Сколько потребляет домашний кинотеатр

Обновлено: 16.05.2024

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

Размещение акустики в комнате


На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).


При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Что такое домашний кинотеатр

Так называется комплекс, первостепенной задачей которого является демонстрация фильмов и иных видеоматериалов с многоканальным (окружающим) звуком. Минимальная конфигурация любого ДК включает один или несколько источников видеосигнала, устройство его отображения, декодер многоканального звука вкупе с усилителями мощности (зачастую обе функции совмещает AV-ресивер) и комплект акустических систем для воспроизведения звука основных каналов, а также низкочастотных эффектов.

Ниже можно увидеть примерную схему типового домашнего кинотеатра с конфигурацией 5.1 (пять основных колонок и один сабвуфер).

Домашний кинотеатр: классическая компоновка по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: классическая компоновка по схеме 5.1

Компоненты домашнего кинотеатра

Источник

Это аппарат, формирующий видео- и аудиосигнал путём считывания данных с какого-либо носителя информации или посредством приёма транслируемого потока. В современном домашнем кинотеатре источником может служить DVD-проигрыватель, спутниковый ресивер либо плееры нового поколения с поддержкой изображения высокой чёткости: Blu-ray и HD DVD. Во всех случаях записанный на носитель или транслируемый контент содержит не только видеоряд, но и многоканальное звуковое сопровождение, которое является непременным условием для достижения полноценного эффекта вовлечения в домашнем кинотеатре. Различные игровые приставки, караоке-аппараты и персональные компьютеры могут стать удачным дополнением к основным источникам и расширить функциональность кинотеатральной системы.

Домашний кинотеатр: источник аудио- и видеосигнала

Домашний кинотеатр: источник аудио- и видеосигнала

Устройство отображения видеосигнала

Таковым может являться кинескопный или плоскопанельный (жидкокристаллический/плазменный) телевизор либо видеопроектор с соответствующим проекционным экраном. Выбор разновидности устройства отображения напрямую зависит от того, в каких условиях будет производиться просмотр и какого размера изображение требуется получить. Более подробно этой темы мы коснёмся в одной из следующих статей цикла.

Домашний кинотеатр: устройства отображения

Домашний кинотеатр: устройства отображения

AV-процессор

Этот компонент можно назвать мозгом всего домашнего кинотеатра. В любом AV-процессоре содержится коммутатор – как для видео-, так и для аудиосигналов; аналоговых и цифровых. Коммутатор позволяет подключить (и, соответственно, подать сигнал на колонки и устройство отображения) около десятка разнообразных источников. Есть в AV-процессоре и встроенный аудиодекодер. Он необходим для того, чтобы расшифровать поступающий от источника (скажем – DVD-плеера) цифровой поток Dolby Digital, DTS и т. д., превратив его в многоканальный звук. В дальнейшем этот сигнал – либо сигнал, поступающий с аналоговых входов и не требующий декодирования, – обрабатывается аудиопроцессором, который позволяет сбалансировать нужным образом уровни громкости каналов * в системе окружающего звучания, получить желаемое время задержки * , обеспечивает частотную коррекцию * , а также может придать звуку какой-либо пространственный эффект для создания ощущения нахождения слушателей на стадионе, в большом зале, в гулкой пещере и т. п. Декодированием цифровых аудиопотоков и их обработкой зачастую занимается один или два микропроцессора, называемые DSP – Digital Signal Processor.

Обработанный многоканальный или стереофонический аудиопоток проходит стадию цифро-аналогового преобразования (ЦАП) и подаётся на предварительный усилитель, то есть подготавливается для передачи на усилитель мощности.

* Процессы настройки параметров аудиодекодера будут рассмотрены в одной из следующих статей данного цикла.

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-процессоров для домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-процессоров для домашнего кинотеатра

Усилитель мощности

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из многоканальных усилителей мощности

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из многоканальных усилителей мощности

Домашний кинотеатр: связка из AV-процессора и усилителя мощности

Домашний кинотеатр: связка из AV-процессора и усилителя мощности

AV-ресивер

Данный компонент является результатом воссоединения AV-процессора и многоканального усилителя мощности. Оба блока просто размещены в общем корпусе. Плюсы: нет необходимости коммутировать блоки между собой; они занимают меньше места, чем два раздельных аппарата. Минусы: ограниченное пространство корпуса AV-ресивера не позволяет установить высококлассные усилители мощности и аудиоэлектронику с раздельными контурами питания и должной экранировкой аудиоцепей. Конечно, нельзя сказать, что AV-ресивер – это однозначно плохо, а раздельные компоненты – однозначно хорошо. Всё зависит от класса и реализации каждого конкретного аппарата. Однако так уж сложилось, что в сегменте высококлассных домашних кинотеатров бал правят именно раздельные устройства. Ведь помимо возможности разместить огромные трансформаторы в блоке питания независимые (друг от друга) компоненты обладают значительно большей гибкостью в плане компоновки: можно подобрать модели с необходимыми характеристиками. AV-ресиверы, в свою очередь, отлично подходят для комнат небольшого и среднего размера.

Качество звучания, возможности и мощность встроенных усилителей в AV-ресиверах зависят, разумеется, от класса аппарата. Понятно, что сравнивать модель ценой $350 и 2000 не имеет смысла, хоть формально они относятся к одной разновидности оборудования. А между тем на рынке представлено немало высококлассных AV-ресиверов ценой $3000-4000, которые способны дать фору некоторым связкам из отдельного AV-процессора и усилителя мощности.

Но, на мой взгляд (и воспринимайте это как сугубо личное мнение), имея возможность потратить четыре тысячи долларов и более на усилительную часть, в сторону AV-ресивера я бы смотрел в последнюю очередь, ведь купить качественный AV-процессор и добротный семиканальный усилитель мощности в этом ценовом диапазоне можно запросто.

Акустические системы

Домашний кинотеатр: один из комплектов акустических систем 5.1

Домашний кинотеатр: один из комплектов акустических систем 5.1

Итак, о каком же окружающем звучании идёт речь? В своё время исследования показали, что для создания плотного звукового поля вокруг слушателей достаточно пяти колонок: пары фронтальных, одной центральной и пары тыловых. Для воспроизведения бала было решено использовать отдельную акустическую систему с узким диапазоном частот – сабвуфер. По логике, можно было бы доверить озвучивание басовой составляющей основным АС, однако это привело бы к значительному увеличению их размеров (для мощного баса требуются большие объёмы корпусов и крупные динамики), а главное – ухудшило бы гибкость установки системы: имея отдельный сабвуфер, можно подобрать оптимальное место его расположения с точки зрения звучания, не нарушая выбранную схему расположения основных АС. Так или иначе, схема с колонками и отдельным сабвуфером для воспроизведения самых низких частот является ныне основной и в больших коммерческих, и в домашних кинотеатрах любого уровня.

Домашний кинотеатр: создание окружающего звучания (схема 5.1)

Домашний кинотеатр: создание окружающего звучания (схема 5.1)

5.1 или 7.1?

Этот вопрос один из первых волнует людей перед началом создания ДК. Ведь в зависимости от схемы озвучивания будет оптимизироваться помещение, будут устанавливаться места для зрителей, будет покупаться соответствующее оборудование… Для начала – несколько слов о самих схемах. Мы не будем вспоминать былые времена аналогового звука, а начнём сразу с так называемой цифровой эпохи – со времени массового внедрения DVD-Video и, соответственно, цифровых форматов окружающего звучания Dolby Digital/DTS. То есть собственно с эпохи бурного развития индустрии домашних кинотеатров. В основу концепции современного окружающего звучания легла, как уже говорилось ранее, схема 5.1, предполагающая наличие пяти независимых полнодиапазонных каналов и одного канала низкочастотных эффектов (схему 5.1 можно увидеть выше). В большинстве домашних систем один канал озвучивался одной акустической системой, однако в некоторых инсталляциях применяется по несколько АС на канал. В публичных же кинотеатрах всегда используется несколько (2 и более) громкоговорителей для озвучивания одного канала, а также два сабвуфера.

В случае 7.1 меняется конфигурация тыловой области: позади зрителей расположены уже не два, а четыре канала (фактически – четыре АС). Впрочем, не совсем позади. В 7.1 два канала находятся сзади, а два – сбоку, как показано на схеме.

Домашний кинотеатр: схема 7.1

Домашний кинотеатр: схема 7.1

Ну и наконец, схема 7.1 является основной для HD-форматов (Blu-ray и HD DVD).

Объемный звук сложно переоценить — его использование в кино и играх преображает их восприятие. Домашний кинотеатр — это, конечно, не то же самое, что аудиосистема IMAX, но и он позволит ощутить разницу между обычным стерео и 5.1-, 7.1- и даже 9.1-канальным звуком.

Современные аудиопанели неплохо справляются со своей задачей, но несколько стоящих отдельно колонок все же заменить не могут — даже лучшие технологии эмуляции 3D-звука пока не могут сравниться с несколькими честными аудиоканалами. Так что если у вас в помещении есть достаточно пространства, а бюджет позволяет разгуляться, лучше купить полноценную аудиосистему.

Хороший домашний кинотеатр обеспечивает и качественный панорамный звук за счет расставленных по периметру комнаты колонок, и отличные басы — за счет мощного сабвуфера, благодаря которому любой взрыв на экране будет практически реальным. Ну а современные ресиверы домашних кинотеатров могут воспроизводить и любые оптические диски, и видео с компьютера, и музыку со смартфона, и любой контент из интернета.

В следующем разделе этой статьи мы рассмотрим самые важные технические характеристики домашних кинотеатров, в которых стоит разобраться перед выбором, а затем предложим вам ознакомиться с девятью отличными моделями для разных бюджетов, которые можно приобрести в магазинах нашего каталога.

Как выбратьдомашний кинотеатр?

Главные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Конфигурация системы

Первая цифра в обозначении конфигурации аудиосистемы обозначает количество звуковых каналов, а вторая — наличие сабвуфера. К примеру, аудиосистема типа 4.1 имеет 4 колонки-сателлита и 1 сабвуфер, а 2.1 — 2 колонки и сабвуфер.

Домашние кинотеатры бывают самыми разными — от 2.1 до 9.2. Естественно, чем больше каналов, тем реалистичнее и яснее будет звук.

Мы рекомендуем покупать модель как минимум в конфигурации 5.1 — такой будет достаточно для среднего помещения городской квартиры. Ну а если вам нужна система для большого зала с высоким потолком, лучше присмотреться к 9.1-канальным решениям. И наоборот — в маленьких комнатах достаточно будет 4.1- или даже 2.1-канального кинотеатра.

Мощность

Мощность аудиосистемы, на которую стоит ориентироваться, прямо зависит от площади комнаты, в которой вы собираетесь обустроить домашний кинотеатр. Чем она больше, тем громче будет звучать комплект.

В большинстве случаев для обычной городской квартиры подойдет система мощностью даже всего в 150-200 Вт. Но если мощность будет заметно выше, то максимальной громкостью пользоваться не придется, а искажений звука будет гораздо меньше, так что в идеале мощность должна составлять 500 Вт и выше.

Ну а для больших помещений в крупных квартирах или загородных домах рекомендуется приобретение аудиосистемы мощностью от 1000 Вт и выше. К счастью, сейчас таких в продаже достаточно.

Интерфейсы, порты, форматы, декодеры и дополнительные функции

Практически все современные модели домашних кинотеатров могут работать с любыми оптическими носителями (CD, DVD, Blu-ray) и всеми популярными цифровыми форматами видео и аудио. Также они часто имеют USB-порт для подключения USB-флешки с видео или аудио.

Самые важные пункты в этой категории — USB, HDMI и Ethernet, а также поддержка беспроводных технологий Wi-Fi и Bluetooth. Если вы пользуетесь девайсами Apple, очень поможет и поддержка AirPlay.

Чтобы у вас не возникло проблем с воспроизведением любимых фильмов и музыки, обратите внимание на то, чтобы купленная модель поддерживала MPEG4, AVI, MKV, WAV и MP3 — это основные потребительские цифровые форматы мультимедиа-данных.

Также стоит обратить внимание на наличие всевозможных декодеров. Самые важные — Dolby Digital 5.1, Dolby Digital Surround Ex и DRS ES.

Дорогие домашние кинотеатры также могут записывать данные на собственный носитель, автоматически конвертировать плоскую 2D-картинку в объемную 3D, а также поддерживают технологию DLNA для подключения к домашней локальной сети и воспроизведению контента оттуда. Многие модели могут еще и подключаться к интернету — для воспроизведения контента из многочисленных цифровых сервисов.

Комплектация

Центральная составляющая любого домашнего кинотеатра — проигрыватель оптических дисков, который воспроизводит видео и аудио, а также передает многоканальный звук на ресивер. Последний декодирует цифровой сигнал и через усилитель передает его на разные каналы системы.

Отметим, что наиболее качественные модели имеют предусилитель и отдельный многоканальный усилитель — в этом случае звук получается куда более четким. Также на качество звучания сильно влияет частотность ЦАП, которая у лучших кинотеатров равна 192-256 кГц.

Кроме того, каждый домашний кинотеатр оснащен двумя или более отдельно стоящими колонками. Как уже было сказано выше, чем их больше, чем полнее будет звуковая панорама. Стандартная конфигурация такая: две фронтальные колонки (мощные взрывы и другие громкие звуки), две тыловые колонки (обеспечивают львиную долю объема), центральный канал (основной звук) и сабвуфер (басы).

Стоит обратить внимание на кабели, которые поставляются в комплекте и заранее прикинуть необходимость покупки дополнительных — например, более длинных, если расположение колонок в вашей комнате будет немного не таким, каким его представлял производитель.

Материал

Чаще всего современные аудиосистемы имеют корпус из пластика. Пластик может быть и дешевым, и дорогим, но он всегда будет легким и достаточно прочным, а в качестве звука будет проигрывать дереву.

Дорогие модели имеют корпус из дерева, которое гораздо лучше поглощает и отражает звук. К сожалению, дерево используют очень редко — в осовном из-за его высокой стоимости. Но не стоит недооценивать пластик — его недостатки инженеры давно научились учитывать и во многом компенсировать особым тюнингом динамиков и системы в целом.

Бренд

Производитель домашнего кинотеатра далеко не так важен, как характеристики, описанные выше, но знать те компании, которые выпускают самые качественные модели, все же стоит. Среди них — Sony, LG, Samsung, Panasonic, Harman/Kardon и Onkyo.

Стоит отметить и бренд Mystery, в рамках которого выпускается неплохая бюджетная акустика. Так же можно охарактеризовать и продукцию BBK.

Топ-9 домашних кинотеатров

Mystery MSB-115W

Бюджетный вариант для тех, кто не хочет тратить много денег и ограничен небольшой комнатой.

Особенности:

LG LHB655

Среднебюджетная система LG со всеми необходимыми функциями, поддержкой караоке и стильным дизайном.

Особенности:

Sony BDV-E4100

Мощный домашний кинотеатр Sony, который особенно понравится владельцам электроники Apple.

Особенности:

Samsung HT-J5550K

Элегантная, современная и громкая модель Samsung, которая займет относительно немного места.

Особенности:

  • конфигурация: 5.1
  • мощность: 1000 Вт
  • FM-тюнер
  • эквалайзер
  • поддерживаемые носители: CD, DVD, Blu-ray, Blu-ray 3D
  • интерфейсы: USB-A, DLNA, Ethernet, Bluetooth, Wi-Fi
  • входы: аудио (стерео), аудио оптический, вход для микрофона х2
  • выходы: HDMI

Как выбрать домашний кинотеатр?

Samsung HT-J4550K

Более старый и дешевый кинотеатр Samsung — не такой мощный, но все равно весьма способный.

Особенности:

  • конфигурация: 5.1
  • мощность: 500 Вт
  • караоке MIX
  • FM-тюнер
  • поддерживаемые носители: CD, DVD, Blu-ray, Blu-ray 3D
  • интерфейсы: USB-A, DLNA, Ethernet, Bluetooth, Wi-Fi
  • входы: аудио (стерео), аудио оптический, вход для микрофона х2, поддержка iPhone / iPod
  • выходы: HDMI

Samsung HT-J5530K

Не слишком дорогая система Samsung для тех, кому нужен отличный громкий звук в играх и кино.

Особенности:

Sony BDV-E3100

Доступный и компактный, но мощный домашний кинотеатр Sony, внешний вид которого может быть обманчив.

Особенности:

  • конфигурация: 5.1
  • мощность: 1000 Вт
  • TV-тюнер
  • FM-тюнер
  • эквалайзер
  • поддерживаемые носители: CD, DVD, Blu-ray, Blu-ray 3D
  • интерфейсы: USB-A, DLNA, Ethernet, Bluetooth, Wi-Fi
  • входы: аудио (стерео), аудио оптический, поддержка iPhone / iPod
  • выходы: HDMI

Sony BDV-E6100

Одна из лучших моделей в своем классе, BDV-E6100 — отличный выбор для тех, кто не хочет тратить больше тысячи рублей.

Особенности:

Sony BDV-N9200W

Один из дорогих домашних кинотеатров Sony с потрясающим промдизайном, огромной мощносью, быстрым интерфейсом и спецэффектами подсветки.

Выбор качественной акустики, её правильное размещение и настройка — одни из наиболее важных задач при сборке домашнего кинотеатра. Не менее важные, чем выбор самого экрана. Именно звук заставляет зрителя почувствовать себя в гуще событий. Звуки перемещаются помещением, формируя у нас пространственную картину происходящих на экране событий. Соответственно, степень погружения зрителя в фильм во многом зависит от акустики. Какой должна быть хорошая акустика домашнего кинотеатра? Об этом и поговорим дальше.


Колонки домашнего кинотеатра (весь каталог) должны создавать пространственное звучание, а для этого, как минимум, располагаться вокруг слушателей — и желательно на равных расстояниях. В наиболее популярном варианте в основе комплекта находятся четыре акустические системы (они же — сателлиты). Те, что располагаются впереди и по бокам экрана называют фронтальными (к примеру, модели этой категории), те, что сзади — тыловыми.

Как выбрать акустику домашнего кинотеатра? В классическом решение, она должна состоять из 2 фронтальных и 2 тыльных колонок, 1 центрального канала и 1 сабвуфера
В классическом исполнении система должна состоять из 4 сателлитов,
центрального канала и сабвуфера (подобная конфигурация называтеся 5.1)

В противном случае рекомендуем подыскать конфигурацию с беспроводной тыловой акустикой. Этот вариант стоит дороже. В комплекте появляется ещё один блок – беспроводной усилитель тыловых сателлитов, который получает сигнал от центрального блока по радиоканалу. Тянуть через всю комнату провода уже не надо, но без них нам тоже не обойтись: беспроводной усилитель должен получать питание от сети 220 вольт, а провода от него идут к двум тыловым сателлитам – впрочем, этот вариант проводки реализовать гораздо проще.

Что касается сабвуфера, то он также доступен в проводном и беспроводном подключении, и также без кабелей не обойтись: пассивный сабвуфер должен получать акустический сигнал по кабелю от центрального блока, а активная радио-модель – питание 220 вольт. Выбирайте, что предпочтительно, учитывая, что второй вариант обойдётся чуть дороже.

Мощность или как громко должен звучать домашний кинотеатр?

Как выбрать акустику домашнего кинотеатра? В зависимости от размеров комнаты, пользователь может подобрать акустические системы необходимого размера
Комплект домашнего кинотеатра с компонентами минимальных размеров –
подобное послужит отличным решением для небольших помещений

При выборе акустики для домашнего кинотеатра учитываются два параметра – качество звучания и мощность. Оба влияют на цену, но от второго ещё зависит громкость или звуковое давление. Нужно учитывать предпочтения будущих зрителей по части громкости и размер комнаты. В комнату площадью 30 кв.м. нет смысла покупать маломощный домашний кинотеатр низшей ценовой категории – его звучание, мягко говоря, никого не впечатлит.

С другой стороны, для комнаты небольших размеров домашний кинотеатр на одного-двух зрителей может комплектоваться минимальными полочно-навесными колонками – как правило, такая акустика более гибка в размещении.

Собираем акустику домашнего кинотеатра самостоятельно

Как выбрать акустику домашнего кинотеатра? При самостоятельном подборе всех элементов желательно остановиться на продуктах той же линейки и бренда
Комплект домашнего кинотеатра из AV-ресивера и акустики одной линейки:
2 напольные фронтальные, 2 полочные тыловые и 1 центральный канал

Часто желание собрать домашний кинотеатр возникает уже после того, как комнате установлена стереосистема – к примеру, две напольные колонки. Вполне логично, что пользователь хочет задействовать их и для просмотра фильмов. Оптимальный вариант – покупка ещё двух таких же колонок, они будут работать тыловыми сателлитами.

А теперь – расставим и рассядемся

Как выбрать акустику домашнего кинотеатра? На фото - схема, как нужно расставить систему 5.1 внутри помещения
Классическая схема расположения акустики домашнего кинотеатра
конфигурации 5.1

Процентов сорок удовлетворённости от работы акустики домашнего кинотеатра зависит от того, насколько удачно и правильно расположены все эти колонки в комнате – относительно стен, друг друга и слушателей. Оптимальный вариант – сателлиты расположены по углам квадрата, в центре которого – зрители, а перед ними – экран. Акустика центрального канала, как говорилось, находиться под (или над, или сразу за) экраном, а сабвуфер – в специально выбранном для него месте.

На практике слушатели чаще смещены к задним сателлитам, симметрия расположения которых оставляет желать лучшего. В этом случае, как минимум следует установить баланс по громкости звучания колонок, в зависимости от расстояния до слушателя. Как максимум — настройками ресивера уравнять виртуальные расстояния до источников установкой временных задержек в каждом из каналов. Эта процедура позволяет из неидеального расположения системы получить практически идеальное звучание.

Рейтинг наиболее популярных домашних кинотеатров на рынке
Основан на комплексной статистике популярности той или иной модели среди интернет-аудитории.

Всё, что нужно знать о 3D-телевизорах
Что такое 3D-телевизоры и чем они отличаются от телевизоров обыкновенных?

Собираем качественную домашнюю аудиосистему
Всё, что нужно знать, чтобы самостоятельно собрать лучшую аудиосистему для дома!

Как правильно выбрать сабвуфер?
На что нужно обратить внимание, выбирая сабвуфер для стерео системы или домашнего кинотеатра?

Как выбрать AV-ресивер? Советы специалиста
Самый сложный прибор из всех компонентов домашнего аудио-видео оборудования.

Читайте также: