С появлением телевизора люди перестали заниматься искусством зарыли свои таланты глубоко в душе

Обновлено: 17.05.2024

Цели урока : 1) обучающая : совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний о способах создания образа литературного героя; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести;

2) развивающая : развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом чтении;

3) воспитательная : воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости.

Оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, аудиозапись Ave Maria Шуберта

Эпиграфы:

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной.

Помолись обо мне, чтобы работа моя была

истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-

нибудь был удостоен пропеть гимн красоте

Н.В.Гоголь (письмо В.А.Жуковскому)

Вступительное слово учителя.

(постановка философской проблемы)

Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие.

Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

(Слайд Портрет Гоголя с эпиграфом)

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом .

(Слайд Книги)

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Я прошу ответить детей на следующие вопросы:

Дети рассказывают о том, что изображено на их рисунках.

Композиционно повесть распадается на 2 части. В первой части Гоголь рассказывает историю Чарткова, вторая знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика, создавшего этот портрет.

Однако события 2 части в реальности предшествуют событиям 1 части: вначале портрет был создан, а уж потом волею судеб он попал в руки Чарткова.

Такое построение держит их постоянном напряжении, повышает занимательность повести: ведь 1 часть содержит загадку, ключ к которой мы получаем во 2 части.

Беседа по тексту.

*Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова? (Слайд Лавочка.Картины.)

Гоголь очень ироничен в описании картин, пользующихся популярностью среди простого народа.

Это религиозные подделки, заменяющие искусство обывателю

(Слайд Бедность Чарткова).)

Старая шинель и нещегольское платье указывают на бедность Чарткова, он с «самоотвержением предан своему делу, очень способный.

(Слайд Предупреждение профессора)

«Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив.

Молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни .

Найдите в тексте размышления героя.

*Какой портрет купил он однажды?

(Слайд Портрет ростовщика)

Чтение эпизода.

Заметно, что он испуган.Страх, испытанный им, когда он вглядывался в портрет неизвестного мужчины, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое им во сне.

*Итак, какой сон снится Чарткову? (Слайд. Сон Чарткова)

Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.Три раза Чартков был убежден, что он просыпается, но это был сон во сне.

*Объясните авторский прие м

Бесконечность сна, преследующего художника, носит характер наваждения.

«В повести Гоголя сон чудесным образом сбывается: те сто золотых червонцев, которые схватил Чартков во сне, оказываются у него и после пробуждения.

*Задумаемся, что в характере героя предопределило его духовное падение, где он проявил слабость?

«Появление золотых червонцев оказывается случайным только на первый взгляд, оно закономерно, подготовлено внутренней готовностью героя принять неправедное золото.

(Слайд. Сон Чарткова)

Слово учителя

Итак, перед героем стоит выбор: по какому пути идти. Первый путь-это путь добра; второй – это Зло.

Какой путь выбрал художник?

Он выбрал зло.

Приоделся, накупил духов, помад, дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продаж.

Портрет. Понятие о портрете.

Портрет – 1. Изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.( Портретная живопись )

2. перен . Художественное изображение. Образ литературного героя

( литературный портрет)

*Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя портретики за деньги?

Чартков стал модным живописцем.

А далее будет первая заказчица – светская дама

Чтение разговора со светской дамой

*Почему он начинает испытывать недовольство и раздражение?

Ему не позволяют творить так, как он хочет

Но Чартков уступает требованиям дамы, смиряется с указаниями изменить портрет, отказывается ради красивостей от жизненного правдоподобия

Художнику приходится делать выбор: или он остается верным себе, своему таланту, своему видению мира, своей манере, или он может и иногда даже должен поступиться совестью и своим художественным зрением, чтобы угодить вкусам заказчиков.

*Что говорит нам по этому поводу Евангелие от Матфея?

Кака Гоголь говорит о том, что художник начал терять свой талант, мастерство?

Физкультминутка. Движения имитирующие рисование портрета

Понимал ли это сам художник?

Принятие неправедных денег оказалось роковым, фатальным для таланта героя. Но вспомним художника, сумевшего освободиться из-под влияния портрета и создавшего поистине великое произведение искусства.

Значит, встреча с дьявольским не всегда ведет к гибели, многое зависит от человека, и семена зла могут прорасти или не прорасти в человеческой душе.

*Какую картину увидел он в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

Рассказ ученицы.

*Что теперь понимает Чертков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

*Греховна ли такая всепоглощающая страсть? Да

*Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

Зависть – один из смертных грехов . О ней говорит Христос в Нагорной проповеди.

А Чартковым завладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта.

*Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

*Как закончил жизнь Чартков?

А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика.

*Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водит дьявол?

Он ушел в монастырь каяться и молиться

*Простил ли его Бог? Да… Наверное.

*Какую картину написал он в конце жизни?

«Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.

Прчитайте напутствие, котрое дает художник своему сыну

Подведем итог .

В чем видит Гоголь назначение искусства?

Что такое настоящее искусство?

Какими же качествами должен обладать настоящий художник?

Художник должен быть совершенно свободен, никогда никому не подчинен, независимость его должна быть беспредельна.

Из религиозной темы Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду в самом себе, в своих произведениях.

Помолись обо мне, чтобы работа моя была

истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-

нибудь был удостоен пропеть гимн красоте

Н.В.Гоголь (письмо В.А.Жуковскому)

Тест по содержанию

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.

4. Покупателей было:

а) много; б) немного; в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет :

а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.

а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне :

а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги :

а) на необходимые для художника материалы;б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию

заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти ;б) пьянства; в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

Читайте также: