Дом в котором пылесос

Обновлено: 18.05.2024

Микропересказ : Дом населён детьми-инвалидами с паранор­мальными способностями, которые боятся жизни за его стенами. В конце учебного года некоторые выпускники бесследно исчезают, а пропитанный страданиями дом сносят.

Книга 1 . Курильщик

Дом инвалидов, стоящий на окраине города, местные жители не любили, называли Серым Домом и считали странным. Дети в Доме делились на группы, у каждой из которых был вожак. Ребёнок, попавший в Дом, менял имя на кличку.

Один из новичков, инвалид-колясочник Курильщик, незнакомый с правилами и историей Дома, попал в четвёртую группу под предводи­тельством Слепого, ребят из которой боялись и уважали.

👦🏻 Слепой — вожак четвёртой и всего Дома, слепой, но ловкий и опасный, неопрятный, невы­сокий, щуплый, очень бледный, черно­во­лосый, с закры­ва­ющей глаза чёлкой и очень длин­ными, подвиж­ными паль­цами рук, оборо­тень.

Курильщик с трудом приживался в группе, где все, кроме спокойного и рассуди­тельного Чёрного, казались ему странными.

👨🏼‍🦱 Чёрный — спокойный, почти здоровый подро­сток из четвёртой, имеет проблемы со зрением, физи­чески очень развит, светлые волосы ёжиком, голубые глаза, друг Куриль­щика, в детстве назы­вался Спортс­меном.

Постепенно Курильщик начал узнавать о прошлом Дома и о странной смерти одного из членов стаи — состайников. Чёрный рассказал ему о недавно уволившемся воспитателе Ральфе.

🧔 Ральф — воспи­та­тель Серого Дома, на левой руке отсут­ствуют два пальца, что прикры­вает чёрной перчаткой, прора­ботал 15 лет, един­ственный, кого уважали его обита­тели, другие клички — Чёрный Ральф, Р Первый.

Курильщик видел странные сны, но всё ещё считал необычные правила Серого Дома игрой.

Вскоре главарь группы Псов начал претендовать на место главы Дома. Между ним и Слепым, по правилам Дома, состоялся смертельный бой, Слепой победил. К ужасу и возмущению Курильщика, серодомцы восприняли это убийство как нормальное явление.

Повествование перемежается Интермедиями, в которых рассказывается о прошлом Слепого и Сфинкса, которых опекал один из воспитателей.

👨‍🦲 Сфинкс — второй в Доме после Слепого, его друг, зеле­но­глазый, родился без рук, носит протезы, которые назы­вает граб­лями, лысый вслед­ствие Прыжка, в детстве назы­вался Кузне­чиком, чувствует людей, умеет слушать.

Домом фактически управляли старшеклассники. Один из них, мудрец и колдун, стал учителем Сфинкса.

Один из четвёртой группы, колясочник Лорд, был Прыгуном.

Сфинкс, вернувшийся с протези­рования, и Слепой собрали в стаю всех обиженных и отверженных. К ним присоединился Табаки, самый вредный колясочник Дома, а затем и Чёрный.

👨‍🦱 Шакал Табаки — инвалид-коля­сочник из четвёртой группы, мелкий, тощий, грязный, с тёмными лохма­тыми воло­сами и огром­ными ушами, знаток истории Дома, впослед­ствии — Храни­тель Времени, старая кличка — Вонючка.

Книга 2 . Шакалиный восьмидневник

В Доме ввели новый закон: теперь парням разрешалось общаться с девушками. К зиме между мальчиками и девочками Дома установились дружеские отношения. У Сфинкса появилась подружка.

Началась ежегодная Самая длинная ночь, полная чудес. Ральф обнаружил, что время в Доме остановилось, и эта ночь действительно оказалась самой длинной.

Внутренние часы давно простучали рассвет. Но ночь не кончается. Потому что это Самая Длинная ночь, та, что приходит лишь раз в году.

В Интермедиях рассказывается, как Сфинкс обрёл силу. Слепой по ночам охранял любимого воспитателя и читал сны спящих. Он стал кандидатом на звание Вожака Дома.

Книга 3 . Пустые гнёзда

Прошло полгода, близился выпуск, в Доме стало тревожно. Многие ещё помнили ужасы предыдущего выпуска, когда большая часть старшеклассников покончила с собой. Тогда, увидев лужи крови, Сфинкс впервые попал на изнанку Дома, где для него прошло семь лет. В реальном мире он несколько месяцев пролежал в коме, а очнувшись, сменил прозвище. Тогда же погиб его любимый воспитатель.

Сфинксу не нравилось на изнанке. Он был убеждён, что Дом сам выбирает, кому быть Прыгуном.

Во время Самой длинной ночи между Чёрным и Слепым произошёл бой за место Вожака Дома. Слепой снова победил, использовав свой дар, а Чёрный стал вожаком Псов.

Многие воспитатели хотели перенести день выпуска, чтобы выпускники не успели нахулиганить, и заранее удалить из Дома самых опасных. Считая это жестоким, Ральф спустился в подвал, чтобы порыться в архивах, и выяснил, что сторож Дома — бывший директор, уволенный за беспорядки перед тем кровавым выпуском.

Сторож рассказал воспитателю много интересного, хотя Ральф уже и сам начал догадываться, что Дом — особое место. Построивший его человек основал фонд, чтобы поддерживать Дом в хорошем состоянии. Он завещал ему всё своё состояние при условии, что в Доме будут жить только дети-инвалиды. Почти за сто лет Дом пропитался энергией детских душ и стал создавать собственную реальность.

Ральф понял, что Дом меняет живущих в нём детей. Он относился к своим воспитанникам не как к несчастным детям-инвалидам, а как к незнакомым и опасным существам. Воспитатель привлёк на свою сторону Курильщика, и тот начал вести дневник, где записывал всё происходящее в Доме, чтобы потом дать прочесть Ральфу.

Слепой покрылся сыпью. Это Болезнь Потерявшихся — так Дом отмечает тех, кому в наружности делать нечего. Лорд догадался, что Табаки — могущественный Хозяин Времени — вечный ребёнок, вечный старик. Табаки перенёс Лорда в реальность, где тот родился здоровым.

Слепой попросил одного из Прыгунов в ночь перед выпуском увести на изнанку всех умственно отсталых, которым не место в наружности. Он предложил Сфинксу вместе с ним навсегда уйти в параллельный мир, где он станет совершенно здоровым, но тот отказался: он хотел прожить свою жизнь среди людей с любимой девушкой. Друзьям предстояло расстаться навеки.

Наступила Ночь сказок, последняя перед выпуском. Четвёртая группа устроила вечеринку, Чёрный рассказал об угнанном им автобусе, на котором все желающие могут тайно покинуть Дом, не проходя через выпуск.

Чёрный увёз многих ребят на автобусе. Умственно отсталые ментально ушли на изнанку, а их тела впали в состояние, похожее на летаргию. После торопливого выпуска Дом снесли.

Эпилог

В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе основных героев. Слепой и Табаки бесследно исчезли: их Дом изменил сильнее всех, они умели уходить на изнанку не только ментально, но и физически.

Курильщик, так и не поддавшийся влиянию Дома, стал художником, в его странных картинах были отголоски навеянных Домом снов. Что на самом деле они означали, понимал только Сфинкс, ставший детским психологом.

После выпуска Сфинкс понял, что его любимой не существует: её создал Дом, чтобы удержать его в себе. Осознав это, он пошёл к руинам Дома, чтобы попрощаться, ведь когда-то он покинул его, не оглядываясь. Сжалившись над ним, Дом вернул ему девушку и Слепого, превратившегося на изнанке в ребёнка.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Краткое содержание статьи отражено в ментальной карте

Роман рассказывает о жизни в стенах интерната для детей-инвалидов, старого дома, полного тайн и загадок. Это другая реальность, где действуют иные законы, а течение времени неподвластно пониманию обычного человека. У здешних детей нет имен, их заменяют клички, нет семей, они замещаются стаями, которые воют между собой за лидерство в доме. Год за годом жизнь подбрасывает им все новые и новые испытания, и самое страшное из – них – день выпуска из интерната. На протяжении рассказа он неумолимо приближается, пугая как персонажей, так и самого читателя, мучительным ужасом неизвестности.


Содержательные особенности:

Идея: начиная работу над романом, мариам Мариам Петросян не ставила перед собой конкретной идеи и не пыталась ее раскрыть. По ее словам, персонажи и образ дома пришли к ней совершенно случайно, и все, что нужно было сделать, это просто перенести мысли на бумагу. Конкретной цели писательница не ставила, не пыталась никого ни в чем убедить, а просто творила для себя и близких людей. Важно отменить, что подобную историю рассказывала Джоан Роулинг во время своего интервью, касавшейся первой книги из цикла под названием " Горри Поттер".

При знакомстве с романом в глаза бросается его фрагментарность, что, по мнению некоторых критиков, может совершенно выбить читателя из колеи и помешать целостному восприятию сюжета. Один эпизод в книге может быть никак не связан с другим, кроме того, создается впечатление, что некоторые моменты и вовсе не нужны, поскольку никак не способствуют развитию действия. Современные литературоведы, в частности Дмитрий Быков, считают такой способ написания текста новаторским, другие же оценивают его как неприемлемый, особенно в литературе, предназначенной для детей и подростков. Тем не менее, стоит отметить, что такой способ организации текста сейчас достаточно популярен и, кроме того, встречается во многих литературных произведениях постмодернизма. Более того, фрагментарность как жанровая традиция начала зарождаться намного раньше, а именно, в эпоху романтизма. Таким образом, Мариям Петросян нельзя назвать новатором в этой сфере, однако признавать ее метод несостоятельным так же неверно.

Довольно простой и давно знакомый нам бытовой прибор — пылесос — за последние десятилетия не только существенно эволюционировал, но и обзавелся довольно большим количеством всевозможных видов, специализирующихся на разных задачах.


Новенький Electrolux прямиком из 1950-х

Давайте разберемся, какие бывают современные пылесосы и для выполнения каких работ лучше всего подходят те или иные модели. А заодно упомянем, на какие характеристики и особенности нужно обратить внимание при выборе пылесоса.

Пылесос обычный, классический, традиционный

Такой пылесос в первую очередь предназначен для уборки пыли, хотя иногда может выполнять и влажную уборку. В качестве пылесборника у этих устройств может выступать контейнер, мешок, аквафильтр либо комбинации этих вариантов (например, аквафильтр и контейнер). Сфера применения подобных устройств — уборка обычных домов и квартир, а также обработка мебели (при наличии технической возможности и специальных насадок).

Выбирая пылесос для дома, нужно обратить внимание на ряд факторов, непосредственно влияющих как на качество уборки, так и на удобство при повседневной эксплуатации устройства. Давайте перечислим основные параметры, которые требуют особого внимания.

Пылесос хозяйственный (он же строительный)


Хозяйственный пылесос Kitfort KT-550

Емкость пылесборника у строительного пылесоса может составлять несколько десятков литров, а само устройство почти всегда умеет работать с мешками — как одноразовыми, так и многоразовыми.

Хотя уборка воды — обычно не самая востребованная функция пылесоса, необходимость в ней периодически возникает. С помощью хозяйственного пылесоса можно без труда убрать лужу перед крыльцом дачного дома, собрать воду с пола ванной после протечки водопровода, удалить растаявший снег с пола салона автомобиля или воду из сифона унитаза перед его снятием.

Подобное устройство пригодится в случае, если вы планируете мелкий (или крупный) ремонт в квартире либо увлекаетесь всевозможными самоделками (например, связанными с обработкой дерева). Такой пылесос также рекомендуется для дачи, мастерской и гаража.

Ну а после окончания ремонта строительный пылесос может без труда начать выполнять роль бытового — конечно, если вы готовы смириться с его немаленькими габаритами и повышенным уровнем шума.

Вертикальный пылесос

Вертикальные пылесосы, получившие широкое распространение в последние годы, выступают в принципиально иной категории, нежели пылесосы традиционные. Если последние предназначены для полноценной и тщательной уборки всей квартиры, то вертикальные пылесосы скорее выполняют роль электрического веника и предназначены для уборки не слишком загрязненных помещений. Также они используются в повседневном режиме — когда нужно быстро убрать небольшое пространство (песок в зоне хранения обуви или просыпавшуюся крупу на кухне).


Вертикальный аккумуляторный пылесос Roidmi X20

Основные достоинства вертикальных пылесосов — это компактность, малый вес и возможность работы от аккумулятора. Ключевые (возможные) недостатки — недостаточная мощность, небольшая продолжительность автономной работы и неудачные конструктивные решения.

Итак, на какие параметры нужно обратить внимание при выборе вертикального пылесоса?


Вертикальный пылесос Kitfort KT-559

  • Комплектация (наличие насадок). Как и его старшие собратья, хороший вертикальный пылесос не только оснащен широким набором насадок (тут можно вспомнить и турбощетку для пола, и специальную щетку для мебели, и щелевую насадку, и щетки для чистки текстиля, и дополнительные удлинительные трубки), но и спроектирован таким образом, чтобы все эти насадки без труда добрались до самых удаленных и труднодоступных мест, в том числе пылесосом должно быть удобно пользоваться под мебелью и в узких проходах.
  • Возможность влажной уборки. Несмотря на то что подавляющее большинство вертикальных пылесосов предназначены только для уборки сухой пыли, некоторые модели допускают и возможность влажной уборки. Реализуется эта функция с помощью специальной насадки для мытья пола — бака для небольшого количества воды и моющей тряпки, которая увлажняется автоматически. Влажная уборка может оказаться отличной функцией: застарелые и сильные загрязнения такой пылесос, разумеется, не очистит (для генеральной уборки существуют другие устройства — парогенераторы или паровые швабры), но совмещение ежедневного подметания пола с влажной уборкой существенно облегчает жизнь.
  • Наличие подсветки. Еще одна полезная функция, которая есть далеко не у каждого вертикального пылесоса — это светодиодная подсветка пола. Такая мелочь может существенно повысить комфорт от использования пылесоса: не придется специально светить под кровать фонариком, чтобы рассмотреть, насколько тщательно была убрана грязь.
  • Док-станция. Вертикальные пылесосы традиционно крепятся на стену с помощью специального приспособления, выполняющего роль зарядной станции. Выбирая вертикальный пылесос, нужно убедиться, что док-станция может быть без труда смонтирована в выбранном месте и не помешает другой мебели.

Роботы-пылесосы

В отличие от всех вышеперечисленных устройств, роботы-пылесосы относятся к принципиально другому классу устройств, хотя они выполняют ту же самую задачу — убирают грязь и пыль в квартире.

Ключевая особенность робота-пылесоса заключается в том, что он убирает квартиру самостоятельно, без непосредственного участия владельца. Можно сказать, что такое устройство предназначено для повседневного поддержания чистоты, а не для уборки сильно загрязненных помещений.


Робот-пылесос Polaris PVCR 3200 IQ Home Aqua с функцией влажной уборки

Мощность такого устройства будет существенно ниже, чем у других видов пылесосов, однако эффективность роботов-пылесосов оказывается довольно высокой. Достигается она за счет того, что робот ежедневно (либо по другому удобному расписанию) обходит помещение и собирает небольшие количества мусора и пыли, которые без его участия потихоньку накапливались бы. Вряд ли вы заметите, что квартира стала существенно чище после одного или двух запусков робота, однако если вы начнете пользоваться им регулярно, то вскоре изменения станут очевидны: пыли под ногами станет меньше, а генеральную уборку нужно будет проводить реже.

Большинство роботов-пылесосов очень похожи друг на друга, они имеют одинаковые (или схожие) щетки и функционируют по одному принципу. Поэтому разница между различными моделями может оказаться далеко не очевидна.

На какие характеристики нужно обратить внимание при выборе робота-пылесоса?

Специализированные пылесосы

Помимо описанных выше пылесосов, можно встретить узкоспециализированные устройства, предназначенные для выполнения каких-то особенных задач.

Сюда можно отнести автомобильные пылесосы, а также специфические модели, предназначенные, например, для ухода за матрасами (один такой прибор некоторое время назад попал к нам на тестирование).


Пылесос для матрасов Genio Mite L10

Существуют также специальные пылесосы для борьбы с пылевыми клещами, пылесосы для химчистки (экстракторы), пылесосы для обслуживания бассейнов, компактные ручные пылесосы для ухода за компьютерами и бытовой техникой, профессиональные пылесосы, предназначенные для работы с электроинструментом, и прочие специфические модели, рассматривать которые в рамках данного обзора мы не будем.

Однако упомянуть об их существовании стоит: вдруг кому-то понадобится именно такое специальное устройство!

Выводы

На современном рынке пылесосов представлены четыре основных типа устройств: обычные (традиционные) пылесосы, хозяйственные пылесосы, вертикальные пылесосы и пылесосы-роботы.


Вертикальный пылесос Jimmy JV85 Pro

Выбор наиболее подходящего типа пылесоса и конкретной модели обуславливается в первую очередь задачами, которые предполагается решать с помощью устройства: для ежедневной уборки квартиры лучше подойдет традиционный пылесос, в случае ремонта не обойтись без хозяйственного (промышленного) устройства, а если перед пользователем стоит задача тратить на уборку в доме как можно меньше времени, то главным помощником в этом деле станет робот-пылесос.

Отметим, что различные типы этих устройств не заменяют (или, как минимум, не полностью заменяют) друг друга, а следовательно, оптимальным решением во многих случаях будет покупка сразу двух пылесосов. Например, для частного дома имеет смысл приобрести большой хозяйственный пылесос для быстрой и эффективной уборки больших площадей, а в дополнение к нему — робот-пылесос для ежедневной борьбы с пылью и шерстью домашних животных.


Я не поняла, что хотела сказать автор этой книгой, для меня это просто поток мыслей

Книгу Мариам Петросян "Дом, в котором. " я читала почти 8 месяцев, это непомерно много для меня. Хотя и книга довольно внушительная, а я чтению уделяю не так уж много времени все равно много. Я узнала о ней по бесконечной рекламе в магазинах и в интернете, она позиционируется как самая популярная книга десятилетия (правда не очень понятно какого), бестселлер и хит продаж.Мне достался промокод для бесплатного скачивания этой книги, так как стоимость ее приличная, я решила им воспользоваться. Мне еще особенно "повезло" досталась книга в фанатской расширенной версии с картинками и дополнительными фрагментами.

Ну и плюс вот сколько премий получила данная книга, это не может не заинтересовать:

Стоимость: книги колеблется от 500 руб и до 900 руб в среднем

Количество страниц:968 страниц

Мариам Петросян писала эту книгу 17 лет с 1991-2009 год, ну а потом ее просто дополнила тем, что уже написала, но не включила.

Книга состоит из трех томов и множества глав (или частей), названия которых обычно имена рассказчиков, от которых ведется повествование, то есть они могут повторятся.

А основные тома книги называются так:

1 том Курильщик

2 том Шакалиный восьмидневник

3 том Пустые гнезда

Скажу сразу, не смотря на то, что книгу я прочитала только что, названия томов я не запомнила, потому что они вообще ни о чем не говорят.


Краткий сюжет книги:

Мои впечатления о книге:

Начала я читать достаточно бодро, и книга "пошла", так сказать. Но потом персонажей становится все больше и больше (новые персонажи появляются и в конце книги), в них начинаешь путаться, характеры их нечеткие и смазанные, психические расстройства прогрессируют, и читать становится трудно, а если откровенно, то даже скучно. Если честно читала я с трудом, но все надеялась на какую-нибудь интересную развязку, увы и ах, концовка вообще не подходит ни по стилю, ни по содержанию книги, ни по настроению. А когда в конце я увидела еще и шпаргалку от Мариам Петросян с кличками персонажей, кто из них колясник, кто ходячий, кто неразумный, то подумала, что и автор наверно путалась, и сделала себе шпаргалочку) Причем в шпаргалке были герои, упоминания о которых, я даже не могла припомнить. Героинь-девушек в шпаргалке тоже не обнаружилось.


Что касается самих персонажей, я почти никого не могу выделить, все они похожие (отличаются только тем, что кто-то на колясках, а кто-то ходит на своих двоих, ну и один персонаж-Сфинкс не имеет рук), и если я останавливалась на середине главы, а потом несколько дней не читала, я долго не могла понять от чьего лица идет повествование. Но все же если выделить, то , думаю, что герой, который мне более менее приглянулся, то это Табаки (Шакал, Вонючка в детстве) наверно своим собирательством всякого хлама и написанием писем (я иногда тоже так делаю), но ближе к концу расстройство его личности прогрессирует.

Если взять Слепого, как персонажа, для меня он показался угрюмым типом с маниакальным расстройством, поедающим штукатурку. Да и никогда никто не выберет вожаком слепого, может это правда была метафора в книге, что слепой вожак ведет всех в никуда.

Сфинкс, вроде как центральный персонаж, не имеет рук, уж не знаю, почему мама избавляется от него в начале книги, сдавая его в Дом, в детстве он был еще ничего, потом в 19 лет стал лысым после какой-то инфекции. Но никаких особенных действий он не совершил, единственное, что все у него брали советы.

Лорд похож на эльфа и красивый. Никак не могла себе представить его красивым. Тоже имел явные психические расстройства, его даже возили на принудительное лечение.

Курильщик от его лица идет повествование многих глав. По мне самый нормальный тип, но не надо ему было одевать красные кроссовки в начале книги.

Есть еще персонаж Толстый, который вроде как неразумный, то есть умственно отсталый, мало того, что он не ходит самостоятельно, он даже не может самостоятельно питаться и говорить.

И еще много-много разных персонажей. Но все они не запомнились никакими ни действиями не поступками, может кто-то запомнил сны или рассказы каждого, но это не я.

Из женских персонажей вообще не могу никого отметить.

А вообще мне стиль изложения книги напомнил сейчас мои детские тетрадки с придуманными инопланетянами - "Это инопланетный тип сверчка, их осталось очень мало, но они никогда не умирают". Глубокий смысл? Скорее нелепица.

В книге очень много отступлений на тему рассказов, снов и видений под наркотическим опьянением. Но честно сказать роли они почти никакой не несут, ну кроме той, что с помощью этих отступлений можно понять, что помимо физических недостатков данные персонажи имеют еще и психические отклонения. И наоборот есть некоторые моменты, которым бы хотелось больше уделить внимания, понять, как это произошло, как случилось. Но автор как бы заминает более важные и интересные моменты, превращая их в неважные. Лично для меня книга была бы намного интереснее, если бы значимые события были бы раскрыты. Может, конечно, автор хотела сделать элемент недосказанности, но у меня после прочтения сложилось впечатление, что либо она не смогла это описать, либо забыла, либо не успела. (хотя за 18 лет можно было бы)

Еще в "Доме", который по сути является интернатом, многие вещи совсем непонятны. По идее детей там должны учить, должны проходить уроки, занятия, тем более воспитатели имеются, но чем там занимаются, совершенно непонятно. Дети-подростки предоставлены сами себе, по тексту нигде не указывается, что кто-то кроме первой группы посещал уроки, выходные экзамены им даже отменили, так как они ничего не выучили. Но, однако же по рассуждениям и разговорам видна неплохая образованность, они знают историю, биологию, географию. Как это вышло, неизвестно.

Третьей странностью я считаю, что непонятно откуда у них есть деньги, что они покупают себе сигареты, алкоголь и даже наркотики. Не с неба же им все это падает.

Есть еще мелочи, где-то еще упоминается, что у сиамского близнеца умер брат, и непонятно, как он с ним ходил, или его отрезали, и вообще ходить с трупом чревато заражением крови, или же это просто кличка, а брат был не сиамским близнецом, а простым, или брата вообще не было, а он был в его голове.

Да и вообще все эти рассуждения, диалоги, песни, ну не могли они возникнуть в головах детей и подростков, они могли возникнуть только в голове Мариам Петросян, женщины 30-40 лет на тот момент. Поэтому героям я не очень-то верила, если честно я к ним и не привязалась, а когда закончилась книга, я не почувствовала ровным счетом ничего.

Да и надо сказать, что жалости, сочувствия или сострадания из-за физических недостатков детей к ним тоже не испытываешь, они как-будто ненастоящие.

В общем многое придется додумывать самим, но, простите, Мариам, не я писала эту книгу.

Если у кого ответы есть, прошу меня просветить, возможно я не поняла глубины данного произведения, его смысла, который хотела донести автор.

Хочу еще добавить, что моя книга была с психоделическими иллюстрациями фанатов книги, некоторые реально жуткие.

Еще не особенно понравилось, что все "злачные" места Дома имеют однотипные названия: Могильник, Кофейник, Клоповник, Хламовник. Ну где разнообразие?

Из того, что мне понравилось в книге, так это сама задумка написать про ограниченное изолированное пространство, про детей-подростков, но ее реализация нет. Поэтому мой интерес, проявленный на первом томе к третьему сошел на нет.

В заключение хочу отметить, что Мариам Петросян больше ничего не написала, кроме

"Сказки про собаку, которая умела летать", думаю по названию можно понять, что смысла там искать не приходится.

И хочу добавить, что это всего лишь мое мнение о книге, возможно кто-то любит такой жанр из разряда поток размышлений на отвлеченные темы, но я больше люблю или реальные истории или полностью продуманный фантастический мир, так как я не писатель и додумывать за автора мне не хочется, а мне хочется читать и получать удовольствие.

Вывод: Поначалу Дому я хотела поставить 4 звезды за интересную задумку, но после прочтения могу поставить только 3, и то лишь за претензию на нестандартность. Рекомендовать могу книголюбам, которые хотят быть "в тренде" и не пропускают модные книги современности, хотя такие ее уже давно, наверно, прочли.


О чём эта книга? В двух словах не опишешь. Формально жители загадочного Дома — дети-инвалиды, но свести их к этому определению никак нельзя. Внутри Дома формируется собственная реальность, многоуровневая, загадочная, которая затягивает и не отпускает. Если вы ещё не читали эту книгу — советуем с ней познакомиться. Вы ещё не скоро забудете Сфинкса, Слепого, Лорда, Табаки и других обитателей Дома.

Обложка нового издания

Двор сверкает снегом. Деревья сверкают звездами инея. Горбач смотрит на них, пряча подбородок в шарф, а холодные пальцы — в карманы. Примерзнув к скамейке, встает и ходит кругами. Очень маленькими. Каждый его шаг разрушает голубую гладкость снежного поля, и, жалея ее, он наступает в собственные следы. Ворона ковыляет за ним, толстая в своей зимней шубе, и безнадежно ищет землю, исчезнувшую под слоем мокрого холода. Это ее первая зима. Она прыгает боком, подозрительная и смущенная, и проверяет свои подозрения о конце света, расковыривая клювом белое, заслонившее землю.

Бандар-Лог Конь слоняется по коридору, стреляя сигареты у проходящих мимо. Увидев бегущую вдоль стены мышь, оглушительно свистит и швыряет в нее брелоком без ключей. Промахивается, подбирает брелок и прислоняется к стене, выслеживая очередного дарителя.

Лэри и Спица, взявшись за руки, чинно прогуливаются по коридору первого этажа. Иногда они останавливаются, и Спица, страшно краснея, поправляет Лэри волосы или воротничок.

— Да ладно тебе, — ворчит Лэри, уворачиваясь. — Что ты как мамочка…

Но ему это нравится.

Встречные Логи делают у них за спиной непристойные жесты, в душе отчаянно завидуя.

Лучшее место для обиженного, конечно, двор, но там слишком холодно, поэтому Табаки едет в класс, предположительно пустой, темный и холодный, тоже вполне подходящий для переживаний.

Горбач дышит в замерзшие пальцы. Синие тени удлинились, облака бегут под невидимой луной. Уши Горбача горят, вылезая из-под шапки. Он чихает и прячется в шарф. Вороне надоедает гулять. Она взлетает ему на плечо и застывает, спрятав клюв в нагрудных перьях, так же, как он прячет подбородок в шарф. Они сидят неподвижно, ворона и человек. Спящий мир превратил их в статуи.

В классе четвертой не так уж темно, не очень холодно, и его нельзя назвать пустым, потому что на подоконнике сидит Лорд. Табаки подъезжает к подоконнику и дергает край свисающего с плеч Лорда одеяла.

— Эй, помоги мне. Я тоже хочу наверх…

Сверху свешивается рука.

ИНСТРУКЦИЯ О ПЕРЕДВИЖЕНИИ КОЛЯСНИКА.

В некоторых случаях перемещение на подоконник может осуществляться с помощью напарника, уже находящегося в данной точке. Это существенно облегчает задачу перемещаемого. Рекомендация по тех. безопасности: вес напарника должен превышать вес поднимаемого.

В спальне Курильщик замечает, что они остались втроем. Он, Сфинкс и Слепой. Слепой подбирает на гитаре ни во что не переходящие вступления, Сфинкс сидит неподвижно. Надеясь, что они просидят так еще достаточно долго, Курильщик осторожно достает из-под подушки блокнот.

Молчание Лорда вызывает у Табаки все большие подозрения. Он представляет, что подоконник — это ветка дерева, на которой они сидят вдвоем, он и Лорд, чуть покачиваясь под порывами ветра. Придвинувшись к ссутулившейся на краю их общей ветки фигуре, сочувственно спрашивает:

— Думаем, — отвечают ему.

— Еще хуже, — вздыхает Табаки. — Лучше бездумные рыдания, чем бесслезные раздумья. Уж я-то знаю.

— Демагог, — ворчит Лорд, не отводя взгляд от хрустальных узоров на стекле.

— Мудрец, — не соглашается Табаки, дергая себя за серьгу.

Сфинкс, откинувшись на подушку Табаки, пахнущую так, словно под ней забыли расплющенный бутерброд с колбасой, слушает бренчащего на гитаре Слепого — своего рода рассказ, потому что для каждого в стае у Слепого своя тема, для людей и для мест, иногда просто один обрывающийся аккорд, и если сложить эти обрывки, можно угадать… Горбача во дворе. Табаки и Лорда в классе. Македонского под душем…

Раздраженный беспорядочным звуковым фоном, Курильщик перестает рисовать и укоризненно смотрит на Слепого. Слепой резко бьет по струнам: Черный — и заключает тему многозначительной паузой.

— Что, опять ускакал в Наружность? — спрашивает Сфинкс.

— И довольно далеко, — отвечает Слепой.

Курильщик вертит головой, оглядывая их по очереди.

— Вы говорите о Черном? Он что, сбежал в Наружность? Навсегда?

ИНСТРУКЦИЯ О ВЫЖИВАНИИ КОЛЯСНИКА В БЫТУ.

Следует избегать любых упоминаний Наружности в разговорах, за исключением тем, где она упоминается вне связи с:

В) его собеседником,

С) кем-либо из общих знакомых.

Не приветствуются упоминания Наружности в настоящем и будущем времени. Упоминание в прошедшем времени позволительно, хотя опять же не рекомендуется. Упоминание Наружности в будущем времени в связи с собеседником является умышленным тяжким оскорблением последнего. Разговор двоих в этом ключе расценивается как легкая форма извращения, допустимая лишь между близкими людьми-состайниками.

— Моя мать заберет меня! — кричит Лорд. — А мать Сфинкса заберет его. А твоя мать…

— Да нет у меня ничего такого, — бормочет Шакал, но Лорд его не слышит.

— И никто никого ни о чем не спросит! Ты знаешь сам! Но я не могу так больше! Не могу даже думать об этом!

Лорд встряхивает Табаки, закутанного в половину их общего пледа, и тот, клацнув зубами, вываливается из шерстяного кокона.

— Я не вещь! — голос Лорда падает до шепота. — Я больше не позволю этого. Я так решил. Что никогда больше не буду вещью.

Табаки держится за оконную ручку, чтобы не соскользнуть с подоконника. Лорд удивленно смотрит на него и, спохватившись, заворачивает обратно в плед.

— Извини. Я чуть тебя не уронил.

— Небось запасается вдохновением,— мрачно предполагает Сфинкс, — чтобы потом всех кругом доводить. Ладно бы он только меня провоцировал…

— Не рассказывай, как вы с ним друг друга не любите,— перебивает его Слепой. — Об этом знают даже Фазаны.

— Тебе достаточно захотеть…

Слепой наигрывает что-то, что сбивает Курильщика с толку, потому что звучит очень знакомо, но он не может вспомнить, где он это слышал.

— Но я не хочу! — Сфинкс скидывает ноги с кровати и встает.

— И никогда не захочу.

Лорд издает непонятный звук. То ли смешок, то ли всхлип. Полумрак не дает Табаки различить выражение его лица. Он видит только, что Лорд повернулся к нему.

— В тебе нет ни капли страха, мудрец. Я слушаю… но его нет. Не как у других. Научи меня этому. Где ты берешь свою храбрость?

Табаки кажется, что он различает серо-голубой камешек, вставленный его рукой в глазницу нарисованного Лорда. Ему кажется, камешек даже немного светится, как будто его только что отмыли под проточной водой.

— Помоги мне, — просит его Лорд. — Прошу…

Камешков уже два, и, хотя толком ничего разглядеть невозможно, Табаки уверен, что они его гипнотизируют. Сумасшедшие. Голодные. Пугающие. Ему делается неуютно.

— Понимаешь, Курильщик, — говорит Сфинкс, глядя на Слепого. — Я считаю себя вправе говорить нашему дорогому вожаку нет, когда речь идет о Черном. И если ты спросишь меня, почему…

Курильщик ни о чем не спрашивает и не собирается спрашивать, прекрасно понимая, что Сфинкс обращается не к нему.

— Если ты спросишь, почему… Я отвечу, что однажды наш вожак сделал этот выбор за всех нас, а особенно за меня. Меня при этом не было. Меня вообще не было в Доме. Он вынудил меня жить в одной комнате с человеком, которого я не переношу, не спрашивая моего согласия. И я терплю его все эти годы, только потому, что мой вожак так пожелал. А теперь я, оказывается, еще должен его успокаивать, чтобы он, чуть что, не сбегал в Наружность проветриться. Тебе не кажется это несколько несправедливым, Курильщик?

Курильщик гадает, должен ли он изобразить согласие или сочувствие. О том же, вероятно, размышляют появившиеся во время обвинительной речи Сфинкса Горбач с Македонским. Один — посиневший от холода, второй — мокроволосый после душа.

Оба застыли в дверях, оценивая обстановку. Горбач незаметно стряхивает с волос растаявший снег.

— Так вот, — заключает Сфинкс. — По всем перечисленным причинам Черный меня не волнует. Пусть доскачет хоть до края земли и бежит дальше. Пусть не возвращается. Пусть делает все, что угодно. Это не мое дело.

— Пойду в душ, — говорит Горбач. — Надо согреться.

Македонский заботливо придерживает для него дверь, сначала с одной, потом с другой стороны, после чего, видимо, решает придержать и дверь душевой кабинки, потому что в спальню не возвращается. Курильщик отчаянно завидует обоим. Удобно быть ходячим. Почти всегда можно вовремя улизнуть.

— Кто, я? Почему я? Почему ты меня об этом просишь? Совсем сдурел? Есть Сфинкс, есть, в конце концов, Слепой… мало ли кто еще есть. Почему ты мне говоришь такое?

— Извини, — говорит он сдавленно. — Сам не знаю, что на меня нашло. Но мне вдруг на секунду показалось, что ты… в общем, неважно. Забудь.

Наверное, он пытается изобразить улыбку.

— Я не лучше Курильщика, — бормочет он.

— Ты хуже, — хрюкает Табаки. — И намного. Ты — заразный псих, вот ты кто. Заразный влюбленный псих. Всему свое время, понимаешь? А ты лезешь, сам не зная куда. Не вовремя, неуместно, некорректно! И главное, что я теперь могу с этим поделать? Если ты уже полез. Показалось ему, видите ли… Езжай и приставай к своей девушке! Отведи душу, успокойся! Признайся ей в любви! А то мало ли что еще тебе вдруг померещится!

— Что? — изумленно спрашивает Лорд, ошеломленный его беспорядочным натиском. — Что мне может померещиться?

— А я знаю? — гневно взвизгивает Шакал. — Что угодно! Влюбленным вечно что-то мерещится!

— При том! Очень даже при том. Будь ты в себе, ты бы ко мне полез? Кто-нибудь в своем уме вообще ко мне лезет? Нет. Только полные психи!

— Я к тебе не лез, — вспыхивает Лорд.

— Да? А кто тут стенает и просит помощи, может быть, мой дедушка?

— Я извинился за свое поведение, — холодно напоминает ему Лорд.

Табаки демонстративно тяжело вздыхает.

— То есть моя помощь тебе не нужна?

Лорд молчит. Табаки вглядывается в него изо всех сил и, пользуясь темнотой, нервно обгрызает ноготь. В другое время Лорд шлепнул бы его по руке. Но не сейчас.

— Нет, не скажет, — бормочет Табаки еле слышно. — Ни за что не скажет, не подтвердит, чертов псих. Интуиция у него, видите ли… Да ладно, что тут поделаешь. Я же не виноват…

— Неужели непонятно? — спрашивает Слепой. — Нам не нужен еще один Помпей. Пришлось держать его рядом. В любой другой стае он очень скоро стал бы вожаком. Ты это знаешь не хуже меня.

Сфинкс, удивленный, молчит. Впервые на его памяти Слепой дал какие-то объяснения своим поступкам. Но молчит он не только поэтому.

— И Волк? — спрашивает он наконец.

— Разумеется,— раздраженно отвечает Слепой. — Не делай вид, что для тебя это новость.

Выглядывающий из-за блокнота Курильщик видит, что для Сфинкса это новость. Да еще какая.

Лорд нагибается, рассматривая нечто, протянутое ему Шакалом. На ощупь — просто мятый клочок бумаги. Он щелкает зажигалкой и при свете ее пламени глядит на лежащую на ладони записку. Испещренную неразборчивыми каракулями.

— Что это? — тихо спрашивает он.

— Дерьма кусок, — фыркает Табаки. — Записка, не видишь, что ли? Напоминалка. Ясно?

— И что мне с ней делать?

— Понятия не имею, — радостно сообщает Шакал. — Ну, то есть немного имею, но совсем слегка. Думаю, ты должен дать мне это в самый чернушный день или в конце всех времен — в общем, когда поймешь, что дело совсем швах. А я то ли вспомню, что давал тебе ее, то ли нет. Как повезет. И все это нам то ли поможет, то ли наоборот. А ты думал, ты один здесь сумасшедший, да?

Лорд прячет клочок бумажки в нагрудный карман рубашки. Под скептическое сопение Шакала прислушивается к своим ощущениям.

— А знаешь, — говорит он удивленно, — мне отчего-то стало легче.

— Оттого что ты веришь во всякую чушь, — хихикает Табаки. — Дай я тебе настоящую какашку, тебе бы и от нее полегчало.

Лорд отворачивается к окну.

Молочная от снега ночь уже не станет темнее. В ее перламутровом свете белые узоры инея на стекле приобретают неожиданную четкость, и Табаки начинает думать, что они с Лордом сидят, скорее, не на дереве, а под деревом. Под странным стеклянным деревом — две темные фигуры на фоне хрустальных ветвей.

Выражение лица, с каким Сфинкс смотрит на Слепого, расшифровать сложно. То ли отвращение, то ли восторг.

— Тебе было тринадцать, — говорит он. — И ты уже тогда вычислил, кто из нас способен перебежать тебе дорогу через полдесятка лет?

— При чем здесь возраст? — искренне изумляется Слепой. — Тут или знаешь, или нет.

Курильщик рисует профиль Сфинкса. Нос получается длиннее, чем нужно, и он превращает его в птичий клюв. Потом в хобот. Раздраженно заштриховывает, откладывает блокнот и включает приемник. Сменяющие друг друга радиостанции передают слащавые песенки и обещают обильный снегопад.

Курильщик думает об Аре Гуле. Повесили его фотографию в траурной рамке на классную стену или еще нет.

Смотрите также

Рисунки фанатов, которые одобрила Мариам Петросян. Они вошли в переиздание книги.

Читайте также: