Что значит стопы утюгом в балете

Обновлено: 27.04.2024

Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке, в старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pas de chat ), рыбки (фр. pas de poisson ), ножниц (фр. pas de ciseaux ) и другие.

Известны такие слова и значения, как Pas de deux, балерина, артисты и солисты балета, пачка , пуанты, элевация, а также батманы (фр. battements — биения ) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battements tendus. Упражнения преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, точно исполнять различные его варианты: от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания.

А — A (En)

  • Адажио (итал. adagio — медленно, спокойно) — медленная часть танца в сопровождении музыки спокойного темпа (не обязательно адажио в музыкальном смысле)
  1. Cамостоятельный, либо являющий собой центральную часть сложной музыкально-хореографической формы (pas de deux, pas de trois, pas d'action, grand pas и т.п.) танцевальный номер, в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов. Наиболее распространённая форма танцевального дуэта.
  2. В экзерсисе — упражнение у палки либо на середине зала, состоящее из комбинации различных поз, наклонов и перегибов корпуса, поворотов, вращений и других движений в спокойном темпе, задача которого - вырабатывание устойчивости, выразительности, музыкальности, чувства позы, гармонии и плавности перехода от движения к движению.
  • Аллегро (итал. allegro — скоро, живо, проворно) — В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из маленьких прыжков
  • À la seconde (сокр. à la 2nd, в букв. переводе — на вторую [позицию] ) — открывание либо перевод работающей ноги в сторону на носок в пол, а также поднимание её на любую высоту; поза, при которой работающая нога открыта на носок в пол либо поднята на любую высоту в сторону.
  • Aplomb (апломб — равновесие) — старинное обозначение способности танцовщицы продолжительное время устойчиво стоять в различных позах на одной ноге.
  • Арабеск (от итал. arabesco — арабский) — одна из основных поз классического танца, при выполнении которой работающая нога, вытянутая в колене, открыта назад на вытянутый носок в пол (arabesque par terre), либо поднята вверх на любую высоту. Руки находятся в положении allongeé, взгляд направлен вдаль, что придаёт позе особую выразительность.
  • Attitude (Поза [1] ) — одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине. Аттитюд бывает Croisèe и Effacèe





  • Assemblé (pas) (от гл. assembler — собирать) — движение, при котором работающая нога, открывающаяся в любом направлении на носок в пол либо на воздух одновременно с приседанием на опорной ноге, собирается в V позицию на полупальцы (пальцы) с последующим окончанием движения в demi-plié.
  • Emboîté
  1. Движение на пуантах, в котором опорная нога стоит на пальце, а рабочая в положении sur le cou de pied, затем открывается в dégagé и корпус переносится на другую ногу. Движение может быть (entournant) с поворотом 90°, и через petit Battements.
  2. Движение в прыжке исполняется по тому же принципу, в переменой ног. Основной ошибкой выполнения Emboîté может быть не слишком близкое положение ног, которые должны аккуратно переходить из позиций, а также прямая вертикаль корпуса.
  • En avant (вперёд) — термин, указывающий на то, что одна нога находится впереди другой или на то, что танцовщик продвигается вперёд
  • En arrière (назад) — термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой или на то, что танцовщик продвигается назад
  • En dedans (во внутрь) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорной ноге
  • En dehors (наружу) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению от опорной ноги
  • En l’air (в воздухе) — термин, указывающий на движение, которое исполняется в воздухе: Rond de jambe en l’air, Tour en l’air
  • En manège — см. Manège
  • En tournant (в повороте) — термин, указывающий на движение, исполняемое одновременно с поворотом корпуса: Pas de bourée en tournant, Echappe en tournant
  • En face (напротив) — термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу
  • Entrée (вход) — Первая часть Pas de deux, Pas de trois, Grand pas, Pas d’actions
  • Entrechat (антраш́а — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра. Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением épaulement, на муз. счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.



  • Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas. Вариация возможна в качестве самостоятельного эпизода.
  • Дивертисмент (Divertissement — развлечение) — ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров
  • Levé (temps) (от гл. lever — поднимать) — подъём на полупальцы или пальцы либо простейший прыжок на двух или одной ногах.
  1. Подъём на полупальцы или пальцы на двух ногах в любой из существующих позиций либо на одной ноге в какой-либо позе. В московской школе называется temps relevé (приставка re в названии указывает на повторяемость действия). Выполняется как с вытянутых ног, так и из demi-plié разными приёмами — вскоком либо выжиманием.
  2. Прыжок на двух ногах в какой-либо позиции (в московской школе — temps sauté) а также прыжок на одной ноге в какой-либо позе (другая сохраняет положение, принятое до прыжка [6] :91 ). Temps levé simple выполняется с ногой, фиксирующей положение sur le cou-de-pied[3] :275 . На основе temps levé с ногой, поднятой на 45-90°, выполняется прыжок кабриоль (см. cabriole).
  • Relevé (от гл. relever — поднимать) — подъём на полупальцы или пальцы на одной или двух ногах а также поднимание работающей ноги на какую-либо высоту в любом направлении.
  1. Relevé lent (battement) — плавное поднимание работающей ноги, вытянутой в колене, на максимальную высоту (90° и выше) в каком-либо направлении. Элемент adagio.
  2. Relevé (pas) — см. Levé (temps)
  3. Relevé (temps) — связующее движение, préparation к упражнению rond de jambe en l'air, приём для исполнения пируэтов и туров. Выполняемое в чистом виде служит подготовкой к вращениям.
  • Renversé (pas) (от гл. renverser — опрокидывать) — движение с запрокидыванием корпуса в повороте, состоящее из наклона корпуса вперёд в позе на demi-plié, вскока на полупальцы/пальцы в этой же позе (либо со сменой ракурса) с небольшим перегибом корпуса назад и последующего pas de bourrée en tournant, на первом переступании которого перегиб увеличивается, а на втором корпус выпрямляется. Renversé c прыжком выполняется приёмом temps levé.
  1. Наиболее распространённой формой является renversé en attitude (renversé en dehors). Движение начинается из приседания в открытой либо закрытой позеattitude, после которого следуют вскок (прыжок) в позу attitude croisée и pas de bourrée en dehors. При выполнении renversé en dedans вскок (прыжок) выполняется в позуcroisée вперёд а pas de bourrée делается обратно — в повороте en dedans.
  2. Renversé en écarté является координационно более сложным движением и выполняется приёмом fouetté.

С — C (S)

  • Sauté (temps) (от гл. sauter — прыгать) — термин московской школы; то же, что и temps levé, прыжок на двух ногах по какой-либо позиции.
  • Sus-sous (в букв. переводе — над-под)
  1. Положение ног в плотной V позиции.
  2. Temps levé в V позиции. Чекетти так называл любое temps [re]levé, в то время как Ваганова — только с продвижением в каком-либо направлении [6] :140 .
  • Fermé (закрытый) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и других положений и движений
  • Fondu (Fondre — таять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements
  • Frappé (Frapper — ударять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements

Файл:Ekaterina Maksimova Fouette.mpg.OGG


Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).


  1. Grand Fouetté. В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой).
  2. les fouettés en dehors. Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face). Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans — Движение делается по тому же принципу.
  4. Grand Fouetté en tournant en dedans . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) — Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans(итальянское фуэте). Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans, только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш — Ch

  • Écartée (поза) (от гл. écarter — отклоняться) — поза, выстраиваемая из положения épaulement в V позиции отведением какой-либо ноги в сторону, при этом корпус от талии слегка отклоняется от линии вертикали в сторону опорной ноги. Малые позы écartée выполняются на вытянутый носок в пол, средние — подниманием ноги на высоту 45°, большие — на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié. Нога, поднятая в воздух, вытянута в колене и стопе. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке. Положение рук может быть различно.
  1. Écartée вперёд: работающая нога открыта на II позицию (à la 2nd) по диагонали вперёд, то есть в сторону зрителя, голова повёрнута в эту же сторону и чуть приподнята, взгляд направлен вверх.
  2. Écartée назад: работающая нога открыта II позицию (à la 2nd) по диагонали назад, в направлении от зрителя, голова повёрнута в сторону опорной ноги, взгляд направлен вниз.
  • Échappé (pas) (от гл. échapper — уходить в отрыв, вырываться вперёд) — прыжок с двух ног, во время выполнения которого меняется позиция ног в воздухе. Обычно состоит из двух движений: на первом ноги из V позиции раскрываются в воздухе на II либо IV позицию, на втором — вновь собираются в V. Существует и другой вариант исполнения — pas échappé с окончанием на одну ногу (другая фиксирует положение sur le cou-de-pied спереди/сзади, либо открывается в каком-либо направлении, фиксируя позу. Аналогичным образом pas échappé выполняется со вскоком на полупальцы (пальцы).
  • Effacée (поза) (от гл. effacer — убирать, прятать) — поза, выстраиваемая из положения épaulement effacé в V позиции отведением ноги вперёд (поза effacée вперёд) либо назад (поза effacée назад). Малые позы effacée выполняются на вытянутый носок в пол, средние — подниманием ноги на высоту 45°, большие — на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié. Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude). Выполняется и в воздухе, на прыжке. Комбинирование различных положений рук и головы позволяет бесконечно варьировать позу.
  • Épaulement: (от épaule – плечо) — положение, при котором танцовщик стоит вполоборота к зеркалу либо к зрительному залу: стопы, бёдра и плечи повёрнуты вправо либо влево от зрителя (т. 1) на 45° либо 135°, тогда как голова повёрнута в сторону плеча, направленного по диагонали вперёд. Положение между положениями en face и профиль, придающее танцу трёхмерность, выразительность и артистическую окраску. При его выполнении от исполнителя требуются точность в положении плеч и повороте головы, уверенная направленность взгляда.

Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.


Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.
Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.

Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица.

Эти два имени вы должны запомнить твердо!


Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!

2. Кто танцует
В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. Назову только три ее ступеньки: кордебалет (это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры), солисты (они исполняют партии второго плана) и премьеры: прима-балерина и премьер. Обратите внимание, по штатному расписанию театра только прима может носить это гордое звание – балерина.

Премьеры – это звезды, главные фигуры в труппе, которые исполняют ведущие партии. Среди этих звезд есть супер-звезды. На их спектакли попасть невозможно. Но все равно вам нужно знать хотя бы парочку имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут ее Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь настоящего момента (это на мой вкус): Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.


Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой.

Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.
Здесь Нуреев справа.


Внимание! Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.

3. Как называется то, что они танцуют
В классическом балете легко различить два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.

В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак.
Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа.
Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

4. Во что они одеты
У танцовщиков ничего интересного - просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты.

Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля (его уходит до 20 метров на одну пачку) вручную пришивается к трусикам, присбаривается и иногда еще все это укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации.


Пуанты – это такая спец.обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев.

Никакой пробки внутри нет. Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания колодки (у каждой танцовщицы своя) кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея (специально сваренного из двух видов муки), и так далее. Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку (все это делается у мастера на коленке). Все это сушится в специальной печи.
И это еще далеко не все. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.

Все это описание я специально так растянула, чтобы сказать в заключение, что срок эксплуатации одной пары этого хитрого изделия ручной работы равен примерно сорока минутам (продолжительность балетного акта). Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь.

Речь, конечно, о примах в сложных партиях. Кордебалет не так расточителен)
Эта информация пригодится вам также, чтобы поддержать интересную беседу в антракте)

6. Неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности?
Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко (выше, чем на 90градусов), а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие (недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора).
Это начиная с высокой Анны Павловой (рубеж 19 и 20 веков) танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо.
Вот фото для сравнения.
Это Мария Кшесинская, которая прославилась не только своими балетными успехами и красотой, но и тем, что она была любовницей последовательно нескольких членов русской императорской фамилии.
А слева кордебалет из постановки Лебединого озера 1892 года. Посмотрите на тяжеловесных танцовщиц в левом углу. Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас.


Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки(это Диана Вишнева) и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит.


7. Как отличить хороший балет от плохого.
Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество.
Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.

И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.


Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.

Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.

Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.

Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица. То есть эти два имени вы должны запомнить твердо! Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!

Теперь - кто танцует? В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. Назову только три ее ступеньки: кордебалет - это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры, солисты - они исполняют партии второго плана и премьеры: прима-балерина и премьер. Обратите внимание, по штатному расписанию театра только прима может носить это гордое звание – балерина. Все остальные - артистки Балета!

Премьеры – это звезды, главные фигуры в труппе, которые исполняют ведущие партии. Среди этих звезд есть супер-звезды. На их спектакли попасть невозможно. Но все равно вам нужно знать хотя бы парочку имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут ее Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь настоящего момента - это на мой вкус: Светлана Захарова и Диана Вишнева.

Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой. Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.

Внимание. Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.

Еще нужно знать - как называется то, что они танцуют. В классическом балете легко различить два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.

В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак. Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа. Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

Еще в балете есть пантомима с характерной системой жестов. Что-то вроде речитативов в опере. Если танцовщик отводит руку в сторону партнерши, а потом прикладывает ее к сердцу, это означает? Правильно - "Я люблю эту девушку". Если он обводит ладонью вокруг своего лица, это значит, что она очень хороша собой. В общем, тут все понятно без перевода. Можете тренироваться на своей девушке!

Это тоже надо знать - во что они одеваются! У танцовщиков ничего интересного - просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты. Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля, а его уходит до 20 метров на одну пачку, вручную пришивается к трусикам, присбаривается и иногда еще все это укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации. Пуанты – это такая специальная обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев. Никакой пробки внутри нет. Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания колодки - у каждой танцовщицы своя. кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея, специально сваренного из двух видов муки, и так далее. Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку - все это делается у мастера на коленке! Все это сушится в специальной печи. И это еще далеко не все. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.

Все это описание я специально так растянула, чтобы сказать в заключение, что срок эксплуатации одной пары этого хитрого изделия ручной работы равен примерно сорока минутам - "стандартная" продолжительность балетного акта. Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь. Речь, конечно, о примах в сложных партиях. Кордебалет не так расточителен! Эта информация пригодится вам также, чтобы поддержать интересную беседу в антракте.

Ну и, наверное, последнее. Когда аплодировать. Тогда же, когда и в опере. Но в балете принято также "хвалить" танцовщиков после каждого номера. Но тут вы не запутаетесь, потому что в балете обычно есть "клака", то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют "своим" солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат "браво" особыми, поставленными голосами. Так что смотрите по сторонам и слушайте! Не ошибётесь!

Вы спросите - неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности? Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко - выше, чем на 90 градусов, а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие, недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора! Это начиная с высокой Анны Павловой - рубеж 19 и 20 веков, танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо. Раньше было не так, посмотрите на Кшесинскую, которая прославилась не только своими балетными успехами и красотой, но и тем, что она была любовницей последовательно нескольких членов русской императорской фамилии.. и все поймёте! Да и кордебалет был тоже другой! Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас. Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит.

Как отличить хороший балет от плохого? Тут надо смотреть и думать! Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество. Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.

И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.

Васильев Иван
Батман тандю, Пор де бра, деми пиле, грант жете, Деми ронд де жамб пар тер и так далее . Собственно все эти французские слова неизменно сопровождают классический балет, став профессиональными терминами еще во второй половине 17 века.

Сергей Полунин и др.

1 , 2
Но истоки зарождения балета появились еще раньше, в 15 веке в Италии. Собственно, даже само слово балет произошло от итальянского слова balletto – танцы, в свое время заменившее слово danza.

И так, 1 факт – балет зародился в эпоху Ренессанса в начале 15 века в Италии

Васильев, Цискаридзе

костюмы балета 16 века

костюм балета 16 века

2 факт – через сто лет, после своего рождения, балет появился во Франции, в виде массового представления, с танцами, песнями, стихами и баталиями, в котором принимала участие исключительно придворная знать.

Цискаридзе Годунов Цискаридзе

3 факт – с начала 15 века и до середины 17 века балет был исключительно мужским делом, при этом был малоподвижным и больше похожим на оперу. Все танцы и роли исполняли мужчины в масках и туфлях на каблуках, одетые в тяжелые платья, сшитые по придворной моде, причем в мужском костюме обязательно присутствовала короткая юбка .

балет при Людовике Х.

Классическая балетная форма 15-17 веков с юбочкой у мужских персонажей.

три мушкетера и марлизонский балет


2


4 факт – в конце 17 века женские роли стали исполнять артистки женского пола. Закончилась трехсотлетняя патриархальность балета. На первый план вышли партии балерин, воздушные и порхающие.
В этот Великий век, балет и получил, так сказать, свою путевку в жизнь, став самостоятельным искусством.
С появлением в балете исполнителей женского пола стали изменяться костюмы. Платья становились легче, воздушнее, появилась свобода для движений. Свобода и развитие движений породили создание школы танца. Первые правила, превратившие танец в настоящий балет сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан(1637-1705), главный хореограф королевской академии музыки и танца, созданной в 1661 году Людовиком XIV.

Бошан записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны, не теряя равновесия.
Пять позиций ног и выворотность, которая есть в каждой из позиций, могут быть объяснены также тем, что балет возник на основе придворных танцев. В придворных танцах 17 века нередко участвовали дворяне, многие из которых были обучены фехтованию, поэтому некоторые приёмы фехтования, также как выворотные положения ног и позиции рук были использованы в балетной хореографии.


Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца стали производными от этих позиций ног и рук, которые уже давно использовали люди владеющие шпагой, мечем и саблей.

5 факт – техника хореографии возникла на основе теории по фехтованию и используется теперь не только в балете, но и в гимнастике, фигурном катании и других видах спорта и танца.

пять позиций ног и три позиции рук

5 позиций ног

3 позиции рук

позиции ног и рук

Эта классификация Бошана жива по сей день. Более того – в результате французская терминология стала общей для артистов всего мира, как латынь – для медиков.

Батман тандю (battement tendu) - равномерные натянутые движения ногой вперед, назад, в сторону— вырабатывают натянутость всей ноги в колене, и подъеме, развивая ножную силу. Новички батману тандю обучаются стоя лицом и к палке, так как в этом направлении легче всего правильно воспитать и воспринять выворотность.
Батман(фр. battement — взмах, удар от гл. battre — махать, взмахивать, ударять, отбивать такт) — общее наименование для всей группы движений; конкретизация достигается при помощи добавления прилагательного (tendu — вытянутый, piqué — колющий, fondu — тающий, grand — большой, petit — маленький и т. д.). Совокупность этих движений — необходимый элемент для совершенствования техники классического танца: с помощью батманов отрабатывается умение правильно отводить ногу и приводить её обратно в позицию, сгибать и разгибать её.

деми пиле – полуприседание во второй позиции.
Деми ронд де жамб пар тер –Demi rond de jambe par terre — полу круг ногой по земле.

Танец, благодаря эволюции балета в сторону всё большего и большего профессионализма не переставал усложняться и делаться всё утонченнее.

благородный танец


в паре

полухарактерный

В). Полухарактерный – объединял танцы пасторальные, пейзанские и фантастические, в которых на сцену являлись силы природы или персонифицированные человеческие страсти. Пляски фурий, нимф и сатиров также подчинялись его законам.
SONGEmonte

С). Комический танец отличался виртуозностью, допускал утрированные движения и импровизацию. Он был нужен для гротесковых и экзотических танцев, встречавшихся в комедиях театра классицизма.

комический танец

1
Так началось формирование балета, развившегося к восемнадцатому веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. Искусство способное выражать чувства жестами в танце, а музыкальные фразы сопровождать сопутствующими движениями. Балет стал оформляться как занятие для профессионалов, на которых высшее сословие смотрело уже исключительно из зрительного зала.

6 факт – в 18 веке балет превратился в профессиональное искусство, выражающее эмоции и мысли героев не словесно, а исключительно танцевальными жестами и мимикой. Представления теперь исполнялись без масок и на изолированной от зрителей сцене.

7 факт - в 1830 году Тальони предпринял первый шаг к появлению современных пуант и балетных пачек - классической, романтической и хитона.

пуанты и пачки

пуанты пачка

И последний , 8 - восьмой интересный факт. Балет родился в Италии и стал искусством во Франции, но, в настоящее время, классический балет называется русским балетом.

западный балет


После 1850 года во Франции балет начал угасать. В Англии, к тому времени, балет из оперных театров перекочевал на эстраду. Разразившаяся Франко-прусская война 1870 г привела к исчезновению балета в западной Европе. В этой ситуации, переехавшие в Россию мастера балетного искусства дали новую жизнь классическому балету. Балет, как бы, получил вторую родину и стал называться русским балетом.
В двадцатом столетии русский балет стал перемещаться обратно на запад и в Америку, но, согласно современной моде, стал трансформироваться в невербальный модерн.

новобалет

Так что, исторически сложилось так, что носителем классического балета стал и до сих пор является русский балет.

В позиции является основной частью классического балетного техники , которая определяет стандартные размещения ног на поле. В современном классическом балете есть пять основных позиций , известных как позиции с первой по пятую. В 1725 году танцевальный мастер Пьер Рамо поручил кодификацию этих пяти позиций хореографу Пьеру Бошану . Две дополнительные позиции, известные как шестая и седьмая, были систематизированы Сержем Лифаром в 1930-х годах, когда он работал балетмейстером в балете Парижской оперы , хотя их использование ограничивается хореографией Лифаря. Шестая и седьмая позиции были не изобретением Лифаря, а возрождением позиций, которые уже существовали в восемнадцатом веке, когда в классическом балете было десять позиций ног.

СОДЕРЖАНИЕ

Пять основных позиций

Первое базовое положение требует, чтобы ступни стояли на полу и были развернуты (указывающие в противоположных направлениях в результате вращения ног в бедрах).

Первая позиция


Пятки вместе, а пальцы ног направлены наружу.

Вторая позиция


Стопы указывают в противоположных направлениях, пятки находятся на расстоянии примерно двенадцати дюймов друг от друга.

Третья позиция


Одна ступня ставится перед другой так, чтобы пятка передней ступни находилась у свода стопы.

Четвертая позиция



Четвертая позиция бывает двух типов: открытая и закрытая . В обоих случаях одна ступня ставится примерно на двенадцать дюймов впереди другой. В четвертом открытом положении пятки выровнены, а в четвертом закрытом положении пятка передней ступни совмещена с носком задней ступни.

Пятая позиция


Пятая позиция должна образовывать две параллельные линии ступнями ног. Пятка передней ноги должна соприкасаться с большим пальцем другой ноги, а пятка задней ступни должна соприкасаться с последним пальцем передней ноги.

Дополнительные должности Лифаря

Седьмая позиция


Аналогично четвертой позиции, но выполняется на пуантах с пятками по центру друг друга. Есть две седьмые позиции, определяемые тем, правая или левая ступня находится впереди.

Читайте также: