Телевизор какой источник света

Обновлено: 18.05.2024

В жизни вы сталкиваетесь с различными источниками света — солнцем, лампами накаливания и флуоресцентными лампами, иногда свечами и костром. Эти источники, которые вы видите — мы говорим, что они излучают свет. Как вы видите разные предметы? Люди, машины, здания? Как распространяется свет? Везде ли он проходит?

Почему мы видим?

Когда темно, мы не можем различать цвета и формы предметов. Чтобы увидеть мир красивым и красочным, нужен свет.

Чтобы мы могли что-либо увидеть, свет должен попасть в наш глаз и создать визуальное впечатление. Этот свет может исходить непосредственно от источника света. Мы также можем видеть объекты, от которых свет отразился.

Действия света.

Самое известное действие света — это освещение.

Когда мы подносим руку к лампочке, мы чувствуем ее тепло, и точно так же в прекрасный солнечный день, если мы слишком долго загораем на пляже, мы можем обгореть. Это доказывает, что свет передает энергию (это ничто иное как тепловое действие света).

Интересный факт! Тёмная поверхность лучше поглощает свет, чем светлая. Поэтому в жаркую погоду лучше носить светлую одежду [2].

Свет может производить также химическое действие, то есть вызывать химические реакции. Например, свет используется в том числе и растениями в процессе фотосинтеза.

Под действием света из вещества могут вылетать электроны, в результате чего возникает электрический ток. Это — электрическое действие света. Его используют, например, в цифровых фотоаппаратах [2].

Какие бывают источники света?

Мы говорим, что некоторые тела излучают (испускают) радиацию. Что это такое? Это может быть посланная волна или поток частиц. О природе радиации, ее свойствах и о том, вредна ли она, вы можете узнать из соответствующих статей на нашем сайте.

Свет — это определенный тип излучения, который мы можем воспринимать с помощью зрения. Все тела, являющиеся источником светового излучения, будем называть источниками света.

Помните! Источник света — это любое тело, которое испускает световое излучение.

Известные нам источники света можно разделить на две группы:

  1. Естественные источники света (созданы самой природой);
  2. Искусственные источники света (созданы человеком).

Источники естественного освещения включают:

  • звезды, в том числе Солнце;
  • атмосферные разряды;
  • некоторые живые организмы (светлячки, гнилушки).

Примеры искусственных источников света включают:

  • электрические лампочки;
  • нагретая сталь;
  • костер;
  • свеча;
  • светодиоды.

Любопытно знать.

Первичным источником света, связанным с открытием человеком способа добывания огня, было горение дерева (костер). Очень скоро наши предки научились сжигать растительные и животные жиры, благодаря чему были изобретены лампы на оливковом масле (масляные лампы).

Спустя какое-то время человек научился делать свечи. Прорывом в технике искусственного освещения стала конструкция керосиновой лампы. Это сделал в 1853 году поляк Игнаций Лукасевич.

Его изобретение произвело революцию в технологии освещения. Игнатий Лукасевич руководил работой первых в мире нефтеперерабатывающих заводов, которые были созданы в Подкарпатском регионе недалеко от Кросно. Со временем керосиновую лампу начали постепенно заменять электрическим освещением. Появилась первая электрическая лампочка.

Современным источником света являются органические светодиоды (OLED), которые в настоящее время используются в производстве телевизионных матриц. В отличие от телевизоров на основе жидкокристаллической технологии (LCD), OLED-телевизоры не требуют подсветки матрицы, поскольку органические диоды сами излучают разноцветный свет. Кроме того, эти диоды очень гибкие, что, помимо прочего, позволяет скрыть выдвижной мини-экран, например, в шариковой ручке!

Что не является источником света?

Не все предметы и объекты, которые кажутся светящимися, являются источниками света.

Планета Венера часто видна на небе перед восходом или сразу после захода солнца. Это третий по яркости объект на небе (после Солнца и Луны). Свет Венеры иногда настолько силен, что освещенные ею объекты отбрасывают тень. Однако этот объект вовсе не является источником света! Венера отражает солнечный свет настолько сильно, что кажется звездой. На самом деле, каждая планета, которую мы можем наблюдать в небе, кажется, сияет своим собственным светом — но это отраженный солнечный свет. Мы не можем считать планеты источниками света, потому что они не излучают свет, а только отражают его.

То же самое можно сказать и о Луне, которая в полнолуние очень хорошо освещает окружающий ландшафт и предметы. Луна также не излучает свет, а только отражает солнечный свет.

Помните! Не все объекты, которые излучают свет, являются источниками света. Объекты такого типа светятся отраженным светом. К ним относятся Луна и планеты, которые не излучают свет, а только отражают солнечный свет.

Распространение света

Давайте теперь рассмотрим, как свет распространяется в пространстве. Свет — это излучение, которое распространяется в вакууме с максимально возможной в природе скоростью (скоростью света), которая составляет c ≈ 300 000 км/c.

Основные свойства света были известны еще в древности. Ещё Древние греки на основании своих наблюдений пришли к выводу, что при распространении света возникают явления тени и полутени — оба явления являются доказательством того, что свет в однородной среде распространяется по прямой линии (прямолинейно). Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на Земле в солнечный день.

Эксперимент

Попробуйте провести эксперимент для подтверждения этого наблюдения.

Опыт. Доказательство прямолинейного распространение света.

Что вам понадобится?

  • коробка для копировальной бумаги A4;
  • калька или бумага для завтрака (тонкая) формата A4;
  • чёрная самоклеящаяся плёнка или краска;
  • ножницы или нож для резки обоев;
  • толстая игла.
  1. Вырежьте прямоугольник в крышке коробки, оставив около 1,5 см с каждой стороны.
  2. Приклейте лист кальки на внутреннюю сторону.
  3. Покройте внутреннюю часть второй части коробки черной матовой клейкой фольгой или покрасьте ее в черный цвет.
  4. Проделайте отверстие в центре дна коробки толстой иглой.
  5. Установите подготовленную крышку на коробку и плотно запечатайте ее по всему периметру.
  6. Поверните коробку с отверстием к какому-либо источнику света — что вы наблюдаете?

Опыт для подтверждения прямолинейного распространения света

Рис. 2. Распространение света в камере-обскуре

Луч, выходящий из верхней части лампы, идет по прямой линии к отверстию в коробке. Он проходит через отверстие внутрь и попадает на экран, создавая изображение верхней части лампочки на нижней части экрана. Аналогично, луч, выходящий из нижней части лампы, направляется к отверстию в коробке, а затем в верхнюю часть экрана. Это создает перевернутое изображение лампы или других объектов.

Интересный факт! Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

[1]

Явление тени и полутени

Там, где есть непрозрачное препятствие, световые лучи останавливаются, и создается область тени, то есть область, куда световые лучи не могут достичь. Другими словами, тень — это область, до которой не доходят лучи света.

Как создается тень

Рис. 3. Образование тени

Образование полутеней

Рис. 4. Образование полутеней

Полутень создается, когда есть непрозрачный объект, освещенный протяжённым источником света (то есть источником света который относительно велик по сравнению с расстоянием между этим источником и освещаемым объектом). Другими словами, полутень — это та область, в которую попадает свет от части источника света. Тень без полутени создается только при освещении непрозрачного объекта точечным источником света.

Если непрозрачный объект освещается протяженным источником света или если объект освещается несколькими точечными источниками, то в дополнение к тени создается область полутени, которая получает свет только от части источника света.

Когда мы говорим о протяженных источниках света, мы имеем в виду источники света, размер которых относительно велик по сравнению с расстоянием до освещаемого объекта. Например, Солнце достаточно велико по сравнению с расстоянием между ним и Землей, чтобы мы могли рассматривать его как протяженный источник света.

Светящаяся электрическая лампочка является примером источника света, который, в зависимости от расстояния до освещаемого объекта, может рассматриваться как протяженный источник — если он находится близко — или как точечный источник — если расстояние, отделяющее его от освещаемого объекта, достаточно велико.

Точечный источник света — это источник, размер которого значительно меньше расстояния до освещаемого объекта. Например, звезда, удаленная от нас на тысячи световых лет, несмотря на свои огромные размеры, может рассматриваться как точечный источник света, поскольку ее диаметр по сравнению с расстоянием до Земли очень мал.

За освещенным объектом создается тень. Поскольку протяжённый источник света освещает объект под разными углами, часть лучей может освещать область позади объекта и таким образом создавать тень, которая немного светлее той, что создается непосредственно за объектом. Эта чуть более светлая тень называется полутенью. Когда мы находимся в зоне полутени, мы видим часть поверхности источника света.

Явления полного или частичного затмения

При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землёй и Солнцем или Земля — между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения.

Это обосновывается тем фактом, что из области тени мы вообще не можем наблюдать источник света. Такая ситуация возникает, как раз, во время солнечных затмений. Если вы находитесь в конусе тени Луны, вы будете наблюдать закрытый диск Солнца. То есть, во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю.

Если вы находитесь в области полутеневого конуса Луны, вы увидите так называемое частичное затмение — часть диска Солнца будет заслонена диском Луны. То есть, во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй.

На той части Земли, там, где падает тень, будет видно полное солнечное затмение. Там, где полутень, только часть Солнца будет заслонена Луной, т.е. произойдет частичное солнечное затмение. На остальной части Земли затмения не будет.

[1]

Поскольку движения Земли и Луны неплохо изучены, затмения предсказываются на годы вперед. Исследователи используют каждое затмение для различных научных наблюдений и измерений. Полное солнечное затмение дает возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца (солнечную корону). В обычных условиях солнечная корона невидима из-за слепящего блеска поверхности Солнца.



В LCD-телевизорах за подсветку экрана отвечали флуоресцентные лампы, но эта технология сейчас считается устаревшей. С появлением ЖК-панелей начали использовать светодиодную подсветку – Direct LED или Edge LED.

У каждой технологии свои технические особенности, при этом они эффективны и позволяют снизить толщину корпуса ТВ. Какие плюсы и минусы этих типов подсветок в телевизорах – об этом пойдет речь в статье.

LED-телевизор: особенности

Телевизор LED – это тонкий телевизор с жидкокристаллическим дисплеем, который отличается от других моделей определенным типом подсветки, где используются светодиоды для передачи картинки. Такая система имеет название – Light Emitting Diode – светодиодный (LED).

Телевизоры LED отличаются от других моделей тем, что они визуально стали тоньше, безопасней, так как в их изготовлении перестали использовать ртуть. Качество картинки значительно выросло, появилась глубина и насыщенность цветов, а также детализация.




Стереоскопические эффекты

питание led подсветки

Модули на основе светодиодов имеют немало способностей к обеспечению различных эффектов. На данном этапе развития технологии производители активно используют два стереоскопических решения. Первый предусматривает угловое отклонение потоков излучения с поддержкой дифракционного эффекта. Пользователь может воспринимать данный эффект в ходе просмотра с применением очков или без них, то есть в режиме голографии. Второй эффект предусматривает смещение светового потока, который выделяет подсветка LED-экрана по направлению заданной траектории в жидкокристаллических слоях. Использовать эту технологию можно в сочетании с 2D и 3D-форматами после соответствующей конвертации или перекодировки. Впрочем, относительно возможностей комбинации с трехмерными изображениями у светодиодных подсветок не все гладко.

Как работает LED?

Ранее в телевизорах использовались люминесцентные лампы, которые выдавали меньшую яркость, тусклые цвета и зернистую картинку. LED-телевизоры работают за счет светодиодов, что позволило достигнуть повышенной яркости и хорошей светимости.

К преимуществам LED-подсветки можно отнести следующее:

Это самая современная технология, используемая производителями телевизоров для формирования картинки. Благодаря органическим светодиодам изображение получается с помощью диодов. Под влиянием электротока они светятся и самоизлучаются. Каждая ячейка в этой технологии – самостоятельный световой источник. Экран не нуждается в подсветке.
Это главное отличие от LED. Телевизоры OLED используют свечение органических светодиодов в каждом из 8.2 млн. пикселей матрицы. Поэтому здесь прекрасный уровень света и затемнения. Мало того, вплоть до 1 пикселя можно отключать свет!

В OLED телевизорах нет ЖК-дисплея над массивами светодиодов. Поэтому эта техника намного тоньше LCD ТВ. Например, компания LG выпустила модель G6 с разрешением 4К, экран которой обладает толщиной всего 2.57 мм!

Угол обзора в OLED экранах доведён до совершенства. С какой бы стороны не смотреть на экран, качество изображения не ухудшается. В LCD панелях даже на IPS матрицах от искажений не удается избавиться полностью.

Контрастность также выше в несколько раз. Потому что нет дополнительной подсветки и органический светодиод в выключенном состоянии ничего не излучает. Поэтому наши глаза воспринимают его как черную точку. Контрастность современных ТВ 10000:1, и это не предел.

Превосходство в быстродействии — 1000 раз. Поэтому даже при просмотре динамических кадров отсутствует инерционность.

Яркость свечения OLED зависит от величины электротока. Управляя им, можно, не потеряв в качестве картинки, получить требуемую яркость. На LCD технологии это было невозможно. Поэтому на такой экран приятно смотреть в любое время. Теоретически, показатель яркости матрицы – от 100 000 кд/м2. Однако на практике этот показатель меньше в 100 раз. Потому что эксплуатационный срок светодиодов при таком режиме быстро сокращается.

Плюсы подсветки OLED:

  • Небольшая толщина экрана. Уменьшаются вес и габариты ТВ;
  • Оптимальное свечение пикселей, которыми можно еще и управлять;
  • Малое потребление электроэнергии;
  • Идеальные углы для обзора. Искажения отсутствуют;
  • Улучшенная яркость и контрастность, по сравнению с подсветкой LCD;
  • Возможность производства прозрачных экранов, способных функционировать в широком температурном диапазоне;
  • Отсутствие подсветки.
  • Органические светодиоды отдельных цветов могут непрерывно функционировать в малом промежутке времени. Однако проблема уже решается;
  • Существует эффект выжигания дисплея. Поэтому в новых моделях цветные пиксели имеют динамический сдвиг, что незаметно для глаз.

Основные разработки OLED технологии принадлежат двум южнокорейским производителям: LG, Samsung. ЭлДжи первым выпустил телевизоры с такой подсветкой еще в 2014 г.

Хотите обсудить данную статью? Ждем Вас в обсуждениях на форуме!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+enter

Методы (виды) LED-подсветки

Различают два вида LED-подсветки:

  • Белая (WLED)
    – белый светоизлучающий светодиод.
  • Трехцветная (RGB)
    – использование светодиодов трех основных цветов: красный, зеленый и синий.

Различие конструкции и схем расположения светодиодов:

  • Edge LED
    – краевая или боковая схема, где светодиоды могут располагаться по краю матрицы (периметр) и включаться попеременно, в зависимости от передаваемой картинки. Это более дешевый вид конструкции LED, за счет уменьшения количества диодов, что влияет и на толщину телевизора, который становится намного тоньше.
  • Direct LED
    – матричная схема расположения светодиодов распределяет их по всему экрану и именно это делает возможным регулировать выборочное отключение диодов, в том месте картинки, где должно быть затемнение. Контраст картинки вырастает на несколько пунктов, повышается сочность цветов и глубина черного цвета. Схема Direct LED будет стоить на порядок дороже вышеописанной.

Различия в схемах подсветки led телевизора


Схема расположения диодов Различие качества изображения согласно схемам

Содержание:

  • 1 Direct LED или FALD
  • 2 Edge LED
  • 3 OLED

Выбирая современные телевизоры, надо обращать внимание на разные факторы. Одной из важных характеристик ТВ последнего поколения является подсветка. Ей покупатели уделяют мало внимания, а зря. О ней мы и поговорим в этой статье. Разберем типы подсветок, их отличия, минусы и достоинства.

На данный момент существует 3 типа подсветок:

  1. Direct LED или FALD;
  2. Edge LED;
  3. OLED.

Примеры популярных моделей LED-телевизоров

Одни из самых лучших моделей LED-телевизоров мы представили ниже с описанием характеристик и главных достоинств:

Thomson T32RTL5130

Качественная сборка LED-модели и доступная цена вывели телевизор в первые ряды по популярности. Покрытие экрана глянцевое, что влияет на усиление сочности цветов и общей яркости изображения.

Ключевые характеристики

  • Диагональ — 32 дюйма
  • Разрешение — 1366*768
  • Частота матрицы — 50/100 Гц
  • Мощность звука — 10 Вт
  • Режим 3D

Лучшие предложения

LG 43LM6500

Очень красочный и яркий дисплей телевизора оснащен глянцевым антибликовым покрытием. Несмотря на невысокие показатели по частоте, улучшение изображения картинки достигается с помощью 4-ядерного процессора графики.

Ключевые характеристики

  • Диагональ — 42.5 дюйма
  • Разрешение — 1920*1080
  • Частота матрицы — 60 Гц
  • Мощность звука — 20 Вт
  • Поддержка искусственного интеллекта; управление голосом.

Лучшие предложения

Samsung UE49NU7300U

Модель оснащена современным изогнутым экраном, что дает возможность наслаждаться картинкой без границ. Из преимуществ можно выделить тип платформы Tizen, поддержку HDR10, а также возможность записи и остановки видео.

Ключевые характеристики

  • Диагональ — 48.5 дюйма
  • Разрешение — 3840*2160 4К
  • Частота матрицы — 60/120 Гц
  • Мощность звука — 20 Вт
  • Изогнутый экран

Лучшие предложения

Philips 50PUT6023

Ультратонкий LED-телевизор с глянцевым экраном, который дополнительно оснащен антибликовым покрытием. За улучшение изображения отвечает процессор Pixel Plus Ultra HD.

Ключевые характеристики

  • Диагональ — 50 дюймов
  • Разрешение — 3840*2160 4К
  • Частота матрицы — 60/80 Гц
  • Мощность звука — 16 Вт
  • Запись телепередач

Лучшие предложения

Совместимость с технологией 3D

Замена диодов

Идеально, если у пользователя есть фирменные линейки диодов для данной модели телевизоров. Тогда ремонт делается быстро и просто. Сгоревшие диоды вырезаются вместе с участками ленты. На их место устанавливаются такие же кусочки от фирменного комплекта. Все, что остается сделать — восстановить электрические соединения.

Замена диодов

В противном случае придется прибегнуть к сложному способу замены диодов.

Линзы

Сначала снимают линзу. Для этого феном с тыльной стороны ленты воздухом около 100-120 градусов, с расстояния примерно 10 см, прогревают область ее крепления. Линзу поддевают пластиковым тонким шпателем.

Линзы

Важно! Отделять ее нужно без усилий, так, чтобы ножки остались без повреждений, и были видны точки их бывшего размещения. При этом запоминать или записывать, какая линза из какой точки снята.

Старый диод

Старый диод удаляют прогревом ленты снизу. Температуру на фене устанавливают около 300-350 градусов. Пинцетом легонько тянут диод вверх до его освобождения.

Новый диод

После удаления старого диода, место его размещения готовят. То есть, смывают лишний флюс, лудят контактные посадочные площадки. На них устанавливают новую деталь и греют ленту в этом месте с тыла воздухом из фена. Как только олово расплавится, процесс прекращают.

Новый диод

Эту же работу по монтажу можно сделать очень тонким паяльником.

Линза

Линзы устанавливаются на те же места, откуда были сняты. Точки позиционирования ножек смазывают суперклеем. Затем линзу аккуратно ставят, следя, чтобы ее центр был строго на оси светодиода. Данные элементы рекомендуется монтировать самыми последними, после того, как заменены все диоды.

Установка линзы

Все диоды загорелись

Затем быстро устанавливают светорассеивающую пластину. Если на ее поверхности в областях замены диодов наблюдается неравномерность интенсивности, нужно подвинуть линзы, подбирая их положение.


"Смотреть телевизор в полной темноте - вредно!" Фраза-заклинание, известная всем с детства. Почему заклинание? Ну, хотя бы потому, что в большинстве случаев мало кому было понятно, по какой такой причине вредно. "Вредно и всё!" - говорило большинство родителей своим детям, а наиболее "продвинутые" добавляли: "Для глаз!" Так ли это на самом деле, и, если так, как можно этот вред нейтрализовать, или хотя бы уменьшить?

Вредно ли? Почему?
То, что просмотр телевизора в полной темноте как минимум "неполезен" сомнений сегодня ни у кого не вызывает. Это подтверждается как субъективным мнением большинства зрителей, так и проведенными исследованиями. Вряд ли стоит говорить о каком-то специфическом деструктивном воздействии такого просмотра именно на зрение, если только зритель не смотрит телевизор в упор. В таком случае вред зрению будет нанесен при любом внешнем освещении. Речь здесь идет в первую очередь о повышенной утомляемости, причины которой рассмотрим несколько далее. Постоянное утомление зрения и будет вести к его ухудшению.

Это подтверждают и специально проводимые исследования. Как относительные, так и абсолютные. Относительные - когда зрителям дают просмотреть довольно продолжительный (обычно - более часа) видеоролик сначала в условиях полного затемнения, а затем с некоторой освещенностью, после чего они делятся своими ощущениями. Абсолютные (максимально объективные) - когда проводятся медицинские измерения непосредственных реакций зрителя на внешние раздражения. Методы объективных исследований утомляемости сомнений вызывать не могут, так как отработаны еще на тестах для космонавтов: утомление и рассеяние внимания под воздействием различного рода внешних воздействий. Таких как повышенные перегрузки, необычная ориентация в пространстве и (наш случай) различные условия освещения рабочей области.


Утомление зрения обуславливается множеством причин. Контраст между картинкой и окружающим освещением будет слишком высоким, что вредно для зрения и в естественных условиях. Яркость экрана меняется динамически, в зависимости от сюжета. И резкие переходы от абсолютной темноты в комнате до очень яркой картинки заставляют глаза экстремально перестраиваться на пределе своих возможностей. Единственный яркий источник света в полной темноте, которым является экран телевизора, приводит к чрезмерной на нем концентрации внимания. Удержание внимания на таком уровне длительное время приводит к стрессу и общей усталости. Возможно, тут играют роль и психологические причины. Дело в том, что повышенные физические перегрузки или недостаток кислорода приводят к ослаблению периферического зрения (одно из объяснений "светового туннеля", видимого людьми, перенесшими клиническую смерть - кислородное голодание мозга). И практически полное исключение периферического зрения искусственно - в виде абсолютного затемнения вокруг телевизора - может подсознательно вызывать ассоциацию с опасностью.

Решение проблемы.
Наиболее простой и лежащий на поверхности способ решения проблемы - использовать внешнее освещение. Но и тут есть свои подводные камни. Если это основное потолочное освещение, то мы получим общую засветку экрана телевизора, что приводит к снижению контраста, особенно заметному на проекционных телевизорах. Использование настенных, напольных или настольных светильников (особенно со встроенными диммерами - регуляторами яркости свечения лампы) позволяет улучшить ситуацию. Но тут появляются новые проблемы - проблемы размещения такого рода светильников. Если светильники будут расположены позади зрителя, то высока вероятность появления бликов на экране телевизора. В случае, когда светильники расположены у той же стены что и телевизор, происходит отвлечение внимания от экрана на сами светильники. Из всего этого можно сделать вывод, что лучшим выходом было бы обеспечить фоновое освещение вокруг телевизора.

Задача: ненавязчиво осветить фон вокруг телевизора, чтобы задействовать периферическое зрение, не отвлекая внимания самим источником света. Решение: поместить лампу за телевизором и освещать заднюю стену. Вот так просто. И пространство вокруг экрана освещено, и источник подсветки прикрыт самим телевизором.

Фоновое освещение.
Самое очевидное решение - использование источников белого света позади телевизора для освещения стены. Поначалу люминесцентные лампы, а затем и сверх-яркие светодиоды белого цвета. Использование ламп накаливания нежелательно ввиду повышенного тепловыделения и габаритов. Используются как внешние светильники фоновой подсветки, самостоятельно размещаемые позади любого телевизора, так и встраиваемые в сами телевизоры источники фонового освещения. Преимуществами такого подхода являются простота и решение основной проблемы - снижение нагрузки на глаза.

Следующей идеей было получение цветной подсветки. Для светильников на основе ламп использовались профессиональные театральные светофильтры в виде пленок, встраиваемых в эти самые светильники. Светодиодные светильники позволили получить более элегантное решение. Вместо светодиодов с белым цветом свечения используются цветные светодиоды базовых цветов - красного, зеленого и синего. Это позволяет: во-первых - получать более трех цветов подсветки, комбинируя базовые цвета; во-вторых - динамически менять цвета во время просмотра. Основное отличие от предыдущей системы - возможность подобрать цвет подсветки по своему вкусу, не теряя основных преимуществ предыдущего решения.

Дальнейшим развитием идеи динамического изменения цвета подсветки стала система Ambilight (по-видимому, от ambient light - окружающий свет) от компании Philips. Цвет подсветки стало возможно менять не просто по произвольному закону, например - как в радуге, от красного до фиолетового, а на основе анализа картинки. Специальный процессор анализирует изображение "на лету" и меняет цвет подсветки в соответствии с преимущественным цветом в кадре. Иными словами, если изображение на экране телевизора поменяется от леса к небу, а потом перенесет нас в пустыню, цвет фоновой подсветки изменится от зеленого к синему, а затем станет желтым. Впрочем, в этих системах предусмотрено использование и постоянной (не меняющейся во времени) подсветки - белой или цветной.


Последние веяния в области фоновой подсветки - системы класса Ambilight 2. Картинка анализируется уже не просто на предмет оценки "какой цвет в кадре превалирует", а и какой в основном цвет расположен у какого края - правого и левого (цифра 2 в названии системы). Этакая "стереосистема" адаптации подсветки раздельно по правому и левому, а иногда - и верхнему, краям. Подсветка получается более динамичной, лучше передающей движение в кадре.

Совсем экстремальное решение в этой области - анализ цветов по всему периметру кадра. Цвет уже не является сплошным даже по отдельной стороне кадра, а зависит от картинки. Если в кадре присутствует луг и ясное небо, то боковая подсветка будет зеленой снизу и голубой сверху. И чем выше в небо будет подниматься камера, тем ниже будет опускаться голубой цвет фоновой подсветки по краям телевизора, вытесняя зеленый. В таких условиях, изображение зрительно расширяется за пределы телевизионного кадра. Внешняя граница области засветки не имеет резких границ, что придает изображению совершенно фантастический вид.

Несколько замечаний.
Использование фоновой подсветки - оптимальное решение для просмотра телевизора. При использовании динамически меняющейся цветовой подсветки следует учитывать два момента. Первый: в отличие от статичной фоновой подсветки, в "динамике" остается эффект перехода от абсолютно темной комнаты к максимально яркому изображению на экране. И эффект этот может быть еще более усилен фоновой подсветкой. Решение - яркость подсветки не должна убывать до нуля даже при абсолютно черном кадре. Второй момент: при использовании подсветки, цвет которой зависит от сюжета на экране, стена позади телевизора должна быть белой или нейтрально серой. Иначе суммарный цвет стены и подсветки может оказаться непредсказуемым, что разрушит саму идею такого решения.

Стоит помнить, что цветовой охват и контраст любого телевизора не покрывает всех возможностей человеческого зрения. Кроме того, телевизор все время расположен на одном и том же расстоянии от зрителя и глаза сфокусированы на постоянное расстояние, что также утомляет зрение. Ведь в жизни мы постоянно фокусируем зрение на предметах, находящихся на различном расстоянии от нас. Как бы правильно мы не смотрели телевизор, не стоит этим злоупотреблять.

Фото: Pexels

Советы эксперта по освещению гостиных с различными особенностями.

Материал проверила и прокомментировала Татьяна Бобылева, дизайнер интерьеров

Каким должно быть освещение в гостиной

Гостиная — место сбора всей семьи и гостей. В отличие от спальни, где освещение может быть спокойным и точечным, в большой комнате должно хватать источников света для любого времени суток. В гостиной могут отдыхать, общаться, заниматься спортом, принимать гостей, играть в настольные игры или проводить вечера за чтением книг.

Планируя дизайн этого помещения, позаботьтесь о достаточном количестве розеток. В первую очередь выберите большую люстру, подходящую к площади комнаты, а затем одноламповые подвесные светильники на стены. Если высота потолка позволяет, можно выбрать люстру на цепях или длинной стойке. Помимо основного источника света пригодятся дополнительные светильники.

Освещение в кухне-гостиной

В случае, когда в одном помещении совмещен функционал двух комнат, есть смысл добавить световое зонирование пространства. Для этого подходит локальное освещение. Вместо больших потолочных люстр выбирайте торшеры, настольные лампы и светодиодную подсветку на стенах.

Фото:Pexels

Продумайте возможные сценарии времяпрепровождения: для семейных праздников с большим количеством гостей нужно общее яркое освещение, для дружеской вечеринки — возможность оставить свет у стола и подключить цветомузыку. Идеальным решением будет автоматическое управление светом с возможностью регулировки каждой отдельной зоны.

Фото:Pexels

Если планируете дизайн загородного дома, в котором есть камин, можно ограничиться настольными светильниками или выбрать настенные бра, расположив их по обеим сторонам.

Фото:Pexels

Освещение в спальне-гостиной

В спальне-гостиной нужно совместить возможности спокойного отдыха и активного бодрствования. В спальной зоне необходим фоновый рассеянный свет, но его часто бывает недостаточно для работы или чтения. В этом случае можно дополнить освещение настенными бра.

Фото:Pexels

В зоне, где стоит телевизор, подключите мягкое приглушенное освещение — там нет необходимости в ярких лампах. Бра и торшеры с теплым светом не будут создавать блики на экране, что также актуально, если вы работаете за компьютером.

Фото:Pexels

Можно вмонтировать светодиодную ленту за панелью телевизора. Не забывайте о ярких лампах в гостевой зоне. Помимо основных люстр и торшеров, подойдут немигающие гирлянды, которые создают уютную атмосферу и актуальны в любое время года, не только в новогоднюю ночь.

Освещение в гостиной с натяжными потолками

Натяжные потолки подвержены воздействию высокой температуры, и эту особенность нужно обязательно учитывать. Подходящие светильники должны быть мощностью не более 40–60 Вт. Проконсультируйтесь со специалистом, учитывайте тип конструкции вашего потолка — например, винил выдерживает меньшую нагревательную нагрузку по сравнению с полиэстером. Если планируете освещать гостиную галогенными лампами, мощность каждой из них не должна превышать 20–35 Вт.

Фото:Pexels

Кроме того, существуют отдельные требования для расположения люстры: лампы центрального осветительного прибора должны быть удалены от натяжной конструкции не менее чем на 15 см. Это правило касается ситуаций, когда используются довольно мощные источники света (70 Вт и выше). Дизайнеры отдают предпочтение светодиодным лампам; они не выделяют много тепла и безопасны для натяжных потолков.

Освещение в гостиной с низкими потолками

Фото:Pinterest

Выбирайте приборы с теплым светом — холодный больше подходит для коммерческих помещений и торговых залов. В невысоких комнатах хорошо смотрятся маленькие люстры, свет которых направлен вверх.

Придерживайтесь правила: если потолочный светильник расположен в проходном месте (не над столом), то он не должен быть ниже 2,2 м относительно пола.

Освещение в маленькой гостиной

Небольшое помещение важно не перегрузить мебелью. Поэтому делайте упор на настенные, а не напольные бра, добавляйте споты для освещения полок на стеллажах. Для вариаций в случае перестановки выбирайте поворотные светильники с возможностью регулировки уровня яркости.

Фото:Pexels

В маленькой гостиной нужна люстра, закрепленная максимально близко к потолку. Откажитесь от стильных многоуровневых вариантов и моделей с подвесками. Оригинальным решением может стать панель с подсветкой и водопадом, особенно если есть необходимость зонировать комнату, отгородив ее часть.

Стиль и освещение

Не забывайте, что люстры, бра и торшеры должны соответствовать общему стилю интерьера.

Фото:Pexels

Современные темные геометрические модели не подойдут для гостиных в стиле прованс, а объемные бра будут выбиваться из эстетики скандинавской комнаты. В последней лучше отдавать предпочтение минималистичным моделям, выполненным в том числе из натуральных материалов нейтральных оттенков.

Фото:Pexels

В классическом интерьере хорошо смотрятся кованые детали, цветочный орнамент и симметрия, в хай-теке — функциональные элементы, а для лофта подойдут металлические торшеры, люстры-пауки и длинные цепи.

Комментарий эксперта


Татьяна Бобылева, дизайнер интерьеров:

— Согласна с тем, что нужно начать с планирования сценариев освещения. Гостиная — то место, где семья проводит большую часть времени. Диапазон функций очень большой, начиная от приготовления и приема пищи, если гостиная совмещена с кухней (столовой), заканчивая просмотром фильма или рабочим местом.

В последнее время тенденция в области освещения — визуально минимум светильников. Если устанавливаются точечные встроенные светильники, то очень небольшие по размеру, максимально невидимые и расположенные, скорее, ближе к стенам, для создания более мягкой и уютной атмосферы. Если все же предполагается точечный свет, направленный на человека, то есть такая опция в виде встроенной решетки рассеивателя, благодаря которой глазам будет комфортно.

Читайте также: