Чем определяют техническое состояние воздухоочистителя дизеля по разжижению во впускном тракте

Обновлено: 15.05.2024


ГОСТ Р 53837-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Automobile engines. Air cleaners. Technical requirements

Дата введения 2010-09-15

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования для воздухоочистителей (фильтров и фильтрующих элементов очистки воздуха) поршневых двигателей транспортных средств категорий M, N и L, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8002-74 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Технические требования

3.1 Воздухоочистители должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

3.2 Элементы конструкции воздухоочистителя должны обеспечивать работоспособность двигателя в соответствии с его климатическим исполнением по ГОСТ 15150.

3.3 Установочные и присоединительные размеры должны соответствовать требованиям конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

3.4 Требования к основным параметрам воздухоочистителей приведены в таблице 1.

Испытания воздухоочистителей по определению основных параметров проводят в сборе с фильтрующими элементами по ГОСТ 8002.

Значение показателя для воздухоочистителей, устанавливаемых на

двигатели с воспламенением от сжатия (далее - дизели) без турбонаддува и двигатели с принудительным зажиганием (далее - бензиновые двигатели) транспортных средств категории N

дизели с турбонаддувом

дизели без турбонаддува и бензиновые двигатели транспортных средств категории М

с масляной ванной или со смачиваемым элементом

с сухой фильт-
рующей перего-
родкой

с масляной ванной или со смачи-
ваемым элементом

с сухой фильт-
рующей перего-
родкой

с масляной ванной или со смачи-
ваемым элементом

с сухой фильт-
рующей перего-
родкой

Сопротивление воздухоочистителя при номинальном расходе воздуха, кПА, не более

Воздушный фильтр – один из самых дешевых и легко меняемых расходников. В наши дни мало кто из уважающих себя автовладельцев ездит в сервисный центр ради такой мелочи, даже если автомобиль до сих пор находится на гарантии. Не менее проста и процедура диагностики воздушного фильтра. Как определить засоренность воздушного фильтра?

Проверка состояния воздушного фильтра.

Согласно рекомендациям завода-изготовителя, предельный срок службы воздушного фильтра составляет 30 тысяч километров. Практика эксплуатации автомобиля в наших условиях показывает, что он сильно завышен. Как правило, уже после 15 тысяч он засоряется настолько, что заметно ухудшает работу топливной системы двигателя, а как следствие – ходовые качества транспортного средства. Однако воздушный фильтр (впрочем, как и любой другой) должен быть максимально чистым и это весьма важно. При эксплуатации в сельской местности, частой езде по грунтовым дорогам или местности, для которой характерен сильный ветер, этот срок может сократиться ещё примерно на треть. Как проверить воздушный фильтр?

Косвенно определить состояние фильтра можно по увеличившемуся расходу топлива, более медленному набору оборотов и натужной работе двигателя. Впрочем, изменения эти не слишком очевидны, если не обращать на них пристального внимания, к тому же могут быть вызваны совсем иными причинами. Поэтому гораздо проще извлечь фильтр и оценить его состояние визуально. Это займет у вас от силы минут 5 и потребует лишь одного инструмента, который у автомобилиста должен быть всегда при себе – крестовой отвертки. Если состояние фильтра вызывает сомнения, лучше сразу перед проверкой купить новый, чтобы лишний раз не лезть под капот.


Воздушный фильтр состоит из фильтрующего элемента, изготовленного из достаточно плотной бумаги, сложенной в форме гофры и торцевого резинового уплотнителя, исключающего прохождение воздуха в обход него и попадание частиц пыли в топливную систему. Обычно одного взгляда на извлеченный фильтр на просвет достаточно, чтобы понять, стоит ли ставить обратно его или уже заранее приобретенный новый.

Если фильтрующий элемент плотно забит пылью, лучше его выбросить. В принципе, попробовать очистить его можно при помощи щетки, пылесоса или компрессора. Однако эта операция вряд ли стоит того, ведь цена нового воздушного фильтра несущественная. Применять ее целесообразно лишь в том случае, если существенно засорение фильтра обнаружено в пути и поменять его сразу невозможно.

Проверка герметичности впускного воздушного тракта.

У инерционно-масляных и мультициклонных воздухоочистителей снимают фильтр грубой очистки воздуха (воздухозаборник). У мультициклонного воздухоочистителя, кроме того, отсоединяют отсосную трубу эжектора от патрубка. Запускают двигатель, устанавливают малую частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, плотно прикрывают воздухозаборную трубу, а также отсосный патрубок заглушкой из картона или резины и засекают время. Если двигатель через 10-12 с не остановится, обнаруживают и устраняют места подсоса воздуха.

На тракторе проверяют герметичность второй ступени воздухоочистителя, для чего разъединяют фланцы патрубков, запускают двигатель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала; закладывают между фланцами патрубков первой и второй ступеней металлические заглушки с уплотнительными прокладками так, чтобы уплотнительные прокладки были со стороны патрубков корпусов второй ступени. Если двигатель не остановится в течение 12-15 с, необходимо обнаружить и устранить подсос воздуха.

Для выявления мест подсоса воздуха в воздушном тракте применяют жидкостный индикатор. Индикатор состоит из корпуса, стеклянной трубки, пробки, резинового шланга, соединительной муфты и сменного наконечника. П-образный канал со стеклянной трубкой заполнен водой.

Поиск мест подсоса воздуха осуществляют при работе двигателя на максимальном скоростном режиме. Для этого вывинчивают пробку настолько, чтобы через сверление в ней левый канал сообщался с атмосферой.

Удерживая корпус в вертикальном положении и прижимая наконечник к местам возможного подсоса воздуха, наблюдают за уровнем воды в стеклянной трубке.

Понижение уровня воды в трубке свидетельствует о наличии подсоса воздуха, т. е. о не герметичности системы.

После устранения обнаруженных неисправностей вторично проверяют герметичность. По окончании проверки необходимо ввинтить пробку до отказа – это предохранит жидкость от выливания.

Очистка впускного тракта дизельного двигателя

Ни для кого не секрет, что дизельный двигатель за последние годы среди растущего числа автолюбителей рассматривается как намного более предпочтительный тип ДВС по сравнению с привычными бензиновыми агрегатами.

Как правило, такие тенденции проявляются в случае приобретения нового автомобиля, причем не коммерческого, где дизельный мотор уже и так давно и прочно обосновался, а именно легкового. Вполне очевидно, что на фоне топливного и экономического кризиса, а также благодаря развитию технологий двигателестроения, плюсы дизеля вышли на первый план.

Естественно, меньшая стоимость дизтоплива одновременно с его низким расходом не может не радовать. Однако не стоит забывать и о том, что при всей своей надежности дизель все равно требует повышенного внимания. Если точнее, речь идет о системе питания воздухом и топливом.

В этой статье мы намерены поговорить о том, когда и почему нужна очистка впускного коллектора (впускного тракта дизельного двигателя), какие признаки указывают на то, что впускной тракт двигателя нуждается в очистке, как проводится данная процедура и что необходимо, чтобы качественно очистить впуск дизельного мотора.

Почему нужна очистка впуска: дизель и частые проблемы из-за сажи

Грязный впуск масло сажа в коллекторе дизель

Владельцы авто с дизельным двигателем хорошо знают, что любые сбои и отклонения в работе данного типа ДВС требуют немедленной диагностики и устранения. Дело в том, что даже непродолжительная эксплуатация дизеля, который начал троить, дымить и т.д., может в скором времени привести к намного более серьезным последствиям.

С учетом того, что ремонтировать дизельный мотор сложнее бензинового, а многие запчасти стоят ощутимо дороже, становится понятно, что в процессе эксплуатации следует регулярно проверять ТНВД и форсунки, а также проводить профилактическую диагностику других дорогостоящих элементов (например, турбокомпрессор).

Однако даже если вдруг стали заметны определенные сбои (пропала тяга, появились скачки оборотов, при перегазовках идет черный густой дым и т.д.), такие признаки не всегда указывают на то, что обязательно необходим сложный и дорогой ремонт. Другими словами, владельцу не стоит сразу расстраиваться, так как решение проблемы может оказаться весьма простым.

Дело в том, что во многих случаях виновником сбоев в работе дизельного двигателя является банальная грязь и отложения, которые скапливаются во впускном тракте. При этом дизельный двигатель ведет себя так, как будто наступил критический износ агрегата.

  • Что касается самих причин загрязнения впуска, их существует достаточно много. На территории СНГ обычно виновником можно считать низкое качество дизельного топлива, пониженное цетановое число, наличие дополнительных примесей. В результате создаются все условия для усиленного нагарообразования и коксования.
  • Также не стоит забывать о том, что для снижения токсичности выхлопа все современные дизели имеют систему EGR, то есть во впускном коллекторе стоит специальный клапан EGR, который позволяет реализовать рециркуляцию отработанных газов.

Если коротко, когда двигатель работает под небольшой нагрузкой, через этот клапан часть выхлопа поступает во впуск и смешивается с воздухом, который подается в цилиндры. В процентном соотношении около 15% отработавших газов составляют долю в общей массе топливно-воздушного заряда.

Благодаря тому, что в добавленном таким образом выхлопе нет кислорода, замедляется скорость горения топливно-воздушной смеси, в результате чего понижается и температура горения. Это приводит к снижению оксидов азота (NOx) в составе выхлопных газов.

На практике в таких режимах мотор работает не часто, особенно в городском цикле. Получается, постоянная подача выхлопа во впуск происходит очень часто и приводит к тому, что во впускном коллекторе оседает много сажи, которая скапливается на стенках. Таким образом, загрязнение впускного тракта в дизельном моторе неизбежно и владельцу нужно быть к этому готовым.

  • Еще добавим, что к дополнительному загрязнению впускного коллектора причастен и сапун системы вентиляции картера, который также сбрасывает избытки картерных газов во впуск. Как известно, в картере присутствует масляный туман, при этом маслоуловители до конца не способны задержать все частицы смазки.

Получается, во впуске накапливается не просто сажа, а маслянистая грязь, которая активно загрязняет все поверхности и сам клапан системы рециркуляции отработавших газов EGR.

  • Идем далее. Выделив среди частых причин загрязнения впускного тракта дизельного двигателя систему ЕГР и вентиляцию картера, к этому также стоит добавить неисправные свечи накала. Дело в том, что если свечи работают некорректно, тогда запуск холодного дизельного ДВС сильно осложняется. Во впускной коллектор начинает попадать дизельное топливо, которое еще больше загрязняет впуск.

С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, что впускной коллектор со временем покрывается плотным маслянистым слоем грязи, в результате чего дизельный мотор начинает работать неустойчиво, теряет мощность, появляется дымный выхлоп и т.д.

Способы решения проблемы скопления грязи во впуске дизеля: как избавиться от сажи в коллекторе

Чистка впускного коллектора дизельного двигателя

Начнем с того, что среди дизелистов часто можно услышать об отключении клапана EGR, так как по мнению многих именно он и является причиной всех бед. Более того, сами водители и некоторые автомеханики считают эту деталь и вовсе лишней, при этом ссылаясь на то, что контроль за токсичностью выхлопа в СНГ фактически отсутствует.

Проблема в том, что дизель с заглушенным клапаном системы рециркуляции отработавших газов может начать работать с детонацией. Более того, детонация при работе в определенных режимах может быть достаточно сильной и продолжительной, что приведет к негативному и даже разрушающему воздействию на детали дизельного ДВС.

Другими словами, даже гибкая работа ЭБУ или внесение изменений в прошивку блока все равно не может быть 100% гарантией того, что контроллеру удастся на всех без исключения режимах эффективно защитить мотор с заглушенным ранее клапаном EGR от разрушительной детонации.

Кстати, глушение клапана системы рециркуляции закономерно приведет к увеличению NOx в выхлопных газах. Первое, дышать таким выхлопом станет вреднее, так что водитель сам себе оказывает, скажем так, медвежью услугу.

Добавки обещают очистить форсунки, удалить влагу из солярки и увеличить цетановое число, защитить топливную аппаратуру, обеспечить улучшение процессов сгорания, снизить дымность и т.д. Однако на практике эффект от использования таких составов не позволяет говорить о том, что присадки максимально эффективно борются с сажеобразованием и коксованием мотора.

Очистка впускного тракта дизельного двигателя

Очистка впуска дизель

Как видно, избавиться от всех факторов и причин, которые приводят к загрязнению впуска, практически невозможно. Получается, для решения проблемы наилучшим способом считается комплексная очистка впускного коллектора и других элементов впуска.

Пойти можно двумя путями:

  • разобрать впуск и физически удалить грязь и сажу;
  • воспользоваться способами очистки без разборки ДВС;

Рекомендуем также прочитать статью о том, как производится очистка сажевого фильтра на дизельном двигателе. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и нюансах процесса очистки сажевого фильтра.

Естественно, большинство водителей остановятся именно на втором способе. Так вот, чтобы добиться необходимого результата, используется очиститель впускного тракта для дизельных двигателей, который является специально разработанным средством для борьбы с маслянистыми отложениями грязи и сажи.

Средство подается во впуск под давлением при помощи особой установки с компрессором. Это позволяет выполнять все работы по очистке без необходимости разбирать мотор и снимать детали. При этом удается очистить впускной коллектор, убрать отложения, удалить сажу и нагар с впускных клапанов и т.д.

Если просто, аппарат подсоединяется к впускной системе, затем двигатель заводят и дают мотору поработать около 120 минут. По окончании процедуры очистки дизель начинает работать более стабильно, снижается расход топлива, силовой агрегат перестает дымить, возвращается мощность, появляется приемистость.

Советы и рекомендации

Если учесть, что образование сажи и скопление грязи во впуске неизбежно, желательно проводить очистку впускного тракта в целях профилактики, а не тогда, когда проблемы уже дают о себе знать.

В случаях, когда дизельный двигатель постоянно эксплуатируется в режиме езды по городу, обработку нужно проводить каждые 6 месяцев. Такой подход позволяет двигателю сохранить свою работоспособность и избежать более серьезных проблем. Если же автомобиль постоянно ездит по трассе, то есть условия эксплуатации более щадящие, чистить впуск дизельного двигателя рекомендуется не реже 1 раза в год.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как работает система вентиляции картера двигателя. Из этой статьи вы узнаете о конструкции и принципах действия, а также об особенностях данной системы в общем устройстве ДВС.

Соблюдение этих правил позволяет при помощи регулярной обработки двигателя активным химическим очистителем избежать острой необходимости разбирать дизель для его механической очистки. Параллельно снижается риск выхода из строя дорогостоящих элементов и систем технологичного турбодизельного мотора.

Напоследок хотелось бы отметить, что доверять работу по очистке двигателя и его впускного тракта нужно только квалифицированным специалистам, а также использовать для очистки исключительно проверенные оригинальные составы известных производителей. То же самое можно сказать и касательно оборудования.

Важно понимать, что если все сделано правильно, тогда регулярная профилактическая очистка впуска позволяет решать имеющиеся проблемы и предотвращать появление новых неполадок. Отметим, что стоимость очистки впускного тракта дизельного мотора вполне приемлема, особенно на фоне затратного ремонта, который предполагает разборку ДВС и замену вышедших из строя элементов.

Нагар и кокс в двигателе очистка

Удаление коксовых отложений и нагара в двигателе: доступные способы. Самостоятельная промывка мотора без вскрытия, механическая очистка двигателя.

Клапан егр на дизельном двигателе

Почему рекомендуется отключить систему EGR на дизельном двигателе и как правильно отключать ЕГР. Механическое глушение клапана егр и программное отключение.

Очиститель сажевого фильтра дизельного двигателя

Почему забивается сажевый фильтр. Эксплуатация, профилактика. Основные способы очистки фильтра со снятием и без, жидкости для промывки. Как лучше прочищать.

Система внтиляции картерных газов

Назначение, типы и особенности конструкции системы вентиляции картерных газов двигателя внутреннего сгорания. Распространенные неполадки вентиляции картера.

Топливная система инжекторного двигателя

Почему и когда нужно промывать систему питания двигателя. Как промыть топливную систему двигателя самостоятельно: бензиновый и дизельный мотор.

Клапан ЕГР

Назначение и устройство системы рециркуляции отработавших газов. Клапан EGR, система ЕГР высокого и низкого давления. Неисправности системы рециркуляции.

Надёжная и долговечная работа двигателей внутреннего сгорания в значительной степени зависит от герметичности их впускного воздушного тракта. К герметичности впускного воздушного тракта двигателей бронетранспортёров предъявляются высокие требования. Исследованиями [1] установлено, что наиболее опасными с точки зрения износа деталей двигателя являются абразивные частицы пыли размером 15…30 мкм для узла цилиндр-поршневое кольцо и 5…15 мкм для узла подшипник коленчатого вала.

Нарушение герметичности впускного воздушного тракта, как правило, встречается в местах, где патрубки соединяются между собой при помощи резиновых рукавов (разрушение резиновых рукавов и уплотнений, ослабление стяжных хомутов), из-за негерметичности сварных швов патрубков или неправильной сборки воздухоочистителей. Негерметичность уплотнений впускного воздушного тракта вызывает интенсивный подсос пыли, что, в конечном счёте, приводит к форсированному износу двигателя.

Индикатор засорённости фильтрующего элемента воздухоочистителя контролирует исправность его работы. Однако на бронетранспортёрах БТР-80 контроль герметичности впускного тракта двигателей не предусмотрен. Необходимость системы контроля герметичности впускного воздушного тракта дизельного двигателя совершенно очевидна. Двигатели бронетранспортеров значительную часть времени работают в условиях большой запыленности окружающего воздуха.

При движении одиночной машины по пыльной грунтовой дороге в каждом кубическом метре воздуха, поступающего к воздухоочистителю двигателя, содержится до 1--2 граммов пыли. Когда боевая машина движется в колонне, запыленность воздуха достигает 2,5 г/м 3 . Следовательно, если двигатель потребляет за час работы 2000 м 3 воздуха, то к его воздухоочистителю за это время поступает до 5 кг пыли [1].

Дорожная пыль содержит частицы кварца, твердость которых не уступает твёрдости стали, поэтому попадание пыли с воздухом в двигатель вызывает его форсированный износ. Воздушный фильтр установлен в отделении силовой установки на нише правого четвёртого колеса, а индикатор засоренности воздушного фильтра установлен на экране воздухозаборного патрубка, шлангом и трубкой соединён с приёмной трубой (рис.1). В случае засорения воздушного фильтрующего элемента воздухоочистителя в приёмной трубе возрастает разрежение и когда оно возрастает до 700 мм вод. ст.(0,07 кгс/см 2 ) индикатор засорённости фильтрующего элемента 3 срабатывает, при этом сигнальный красный флажок закрывает окно индикатора и не открывает его после остановки двигателя, что указывает на необходимости обслуживании воздушного фильтра [2]. Индикатор засорённости фильтрующего элемента 3 системы питания двигателя воздухом позволяет контролировать только степень загрязнённости самого фильтрующего элемента, а негерметичность впускного воздушного тракта в силу своих конструктивных особенностей он контролировать не может. Более того, наличие разгерметизации практически делает индикатор засорённости фильтрующего элемента системы питания двигателя воздухом совершенно неработоспособным. Прибор установлен на наклонном боковом листе корпуса бронетранспортёра справа от сидения командира боевой машины. Корпус прибора ввёрнут в вертикальном положении в специальный колпак, вваренный в корпус машины. Согласно инструкции по эксплуатации бронетранспортёра БТР-80 прибор контроля избыточного давления включается в работу вывёртыванием винта до предела при включенной ФВУ с подачей воздуха через ФПТ.

При нормальном избыточном давлении 0,4 кгс/см 2 в обитаемых отделениях шарик должен находиться в верхнем положении (прижат к верхнему ограничителю). Шарик является весьма чувствительным элементом прибора, который уже срабатывает при избыточном давлении при 0,0035кгс/см 2 [2] и его положение определяется свойствами. Аэродинамические свойства шарика определяются аэродинамическими скоростью витания u, коэффициентом аэродинамического сопротивления k и коэффициентом парусности kп.

В дифференциальной форме уравнение движения шарика, находящегося под воздействием вертикального воздушного потока, будет иметь следующий вид:

при движении вверх mdu/ut = R - G,

при движении вниз mdu/ut = G - R,

где: u - относительная скорость, м/с;

G -сила тяжести шарика, Н;

R - сила аэродинамического сопротивления, Н.

где: с - плотность воздуха, кг/м 3 ;

F - площадь проекции шарика на плоскость, перпендикулярную вектору скорости воздушного потока (Миделево сечение), м2.

Условие нахождения шарика во взвешенном состоянии

Рис.1. Условие нахождения шарика во взвешенном состоянии

При скорости витания (G = R), шарик будет находиться во взвешенном состоянии (П.В.С), а при скорости воздушного потока u, равной критической скорости us потока, он прижмётся к верхнему ограничителю стеклянной трубки.

  • > тягонапоромер шлангом 18 подсоединён к штуцеру 19 патрубка 14 подачи воздуха к турбокомпрессорам (рис.2 а);
  • > тягонапоромер шлангом 2 подсоединён к индикатору засорённости фильтрующего элемента 3 (рис.2 б);

Рис. 2. Принципиальная схема исследования разрежения впускного воздушного тракта двигателя

1 - воздушный фильтр; 2 - шланг соединения прибора с индикатором засорённости Ф.Э.; 3 - индикатор засорённости Ф.Э.; 4 - приёмная труба; 5 и 17 - воздуховоды; 6 и 12 - хомуты; 7-трубка шланга индикатора; 8 - защитный колпак воздухозаборной трубы; 9-хомут крепления фильтра; 11, 13, 15 и 16 - соединительные шланги; 14-патрубок подачи воздуха к турбокомпрессорам; 18 - соединительный шланг; 19 - штуцер патрубка подачи воздуха к турбокомпрессорам; 20 ? вакуумметры.

Результаты проведённых исследований обеим схемам оказались совершенно идентичными и представлены на рисунке 3.

Экспериментальные исследования впускного воздушного тракта двигателя бронетранспортёра БТР-80 показали, что при минимальном числе оборотов холостого хода шарик прибора постоянно находился в положении нижнего ограничителя (П.Н.О.). При числе оборотов коленчатого вала выше 1950±50 об/мин. шарик прибора с положения нижнего ограничителя (П.Н.О.) поднимался вверх и переходил во взвешенное состояние (П.В.С.), а при дальнейшем увеличении числа оборотов шарик поднимается ещё выше и оказывался постоянно прижатым к верхнему ограничителю (положение верхнего ограничителя П.В.О.)

Зависимость величины разрежения впускного воздушного тракта двигателя от режима его работы

Рис. 3 Зависимость величины разрежения впускного воздушного тракта двигателя от режима его работы.

Таким образом, верхнее положение шарика прибора (П.В.С., П.В.О.) при оборотах коленчатого вала свыше 1950±50 об/мин. указывает на герметичность системы впускного воздушного тракта двигателя, а нижнее положение шарика (П.Н.О.) соответственно на её разгерметизацию и подсос неочищенного воздуха, вызывающего форсированный износ двигателя.

Разработка и установка дополнительной системы контроля герметичности впускного воздушного тракта на двигателе бронетранспортёра БТР-80 решает проблему долговечности, но усложняет его конструкцию, увеличивает металлоёмкость машины. Такое конструктивное решение нельзя признать рациональным.

С точки зрения ТРИЗ предпочтительнее создавать идеальное конструктивное техническое решение т.е. новой системы как таковой нет, а функция её выполняется [3]. Нами предлагается контролировать герметичности впускного воздушного тракта двигателя по положению шарика штатного прибора ФВУ (рис.4,5), предназначенного для контроля избыточного давления воздуха в обитаемых отделениях бронетранспортёра.

Принципиальная схема системы контроля избыточного давления внутри обитаемых отделений и герметичности впускного воздушного тракта двигателя

Рис. 4. Принципиальная схема системы контроля избыточного давления внутри обитаемых отделений и герметичности впускного воздушного тракта двигателя.

После введённых конструктивных изменений принципиальная схема прибора контроля избыточного давления и герметичности впускного воздушного тракта двигателя выглядит следующим образом (рис. 5):

Прибор в режимах контроля герметичности впускного воздушного тракта и избыточного давления внутри обитаемых отделений

Рис. 5. Прибор в режимах контроля герметичности впускного воздушного тракта и избыточного давления внутри обитаемых отделений.

Для контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателя необходимо прибор 20 (рис.4а) посредством штуцера соединить шлангом 18 со штуцером 19 впускного воздушного патрубка 14 турбокомпрессоров или шлангом 2 с индикатором 3 засорённости фильтрующего элемента (рис. 4б), а сам прибор соединить с краном 25, позволяющим устанавливать три стандартных положения:

  • >исходное положение (рис.5а), при котором винт 4 перекрыл отверстие для выхода воздуха из обитаемых отделений в специальном колпаке 1 и клапаном 19 кран 25 закрыт, что соответствует нерабочему состоянию прибора;
  • >режим контроля герметичности впускного воздушного тракта, при котором клапаном 19 кран 20 прибора открыт (рис.5б);
  • >режим контроля избыточного давления внутри обитаемых отделений, при котором клапаном 19 кран 25 закрыт, а отверстие в специальном колпаке 1 при вывернутом до отказа винте 4 открыто (рис. 5в):

Для настройки контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателя необходимо (Рис. 5б.):

Таким образом, прибор приведён в исходное состояние (рис.5 а).

Примечание:

Шток 21 вверх или вниз не перемещается, а совершает только вращательное движение. Совпадение меток 23 на штоке 21 с меткой 24 на корпусе прибора означает закрытие или открытие крана, что определяет величину аэродинамического сопротивления в стандартных положениях прибора.

Для контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателя необходимо прибор из исходного состояния (рис.5а) перевести в положение (Рис. 5б.):

Для контроля избыточного давления внутри обитаемых отделений необходимо (рис. 5в):

  • >визуально проверить исправность и герметичность системы впускного воздушного тракта двигателя;
  • > при выявлении неисправности устранить их;
  • > осуществить пуск двигателя и рукояткой ручного управления подачей топлива установить двигатель на холостой режим 600±50 об/мин.;
  • > включить подсветку прибора (лампа 16);
  • > Вывернуть винт 4 до отказа (до упора в кронштейн 3, рис. 5 в), при котором отверстия в пробке 14, стеклянной трубке 10, корпусе 10 прибора и отверстие в специальном колпаке 1 образуют единый канал для выхода воздуха из обитаемых отделений в атмосферу, что предусмотрено инструкцией по эксплуатации бронетранспортёра БТР-80;
  • > при выявлении неисправностей при К.О. устранить их, повторно произвести контроль избыточного давления внутри обитаемых отделений согласно приведённым выше пунктам.
  • >Включить фильтровентиляционную установку (ФВУ) и визуально по положению шарика прибора (шарик должен быть прижат к верхнему ограничителю) убедиться в создании избыточного давления внутри обитаемых отделений бронетранспортёра в пределах нормы;
  • > Выключить ФВУ и ввернуть винт 4 до упора в кронштейн 3, что исключит связь внутренних каналов прибора с атмосферой и обеспечит перевод прибора в исходное положение (рис. 5а);

Для использования прибора по своему штатному предназначению, как средства защиты от оружия массового поражения, т.е. установки прибора в режим контроля избыточного давления внутри обитаемых отделений достаточно из исходного положения (рис.5а) винт 4 вывернуть до отказа назад (рис.5в) при работающем двигателе на холостых оборотах и включённой ФВУ. Таким образом, объединение прибора контроля избыточного давления ФВУ с системой впускного воздушного тракта двигателя бронетранспортёра БТР-80 обеспечивает не только контроль избыточного давления внутри обитаемых отделений бронетранспортёра, но и контроль герметичности впускного воздушного тракта двигателя, а также контроль исправной работы индикатора засорённости фильтрующего элемента воздухоочистителя.

Читайте также: