важную роль в концентрации и мотивации, поэтому даже небольшие изменения в его выработке могут нанести ущерб самочувствию ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, связь этого синдрома с электронными устройствами стала причиной возникновения депрессии и даже склонности к суициду. Опыты, проведенные на животных, доказывают, что воздействие света, излучаемого дисплеем до или во время сна, вызывает депрессию, даже когда животное не смотрело на экран.

Иногда родители не хотят ограничивать работу электронных устройств в спальне ребенка, поскольку беспокоятся, что ребенок может бояться темноты, но на самом деле выключать свет полезно.

4. Причина стрессовых реакций

Ребенок и гаджеты

Ребенок и гаджеты

Как острый стресс (синдром борьбы или бегства), так и хронический приводят к изменениям в химических процессах мозга и гормональной системе, которые становятся причиной раздражительности. В действительности, кортизол – гормон стресса, может быть и причиной и следствием депрессии, создавая порочный круг. Кроме того повышенная возбудимость и пагубные привычки подавляют лобные доли мозга, область, в которой находится регулятор настроения.

5. Перегрузка нервной системы, снижение концентрации внимания и истощение психических резервов

Эксперты утверждают, что зачастую причиной взрывного и агрессивного поведения является плохая концентрация внимания. Когда внимание ухудшается, способность обработки внутренней и внешней информации также снижается.

Истощая умственную энергию за счет высоких визуальных и когнитивных сигналов, время, проведенное за дисплеем устройства, снижает функциональные резервы организма. Одни из способов их временного пополнения становится всплеск агрессии, который на самом деле является способом защиты.

6. Уменьшение физической активности и воздействия природы

Исследования показывают, что время, проведенное на свежем воздухе и взаимодействие природы, может помочь восстановить концентрацию внимания, снизить стресс и уменьшить агрессию. При этом проведение времени за электронными устройствами снижает полезное воздействие природы на колебания настроения.

Фотопроект 'Idiot Box': Портреты детей, 'зависших' перед телевизором

Вот так выглядят дети, "залипающие" в экран телевизора.

Что же делать?

В современном мире резкое ограничение использования гаджетов может показаться безумием. Но когда дети плохо себя ведут, мы не делаем им никаких одолжений, когда оставляем устройства в доступных местах и надеемся, что они смогут успокоиться с помощью них.

Этот метод просто не работает. Позволяя нервной системе вернуться в нормальное состояние, внедрив строгие ограничения, мы можем сделать первый шаг и помочь ребенку стать спокойнее, сильнее и счастливее.

Обновлена: 13.06.2020, 23:00 Количество слов: 983 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 6 288 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 20 раз!

Нужна курсовая работа по педагогике. Готовая работа уже есть, но препод не принял. Надо добавить практические примеры ОБЯЗАТЕЛЬНО! Еще нужно вывод переделать. Переделать до завтрашнего утра! Заплачу больше за срочность.

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Помощь студентам
  2. Лента работ
  3. Влияние телевидения на речь ребенка

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 1900 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 800 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 1000 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 900 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 900 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 1000 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 900 руб.

Тип: Курсовая работа

Стоимость: 900 руб.

Думаете, что скачать готовую работу — это хороший вариант? Лучше закажите уникальную и сдайте её с первого раза!

Отзывы студентов

Ребята свое дело знают справились на отлично. Если когда-нибудь буду еще поступать учится. Пользоваться буду только их …

Заказываю работы здесь не первый раз, очень довольна качеством, проблем пока не возникало, что очень радует!

Курсовую сдала на отлично. Спасибо большое авторам и операторам за оперативную работу. Удобная система скидок,выбираю у…

Заказанную мной работу выполнили гораздо раньше обговоренного срока, что очень порадовало. Благодаря Вам получила 5! Бу…

Спасибо огромное за прекрасно выполненную работу. Все условия, предоставленные мною выполнены! Первые наброски раб…

Содержание воспитания признается учеными основным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Его освоение может быть осуществлено в процессе работы, организованной учителем, иначе говоря, реализации в жизни педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организ….

В данной статье мы рассмотрим, что такое дидактика, каково ее основное содержание, а также какие цели она ставит перед собой. Для начала сформулируем основное определение. – это ее определенная область, которая изучает основы обучения и его содержание с теоретической точки зрения.Один из наиболее и….

– это основные педагогические понятия, выступающие научными обобщениями. Они представляют собой самые общие и содержательные понятия, в которых отражается сущность науки, ее характерные черты.В любой науке категории играют важную роль, так как пронизывают все научные познания и объединяют в совоку….

Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно вз….

Читайте также: